Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


Автор: Одинцова Надежда Юрьевна, воспитатель мдоу №27 г. Оренбурга Представлено: Колисниченко Т. Н

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментированияавтор: Одинцова Надежда Юрьевна, воспитатель МДОУ №27 г. ОренбургаПредставлено: Колисниченко Т.Н.Сущность опыта – Углубление экологических проблем на планете, усиление процессов урбанизации требует расширения экологического образования и взрослых, и детей. Экологическое образование можно определить как создание целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств, в единстве влияющих на развитие экологического сознания, развитие всех сторон ответственного отношения к окружающему миру: познавательной, ценностной, нормативной и практически-действенной. Важнейшим звеном экологизации образования являются дошкольные учреждения, т.к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек близок к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения. Целью экологического образования детей дошкольного возраста является становление эколого-ценностной вертикали «Человек-природа-общество», обеспечивающей жизнь в гармонии с природой, социумом и самим собой. Это диктует необходимость формирования экологических представлений у дошкольников в процессе ведущих видов детской деятельности. Экспериментирование является одним из наиболее оптимальных методов формирования экологических представлений. В результате работы над этой проблемой был создан перспективный план по экологическому образованию дошкольников, включающий занятия по экологическому образованию дошкольников, комплекс упражнений и ситуаций для самостоятельного и совместного (со взрослым и детьми) экспериментирования.Новизна – Разработка комплекса проблемных ситуаций, способствующих формированию экологических представлений дошкольников (по материалам пособия Л.Н. Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников») Главное – Н.Н. Поддъяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.Доступность – Предлагаемый опыт может быть использован при организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах, дополнительном образовании, дошкольных группах при школах.Результативность – В результате проведенной работы дети старшего дошкольного возраста получили представления (начальная форма знания) об условиях, необходимых для жизни растений, животных, человека; о гуманном отношении к природе; элементарные навыки и умения взаимодействия с природой. Об осознании собственной принадлежности к миру природы свидетельствуют результаты диагностики по методикам Т.В. Христовской и Л.С. Игнаткиной «Рост и развитие живых организмов», А.М. Федотовой «Многообразие животного мира».^ Основные термины:Представления - это обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств (Л.А.Венгер). ^ Экологическое образование - формирование научного мировоззрения. Научное мировоззрение является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами взаимодействия с окружающей средой.^ Экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом (С. Н. Николаева).Экспериментирование - особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментирование - метод обучения в образовательном процессе ДОУ, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д.Моделирование - один из основных методов познания, который заключается в том, что, ввиду большой сложности реальных систем и процессов, исследуются их упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями. ^ Педагогические условия организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста Метод экспериментирования Н.Н. Поддъяков называет ведущим (а в первые три года - практически единственным) способом познания мира. Эксперимент формирует способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Следствием является не только формирование экологических представлений, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым педагог знакомит детей, экспериментально обосновывается в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Основополагающие законы природы осваиваются ребенком самостоятельно в процессе постановки опыта. Развитие способности детей к экспериментированию представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности; наблюдения; лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами и предметами, пытаясь исследовать их свойства, что не является безопасным для их жизни и здоровья. Для организации экспериментальной деятельности в группе оборудован центр экспериментальной деятельности – маленькая лаборатория. Это дает возможность организовать проведение эксперимента каждым ребенком, способствует планомерному выполнению работы, обеспечивает безопасность деятельности. Основное оборудование лаборатории составляют: приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разной формы и объема; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварель и т.д.; медицинское оборудование: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т.д.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, соль, сахар, мука, масло и т.д. Эксперимент, специально организованный педагогом, и безопасен для ребенка, и удовлетворяет его потребность в познании: знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В эксперименте выделены этапы, последовательно сменяющие друг друга: осознание необходимости знания; формулирование задач эксперимента; продумывание методики эксперимента; прогнозирование результатов; принятие инструкций о соблюдении правил безопасности; проведение эксперимента; наблюдение и фиксирование результатов; анализ полученных данных; словесный отчет об увиденном; формулирование выводов. [18, с.25]. В процессе экспериментальной деятельности ребенок проходит каждый из этих этапов. Организованное педагогом экспериментирование формирует у детей устойчивую привычку задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению эксперимента переходит к детям. Участие педагога в эксперименте – косвенное, он не допускает «угасания» у детей интереса к предмету исследования, сопровождает процесс постановки проблемы, планирования эксперимента, напоминает правила техники безопасности, помогает фиксировать результат, участвует в его обсуждении. Экспериментирование в детском саду включается в разные формы организации образовательного процесса (занятие, экскурсия, проблемная ситуация, дидактическая игра и пр.). Конечный результат эксперимента во многом определяется качеством постановки работы. Процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста эффективен в том случае, если соблюдается преемственность между отдельными знаниями ребенка и поддерживается связь между экологической и другими видами деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной, литературной, трудовой, наблюдением и др.). Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется. 15, с.76 Экологическая развивающая среда в группе детского сада насыщена наглядными пособиями (альбомы, наборы картин, муляжи, модели, атласы, энциклопедии, дидактические и настольные игры и пр.); уголками озеленения (растения тропиков, субтропиков, пустынь) и животных (попугаи, черепаха). На участке детского сада выращиваются садовые (уголок сада - яблоня, вишня, груша), лесные (уголок леса - ель, рябина, береза), огородные растения; разбиты цветники; создана «экологическая тропа». В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой, наполняется и совершенствуется информационная среда. Педагог «вносит» новое в развивающую среду таким образом, чтобы ребенок (по ходу своих действий, направлений экспериментирования и преобразований) мог это «новое» и необходимое в данный момент обнаружить. Развивающая среда раскрывает свои возможности ребенку, благодаря его общению со взрослым. Ребенок и взрослый действуют вместе и им комфортно и интересно в их предметной среде. Совместная деятельность в экологической развивающей среде совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой.^ Содержание работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников средствами экспериментирования (на примере одной темы) Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологического мировоззрения и сознания в процессе экспериментирования. Задачи: формирование адекватных экологических представлений, формирование отношения к природе, формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой (Д.Н. Кавтарадзе). Достижение цели и решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе реализации плана формирования экологических представлений дошкольников средствами экспериментирования предполагает: усвоение системы научных знаний об экосистемах и их взаимозависимости, а также знаний об экологических проблемах современности и средствах их разрешения; приобретение мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развитие практических навыков и умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости). Перспективный план работы представлен 3 блоками, которые составляют содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста: Блок 1. Комплекс проблемных ситуаций, формирующих экологические представления детей старшего дошкольного возраста. Блок 2. Комплекс экспериментов, формирующих экологические представления детей старшего дошкольного возраста. Блок 3. Комплекс игр и упражнений, формирующих экологические представления детей старшего дошкольного возраста. Содержание первого блока представлено комплексом проблемных ситуаций, разработанных на основе пособия Е. Волковой, С. Микерина «Играем в ученых». Содержание второго блока представлено комплексом экспериментов, разработанных на основе пособия О.В. Дыбиной «Неизведанное рядом». В основе содержания третьего блока (комплекс игры и упражнений на формирование у старших дошкольников экологических представлений) лежат рекомендации Л.Н. Прохоровой («Организация экспериментальной деятельности дошкольников»). Каждое занятие предполагает реализацию материалов из 3-х блоков (решение проблемной ситуации, экспериментирование и самостоятельное выполнение упражнений-экспериментов или игр-упражнений). На этапе, предваряющем занятие, педагог организует введение детей в тему: 1) сбор информации, научных сведений об объекте; 2) освоение закономерностей как познание природных объектов; 3) принятие принципов, правил и норм отношения к природе; 4) установление причинно-следственных связей между конкретными действиями человека в природе; 5) видение прямых и обратных экологических связей, ближайших и отдаленных последствий производимых в природе изменений. Совместная деятельность педагога и детей на занятии направлена на добывание новых знаний, их экспериментальной проверки и закрепления в играх и упражнениях. Наиболее важным в процессе разрешения проблемной ситуации и экспериментирования является предоставление детям возможности самостоятельно формулировать цель (или принять задачу педагога), разработать гипотезу и путей ее решения. ^ Перспективный план работы по формированию у старших дошкольников экологических представлений средствами экспериментирования (на примере одной темы) ^ Раздел, тема/Цель Неживая природа. Вода Развивать представления детей о свойствах воды; формировать позитивное отношение к воде как источнику жизни, иссекаемому ресурсу, требующему бережного отношения; учить формулировать цель, выдвигать гипотезы и разрабатывать пути их проверки. Месяц/Блоки I. Проблемная ситуация ^ II. Эксперимент III. Игры и упражнения 1 2 3 4 Сентябрь Сколько не руби – воду не разрубишь (индонезийская пословица). Верно ли высказывание?^ Задачи: учить анализировать проблему, рассматривать противоположные точки зрения, обосновывать свою точку зрения.Предварительная работа: наблюдение воды в твердом, газообразном и жидком состоянии на прогулках и в быту; составление моделей («веселые человечки») воды в ее различных физических состояниях. ^ Вода камни двигает.Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы: вода в сосуде; соломинка для коктейля; пластилин; морозильная камера.^ Содержание эксперимента: заморозить воду в соломинке, закупоренной пластилином. Проанализировать процесс увеличения объема воды. ^ Плыви, кораблик!Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, планировать пути ее решения.Содержание упражнения: На пластиковой бутылке аппликация - кораблик, вода в бутылке не достигает его дна. Что сделать, чтобы кораблик «поплыл»? ^ Возможные варианты: сколько камешков нужно бросить в бутылку (сколько ложек воды добавить), чтобы вода поднялась на необходимую высоту?На каком корабле можно отправиться в путешествие (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?^ Задачи: исследовать результаты воздействия воды на различные материалы Содержание эксперимента: проверить на плавучесть и прочность различные материалы (подборка поручается детям). Фиксировать результаты эксперимента. Сделать выводы по результатам. Октябрь ^ Как вода «по кругу ходит»? Просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок»Задачи: учить воспринимать информацию, анализировать ее, используя в т.ч. ранее приобретенные знания и опыт; совершенствовать умение создавать модели природных явлений и процессов взаимодействия экосистем.^ Предварительная работа: наблюдение облаков, туч, дождя, тумана над рекой; подборка детских книг, энциклопедий по теме (закладки по теме); беседы по содержанию Детской энциклопедии и др., подобранных детьми книг ^ Круговорот воды в лабораторных условиях. Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой^ Содержание эксперимента: положить в емкость лед, герметично закрыть ее, поставить в тепло. Наблюдать ежедневно таяние и конденсацию воды. Фиксировать результаты 1. Испарение речной и морской водыЗадачи: учить проводить длительное наблюдение нескольких объектовСодержание эксперимента: подготовить прозрачные открытые мерные емкости и наполнить их равным количеством воды: один - чистой пресной, другой – соленой; разместить емкости в уголке для проведения экспериментов. Фиксировать ежедневно уровень воды и состояние стенок емкостей. Сделать сравнительный анализ по результатам эксперимента. 1 2 3 4 Делаем облакоЗадачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы:3-х литровая банка, противень, горячая вода, кубики льда^ Содержание эксперимента: Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Ноябрь ^ Живая и мертвая вода – это сказка или реальность? Просмотр фрагментов фильма «Великая тайна живой воды» Задачи: учить воспринимать и анализировать информацию; формировать позитивное отношение к изучаемому объекту на основе полученной информации и собственного опыта; воспитывать бережное отношение к природным объектам.^ Предварительная работа: экскурсии к реке в утреннее и вечернее время - наблюдение воды (цвет, прозрачность, движение, температура); чтение экологических сказок и рассказов Н.А.Рыжовой «Жила-была Река», «История одного пруда», «Как люди Речку обидели»; подборка книг с волшебными сказками, герои которых воспользовались «живой» и «мертвой» водой; рисование, лепка, аппликация по мотивам волшебных и экологических сказок;беседы по содержанию Детской энциклопедии ^ Как очистить воду.Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы: марля, х/б ткань, вата, бумага, уголь, песок^ Содержание эксперимента: проверить фильтрующие свойства всех материалов; создать оптимальный вариант сочетания различных материалов. Проанализировать процесс очищения воды. Обсудить наиболее эффективный способ. «Прятки» в воде.Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, планировать пути ее решения.^ Содержание упражнения: найти способ и спрятать мелкие игрушки в прозрачном сосуде с водой. Возможные варианты: покрасить воду в цвет игрушки; покрасить воду в черный цвет; придумать другие варианты и обсудить, будут ли они соответствовать условию – «спрятать в воде»?^ Можно ли спрятать предметы в соленой воде?Задачи: учить сравнивать свойства воды (плотность)Материалы: 2 прозрачные емкости; 2 ст.ложки соли; 2 сырых яйца.^ Содержание эксперимента: наполнить емкости пресной и соленой водой, опустить в них яйца в стаканы с соленой и пресной водой. Зафиксировать результаты, сделать выводы на основе полученных результатов. ^ 3. Методы и приемы, способствующие формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста В процессе формирования экологических представлений старших дошкольников важным является выбор методов и приемов обучения, развития и воспитания. Только самостоятельное исследование проблемы, эксперимент позволяются надеяться на прочность знания и использование знаний вне процесса обучения. Методы и приемы, обеспечивающие деятельностный подход в обучении дошкольников наиболее эффективны. Таковыми являются: метод экспериментирования. Использование экспериментирования в работе с дошкольниками позволяет организовать познание объекта и его свойств в процессе воздействия на него. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком позволяет ему создать модель явления обобщить полученные действенным путем результаты; метод моделирования. Использование метода моделирования позволяет создавать модель (в нашем случае – модели экологических объектов, экологических систем, моделей взаимосвязей и взаимодействия объектов и систем и др.) и исследовать их; проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций позволяет выдвигать и проверять множество идей и предложений, находить самостоятельно адекватное решение, что оказывает влияние на формирование чувства ответственности. наблюдение. Созерцание мира природы, его эстетическое восприятие порождают познавательный интерес к процессам развития и взаимодействия объектов природы, развивают аналитические способности, формируют навыки бережного отношения Важным является комплексное использование вышеназванных методов и приемов, организация трудовой деятельности дошкольников в уголке природы, в цветнике, на огороде, уголках леса и сада на участке детского сада.^ 4. Результативность использования экспериментов в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников Использование эксперимента в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников помогает дошкольнику получить новое знание в процессе самостоятельной деятельности, зафиксировать это знание в модели, «передать» это знание педагогу, родителям, сверстникам. Экспериментирование дает детям богатую информацию о причинно-следственных связях, взаимосвязи живой и неживой природы, действенно подтверждает формулу «в природе нет ничего лишнего». Организация экологизированной среды позволяет ребенку обозначить свое место в мире природы, осознать себя частью этого мира, прочувствовать ответственность за его сохранность.Литература Громова, О.Е. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / О.Е. Громова. – М.: Сфера, 2007. Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2001. Жукова: О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология. / О.Г. Жукова – М.: Аркти, 2008. Зебзеева, В.А. Теории и технологии дошкольного образования / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2009. Зебзеева, В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ. – 2008. Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Человек. / А.И. Иванова. – М.: Сфера, 2005. Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006. Идом, Х. Домашняя лаборатория: Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами / Х.Идом, К. Вудворд. – М.: Сфера. – 2000. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В.Коломина. – М.: Сфера. – 2004. Лаптева, Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет: Программа для детского сада и не только / Г.В. Лаптева. – М.: Сфера, 2010. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О.А. Новиковская. – СПб.: Детство-Пресс. – 2010. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2008. Тугушева, Т.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. ИПКиППРО ОГПУ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Акт приема-передачи векселей
Реферат А. Ю. Попов фти им. А. Ф. Иоффе ран, Санкт-Петербург, РФ
Реферат Средства постановки помех и помехозащиты РЛС
Реферат Авторские ремарки в пьеса "Лес"
Реферат Анализ ассортимента и товарных запасов на предприятии
Реферат Типизация месторождений подземных вод
Реферат Семь элементов лидерского стиля
Реферат Организация обслуживания корпоративных туристов
Реферат Право государственной собственности на землю в Республике Беларусь. Право частной собственности на землю
Реферат А. З. Натока «Затверджую» Директор школи М. П. Сальник «Погоджено» Головний санітарний лікар Є. М. Ковнацький озклад урок
Реферат The Overcoat Report On Symbolisim Essay Research
Реферат Первая мировая война и революция в России
Реферат Adolescent Case Study Essay Research Paper ADOLESCENT
Реферат Струмові захисти трансформатора від зовнішніх коротких замикань
Реферат Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь