Реферат по предмету "История"


Кревская уния и ее последствия

ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ УНИИ.
Реальнаяугроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взорыв сторону быстро крепнувшего западного соседа – Польского королевства. Польскиефеодалы к XIVв. ЗахватилиГалицко-Волынскую Русь – этническое ядро будущей Украины, и лелеяли планыдальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались самбициями Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со сторонынемецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.
Немецкиекрестоносцы под флагом католического миссионерства, с благословления римскойкурии, не стесняясь в средствах, стремились расширить свои прибалтийскиевладения. Они жестоко опустошали соседние польские, литовские и русские земли.Однако всесторонний исторический анализ показывает, что крестоносцы никогда нерасполагали такими силами и средствами, чтобы могли всерьез угрожатьсуществованию таких больших государств как Польша, Литва или Русь. Крестоноснаяугроза не шла ни в какое сравнение с татарской, не раз ставившей под вопроссамо бытие народов, оказавшихся жертвой вторжения кочевых орд.
Такимобразом, крестоносная угроза содействовала польско-литовской унии, но отнюдь небыла ее основной причиной. Главной причиной было стремление литовских феодалов,опираясь на помощь Польши, удержать  ирасширить русские владения. Польские же феодалы, в свою очередь, надеялисьинкорпорировать в состав Польши саму Литву вместе с ее русскими владениями.
СближениеЛитвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект. Литва оставаласьпоследним в Европе языческим государством, где языческое меньшинстводоминировало над христианским большинством. К тому же это христианскоебольшинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмомгреческому православию. Такая ситуация ставила литовское государство визолированное и весьма уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежнымусловием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшейи Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означалвыбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не толькополитический, но и цивилизационный выбор, выбор этнокультурной ориентации.ЗАКЛЮЧЕНИЕ УНИИ.
Вначале лета 1385г. три больших посольства – Великого княжества, Польши иВенгрии – собрались в Крево. Переговоры велись без торопливости, и к 14 августабыли выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить заполучение королевской короны. Великий князь обещал принять католичество иобратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польшеущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны своиЛитву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского». Была средидоговоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбеВильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. ВКрево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.
Насъезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединеннымигосударствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля ивеликого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его иЯдвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защитатерритории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран –раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства иотдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповеданиявосточно-христианской веры.
11января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждающий,что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь,хорошо зная сложную политическую ситуацию в Польше, потребовал подтвержденияэтого акта «обществом».
2февраля в Люблине представители «народу шляхетского» заявили Ягайло вприсутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим«господином». Только после этого величественно-пышная процессия во главе сЯгайло направилась в Краков. В процессе следования Ягайло принимал польскихкнязей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении ипокорности.
Всвязи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католикаправославный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя –Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, втом числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестилсяпо католическому обряду. Через четыре дня состоялся брак новоявленногоВладислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большойпышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровожденииепископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделаннуюдрагоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король всоответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке,сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителямстолицы и ее городскому совету.
Уния1386г. не являлась только династическо-персональной, когда государстваобъединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически вКревском замке был составлен и подписан акт государственно-правовогообъединения двух государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великогокняжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственныйорганизм. Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран». После принятияунии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верностькороне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были упольской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовскогоне была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVIв., будут житьсвоей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило своифинансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кромеслучаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ.
УсловияКревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорностремилась на вечные времена присоединить земли Великого княжества Литовского кПольше. Значительная же часть белорусских феодалов не хотела мириться сущемлением политической и государственной самостоятельности Великого княжества.Поэтому началась борьба против Ягайло и его политики.
Ещепродолжались коронационные торжества, как из Полоцка поступило сообщение: братЯгайло, князь Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских рыцарей и латгальских воинов,при поддержке князя смоленского Святослава напал на Великое княжество.Нападение отличалось особой жестокостью.
Собраввойско, князья трокский Скиргайло, брестско-гродненский Витовт, новгород-северскийКорибут выступили к Мстиславлю, который осаждали войска смоленского князяСвятослава. В ожесточенной битве смоляне были разгромлены. Святослав с многимисвоими боярами погиб, его сыновья Глеб и Юрий попали в плен. После этого войскаВеликого княжества пошли на Полоцк, взяли его, а князя Андрея заковали в цепи ипосадили в склеп. В Полоцке стал княжить Скиргайло, в смоленском княжествеостался его ставленник.
Осенью1386г. Ягайло навестил в Витебске свою мать, посетил Полоцк и другие городаВеликого княжества. Целью этой поездки, несомненно, было разъяснение своейполитики на будущее в новой ситуации с тем, чтобы развеять враждебное отношениек себе как к государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил ондолжное понимание и поддержку. Тем более, что распространялись слухи о егонамерении не только крестить язычников, но и обращать православных вкатоличество.
1. Религиозные проблемы.
Именнов это время религиозные проблемы в княжестве приобрели серьезное политическоезвучание.
Обстановкунакалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду «странысвои Литвы и Руси». И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в егосвите значительное число представителей католического духовенства,насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великогокняжества, преимущественно в московские и рязанские земли.
Идействительно, с принятием Ягайло католичества стало менятьсясоциально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великомкняжестве. Чтобы укрепить свое положение, «король польский, великий князьлитовский и преемник Руси» Ягайло в 1387г. издал привилей, который даваллитовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры.Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своимивотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православнуюзнать привилегии не распространялись. Этот недальновидный,вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знативосточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с еестороны, но породил «антилитовские настроения». Тем более, что договор 1401г.снова противопоставлял феодалов католического вероисповедания православным –русским. В постановлении Городельского сейма 1413г. устанавливалось, что только«католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическимипривилегиями. Православные феодалы лишались права избрания великого князя. Егомогли избирать только «господа и шляхтичи земли литовской, сторонникихристианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другиепоганые». Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками иправославными.
Католическомудуховенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, чтоЯгайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение вВильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельнымивладениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы.В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение вкатоличество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либоязычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принималкатоличество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого былопривезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайлообъявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашенбеспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенныйалтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычникамиужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи. Ягайло столкнулся сосложной внешнеполитической проблемой. Габсбурги начали доказывать в духовномсуде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения егокоролем польским. Польские судьи в свою очередь признали, что единственнымзаконным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Урбана VIи крестоносцы. Они утверждали, что принятие Ягайлокатолической веры лживое, как и крещение им Литвы. Поддерживавшая Ягайло частьдуховенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ познанский Доброгост,в свою очередь представили папе перечень необыкновенно щедрых пожертвованийкороля виленскому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе ибогатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло. Знал папа, конечно же,и о том, что во всех делах христианизации языческого населения личное участиепринимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся в Великом княжестве. Трудносказать, что явилось решающим, однако весной 1388г. Ягайло и Ядвига получилиблагословение и поздравительную буллу папы римского. Это означало, чтонаивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий князь, ставшийкоролем польским, ставился в один ряд с королями других держав.
2. Борьба между Ягайло и Витовтом.
Вовсех делах этого периода Ягайло опирался на помощь своего братаСкиргайло-Ивана, который, кстати, к этому времени был православным и никогдауже не отступался от этой веры. С ним Ягайло делил власть в стране и, послесмерти Кейстута, отдал брату его удел. Уезжая осенью 1387г. в Краков, Ягайло,как отмечено в «Хронике Быховца», «… губернатором поставил в Вильно и наВеликом княжестве Литовском брата своего Скиргайлу».
Усилениевлияния Скиргайло и возвышение его фактически до второго лица в Великомкняжестве с неодобрением были встречены Витовтом, которому к тому же король недал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Этим сразу жевоспользовались силы, заинтересованные в возрождении междоусобицы. Ягайлодонесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и неиначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовтав Москву, и Ягайло, не стесняясь в средствах, допросил его, стремясь добитьсянужных показаний.
Витовтутакже постоянно нашептывали «доброжелатели», что слуги Скиргайло готовят личнопротив него заговор. Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей иКейстутовичей снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылитьсяво враждебность и братоубийственную войну.
В1389г. по инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта.Последний обязался не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям,однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них выступление. Попыткавыступления не удалась, и Витовт бежал в Гродно. Собрав здесь значительноевойско, он напал на Вильно, но взять замки не смог и вместе со своей семьейперебрался в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Мазовецкие властителине захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали.Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры сОльгердовичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению кмятежнику непримиримую позицию. Последний волей-неволей был вынужден в конце1389г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам.
Те,исходя из своих стратегических интересов ослабления как Великого княжества, таки Польши, приняли его. Однако, помня недавнюю измену Витовта, они на этот развзяли в качестве заложников его жену Анну, сестру Рингалу, брата Сигизмунда, атакже сотню свитских бояр. Кроме того, от Витовта потребовали торжественнойприсяги и подписания заверений, что после утверждения в Великом княжестве онбудет верным подданным ордена. Еще одним требованием крестоносцев было возвращениедолгов за содержание, оружие и продовольствие, которые он получит. Витовт навсе условия согласился, присягнул на Священном писании и при многочисленныхсвидетелях подписал все необходимые документы. Сепаратистские устремления Витовтанашли поддержку у значительной части населения Великого княжества. К немупотянулись и бояре, и простые люди. В этом выражалась позиция литовских ибелорусских феодалов, стремившихся восстановить свою политическую роль вВеликом княжестве, а социальных низов – получить награду после победы. И те, идругие поддержали борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась до 1392 г.Крестоносцы также готовились к наступлению и объявили о предстоящем походе вовсей Европе, и рыцарство с целью «распространять среди язычников и схизматиковправдивую веру Христову» на востоке потянулось в орден. Назревала большаявойна. Причем она началась в обстановке, когда, как говорится в «Хронике...»,«наступило разделение на две части. Одна часть бояр и простого народа заВитовта, а другая за Скиргайло стояла и содействовала».
 В августе 1390г. сорокатысячное войско подначалом Витовта и великого комтура Конрада Валенрода «…на Троки пошли. Добылиих с замком частыми штурмами, сожгли и разрушили и пошли на Вильно». Недалекоот города на реке Вилии наступавшие встретились с армией Скиргайло, состоявшейиз белорусских, литовских воинов и отряда польских рыцарей, присланных Ягайло.Битва была жестокой и продолжительной. «Хроника литовская и жемайтская»сообщает, что «Литва и Русь отвагой, как то в доме «своем» вылучалися, а немцыоружием и мощью побеждали». И не выдержало напора войско Скиргайло, и побежало«где кто смог» к Вильно.
4сентября Витовт и Валенрод осадили Вильно. Деревянный замок в Кривом городезащищал гарнизон под началом родного брата Ягайло, князя МстиславскогоКоригайло-Казимира. При появлении войска Витовта его сторонники подняли бунт взамке, подожгли его изнутри и набросились на сподвижников Скиргайло.Одновременно осаждавшие ворвались в замок. Немцы схватили князя Коригайло ипотащили к Витовту. Тот приказал отсечь двоюродному брату голову, насадить еена копье, как бы показывая осажденным, что их ждет, если не сдадутся.
КаменныйВысокий замок устоял. Его с необычайным мужеством защищали белорусские воины ипольский отряд во главе с братом Ягайло пинским князем Наримунтом. Он был душойобороны, смело сражался сам и воодушевлял других. Чтобы обезглавить защитниковзамка один из знаменитых крестоносцев вызвал его на поединок. Как человек честикнязь, вопреки уговорам осажденных, выехал из замка и вступил в бой.«Хроника...» сообщает, что «когда они выехали в поле, один другого мужественноударили копьями, Наримунт был сбит с коня копьем». Вопреки правилам рыцарскогопоединка, его связали и потащили к Витовту. Тот приказал Наримунта «за ноги навязовом дереве подвесить… и стрелами сам собственноручно его расстрелял». Происходиловсе на глазах у осажденных, но это не поколебало их стойкости. Через три месяцаВитовт и его союзники – крестоносцы, убедившись в бесплодности попыток взятьзамок, сняли осаду и с награбленным добром и пленными ушли в Пруссию и Ливонию.
Естественно,Ягайло не остался в стороне от этих событий. Как отмечается в «Хронике...»,«Король Ягайло сначала подошел к замкам, где Витовт посадил немцев». Последлительного штурма была взята Брестская крепость. «С большими трудностями» быладобыта и Каменецкая. После этого Ягайло пошел на Гродно, куда на помощь емуприбыл Скиргайло вместе с киевским князем Владимиром и Корибутом-Дмитрием изНовгорода-Северского. Витовт с прусскими крестоносцами пришел на помощь осажденным.Но через 50 дней осады Гродно был взят королевскими войсками. Одновременносоюзник Ягайло, мазовецкий князь Януш, занял Дрогичин, Бельск, Сураж и другиеболее мелкие крепости.
Этоне остановило Витовта в его стремлении не только утвердиться, но и захватитьвладения родственников. Поскольку в оказании ему дальнейшей поддержкикрестоносцы не проявляли энтузиазма, он «заложил им землю Жемайтскую за тристатысяч золотых». Витовт, конечно же, рассчитывал не только на крестоносцев изападных рыцарей, которым щедро платил, но и прежде всего на поддержкунаселения Великого княжества, особенно его западной части, где пользовалсяавторитетом и популярностью. Кроме того, Кейстутовича поддерживала Полотчина.
Всентябре 1391г. начался новый крестовый поход Витовта и Валенрода на Великоекняжество. На Вильно двинулась 46-тысячная, вооруженная «пушками и инымимногими приспособлениями» армия. Всему окружающему миру было объявлено опоходе, который принесет окончательную победу христианскому рыцарству над«язычниками и еретиками». Хотя вскоре великий магистр с основными своими силамиповернул назад, в Пруссию, Витовт с жемайтскими, полоцкими хоругвями инемцами-наемниками продолжил войну. Ему удалось разбить под Вильно войскоСкиргайло, сжечь Кривой город.
Проанализировавситуацию, Ягайло и его союзники пришли к выводу, что вооруженная борьба сВитовтом может затянуться на долгие годы и, кроме унижения, а то и подчинениякрестоносцам Великого княжества, ничего не даст. Решено было начать переговорыс Кейстутовичем. Проявив политическую зрелость и мудрость, король обратился кнему: «Не губи больше той земли… отечества свое и наше, пойди, брат, до насна согласие и в великую любовь братнюю. Возьми себе великое княжение в Вильно,престол великого дяди своего Ольгерда и отца своего, великого князя Кейстута».
Витовтнемедля согласился. Отправив тайно жену со всем имуществом в надежное место вЖемайтии, с верными боярами направился в свой замок под Ковно. Живших тамнемецких крестоносцев, рыцарей и купцов перебил и приказал бросить в Неман.Наиболее известные из них были взяты в плен.
Виюле 1392г. он прибыл под Вильно. К замковым стенам были направлены глашатаи,которые сообщили о добровольном возвращении Витовта на родину. Увидев белыевымпелы посланцев Витовта, гарнизон замка был удивлен: те, что два месяца назадопустошали все вокруг Вильно, убивали, брали в плен и грабили, вдруг пришли смирными намерениями. Скиргайло предложил им спешиться и сложить оружие. Несогласившись, Витовт со всей свитой временно поселился в небольшой крепости нар. Щара, вдали от важнейших политических и оборонительных центров княжества. Изэтого своеобразного заключения его освободил Ягайло. Он не только сам «… доВитовта ставился ласково», но и вынудил Скиргайло «принять с ним товарищество»,т.е. присягнуть на взаимную дружбу. В августе 1392г. в Острове (Островце)король принял от Витовта присягу, что «Польшу в счастливых и несчастливыхобстоятельствах не оставит и не изменит». Длительная политическая борьбазакончилась взаимным компромиссом. Вопреки протестам других Ольгердовичей,Ягайло возвел Витовта на виленский престол, чем фактически возвысил его надкиевским князем Владимиром, северским Дмитрием-Корибутом, полоцким и витебскимСвидригайло и ближайшим своим помощником и единомышленником Скиргайло.
Назначаяего своим наместником, великий князь литовский (а им в это время был Ягайло) нетолько надеялся на укрепление центральной, великокняжеской власти, но истарался угодить католическому духовенству, которое не воспринималонепоколебимо верного православию Ивана-Скиргайло.
Такимобразом, борьба между Ягайло и Витовтом продолжа­лась с 1389 г. по 1392 год изакончилась в августе 1392 г. В Остраве было подписано соглашение между Ягайлои Витовтом, по ко­торому в Литве возобновлялась великокняжеская власть. Витовтпризнавался пожизненно великим литовским князем, а самому ВКЛ гарантироваласьавтономия в союзе с Королевством Польским под верховной властью короля.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Такимобразом, конец XIVв. характеризуется важными политическими событиями в историиВеликого княжества Литовского. В 1385г. была заключена Кревская уния с Польшей,положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширениювлияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнькняжества.
Онаже способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыномКейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальнымиразрушениями.
До 1385г. в развитииВеликого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще,белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном,официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия ивеликокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии началсятот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальномделопроизводстве и замене его именно польским.
ЛИТЕРАТУРАКовкель И.И., Ярмусик Э.С.  История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн., 2002. Чигринов П.Г. Очерки Истории Беларуси. – Мн., 2000. Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период: Учебное пособие. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.