Об авторе.Адылжан Шамшиев (А.Ш.) – руководитель молодежного общественного объединения «БИНГО». Родился 1 апреля 1983 года, в г.Кербен, Аксыйского района Жалалабатской области. Окончил Жалалабатский Государственный Университет по специальности «Информатика», в настоящее время продолжает получать второе образование в этом же учебном заведении по специальности «Журналистика».Трудовую деятельность начал, будучи студентом I курса, редактором молодежной газеты «Инсан» издаваемой Аксыйским Региональным Офисом ОФ «За международную толерантность», в рамках проекта «Узы дружбы» при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». Затем работал волонтером этой организации. В студенческие годы организовал студенческий клуб толерантности «Адилет», клуб просуществовал недолго в связи с тем, что лидер клуба А. Ш. решил осваивать другие просторы.Идея А.Ш. объединить молодежь набрала новые силы, после того как молодежная программа Фонда Сорос-Кыргызстан выделила грант на приобретение литературы для Аксыйского Педагогического Факультета ЖАГУ. Собрав заинтересованных студентов, собственноручно расписали Устав Центра Развития Молодежных Инициатив «ШАНС» и приняли его на общем собрании учредителей.С просьбой поддержать идею о молодежном центре обратились в ОО «Айбек». Тахиржан Хамдамов – руководитель ОО «Айбек» с поощрением принял молодых, и отметил что на базе ОО «Айбек» при поддержке Каунтерпарт создается Центр Поддержки Гражданского Общества (ЦПГО г.Кербен), предложил ЦРМИ «ШАНС» статус под структурного разделения ОО «Айбек». Таким образом, А.Ш. стал руководителем ЦРМИ «ШАНС». Проработав 1,5 года, Адылжан Шамшиев передал эстафету руководства ЦРМИ «ШАНС» подрастающему поколению. В это же время ЦРМИ «ШАНС» был переименован на Волонтерский Центр «ШАНС,» который и доныне функционирует.Дальнейшая деятельность А. Ш. была связана работой в НКО, в начале в качестве Координатора Тренинговой Программы ЦПГО, Координатора Молодежной Программы ОО «Улгу», Тренера кыргызско-узбекского проекта, ассистента молодежного проекта ОФ «Группа по построению мира».С 2004 года А.Ш. является руководителем ОО «БИНГО», также активистом в области прав человека ОФ «Голос Свободы»/Фридом Хауз.1^ КРАЖА ДЕВУШЕК: ТРАДИЦИЯ ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕГоворят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема. (Иоганн Вольфганг Гёте) Введение. Кыргызстан провозгласил о своей приверженности демократии и интеграции в международное сообщество. Но для того, чтобы эти стремления реализовались, необходимо, в первую очередь, построение правового государства. Именно верховенство закона закладывает основу для развития открытого гражданского общества. И, несомненно, основным источником права в нашем государстве должен стать закон, что особенно важно, когда речь идет о правах, гарантиях и обязанностях личности.^ Обзор: Женщины и гендерные проблемы.В Кыргызстане равенство прав мужчин и женщин закреплено в основном законе страны и во всех действующих государственных нормативно-правовых актах. Женщины достаточно вовлечены в экономическую и социальную жизнь страны. Они получают равные возможности при получении образования. В силу традиций и психологических стереотипов, кыргызские женщины занимаются в основном, домашним хозяйством, таким образом, прекрасная половина вычеркивается из рядов экономически активного населения. Согласно статистическим данным, уровень безработицы среди женщин выше, чем у мужчин. Кроме того, существенным проявлением неравенства является более низкий уровень оплаты труда. Преимущественно, дамы сконцентрированы в отраслях с более низкой заработной платой: образования, здравоохранения и так далее. Мало женщин в органах власти и управления. В Жогорку Кенеше в качестве депутата сегодня (2005-2010) нет ни одной женщины. В правительстве доля женщин на руководящих местах мала. Хотя женщины республики весьма активны в сфере НКО, но данная ситуация может рассматриваться как недостаточное использование возможностей прекрасного пола страны.Очевидно, что в такой ситуации нужны меры по целевой поддержке, направленные на коррекцию сложившихся гендерных перекосов. В качестве таковых можно использовать хорошо зарекомендовавшие программы микрокредитования, создания женских групп взаимопомощи, введения гибкого режима труда для дам и так далее. Требуется обеспечить государственную поддержку уже существующих кризисных центров для жертв домашнего насилия и распространить такой опыт по всей территории республики. Следует также предпринимать меры по информированности населения о фактах гендерного неравенства. Формировать новые отношения между полами. То есть изменить государственные стандарты обучения воспитания мальчиков и девочек. 2Рассматривая проблему кражи девушек для принудительного брака, следует также рассмотреть и другие смежные вопросы, о чем ниже и повествуется. ^ Домашнее насилие. Итак, в законодательстве Кыргызстана конкретно говорится о запрете домашнего насилия и грубого отношения в семье. Однако острой остается проблема насилия в отношении женщин. В статистических данных Министерства внутренних дел говорилось о свыше 300 преступлениях сексуального характера против женщин, имевших место, например за 2004 год. Но, скорее всего реальные цифры намного выше. По подсчетам НКО реальные цифры могут быть чуть ли не в десять раз больше официальных показателей. По некоторым подсчетам случаи домашнего насилия составляли от 40 до 60 процентов всех преступлений, совершенных против женщин. О многих преступлениях против женщин просто не сообщается из-за психологического давления, культурных традиций и недоверия к правоохранительным органам. Статистика уверяет, что также увеличивается количество изнасилований, особенно среди молодых девушек. ^ Низкая правовая культура. Закон наделяет женщин равными правами, они достаточно представлены во всех сферах занятости, профессиях и в ВУЗах. Однако на практике сохранилась дискриминация по отношению к женщинам. Семейное законодательство запрещает разводы во время беременности и в период, пока ребенку не исполнится один год. Женщины добились немалых успехов, работая в юридической, бухгалтерской и банковской сферах, в медицине, активно участвовали в жизни стремительно развивающегося некоммерческого сектора. Однако именно на женщинах особенно плохо сказалась тяжелая экономическая ситуация, ведь риск потерять работу у них выше, чем у мужчин. Труд женщин оплачивался в среднем ниже, чем труд мужчин. Женщины составляли большую часть пенсионеров, которые сильнее всего ощутили упадок экономики. С падением коммунизма вновь стало прочно утверждаться традиционное отношение к женщине в сельской местности, где ей отводится только роль жены и матери, а возможности получать образование, ограничены. По некоторым данным здоровье женщин стало хуже, они больше страдали от грубого обращения, у них было меньше возможностей работать вне дома, и они не могли самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами.«Молодежь представляет собой наиболее динамичную часть общества, которая обладает огромным социальным, интеллектуальным и научным потенциалом. Анализ последних исследований показывает, что на настоящий момент сознание молодежи выходит на новый виток развития, но уже с другим социально-политическим мировоззрением, другой системой восприятия мира. Мы должны исходить от сознания того, что молодежь давно отошла от старых стереотипов мышления.» - утверждает в своем докладе на Летней Школе Демократии Айдар Жоробеков, директор Департамента по делам молодежи. Вполне можно согласиться с подобным утверждением, и это бесспорно. Но здесь же надо поразмыслить о сельской молодежи. О сельской молодежи, которая живет в информационном вакууме, о молодежи, которая не грамотна в правовом аспекте, о молодежи, которая более склонна к участию в неформальных группировках. И, наконец, о молодежи, которая является активными актором нашей с вами обсуждаемой проблемы, проблемы кражи девушек. ^ 3Ситуация и последствия. В Аксыйском районе, особенно в сельских местностях издавна существует добрая, по мнению некоторых сельчан кыргызская традиция «кража девушек». В сельской местности привычно похищение женщин и девочек, которых затем принуждают к браку. Всем известно, что данная дискриминирующая «традиция: Ала качуу» серьезно не преследуется кыргызским законодательством. Из года в год «традиция» ломает судьбы наших девушек, принуждая к браку вопреки желанию и воли. Опираясь на социологические исследования можно сказать что, основная часть сельских женщин начинали свою личную жизнь именно таким образом. Во многих случаях для родителей возращение умыканной дочери домой стыд и срам, и на основе этих стереотипов родители также позволяют себе принуждение собственной дочери к браку, боясь сквернословия, осуждения односельчан. И в данном случае, молитва, которую прочитает приглашенный мулла, связывает брачными узами значительно крепче, чем официальный штамп в паспорте о государственной регистрации брака. Также родители девушки смиряются определенной малой суммой денег (ачуу басты) и заставляют остаться на ночь украденную девушку. Эта жестокая «традиция» очень негативно влияет на здоровье женщины и девушки. Также жертвы психологически подавляются, и это влияет на их дальнейшую половую жизнь. Точнее, женщины лишаются возможности стать матерью. Девушки психически подавляются, и снижаются их возможности для ведения нормальной половой жизни, формируется боязнь у девушек относительно мужчин. Большинство разведенных женщин, с которыми мы беседовали, указывают на то, что основная причина их развода это несовместимость, а корень несовместимости это принудительный брак созданный путем кражи, умыкания. Несмотря ни на что, практика кражи невест и принуждение женщины к вступлению в брак против ее воли в Кыргызстане довольно распространена. Параллельно с этим, количество привлекаемых лиц к ответственности за подобные противоправные действия практически равны нулю. В кыргызском обществе подобная практика весьма процветает, а правоохранительные органы заявляют об отсутствии подобных эксцессов. И даже не проводятся элементарные профилактические и разъяснительные меры среди населения.На встречах с молодежью Аксыйского района по этой проблеме мы сделали вывод что, худшие последствия кражи преобладают над выгодами от кражи. Сельская молодежь утверждают экономическую выгоду кражи невесты, указывая, что в данном случае расходы, связанные с женитьбой значительно сокращаются. Также отметили, что девушку похищают в случае, если она не соглашается выходить замуж, что похищение невесты очень удобно, если необходимо срочно жениться. Отмечать, тот факт, что «ни слова о любви» также уместно. «Старые» утверждает, что любовь обязательно появится после первой брачной ночи, но какая может идти речь о любви девушки, которую насильно оставляют в доме у чужого, и насильно лишают девственности. 4 Волонтеры общественного объединения «БИНГО» взяли определенный отрезок времени, точнее 6 дней и начали наблюдать, с целью выявления количества кражи девушек в г. Кербен. Итак, за 6 дней в маленьком городе с населением 25 тыс. человек, выявили 7 случаев кражи девушек. Один и тот же парень украл трех девушек, в один день, двое ушли, одна осталась, но впоследствии она также развелась. В других случаях жертвами оказались несовершеннолетние, что впоследствии также развелись. Необходимо учесть, что эти факты, только те которые нам удалось зафиксировать, и только в Кербене, а в Аксыйском районе в целом с населением 100 тыс. человек? Тем более, за регион тоже можно сделать такие же выводы. Регион здесь имеется в виду Аксыйский, что включает в себя три района: Аксыйский, Алабукинский, Чаткальский. Таким образом, можно сделать вывод, что преобладающее большинство семей созданных путем умыкания девушек, в последствии разрушаются.В городе Кербен функционирует Аксыйский Педагогический Факультет Жалалабатского Государственного Университета (АПФ ЖАГУ). В этом заведении получают образование не только молодежь Аксыйского района, но и с соседних районов Алабука, Чаткал, Ташкумыр, а также из Республики Узбекистан. Это – уникальное место для так называемых «женихов», которые даже именует АПФ «кыздар базары» - т.е. с кыргызского «рынок девушек». Студентки, приезжающие с целью получения образования становятся жертвами «жестоких рук», и лишаются одновременно всего. «Женихи» также воспользуются на тоях, на выпускных балах, и в других мероприятиях – местах массового скопления девушек. Многим «женихам» не важно чем «дышит» умыканная девушка. Они могут познакомиться только в первую ночь брака. Также широко используется среди «женихов» и их родителей «списки». Родственники, или сам парень составляет список девушек, и по списку в семейном сходе обсуждают ту или иную девушку, при этом вычеркивая «безуспешную претендентку».Относительно первой брачной ночи также ситуация плачевная. Многих умыканных девушек принуждают к половому сношению, изнасилуют, что довольно негативно влияет на здоровье девушек, как физически (потеря крови, травмы), так и психически – девушки подавляются, и формируется боязнь относительно дальнейшего ведения половой жизни. Знакомые врачи рассказывают в порядке анонимности, что в больницу в тяжелом состоянии часто попадают жертвы кражи - девушки, прямо из комнаты первой брачной ночи, и «срочно» лишенные девственности, что и заставляет зачастую девушку остаться супругой насильника. ^ История и культура.Большинство людей считают кражу девушек историческим обычаем, традицией. Однако, историки другого мнения. Я специально побеседовал с человеком, который пишет научную работу по истории Кыргызстана. Итак, Сапарбек Наркеев, историк отмечает, что у кыргызов есть добрые и не отменные традиции как «куда тушуу» - т.е. сватовство. А так называемая «кража девушек», появилась только во времена баев и манапов, когда последние начали насильно отбирать красивых девушек понравившихся им несмотря ни на что. А молодой парень, сердцем любивший девушку боясь лишиться любви своей, договорившись с девушкой, совершал сбежание – романтическое сбежание. 5 Есть также мнения, что в одно время, когда кыргызы жили племенами, запрещали парням жениться из своего племени, ради смещения крови. И тут парням приходилось участь своровать девушку из другого племени. Но все эти народом называемые традиции – это прямое ущемление прав девушек, прямой отвод роли, мнения, свободы женщины на второй план. Итак, что заставляет остаться девушек у «жениха». Если не считать, то, что девушку насильно лишают девственности, то существуют ряд обрядов, используемые именно для принуждения девушки к браку. «Таш тушкон жеринде оор» - здесь женщины, так называемые «жене» (снохи, они же свидетели первой брачной ночи) говорят девушке, что ты раз пришла, то тебе необходимо остаться, якобы если уйдешь, то на тебя никто и не посмотрит, мол, очернишь себя и свою семью. «Нандан аттаба» - здесь женщины оставляют у порога лепешек, и говорят, мол, если переступишь через лепешки, будешь несчастной до конца жизни, или же старуха может лечь у порога, и повторять, что если переступишь через меня, будешь несчастной. Быстрее пытаются надеть на девушку белый платок, мол, платье наденет – знак согласия. Могут спрятать обувь. И, наконец, «ачуу басты» - дословный перевод на русский язык «подавление гнева», приезжают мать девушки или близкие родственники, которым родители жениха дарят подарки, возможно, это деньги, возможно, это одежда. Был в г. Кербен один случай, когда совершенно незнакомый парень украл студентку, и мать девушки, несмотря на сильное сопротивление девушки (у нее был любимый парень, она училась только на I курсе), получив злополучные 5000 сомов (приблизительно 130 долларов США) оставляет дочь в незнакомой семье. К сожалению, через 3 месяца девушка разводится. ^ Национальное и международное законодательство.Мы знаем о защите жертв кражи на международном уровне. Итак, в 1962 году 10 декабря в Нью-Йорке была принята Международная Конвенция «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака», куда присоединен Кыргызстан. Первая же статья этой Конвенции говорит о том, что в странах-участницах данной Конвенции не допускается принудительный брак, что брак не должен осуществляться без обоюдного согласия обеих сторон. А также говорится, что регистрация брака осуществляется при свидетельстве органов правомочных регистрации брака, а также при личном согласии обеих сторон. А также следует отметить, что данный вопрос затрагивается и защищен 2 пунктом 16 статьи Всеобщей Декларации прав человека «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон» А затрагивается ли данная проблема кыргызским законодательством? Об обоюдном согласии при браке оговорено специальными статьями Семейного Кодекса Кыргызской Республики. А вот в 155 статье Уголовного Кодекса Кыргызской Республики говорится о том, что кража девушки, принуждение ее к браку или принуждение к продолжению браку, а также препятствование к созданию брака считается уголовно-наказуемым деянием. На основе этого законодательства за такие действия предусматривается возбуждение уголовного дела, и наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальной заработные платы, или лишением свободы от 3 до 5 лет. Интересен тот факт, что данная статья малозначительна. Довольно мягкое наказание предусматривается за столь серьезное преступление. 6Ислам.4 сура, 19 аят Корана, Аллах: «Оо, муслимы! Вам считаются неправильным насильно брать женщин»Крупнейшая мирового значения религия Ислам не относит женщин к второстепенной части человечества. А наоборот придает особое место женщине. В Шариате (Свод законов) Ислама женщинам даны права на оборону, точнее, право на создание семьи, защита своих интересов и т.п. Например, строго запрещается выдать замуж за человека, за которого она не хочет; запрещается насилие над ней и давление, и всякие издевательства.Итак, Ислам рассматривает брак не как скрытое дело, а рассматривает как договор о сожительстве. Брак не должен быть ареной противостояния между мужчиной и женщиной, а также не должен быть «тюрьмой» для женщин, и не должно быть грубое отношение к этому. Религия Ислам установил ряд норм о браке и обо всех процессах связанных с семьей. Главное это выбор супруга (и), затем обязанности мужа и жены.Среди мусульман способ выбора пары обычно назван как бракосочетание. Это не значит, как некоторые думают, что в Исламе можно принудить молодых девушек к браку с человеком совершенно незнакомым. Истинное значение выбора пары следующее: Ислам запрещает встречу парня и девушки до брака, точнее, между будущими молодоженами не должно быть никакой близости до брака, даже не должны целоваться и идти под ручки. Если они имеют желание увидеть друг друга, то они могут встретиться, но их встреча должна произойти при участии также и других лиц. Главное, девушки, особенно за молодыми девушками в Исламе есть возможность, т.е. за нею последнее слово: если вы не хотите состоять в браке с этим человеком, то вы полноценно имеете право сказать «нет». Молодые девушки в этом плане бывают стеснительными, но если парень желающий связать с вами узы вам не по душе, то об этом вы обязательно должны сказать. Если Вы промолчите, то это можно трактовать как знак согласия. Абу Хурайра передает нам слова Пророка Мухаммада (САВ): «Не надо выдавать замуж женщину ранее состоявшей в браке, не спросив ее согласия, запрещается выдавать замуж девушку не получив от нее согласия».(Бухарий, Муслим). Таким образом, суждения вроде «ала качуу» это наша традиция, давняя добрая, не уместны ни в Исламе, ни правовом обществе. Мусульманам, наряду с другими напутствиями Ислама, чаще среди молодежи необходимо говорить и о браке, о равноправии обеих полов. Следует отметить, что по правилам Ислама, мусульманский обряд бракосочетания должен происходить в отцовском доме невесты, и строго должно запрещаться проведение таких обрядов у жениха. В настоящее время так и происходит, жених быстро зовет знакомого «своего» мулла, и ускоренно проводит обряд бракосочетания с украденной девушкой, при этом не учитываются мнение и желания девушки. ^ 7Деятельность ОО «БИНГО» по проблеме.При поддержке ОФ «Голос Свободы» и Фридом Хауз общественное объединение «БИНГО» провело несколько эдвокаси-клубов и дискуссионных встреч с молодежью Аксыйского района. Основными результатами данной деятельности были письма-обращения чиновникам, общественности и СМИ, духовным лидерам. А также ощутимый результат обучение девушек своим правам, свободам и защите. А молодых парней воспитывали к толерантному отношению прекрасной половине человечества, и прививали им убеждения о том, что кража девушек ЭТО преступление, и ни в коем случае нельзя считать традицией, и путем самообмана создавать неустойчивые семьи.Итак, Марат Султанов – спикер ЖК КР, Муратали Жуманов – духовный лидер мусульман КР решили просто не отвечать на наши письма, и на повторные тоже. Вероятно, им не до этих проблем. Турсунбай Бакир уулу – Омбудсман КР, Турсунбек Акун – Председатель Комиссии по правам человека при Президенте КР с поощрением отнеслись деятельности ОО «БИНГО» по данной проблеме, и в письме привели нормы законов, которые рассматривают данный вопрос, но конкретно по нашему обращению по внесению изменения в УК КР по ужесточении наказания за кражу девушек для принудительного брака не обратили внимания. А письма были подписаны заместителями. Удивителен тот, факт что, наше обращение общественности через журналиста Жаныбека Жанызака (news.org.kg) проявило интерес у многих простых граждан, которые к сожалением отмечали каждодневный рост данной проблеме, и что власти как-то ощутимо не реагируют на это.В настоящее время всем известен тот факт, что многие молодые люди стали более религиозными, чем 2-3 года тому назад, молодежь посещает пятничные намазы, в мечетях активно идет «даъват» - пропаганда Ислама. Растет число молодежи, совершающие все обряды Ислама, совершая 5 раз в день намаза. Следовательно, учитывая эти факторы, наша стратегия была направлена на работу с духовенством для начала на районном уровне. У нас в настоящее время хорошо налажен контакт с духовенством мусульман на районном уровне. Были проведены несколько встреч с Садыкжаном Аматовым – имам-хатибом Аксыйского района. Садыкжан ажы несколько раз в Центральной Мечети «Хазрети Умар» города Кербен в пятничных намазах (молитвах) когда собираются более 750-800 человек, осуществил «маъруза» - тему по краже девушек, исповедуя о том, что в Исламе карается кража девушек, затем принуждение их к браку и считается «харамом». Также Садыкжан Аматов оперативно реагировал на наше обращение с просьбой усилить роль пропагандистской деятельности духовных лидеров сельских управ о том, что кража девушек «харам», о том, что это карается, и вообще о том, что данное деяние влечет за собой тяжкие последствия, порой и трагические. Результатом нашего вышеназванного обращения оказался приказ Имам-Хатиба о том, чтобы во всех мечетях на территории района, где совершается пятничный намаз, обязал имамов мечетей проводить разъяснительную работу о правилах брака в Исламе, о краже девушек и т.п. вопросов. ОО «БИНГО» намерено продолжить в таком же духе работу с новыми идеями. 8Выводы.Государственным органам: Усилить деятельность профилирующих структур (структуры, работающие с женщинами, по вопросам семьи, молодежи и т.п.) по борьбе с кражей девушек для принудительного брака Внести существенные изменения в законодательство КР способствующие сокращению и в перспективе искоренению кражи девушек для принудительного бракаУлучшить работу правоохранительных органов по борьбе и предупреждению кражи девушек для принудительного брака. По информации Прокуратуры Аксыйского района за 2005-2006 год на территории района было возбуждено только одно уголовное дело по ст. 155 УК КР, и то было сокращено судом в связи с законом об амнистии к 60-годовщине Великой Победе.Гражданскому сектору (самая близкая к народу структура): Усилить просветительскую работу с населением (в целом) по негативному явлению - краже девушек для принудительного брака Вести отдельную работу с молодежью (девушки, парни), и с козырями соучастницами кражи женщинами (женелер-снохи) Наладить сотрудничество с правоохранительными органами Наладить сотрудничество с представителями духовенства му