Реферат по предмету "Разное"


Авторы программы: Н. К. Гладышева, Ю. И. Дик, Ю. А. Коварский, > Г. Г. Никифоров (Москва, нии симо апн ссср)

Физические величины и их измерения 7 – 8 класс, стр. из ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯVII—VIII КЛАССЫ (68 ч)Авторы программы: Н. К. Гладышева, Ю. И. Дик, Ю. А. Коварский, Г. Г. Никифоров (Москва, НИИ СиМО АПН СССР).Курс «Физические величины и их измерения» ставит своей це­лью дать возможность учащимся, интересующимся физикой, по­знакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями. Содержание факультативного курса базируется на ознакомле­нии учащихся с различными физическими величинами на уроках физики в VII—VIII классах. В факультативном курсе они изуча­ются более углубленно, с рассмотрением их роли в технике и све­дений из истории метрической системы мер, способов измерения этих величин, прямых и косвенных измерений, с использованием датчиков, исполнительных устройств. Методическое обеспечение курса основывается на системе де­монстрационных и лабораторных исследований, в процессе выпол­нения которых учащиеся приобретают ряд умений по технике экс­перимента, в том числе умений планировать опытное исследова­ние, представлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм. Данный факультативный курс призван решить следующие за­дачи: познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности изме­рения, экспериментальное исследование; обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов и обеспечить понимание ими того факта, что ни один прибор не дает абсолютно точных значений измеряемой величины; научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей исследования; раскрыть роль измерений в технике; показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других связанных с ними величин; сформировать навык соблюдения правил охраны труда на рабочем месте. Процесс формирования экспериментальных умений должен опираться на рекомендации психологов по использованию как частных алгоритмов (правил пользования измерительными при­борами), так и более общих систем ориентации (план проведения экспериментального исследования). Содержание факультативного курса, значительное усиление роли самостоятельного физического эксперимента в нем должно способствовать подготовке учащихся к овладению различными ме­тодами измерений в науке и технике, трудовому обучению и более глубокому и всестороннему восприятию учебного материала ос­новного курса физики.VII КЛАСС (34 ч)1. Введение (4 ч) Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении фи­зических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях. Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инст­рументальная погрешность. Правила пользования измерительны­ми приборами, соблюдение техники безопасности.Лабораторная работа1. Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов).2. Величины, описывающие механическое движение (8 ч) Длина, время и скорость, методы их измерения. Приборы точ­ного времени. Примеры различных значений этих величин, встре­чающихся в живой природе и технике.Лабораторные работыИзучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки.Изучение правил пользования микрометром. Измерение диаметра тонкой проволоки, толщины магнитной ленты.Изучение правил пользования секундомером. Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости.Измерение предельной скорости падения шариков в вязкой жидкости.Измерение скорости автомобиля в конце пути при спуске его с наклонной плоскости.3. Измерение площади и объема (3 ч) Способы измерения площади и объема. Пространственные мас­штабы в природе и технике (длин, площадей и объемов).Лабораторные работыПрямые и косвенные измерения площадей различных фигур.Прямые и косвенные измерения объемов различных тел.4. Измерение массы и плотности (4 ч) Масса. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. Измерительные приборы. Эталон массы. При­меры тел различной массы и веществ различной плотности. План проведения экспериментальных исследований.Лабораторные работы9. Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.10. Поиск способа выделить из набора различных тел искомые тела из указанного вещества. Измерение плотностей различных веществ при построении графика зависимости m = f(V).5. Измерение силы и давления (7 ч) Сила. Приборы для измерения силы. Давление. Способы изме­рения давления твердых тел, жидкостей и газов. Примеры раз­личных значений этих величин в живой природе и технике.Лабораторные работыИзучение правил пользования различными динамометрамипри измерении силы трения и силы тяжести; измерение мышечных усилий с помощью медицинского силомера или тензометра.Конструирование динамометра, принцип работы которого основан на деформации изгиба.Исследование правила сложения двух сил.Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.Изучение правил пользования барометром-анероидом.6. Лабораторный практикум (8 ч)Измерение быстроты реакции человека.Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной в жидкость части тела. Изучение правил пользова­ния ареометром. Конструирование ареометра,Конструирование измерителя уровня жидкого топлива с ис­пользованием сообщающихся сосудов и поплавка.Конструирование измерителя уровня жидкого топлива с использованием электрических или оптических датчиков.Измерение малых деформаций стержня (балки) с помощью механического или оптического рычага.Исследование условий работы наклонного ленточного транс­портера.Изучение правил пользования U-образным манометром. Измерение давления на футбольную камеру с помощью U-образного манометра.Конструирование манометра, принцип действия которого основан на сжатии газа в закрытом сосуде. Исследование с помощью этого манометра зависимости давления внутри жидкости отглубины погружения в нее тела.Изучение гидравлического пресса.VIII КЛАСС (34 ч)1. Величины, описывающие тепловые процессы (12 ч) Температура. Из истории изобретения термометра. Современ­ные термометры (газовые, жидкостные, термопары, терморезисто­ры и др.). Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурные шкалы Цельсия, Кельвина, Фаренгейта. Количество теплоты. Калориметр. Современные методы изме­рения удельной теплоемкости вещества. Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Психрометр. Конденсирующийся пар в роли индикатора.Лабораторные работыИзучение правил пользования жидкостным термометром.Исследование зависимости скорости остывания тела от раз­ности температур с окружающей средой.Изучение принципа работы термометра, основной частью которого является биметаллическая пластинка.Измерение удельной теплоемкости воды в опыте, моделирующем опыт Джоуля по установлению эквивалентности теплоты и работы.Использование калориметрического способа измерения удельной теплоемкости вещества для большого числа образцов.Изучение правил пользования психрометром.2. Величины, описывающие электрические явления (9 ч) Сила тока, напряжение, сопротивление. Принцип действия из­мерительных приборов: амперметра, вольтметра, омметра. Роль шунтов и дополнительных резисторов. Из истории создания элект­роизмерительных приборов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике. Измерение работы тока. Счетчик электроэнергии. Проблема экономии электроэнергии.Лабораторные работыИзучение шкал различных электроизмерительных приборов и правил пользования амперметром и вольтметром. Построение вольт-амперной характеристики резистора.Изучение правил пользования омметром. Измерение сопротивления различных проводников.Градуирование реостата (получение магазина сопротивлений).Исследование последовательного соединения проводников с помощью амперметра, вольтметра и омметра.Исследование параллельного соединения проводников с помощью амперметра, вольтметра и омметра.Исследование последовательного и параллельного соединений одинаковых источников тока.3. Фотометрия (3 ч) Освещенность. Нормы освещенности при различных видах дея­тельности человека. Роль освещенности предметов при фотогра­фировании. Люксметр. Фотоэкспонометр.4. Лабораторный практикум (10 ч)Градуирование шкалы газового термометра.Градуирование термопары.Исследование зависимости температуры электронагревателя от силы тока.Измерение сопротивления проводника методом замещения.Измерение внутреннего сопротивления электроизмеритель­ных приборов с помощью омметра.Исследование зависимости силы притяжения железной пластины к электромагниту от силы тока в нем, числа витков катуш­ки и материала сердечника.Моделирование работы электромагнитного реле.Конструирование простейших автоматических устройств.Изучение правил пользования счетчиком электроэнергии.10. Изучение правил пользования фотоэкспонометром.Литература для учащихсяБлудов М. И. Беседы по физике.— М: Просвещение, 1984.—Ч. I; 1985.— Ч.II; 1974.—Ч. III.Гальперштейн Л. Я. Здравствуй, физика.—М.: Детская литература, 1973.Енохович А. С. Справочник по физике и технике.— М.: Просвещение, 1988.Кириллова И Г. Книга для чтения по физике. 6—7 классы.— М.: Про­свещение, 1986.Куприн М. Я. Физика в сельском хозяйстве.— М.: Просвещение, 1985.Покровский С. Ф. Наблюдай и исследуй сам.— М.: Просвещение, 1966.Романовский В. С. С метром по векам.— Л.: Детская литература,1985.Смородинский Я. А. Температура.—М.: Наука, 1982.Физика — юным: Теплота. Электричество/Сост. М. Н. Алексеева.— М.: Про­свещение, 1980.Энциклопедический словарь юного физика.— М.: Педагогика, 1984.Литература для учителейБуров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6—7 классах.— М.: Просвещение, 1981.Гусев В. А., Иванов А. И., Шебалин О. Д. Изучение физических ве­личин на уроках математики и физики в школе.—М.: Просвещение, 1981.Демкович В. П., Прайсман Н. Я. Приближенные вычисления в школьном курсе физики.— М.: Просвещение, 1983.Демкович В. П. Измерения в курсе физики средней школы.— М.: Про­свещение, 1970.Завельский Ф. С. Время и его измерение.— М.: Наука, 1972. Завельский Ф. С. Масса и ее измерение.— М.: Атомиздат, 1974. Зайдель А. Н. Элементарные оценки ошибок измерений.— М.: Наука, 1965.Ми х а ль С. Часы. От гномона до атомных часов/ Пер, с чешского.— М.: Знание, 1983.Свеченко А. А., Твердый Е. Я. Совершенствование методов измерения температуры.— Киев: Техника, 1983.Соколова Е. Н. Простой физический опыт.— М.: Просвещение, 1969. Справочник по электроизмерительным приборам/Под ред. К. К. Имонина.— Л.: Энергоатомиздат, 1983.Стоцкий Л. Р. Физические величины и их единицы: Справочник.— М.: Просвещение, 1984.Текст печатается по изданию ПРОГРАММЫ средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник № 2. Часть 2: Физика, астрономия, география – М.: Просвещение, 1990 Copyright © www.eduspb.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.