Реферат по предмету "Мировая экономика"


Занятость и безработица проблемы и решения

--PAGE_BREAK--Динамика численности безработных
и потребности предприятий в работниках

  (тысяч человек)

                   



Численность трудоустроенных безработных в июне 1999 года была близка к численности трудоустроенных в апреле,  мае и составила  15 тысяч  человек. В январе-июне 1999 года трудоустроено 81,3 тысячи безработных,или 38,9%  общей их численности.

По данным предприятий  и организаций число вакантных  рабочих мест увеличилось с 32,3 тысячи в январе до 53,1 тысячи в июне (на 64%). По равнению с июнем  1998 года их число увеличилось на  3,1%. В июне 1999 года на одну заявленную вакансию претендовало 1,8безработных, зарегистрированных в службе занятости,против 3,3 в январе и 2 человек в мае 1999 года. В профессиональной структуре вакансий преобладают вакансии рабочих (83,1%).

В январе-июне 1999 года профессиональное обучение по направлению служб занятости прошло 15,4 тысячи безработных,  из них трудоустроено более половины. На общественные работы за этот период было направлено 34,3тысячи безработных.

Данные о численности безработных по областямприведены в таблице:





Численность безрабтных на конец июня 1999г.

Численность безработных на одну заявленную вакансию на конец июня, человек

Уровень безработицы на конец июня

1999г.,%



тыс. человек

в % к

июню           маю



 1998г

1999г.







Республика Беларусь

96,9

92,3

97,2

2,0

1,8

2,1

Области:













Брестская

9,7

81,9

97,7

2,6

1,6

1,5

Витебская

16,3

96,7

97,4

2,4

2,5

2,7

Гомельская

17,6

86,1

97,0

2,8

2,5

2,6

Гродненская

13,5

94,5

98,0

2,8

2,0

2,5

Г. Минск

12,3

99,7

100,3

0,8

1,0

1,4

Минская

12,5

84,3

95,1

2,9

1,9

1,9

Могилевская

15,0

104,0

95,4

2,3

2,1

2,7



Пособие по безработице в июне было начислено 39,6 тысячи безработным и на их выплату израсходовано 52,5 миллиарда рублей. Средний размер пособия на одного безработного в июне составил 1326,9 тысячи рублей, или 7%от средней заработной платы по республике.


3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу

Ключевой элемент государственного  регулирования рынка труда,  определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест.  Политика занятости,  уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест.  Основным лимитом на рынке труда  является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы.  Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

В различных  странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест.  Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест  в государственном секторе созданы  сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы.  Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком  сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места  начинали создаваться при достижении среднегодового  роста ВВП в 2%  (в Европе – 4,3%),  то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).

Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы,  позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную.  В целях повышения инвестиционной активности  необходимо:

1.     Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.

2.     Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.

3.     Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996


2000 годы.  Программа  ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.

В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки Программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе  создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала  в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

-обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала  в  различных отраслях экономики;

-регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

-развитие  профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

-повышения качества создаваемых рабочих мест;

-предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

Программапредполагает  определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма  финансирования создания рабочих мест.

Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема  позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах.


3.2. Мероприятия по регулированию предложения рабочей силы

Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности  граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально — квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы. Масштабы профессионального обучения безработных в Беларуси  пока невелики – в 1997 году прошли переподготовку всего 6,9%, нуждающихся в трудоустройстве (в странах  ОЭСР – 20% обучаемых безработных ).

Для повышения конкурентоспособности  безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая  широкое распространение  в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций,  обусловленных соответствующими квалификационными стандартами  или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

*       достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

*       возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;

*       возможность самостоятельного индивидуального обучения;

*       ориентация на конечный результат.

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель -  укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений  в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.


3.3. Содействие найму рабочей силы

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости (биржа труда, служба действия найму) – специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством министерства труда  или аналогичного органа. Основные направления деятельности бирж труда: регистрация безработных и вакантных мест, трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда, выплата пособий безработным. Роль бирж в оказании помощи безработным (трудоустройства, переквалификация, выплата пособий) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн. безработным. Во многих странах наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, работа которых весьма эффективна. Так, только в США действуют около 15 тыс. подобных фирм.

Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективность службы занятости в значительной мере зависит от заблаговременного получения сведений о свободных местах, масштабах высвобождения рабочей силы, половозрастных и других необходимых характеристиках безработных, важных для их трудоустройства. Служба занятости должна иметь полную, достоверную и оперативную информацию о наличии на предприятиях свободных рабочих мест, высвобождении рабочей силы, выпускниках  учебных заведений. Так, в Швеции накопление информации в службе занятости о свободных рабочих местах осуществляется на основе закона о банке данных рабочих мест.

В соответствии с Законом “О занятости населения Республики Беларусь” предприятия и предприниматели обязаны “ежемесячно представлять Государственной службе занятости сведения о наличии свободных рабочих мест с указанием условий труда и его оплаты”. Вместе с тем работодатели не несут по существу никакой ответственности за сокрытие и несвоевременное представление сведений о вакансиях. Установление персональной ответственности руководителей позволит повысить шансы безработных на трудоустройство, проводить переподготовку в соответствии с потребностями экономики, своевременно  обеспечивать предприятия рабочей силой нужной квалификации. В получении объективной информации о  масштабах безработицы важная роль принадлежит социологическим исследованиям.

Уровень безработицы в стране, полученный методом опроса, свидетельствует, что он, по меньшей мере, в три раза выше официального (если регистрируемый уровень безработицы по состоянию на 1 января 1998 года составлял 2,3%  экономически активного населения, то по данным выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Министерством статистики и анализа, — 7,6%). Поэтому при анализе и прогнозировании рынка труда необходимо шире использовать, помимо официального, уровень безработицы, рассчитанный по методике МОТ.




3.4. Социальная защита  населения от безработицы

Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей  безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.

Таким образом, в стране назрела необходимость  увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего обще принятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления  социальных амортизаторов, в частности организации системы  государственного  обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень  и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы  должна охватывать лиц  наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии  со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает,  что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал  ли он в период своей занятости  в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения  негативных последствий  перехода страны к рыночной экономике  социально ориентированного типа ключевое значение  имеет государственное  регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления  негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита  населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.