АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯПОСТАНОВЛЕНИЕот 30 января 2004 г. N 47О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯАЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДАВ целях формирования условий для обеспечения подъема благосостояния и качества жизни населения, эффективного и динамичного развития социально-экономической системы края постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года (далее - Стратегия). 2. Комитетам, отделам и управлениям администрации края руководствоваться положениями Стратегии при разработке проектов краевых программ и мероприятий, направленных на развитие отдельных отраслей и секторов экономики и социальной сферы края. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края, начальника главного управления экономики и инвестиций администрации края В.И.Псарева.Глава администрации Алтайского края А.А.СУРИКОВУтверждена постановлением администрации края от 30 января 2004 г. N 47СТРАТЕГИЯ^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)ВведениеСтратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года разработана с учетом основных направлений "Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы)", утвержденных Правительством Российской Федерации 15 августа 2003 г., сценарных условий социально-экономического развития России на 2004 год и на период до 2006 года, Стратегии экономического развития Сибири на долгосрочную перспективу и других программных документов Правительства Российской Федерации и Алтайского края. Сущность Стратегии, призванной сформулировать идеи, задачи, виды, величину ресурсов и политику их распределения с целью обеспечения эффективного развития социально-экономической системы края на планируемый период, сводится в основном к ответам на следующие вопросы: - каково положение экономики Алтайского края на период разработки Стратегии, какое место занимают отрасли края на межрегиональном рынке ресурсов, а также на рынках производства продукции и услуг; - какие цели мы ставим на планируемый период в области социального развития территории и какие задачи должны быть решены в экономике края для обеспечения материального и финансового базиса планируемых преобразований; - какие организационно-экономические мероприятия необходимо реализовать, где, когда и сколько ресурсов нужно вложить, чтобы достичь поставленных целей и задач. Применительно к рассматриваемому периоду развития экономики Стратегия определяет основные приоритеты, ориентиры, характеристики, проблемы, ограничения, потенциал экономического и социального развития края, отдельных отраслей и секторов рынка и другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования, информация о которых необходима руководителям территорий и предприятий для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития. Стратегия социально-экономического развития края предполагает дальнейшее развитие годового и среднесрочного территориального, индикативного планирования как основу непрерывного поиска эффективных направлений, методов и механизмов развития экономики региона. Авторы Стратегии при работе над ее основными положениями учитывали, что изменения политической и экономической ситуации в стране требуют адекватных подходов к определению стратегических целей, приоритетов и важнейших задач социально-экономического развития края, а также новых действенных путей и способов достижения поставленных целей в современных условиях. При разработке Стратегии учитывалось, что сценарии развития экономики Алтайского края определяются не только внутренними, но и внешними факторами. Внутренние факторы определяют основную тенденцию экономической динамики и важнейших параметров развития хозяйствующих субъектов края, исходя из наличия собственных ресурсов, потенциала развития, учтенных проблем и ограничений, обусловленных существующим состоянием внутреннего и внешнего рынков, наличием собственных ресурсов и вероятного объема доступных заемных средств. Определяющим внешним фактором, формирующим компоненту неопределенности, является неустойчивая экономическая и социальная политика государства на рассматриваемый период времени. При разработке Стратегии авторы опирались на "Умеренный вариант" социально-экономического развития страны, рассчитанный из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних для РФ (ухудшение конъюнктуры сырьевых рынков) и внутренних (сохранение достаточно высоких темпов инфляции) условий. Программно-целевой подход к разработке и реализации социально-экономических преобразований предполагает возможность применения к ним пролонгированного и адаптированного во времени комплекса организационно-экономических действий, учитывающих объективные различия в скорости преобразований отдельных элементов социально-экономической системы, неодинаковую динамику воспроизводственных процессов, характерных для различных сфер и секторов экономики Алтайского края, а потому, на взгляд разработчиков, может служить основой методологической базы для разработки Стратегии. Этапы реализации Стратегии выглядят следующим образом: Первый этап - 2003 - 2005 гг. Завершение в рамках уточненного Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2005 гг. мероприятий по дальнейшей стабилизации положения в реальном секторе экономики, а также реализация комплекса мер, направленных на структурную перестройку экономики и социальной сферы в соответствии с долгосрочными ориентирами Стратегии. Создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления последующих, глубоких рыночных преобразований в экономике края. Второй этап - 2006 - 2010 гг. Период формирования конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведения последовательной реструктуризации и модернизации как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики края в целом, т.е. период формирования ресурсного базиса, необходимого для полноценного функционирования социальной сферы Алтая. Данный период будет характеризоваться преимущественным воздействием на темпы и условия развития экономики края внешних факторов, основными из которых будут макроэкономические факторы (уровень инфляции, налоговая, кредитная политика государства и т.д.). Целью Стратегии развития Алтайского края на период до 2010 года является подъем благосостояния и качества жизни населения на основе многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на внедрении новых информационных, инновационных технологий и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, строительства современного демократического общества. Стратегия разработана учеными и специалистами администрации Алтайского края. Ее основные положения обсуждены широкой экономической общественностью. В Стратегии учтены предложения руководителей администраций городов и районов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ученых вузов, депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов, общественных объединений промышленников и предпринимателей. Она может служить долгосрочной основой социально-экономической политики края и тех программных установок, по которым могут выверять свои текущие и перспективные планы отдельные районы и города, а также хозяйствующие субъекты региона. Это позволяет рассматривать Стратегию как реальный инструмент программирования и координации развития экономики Алтайского края в рыночных условиях на планируемую перспективу. Реализация намеченных целей предполагает эффективное управление вышеперечисленными процессами на основе согласованных совместных действий органов власти, населения и хозяйствующих субъектов, а также организацию постоянного мониторинга, контроля хода решений поставленных в Стратегии задач социально-экономического развития и доведение их результатов до сведения населения края.I. Тенденции, основные цели и задачи социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 г.Цели и задачи Стратегии развития Алтайского края сформулированы на основе детального анализа текущего состояния отраслей экономики и социальной сферы региона, внешних и внутренних проблем и ограничений их динамичного роста, наличия в крае, а также возможности привлечения извне материальных, финансовых и трудовых ресурсов, обеспечивающих запланированные сценарии развития как отдельных секторов экономики, так и народно-хозяйственного комплекса края в целом.1.1. Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края в период с 1992 по 2002 г.Социально-экономические преобразования в крае в период с 1992 по 2003 год происходили под влиянием, в основном, двух тенденций: - инерционных процессов, сформировавшихся в эпоху плановой экономики и определивших на начало реформ как структуру отраслей, номенклатуру и объемы валовой продукции, производимой на предприятиях края, так и источники сырья и рынки сбыта для нее; - группы факторов, различающихся как по силе, так и по характеру их воздействия на экономическую и социальную сферы жизни региона, но имеющих общую цель - ликвидацию государственной собственности на орудия и средства производства как основы плановой экономики. Накануне перестройки край занимал среди регионов России по объему производства сельскохозяйственной продукции 4 место, промышленной продукции - 24, по капитальным вложениям - 23. Развитие экономики края в последнее десятилетие условно можно разделить на два этапа: Первый этап (1992 - 1998 годы), характеризующийся длительным спадом во всех отраслях экономики края, причем гораздо более высокими темпами, чем в среднем по России. За 1992 - 1998 годы объем инвестиций в основной капитал в крае сократился на 79% (по России - на 75%), розничный товарооборот - на 46% (по России - на 3%), объем платных услуг - на 83% (по России - на 71%). В этот период промышленность края потеряла 69% своих объемов производства, сельское хозяйство - 33%. Это отбросило край в общем рейтинге регионов: по объемам сельскохозяйственного производства - на 8 место, по объемам промышленного производства - на 34, по объемам капиталовложений - на 31 место из 79. Более глубокий, чем в целом по России, кризис экономики Алтайского края был обусловлен сложившейся неблагоприятной комбинацией основных факторов регионального развития на пороге реформ - основные из них: - низкая доля топливно-энергетического комплекса, составлявшая в 1992 г. в структуре промышленности края 7% против 25% по народнохозяйственному комплексу страны в целом и 19% - по Западно-Сибирскому экономическому району; - недостаток собственной топливно-энергетической базы и ресурсной базы для ряда отраслей промышленности края; - повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий; - относительная отдаленность промышленного комплекса края от поставщиков сырьевых ресурсов и потребителей продукции, предопределяющая зависимость экономики края от транспортных тарифов, снижение конкурентоспособности продукции региона и потерю рынков сбыта; - плановая ориентация сельскохозяйственного машиностроения края на выпуск продукции для республик Средней Азии, а предприятий легкой промышленности - на поставку сырья из республик Средней Азии, экономика которых после развала СССР оказалась еще в более глубоком кризисе, чем экономика России. Суммарная доля данных отраслей составляла к 1992 г. 25% от общего валового производства промышленности Алтайского края; - "невыгодная" в условиях "галопирующей инфляции" и роста диспропорции цен между промышленной продукцией и продуктами питания структура экономики Алтая; - высокий удельный вес в отраслевой структуре края доли сельскохозяйственного производства, в 2 раза превышающей аналогичные показатели в Российской Федерации. В результате глубокого спада производства в промышленности края, низкой доходности сельскохозяйственного производства бюджет края уже в первые годы реформ практически лишился собственных стабильных источников доходов. Углубление кризиса обусловило дальнейшее снижение финансовой обеспеченности края и возможностей осуществления инвестиционной политики. Наряду с объективными условиями, отмеченными выше, обвалу экономики в крае способствовал отказ органов государственной власти и муниципального управления края от планирования и элементов государственного регулирования экономики, необходимых для обеспечения оптимальных траекторий развития экономических и социальных процессов в регионе. Второму этапу (1999 - 2003 годы) предшествовала длительная работа администрации края, ученых и специалистов вузов и предприятий всех форм собственности по выработке и принятию Алтайским краевым Законодательным Собранием Плана социального и экономического развития на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года. В Плане были сформулированы приоритетные направления развития отраслей и намечены пути постепенного вывода экономики края из кризиса. Реализация запланированного комплекса мероприятий по преодолению кризиса в экономике края и общие благоприятные для отечественной промышленности тенденции посткризисного 1998 года позволили не только стабилизировать ситуацию, но начать преодоление последствий кризиса. Темпы прироста в сельскохозяйственном производстве Алтая за 1999 - 2003 годы составили 37% (по России - 24%), в промышленном производстве - 55% (по России - 45%), в торговле - 58% (по России - 34%), в сфере платных услуг - 58% (по России - 22%). Рост реальных денежных доходов населения за пять лет составил 48% (по России - 33%). К 2003 году край поднялся по объему сельскохозяйственной продукции до 5 места в России, по строительству и сдаче жилья - до 25, общеобразовательных учреждений - до 14, больничных учреждений - до 4 места из 79 регионов. Тем не менее, дореформенного уровня показатели развития края по-прежнему не достигли: объем сельскохозяйственного производства в 2003 году составил 92% от уровня 1991 года, промышленного - 47%, торгового оборота - 86%. Наиболее тяжелая ситуация сложилась с показателями, определяющими здоровье экономической и социальной сфер края. Уровень инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил в 2003 г. к уровню 1991 г. всего 36%. Оказываемые населению платные услуги составили к уровню 1991 г. 27%, денежные доходы на душу населения - 31% от дореформенного уровня. И несмотря на значительный рост промышленного производства и капиталовложений в последние четыре года, в общем рейтинге регионов России по этим показателям край занимает 38 место. Неравномерные темпы падения и подъема производства и инвестиций в отдельных отраслях и секторах экономики за 1992 - 2003 гг. повлекли за собой необратимые сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства края. Сложившуюся в настоящее время в реальном секторе экономики края ситуацию в значительной степени предопределили следующие структурные изменения: - в промышленности удельный вес продукции машиностроительного комплекса, химической и легкой промышленности по сравнению с 1991 годом в общем объеме промышленного производства сократился с 60% до 29%; - в сельском хозяйстве структурное равновесие было нарушено в сторону падения объемов животноводства. Если в 1991 году на 1 рубль продукции растениеводства производилось 1,4 рубля продукции животноводства, то в 2003 году соотношение данных показателей характеризуется как 1 к 0,8; - изменилась сама структура сельскохозяйственного производства. Произошло значительное уменьшение доли сельскохозяйственной продукции, произведенной в коллективных хозяйствах, и увеличение доли продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйствах населения в общем объеме производства. Если в 1991 г. соотношение долей продукции в коллективном и частном секторах сельского хозяйства составляло соответственно 74 и 26%, то к 2003 г. эти показатели составили 36 и 64%. В хозяйствах населения от общего объема производства сельскохозяйственной продукции в 2003 г. было произведено 99% картофеля, 86% овощей, 69% мяса в убойном весе, 53% молока и 47% яиц; - в инвестиционной сфере принципиально изменилось соотношение источников инвестиций в сторону резкого сокращения бюджетного финансирования и увеличения финансирования строительства объектов за счет собственных средств предприятий и населения; - усилилась диспропорция между удельным весом платежей в бюджеты всех уровней промышленности, сельского хозяйства и отраслей по производству услуг в сравнении с их долей в структуре экономики Алтая. Например, почти половина населения края проживает в сельской местности. В сельском хозяйстве работает 23% занятых в экономике края (в России - 13%). Вместе с тем налоговые поступления в бюджеты всех уровней от сельскохозяйственного сектора составляют не более 4 - 5% от общего объема поступлений. Наращивание диспропорций и инициализация коренных структурных изменений в экономике края определяются общими для всей экономики страны тенденциями. Это: 1. Более высокие темпы роста тарифов естественных монополий в сравнении с темпами инфляции, повлекшие снижение ценовой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности при росте издержек. 2. Возрастающая тенденция потребления домашних хозяйств (с 70,9% в 1998 году до 75,5% - в 2003) в приросте конечного спроса с соответствующим сокращением доли накопления основного капитала. 3. Сокращение в структуре инвестиций в основной капитал доли финансирования из федерального бюджета с одновременным увеличением доли предприятий и сбережений населения. 4. Выбывание основных фондов, в основном за счет фондов производственных отраслей. 5. Вывод банковского капитала из инвестиционных процессов. 6. Отсутствие действенного механизма межотраслевого перелива капитала. 7. Сокращение внутреннего спроса на собственную промышленную и сельскохозяйственную продукцию как итог непродуманной экспортно-импортной политики государства. 8. Сокращение оборотных средств как следствие непродуманной реструктуризации долгов предприятий. 9. Сохранение политики высокого налогообложения и высоких таможенных пошлин для обрабатывающего сектора при относительно щадящей фискальной нагрузке для предприятий добывающего сектора экономики страны.1.2. Основные цели и задачи Стратегии развития Алтайского края до 2010 г.Основными целями Стратегии развития Алтайского края на период до 2010 года являются: 1. В экономической сфере. Завершение структурной перестройки как отдельных хозяйственных комплексов, так и отраслей народного хозяйства в целом и выход их на темпы роста объемов производства, обеспечивающие устойчивое расширенное воспроизводство, а также создание макроэкономических условий для роста реальной заработной платы и обеспечения гражданам устойчивых гарантий защиты от социальных и профессиональных рисков; 2. В социальной сфере. Подъем благосостояния и качества жизни населения на основе реализации социальной политики, обеспечивающей: - динамичное, сбалансированное развитие отраслей социальной инфраструктуры; - создание для трудоспособного населения условий, позволяющих ему за счет собственных доходов обеспечить возрастающий уровень социального потребления; - рациональное использование федеральных, региональных, а также муниципальных материальных и финансовых ресурсов для обеспечения нетрудоспособному населению равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и гарантий на социальные услуги и социальную защиту. В числе основных задач, которые нужно будет решить для достижения поставленных в Стратегии целей, необходимо выделить следующие: 1. Завершение структурной перестройки реального сектора экономики края с выходом на оптимальное сочетание мелких, средних и крупных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих реализацию ускоренной диверсификации предприятий промышленности и сельского хозяйства как на уровне регионального, так и на уровне рынка РФ. 2. Разработка и внедрение механизма оптимального сочетания экономических методов государственного регулирования и рыночных саморегуляторов в социально значимых отраслях народного хозяйства края. 3. Укрепление краевого и консолидированного бюджетов за счет обеспечения устойчивого роста собственных доходов. 4. Концентрация бюджетной поддержки на инвестиционных "точках роста", реализующих передовые технологии и быстро окупаемые инновационные проекты. 5. Более полная реализация имеющихся конкурентных преимуществ продукции предприятий края и экономики в целом. 6. Повышение конкурентоспособности Алтайского края на рынке ресурсов за счет кардинального улучшения инвестиционного климата. 7. Выработка и реализация стратегии приоритетных направлений интеграции хозяйствующих субъектов и отраслей экономики края на уровне межрегионального разделения труда. 8. Приведение инфраструктуры, обслуживающей реальный сектор экономики, в состояние, адекватное требованиям развивающихся рыночных отношений. 9. Создание благоприятной социальной среды для мотивации к труду и предпринимательской деятельности. 10. Дальнейшее сохранение устойчивых темпов повышения уровня и качества жизни населения края как предпосылки сохранения "человеческого капитала", демографического, образовательного и культурного потенциала края, с одной стороны, и создания эффективного платежеспособного спроса на массовую потребительскую продукцию местных товаропроизводителей, с другой стороны. 11. Дальнейшее укрепление материальной и финансовой базы социальной сферы в тесной увязке с политикой равной доступности социальных услуг всем основным социально-демографическим группам населения.1.3. Проблемы и ограничения ростаК числу основных факторов, сдерживающих экономическое развитие края, относятся следующие: - высокий удельный вес в отраслевой структуре экономики края отраслей сельского хозяйства и структурно-депрессивных отраслей промышленности, в том числе высокая доля оборонной промышленности, на которой наиболее значительно отразились негативные последствия реформ последних лет; - старение производственного аппарата и потеря значительной части научно-технического потенциала предприятий оборонного и машиностроительного комплексов; - отсутствие в крае крупных академических научных центров; - высокая обремененность хозяйствующих субъектов долговыми обязательствами, пенями и штрафами, возникшими в 1992 - 1998 годах как последствия непродуманных реформ; - наличие неэффективных, генерирующих убытки предприятий; - высокий процент банковской ставки кредитования и, как следствие этого, низкий уровень банковских инвестиций в реальный сектор экономики; - неэффективность системы управления хозяйствующими субъектами, слабое влияние собственников, в том числе и государства, на решения менеджмента предприятий и, как следствие, - неэффективное перемещение активов и средств предприятий; - отсутствие эффективных механизмов и средств обеспечения выполнения договорных обязательств; - отсутствие механизма мониторинга достоверной информации о финансово-экономическом положении хозяйствующих субъектов; - высокие тарифы на энергоресурсы и неэффективность их использования; - неразвитость рыночных институтов, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов; - низкий уровень развития малого предпринимательства в сельской местности; - высокая дотационность бюджета края, ограничивающая бюджетное участие в развитии производственной и социальной инфраструктуры края.1.4. Потенциал развитияК основным факторам, определяющим перспективы развития Алтайского края, его место в Западной Сибири и российской экономике, относятся: 1. Ресурсный потенциал: Край располагает огромными запасами разнообразных природных ресурсов. Полезные ископаемые Алтайского края представлены месторождениями полиметаллов, железа, поваренной соли, соды, гипса, бурых углей и драгоценных металлов. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, малахита, порфиров, мраморов, гранитов, месторождениями строительных материалов, минеральными и питьевыми водами, лечебными грязями. Региональные поисковые и поисково-прогнозные работы по оценке имеющихся запасов полиметаллов и рудного золота определяют в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики края до 2010 года горнодобывающую промышленность. Ресурсы поверхностных и подземных промышленных вод не только целиком покрывают нужды населения, промышленности и сельского хозяйства на планируемый период, но и, при соответствующих капиталовложениях, обеспечивают технические условия интенсивного развития экономики и социальной сферы Алтая на дальнюю перспективу. Наличие большого количества плодородных земель, сенокосов и пастбищ, сумма положительных температур в вегетационный период растений являются хорошей базой для формирования мощного агропромышленного комплекса на юге Западной Сибири. Алтай располагает значительными ресурсами деловой древесины и такими дефицитными продуктами побочного лесопользования, как папоротник-орляк, лечебные травы, ягоды, грибы и т.д. Значительный рекреационный потенциал в сочетании с хорошим состоянием окружающей среды и благоприятным климатом (в сравнении с другими районами Сибири), хорошо сохранившееся культурное наследие предоставляют возможность для развития на территории Алтайского края курортного бизнеса, разнообразных видов туризма и спортивно-развлекательного отдыха. Трудовые ресурсы Алтайского края характеризуются высоким уровнем специалистов, подготовленных отраслевыми научными и научно-образовательными учреждениями различных профилей, и способны удовлетворить потребность развивающейся экономики в научных исследованиях и в высококвалифицированных кадрах при относительно низкой стоимости рабочей силы. В крае ежегодно за счет накоплений населения и остатков средств промышленных предприятий на счетах банков формируются финансовые ресурсы в объеме более 16 млрд. рублей. Общий объем финансовых ресурсов в банковской сфере, сфере страхового бизнеса и ресурсов населения, не вовлеченных в воспроизводственный процесс, составляет свыше 14 млрд. рублей и может служить хорошей базой для дополнительной инициализации развития экономики края, особенно в сфере малого бизнеса. Набранные темпы роста доходов населения создали реальные предпосылки для дальнейшего развития экономики за счет постоянно увеличивающегося ресурса внутреннего спроса. В Алтайском крае разработан и успешно функционирует механизм мультипликации бюджетных финансовых средств, направляемых на поощрение привлечения предприятиями кредитных банковских ресурсов для внедрения инвестиционных проектов. 2. Производственный потенциал и потенциал производственной инфраструктуры: Особенностью производственного потенциала Алтайского края, которая создает необходимые предпосылки дальнейшего роста реального сектора экономики, является практическое завершение актуализации действующих производственных мощностей и трудовых ресурсов предприятий в соответствии с потребностями рынка. Некоторый избыточный производственный потенциал может рассматриваться как в качестве резерва для обеспечения роста производственных мощностей, так и в качестве ресурсов на реализацию, для пополнения оборотных средств предприятий. Администрации муниципальных образований в основном завершили прием у предприятий промышленности и сельского хозяйства социальной инфраструктуры и жилья, освободив производство от лишних непроизводственных издержек и создав таким образом необходимые условия для повышения конкурентоспособности алтайской продукции. В крае закончился начальный этап выхода на рынок самостоятельных малых предприятий. Соотношение крупных и малых предприятий в экономике края как 3 к 1 создало необходимые условия для перехода к качественно новому, более эффективному этапу развития малого бизнеса - включению его в орбиту крупного производства на принципах субподряда. Структура и номенклатура выпускаемой продукции таких отраслей промышленности, как машиностроение, металлообработка, приборостроение, сложившиеся на начало 2004 г., создают перспективные условия для включения ряда предприятий края в вертикально-ориентированные финансово-промышленные комплексы, на основах специализации и кооперации. В крае разработан и опробован алгоритм интеграции предприятий перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственных предприятий в форме районных агрофирм, агрохолдингов и агропромышленных комплексов, создающих новые возможности повышения эффективности как промышленного, так и сельскохозяйственного секторов экономики. Разработан и начал действовать механизм обновления и увеличения производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий на основе долгосрочного федерального и краевого лизинга. Работа по переоснащению производственного потенциала лесохозяйственных организаций и достигнутые ими объемы производства создали к 2003 г. объективные предпосылки для поэтапного перехода к глубокой переработке древесины и выходу на региональный и российский рынок только с готовой продукцией: столярными изделиями, мебелью, предметами домашнего обихода, полносборными домами, хозяйственными постройками и т.д. Промышленные предприятия городов Барнаула, Новоалтайска и ряда районов края получили доступ к альтернативному и сравнительно дешевому виду топлива - газу, обеспечивающему переход к высокотехнологичным и экологически чистым видам производства тепла и электрической энергии. Проделанная предприятиями дорожного комплекса работа обеспечивает связь как всех крупных промышленных и сельскохозяйственных центров края между собой, так и с промышленными центрами соседних регионов на основе сети высокоскоростных автомобильных дорог. Завершен этап формирования телекоммуникационных линий проводной связи во всех городах и районах края. Началось бурное внедрение цифровой, мобильной связи и информационных технологий, обеспечивающих потенциальную возможность доступа предпринимателей и населения к региональным, российским и международным информационным ресурсам. Разработан и завершается первый этап внедрения программно-технологического комплекса по формированию и сопровождению открытого для предприятий края банка данных продукции регионального и российского товарных рынков внутреннему и внешнему спросу, а также прогнозам их изменения. 3. Потенциал географического положения: Главным преимуществом экономико-географического положения региона является то, что край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков. Через Алтайский край проходит автомагистраль, которая соединяет Россию с Монголией, железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, международные авиалинии. Это открывает широкие возможности при реализации программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евро-азиатскую транспортную сеть. Преимуществом пространственного положения края является безусловная необходимость использования его территории при развитии авиационных, железнодорожных и иных коммуникаций на направлениях запад - восток и север - юг в целях создания единого транзитного пространства страны. Расположение края практически в географическом центре Российской Федерации, сравнительно мягкие климатические условия, близость сырьевых ресурсов и наличие необходимых трудовых ресурсов создает хорошую основу для развития предприятий, выпускающих экспортно-замещающую промышленную продукцию и продукты питания с гарантированным рынком сбыта. Климатические условия края, характерные для юга Западной Сибири, делают территорию региона привлекательной для переселенцев с северных областей РФ и Казахстана, а также обеспечивают сравнительно более комфортные условия для летнего и зимнего отдыха трудящихся сибирских промышленных регионов.1.5. Стратегия действияВ современных условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий. В свою очередь, решение данной проблемы возможно исключительно за счет технического перевооружения и активной поддержки государством развития ключевых отраслей, которые могут стать "локомотивом" роста и создадут заделы для качественных изменений во всей хозяйственной системе, реально могут иметь для края стратегическое значение и способны дать эффект к 2010 году. Для достижения поставленных стратегических задач - постепенной концентрации ресурсов для реконструкции экономики, все хозяйствующие субъекты и отрасли должны выстраивать свою перспективу развития, имея в виду, что администрация края будет придерживаться в планируемый период следующей стратегии действия: 1. В агропромышленном комплексе края: - дальнейшее развитие агропромышленного производства на основе финансового оздоровления предприятий и организаций АПК; - повышение, в том числе и за счет развития федерального и краевого лизинга, уровня технической оснащенности и технологического уровня аграрного производства, улучшение состояния и повышение плодородия почв; - формирование конкурентных и эффективных агропромышленных рынков сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребности населения в продуктах питания, а предприятий пищевой промышленности - в сельскохозяйственном сырье; - становление и развитие инфраструктуры рынка земель сельскохозяйственного назначения; - всемерная поддержка развития подсобных хозяйств сельского населения за счет организации заготовки кормов и закупа сельскохозяйственной продукции. 2. В промышленности: - активизация (с долевым участием бюджетов всех уровней) научно-технической и инновационной деятельности и, на этой основе, модернизация всех отраслей промышленности, освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий; - всемерная поддержка социально значимых инвестиционных проектов, признанных районными (городскими) администрациями "инвестиционными точками роста"; - интеграция предприятий в транснациональные корпорации, укрепление конкурентных позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынках; - дальнейшее укрепление и поддержка малого бизнеса. 3. В транспортном комплексе и связи: - поддержка развития коммерческого лизинга как основы модернизации парка всех видов транспорта и его производственно-технической базы; - стимулирование интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов; - всемерная поддержка развития трубопроводного транспорта; - использование административного потенциала для интеграции транспортной системы края в систему международных хозяйственных связей, развитие "транзитной экономики"; - поддержка развития электронн