Реферат по предмету "Педагогика"


Методы обучения в ВУЗе

ГОУ ВПО «Читинская ГосударственнаяМедицинская Академия»
Федерального агентства поздравоохранению и социальному развитию Российской Федерации
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГООБРАЗОВАНИЯ
Кафедра гуманитарных наук
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине
«Педагогика с методикой преподаванияспециальных дисциплин»
Тема: Методы обучения в вузе.Активные методы обучения
 
Выполнила: студентка
факультета ВСО
351 группа
Кудюрова И.
Руководитель:
к.п.н. Калашникова Н.Ю.
Чита, 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Классификация методов активногообучения
1.2 Формы организации обучения сиспользованием активных методов в вузе
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЗАБГГПУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время учебныйпроцесс требует постоянного совершенствования, так как происходит сменаприоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все большеосознается как средство достижения такого уровня производства, который внаибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностейчеловека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация вподготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактикиобучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этойсвязи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесспознания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активностисамого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, чтоусваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуальноили коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой навнимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, спомощью репродуктивных или активных методов обучения.
Разработка и внедрениеактивных методов обучения представлена в разных областях научного знания иисследована  многими  педагогами и психологами, но недостаточно изученоиспользование активных методов обучения в условиях гуманитарного вуза, чтопредопределило актуальность данной темы. активныйметод обучение специалист
Объектом исследования является процесс подготовки будущихспециалистов в условиях вуза.
Предмет исследования: использование активных методовобучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Целью исследования является рассмотретьвлияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.
Задачи:
— дать классификациюметодов активного обучения;
— рассмотреть формыорганизации обучения с использованием активных методов в вузе;
— провести анализприменения активных методов обучения в ЗабГГПУ (г. Чита).
Теоретическаязначимостьисследования заключается в обосновании необходимости использования активныхметодов для повышения эффективности процесса обучения с целью подготовки специалистов.
Структура работы: данная работа состоит из введения,двух глав – теоретической и практической, заключения и литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВНЫХМЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
 
1.1 Классификацияметодов активного обучения
Активные методы обученияпри умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационныезадачи:
1) подчинить процессобучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активноеучастие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывныйконтроль за процессом усвоения учебного материала.
Как известно, в дидактикесуществуют разные подходы к классификации методов обучения. В качествеотличительного признака используется степень активизации слушателей илихарактер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основукоторых положены следующие признаки:
- источники познания (вербальные, наглядные,практические методы обучения);
- методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивныеметоды обучения);
- тип обучения (объяснительно-иллюстративный,проблемно-развивающие методы обучения);
- уровень познавательной самостоятельности студентов(репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);
- уровень проблемности (показательный, монологический,диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический,программированный методы обучения);
- дидактические цели и функции (методы стимулирования,организации и контроля);
- вид деятельности преподавателя (методы изложения иметоды организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.
Несмотря на многообразиеподходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективенпри определенных условиях организации процесса обучения, при выполненииопределенных дидактических функций. [20]
Вклад в разработкуклассификации активных методов обучения внесли Ю.С. Арутюнов, М.М. Бирштейн,Н.В. Бурков, А.А. Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф. Жуков, В.М. Ефимов, Л.Н. Иваненко,В.Ф. Комаров, А.Л. Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порховник, В.И. Рыбальский, Т.П. Тимофеевскийи др.
Рассмотрим классификациюметодов активного обучения для ВУЗа предложенную Смолкиным А.М. Он различаетимитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, вкоторых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональнойдеятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способыактивизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.
Имитационные методыделятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр,игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций,решение ситуационных задач и другие.[12]
Схематично даннуюклассификацию можно представить следующим образом:
активные методы обучения
неимитационные
имитационные
игровые
неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
эвристическая беседа;
поисковая лабораторная дента;
учебная дискуссия;
самостоятельная работа с литературой;
семинары;
дискуссии
деловая игра;
педагогические ситуации;
педагогические задачи;
ситуация инсценирование различной деятельности
коллективная мыслительная  деятельность;
ТРИЗ работа;
Методы активного обучениямогут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичноеовладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа,учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний(закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективнаямыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формированиепрофессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческихспособностей, возможно использование моделированного обучения, игровые инеигровые методы.
Применение тех или иныхметодов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификацияимеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлятьцеленаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание длярешения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагаетрассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.
Но также следуетотметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональноезначение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можноиспользовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний(полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональныхумений; активизация обмена знаниями и опыта.
Суть активных методовобучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобыобеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых онисамостоятельно овладевают умениями и навыками.
Проявление и развитиеактивных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставленызадачи не только усвоение студентами знаний и формирование профессиональныхумений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностейличности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.
Теперь рассмотрим такиеосновные понятия, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых иактивные методы обучения.
Н.В. Басова указывает,что существует более 200 определений понятия «метод». [4] Само слово методв переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели.Так, например в философском словаре отмечается: «метод – в самом общемзначении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченнаядеятельность». [4]
Герберт Нойнер и Ю.К.Бабанский под методом обучения понимают “последовательное чередование способоввзаимодействия учителя и учащихся, цели посредством проработки учебногоматериала”. [12]
М.Н. Скаткин даетследующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителяи его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цельученика и его деятельности имеющимися у него средствами». [19]
Из всего вышесказанногоможно сделать вывод, что метод – это сочетание способов и формобучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образомметод содержит способ и характер организации познавательной деятельностистудентов.
Форма обучения – это организованное взаимодействиепреподавателя и студента. Формы обучения могут быть: дневная, заочная,вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без),индивидуальная, фронтальная и т.д.[4]
Обучение – исторически изменяющийся процесс.Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства ипроизводственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а такжесоциальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций иуровня образованности.
Обучение – это целенаправленное, заранеезапроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороныопыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшимсредством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития иобщего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений,навыков, опыта творческой деятельности. [3]
Активностьобучаемых – этоих интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения иприменение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обученииявляется условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков. [3]
Познавательнаяактивность – этостремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи(проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критическийподход к суждению других и независимость собственных суждений. Активностьстудентов пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.
Так, непосредственноевовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходеучебного процесса связано с применением приемов и методов, получившихобобщенное название активные методы обучения.
А.М.Смолкин дает следующееопределение:
Активные методыобучения – этоспособы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [18], которыепобуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессеовладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны истуденты.
Активные методы обученияпредполагают использование такой системы методов, которая направлена главнымобразом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, ана самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активнойпознавательной деятельности.
Таким образом, активныеметоды обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготскийсформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие,так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активнойдеятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимымизнаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваютсятворческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение,как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А впроцессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решатьпроблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активныеметоды обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельнойпознавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либопознавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыковучаствовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).
Преподаватель в своейпрофессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов,которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которыеон ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболееэффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

1.2 Формы организацииобучения с использованием активных методов в вузе
Существуют имитационные инеимитационные формы организации обучения с использованием активных методовобучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары,дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.
Лекции — нетрадиционная форма проведения
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановкипроблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемныевопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует неоднотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Дляответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существуетправило, которое нужно знать.
С помощью проблемнойлекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
1. усвоение студентамитеоретических знаний;
2. развитиетеоретического мышления;
3. формированиепознавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональноймотивации будущего специалиста.[2]
В течение лекции мышлениестудентов происходит  с помощьюсоздания преподавателем проблемной ситуации  до того, как  они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новоезнание. В традиционном обучении поступают наоборот — вначале дают знания,способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться вприменении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найтирешение проблемной ситуации.
Компонентами проблемнойситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания(студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будетпознавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студентазнания, содержащееся в учебной проблеме. [9]
Учебные проблемы должныбыть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательныевозможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми дляусвоения нового материала и развития личности — общего и профессионального.
Итак, лекция становитсяпроблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности.При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:
1. реализация принципапроблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса долекции;
2. реализация принципа проблемности приразвертывании этого содержания непосредственно на лекции.
Проблемные лекцииобеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов изакономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательнуюдеятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу,усвоение знаний и применение их на практике.
Лекция — визуализация
Данный вид лекцииявляется результатом нового использования принципа наглядности, содержаниеданного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки,форм и методов активного обучения.
Лекция — визуализацияучит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальнуюформу, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации ивыделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Этот процесс визуализацииявляется свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации,в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут ислужить опорой для мыслительных и практических действий.
Любая форма нагляднойинформации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция — визуализацияспособствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие отпроблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа,синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включениемактивной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такиформы наглядности, которые на только дополняли — бы словесную информацию, но исами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в нагляднойинформации, тем выше степень мыслительной активности студента.
Подготовка данной лекциипреподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебнуюинформацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представлениястудентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки,чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связис этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровеньактивности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
Чтение лекции сводится ксвязному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядныхматериалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная такимобразом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентовзнаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения;демонстрировать разные способы наглядности, что является важным впознавательной и профессиональной деятельности.
Лучше всего использоватьразные виды визуализации — натуральные, изобразительные, символические, — каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержанияучебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одноговида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Ноэто является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание нанаиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать егопониманию и усвоению.
Этот вид лекции лучшевсего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему,дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическуюустановку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в другихвидах обучения.
Лекция вдвоем
В этой лекции учебныйматериал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общениидвух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональныеситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумяспециалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником тойили иной точки зрения и т.п.
При этом нужно стремитьсяк тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культурусовместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением вобщение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируютсвое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональныйотклик на происходящее.
В процессе лекции вдвоемпроисходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых дляпонимания учебной проблемы и участия в совместной работе, создается проблемнаяситуация или несколько таких ситуаций, выдвигаются гипотезы по их разрешению,развертывается система доказательств или опровержений, обосновывается конечныйвариант совместного решения.
Лекция вдвоем заставляетстудентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двухисточников информации задача студентов сравнить разные точки зрения и сделатьвыбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
Лекция с заранеезапланированными ошибками
Эта форма проведениялекции была разработана для развития у студентов умений оперативноанализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов,оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка  преподавателя к лекции состоит втом, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибоксодержательного, методического или поведенческого характера. Список такихошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только вконце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают какстуденты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводитизложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не таклегко можно было заметить студентам. Это требует специальной работыпреподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом илекторского мастерства.
Задача студентовзаключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибкии назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходеэтого разбора даются правильные ответы на вопросы — преподавателем, студентамиили совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебногоматериала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленностистудентов.
Опыт использования лекциис заранее запланированными ошибками показывает, что студенты, как правило,находят задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком такихошибок). Нередко оно указывают и такие ошибки, которые были невольно допущеныпреподавателем, особенно речевые и поведенческие. Преподаватель должен честно признать это и сделать длясебя определенные выводы. Все это создает атмосферу доверия междупреподавателем и студентами, личностное включение обеих сторон в процессобучения. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенныйэмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.
Лекция с запланированнымиошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную.Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот всвою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системыошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходеобсуждения со студентами получает представление о структуре учебного материалаи трудностях овладения им.
Выявленные студентами илисамим преподавателем ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций,которые можно разрешить на последующих занятиях. Данный вид лекции лучше всегопроводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентовсформированы основные понятия и представления.
Лекции с запланированнымиошибками вызывают у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональнуюактивность, т.к. студенты на практике использую полученные ранее знания,осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого,заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.
Лекция-пресс-конференция
Форма проведения лекцииблизка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.
Преподаватель называеттему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме.Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующиеего вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподавательв течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинаетчитать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданныйвопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируютсясоответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговуюоценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Может быть так, чтостуденты не все могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Что служитдля преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени ихвключенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем,заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.
Активизация деятельностистудентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованногоинформирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формылекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизируетмыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрируетвнимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемныйхарактер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональноеи социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них,оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия влекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатыватьумения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативныхситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позициичеловека, задавшего вопрос.
Лекция-пресс-конференцияв середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей у главныммоментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя остепени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекциювыбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.
Основная цельлекции-пресс-конференции в конце темы или раздела – проведение итоговлекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания впоследующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всегокурса с цель обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практикекак средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин,средства определения будущей профессиональной деятельности. Налекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-трипреподавателя разных предметных областей. [8]Лекция-беседа
Лекция-беседа, или«диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительнопростой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекцияпредполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимуществолекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов кнаиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебногоматериала с учетом особенностей студентов.
Беседа как метод обученияизвестна еще со времен Сократа. Это самый простой способ индивидуальногообучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективностьлекции-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегдаудается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первуюочередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В тоже время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечьколлективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышлениястудентов.
Участие слушателей влекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачиваниестудентов вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось впроблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера,для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемойтеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросыадресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподавательзамечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можноадресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемойпроблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобына них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий илиединодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея приэтом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционногоматериала.
Во время проведениялекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы оставалисьбез ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечиваядостаточной активизации мышления студентов.Лекция-дискуссия
В отличие отлекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не толькоиспользует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обменмнениями в интервалах между логическими разделами.
Дискуссия – этовзаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями ивзглядами по исследуемому вопросу.
Это оживляет учебныйпроцесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно,позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать егов целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мненийнекоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросовдля дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Так же можно предложитьстудентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходулекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций иликратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затемкраткий анализ, выводы и лекция продолжается.
Выбор вопросов дляактивизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателемв зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставитперед собой для данной аудитории. [15]Лекцияс разбором конкретных ситуаций
Данная лекция по формепохожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит невопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно илив очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть оченькратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления иобсуждения.
Студенты анализируют иобсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией.Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельнымивопросами, обращенными к отдельным студентам, представляет различные мнения,чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем,опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, ноубедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению.
Иногда обсуждение микроситуациииспользуется в качестве пролога к последующей части лекции. Для того чтобызаинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах,подготовить к творческому восприятию изучаемого материала.
Чтобы сосредоточитьвнимание, ситуация подбирается достаточно характерная и острая. Однако этоможет потребовать слишком много учебного времени на ее обсуждение. Так,например, приведя ситуацию, студенты могут начать приводить примеры подобныхситуаций из собственного опыта, и дискуссия постепенно уходит в сторону другихпроблем. Хотя это весьма полезно, но основным содержанием занятия являетсялекционный материал, и преподаватель вынужден останавливать дискуссию. Вотпочему подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретныхрассматриваемых вопросов. Кроме того, у преподавателя должна остатьсявозможность перенести дискуссию на специально планируемое занятие, считая своюзадачу – заинтересовать студентов – выполненой. [2]Метод«круглого стола»
Эта группа методоввключает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого методалежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системеобразования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечитьстудентам возможность практического использования теоретических знаний вусловиях, моделирующих форм деятельности научных работников.
Такие занятия, по мнениюА.М.Матюшкина, призваны обеспечить развитие творческого мышленияпрофессионального мышления, познавательной мотивации и профессиональногоиспользования знаний в учебных условия. Профессиональное использование знаний –это свободное владение языком соответствующей науки, научная точностьоперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должнынаучиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями инавыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательстваи опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутыйуровень теоретической подготовки. [8]
В этом и проявляетсяединство теории и практики в научной работе, условия которой создаются назанятиях получивших название метода «круглого стола», где студенты используютзнания полученные на лекционных или самостоятельных занятиях.
Данные занятия тесносвязанны со всеми видами учебной работы,  прежде всего с лекционными и самостоятельнымизанятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит откачества лекций и самостоятельной подготовки студентов.
В вузах широкоераспространение получают семинары исследовательского типа с независимой отлекционного курса тематикой, целью которых является углубленное изучениеотдельных научно-практических проблем, с которыми столкнется будущийспециалист.
На занятия «круглогостола» выносятся основные темы курса, усвоение которых определяет качествопрофессиональной подготовки; вопросы, наиболее трудные для понимания иусвоения. Такие темы обсуждаются коллективно, что обеспечивает активное участиекаждого студента.
Большое значение имеетрасположение студентов на таких занятиях. Поэтому лучше всего, чтобы студентысидели в круговом расположении, что позволяет участника чувствовать себяравноправными. Отсюда и название данного метода «круглого стола».
Преподаватель такжедолжен находиться в кругу со студентами, если он будет сидеть отдельно, тоучастники дискуссии обращают свои высказывания только ему, но не друг другу.Замечено, что такое расположение участников лицом друг к другу, приводит квозрастанию активности, увеличению количества высказываний. Расположениепреподавателя в круге помогает ему управлять группой и создает менее формальнуюобстановку, возможность для личного включения каждого в общение, повышаетмотивацию студентов, включает невербальные средства общения.
Особенностью вузовскогосеминара-дискуссии является, обсуждение студентами уже решенных в наукепроблем.
Как уже отмечалось вышеметод «круглого стола» включает в себя различные семинары и дискуссии,рассмотрим некоторые из них:
1. Учебные семинары.
Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которуюнеобходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом,научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На наго такжемогут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данныхдисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений потеме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов,приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела курсапреподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данногораздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать иобъяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводитсяобсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знанийстудентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделуучебного курса.
Тематические. Этот вид семинара готовится ипроводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальнойтеме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед начало семинарастудентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или жепреподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются,проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности.Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активныйпоиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационные. Предметом этих семинаров становятсяновые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученныхпроблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например,закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказатьсвои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможныеварианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогаетподготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта илипроблемы.
Системные. Проводятся для более глубокогознакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношениеизучаемой темы. Например: «Система управления и воспитания трудовой исоциальной активности».
Метод системных семинаровраздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темыили учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений,вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.
2. Учебные дискуссии. Они могут проводиться:
По материалам лекций;
По итогам практическихзанятий;
По проблемам, предложнымсамими студентами, или преподавателем, если студенты затрудняются;
По событиям и фактам изпрактики изучаемой сферы деятельности;
По публикациям в печати.
Метод учебной дискуссииулучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатываетумения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнениюдругих.
3.Учебные встречи за«круглым столом».
При использовании данногометода можно приглашать различных специалистов, занимающихся изучением илиработающих по изучаемой студентами теме. Это могут быть ученые, экономисты,деятели искусства, представители общественных организаций, государственныхорганов и т.п.
Перед такой встречейпреподаватель предлагает студентам выдвинуть интересующию их по данной темепроблему и сформулировать вопросы для их обсуждения. Если студентызатрудняются, то преподаватель может предложить ряд проблем и вместе состудентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаютсяприглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению иответам. Одновременно на «круглы стол» могут быть приглашены несколькоспециалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание«круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроитьслушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.
Для повышения активностистудентов можно также предложить для обсуждения две разные точки зрения поодной проблеме.
Для иллюстрации мнений,положений и фактов возможно использование аудио- видеофрагментов,фотодокументы, материалы из газет и журналов, схемы, графики, диаграммы.
Преподавателю необходимоследить, чтобы обсуждение не уходило в сторону от обсуждаемой проблемы.
С приглашенными на«круглый стол» нужно проводить тщательную подготовительную работу, чтобы ониприходили не с докладами, а со своим мнением по затронутой проблеме. [3]
Во всех этих формахстуденты получают реальную практику формулирования своей точки зрения,осмысления системы аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знанийв убеждения и взгляды.
Коллективная формавзаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональномязыке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно иаргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальнойответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива,требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарахформируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются целиобучения и воспитания личности будущего специалиста.Коллективнаямыслительная деятельность
В основе коллективноймыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказываетмысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требуетпостоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учитстудентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитическиеспособности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученнуюинформацию, доказывать, формулировать выводы.
Особенности коллективноймыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимостьдеятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решитьпсихологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одногоучастника другому; развиваются навыки самоуправления.
Имеются различные формыорганизации и проведения данного вида занятий. Такие как: пресс-конференция,интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т.д.Мы рассмотрим только некоторые из них.
«Пресс-конференция»:студенты распределятюся на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов,другая научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу.«Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него. Преподавательвыступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.
«Интеллектуальныйфутбол»: группа делиться на две команды. В каждой группе выбирается вратарь,защитники, нападающие. Нападающие – задают вопросы, защитники – отвечают наних. Для роли вратаря лучше всего выбрать студента, который интеллектуальноболее сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае,когда остальные студенты-защитники не могут. Преподаватель является судьей. Дляоценки он может использовать карточки с баллами.
«Морской бой»: группатакже делиться на две команды, студентам раздаются «боеприпасы» – Фишки накоторых указаны вопросы. И «спасательные круги», которые возвращают вопросы тойкоманде, которая его задала.
«Ромашка»: делаетсяцветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин,понятие. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос илидает определение термину.
Каждый преподавательможет самостоятельно разработать различные виды игровых форм контроля знанийстудентов.Деловаяигра
Одним из наиболееэффективных активных методов обучения является деловая игра. Уже в 1932 году вЛенинграде М.М. Бирштейн впервые использовала в обучении игровой метод (деловуюигру). Большую роль в становлении и развитии игрового метода сыграли работыВ.Н. Буркова, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова, Р.Ф. Жукова, В.Я. Платова, А.П. Хачатуряни многих других. [20]
На 1991 год в миреиспользовалось более 2000 деловых игр из них только в бывшем СССР и США – свыше1200. Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии,Франции, Германии, Польше, Чехии, Словакии и др.
В России и на территорииСНГ были сформированы несколько научных центров по разработке теории и практикиделовых игр, в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Новосибирске, Одессе,Челябинске. [6]
Исследователи установили,что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации.Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет»их быть активными.
В настоящее времяразличают три сферы применения игрового метода:
1. Учебная сфера: учебныйметод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.
2. Исследовательскаясфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности сцелью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структури т.д.
3.Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементовконкретных систем, для разработки различных элементов системы образования. [6]
Педагогическая сутьделовой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельностьбудущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его кпрофориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности.Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре –«что было бы, если бы...»
Данный метод раскрываетличностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать своивозможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другимиучастниками.
В процессе подготовки ипроведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность длясамоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать вигре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которыемогли бы раскрыться в ходе общения.
Деловая игра – этоконтролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируетсяпреподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может невмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровуюдеятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают целизанятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ееэмоциональный настрой.
Прежде как приступить киспользованию деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать симитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностьюрешаемых задач.
Имитационные упражненияближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность втворческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание накаком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержатьсяобязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элементпроблемности.
После имитационныхупражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе вуза – этоскорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своейспециальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческомпроцессе.
Деловые игры строятся напринципах коллективной работы, практической полезности, демократичности,гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченнойперспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включатьв себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории ипрактике. [4]
Таким образом, дляповышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагаетсямножество различных разработанных методов, которые он может использовать всвоей преподавательской деятельности. Мы рассмотрели только часть из них.Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большиевозможности проявления творческих способностей для самого преподавателя ворганизации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы,предлагаемые телевидением – это могут быть «Лидер 21в», КВН, «Что? Где?Когда?», «Поле чудес» и т.д.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВОБУЧЕНИЯ В ЗАБГГПУ
 
Для проведенияисследования по теме курсовой работы были посещены несколько занятий вЗабайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете (г.Чита)на социальном факультете. Для исследования были выбраны студенты 2 курса.
В целом было посещено 12занятий по дисциплине «Общие основы педагогики». Приведем далее образцынекоторых занятий, где преподавателем использовались активные методы обучения.
Так, например, по теме«Сущность педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», формаорганизации «лекция-визуализация». Целью данного лекционного занятия явилось,через визуальную форму изложения учебного материала повысить степеньмыслительной активности студентов. Научить их видеть сущность изучаемыхявлений, преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму засчет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементовсодержания учебной информации. Сформировать у студентов профессиональноемышление.
Во время проведениялекции часть учебного материала предлагалась студентам в виде схем, которыеявлялись наглядной опорой при изложении нового материала. Так, схемы выполнялироль носителей информации, что позволяло сконцентрировать внимание студентов нанаиболее важных, ключевых моментах содержания лекции, способствовало егопониманию и усвоению. Схемами студенты могут в дальнейшем пользоваться во времясдачи зачетов и экзаменов.
Следующая лекцияпроводилась с использованием коллективной мыслительной деятельности по теме«Теоретические вопросы теории обучения». Цель лекции активизировать знаниястудентов полученные ранее. Научить проводить анализ, синтез, обобщение;внимательно слушать ответы своих сокурсников и работать в сотрудничестве;доказывать свою точку зрения и формулировать выводы.
В начале лекции для повторенияпройденного материала по теме «Сущность педагогического процесса», студентамбыло предложено дать определение понятию «педагогический процесс», т.к. темаданного занятия тесно связана с этим термином. Для ответа студентам былирозданы карточки с изображением «экрана монитора», на котором даны слова вхаотичном порядке, из которых нужно составить определение. На выполнениезадания давалось не более 3 минут. После того, как студенты дали определение, перешли к рассмотрению темы данного занятия. В середине занятия, где говорилосьоб основных критериях дидактики, студентам была предложена игра «футбол». Сцелью дать им возможность снять психологическое и физическое напряжение и вместес тем повторить знакомые термины. Игра проходила следующим образом: написанныена отдельных листах бумаги понятия (знания, умения, навыки, цель, содержание ит.д.), были скомканы в один «мяч», который бросается одному из студентов. Тотразворачивает первый лист, зачитывает написанное на нем понятие и дает емуопределение, после этого «мяч» перекидывается другому студенту и так всем поочереди. Затем перешли к рассмотрению дальнейших вопросов данной темы лекции.
Также при чтении темы«Общие закономерности развития, его возрастные и индивидуальные особенности» преподавателембыл использован метод лекции-беседы. Целью денного занятия было активизироватьмышление студентов с помощью задаваемых вопросов, чтобы студенты самостоятельномогли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации. Указать важностьобсуждаемой темы, для того чтобы повысить интерес и степень восприятияматериала. Научить владеть устной речью.
В основе лекции-беседылежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую формуактивного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянногоумственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как во времятрадиционной формы проведения лекционного занятия студенты чаще всегомеханически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебнуюинформацию. Вопросы во время лекции задавались таким образом, чтобы привлечьвнимание студентов к наиболее важным аспектам темы, активизировать знаниястудентов полученные ранее, научить их видеть взаимосвязь между учебнымипредметами.
В начале лекции назадаваемые вопросы студенты отвечали неуверенно, с недоумением, боясьошибиться. Так, например, студентка Ольга К. на поставленный вопрос ответила:«У нас сейчас не практическое занятие, а лекция». Это показывает, что студентыне привыкли к ведению диалога на лекционных занятиях. Т.к. чаще всего идетмонологическое изложение, а даже если и задаются вопросы, то преподавательобычно сам же на них и отвечает. После того как было объяснено, что существуютразличные формы организации лекционных занятий, студенты постепенно принялитакую форму изложения учебного материала, стали более активны, не боялисьвысказать свою точку зрения, шли на взаимодействие с преподавателем. Такаяформа проведения занятия студентам понравилась, вызвала положительнуюэмоциональную реакцию к принятию учебного материала. Что указывает на то, чтоцель, поставленная перед началом занятия, была достигнута.
По этой теме далее былопроведено практическое занятие в форме «Блок-опроса». С целью закрепления,повторения и проверки знаний полученных на лекции. Также научить студентоввнимательно слушать выступления друг друга, сравнивать, выделять главное,критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы;сформировать аналитические способности; развить навыки самоуправления.
Перед занятием студентыдолжны были самостоятельно подготовить вопросы, которые были обсуждены исгруппированы для проведения «Блок-опроса». В начале занятия группа студентовбыла разделена на четыре подгруппы: 1-информационную, 2-творческую, 3-коррекциии 4-эксперты. Студенты первой подгруппы сообщали теоретическую информацию;второй – приводят практические примеры; третьей – выполняют функциипреподавателя — уточняет, дополняет и подводит итог высказанной информации;четвертая – оценивает ответы других подгрупп в баллах по таблице. Расположениестудентов лицом друг к другу. Все студенты по очереди принимали участие вкаждой подгруппе, поэтому каждый студент получил объективную оценку своихзнаний.  Занятие проходило на высоком уровнеактивности, студенты проявляли навыки самоуправления, учились работатьколлективно, т.к. находились в зависимости друг от друга.
По теме «Системаобразования в России» проводилось в форме «Пресс-конференции». С целью развитиютворческого, профессионального общения, познавательной мотивации при использованиисамостоятельно полученных знаний. До занятия студентам сообщалась тема«Пресс-конференции», был дан список литературы и предложено заранее изучитьнеобходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы. На другой деньвопросы были собраны, проверены, обсуждены и сгруппированы, при необходимостидополнены. К практическому занятию студенты самостоятельно подготовили ответына вопросы. Перед началом «Пресс-конференции» группа студентов была разделенана две подгруппы: журналистов и научных деятелей (2-3 человека). Студентысидели лицом друг к другу, преподаватель находился среди журналистов. Студенты,выступавшие в роли журналистов, задавали вопросы научным деятелям, которыедавали как можно более полные ответы. Каждый из студентов выступил в ролинаучного деятеля. Преподаватель оценивал ответы и участие каждого студента.Такая форма была интересна студентам, занятие проходило на высоком уровнеактивности. Даже если некоторые из студентов были не подготовлены, проявляласьвзаимоподдержка и взаимопомощь. Они охотно принимали игровые роли, проявляясвои творческие способности. Учились формулировать свои мысли напрофессиональном языке, владеть устной речью, слушать и корректно,аргументировано отвечать на вопросы.
Таким образом,особенности активных методов обучения заключаются в решении психологическихпроблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной),аналитической деятельности студентов. К тому же практическая деятельностьспособствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, чтосопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный откликна обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общениепроисходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.
Обычно активные методыобучения применяются в комплексе с традиционными методами. Активные методыохватывают все виды аудиторных занятий со студентами. В частности к числуважнейших видов этих методов относится проблемная лекция, которая была описанавыше.
Для совершенствования иактивизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет учетособенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у студентовстереотипов учебной работы сложившейся в школе и вооружение новыми умениями и навыкамиучебно-познавательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитиемнаучно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной дляусвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается вобновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентированоглавным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже толькоотчасти сможет удовлетворять современным требованиям.
Значит, выступаетпроблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студентусамостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие такихспособностей, которые, сохранившись и после завершения образования,обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегосянаучно-технического прогресса.
Из этого можно сказать,что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентовучиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то,что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше.
Активные методы обучениясоздают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов вуза.Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущейпрофессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимымиспециалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки,т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
Использованиепреподавателями активных методов в вузовском процессе обучения способствуетпреодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональнымситуациям, развитию творческих способностей студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балаев А.А.Активные методы обучения. М., 2006.
2. Басова Н.В.Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000.
3. Вербицкий А.А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001.
4. Вербицкий А.А.Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». –2005. — №3. – С.23-28.
5. Гузеев В.В.Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001.
6. Матюшкин А.М.Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1977.
7. Педагогика / Подред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1984.
8. Педагогика / Подред. Пидкасистого П.И. М., 1996.
9. Педагогика / Подред. Харламова И.Ф. М., 1997.
10. Петровский А.В.,Ярошевский М.В. Психология. М., 2000.
11. Платов В.Я.Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.
12. Психология ипедагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., СластенинаВ.А. М.: «Совершенство», 1998.
13. Психология ипедагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др.Москва – Новосибирск, 2000.
14. Сатыбалдина К.,Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышлениястудентов. А.-А., 1991.
15. Сборник деловыхигр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. М.:«Высшая школа», 1991.
16. Ситаров В. А.Дидактика – М.: ACADEMA, 2002.
17. Сластенин В. А.,Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: педагогические теории, системы,технологии – М.: ACADEMA, 2002.
18. Смолкин А.М.Методы активного обучения. М., 1991.
19. Стефановская Т.А.Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000.
20. Филатов О.К.Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов на Дону,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трансфертное ценообразование в рамках транснациональных корпораций понятия, модели, проблемы
Реферат Robert Frost Essay Research Paper Robert FrostAs
Реферат Відомості про найпростіші хімічні засоби захисту рослин
Реферат Жизнь и поэзия одно
Реферат Иван Александрович Ильин
Реферат Организация и перспективы развития отрасли картофелеводства в УОХ "Липовая гора" Пермского района
Реферат Анализ семантических связей между компонентами композитов в немецком языке
Реферат Экзаменационные вопросы с билетами за весенний семестр 2001 года по грамматике и лексикологии Русского языка
Реферат Electronic Data Interchange edi) Ресурсы www mcDonald's Corporation (http: //www mcdonalds com) Motorola Corporation (http: //www mot com) программа
Реферат Культурный герой
Реферат Американская социолингвистика
Реферат Учет наличия и движения нематериальных активов
Реферат Илья Ильич Обломов коренной народный наш тип
Реферат All About Ants almost Essay Research Paper
Реферат Пофакторный анализ финансового состояния малого предпринимательства в регионе