МОУ «Иваново-Эсинская средняя общеобразовательная школа» Ковровского района, Владимирской области. Учитель изобразительного искусства Антонова Анна АлексеевнаПроект урока изобразительного искусства в 3 классе.раздел: «Чем и как работают художники»Тема: «Два цыпленка»Цель: Развитие образных представлений и осознания изобразительно - выразительных возможностей таких нетрадиционных приемов как пуантилизм, монотипия.Тип: комплексный, развивающий навыки.Вид: репродуктивная деятельность с творческими элементами.Задачи: раскрыть особенности нетрадиционных средств путем использования их в передаче образной формы. а) учить работать пальцами рук. б) учить работать в технике монотипии. Вырабатывать навык проведения линий пальцем руки, оставляя красочные отпечатки пальцев рук, задействуя 2-3 пальца. Продолжать развивать умения пользоваться красками, кистью. Продолжать давать знания, развивать умения о первоначальных правилах перспективы. Воспитывать эстетические чувства, аккуратность. Воспитывать чувство меры в работе: рационально использовать краску, бумагу. Прививать интерес к художественной литературе - сказке. Оборудование: лист фА4, гуашь, акварель, вода, кисть, тканевая салфетка, черновики бумаги, мольберт, рисунки из сказки В. Сутеева «Кораблик». План урока. 1) организационный момент (2 мин.) 2) объяснение материала в сочетании с практической деятельностью. (30 мин.) 3) анализ работ, подведение итогов (8 мин.)Ход урока:Ребята, прозвенел звонок, начинается … ? урок. Я расскажу вам сказку, слушайте: пошли гулять Лягушонок, Мышонок, Муравей, Жучок и …? (поочередно открываю изображения сказочных героев, кроме Цыпленка). Кто, ребята, еще был с ними? Цыпленок. Да. Вы знаете эту сказку? Как она называется и, кто ее написал? Правильно. Замечательный писатель, художник Владимир Григорьевич Сутеев. И сказка называется «Кораблик», где друзья отправились в путешествие. И с ними - наш таинственный герой – Цыпленок. Маленький … ещё какой? Дети называют синонимы: кругленький, пушистый, тепленький и т. п. Покажите руками, какой был цыпленок. (Учитель вместе с детьми ладонями показывают форму цыпленка.) Давайте аккуратно положим его на стол перед собой и вот его-то мы сегодня и нарисуем. А рисовать его мы будем необычным способом. Возьмите черновой один листик бумаги и нанесите желтой краской пятно. (Дети рисуют пятно.) Отпечатайте его на альбомный лист (дети делают отпечаток). Это туловище, пушистое. А теперь надо что? Головку. Возьмите еще один черновой листик и нарисуйте головку. Она должна быть, какой по размеру? - Меньше, чем туловище. (Дети рисуют и отпечатывают.) Ребята, давайте нашему цыпленку друга нарисуем. У вас есть еще два черновых листика. Отпечатайте, также, еще одного цыпленка. (Индивидуальная работа учащихся и учителя). Глазки нарисуем цыпленку, подумайте: сколько глазок надо нарисовать? Клювик цыпленку тоже нужен. А вот ножки - посмотрите, как надо изобразить. Потрогайте руками свои ноги, погладьте их, согните в коленях. Куда гнутся ваши ножки? Колени где? Впереди! И гнутся ноги коленями вперед. А вот у птичек ножки коленями назад гнутся. Необычно. Посмотрите, как я рисую, как это выглядит. Попробуйте и вы так нарисовать (дети продолжают работу). А теперь поставьте руки, покажите мне ладошки (физкультминутка). «Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни, 1,2,3,4,5 не сидится им опять. Постучали, повертели, и работать захотели» (дети выполняют движения ладонями в соответствии со стихами.) Ребята, посмотрите, что я делаю, и вы повторяете за мной (обмакиваю пальцы поочередно в краски: желтую, оранжевую, оставляю отпечатки пальцев на листе возле цыплят, изображая одуванчики). Можно еще и травку нарисовать: длинную, короткую. Подумайте: какой цвет вы возьмете, чтобы изобразить солнечный день, ямку, лужицу с водой, можете еще что-нибудь нарисовать и как работать пальчиками вы будете? (дети дорисовывают рисунок) После завершения работы выставляем на просмотр. Посмотрите, ребята, каких замечательных… каких еще? – пушистых, желтеньких, кругленьких … (и т. п. ответы детей) цыплят мы нарисовали. А чтобы они получились такими пушистыми, мы их не кисточкой изображали, а чем и как? (Учащиеся рассказывают последовательность изображения одного цыпленка). Делали отпечатки. Ребята, такой прием называется монотипией, потому что получается один (моно), один типичный отпечаток. В беседе с обучающимися закрепляем новое понятие: «монотипия». В завершении урока даю оценку работы учащихся.