Урок 4.Алфавит языка программирования Visual Basic. Переменные и константы. Объявление переменных. Типы данных. Практическая работа № 3 "Работа в среде программирования. Запуск программ на выполнение". Цели:1. Познакомить с алфавитом языка программирования Visual Basic; Переменными и константами, типами данных.2. Развивающая – учить анализировать и сравнивать.3. Воспитательная – воспитывать дисциплинированность, ответственность, інтерес к программированию на Visual Basic.^ ХОД УРОКА Орг. Момент. Актуализация знаний. Что такое проект?Проект-это набор файлов, с которыми пользователь работает при создании прикладной программы. Что такое программа? (точная инструкции (последовательность) действий, составленных программистом компьютеру на каком-то языке программирования) Что понимают под языком ?(понимают любую систему знаков) Виды языков программирования? ( ЯП бывают: Низкого уровня. - машинные (запись команд в двоичном виде); - асемблерные (ASSEMBLER). Высокого уровня (BASIC, PASCAL, C, PROLOG). Визуального программирования (об’ектно-ориентированные) (VISUAL BASIC, VISUAL C, DELPHI, C++).^ Новая темаМотивация учебной деятельности учениковУчитель предлагает ученикам вспомнить, как можно вычислять основные математические функции, такие как sin, cos, корень квадратный с помощью калькулятора и в электронной таблице. Он обращает внимание на то, что эти функции называются стандартными потому, что вычисляются одинаково при помощи различных средств. Он подводит учеников к выводу о том, что должны существовать специальные способы записи этих функций и в ЯП Visual Basic.2. Объявление темы и ожидаемых результатовПосле этого урока ученики смогут: • Рассказать о Алфавите языка программирования Visual Basic; • Привести примеры основных стандартных функций для числовых данных в ЯП Visual Basic; • Рассказать о Переменных, типах переменных; • Рассказать о константах;объявлении констант.3.Задание. Создайте в тетрадях таблицу; Пользуясь файлом с теоретической частью, заполнить таблицу ответами Время 10-12 мин Алфавит языка программирования Visual Basic. Переменные и константы. Объявление переменных. Типы данных. Алфавит языка программирования Буквы Цифры Знаки операций Разделительные знаки Символы отношений Функции: Проект – это… Переменные. переменные хранят… Длина имени переменной… Правила составленииИмени переменной Регистр символов… Типы переменных Тип переменной Значение переменной Константы ^ Новая тема. Теоретическая часть 1.Основные средства языка. Алфавит языка.Алфавит языка программирования – это набор символов, которые могут быть использованы при составлении программы. Программист должен знать, какие символы “понимает” данный язык программирования, чтобы без ошибок написать программу. Буквы кириллицы - большие и маленькие; Цифры – от 0 до 9; Знаки операций - +, -, /, *,=,, , =; Разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т. д. Латинские буквы – большие и маленькие; А также:Символы отношений(>= Функции: Sin(x)- синус аргумента Х Cos(x)- косинус аргумента Х Tan(x)- тангенс аргумента Х Ln(x)- натуральный логарифм аргумента ХSqrt(x)- возведение аргумента х в квадратSqr(x)- извлечение квадратного корня из аргумента хAbs(x)- модуль аргумента Х 2. Переменные. Для начала я вас познакомлю с переменными и вообще, что такое память. Представьте лист бумаги в клетку. Каждый квадрат имеет размеры 5x5 см. и площадь 0,25 см2. Если представить память компьютера в виде листа, то один квадрат будет соответствовать одному байту. Один килобайт (1024 байт) будет иметь размеры 16Х16 см. Это может и мало, но мегабайт(1024 кбайт) оказывается на удивление очень большим, а 16 Мбайт – это треть футбольного поля!!! Так вот если написано слово “Иванов” и каждая буква “весит” 1 байт, то Общий объём слова равен 6 байтам. Так вот как только ваши приложения начнут хранить, извлекать и отображать данные, вам неизбежно придётся работать с переменными, массивами и константами. Переменной – называется имя, определяющее область памяти для хранения временной величины. В Visual Basic переменные хранят информацию (значения). При их использовании Visual Basic резервирует область в памяти компьютера для хранения данной информации. Имена переменных могут достигать 255 символов в длину, начинаются они с буквы, за которой могут следовать другие буквы, цифры или символы подчеркивания. Регистр символов и наименований переменной значения не имеет. Следующая таблица перечисляет некоторые возможные имена переменных и объясняет, подходят ли они по стандарту. Base1_Ball Подходит 1Base_Ball Не подходит, так как начинается не с буквы. Base.1 Не подходит, так как используется точка. Base&1 Не подходит, так как используется амперсанд. ThisIsLongButOK Не подходит, так как длина всего 15 символов. Использование осмысленных имен помогает документировать текст программы и облегчает неизбежный процесс ее отладки. Выразительное имя переменной является прекрасным способом для объяснения смысла применения многих инструкций в коде программы. В качестве имен новых переменных нельзя использовать зарезервированные слова; например. Print не подходит для этого. Однако такие слова могут присутствовать как часть имени переменной, например, Printlt. Visual Basic будет выдавать сообщение об ошибке, если программист попытается использовать зарезервированное слово в качестве названия своей переменной, причем обычно сразу после нажатия клавиши ENTER. Одно из наиболее общих соглашений об именах переменных состоит в использовании заглавных букв в начале каждого из слов, составляющих данное имя (например, Printlt, а не Printit). Это соглашение носит название "имена переменных со смешанным регистром". Оно используется и в данной книге, поскольку большинство людей находят такие имена переменных более читабельными. Некоторые еще используют и символ подчеркивания (например, Print_It), но здесь данный стиль не используется, поскольку отнимает много места и иногда вызывает проблемы при отладке. 3.Типы переменных Visual Basic работает с 14 стандартными типами переменных. Кроме того, программист может определить собственный тип данных. В данном разделе описаны те из них, которые в основном применяются при работе с данными. В Visual Basic существует несколько типов переменных, называемых типами данных. Вот самые используемые (с остальными я вас познакомлю на следующих уроках по мере продвижения.) Тип данных: Назначение: Integer Числовая переменная, содержит целые числа из интервала -32 768 до 32767. Long Тоже самое, только с более широким интервалом. String Переменная для хранения текстовых и строковых значений (букв) Boolean Переменная для хранения значений True(Правда) или False (Ложь)О True и False вы узнаете потом. Byte Байтовый тип является новым в Visual Basic 5 и предназначен для хранения целых чисел от 0 до 255. Его использование позволяет сильно экономить оперативную память и уменьшать размер массивов (см. главу 10) по сравнению с предыдущими версиями Visual Basic. Кроме того, он используется при работе с двоичными файлами. Variant Универсальная переменная, которая может хранить переменныебольшинства переменных. Внимание!!! Не рекомендуется использовать переменную Variant, она слишком громоздкая и сильно замедляет программы. Также и другие переменные нужно использовать рационально! Они могут погубить программу, если их много. 4. Константы.Константы обладают некоторым сходством с переменными. Они тоже объявляются и им присваиваются значения. В отличии от переменных значения констант остаются неизменными на протяжении всего жизненного цикла приложения. Одновременно с объявлением константы ей присваивается значение. Для этого используется ключевое слово CONST. Например, Const conPi=3.14Обсуждение изученной темы. Практическая работа. (работа проводится по карточкам).Создадим разработку с интерфейсом показанным на рис.3 ( на форме расположим таймер и две командные кнопки). Имя таймера (значение свойства Name) оставим Timer1 , которое Visual Basic предложил по умолчанию, а для командных кнопок установим одинаковое имя – Z, что приведет к созданию массива элементов (в данном случае командных кнопок). Первая из кнопок будет иметь индекс 0 , а вторая индекс 1. Значение свойства Style=1(graphica) Рис. 3. Кроме двух кнопок в этом приложении присутствует новый элемент – меню ( оно располагается в верхней части окна программы). Рассмотрим шаги связанные с созданием меню. Во-первых, в меню Tools выберем раздел Menu Editor ( рис.4). В этом разделе создадим три пункта меню, при этом параметр Caption обозначает надпись которую мы увидим на экране, а значение свойства Name фактически является началом названия функции которая будет выполняться при щелчке мышкой по данному пункту меню ( полное название включает еще добавление Click). Рис. 4. Теперь поговорим о функционировании данной программы. По щелчку по пункту меню Быстро должен происходить обмен цветов кнопок через каждые 0,3 секунды, а соответственно, щелчок по разделу меню Медленно приводит к обмену цветов кнопок через каждую секунду. Щелчок по пункту Стоп останавливает обмен цветов. И теперь разберем шаги направленные на создание и функционирование рассмотренного меню. Так, у элемента управления Timer есть свойство Interval и метод Timer, при этом значение свойства Interval определяет периодичность вызова метода Timer. Объекту Timer Visual Basic автоматически назначает имя Timer1. Если мы установим у этого объекта свойство Interval равным 1000, то через каждую секунду будет автоматически выполняться процедура Timer1_Timer. Соответственно, для смены цветов через 0,3 секунды необходимо свойство Interval установить равным 300. Для исключения событий таймера свойство Interval необходимо установить равным 0. В связи с этим оформим процедуры щелчков по пунктам меню, так как показано на рис.5. Private Sub Быстро_Click()Timer1.Interval = 300End SubPrivate Sub Медленно_Click()Timer1.Interval = 1000End SubPrivate Sub Стоп_Click()Timer1.Interval = 0End Sub Рис. 5. Теперь периодическую процедуру обработки сигналов таймера можно оформить, так как показано на рис.6. Private Sub Timer1_Timer()a = Z(1).BackColorZ(1).BackColor = Z(0).BackColorZ(0).BackColor = aEnd Sub Рис. 6.После выполненных действий следует сохранить данный проект ( в разделе меню File). При этом всегда сохраняются два файла – файл проекта и файл формы. И теперь можно запустить созданную программу на выполнение (для этого можно использовать либо меню Run либо кнопку пиктографического меню Итоги урока. Вставление оценок.Мы познайомились с алфавитом языка программирования Visual Basic; Переменными и константами, типами данных.Домашнее задание: Выучить теорию.