Ф.ПК-УМУ.УП.04.14 1 переиздание документации СМК КарГУ 01.02.2011 г. стр. из ^ КАТАЛОГ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ № ^ Наименование дисциплины Аннотация (краткое содержание курса) Пререквизиты(перечень дисциплин, содержащих знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины) Постреквизиты(перечень дисциплин, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершению изучения данной дисциплины) Агропромышлен-ный комплекс Республики Казахстан в условиях рыночной экономики Агропромышленный комплекс страны представляет собой систему отраслей и производств, тесно связанных между собой, собственно сельского хозяйства и обслуживающих его промышленных отраслей, пищевой и легкой промышленности, а также производств, связанных с современной заготовкой, транспортировкой и переработкой сельскохозяйственной продукции и организацией ее хранения, продажи. Конечная цель АПК – наиболее полное обеспечение потребностей народа в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных совокупных затратах труда и средств производства. Для освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую географию» и .т.д. Знания и умения, приобретенные в результате изучения данной дисциплины, полезны для освоения таких наук, как «география сельского хозяйства», «земельный кадастр», «основа земельного кадастра и оценка земельных ресурсов», «почвоведение, общее землеведение, ландшафтоведение», «земельные ресурсы РК», «ФГ РК», «методы ФГИ», «методы ЭГИ», «введение в экономическую географию», «глобальная география», «глобальная экология». Актуальные проблемы охраны природы Республики Казахстан «Актуальные проблемы охраны природы Республики Казахстан» знакомит студентов с экологическими факторами воздействия на геосистемы, вопросами антропоустойчивости геосистем, методами геоэкологических исследований, экологическими проблемами, существующими в Казахстане. Задачи курса включают изучение условий проживания и производственной деятельности человека в границах определенной геосистемы, изучение устойчивости природной среды к антропогенному воздействию; познание направленности и тенденции проявления экзодинамических процессов и явлений, вызванных различными формама хозяйственной деятельности, выявление вероятных цепных реакций в геосистемах, обусловленных техногенезом; изучение процессов саморегулирования и экологического равновесия в геосистемах, подверженных антропогенному воздействию До начала изучения данного курса студент должен обладать базовыми знаниями по физической географии, экологии, геоэкологии, в том числе такие разделы, как теоретико-методологические принципы геоэкологии; экологические свойства природной среды Казахстана; влияние антропогенных факторов на окружающую среду и устойчивость окружающей среды к антропогенному воздействию. Знания, полученные в процессе освоения данной дисциплины будут необходимы для изучения курса «мониторинг окружающей среды». Анатомия и эволюция нервной системы Изучить особенности и общие закономерности строения НС человека и животных, эволюционные и сравнительно-анатомические аспекты. В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление о строении и закономерностях развития НС человека и животных, типах и функциях различных отделов НС, их взаимосвязи. К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями в области «психологии», «анатомии и физиологии ЦНС и ВНД». Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы при изучении «гигиены», «биологии», «анатомии», «физиологии», «основ медицины», «психологии». Анатомия и эволюция ЦНС Изучить особенности и общие закономерности строения НС человека и животных, эволюционные и сравнительно-анатомические аспекты. В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление о строении и закономерностях развития НС человека и животных, типах и функциях различных отделов НС, их взаимосвязи. К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями в следующих областях: «психология», «анатомия и физиология ЦНС и ВНД». Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы при изучении «гигиены», «биологии», «анатомии», «физиологии», «основ медицины», «психологии». Анатомия человека Цель курса - изучение различных систем органов человека с учетом их динамических и функциональных связей.Задачами изучения дисциплины являются: научить студентов теоретическим навыкам основ анатомии человека, изучить и постичь важнейшие общебиологические закономерности, развивать свое мировоззрение, мышление. Студент должен знать причинно-следственные связи в строении человека, функционирование человеческого организма как единого целого, структуру и строение отдельных органов и систем, организацию гигиены и оздоровительных мероприятий для профилактики здоровья человека. Студент должен уметь применять полученные знания на практике, изучать фактический материал, познавать закономерности строения и функции живого организма. К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями «зоологии», «биологии», «эмбриологии», «гистологии». Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы при изучении «химии», «биологии», «анатомии», «физиологии», «морфологии», «основ медицины». Антропогенное ландшафтоведение Цель курса изучает природно-антропогенные образования, образованные и формирующиеся под воздействием антропогенных факторов, т.е. хозяйственной деятельности человека. Антропогенное ландшафтоведение активно занимается разработкой научных основ оптимизации воздействия человека с природой, принципов и методов создания культурных ландшафтов. К началу изучения данного курса студент должен владеть знаниями по дисциплине «ландшафтоведение», о природно-антропогенных комплексах. Должен знать основные факторы формирования природно-антропогенных ландшафтов, основные типы и категории антропогенных модификаций ландшафтов. Знания и умения, приобретенные в результате изучения данной дисциплины полезны для освоения таких наук, как «ФГ РК», «ФГМО», экологических дисциплин. Биогеография Биогеография-наука о географическом распределении организмов и их сообществ. На основе знания экологических особенностей и родственных связей разных видов и групп, с учетом современных физико-географических (климатических, гидрологических, геоморфологических, почвенно-геохимических и т.п.) и палеогеографических характеристик территории. Биогеография призвана выявить закономерности географического распределения организмов и сообществ, вскрыть его причины, причины структурно-функциональных и исторических особенностей живого покрова нашей планеты. Знание биогеографических фактов и закономерностей необходимо для решения сложных и ответственных проблем охраны и рационального использования ресурсов биосферы. К началу изучения данной дисциплины студенты должны знать основы курса «зоологии», «ботаники», «общей экологии», «биоценологии». Полученные знания могут быть использованы для освоения «экологии животных», «физиологии», «географии водных организмов», «географии животных и растений» и «эволюционного учения». Биогеоценология Целью данной дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях становления и существования биогеоценозов как компонента биосферы, об их составляющих, взаимодействиях между собой и окружающей средой, о факторах, формирующих устойчивость биогеоценозов к воздействию внешних условий и деятельности человека. При освоении данной дисциплины необходимы знания по дисциплинам: «ботаника», «систематика растений», «экология», «почвоведение». Ознакомление студентов с основными методами и способами сохранения биоразнообразия, повышения продуктивности и устойчивости биогеоценозов к воздействию внешних факторов и деятельности человека. Навыки, умения и знания приобретенные при изучении данной дисциплины дают теоретическую и практическую основу для изучения «фитоценологии», «основ флористики», «экологии растений», «систематики растений», «почвоведения», «биологии почв», «морфологии и анатомии растений», «сохранения биоразнообразия», «прикладной экологии» и т.д. Биология индивидуального развития Целью курса является изучение закономерностей онтогенеза животных организмов. Задачи изучения дисциплины: - сформировать представление о морфологических, физиологических, биохимических изменениях в процессе индивидуального развития животных; показать молекулярно-генетические механизмы развития организма; познакомить с ролью внешних и внутренних факторов в индивидуальном развитии; дать представления о разнообразии путей индивидуального развития у представителей разных таксономических групп животных; познакомить с возможностями использования биологии развития в практике, прежде всего в медицине, сельском хозяйстве, клонировании животных, использовании стволовых клеток для выращивания тканей и органов и т.д. К началу изучения данного курса студент должен иметь элементарные знания по философии, биологическим наукам как: «цитология», «гистология», «биохимия», «молекулярная биология» Изучение материалов данной дисциплины позволит студенту свободно ориентироваться в современных понятиях и терминах эмбриологии и применять полученные знания при изучении различных спецкурсов.Также полученные знания будут полезны в дальнейшем для осуществления научных исследований. Биология почв Цель данного курса заключается в знакомстве с многообразием геобионтов, среды их обитания, влияние факторов окружающей среды. Особенностью изучения «Биологии почв» является взаимоотношения живых организмов и почвой, как средой обитания. Студентами будут изучены особенности современного периода развития биологии почв: биохимизация, комплексность, разработка новых теоретических концепций и методов; развитие экосистемного подхода биологии почв; структуры и функционирование комплексов почво-обитающих организмов, трофоэнергетические отношения в почве; моделирование почвенных экосистем. Для освоения изучаемой дисциплины необходимы навыки работы с библиографической литературой, самостоятельного усвоения научной и научно-методической литературы, умение анализировать, синтезировать полученные знания и делать выводы, использовать полученные знания по следующим дисциплинам: «экология», «ботаника», «зоология», «микробиология и вирусология», «почвоведение», «география». В результате изучения курса «биология почв» студенты получат знания о многообразии живого мира почвы, о роли отдельных групп биоты в циклах основных элементов, важных для питания растений; о разложении и трансформации органических веществ на земной поверхности, об образовании и распаде гумуса. Студенты узнают об основных закономерностях функционирования микробной системы почв. Освоят методы определение показателей биологической активности почв. Полученные знания по данной дисциплине помогут при освоении дисциплины «прикладная биология с основами почвоведения». Биометрия Биометрия – раздел биологии, содержанием которого является планирование наблюдений и статистическая обработка их результатов; математическая статистика и теория вероятностей – разделы математики, теоретические, фундаментальные науки, рассматривающие массовые явления безотносительно к специфике составляющих их элементов. К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями в области математики. Знания, полученные по данной дисциплине необходимы для правильного планирования экспериментов, анализа их результатов и научного обоснования выводов. Биоразнообразие растительного мира Целью данного курса является ознакомление студентов с многообразием и филогенией растительного мира, с основными закономерностями формирования и развития основных вегетативных и генеративных органов в онтогенезе высших растений, их систематической классификацией с учетом филогенетических связей различных таксонов, особенностями морфологического и анатомического строения органов высших растений. К началу изучения данного курса студенту помогут полученные знания по следующим дисциплинам: «ботаника», «систематика растений», «экология». Студент должен уметь использовать и анализировать полученные знания и литературные источники для дальнейшего повышения уровня своей теоретической подготовки, проводить морфолого-анатомическое исследование, составлять полное морфологическое описание растений. Студенту пригодятся знания о происхождении и эволюции покрытосеменных растений, морфологическом расчленении тела растения как следствие жизни в наземных условиях, морфологическом и анатомическом строении растений, классификации и видовом составе основных таксонов флоры Казахстана, жизненных формы и экологических группах, народнохозяйственном значении растений при освоении следующих курсов: «геоботаника», «сохранение биоразнообразия», «экология растений». Биоритмика обновления внутренней среды организма Усложнение современного экологического, экономического и социального положения привело к усложнению механизмов адаптации к окружающей среде и форм уникальных дистрессорных состояний. Это предполагает и анализирует общие принципы регуляции, а также механизмов прямой и обратной связи биоценотического, ландшафтно-географического аспектов. на первый план выходит механизмы сознательного регулирования взаимосвязи окружающей среды и организмов, детальное изучение экзоэкологической и эндоэкологической составляющих формирования здоровья. Это, в свою очередь, требует от людей подняться от уровня категориального к уровню категориально-философского понимания взаимоотношений между природой и человечеством. Чем скорее будет достигнута цель, тем будет выше будет уровень организации здорового образ жизни. К началу изучения данной дисциплины студенты должны знать основы курса «анатомия», «физиология». Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы при изучении «биологии человека», «антропологии», «философии». Биотехнология Биотехнология Применение биотехнологических процессов используется для решения проблем окружающей среды (биотрансформация ксенобиотиков и загрязняющих окружающую среду веществ, получение экологически чистой энергии, преобразование солнечной энергии, фотопроизводство водорода, очистка сточных вод, утилизация отходов, биосинтез препаратов компенсирующих влияние вредных факторов окружающей среды) Для освоения настоящей дисциплины необходимы знания по «микробиологии», «биохимии», «генетике», «генной инженерии», «ботанике», «зоологии». Биотехнология растениий Основной целью преподавания данной дисциплины является ознакомление студентов биологических специальностей с понятиями и методами биотехнологии, генной и клеточной инженерии: характеристики плазмид и их классификации, векторов, методами выделения плазмидных ДНК, определения нуклеотидных последовательностей, ферментами рестрикции, основами генной инженерии растений, способами конструирования трансгенных растений и определения наличия в них чужеродных генов. Знание основных методик молекулярно-биологических манипуляций необходимо для решения практических задач сельского хозяйства, медицины, прикладной биологии. К началу изучения данного курса студент должен иметь представление об основах генетики и биохимии, знать механизмы и способы репликации ДНК, синтеза РНК и белка, а также ферменты, участвующие в биохимических процессах. Кроме того, он должен иметь навыки работы с растениями После изучения дисциплины «биотехнология растений» целесообразно более детальное ознакомление с прикладными вопросами молекулярной биологии, молекулярной генетики и биотехнологии. Биофизика Биофизика - фундаментальная биологическая дисциплина, изучение которой дает возможность биологу углубить свои знания по различным методам исследования в современной биолгии. Биофизика играет существенную роль в формировании мировозрения современного биолога, знакомит с основными законами теромодинамики, квантовой физики, биомеханики, акустики, гидродинамики, хронобиологии, фото - радиобиологии К началу изучения данной дисциплины студенты должны знать основы курса физики, математики, физиологии, химии. В результате изучения курса студент должен быть ориентирован в молекулярной биологии, биотехнологии. Биохимия Биохимия изучает химические соединения, входящие в состав живых организмов, и те превращения, которым они подвергаются в процессе жизнедеятельности. Целью является изучение освоение студентами основных теоретических положении биохимии как самостоятельной науки и овладение арсеналом современных биохимических методов исследования. Студентам предстоит освоить разделы: обмен белков, жиров, углеводов, о витаминах, гормонах, ферментах и т,д. Задачами курса «Биохимии» является изучение основных химических превращений, лежащих в основе жизнедеятельности, с биокатализаторами – ферментами, осуществляющими быстро, специфично и организованно во времени и пространстве эти химические превращения. Важнейшей задачей курса является ознакомление с логикой происходящих в живых клетках процессов и их регуляции. Для изучения данного курса студенту необходимы знания по «химии», «биофизике», «молекулярной биологии», «молекулярной генетике», «физиологии человека и животных», «биотехнологии», «физиологии растений». Полученные знания могут быть использованы для освоения следующих предметов: «сельскохозяйственной биохимии», «технической биохимии», «экологической биохимии», «биохимии питания», «биохимии мышц», «биохимии белка». Большой практикум по ботанике Основной целью преподавания данной дисциплины является изучение закономерностей анатомического строения вегетативных органов растений, умение анализировать морфологические признаки вегетативных и генеративных органов, правильно использовать морфолого-анатомическую терминологию. Для освоения изучаемой дисциплины необходимы: навыки работы с учебно-методической литературой, также необходимы навыки и умение морфологического описания растений, определения видового названия растений и его систематического положения, знания об основных классификационных признаках. Для изучения данной дисциплины студенту необходимы полученные знания по дисциплинам: «ботаника», «экология», «систематика растений», «почвоведение». Полученные знания об анатомо-морфологических признаках растений помогут студенту при осовении следующих дисциплин: «география растений», «фитоценология», «геоботаника», «физиология растений», «биогеография», «экология растений», «мониторинг окружающей среды», «биологическая экология». Большой практикум по зоологии Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов представлений об уровнях организации и строении животных, основных направлениях эволюции животного царства. Задачи освоения дисциплины: изучить основы зоологической систематики и современной таксономической и экологической системы животных; изучить разнообразие животного мира, функциональные особенности животных разных типов, их развитие и экологическую приспособленность; привить понимание значения беспозвоночных животных в природе и жизни человека; научить применять полученные знания в задачах исследовательской, природопользовательской и природоохранной деятельности. К началу изучения данной дисциплины студенты должны знать основы курса зоологии, общей экологии и экологии животных; иметь представление об общих принципах зоологической номенклатуры Курс имеет значение для формирования как общей, так и экологической культуры личности, осмысленного восприятия многообразия животного мира и его значения для существования биосферы как глобальной экосистемы. Является базой для изучения курсов «сравнительной анатомии» и «эволюционного учения». Курс создает основы для практической работы, необходимой при проведении научных исследований в различных областях биологических знаний. Большой практикум по физиологии Основная цель преподавания данной дисциплины - изучение функциональных закономерностей организма человека и животных, приобрести практические навыки проведения лабораторных исследований с животными и исследования по изучению физиологических функций организма человека. Для освоения изучаемой дисциплины необходимы навыки работы с библиографической литературой, самостоятельного усвоения научной и научно-методической литературы, умение анализировать полученные знания и делать выводы; умение использовать полученные знания и литературные источники для дальнейшего повышения уровня своей теоретической подготовки; проведения практических физиологических исследований. Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы при изучении «гигиены», «биологии», «анатомии», «физиологии», «основ медицины». Внеклассная работа по биологии Цель курса заключается в том, чтобы подготовить студентов к целостному и дальнейшему выполнению функций учителя биологии, познакомить с методикой организации и проведения различных внеклассных видов работ в школе. У студентов формируется готовность к организации работы с учащимися в рамках внеклассных и внешкольных мероприятий по биологии, будут углублены и закреплены теоретические знания по работе в живом уголке, проведению фенологических наблюдений и исследований, приобретению практических навыков изготовления демонстрационного материала, привитию учащимся навыков выращивания растений, ухода за ними, животными, постановки опытов и т.п. Также данный курс позволит совершенствовать общепедагогические способности студента (организаторские, коммуникативные, прикладные и другие), раскрывает идеи развивающего обучения, вопросы экологизации и системного подхода к реализации биологического образования, способствует развитию личностно- ориентированной направленности обучения, материалистического мировоззрения и эмоционально- целостного отношения к природе, миру, обществу, личности. К началу изучения данного курса студент должен овладеть базовыми знаниями по дисциплинам «психология», «педагогика», «методика преподавании биологии в школе». Знания, полученные при изучении этого курса будут способствовать повышению качества учебного процесса, закреплению знаний, полученных во время изучения дисциплины «методика преподавания биологии в школе», подготовке квалифицированного специалиста учителя по биологии. Данный курс позволит более четко и полно реализовать цели и содержание биологического образования в школе, дополнить методы, средства и формы обучения биологии в общеобразовательной школе. Возрастная физиология Возрастная физиология и школьная гигиена изучают особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза функции органов, систем органов, своеобразие функций на каждом возрастном этапе. Школьная гигиена-наука об охране и укреплении здоровья растущего организма.Цель преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены научить студентов физиолого-гигиеническим основам организации учебно-воспитательного процесса, режима труда и отдыха учащихся с тем, чтобы под их руководством в будущей педагогической деятельности каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, зная свой организм и умея поддерживать его в порядке.Основная задача изучения дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам, будущим учителям, знания о возрастных особенностях строения и функции детского организма и о гигиенических требованиях, предъявляемых к организации учебной и воспитательной работы в средней школе, ПТУ, а также выработать умения применять полученные знания на практике. К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями в следующих областях: «педагогика», «психология», «анатомия», «физиология». Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы при изучении «гигиены», «биологии», «анатомии», «физиологии», «основ медицины», «психологии». Восстановление нарушенных экосистем Восстановление нарушенных экосистем является одной из фундаментальных экологических наук, способствующей осуществлению процесса экологической стабилизации и экологических знаний эколога, обладающего высокой квалификацией и богатым потенциалом. Экология, являясь комплексной, синтезирующей наукой, тесно взаимосвязана с общественной и экономической науками, способствует становлению молодого специалиста человеком высокой культуры и эрудиции, обладающим теоретической базой для правильной оценки происходящих процессов в системе «человек-природа», умеющим объективно и научно оценивать состояние и перспективы развития экологических проблем своей страны, предложить свои прогнозы по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды, более эффективному размещению по территории страны производительных сил. Необходимо знать основные закономерности развития и строения растений, их происхождения, взаимоотношения между растениями и другими живыми организмами. Нужны умения выявлять причинные связи между разными явлениями в жизни растений, между внутренним и внешним строением, формой и функцией тех или иных структур., овладение навыками и методами таксономических исследований, знание представителей разных систематических групп низших и высших растений. Закономерности, принципы, факторы и предпосылки рационального природопользования, территориального размещения производительных сил, формирования и развития общегосударственных, региональных и локальных производственных комплексов, дающих возможности для решения социальных задач. Генетика популяций Генетика популяций — это раздел генетики, в котором рассматривается наследственная изменчивость в группах организмов, т. е. в популяциях. Факторы и условия генетической устойчивости популяций имеют прямое отношение к такой глобальной проблеме современности, как сохранение биологического разнообразия. На основе анализа генетической изменчивости различных белков и количественных морфофизиологических признаков можно сформулировать стратегию сохранения природных популяций и управления ими, обосновывать принципы стабилизации генофондов сельскохозяйственных популяций растений и животных. Популяционно-генетический анализ — наиболее математизированный раздел генетики, который широко применяют для количественного описания, прогнозирования генетических процессов в популяциях и оптимизации воздействий на них. Разработанные в популяционной генетике подходы, модели, методы и оценки используют в теории эволюции, а также в экологии, медицине, селекции и других областях науки. К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями «генетики», «биометрии», «биохимии». Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы для изучения дисциплин «эволюционное учение», «микробиология». Генная инженерия Основная цель преподавания дисциплины «Генная инженерия» - изучение методов выделения рекомбинантных ДНК-молекул, получение плазмидов, векторов, и освоение метода ПЦР. В основе «Генной инженерии» лежат достижения молекулярной биологии и прежде всего установление универсальности генетического кода (у всех организмов включение одних и тех же аминокислот в строящуюся полипептидную цепь белка кодируется одними и теми же последовательностями трех нуклеотидов в цепи ДНК). Возможность получения и направленного использования фрагментов нуклеиновых кислот, выделения отдельных участков полинуклеотидной цепи с точностью до одного нуклеотида и осуществления in vitro синтеза нуклеиновых кислот с новыми сочетаниями нуклеотидных звеньев появилась у генетической инженерии благодаря успехам энзимологии. «цитология», «генетика», «цитогенетика», «молекулярная биология», . «биохимия», «физиология», «гистология», «микробиология». «биотехнология», «современные биологические технологии». Геоботаника Изучение данного курса должно формировать понятие о растительном сообществе или фитоценозе как основе растительности и важнейшей части биогеоценоза, определяющей существование всех живых организмов. Целью данного курса является знакомство с многообразием растительных сообществ, их взаимосвязи с окружающей средой. При изучении данной дисциплины студенту пригодятся полученные знания по следующим дисциплинам: «ботаника», «систематика растений», «экология», «экологические проблемы РК». Студент должен овладеть навыками сбора и обработки материала, письменного оформления его содержания; знать основные методы и пути рационального использования, преобразования и охраны растительных сообществ, местообитание. Полученные знания помогут в освоении следующих дисциплин: «сохранение биоразнообразия», «мониторинг окружающей среды», «прикладная биология с основами почвоведения», «биология почв». Географическая культура Географическая культура преподается на четвертом курсе БГФ и является дисциплиной компоненте по выбору по специальности 050116 – География. Основной целью преподавания дисциплины «Географическая культура» является изучение роли и значения географии для общечеловеческой культуры и образования. Речь идет о географии как явлении культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. Географическая культура как предмет берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе, понятие о географической культуре включает основные компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление: 3) методы географии; 4) язык географии. До начала изучения данного курса студент должен обладать базовыми знаниями по фундаментальным дисциплинам географии. Географическая культура позволяет студентам подойти к познанию географической картины мира от ее теоретического содержания, основанного прежде всего на системе географической науки и иерархии ее научных знаний. Поэтому этот предмет фактическим тесно связана со всеми фундаментальными и прикладными географическими дисциплинами. Географический прогноз Данный курс читается студентам экономико-географической специализации дневной и заочной форм обучения. Целью его является расширение и углубление знаний по теории науки, ознакомление студентов с основными проблемами экономической и социальной географии, развитие географического мышления, умение анализировать научную литературу, знакомство с основными работами географов-обществоведов, повышение географической культуры будущих преподавателей-географов. К началу изучения данного курса студент должен владеть программным материалом курса; уметь обращаться и использовать научную периодику, литературу, статьи и т.д.; разбираться в узловых вопросах и содержании рекомендуемой литературы по актуальным проблемам экономической и социальной географии; использовать проблемные материалы для выполнения дипломной работы; уметь обращаться, собирать и анализировать источники информации по основным проблемам экономической и социальной географии. Знания и умения, приобретенные в результате изучения данной дисциплины полезны для освоения таких наук, как «геоинформатика», «общее землеведение», «ландшафтоведение», «земельные ресурсы РК», «ФГ РК», «методы ФГИ», «методы ЭГИ», «введение в экономическую географию», «глобальная география», «глобальная экология». География АПК Республики Казахстан в условиях рыночной экономики Агропромышленный комплекс страны представляет собой систему отраслей и производств, тесно связанных между собой, собственно сельского хозяйства и обслуживающих его промышленных отраслей, пищевой и легкой промышленности, а также производств, связанных с современной заготовкой, транспортировкой и переработкой сельскохозяйственной продукции и организацией ее хранения, продажи. Конечная цель АПК – наиболее полное обеспечение потребностей народа в продовольствии в других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья при минимальных совокупных затратах труда и средств производства. Для освоения данного курса студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую география» и.т.д. Знания и умения, приобретенные в результате изучения данной дисциплины полезны для освоения таких наук, как «география сельского хозяйства, земельный кадастр», «основа земельного кадастра и оценка земельных ресурсов», «почвоведение», «общее землеведение», «ландшафтоведение», «земельные ресурсы РК», «ФГ РК», «методы ФГИ», «методы ЭГИ», «введение в экономическую географию», «глобальная география», «глобальная экология». География городов «География городов» занимает важное место среди других учебных дисциплин экономико-географического направления. При изучении этого курса студенты получают навыки формирования определенного урбанистического восприятия географических объектов и процессов в странах разного типа, комплексного географического подхода. Для освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по математике, картографии, географии населения, географической культуре, введению в экономическую и социальную географию. «экономическая и социальная география СНГ», «экономическая и социальная география РК», «экономическая и социальная география мира», «экология» и др. География и экология Карагандинский области Целью данного курса является рассмотрение качественных показателей географии малого и среднего бизнеса Центрального Казахстана, социальных и экономических условии развития бизнеса ЦК, а также проблемы внешнеэкономических связей и торговли РК. Для изучения данного курса студенту необходимы знания по следующим направлениям: «экономическая и социальная география РК», «экономическая и социальная география СНГ», «экономическая теория». Полученные знания могут быть использованы для освоения следующих предметов: «экономическая, социальная и политическая география мира», «экономическая и социальная география Казахстана», «экономическая и социальная география СНГ», «география мирового хозяйства». География малого и среднего бизнеса Центрального Казахстана