АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯМИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КРАЯПИСЬМОот 26 октября 2006 № И39-10-01/1938О ВОЗМЕЩЕНИИ РАСХОДОВ В связи с обращениями финансовых органов муниципальных образований Пермского края по вопросу возмещения из бюджета расходов в части налога на добавленную стоимость организациям, предоставляющим льготы и субсидии отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, сообщаем следующее. В настоящее время мнение Министерства финансов края по указанному вопросу, изложенное в совместном письме с управлением МНС России по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу от 23.09.2004 № 39-10-01/1729 и № 21-08/13307 «Об учете и налогообложении льгот и субсидий в организациях жилищно-коммунального хозяйства», остается без изменения. Данное мнение сформировано исходя из механизма предоставления льгот и субсидий, а также особенностей определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость. При предоставлении льгот и субсидий в неденежной форме происходит формирование у организаций (налогоплательщиков) – поставщиков жилищно-коммунальных услуг расходов, источником покрытия которых являются бюджетные средства. В отношении бюджетных средств, выделяемых данным организациям, особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость предусмотрены п.2 ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме налогового законодательства при реализации жилищно-коммунальных услуг с учетом субвенций (субсидий) налоговая база определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Под фактической ценой реализации в целях налогообложения понимается та цена, по которой производит оплату потребитель, а именно гражданин, имеющий соответствующую льготу. То есть суммы бюджетных средств, выделяемые организациям, не могут быть включены в цену реализации услуги потребителям. Данные выплаты следует рассматривать как компенсацию расходов организаций, а не оплату соответствующих услуг. Исходя из этого, бюджетные средства, выделяемые организациям (налогоплательщикам) – поставщикам жилищно-коммунальных услуг, не могут расцениваться как полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Пунктом 2 ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что до 1 января 2006 г. бюджетные средства в связи с предоставлением гражданам льгот (субсидий) в соответствии с федеральным законодательством, а с 1 января 2006 г. и в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются. Таким образом, определение потребности средств, выделяемых из бюджета организациям – поставщикам жилищно-коммунальных услуг, должно осуществляться без учета налога на добавленную стоимость. Сложившаяся арбитражная практика по многим регионам России в части возмещения указанных расходов из бюджета подтверждает правильность сформировавшегося мнения Министерства финансов края и не дает оснований для изменения позиции. Министерство финансов края при возникновении спорных вопросов по возмещению расходов из бюджета в части налога на добавленную стоимость и разрешении их в судебном порядке просит предоставлять информацию о данных фактах с целью оказания методологической помощи. Министр финансов А.В.Новиков