Реферат по предмету "Разное"


Автор: А. Ю. Носатова, Амурский Государственный Университет, г. Благовещенск

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ КАК ОСНОВА ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ.Автор: А.Ю. Носатова, Амурский Государственный Университет, г.Благовещенск Руководитель: Т.В. Третьякова Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности. Именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт всем участникам педагогического общения. Поэтому конфликты, возникающие между учителем и учеником несут в себе опасность. Следует отметить, что специфика данного конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным социальным статусом. При этом ответственным за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций является учитель: ведь школа-модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. Еще одной особенностью конфликта, возникающего между учителем и учеником является разница в жизненном опыте участников, различное понимание событий и причин (конфликт «глазами ученика» и конфликт «глазами учителя» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику-справиться с эмоциями, подчинить их разуму, профессиональная позиция учителя обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики. Следует помнить, что конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. В педагогическом общении раскрывается субъективный мир и учащихся, и учителя, выявляется их личностное своеобразие. Противоречивость их взаимодействия детерминирована различием психологии, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых социальных ролей и т.д. Следует помнить, что напряженно – противоречивым является сам процесс становления личности каждого ребенка, протекая в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими, между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения, между стремлением к взрослости, самостоятельности и инфантильностью, между желанием самоутверждения и неадекватными средствами их реализации, между направленность добиться успеха и ненадежностью используемых средств и т.д. Изучение Симоновой Л.В реакций учителей на конфликтное поведение школьников показывает, что внимание большинства поглощается прямым противостоянием – дисциплинарными нарушениями, дерзкими выходками, непослушанием. В то же время не менее серьезные по своим последствиям формы конфликтного поведения – скрытый, пассивный протест ускользает из поля зрения. Равнодушие, игнорирование этих поведенческих реакций оборачивается потерей интереса детей к учению, отчуждением от учителя и школы. Известно, что инициатором педагогического конфликта может быть не только школьник, но и сам учитель. Его конфликтогенные проявления также отличаются разнообразием: грубость, «наклеивание ярлыков» («бездельник», «двоечник»), публичная компрометация учеников, разглашение доверительных тайн; скрытое унижение личности (иронии, насмешки), пристрастное отношение, выделение «любимчиков» и д.р. Приведенный перечень достаточно типичных конфликтогенных, т. е провоцирующих агрессивные реакции психологической защиты у детей, в своей сущности является выражением педагогического императива, нарушением принципов профессиональной этики, неумением строить учебно – воспитательное взаимодействие на ненасильственной равнопартнерской основе. Очень важно заметить, что конфликтогенное поведение учителя представляет опасность не только потому, что ведет к обострению взаимоотношений с детьми. Образ действий, поступки наставника воспринимаются ими как допустимая модель поведения, заражая агрессивностью и репрессивностью. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная «техника безопасности» педагогической деятельности. Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется не только верно разрешить конфликт, но и понять его причины. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие виды конфликтов: 1. Конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; 2. Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; 3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. 4. Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последневремя наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще. Конфликты поступков- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса , то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер). Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Хотелось бы отметить, что при разговоре с детьми учителю нужно четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате). Не смотря на это, многие из преподавателей затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями. Существует пять типов поведения в конфликтной ситуации: 1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3) компромисс – стороны соглашаются в чем-то уступит друг другу, в результате чего устанавливается баланс интересов; 4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, когда участники конфликтной ситуации приводят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К.Томас считает, что при избегании конфликта стороны не достигают успеха, при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, т.к. при этом один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны (учитель и ученик) оказываются в выигрыше. От выбранной позиции участниками в конфликтной ситуации зависит успешность и исход преодоления конфликта. В соответствии с проведенным нами исследованием по выявлению конфликтной предрасположенности у учеников и у учителей, был сделан вывод, что большинство учащихся стремятся к соперничеству и избеганию в конфликте и лишь 3% опрошенных согласны на сотрудничество и компромисс. Успешность педагогического взаимодействия во многом зависит от стремления учеников видеть в преподавателе сотрудника, а не соперника. Сотрудничество при этом способствует сближению позиции учителя и ученика, ведет к взаимопониминию. Именно поэтому проблема сотрудничества между учениками и учителями является очень важным аспектом педагогического общения и ставит сотрудничество как основу гуманной педагогики. Таким образом, мы видим, что конфликт является достаточно серьезной проблемой, требующей своевременного и правильного разрешения. Как руководитель педагогического общения, наделенный властными полномочиями, учитель несет ответственность за исход любого столкновения с учащимися. Решающим в предупреждении конфликтов с ребенком выступает профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть психологическую несовместимость, ориентация на положительные начала, сотрудничества, альтруистическая доминанта поведенческих реакций. ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов/ И.А.Рудакова. – Ростов-на-Дону, 2005. – 155с. 2 Акавова С.С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007.- №3.-С.50-53. 3 Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. – С.П.б.: Питер, 2006. – 464 с. 4 Маркова А.К. Психология труда учителя/ А.К. Маркова. – М.: Академия, 1993. – 156с. 5 Шуман С.Г. Школьный конфликт глазами психолога// Педагогика. – 2001. - №9.-С.46 – 56.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Творчество Ореста Адамовича Кипренского
Реферат Государственные и муниципальные образования как хозяйствующие субъекты
Реферат Возможности конференции как коммуникативного канала
Реферат Об одном дипломатическом казусе во время Второй Мировой войны
Реферат Политические идеи Томаса Мора
Реферат Горизонтальное бурение
Реферат Мотивация персонала в современных организациях
Реферат Алкоголь, его влияние на человека
Реферат Амортизация основных фондов методы амортизации сопоставительный расчет амортизационных отчислений
Реферат Проблеми зайнятості трудових ресурсів Закарпатської області і шляхи їх вирішення
Реферат "Врач резал вдоль и поперек "
Реферат "вред курения"
Реферат Акция как ценная бумага. Рынок акций в России
Реферат "вестник единства"
Реферат Навыки самообслуживания у умственно отсталых детей