МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИАГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВМЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИАГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВУчебное-методическое пособие к спецкурсу для студентов, обучающихсяпо специальностям «специальная психология»САРАТОВИЦ «НАУКА»2010 УДК [159.922.7:316.6] (075.8)ББК 88.8я:73 М54Рецензенты:доктор философских наук, профессор Е.М. Лысенкодоктор социологических наук, профессор Ю.В. СеливановаМ54 Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова, А.В. Шипова. – Cаратов: ИЦ «Наука», 2010. – 55 с.ISBN 978-5-9999-0680-9Данное учебно-методическое пособие посвящено диагностике агрессии и агрессивности у школьников. В его содержании представлены различные методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников. Рассматриваются возможности изучения агрессии и агрессивности школьников с помощью опросников. Обсуждается специфика применения проективных методов для диагностики агрессии и агрессивности. Анализируются проблемы исследования агрессии и агрессивности школьников с помощью наблюдения и использования экспериментальных методик. Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений.УДК [159.922.7:316.6] (075.8)ББК 88.8я:73ISBN 978-5-9999-0680-9 ©Составители, 2010ОГЛАВЛЕНИЕ1. Использование методов опроса для психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников………………………4 1.1. Опросник Басса-Дарки ……………………………………..................4 1.2. Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева………………11 1.3. Опросник «Личностная агрессивность» П.А. Ковалева…………..14^ 2. Проективные методы диагностики агрессии и агрессивности школьников……………………………………………………………………..18 2.1. Тест руки Вагнера …………………………………………………...22 2.2. Ассоциативно-рисуночный тест для детей (модифицированный вариант теста С. Розенцвейга)………………………………………………….26 2.3. Вербальный фрустрационный тест…………………........................29 2.4. Методика «Дом. Дерево. Человек»………………………………….40 2.5. Тест «Несуществующее животное»………………………………...44 2.6. Методика «Кинетический рисунок семьи»…………………………453. Применение метода наблюдения для изучения агрессивного поведения школьников……………………………………..............................474. Экспериментальные методы исследования агрессивных проявлений школьников……………………………………………………...51Библиографический список……………………………………………53