АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬМИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ«БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В БЕЛАРУСИ»Февраль, 20091. Обеспечение максимально высокой занятости – важнейший приоритет социально-экономической политики Белорусского Государства. Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики. Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд. «Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем: повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест; достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы; содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования; усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий. Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%. Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году. В Республике Беларусь один из самых низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы. В январе–ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс. Численность занятых в экономике в январе–ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%. В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г. Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб. По оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда: создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.^ 2. Актуальные проблемы обеспечения занятости в старане и их решение. К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся: снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке; создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов; достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики; повышение территориальной мобильности рабочей силы. Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД. Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам. За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека. Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики. В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку – женщина. Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%. В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др. Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов. В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов. Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест. Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%). Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%). Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей. Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет. Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем. В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8. Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда. Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти – 1,6%–2%, в 2-х – более 2%. Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265. Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения. В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%. Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения. В 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному. Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы. Указ Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами. Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах. «И работу надо искать в целом по республике, а не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители самых разных специальностей», – подчеркнул Глава государства в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г. Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства. Так, в прошлом году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25. Однако это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан. ^ 3. Сохранение производственного и кадрового потенциала – главная задача текущего года. Возможности обеспечения и эффективность занятости в каждой стране в той или иной степени зависят от экономической ситуации в других государствах, особенно в государствах-партнерах. Поэтому глобальный финансово-экономический кризис отразился и на положении дел на отдельных предприятиях и общем экономическом климате в республике. Более 60% объема производимой белорусскими предприятиями продукции ориентировано на экспорт. Многие из них работают с импортным сырьем и материалами. Республика импортирует значительную часть товаров производственного и потребительского назначения. Тем самым на условиях деятельности отечественных товаропроизводителей сказываются изменения объемов торговых оборотов с внешними партнерами, а также изменения цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, курсов валют. Многие зарубежные фирмы, столкнувшись с кризисом реализации продукции, для сокращения финансовых потерь прибегают к традиционной для западного мира тактике массовых увольнений работников. Заметно ухудшилась ситуация с обеспечением работы предприятий и занятости населения в государствах СНГ. В данных условиях с определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы столкнулись в последние месяцы и белорусские экспортно-ориентированные предприятия: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей, из-за несбалансированности курсов валют снизилась эффективность белорусского экспорта. Отдельные предприятия вынуждены были перейти на сокращенный график работы. Вместе с тем в республике не наблюдается и не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства. Руководством страны принят план антикризисных мер и осуществляются следующие шаги по модернизации и либерализации экономики: государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий; стабилизация финансовой системы; создание «подушек безопасности» за счет привлечения внешних займов; упрощение процедур деятельности субъектов хозяйствования; экономически целесообразная и социально ответственная приватизация части государственных предприятий; совершенствование налогового и таможенного законодательства, имущественных и земельных отношений, ценового и антимонопольного регулирования; усилия по приданию российскому рублю статуса региональной валюты; другие совместные меры противодействия последствиям кризиса в рамках Союзного государства, Таможенного союза и СНГ. Важным конкурентным преимуществом отечественных товаропроизводителей являются выгодные для Беларуси договорные цены на российский газ, которые в 2–3 раза ниже мировых. Сохранению кадрового состава и стимулированию труда работников предприятий будут способствовать меры по сокращению ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям и специалистам организаций, а также отмене обязательного установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда работников организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда; расширение прав нанимателей по определению перечня и размера выплат стимулирующего характера, включаемых в себестоимость продукции. Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки. Повышение фондоотдачи, освоение новых – высокотехнологичных – видов продукции, последовательное улучшение качества выпускаемых товаров, активная позиция в их продвижении к потребителю, завоевание новых рынков сбыта – те рычаги, которые позволят упрочить положение предприятий, обеспечивая полную, эффективную занятость работников. О том, что реальные возможности для этого имеются, свидетельствуют примеры ряда флагманов национальной индустрии. Значительными возможностями для расширения экспортных поставок на внешние рынки располагают сельскохозяйственные предприятия. В прошлом году получен хороший урожай основных видов сельскохозяйственной продукции. Необходимо грамотно воспользоваться складывающейся, в целом выгодной для нашей страны, конъюнктурой мировых цен на продовольственные товары и растительное сырье, обеспечив высокие доходы сельхозпроизводителям. 10 января 2009 г. во время рассмотрения кадровых назначений А.Г. Лукашенко подтвердил, что Беларусь не откажется от реализации Государственной программы возрождения и развития села. То же было сказано и в отношении Государственной целевой программы развития регионов, малых и средних городских поселений. При этом белорусский лидер подчеркнул, что руководителям местных исполнительных органов необходимо сосредоточить усилия на создании производств, ориентированных на местные ресурсы, что позволит повысить занятость населения, улучшить экономику регионов. Значительные возможности обеспечения полной занятости населения связаны также с развитием самозанятости и предпринимательской деятельности в стране. В результате работы по улучшению делового климата, финансовой поддержки организации бизнеса безработными количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в республике год от года возрастает. Число малых предприятий увеличилось за 2008 год на 18% и на 1 января 2009 г. составило 66,4 тыс. Из них в малых и средних городских поселениях страны на начало текущего года зарегистрировано 7 315 малых предприятий, в том числе в 2008 году вновь создано 2 494 малых предприятия. Численность индивидуальных предпринимателей за 2008 год возросла на 1,3% и на 1 января 2009 г. составила 215,6 тыс. человек. Начало нынешнего года характеризуется принятием комплекса мер, направленных на создание привлекательных и простых условий для развития в стране частной инициативы и малого предпринимательства. Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 с февраля 2009 г. республика перешла на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Срок государственной регистрации сокращен до одного дня, перечень представляемых документов минимален, финансовые затраты на организацию собственного дела многократно уменьшены. Наряду с этим, Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 703 определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а только уведомляется налоговая инспекция и уплачивается единый налог. Для субъектов малого предпринимательства упрощены процедуры налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды. Все это способствует легализации бизнеса, в том числе и среди скрывающих свою деятельность безработных и малообеспеченных лиц. Для вовлечения в предпринимательскую деятельность сельского населения с 1 января 2009 г. увеличен до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время это более 3,5 млн. руб.), или на 36%, размер субсидии безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Механизм оказания финансовой поддержки безработным для организации предпринимательской деятельности действует уже на протяжении многих лет. В частности, в 2008 году служба занятости оказала содействие в открытии собственного дела 2,7 тыс. человек. В текущем году для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости предполагается финансово поддержать еще 2,4 тыс. безработных. На финансирование данной программы в 2008 году было направлено 5,179 млрд. руб. бюджетных средств и средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. Это позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест. В 2009 году на эти цели планируется направить более 6,502 млрд. руб. Таким образом, в стране создан широкий спектр правовых, экономических и организационных условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала.^ Минский район Ситуация на рынке труда Республики Беларусь в 2008 году характеризуется устойчивостью основных тенденций (увеличением спроса на рабочую силу, улучшением показателей использования рабочего времени, снижением масштабов вынужденной неполной занятости), относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы, по республике – 0,8 процента от общей численности экономически активного населения, в г. Минске – 0,4% в Минской области – 0,8%, Минском районе – 0, 24% (при задании 0,5%). На рынке труда по-прежнему востребованы работники строительных профессий (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др.), токари, фрезеровщики, слесари, водители автомобиля; среди специалистов – врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности – механизаторы, трактористы, операторы машинного доения, животноводы, ветврачи, зоотехники и др. В то же время по ряду профессий (специальностей) предложение рабочей силы значительно превышает спрос: бухгалтер, экономист, юрист, преподаватель, техник-технолог, закройщик, оператор персональных электронно-вычислительных машин, продавец непродовольственных товаров, парикмахер и др. В последние годы отмечается устойчивая тенденция сокращения безработицы в результате ежегодно реализуемых мер по обеспечению занятости населения. Вместе с тем по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса на рабочую силу и предложения. Ряд нанимателей представляют вакансии с оплатой на уровне минимальной заработной платы, что делает непривлекательными для соискателей, особенно в сельской местности. Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение. Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также имеющих длительный перерыв в работе. Меняется структура обращающихся в отдел занятости, увеличивается количество граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 процентов безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости населения. В 2008 году численность занятого населения в Минском районе составила 85 тыс.628 человек. В отделе занятости управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома состояло на учете 2261 человек из них признано безработными 1120. Трудоустроено обратившихся граждан, всего 1170 в том числе безработных – 581. Уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах – 0,24 процента от численности экономически активного населения (в 2007 – 0,41процент). Обеспечивались государственные социальные гарантии в виде выплаты пособий по безработице, компенсационные выплаты, 50 безработным была оказана материальная помощь на сумму 9 537 300 рублей. В целях снижения дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание было уделено вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям. Подготовка рабочих кадров осуществлялась с учетом потребности нанимателей и требований производства. На профессиональное обучение направлено 220 безработных, израсходовано 246 567 900 руб. Для трех безработных инвалидов организована трудовая реабилитация на рабочих местах с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда и проведение других мероприятий, направленных на реабилитацию безработных инвалидов, а также затрат на создание рабочих мест на сумму 4 420 200 рублей. Совершенствовалась в районе система содействия временной занятости учащихся в свободное от учебы время с использованием средств Фонда социальной защиты на сумму 35 342 000 рублей. В течение года таким видом занятости было обеспечено 206 школьников. В целях получения молодежью навыков практического опыта работы, прошедших профессиональное обучение по направлениям отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома, трудоустроены 27 человек на временные рабочие места в рамках "Молодежной практики" с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда на сумму 17 709 200 руб. В оплачиваемых общественных работах, в том числе на объектахорганизаций социальной сферы, приняли участие 679 обратившихся, из них 350 безработных. На проведение таких видов работ было израсходовано 35 342 000 рублей. В 2008 году в Минском районе было создано 5 679 новых рабочих мест за счет всех источников финансирования в том числе: в сельской местности – 5 197; в малых городах – 482; 49 рабочих мест созданы нанимателями за счет использования бюджетных ссуд, выделяемых из Фонда социальной защиты на сумму 450 000 000 рублей и направляемых на мероприятия по обеспечению занятости населения. Для организации предпринимательской деятельности и развитиясамозанятости была оказана финансовая поддержка в виде ссуд и субсидий на сумму 46 650 000 рублей 15-ти безработным – на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения. Шесть семей из числа безработных было переселено на новое место жительства и работы, на что было израсходовано 6 850 700 рублей. Велась активная работа по трудоустройству лиц обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В 2008 году поступило 97 определений суда и 70 решений КДН об отобрании детей. На начало года состояло на учете – 24 обязанных лица, в течение года зарегистрировано 72. Все обратившиеся обязанные лица трудоустроены. В 2009 году продолжается выполнение поставленных Государственной программой задач. Осуществляются меры по содействию занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы. Решением Минского райисполкома установлена нанимателям броня для приема на работу 185 граждан, в том числе 65 – безработных, впервые ищущих работу в возрасте до 21 года, 20 – инвалидов, 35 – граждан, освобожденных из мест лишения свободы. В первую очередь будет проводиться трудоустройство инвалидов, женщин, длительно неработающих безработных на созданные нанимателями рабочие места с использованием бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты. Продолжится работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по судебному постановлению в управление по труду, занятости и социальной защите. В этих целях нанимателям установлена броня для приема на работу 300 данной категории граждан.Будет обеспечиваться контроль за соблюдением нанимателями и безработными законодательства о занятости населения, в том числе в части приема на работу граждан в счет брони, полного и своевременного предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), трудоустройства и увольнения родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.Одной из важнейших задач отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите является: трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан ; обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности; обеспечение государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий по безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи. На 2009 год Государственной программой установлены следующие задания: оказание содействия в трудоустройстве 600 безработных; направление на обучение и повышение квалификации 242 безработных; трудовая реабилитация 3 безработных инвалидов; социальной защиты; временная занятость 27 безработных в рамках «Молодежная практика»;организация временной занятости в виде оплачиваемых общественных работ 320 безработных; создание 4 тыс. 740 рабочих мест, в том числе 15 рабочих мест - с использованием бюджетных ссуд; оказание финансовой поддержки в виде субсидий 15 безработным для содействия в организации предпринимательской деятельности; обеспечение кадрами трудонедостаточных регионов за счет переселения 2-х семей безработных. Доведенные Государственной программой задания позволят к концу 2009 года существенно повысить занятость населения Минского района.«О профилактике асоциального поведения граждан в сфере семейно-бытовых отношений» Как показывает практика и анализ преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, каждое третье убийство и каждое четвёртое умышленное причинение тяжких телесных повреждений совершается в ходе возникающих семейных ссор и конфликтов. Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами спиртными напитками, наносят непоправимый вред институту семьи, а также соседскими отношениями, не дают возможности полноценно развиваться несовершеннолетним, и в конечном итоге, приводит к трагическим последствиям. В истекшем году в Минском районе на бытовой почве зарегистрировано 4 убийства и 6 тяжких телесных повреждений. Сложная обстановка в данной сфере продолжает складываться и в январе текущего года – уже совершенно 2 особо тяжких преступления. По обоим фактам минской районной прокуратуры возбужденны уголовные дела, проводится следствие, преступники задержаны и водворены в изолятор временного содержания. В связи со сложной обстановкой, сложившейся в последнее время в сфере семейно-бытовых отношений, ростом количества «бытовых» преступлений и правонарушений, министерством внутренних дел Республики Беларусь принято решение о проведении в феврале текущего года специальных организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения граждан в сфере семейно-бытовых отношений, издано соответствующее Распоряжение №6 от 22.01.2009. В ходе проведения мероприятий предусмотрено создание информационно-пропагандистских групп из числа сотрудников милиции, здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, средств массовой информации и др. для проведения культурно-просветительской работы в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства граждан, направленной на привитие чувства нетерпимости к асоциальному поведению граждан, проведение акций «Молодёжь за здоровый образ жизни», «День трезвости», также намечен ряд других мероприятий. К сожалению, семейно-бытовые преступления всё чаще фиксируются бесстрастным языком милицейских сводок. Как правило, это результат длящихся годами конфликтов, сопровождающихся пьянством, жестоким обращением с родителями, женой, детьми… и «поощряемых» равнодушием соседей, безразличием сослуживцев. Безрадостна и горька жизнь детей в таких семьях. Жестокость родителей во многом является причиной подростковых суицидов. Убеждённость каждого в трезвом образе жизни – непременное условие благополучия в семье, правильного воспитания детей, уважения соседей и коллег по работе.