Реферат по предмету "Разное"


«Развитие познавательного интереса учащихся при изучении географии»

Отдел образования Несвижского райисполкома Государственное учреждение образования «Затурьянский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа»Работа по обобщению опытаРазвитие познавательного интереса учащихся при изучении географииХолопица Татьяна Михайловна,учитель географииНесвиж, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 21.ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ 10^ 2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ 122.1. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 182.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ 25^ 3. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ 30СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34ПРИЛОЖЕНИЕ 2 43ПРИЛОЖЕНИЕ 4 45 РЕЦЕНЗИЯ на работу по обобщению педагогического опыта Холопица Татьяны Михайловны, учителя географии Государственного учреждения образования «Затурьянский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа» Несвижского района по теме «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении географии» Современная система образования призвана решать многочисленные задачи, связанные с развитием познавательной активности школьников. Администрация учреждения образования на основании анализа работы учителя и результатов ее деятельности с учащимися рекомендовала изучить и обобщить опыт работы по теме «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении географии». Творческий поиск Татьяны Михайловны обусловлен актуальностью работы в связи с совершенствованием качества географического образования, последовательным и логическим изучением предмета, необходимостью владения географическими терминами и понятиями на уровне свободного общения. В работе освещены теоретические проблемы, даны методические рекомендации по использованию методов, средств, приемов, способствующих активному географическому познанию окружающего мира. Достаточно внимания уделяется факторам, побуждающим учащихся к познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время. Предложен практический материал из опыта работы. Это фрагменты уроков, а также исследовательская работа «Географическая оценка перспектив использования туристско-экскурсионного потенциала Несвижчины», которая на областном конкурсе научно-исследовательских работ школьников по географии была отмечена Дипломом І степени. Деятельность учителя способствует поиску, отбору и творческому развитию учащихся, обеспечивает вовлечение в процесс развития познавательного интереса по географии, стимулирует внутреннюю мыслительную активность. Татьяна Михайловна целеустремленно формирует у учащихся умения и навыки познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время, способствует поиску и развитию одаренных детей. Учитель имеет глубокие знания по предмету, планирует свою работу, сознательно намечая программу самосовершенствования, определяет задачи,пути реализации. Работа заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована для практического применения на уроках и во внеурочной деятельности с целью развития познавательного интереса школьников и успешного усвоения курса школьной географии.Директор А.Е. РусакАННОТАЦИЯДанная работа посвящена изучению путей формирования познавательного интереса у школьников. Приводится анализ использованных источников, посвященных данной проблеме. Описаны показатели интереса к обучению школьников. В работе автор подробно рассматривает формы и методы формирования познавательного интереса: учебно-исследовательскую деятельность школьников, внеклассную работу по предмету. Особое внимание уделяется опыту организации познавательного интереса учащихся к изучению географии через учебно-исследовательскую деятельность. Работа снабжена приложениями материалов из многолетнего опыта учителя по данной теме.ВВЕДЕНИЕМногие предметы, преподаваемые в школе, занимают активную позицию в педагогике развития. Положение некоторых предметов, в соответствии с современной системой образования, является уникальным, где они играют роль «мостов» между естественными и общественными науками. Модернизация содержания образования способствует акцентированию внимания на необходимость формирования у школьников познавательной активности, способности к целеполаганию и самостоятельному достижению результата у учащихся в нестандартных ситуациях. Структура образовательных целей школьных дисциплин, в том числе и географии, выстроена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает усвоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений в равной степени. В условиях сокращенных учебных часов методы, приемы, формы организации процесса обучения идут по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивают планируемые результаты. К началу ХХI века желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из декларации в реальную потребность. Важно учитывать, что знания, воспринимаемые готовыми от учителя, не ведут к развитию мышления. Как отмечал С.Л.Рубинштейн: «Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здоровья» умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие его развитие, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности. Приведенные противоречия имеют место в практике работы автора. Поэтому перед написанием работы была поставлена цель: обобщение профессиональных достижений и наработок по эффективному использованию инноваций в системе работы при изучении географии. Для достижения поставленной цели автором решались следующие задачи: - рассмотреть проблемы развития познавательного интереса при изучении географии в научно-методической литературе, раскрыть теоретический аспекта выбора форм и методов формирования познавательного интереса у школьников через учебно-исследовательскую деятельность и организацию внеклассной работы; - обобщить опыт организации познавательного интереса учащихся к изучению географии. Опыт работы автора позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению. Поэтому учителем была выбрана именно эта тема обобщения педагогического опыта. Проблема познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся освещена в работах педагогов и психологов (Ю.К.Бабанский, И.С.Батракова, В.В.Давыдов, А.Я.Дудецкий, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый, А.Н.Поддьяков, А.В.Усова). В исследованиях по методике обучения географии рассматриваются отдельные вопросы организации познавательной деятельности учащихся с целью формирования системы географических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся (И.И.Баринова, А.В.Даринский, Л.М.Панчешникова, Д.П.Финаров и др.). Как мотивировать учащихся к занятию исследовательской деятельностью? Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем. А также используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности. Сущность активизации познавательной деятельности заключается в системном подходе к созданию образовательной среды в процессе изучения географии через познавательную активность учащихся, используя приемы решения познавательных задач с элементами исследования проблем географического содержания в урочное время и дальнейшее развитие познавательного интереса во внеклассной работе для практического применения географических знаний и умений. Познавательный процесс учащихся к географии стимулируется, прежде всего, содержанием обучения, в первую очередь новизной и актуальностью учебного материала. Возможности школьной географии в этом отношении широкие. Школьники проявляют стремление участвовать в обсуждении проблемного материала, проведении экспериментов и исследований, а также участвовать в географических конкурсах, неделях, туристических походах. Такая деятельность способствует воспитанию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию физически здоровой личности. При изучении природных явлений привлекаю к объяснению современные научные достижения по вопросам климатологии, геологии, охраны природы, социально-экономических явлений - материал из публикаций в периодических изданиях для вовлечения учащихся в дискуссионную форму их обсуждения и создания проблемной ситуации. Усвоение знаний, умений и навыков является интенсивным познавательным процессом, в ходе которого учащиеся развивают свои познавательные интересы и способности, а также овладевают способами умственной деятельности, что представляется как единый тесно взаимосвязанный процесс.^ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего знаменуют познавательный процесс. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожит нерешенные вопросы. Стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, в поправках ответов товарищей. В желании высказать свою точку зрения. В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. Познавательная задача охотнее принимается учащимися, если всем ходом предшествующей работы подготовлена соответствующая почва – созданы положительное отношение к учебе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение также способствуют активизации умственного поиска учащихся. Удачным примером возникновения познавательного интереса является урок-исследование с элементами экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные учащимися, или экспериментальное решение возникших у них вопросов, опытная проверка выраженных ими сомнений. Конечно, это отнюдь не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках. Однако периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо. Ученики получат знания и при иных условиях, но они не приобретут ни умения самостоятельно мыслить, ни желания самостоятельно приобретать знания в дальнейшем. Хотя бы иногда участвуя в самостоятельном, заинтересованном мысленном поиске, учащиеся не только лучше усваивают материал, но и сами меняются; это уже не пассивные исполнители, но активно ищущие, жаждущие знания деятели. Наряду с первоочередной задачей дать каждому ученику глубокие и прочные знания основ наук от школы в современных условиях требуется развивать стремление к дальнейшему самообразованию и дать навыки такой работы. Познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний. Таким образом, интерес, который помогает ребенку охватить различные явления, оказывается движущим мотивом не только для восприятия предмета, но и для развития мышления. При интересе к природе, животному миру, общественным явлениям школьник начинает усиленно наблюдать, подмечать явления, самостоятельно их обдумывать, делать выводы. В ходе такой познавательной деятельности интерес все более развивается и содействует умственному развитию. Значит, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносить радость в жизнь ребенка, подростка или юноши, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень [1].^ 2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет: а) работа с натуральными объектами (гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями и т. п.); б) географическими картами; в) географическими картинами; г) проведение опытов. Очень способствуют развитию познавательного интереса уроки, проводимы в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, викторина, семинары, уроки-экспедиции, театрализованное представление и др. Например: «Экспедиция в Гренландию» (литература дается накануне); а) «Штурман» прокладывает курс кораблю, обговаривает условия, в которых будет проходить экспедиция, доказывает с какой стороны и почему удобнее плыть к острову; б) «Биолог» экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова; в) «Этнограф» - о коренном населении, его быте, обычаях; есть здесь: капитан, матросы, географы т. д. - всем им даются поручения и задания. Готовясь к такому уроку, во время урока учащиеся узнают очень многое о данном объекте, помимо страниц учебника, а также хорошо закрепляют известный им материал. Изучив материк Антарктида (или какой-нибудь другой), можно провести игру: «По Антарктиде». Правила игры: Ученик на игровом поле выбирает: а) тему, по которой он хочет отвечать; б) вопрос по выбранной теме. Если ученик чувствует себя не очень уверенно, то он выбирает легкий вопрос - красную карточку и приносит команде 1 балл и т. д. по возрастающей, чем сложнее вопрос, тем выше балл. Карточки со знаком "+" (плюс) для учеников, которые знают материал сверх программы. За правильный ответ - 10 баллов. Затем ученик называет номер вопроса и зачитывает вопрос, который написан на обратной стороне карточки, через 10 - 15 сек. отвечает на него. Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может заменить ответ или дополнить ответ ученика из своей команды. Номера вопросов используются как путь команд вокруг Антарктиды. Игра идет по круговой системе, выигрывает команда с наибольшим количеством баллов. При проведении обобщающего урока по Северной Америке можно провести игру: «Что такое? Кто такой?» Задание для этой игры предлагается на небольших листках; задача ребят - ответить, что означают слова: м. Принца Уэльского, Ньюфаундленд, Америго Веспуччи , Баффинова Земля, Берингов пролив; или блиц-турнир: «Все выше и выше»: самая высокая точка С. Америки; самые большие по протяженности горы; самая длинная река и т. п. (ответы учащихся под номерами самостоятельно пишутся в тетрадях). Развитию познавательного интереса способствует применение элементов внеклассной работы на уроках: конкурс-смотр работ учащихся, материалов экскурсий и практических работ на местности; выступления учащихся с сообщениями об особенностях природы своей местности, способах ее охраны, отчет учащихся о конкретных мероприятиях, проведенных в течение года и направленных на сохранение природы своего двора, села или улицы. На уроках географии с целью развития мыслительных способностей учащихся я использую методы технологии развития критического мышления (РКМ). Для развития мышления очень удобна учебная модель: ВЫЗОВ - ОСМЫСЛЕНИЕ - РАЗМЫШЛЕНИЕ. Например, когда мы до начала изучения темы попросили учащихся составить список предметов и существ, которые пересекли Атлантику после 1492 года, мы тем самым вызвали на поверхность их памяти ранее полученные знания. Попросив их сверить этот список (свои предыдущие знания) с тем, что прозвучит на уроке, и дописать идеи, которые им раньше не приходили в голову, мы побудили их осмыслить услышанное. Прерывая изучение материала для ответов на вопросы самостоятельно (в парах) на класс, мы стимулировали их подытожить узнанное и поразмышлять над тем, что является наиболее важным. Десятиминутное эссе побудило учащихся к дальнейшему размышления, в котором они соединили ранее полученные знания о Колумбе с новообретениями. Ключевым моментом является увязка конкретного приема с определенной стадией модели: вызов - осмысление - размышление. Стадия ВЫЗОВА: приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Парная мозговая атака: пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время - пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. Ключевые термины: учитель может выбрать из текста 4-5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста - с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются. Разбивка на кластеры (блоки идей): для начала пишем тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. К примеру: «Марко Поло». Можно продемонстрировать, как появляется идея-спутник: допустим, «что он сделал». Пишем это справа от «Марко Поло», обводим в кружочек и соединяем с «Марко Поло» прямой линией. Теперь мы приглашаем учащихся высказать свои предположения о том, что он сделал. Эти идеи помещаются в кружочках вокруг кружочка «что он сделал» и соединяются с ним. Если ученик говорит «он был путешественником», слово «путешественник» записывается в кружочек. Если появляются новые детали о его путешествиях (куда ездил и т. д.), они будут уже словами-спутниками, «вращающимися» вокруг слова «путешественник». Когда учащиеся разместили кластера, попросите их указать, где оказалось маловато информации. Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится большой вопросительный знак. Затем попросите учащихся обратить особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе. Знаем, хотим узнать, узнаем: - этот прием применим для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней. Разделим доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагается воспроизвести в тетрадях такую же таблицу. Затем называем темы и спрашиваем учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем» (и просим учащихся то же самое сделать в тетрадях). Просим учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предлагаем учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи. На этом этапе учащиеся наверняка в чем-то усомнятся. Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим знать». Просим учащихся дополнить этот список: что они еще хотят узнать по данной теме. Все возникшие соображения записываются на доску и в тетради. Если снова поработать с отдельными категориями, список вопросов наверняка расширится. Теперь, если учащимся предстоит читать текст или слушать рассказ учителя, следует еще раз обсудить вопросы, которые они сами поставили, и нацелить их, таким образом, на чтение текста или слушание. Если задумано исследование более широко плана, обсудите, где учащиеся смогут почерпнуть необходимую информацию. Когда чтение закончено, мы переходим к третьей колонке: «Узнали» и просим учащихся записать, что они почерпнули из текста, причем расположить ответы надо параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию (спросить о которой им раньше просто не приходило в голову) надо расположить ниже. Поработав индивидуально, учащиеся обмениваются своими соображениями по колонке «Узнали». Итоги заносятся в третью колонку на доску. Учащиеся затем сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. Они также сравнивают возникшие ранее вопросы с полученными из текста ответами и решают, как поступить с вопросами, которые остались без ответа. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ: учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например: а) Система маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: V - галочкой (V) помечается то, что им уже известно;- знаком минус (-) помечается то, что противоречит их представлениям; + - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным. ? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. б) Взаимный опрос. Этот методический прием применяется так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном. Стадия РАЗМЫШЛЕНИЕ: многие приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации. Например, парная мозговая атака (парное подведение итогов). Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста. Возвращение к кластерам. Когда учащиеся работали над кластерами в преддверии чтения текста, они располагали идеи в виде «спутников», вращающихся вокруг главной темы. Туда вносились все идеи, не вполне им понятные и вовсе недостающие, - тогда рядом ставился вопросительный знак. Теперь, после чтения текста, пары учащихся (или весь класс вместе) могут снова организовывать информацию в виде кластеров, которые на сей раз будут отражать уже действительное соотношение понятий и идей - так, как это подано в тексте. Для того, чтобы развивать логическое мышление школьников, необходимо давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, выводы по аналогам [4].^ 2.1. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Не в количестве знанийзаключается образование,в полном понимании и искусномприменении того, что знаешь. А. Дистервег С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [1] В качестве примера на развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений предлагаю разработку следующего фрагмента урока.^ Исследовательский фрагмент урока по теме«Географическое положение Южной Америки». 8 класс. Выдвижение исследовательских гипотез.Цель: Осознание проблемы в скрытом противоречии, что Южная Америка как самый влажный материк имеет места, где находятся самые сухие места Земли; обогащение ранее сформированных знаний учащихся о причинно-следственных связях новым содержанием в результате исследований данного вопроса.Возможность выдвижения гипотез для расширения вопросов исследуемой темы:1.Южная Америка – самый влажный материк. Чем подтверждаются эти его особенности? 2.Известно, что на одной и той же широте в Африке и Южной Америке находятся пустыни. Почему так?3.Абсолютная максимальная температура Южной Америки - + 46°, а в Африке и Австралии – она выше 50°. Что могло повлиять на этот факт? 4. Если Ю.Америка- самый влажный материк, и одновременно на нем имеются места с дефицитом пресной воды. Почему так?Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы. Этапы исследовательской работы Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности выбор темы исследования постановка проблемы способность видеть противоречияустанавливать предмет и объект исследования постановка целей и задач исследования умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) собирать, анализировать, системати- зировать новую информацию выбор методов исследования, пл планирование эксперимента объективность, логичность и абстрактность мышления проведение исследований трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частно-научные методы формулирование выводов умение кратко и логично излагать мысли оформление отчета и презентации умение оформить результаты достижений, творческий подход защита исследовательской работы ораторские способности, умение обосновывать собственную точку зрения Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Существуют различные толкования термина “исследовательские умения”. Вот некоторые из них: способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач; исследовательские умения представляют собой умения применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания. владение сложной системой психологических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного труда;базовые компоненты личности, выражающие ведущие характеристики процесса профессионального её становления, отражающие универсальность её связей с окружающим миром, инициирующие способность к творческой самореализации, определяющие эффективность познавательной деятельности в любую область познавательной и практической деятельности. [3] Таким образом, я под исследовательскими умениями рассматриваю системное образование личности учащихся, включающее в себя готовность к мотивированной, осознанной, интегрированной исследовательской деятельности в соответствии с поставленной целью. Исследовательские умения включают два основных компонента: мотивационный, который формируется под воздействием целей новой деятельности; содержательный, включающий уже имеющуюся у человека систему умений и навыков. К исследовательским обычно относят умения:видеть противоречияустанавливать предмет и объект исследования формулировать проблему, цель и задачи исследованиясамостоятельно планировать деятельность по этапам оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действиясобирать и анализировать информацию использовать общенаучные и частно-научные методыоформить результаты творческих достиженийобосновывать собственную точку зренияоценивать свою деятельность, рефлексировать Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность, в результате которой осуществляется процесс познания мира, своего “я” и себя в этом меняющемся мире. Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения. Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии я осуществляю трёхуровневую систему развития умений исследовательской деятельности: 1 уровень - предполагает выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения); 2 уровень - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, где предполагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие; 3 уровень - исследовательский, предполагающий умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию. По результатам контроля осуществляю коррекционную деятельность, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности учащегося и коррекция собственной деятельности. Все прогнозируемые ответы приводятся на примере теоретического исследования материала. Это дает возможность оформить вывод по результатам изучения и наблюдения; ученики смогут дать целенаправленный ответ поставленной цели исследования; владея навыком проведения поэтапной исследовательской работы найдут правильный ответ и в будущем на его основе успешно будут проводить проектные работы географической тематики. В своей практике я реализую учебные исследования следующих направлений:полевые исследованияэкологические исследованияисследования в рамках предмета (см. Приложение 2). В процессе организации полевой и экологической исследовательской работы учащихся нами был определен алгоритм поисковой деятельности учащихся: 1) изучение специальной литературы; 2) выбор района исследования; 3) выбор объекта исследования; 4) составление плана работы; 5) изучение карты района исследования, изготовление схемы маршрута; 6) выбор методов и оборудования для проведения исследования; 7) выбор алгоритма обработки и подачи материалов исследования; 8) проведение полевых мероприятий; 9) внесение данных полевых исследований; 10) анализ района исследования; 11) корректирование карты района исследования; 12) составление и оформление документации исследования; 13) оформление тематических карт и исследовательской работы в целом. В рамках данного направления учащиеся нашей школы исследуют погодно-климатические, агроклиматические условия в Несвижском районе а также экологические и социально-экономические направления хозяйственной деятельности. На основе результатов исследования в школе оформляется наглядная экспозиция “Географические исследования и жизнь общества” В силу обширности географических знаний и разносторонности интересов учащихся, мы практикуем исследования в рамках предмета. В этом направлении учащиеся выполняли проектно-исследовательские работы, например “Рекреационные ресурсы Несвижского района”, “Географическая оценка перспектив использования туристско-экскурсионного потенциала Несвижчины”, “Сельское хозяйство Несвижского рай


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Протоколы и стандарты объектно-ориентированного программирования
Реферат Характеристика жертв компьютерных преступлений
Реферат «Методология изучения диаспор: теория и практика»
Реферат 5. что известно о манжурах в традиционной истории считается, что в 1644 году манжуры = мангулы вторглись в Китай и овладели Пекином [58], том 5, с. 297
Реферат John William Gardner Essay Research Paper John
Реферат Участие присяжных заседателей в уголовном производстве
Реферат Участие адвоката в предварительном следствии
Реферат Участие прокурора и третьих лиц в гражданском процессе
Реферат Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности
Реферат Locke And Hobbes Essay Research Paper Hobbes
Реферат Участие адвоката на предварительном слушании в суде присяжных
Реферат Marx
Реферат Учреждения, исполняющие наказания
Реферат Misery Essay Research Paper Anton Chekhovs Misery
Реферат Ученический договор