-6- Арт-терапевтическая работа с детской агрессией Агрессия (в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Агрессивное поведение в детском возрасте - достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена: - на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников); - на близких людей; - на животных; - на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды); - на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества); - на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания). Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7--10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще. Исследования показывают, что младенцы часто проявляют гнев, если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь. Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками - то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии - упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей. Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности - на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно. Возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3--4 года, 6--7 лет и 14--15 лет. Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют с взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте). Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается доброжелательным, терпеливым объяснением правил поведения. В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению. У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.^ Советы родителям по предупреждению возникновения агрессии у ребенка:Игнорируйте незначительную агрессию. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом: просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка); выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно"; переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть); позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. В момент агрессии опишите поведение ребёнка (без свидетелей) при помощи следующих словесных вариантов: "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта); "Ты злишься?" (констатирующий вопрос); "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора); "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению); "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).Контролируйте собственные негативные эмоции. Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь: - не повышать голос, не кричать, не устрашать; - не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу"; - не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки); - не смеяться над ребёнком, не передразнивать его; - не оценивать личность ребёнка или его друзей; - не использовать физическую силу, не угрожать; - не читать нотации, проповеди; - не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.Сохраняйте положительную репутацию ребёнка. Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним: "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка); позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему; предложите ребёнку договор с взаимными уступками.Демонстрируйте неагрессивное поведение. В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов: - выдерживайте паузу (выслушивайте молча); - тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве); - внушайте спокойствие жестами, мимикой; - шутите ("Ты сейчас выглядишь круче самого крутого супер-героя") Переключить внимание ребёнка можно на игру, на рисование, в процессе которого ребенок найдет выход негативным эмоциям. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку. Родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.^ Примеры арт-терапевтических упражнений для работы с детскими страхами в домашних условиях«Кляксы» Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса". Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии. Родители должны брать для своей "кляксы" светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)«Мое настроение» Ребенка просят изобразить настроение (эмоциональное состояние) или чувства при помощи только форм, линий, цветов, тональности и т.д., но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации (Когда он испытывал радость, гнев, грусть, злость и т.д.). «Дружба»Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга. Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам не безразличны, по крайней мере, некоторое время. Какой ты друг? Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться? Чем с тобой было бы интересно заниматься? Чем бы ты мог помочь? Чем ты можешь поделиться с собой как с другом?»Рисунок «Я хороший друг, потому что …» Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как комикс, альбом с рисунками, картинки-нстроения.«Маска» Изобрази агрессию, злость в виде маски. Для этого сначала «запачкай» белый лист бумаги, сделай черный или коричневый фон. Затем ручкой или белым мелом выдели контуры и детали маски. Оторви пальцами лишнюю бумагу – фон так, чтобы получилась маска. Сделай дырочки для глаз, рта (ножницами пользоваться нельзя). Примерь получившуюся маску. Тебе нравится носить такую маску? Поступи с ней так, как тебе хочется.«Я в минуты гнева» Нарисуй себя в минуты гнева (злости, ярости). Нарисуй портрет очень агрессивного (злого) человека. Нарисуй драчуна. Изобрази в виде рисунка лица, какие чувства ты испытываешь, когда твоему недругу больно и обидно. Изобрази, какие чувства ты испытываешь, когда ты сам причинил своему недругу боль. Представь, что незнакомые тебе ребята дерутся друг с другом. Нарисуй, что ты делаешь и где находишься в этот момент.