Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментированияавтор: Одинцова Надежда Юрьевна, воспитатель МДОУ №27 г. ОренбургаПредставлено: Колисниченко Т.Н.Сущность опыта – Углубление экологических проблем на планете, усиление процессов урбанизации требует расширения экологического образования и взрослых, и детей. Экологическое образование можно определить как создание целостной взаимосвязанной системы целей, задач, содержания, форм, методов и средств, в единстве влияющих на развитие экологического сознания, развитие всех сторон ответственного отношения к окружающему миру: познавательной, ценностной, нормативной и практически-действенной. Важнейшим звеном экологизации образования являются дошкольные учреждения, т.к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек близок к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения. Целью экологического образования детей дошкольного возраста является становление эколого-ценностной вертикали «Человек-природа-общество», обеспечивающей жизнь в гармонии с природой, социумом и самим собой. Это диктует необходимость формирования экологических представлений у дошкольников в процессе ведущих видов детской деятельности. Экспериментирование является одним из наиболее оптимальных методов формирования экологических представлений. В результате работы над этой проблемой был создан перспективный план по экологическому образованию дошкольников, включающий занятия по экологическому образованию дошкольников, комплекс упражнений и ситуаций для самостоятельного и совместного (со взрослым и детьми) экспериментирования.Новизна – Разработка комплекса проблемных ситуаций, способствующих формированию экологических представлений дошкольников (по материалам пособия Л.Н. Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников») Главное – Н.Н. Поддъяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.Доступность – Предлагаемый опыт может быть использован при организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах, дополнительном образовании, дошкольных группах при школах.Результативность – В результате проведенной работы дети старшего дошкольного возраста получили представления (начальная форма знания) об условиях, необходимых для жизни растений, животных, человека; о гуманном отношении к природе; элементарные навыки и умения взаимодействия с природой. Об осознании собственной принадлежности к миру природы свидетельствуют результаты диагностики по методикам Т.В. Христовской и Л.С. Игнаткиной «Рост и развитие живых организмов», А.М. Федотовой «Многообразие животного мира».^ Основные термины:Представления - это обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств (Л.А.Венгер). ^ Экологическое образование - формирование научного мировоззрения. Научное мировоззрение является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами взаимодействия с окружающей средой.^ Экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом (С. Н. Николаева).Экспериментирование - особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментирование - метод обучения в образовательном процессе ДОУ, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д.Моделирование - один из основных методов познания, который заключается в том, что, ввиду большой сложности реальных систем и процессов, исследуются их упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями. ^ Педагогические условия организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста Метод экспериментирования Н.Н. Поддъяков называет ведущим (а в первые три года - практически единственным) способом познания мира. Эксперимент формирует способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Следствием является не только формирование экологических представлений, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым педагог знакомит детей, экспериментально обосновывается в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Основополагающие законы природы осваиваются ребенком самостоятельно в процессе постановки опыта. Развитие способности детей к экспериментированию представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности; наблюдения; лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами и предметами, пытаясь исследовать их свойства, что не является безопасным для их жизни и здоровья. Для организации экспериментальной деятельности в группе оборудован центр экспериментальной деятельности – маленькая лаборатория. Это дает возможность организовать проведение эксперимента каждым ребенком, способствует планомерному выполнению работы, обеспечивает безопасность деятельности. Основное оборудование лаборатории составляют: приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разной формы и объема; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварель и т.д.; медицинское оборудование: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т.д.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, соль, сахар, мука, масло и т.д. Эксперимент, специально организованный педагогом, и безопасен для ребенка, и удовлетворяет его потребность в познании: знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В эксперименте выделены этапы, последовательно сменяющие друг друга: осознание необходимости знания; формулирование задач эксперимента; продумывание методики эксперимента; прогнозирование результатов; принятие инструкций о соблюдении правил безопасности; проведение эксперимента; наблюдение и фиксирование результатов; анализ полученных данных; словесный отчет об увиденном; формулирование выводов. [18, с.25]. В процессе экспериментальной деятельности ребенок проходит каждый из этих этапов. Организованное педагогом экспериментирование формирует у детей устойчивую привычку задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению эксперимента переходит к детям. Участие педагога в эксперименте – косвенное, он не допускает «угасания» у детей интереса к предмету исследования, сопровождает процесс постановки проблемы, планирования эксперимента, напоминает правила техники безопасности, помогает фиксировать результат, участвует в его обсуждении. Экспериментирование в детском саду включается в разные формы организации образовательного процесса (занятие, экскурсия, проблемная ситуация, дидактическая игра и пр.). Конечный результат эксперимента во многом определяется качеством постановки работы. Процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста эффективен в том случае, если соблюдается преемственность между отдельными знаниями ребенка и поддерживается связь между экологической и другими видами деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной, литературной, трудовой, наблюдением и др.). Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется. 15, с.76 Экологическая развивающая среда в группе детского сада насыщена наглядными пособиями (альбомы, наборы картин, муляжи, модели, атласы, энциклопедии, дидактические и настольные игры и пр.); уголками озеленения (растения тропиков, субтропиков, пустынь) и животных (попугаи, черепаха). На участке детского сада выращиваются садовые (уголок сада - яблоня, вишня, груша), лесные (уголок леса - ель, рябина, береза), огородные растения; разбиты цветники; создана «экологическая тропа». В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой, наполняется и совершенствуется информационная среда. Педагог «вносит» новое в развивающую среду таким образом, чтобы ребенок (по ходу своих действий, направлений экспериментирования и преобразований) мог это «новое» и необходимое в данный момент обнаружить. Развивающая среда раскрывает свои возможности ребенку, благодаря его общению со взрослым. Ребенок и взрослый действуют вместе и им комфортно и интересно в их предметной среде. Совместная деятельность в экологической развивающей среде совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой.^ Содержание работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников средствами экспериментирования (на примере одной темы) Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологического мировоззрения и сознания в процессе экспериментирования. Задачи: формирование адекватных экологических представлений, формирование отношения к природе, формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой (Д.Н. Кавтарадзе). Достижение цели и решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе реализации плана формирования экологических представлений дошкольников средствами экспериментирования предполагает: усвоение системы научных знаний об экосистемах и их взаимозависимости, а также знаний об экологических проблемах современности и средствах их разрешения; приобретение мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развитие практических навыков и умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости). Перспективный план работы представлен 3 блоками, которые составляют содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста: Блок 1. Комплекс проблемных ситуаций, формирующих экологические представления детей старшего дошкольного возраста. Блок 2. Комплекс экспериментов, формирующих экологические представления детей старшего дошкольного возраста. Блок 3. Комплекс игр и упражнений, формирующих экологические представления детей старшего дошкольного возраста. Содержание первого блока представлено комплексом проблемных ситуаций, разработанных на основе пособия Е. Волковой, С. Микерина «Играем в ученых». Содержание второго блока представлено комплексом экспериментов, разработанных на основе пособия О.В. Дыбиной «Неизведанное рядом». В основе содержания третьего блока (комплекс игры и упражнений на формирование у старших дошкольников экологических представлений) лежат рекомендации Л.Н. Прохоровой («Организация экспериментальной деятельности дошкольников»). Каждое занятие предполагает реализацию материалов из 3-х блоков (решение проблемной ситуации, экспериментирование и самостоятельное выполнение упражнений-экспериментов или игр-упражнений). На этапе, предваряющем занятие, педагог организует введение детей в тему: 1) сбор информации, научных сведений об объекте; 2) освоение закономерностей как познание природных объектов; 3) принятие принципов, правил и норм отношения к природе; 4) установление причинно-следственных связей между конкретными действиями человека в природе; 5) видение прямых и обратных экологических связей, ближайших и отдаленных последствий производимых в природе изменений. Совместная деятельность педагога и детей на занятии направлена на добывание новых знаний, их экспериментальной проверки и закрепления в играх и упражнениях. Наиболее важным в процессе разрешения проблемной ситуации и экспериментирования является предоставление детям возможности самостоятельно формулировать цель (или принять задачу педагога), разработать гипотезу и путей ее решения. ^ Перспективный план работы по формированию у старших дошкольников экологических представлений средствами экспериментирования (на примере одной темы) ^ Раздел, тема/Цель Неживая природа. Вода Развивать представления детей о свойствах воды; формировать позитивное отношение к воде как источнику жизни, иссекаемому ресурсу, требующему бережного отношения; учить формулировать цель, выдвигать гипотезы и разрабатывать пути их проверки. Месяц/Блоки I. Проблемная ситуация ^ II. Эксперимент III. Игры и упражнения 1 2 3 4 Сентябрь Сколько не руби – воду не разрубишь (индонезийская пословица). Верно ли высказывание?^ Задачи: учить анализировать проблему, рассматривать противоположные точки зрения, обосновывать свою точку зрения.Предварительная работа: наблюдение воды в твердом, газообразном и жидком состоянии на прогулках и в быту; составление моделей («веселые человечки») воды в ее различных физических состояниях. ^ Вода камни двигает.Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы: вода в сосуде; соломинка для коктейля; пластилин; морозильная камера.^ Содержание эксперимента: заморозить воду в соломинке, закупоренной пластилином. Проанализировать процесс увеличения объема воды. ^ Плыви, кораблик!Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, планировать пути ее решения.Содержание упражнения: На пластиковой бутылке аппликация - кораблик, вода в бутылке не достигает его дна. Что сделать, чтобы кораблик «поплыл»? ^ Возможные варианты: сколько камешков нужно бросить в бутылку (сколько ложек воды добавить), чтобы вода поднялась на необходимую высоту?На каком корабле можно отправиться в путешествие (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?^ Задачи: исследовать результаты воздействия воды на различные материалы Содержание эксперимента: проверить на плавучесть и прочность различные материалы (подборка поручается детям). Фиксировать результаты эксперимента. Сделать выводы по результатам. Октябрь ^ Как вода «по кругу ходит»? Просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок»Задачи: учить воспринимать информацию, анализировать ее, используя в т.ч. ранее приобретенные знания и опыт; совершенствовать умение создавать модели природных явлений и процессов взаимодействия экосистем.^ Предварительная работа: наблюдение облаков, туч, дождя, тумана над рекой; подборка детских книг, энциклопедий по теме (закладки по теме); беседы по содержанию Детской энциклопедии и др., подобранных детьми книг ^ Круговорот воды в лабораторных условиях. Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой^ Содержание эксперимента: положить в емкость лед, герметично закрыть ее, поставить в тепло. Наблюдать ежедневно таяние и конденсацию воды. Фиксировать результаты 1. Испарение речной и морской водыЗадачи: учить проводить длительное наблюдение нескольких объектовСодержание эксперимента: подготовить прозрачные открытые мерные емкости и наполнить их равным количеством воды: один - чистой пресной, другой – соленой; разместить емкости в уголке для проведения экспериментов. Фиксировать ежедневно уровень воды и состояние стенок емкостей. Сделать сравнительный анализ по результатам эксперимента. 1 2 3 4 Делаем облакоЗадачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы:3-х литровая банка, противень, горячая вода, кубики льда^ Содержание эксперимента: Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Ноябрь ^ Живая и мертвая вода – это сказка или реальность? Просмотр фрагментов фильма «Великая тайна живой воды» Задачи: учить воспринимать и анализировать информацию; формировать позитивное отношение к изучаемому объекту на основе полученной информации и собственного опыта; воспитывать бережное отношение к природным объектам.^ Предварительная работа: экскурсии к реке в утреннее и вечернее время - наблюдение воды (цвет, прозрачность, движение, температура); чтение экологических сказок и рассказов Н.А.Рыжовой «Жила-была Река», «История одного пруда», «Как люди Речку обидели»; подборка книг с волшебными сказками, герои которых воспользовались «живой» и «мертвой» водой; рисование, лепка, аппликация по мотивам волшебных и экологических сказок;беседы по содержанию Детской энциклопедии ^ Как очистить воду.Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.Материалы: марля, х/б ткань, вата, бумага, уголь, песок^ Содержание эксперимента: проверить фильтрующие свойства всех материалов; создать оптимальный вариант сочетания различных материалов. Проанализировать процесс очищения воды. Обсудить наиболее эффективный способ. «Прятки» в воде.Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, планировать пути ее решения.^ Содержание упражнения: найти способ и спрятать мелкие игрушки в прозрачном сосуде с водой. Возможные варианты: покрасить воду в цвет игрушки; покрасить воду в черный цвет; придумать другие варианты и обсудить, будут ли они соответствовать условию – «спрятать в воде»?^ Можно ли спрятать предметы в соленой воде?Задачи: учить сравнивать свойства воды (плотность)Материалы: 2 прозрачные емкости; 2 ст.ложки соли; 2 сырых яйца.^ Содержание эксперимента: наполнить емкости пресной и соленой водой, опустить в них яйца в стаканы с соленой и пресной водой. Зафиксировать результаты, сделать выводы на основе полученных результатов. ^ 3. Методы и приемы, способствующие формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста В процессе формирования экологических представлений старших дошкольников важным является выбор методов и приемов обучения, развития и воспитания. Только самостоятельное исследование проблемы, эксперимент позволяются надеяться на прочность знания и использование знаний вне процесса обучения. Методы и приемы, обеспечивающие деятельностный подход в обучении дошкольников наиболее эффективны. Таковыми являются: метод экспериментирования. Использование экспериментирования в работе с дошкольниками позволяет организовать познание объекта и его свойств в процессе воздействия на него. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком позволяет ему создать модель явления обобщить полученные действенным путем результаты; метод моделирования. Использование метода моделирования позволяет создавать модель (в нашем случае – модели экологических объектов, экологических систем, моделей взаимосвязей и взаимодействия объектов и систем и др.) и исследовать их; проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций позволяет выдвигать и проверять множество идей и предложений, находить самостоятельно адекватное решение, что оказывает влияние на формирование чувства ответственности. наблюдение. Созерцание мира природы, его эстетическое восприятие порождают познавательный интерес к процессам развития и взаимодействия объектов природы, развивают аналитические способности, формируют навыки бережного отношения Важным является комплексное использование вышеназванных методов и приемов, организация трудовой деятельности дошкольников в уголке природы, в цветнике, на огороде, уголках леса и сада на участке детского сада.^ 4. Результативность использования экспериментов в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников Использование эксперимента в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников помогает дошкольнику получить новое знание в процессе самостоятельной деятельности, зафиксировать это знание в модели, «передать» это знание педагогу, родителям, сверстникам. Экспериментирование дает детям богатую информацию о причинно-следственных связях, взаимосвязи живой и неживой природы, действенно подтверждает формулу «в природе нет ничего лишнего». Организация экологизированной среды позволяет ребенку обозначить свое место в мире природы, осознать себя частью этого мира, прочувствовать ответственность за его сохранность.Литература Громова, О.Е. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / О.Е. Громова. – М.: Сфера, 2007. Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2001. Жукова: О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология. / О.Г. Жукова – М.: Аркти, 2008. Зебзеева, В.А. Теории и технологии дошкольного образования / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2009. Зебзеева, В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ. – 2008. Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Человек. / А.И. Иванова. – М.: Сфера, 2005. Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006. Идом, Х. Домашняя лаборатория: Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами / Х.Идом, К. Вудворд. – М.: Сфера. – 2000. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В.Коломина. – М.: Сфера. – 2004. Лаптева, Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет: Программа для детского сада и не только / Г.В. Лаптева. – М.: Сфера, 2010. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О.А. Новиковская. – СПб.: Детство-Пресс. – 2010. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2008. Тугушева, Т.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. ИПКиППРО ОГПУ