Реферат по предмету "Разное"


Ав нгард, акк мпанемент, г в рливый, апе(лл/л)яция, изморо ь, раз грать, впереме ку, ба(рр/р)икада, раз грать, ро пись, пред дущий, д видент, капюш н, обе ценить, ж рнов

11 КЛАССВОПРОС №1 Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка Расставьте ударение в следующих словах: Вероисповедание, диспансер, по средам (день недели), иконопись, обеспечение, сосредоточение, столяр, фетиш, статуя, испокон, газопровод. ОЦЕНКА: 1 балл за правильный ответ; максимальное количество баллов – 10. ОТВЕТ. Вероиспове/дание, диспансе/р, по среда/м (день недели), и/конопись, обеспе/чение, сосредото/чение, столя/р, фети/ш, ста/туя, испоко/н, газопрово/д.^ ВОПРОС №2 Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и умение обосновать ее с исторической точки зрения. Из приведенных ниже слов выпишите отдельно те, которые подчиняются морфологическому, традиционному (историческому), фонетическому принципу орфографии. К словам первой группы подберите родственные, которые проясняют написание сомнительных букв.Ав_нгард, акк_мпанемент, г_в_рливый, апе(лл/л)яция, изморо_ь, раз_грать, впереме_ку, ба(рр/р)икада, раз_грать, ро_пись, пред_дущий, д_видент, капюш_н, обе_ценить, ж_рнов ОЦЕНКА. 2 балла за орфографию; по 5 баллов за правильный ответ, (минусуются баллы за неправильное определения принципа орфографии); максимальное количество баллов – 17. ОТВЕТ. Морфологическому принципу подчиняется написание следующих слов: говорливый – говор, изморозь – морозить, изморось – моросить, вперемежку – межа, вперемешку – мешать, жернов – жернова. Традиционному (историческому) принципу подчиняется правописание заимствованных слов: авангард, аккомпанемент, апелляция, баррикада, дивидент, капюшон. Фонетический принцип определяет написания: разыграть, роспись, предыдущий обесценить.^ ВОПРОС №3 Участники должны показать знание семантической системы современного литературного языка. В приведенном диалоге собеседники не понимают друг друга. Объясните причину (назовите языковое явление), ставшее причиной непонимания. В рассказе А.П.Чехова «Новая дача» стена непонимания отделяет инженера Кучерова от окрестных мужиков. – Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою… – По дороге около Никитовой гречи того… инженер с собачкой… – начал Родион, отдохнул, почесывая себе бока и локти. – Платить, говорит, надо… Монетой, говорит…Монетой не монетой, а уж по гривеннику со двора надо бы. Уж очень обижаем барина. Жалко мне. ОЦЕНКА: 2 балла за название явления; 2 балла за объяснение; максимальное количество баллов – 4. ОТВЕТ. Стена непонимания, отчуждения отделяет инженера Кучерова от окрестных крестьян. Фразеологически связанный смысл слова платить (платить той же монетой) остается за порогом сознания, воспринимается только первичное, прямое значение слова платить. Показательно, что именно эта сторона взаимоотношений стала определяющей уже в самом замысле рассказа. ^ ВОПРОС №4 Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слова. Определить, какими частями речи являются выделенные слова, употребленные в древнерусских письменных памятниках, и в какой грамматической форме они употребляются.Посъли къ тому мужеви грамоту (Новгородская берестяная грамота).Отъскочиша бесове (Успенский сборник).Отдати... святому Георгиеви (Грамота князя Мстислава Владимировича).Покланяющем же ся крестови (Успенский сборник).Се приехали послове к великому князю (Новгородская грамота). ОЦЕНКА: 1 балл за правильное определение частеречной принадлежности каждого слова; по 1 баллу за правильное определение грамматической формы; 1 балл за указание на омонимию падежных форм; максимальное количество баллов – 11. ОТВЕТ. 1, 3, 4 – имена существительные мужского рода в дательном падеже, в единственном числе; 2, 5 - имена существительные мужского рода в именительном падеже, во множественном числе. В древнерусском языке существовала омонимия этих двух грамматических форм.^ ВОПРОС №5 Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. Установите, каково значение слова мараль, которое встречается в пьесах А. Н. Островского:«Он на нас мараль пущает» («Шутники»);«Какая мараль на всё семейство!» («Тяжелые дни»);«Этому я не подвержен и марали брать на себя не хочу» («Не всё коту масленица»). Определите, связано ли оно с французским по происхождению словом мораль (нравственность, нормы поведения). ОЦЕНКА: 2 балла за определение значения слова, 1 балл за указание на сближение со значением слова марать, 1 балл за употребление термина «народная этимология», 2 балла за указание на явление энантиосемии; максимальное количество баллов – 6. ОТВЕТ: стыд, позор, нечто предосудительное. В результате сближения с русским глаголом марать (пачкать, загрязнять) народная этимология действительно сблизила значение слова мораль и слов стыд, позор. Такое явление носит название энантиосемии (развитие противоположных значений у одинаково звучащих слов).^ ВОПРОС №6 Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой. Образуйте формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, вылезти, захотеть, изъять, сгнить, доставать, лечь. Объясните, как образуются данные формы. ОЦЕНКА: 1 балл за каждую правильно образованную форму, 2 балла за комментарий; максимальное количество баллов – 10. ОТВЕТ. Формы повелительного наклонения глаголов образуются от основы настоящего-будущего времени с помощью суффикса –и или нулевого суффикса. поехать – поезжай вылезти – вылез-и; захотеть – захот-и; изъять – изым-и; сгнить – сгний (затруднено); доставать – доставай; лечь – ляг ВОРОС №7 Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. Установите, каким образом членятся на морфемы (в современном русском языке и исторически) следующие слова: резвый, горн (кузнечный: раскалить в горне), копыто, баламут, синий. К каждому слову подберите примеры, иллюстрирующее как древнее, так и современное морфемное членение. ОЦЕНКА: 1 балл за каждое правильно проанализированное слово, 1 за каждый пример; максимальное количество баллов – 20 и более. ОТВЕТ: Современное членение Древнее членение Резв-ый (резвиться) Рез-в-ыи (резать) Горн (горновой) Гор-н-ъ (гореть) Копыт-ц-е (копыто) Коп-ыт-ьц-е (копать) Баламут- Ǿ (баламутить) Бал-а-мут-ъ (бол-т-а-ти, мут-ьн-ыи) Син-ий (син-е-ть, син-ев-а) Си-н-ии (си-я-ти) ^ ВОПРОС № 8 Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте Восстановите первоначальный вид фразеологизма и объясните, с какой целью автор изменил его.^ Гора горевала о страшном грузеКлятвы, которую поздно клясть.Гора говорила, что стар тот узелГордиев: долг и страсть. (М.Цветаева) ОЦЕНКА : 2 балла за каждый правильный ответ; максимальное количество баллов – 4. ОТВЕТ. ^ Гордиев узел - запутанное сплетение обстоятельств. Разрубить гордиев узел – принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. Согласно древнегреческой легенде, гордиевым узлом назывался чрезвычайно запутанный узел, которым фрагийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом.^ ВОПРОС №9 Участники должны продемонстрировать знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова. Установите, в роли каких частей речи выступает слово одни в следующих конструкциях. Обоснуйте свой ответ. 1. Был в гостях у одних знакомых. 2. Дети часто оставались дома одни. 3. Живем в одном городе. По одним улицам ходим. 4. Вдоль дороги росли одни дубы. 5. На улицу вели многие входы и выходы, а в переулок выходили всего только одни ворота. * Соотносятся ли выделенные слова с числительны один? ОЦЕНКА: 1 балл за каждый правильный ответ; *2 балла за ответ на дополнительный вопрос; максимальное количество баллов – 7. ОТВЕТ. В 1 предложении – неопределенное местоимение; во 2 предложении – наречие, в 3 – местоименное прилагательное, в 4 – частица, в 5 – числительное. Числительным не свойственная категория числа. Кажущимся исключением является числительное один. Может быть образована форма одни, которая, однако, не соотносится со слом один, что исключено логически. Форма одни может употребляться для счета, но имеет значение ед.ч. при существительных Pluralia tantum: одни сани, одни валенки. В тексте форма одни не употребляется для счета, а выполняет функцию ограничительной частицы, местоименного прилагательного, наречия, неопределенного артикля.^ ВОПРОС № 10 Участники должны продемонстрировать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности. Произведите синтаксический разбор предложения и объясните постановку знаков препинания перед союзом и (знаки в предложении не расставлены).Как только солнце начитает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. ОЦЕНКА: 3 балла за синтаксический разбор; 3 балла за объяснение; максимальный балл – 6. ОТВЕТ. Данная конструкция состоит из 4 простых предложений и представляет собой сложное предложение с разными типами связи (сочинением и подчинением). 1 и 2 предложения – однородные придаточные времени (во втором предложении средство связи опущено); 3 и 4 – главные предложения, связанные союзом и. Однородные придаточные являются по отношению к ним общими компонентами. Таким образом, анализируемая конструкция состоит из 2 смысловых частей А и Б, каждая из которых представляет собой СПП с однородными придаточными. Запятая перед первым союзом и не ставится, т.к. он связывает два однородных придаточных и является одиночным. Запятая пред вторым союзом ставится, несмотря на наличие общего компонента, поскольку смысловые отношения между 3 и 4 предложениями имеют ярко выраженный причинно-следственный оттенок.ВОПРОС № 11 Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания. Сколько всего было реформ русской орфографии? В какие годы они проводились? *С какими историческими событиями эти реформы связаны. ОЦЕНКА. 2 балла за правильный ответ; 2 балла за каждый правильно указанный год. *2 балла за ответ на дополнительный вопрос; максимальное количество баллов – 10 ОТВЕТ: 1708 г. реформа Петра Первого; 1918 г. ; 1956.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.