О. ЛИВШИЦ, соискатель Академического Международного институтаАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТОМ ПРИ ПЕРВИЧНОМ ПУБЛИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российское законодательство определяет раскрытие информации как обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение1. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступность информации на рынке ценных бумаг характеризуется отсутствием привилегий для доступа к ней или обязательностью ее раскрытия в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Обеспечение своевременного и полного раскрытия информации является одной из основных задач государственного регулирования рынка ценных бумаг. Установление административного режима раскрытия информации на фондовом рынке направлено, в первую очередь, на защиту интересов инвесторов. Обладая необходимым объемом информации об эмитенте и его финансовом положении, потенциальный инвестор получает возможность принять наиболее взвешенное решение о вложении свободных средств с точки зрения соотношения рисков и прибыльности инвестиций. Создание государством условий для максимальной информированности потенциального вкладчика стимулирует инвестиционную активность. Инвестиции – важнейший фактор развития экономики1, в связи с чем обеспечение непрерывного притока инвестиционных ресурсов в отрасли народного хозяйства в высшей степени отвечает интересам государства. Вместе с тем введение режима раскрытия информации на рынке ценных бумаг входит в интересы бирж и профессиональных участников рынка ценных бумаг, поскольку повышение инвестиционной активности гарантирует рост оборота капитала на бирже, что обеспечивает доход организаторов торговли и профессиональных участников фондового рынка. В то же время обязательность раскрытия информации выгодна и эмитентам. Во-первых, установление единых форматов раскрытия информации и законодательное определение объема раскрываемой информации существенно упрощает задачу эмитента по продвижению на рынок своих ценных бумаг и доведению необходимых сведений до потенциальных инвесторов. Во-вторых, обязательность раскрытия аналогичной информации другими эмитентами позволяет эмитенту наиболее адекватно определить стоимость выпускаемых на рынок ценных бумаг и их конкурентоспособность. В-третьих, доступность информации значительно расширяет круг потенциальных инвесторов. В-четвертых, как уже отмечалось, повышение инвестиционной активности обеспечивает приток средств, ради привлечения которых, собственно, эмитент и выходит на фондовый рынок. Кроме того, введение режима обязательного раскрытия информации эмитентами ценных бумаг упрощает контроль над их деятельностью и снижает риски мошеннических действий на фондовом рынке. По мнению Конституционного Суда РФ, «информационная прозрачность» – «это фундаментальный принцип функционирования современного фондового рынка»1. Концентрация капитала на фондовом рынке довольно высока, как и риск утраты вложенных средств. Приобретатель эмиссионной ценной бумаги утрачивает право собственности на передаваемые другим лицам капиталы, получая взамен набор определенных обязательственных прав, фактическая реализация которых часто зависит от деятельности лиц, не являющихся сторонами правоотношения по приобретению бумаги. Возможность привлечения больших объемов свободных денежных средств у неограниченного круга лиц потенциально несет в себе риски использования фондового рынка для различного рода финансовых махинаций, создания финансовых пирамид и т.п. Поэтому, принимая решение о распоряжении капиталами, приобретатель эмиссионной ценной бумаги должен получить возможность тщательно оценить возможные риски, что обеспечивается через систему доведения до него информации о должнике по ценной бумаге, а также об иных лицах, влияющих на исполнение должником своих обязанностей. Минимизация риска утраты вложенных средств достигается через раскрытие информации не только на стадии принятия решения о приобретении ценной бумаги, но и на период ее владения. В последнем случае владелец бумаги должен получить достаточные данные для принятия взвешенного решения о том, намерен ли он получить эквивалент вложенных средств и доход по ним через реализацию удостоверенных ценной бумагой прав, например получая дивиденд или процент, или он предпочтет реализовать свою ценную бумагу, не рассчитывая на способность должника обеспечить исполнение корреспондирующих правам обязанностей1. Административно-правовой режим раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя нормы, определяющие: - субъекта раскрытия информации; - условия раскрытия информации; - объем раскрываемой информации; - формы раскрытия информации; - способы раскрытия информации; - сроки раскрытия информации; - формы контроля над соблюдением законодательства о раскрытии информации; - административную ответственность за нарушение режима раскрытия информации. Содержание административно-правового режима раскрытия информации варьируется в зависимости от вида ценной бумаги и способа ее размещения и обращения. Для определения содержания административно-правового режима раскрытия информации эмитентом при первичном публичном размещении акций в Российской Федерации принципиальное значение имеет публичность размещения акций. Действующее российское законодательство характеризует публичное размещение ценных бумаг как размещение их путем открытой подписки, в том числе, на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг»1). Открытая подписка предполагает неограниченное число потенциальных покупателей ценных бумаг. При этом законодательно установлено, что непременным условием публичного обращения ценных бумаг, помимо регистрации проспекта ценных бумаг, является соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации (ст. 27.6 Закона «О рынке ценных бумаг). Таким образом, публичный способ размещения акций автоматически делает эмитента субъектом административно-правового режима раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Размещение акций путем открытой подписки (публичное размещение) предполагает обязательную регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг (п. 2 ст. 19 Закона «О рынке ценных бумаг»). В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. При этом размещение акций путем открытой подписки обязывает эмитента публиковать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг с указанием порядка доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров (ст. 23). Таким образом, вся информация, содержащаяся в проспекте ценных бумаг, подлежит обязательному раскрытию эмитентом при первичном публичном размещении акций. Законодательно установлены общие требования к содержанию проспекта ценных бумаг (ст. 22 Закона «О рынке ценных бумаг»), что позволят определить объем раскрываемой эмитентом информации в форме опубликования проспекта эмиссии ценных бумаг. Состав сведений, подлежащих обязательному отражению в проспекте ценных бумаг, определяет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг – Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации1. Сведения, обязательные для включения в проспект ценных бумаг, можно условно подразделить на три группы: 1. ^ Сведения об эмитенте (история создания эмитента; основная хозяйственная деятельность; участие в других юридических лицах; перспективы развития компании; состав, структура и стоимость основных средств; участники эмитента (акционеры); размер и структура уставного капитала; распределение уставного капитала между акционерами; структура органов управления; лица, входящие в состав органов управления; количество штатных сотрудников; контролирующие и наблюдательные органы; независимые оценщики, консультанты, аудиторы; банковские счета; сделки с заинтересованностью; кредитные рейтинги). 2. ^ Сведения о финансово-хозяйственном положении эмитента (за последние пять лет – показатели финансово-экономической деятельности; факторы, повлиявшие на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности; рыночная капитализация; цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг; риски; ликвидность эмитента, размер, структура и достаточность капитала и оборотных средств эмитента; за последние три года - годовая бухгалтерская отчетность с приложением заключения аудитора (аудиторов); квартальная бухгалтерская отчетность за последний завершенный отчетный квартал; сводная бухгалтерская отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года; общая сумма экспорта и его доля в общем объеме продаж. 3. ^ Сведения о выпускаемых ценных бумагах (виды размещаемых эмиссионных ценных бумаг, номинальная стоимость, объем выпуска, цена, срок, порядок и условия размещения эмиссионных ценных бумаг; порядок и условия оплаты размещаемых эмиссионных ценных бумаг, заключения договоров в ходе размещения эмиссионных ценных бумаг; круг потенциальных приобретателей размещаемых эмиссионных ценных бумаг; наличие преимущественных или иных прав на приобретение размещаемых эмиссионных ценных бумаг; ограничения на приобретение и обращение размещаемых эмиссионных ценных бумаг; порядок раскрытия информации о размещении и результатах размещения эмиссионных ценных бумаг; лица, оказывающие услуги по организации размещения и (или) по размещению эмиссионных ценных бумаг, их вознаграждение и наличие обязанностей по приобретению не размещенных в срок ценных бумаг; организаторы торговли на рынке ценных бумаг, на которых предполагается размещение и/или обращение размещаемых эмиссионных ценных бумаг; возможное изменении доли участия акционеров в уставном капитале эмитента в результате размещения эмиссионных ценных бумаг; расходы, связанных с эмиссией ценных бумаг; способы и порядок возврата средств в случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. Нормативно закрепленный перечень информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг и подлежащей обязательному раскрытию эмитентом при публичном размещении акций, весьма объемный и включает в себя практически все сведения об эмитенте и его деятельности вплоть до имен фактических акционеров и их долей в АО и номеров банковских счетов компании. Таким образом, государство обязывает компанию, принявшую решение о публичном размещении акций, обеспечить полную информированность о себе не только уполномоченным государственным органам, но и любым заинтересованным в такой информации частным лицам в форме раскрытия текста проспекта эмиссии ценных бумаг. При опубликовании текста проспекта ценных бумаг на странице в сети «Интернет» должны быть указаны государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, под которым зарегистрирован проспект ценных бумаг, дата его регистрации и наименование регистрирующего органа, осуществившего регистрацию проспекта ценных бумаг1. Текст зарегистрированного проспекта ценных бумаг должен быть доступен в сети «Интернет» с даты его опубликования в Интернете и до истечения не менее 6 месяцев с даты опубликования в сети текста зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а если в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (иными федеральными законами) эмиссия ценных бумаг проводится без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг – до истечения не менее 6 месяцев с даты опубликования в Интернете текста представленного в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В свою очередь, регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг является основанием для определения форм раскрытия информации эмитентом при первичном публичном размещении ценных бумаг. Согласно ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг»1, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан раскрывать информацию в форме: - ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); - сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). Формально в законодательстве предусмотрена обязанность эмитента, регистрирующего проспект эмиссии ценных бумаг, раскрывать информацию на каждом этапе процедуры эмиссии (ч. 2 ст. 19 Закона «О рынке ценных бумаг»). Однако данное требование дублирует законодательно закрепленную обязанность эмитента осуществлять раскрытие информации в форме сообщения о существенных фактах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, поскольку в перечень сведений, признаваемых существенными фактами, включены этапы эмиссии ценных бумаг. Следовательно, раскрывая информацию в форме сообщений о существенных фактах, эмитент автоматически выполняет требование по раскрытию информации на каждом этапе процедуры эмиссии. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н утверждено «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»1, которое регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее – ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее – ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее — сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам. Данное Положение является основным актом, регламентирующим административно-правовой режим раскрытия информации эмитентом при первичном публичном размещении акций.^ Раскрытие эмитентом информации в форме ежеквартального отчета Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг. Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг (ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг»). Раскрытие информации в форме ежеквартально отчета осуществляется двумя способами: Предоставлением отчета в регистрирующий орган – ФСФР1. Опубликованием текста отчета в сети «Интернет». Срок раскрытия информации, содержащейся в ежеквартальном отчете, составляет 45 дней с даты окончания отчетного квартала. В течение этого времени ежеквартальный отчет должен быть представлен в регистрирующий орган и опубликован в Интернете. Не позднее одного дня с даты опубликования на странице в сети «Интернет» текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети.^ Раскрытие эмитентом информации в форме сообщения о существенных фактах Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации проспекта ценных бумаг данного эмитента, и прекращается одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. На каждый существенный факт составляется отдельное сообщение. Если наступление одного и того же события или совершение одного и того же действия требует его раскрытия в форме нескольких сообщений о существенных фактах, на такие существенные факты может быть составлено одно сообщение с указанием всех заголовков существенных фактов, сведения о которых включаются в такое сообщение. К сведениям, подпадающим под режим раскрытия информации при эмиссии ценных бумаг (в том числе при их первичном публичном размещении), законодательство относит информацию: а) о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ; б) о фактах, повлекших за собой разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%; в) о фактах, повлекших за собой разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10%; г) о фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более процентов активов эмитента по состоянию на дату сделки; д) об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг; е) о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг; ж) о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным; з) о включении в реестр акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций; и) о дате закрытия реестра акционеров эмитента; к) о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента; л) сведения о решениях общих собраний; м) о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента; н) о поступившем эмитенту – открытому акционерному обществу, в соответствии с гл. XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах»1 добровольном или обязательном предложении (в том числе конкурирующем предложении); о) о поступившем эмитенту – открытому акционерному обществу, в соответствии с гл. XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг или требовании о выкупе ценных бумаг, направленных лицом, которое приобрело более чем 95% от общего количества обыкновенных и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона «Об акционерных обществах», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам. Перечисленные сведения подлежат раскрытию в форме сообщения о существенном факте. В качестве способов раскрытия информации в форме сообщения о существенных фактах Положение устанавливает: - направление сообщения в регистрирующий орган; - опубликование сообщения в ленте новостей; - опубликование сообщения на странице в сети «Интернет». Раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться в следующие сроки с момента наступления существенного факта: - направление в ФСФР – в течение пяти дней; - опубликование в ленте новостей – не позднее одного дня; - опубликование на странице в сети «Интернет» – не позднее двух дней. Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее шести месяцев с даты его опубликования в сети. Сообщение о существенном факте, содержащем сведения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем открытой или закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, должно быть также опубликовано в периодическом печатном издании. В форме сообщения о существенном факте эмитент, проводящий первичное публичное размещение акций, раскрывает сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг посредством опубликования указанными способами (в ленте новостей и опубликование в Интернете) в названные сроки (один и два дня соответственно) сообщений: - о принятии решения о размещении ценных бумаг; - об утверждении решения о выпуске ценных бумаг; - о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и порядке доступа к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг (с обязательным опубликованием в течение 10 дней в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров). Помимо раскрытия информации в форме опубликования сообщения на этапе государственной регистрации выпуска ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию путем опубликования текста зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг и в форме текста зарегистрированного проспекта ценных бумаг на странице в сети Интернет. В сообщении о государственной регистрации выпуска ценных бумаг эмитент может предусмотреть дополнительные способы ознакомления всех заинтересованных лиц с информацией, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в том числе посредством опубликования текста зарегистрированного проспекта ценных бумаг в периодическом печатном издании (изданиях), выбранном (выбранных) эмитентом и (или) рассылку или предоставление в иной форме текста зарегистрированного проспекта ценных бумаг заинтересованным лицам; - о дате начала размещения ценных бумаг (в ленте новостей – не позднее чем за пять дней до даты начала размещения ценных бумаг, на странице в сети «Интернет» – не позднее чем за четыре дня до даты начала размещения ценных бумаг); об изменении даты начала размещения ценных бумаг; о цене (порядке определения цены) размещения ценных бумаг; о приостановлении размещения ценных бумаг, сообщения о возобновлении размещения ценных бумаг; - о государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. На этом этапе эмиссии информация подлежит раскрытию также путем опубликования текста зарегистрированного отчета об итогах выпуска ценных бумаг на странице в сети «Интернет». Текст зарегистрированного отчета об итогах выпуска ценных бумаг должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее шести месяцев с даты его опубликования. Если доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, обеспечивался эмитентом дополнительными способами, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска ценных бумаг, теми же дополнительными способами, которыми обеспечивался доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг; - о представлении в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг. Одновременно с раскрытием информации в форме сообщения эмитент публикует текст представленного в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг на странице в сети «Интернет». Текст представленного в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее шести месяцев с даты его опубликования в сети. Если доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, обеспечивался эмитентом дополнительными способами, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в уведомлении об итогах выпуска ценных бумаг, теми же дополнительными способами, которыми обеспечивался доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Помимо раскрытия информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, открытое акционерное общество обязано раскрывать: а) годовой отчет акционерного общества; б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества; в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества; д) дополнительные сведения, предусмотренные «Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»1. Обязанность по раскрытию перечисленной информации возникает с даты государственной регистрации открытого акционерного общества. Вся информация, подлежащая раскрытию эмитентом при первичном публичном размещении ценных бумаг, должна публиковаться на русском языке. Опубликование информации в ленте новостей эмитентом, ценные бумаги которого допущены к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, предусматривает обязанность эмитента до опубликования такой информации в ленте новостей уведомления организатора торговли на рынке ценных бумаг о намерении раскрыть такую информацию и ее содержании. Для опубликования информации в сети «Интернет» эмитент может использовать собственный сайт либо иной сайт в Интернете. При опубликовании информации в сети эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. В случаях когда эмитент обязан опубликовать информацию в периодическом печатном издании, такое опубликование должно осуществляться в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации. Помимо этого, эмитент обязан обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к раскрываемой информации путем помещения копий опубликованных сообщений и документов, подлежащих раскрытию, по адресу (в месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа эмитента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа эмитента – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени эмитента без доверенности), указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а до окончания срока размещения ценных бумаг –в местах, указанных в рекламных сообщениях эмитента, содержащих информацию о размещении ценных бумаг. По требованию владельцев ценных бумаг эмитента и иных заинтересованных лиц эмитент обязан предоставлять копию каждого опубликованного сообщения, а также копии документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено законодательством за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более семи дней с даты предъявления соответствующего требования. Предоставляемая эмитентом копия заверяется уполномоченным лицом эмитента. Обязанность раскрытия информации путем опубликования в ленте новостей означает запрет раскрытия такой информации иными способами до момента ее опубликования в ленте новостей. Если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, он должен указать основание, в силу которого такая информация не была раскрыта. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию, без достаточных оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Регистрация проспекта ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки (публичное размещение), предполагает подписание проспекта ценных бумаг финансовым консультантом, который на основании заключенного с ним договора будет осуществлять мониторинг раскрытия эмитентом информации. Эмитент обязан направить в регистрирующий орган уведомление, содержащее сведения о финансовом консультанте, выбранном эмитентом для проведения мониторинга раскрытия эмитентом информации1. Финансовый консультант обязан направлять в регистрирующий орган, к полномочиям которого отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг эмитента, сведения о выявленных им признаках нарушений, допущенных эмитентом при раскрытии информации, не позднее следующего дня после выявления таких признаков. Нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии является основанием для приостановления эмиссии ценных бумаг или признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся2. В случае нарушения режима раскрытия информации российским законодательством предусмотрено применение к виновным мер административно-правового характера. Статья 15.19 КоАП РФ1 устанавливает ответственность в форме наложения штрафа на виновных лиц за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг недостоверной информации, а также утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, содержащих недостоверную информацию, как и утверждение недостоверных результатов эмиссии, является уголовно-наказуемым деянием при условии причинения такими действиями крупного ущерба (ст. 185 УК РФ)2. Таким образом, административно-правовой режим раскрытия эмитентом информации при первичном публичном размещении акций представляет собой совокупность административно-правовых норм, закрепляющих: - обязанность эмитента по обеспечению общедоступности информации касающейся эмитента, его финансово-хозяйственной деятельности и публично размещаемых акций путем направления в ФСФР, опубликования в ленте новостей, на странице в сети «Интернет» и в периодическом печатном издании текстов проспекта эмиссии ценных бумаг, ежеквартального и годового отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, устава и внутренних документов акционерного общества, а также сведений о существенных фактах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг; - формы контроля над соблюдением режима раскрытия информации; - административно-правовую ответственность за нарушение режима раскрытия информации. 1 Ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ«О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857; 1999. № 28. Ст. 3472; 2001. № 33. Ст. 3424; 2002. № 52. Ст. 5141; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3225; 2005. № 11. Ст. 900; № 25. Ст. 2426; 2006. № 1. Ст. 5; № 2. Ст. 172; № 17. Ст. 1780; № 31. Ст. 3437. 1 Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М., 2000. С. 7, 8. 1 Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2000 г. // Вестник ФКЦБ. 2000. № 4. 1 Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М., 2004. С. 434–439. 1Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ«О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857; 1999. № 28. Ст. 3472; 2001. № 33. Ст. 3424; 2002. № 52. Ст. 5141; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3225; 2005. № 11. Ст. 900; № 25. Ст. 2426; 2006. № 1. Ст. 5; № 2. Ст. 172; № 17. Ст. 1780; № 31. Ст. 3437. 1Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (в ред. Приказов ФСФР РФ от 14 декабря 2006 г. № 06-148/пз-н, от 12 апреля 2007 г. № 07-44/пз-н, от 30 августа 2007 г. № 07-93/пз-н), Приложение 8 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 22 января, 15 октября. 1 Приказ ФСФР РФ от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н (ред. от 12 августа 2008 г.) «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 25. 1 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ«О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857; 1999. № 28. Ст. 3472; 2001. № 33. Ст. 3424; 2002. № 52. Ст. 5141; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3225; 2005. № 11. Ст. 900; № 25. Ст. 2426; 2006. № 1. Ст. 5; № 2. Ст. 172; № 17. Ст. 1780; № 31. Ст. 3437. 1 Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (в ред. Приказов ФСФР РФ от 14 декабря 2006 г. № 06-148/пз-н, от 12 апреля 2007 г. № 07-44/пз-н, от 30 августа 2007 г. № 07-93/пз-н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 22 января, 15 октября. 1 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 (ред. от 27 января 2009 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2780. 1 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ«Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1; № 25. Ст. 2956; 1999. № 22. Ст. 2672; 2001. № 33. Ст. 3423; 2002. № 12. Ст. 1093; № 45. Ст. 4436; 2003. № 9. Ст. 805; 2004. № 11. Ст. 913; № 15. Ст. 1343; № 49. Ст. 4852; 2005. № 1. Ст. 18; 2006. № 1. Ст. 5; № 1. Ст. 19; № 2. Ст. 172; № 31. Ст. 3437. Ст. 3445. Ст. 3454. 1 Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (в ред. Приказов ФСФР РФ от 14 декабря 2006 г. № 06-148/пз-н, от 12 апреля 2007 г. № 07-44/пз-н, от 30 августа 2007 г. № 07-93/пз-н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 22 января, 15 октября. 1 Приказ ФСФР РФ от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н (ред. от 12 августа 2008 г.) «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 18 июня. 2 Постановление ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 г. № 45 (ред. от 13 августа 2003 г.) «Об утверждении Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг», п. 2.1, 4.1 // Вестник ФКЦБ России. 1998. № 1; Российская газета. 2003. 2 октября. 1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст.1. 2 Уголовный кодекс Росс