Глава 23АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМАПРЕДПРИЯТИЯ23.1. Понятие автоматизированной информационной системы предприятия. Важнейшим фактором прогресса является совершенствование форм и методов управления предприятием на основе вычислительной техники и средств связи, представляющих собой материально-техническую базу автоматизированной информационной системы (АИС) предприятия Она служит связующим звеном между объектами и субъектами управления и выполняет следующие функции: воспринимает вводимые пользователями исходные данные и запросы, обрабатывает введенные и хранимые в системе данные в соответствии с определенными алгоритмами и формирует требуемую выходную информацию. На предприятии создается автоматизированная информационная система, которая состоит из взаимосвязанных функциональных подсистем, обеспечивающих управленческий аппарат необходимой информацией. Основные функциональные подсистемы обеспечиваю решение задач технической подготовки производства, перспективного планирования и прогнозирования развития производства, маркетинговых исследований, оперативного управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, сбыта и реализации готовой продукции, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия. По набору решаемых задач современные АИС предприятия похожи на автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП) 80-х годов, но на качественно иной идеологической и технической базе. В АИС выделяются подсистемы, или «бизнес-процессы», каждый из которых имеет сугубо специфические структурные особенности обрабатываемых данных. Под бизнес-процессом понимается взаимосвязанная совокупность материальных информационных, финансовых потоков или рабочих потоков, проходящих через взаимодействующие подразделения предприятия и направленных на выполнение заказа потребителя (изготовление товара или оказание услуги). АИС должна оперативно отражать состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений о внесении изменений в бизнес-процессы, прогнозировать эффективность бизнес-процессов и давать рекомендации по их реорганизации Характерная особенность современных АИС - использование взаимосвязанных баз данных и знаний единой информационной системы предприятия. АИС предприятия технически представляет собой совокупность связанных локальных вычислительных сетей (ЛВС) Для |крупных корпораций, объединений, холдингов создаются большие корпоративные сети, насчитывающие тысячи ЭВМ и имеющие сложную структуру Корпоративные сети включают ЛВС и глобальные вычислительные сети (ГВС). Последние объединяют территориально распределенные ЭВМ, которые могут находиться в различных городах, странах и даже на разных континентах. В зависимости от масштаба различают сети отделов и сети рабочих групп. Сеть рабочих групп обычно включает от 10 до, 20 ПЭВМ. Для такой сети характерна простота и однородность. Сеть отделов охватывает 100 — 150 ПЭВМ. ПЭВМ устанавливается на рабочих местах управленческого персонала и используется для автоматизации их деятельности и обеспечения им оперативного доступа к обширной информационной базе предприятия. Такое рабочее место называется автоматизированным и является элементом АИС предприятия.^ 23.2. Автоматизированные рабочие места управленческого персонала Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимается совокупность инструментальных средств конечного пользователя, включающая техническое и организационно-методическое обеспечение решения задач его профессиональной деятельности на основе ЭВМ, установленной на его рабочем месте, работающей как автономно, так и в составе вычислительной сети. В зависимости от реализуемых функций выделяют три класса АРМ: АРМ руководителя; АРМ специалиста; АРМ технического и вспомогательного персонала. К АРМ руководителя предъявляются следующие требования: -наличие распределенных баз данных и знаний, постоянно пополняемых оперативной и достоверной информацией; -к отдельным базам данных и знаний или их фрагментам может иметь доступ только ограниченный круг лиц, а к отдельным элементам - только руководитель; наглядность представления информации в форме, адаптивной к психологическим характеристикам руководителя; обеспечение оперативного поиска информации; наличие программных средств обеспечения принятия управленческого решения; простота работы; обеспечение возможности накопления опыта в выработке управленческих решений; обеспечение оперативной связи с другими источниками формации в пределах организационной структуры предприятия или его подразделения. В АРМах этого типа часто используется возможность речевого и тактильного (путем касания пиктограмм на экране) ввода информации. АРМ специалиста (плановика, финансиста, нормировщика, технолога, маркетолога, бухгалтера и т.д.) обеспечивает решение задач профессиональной деятельности на основе как локальных (организуемых на ПЭВМ АРМ ) баз данных и знаний, так и распределении баз данных и прикладного программного обеспечения. Например, АРМы могут быть организованы по функциональным участкам бухгалтерского учета, каждый из которых связи или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, кадров) или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляется непрерывная регистрация и обработка данных по хозяйственным операциям (по учету материальных ценностей, основных средств, финансово-расчетных операций и т.д.), а также со сводным учетом и составлением отчетности. АРМ технического работника реализует функции: ввод информации; ведение баз данных; обработка входящей и исходящей документации; контроль исполнительской деятельности. Обмен информацией между отдельными АРМ осуществляв по каналам связи вычислительной сети. В ЛВС из-за коротких расстояний возможно использование относительно дорогих высококачественных линий связи, которые позволяют применять простые методы передачи данных, достигать высоких скоростей обмена данными (до 100 М бит/с). В связи с этим услуги, предоставляемые ЛВС, отличаются широким разнообразием и обычно предусматривают реализацию приложений в режиме on-line. Если предприятие (объединение, корпорация) имеет территориально обособленные подразделения в различных местах города, регионах, странах и континентах, то обмен информацией между отдельными АРМ осуществляется по каналам связи корпоративной вычислительной сети (КВС). Для соединения удаленных ЛВС и отдельных компьютеров в КBC применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь. Характерной особенностью такой сложной и крупномасштабной сети является наличие в ее составе различных типов компьютеров - от больших ЭВМ (их принято называть мейнфреймами) до персональных ЭВМ, множества операционных систем и приложений Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности прозрачный доступ ко всем необходимым ресурсам. В корпоративных сетях и в ЛВС стала обрабатываться несвойственная ранее вычислительным сетям информация — видеоизображения, рисунки, голос. Сложность передачи такой мультимедийной информации по сети связана с ее чувствительностью к задержкам при передаче пакетов данных. Задержки обычно приводят к искажению такой информации в конечных узлах сети - возникновению эффекта «эха», невозможности разобрать некоторые слова, дрожанию изображения и т.п. Поэтому за счет новых сетевых технологий и нового оборудования скорости передачи данных в корпоративных сетях приближаются к скоростям в традиционных сетях ЛВС (в сетях frame relay — 2 М бит/с, ATM - 622 М бит/с). В таких сетях используется технология intranet, которая поддерживает достаточно простой способ представления информации в виде гипертекстовой и графической информации Это позволяет быстро поместить самую свежую информацию на WWW-сервере корпорации Кроме того, она унифицирует просмотр информации .с помощью стандартных программ - Web-браузеров, работа с которыми несложна даже для неспециалистов. Получая легкий и более полный доступ к информации, сотрудники принимают решение быстрее, и качество этого решения, как правило, выше. Использование сети приводит к улучшению процесса обмена информацией и взаимодействия между управленческими работниками предприятия. Сеть снижает потребность в других средствах телекоммуникации. Корпоративная сеть может быть использована :для организации аудио- и видеоконференций.Раздел^ 23.3. Особенности технологии обработки данных на АРМ Характерные особенности технологии обработки данных на АРМ 1) работа пользователя в режиме манипулирования данными. Пользователь должен «видеть» и «действовать», а не «знать» и «помнить»; 2) сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе распределения баз данных; 3)безбумажный процесс отработки документа; 4)интерактивный (диалоговый) режим решения задач с ищр кими возможностями для пользователя; 5) возможность коллективного оформления документов на группе ПЭВМ, взаимосвязанных средствами коммуникации. Использование такой технологии в несколько раз снижает затраты на документооборот, повышает скорость и качество подготовки документов, упорядочивает организационную структуру документооборота и тем самым повышает эффективность управления. Одно из основных требований к технологии АРМ - оптимизация экранного диалога. Три показателя особенно важны: дружественность, гибкость, продуктивность. Показатель дружественности определяет степень персонализации АРМ и такие критерии, как простота освоения и ведения экранного диалога (режим подсказок, прощение ошибок), обеспечение привычной для пользователя информационной обстановки («метафора» электронного письменного стола, сохранение первичной структуры документов). Показатель гибкости диалога определяет диапазон различных процедур, который может выполнить пользователь на ПЭВМ. Например, в процессе диалога система должна разрешать пользователю изменять цветовую гамму экрана, верстку документа и т.д. Показатель продуктивности диалога характеризует время от момента обращения пользователя к ПЭВМ до момента выдачи на экран требуемой информации. Достижение оптимальных значений названных показателей зависит от используемых инструментальных средств программирования и качества проектирования диалога пользователя с ПЭВМ. Различают два основных режима работы пользователя на АРМ: пакетный и диалоговый. В пакетном режиме пользователь инициирует соответствующий алгоритм обработки большого объема данных, а затем без вмешательства человека осуществляется вычислительный процесс в течение длительного времени. Результаты вычислений либо записываются на магнитный диск, либо выводятся на принтер. В этом режиме, как правило, решаются задачи с заданной периодичностью. В диалоговом режиме обычно осуществляется оперативное взаимодействие пользователя с ПЭВМ. Между пользователем и ПЭВМ идет интерактивный обмен посланиями в соответствии с условленным языком и формой диалога для достижения определенной цели. Диалог служит методом решения задач, где инициатop диалога (пользователь) знает задачу, а собеседник (ПЭВМ) используется для ее решения. По сравнению с технологией пакетной обработки данных диалоговая имеет преимущества, она: позволяет получать в реальном масштабе времени информацию в наглядном, ориентированном на профессиональную деятельность пользователя виде; предоставляет широкие возможности для применения индивидуальных методов анализа и принятия решений; предоставляет возможность управления ходом вычислительного процесса по желанию пользователя в зависимости от промежуточных результатов; повышает оперативность и культуру управления в результате использования современных средств накопления, обработки и анализа информации в повседневной деятельности аппарата управления.^ 23.4. Организация интерфейса пользователя с ЭВМ Диалог рассматривается как процесс достижения целей его участниками и представляет собой совокупность взаимосвязанных шагов. При этом высказывание участника диалога, которому принадлежит инициатива на текущем шаге, называется действием, а ответное высказывание пассивного участника называется реакцией. Действие всегда составляет первую часть шага, а реакция - вторую. Инициатором шага может быть как пользователь, так и ПЭВМ. На каждом шаге диалога пользователю выдается информация, сгруппированная и расположенная на экране определенным способом. Это представление информации называется панелью. Стандартами пользовательского интерфейса для персональных ЭВМ допускаются следующие типы панелей: меню, ввода, информационная, списковая, идентификация приложения.^ Панель «меню» предназначена для реализации альтернативного диалога. На ней отображаются предложения ПЭВМ по выбору пользователем соответствующей альтернативы на определенном диалога. Пользователю предоставляется возможность реакции выбора альтернативы из меню. Панель состоит из трех частей; меню действий с выпадающим меню; тела панели; области функциональных клавиш Меню действий предоставляет пользователю доступ к основным функциям приложения, отображается в верхней части панели. Расширение меню действий - выпадающее меню. Меню действий с выпадающим меню обеспечивает двухуровневую иерархию действий. Посредством «всплывающего окна» при выборе объекта выпадающего меню можно предусмотреть трехуровневую иерархию действий. «Всплывающее окно» представляет собой участок экрана, в котором отображается панель, оно расширяет диалог пользователя с первичным или вторичным окном. Одно из назначений всплывающих окон состоит в передаче различных сообщений. Рекомендуется ограничить число уровней всплывающих окон до трех. Тело панели располагается под меню. Оно может быть разделено на несколько частей (например, если пользователю разрешается вводить или обновлять более чем одну группу информации одновременно ). Область функциональных клавиш располагается в нижней части панели. Панели располагаются в отдельных ограниченных частях экрана, которые называются окнами. Используя сразу несколько окон, пользователь может одновременно наблюдать на экране несколько панелей одного или нескольких приложений. Различают три типа окон; первичное окно - окно, в котором начинается диалог; вторичное окно вызывается из первичного. Это окна, в которых пользователь и ПЭВМ ведут диалог параллельно диалогу в первичном окне. Вторичные окна используются также для предоставления справки, относящейся к диалогу в первичном окне; всплывающее окно представляет собой участок экрана, в котором отображенная панель расширяет диалог пользователя с первичным или вторичным окном. Одно из назначений всплывающих окон состоит в передаче различных сообщений. Пример панели «меню» приведен на рис. 23.1.Рис. 23.1, Панель «меню» 1.Идентификатор панели, 2.Заголовок панели 3.Область функциональных клавиш 4.Объект поля выбора 5. Поле выбора 6. Инструкция Поле выбора - обобщенное определение набора взаимосвязанных объектов. Объектами поля выбора могут быть слова, пиктограммы или их сочетание. Выбор из меню может осуществляться с помощью курсоров, цвета, подсветки, а также символа, располагаемого перед выбранным объектом. Инструкция указывает пользователю тип действия, который нужно выполнить. Она должна быть лаконичной и понятной. Заголовок панели сообщает пользователю о том, какая информация содержится в теле панели.^ Панель ввода предназначена для организации диалога, в котором требуются ответы с фиксированной структурой. Она используется как макет ввода данных в информационную систему. Панель ввода включает; меню действии; заголовок панели; инструкцию; поле ввода. линейку протяжки; поле выбора; пояснение; заголовок поля Меню действий включает альтернативы действий. Например, «печать», «удаление», «вызов», «экран» и т.д. Инструкция содержит информацию о действии, которое нужно выполнить. Например, «Укажите параметры, а затем выбирайте действие». Поле ввода предназначено для ввода пользователем данных ПЭВМ и сопровождается заголовком поля и столбца. Протяжка поля ввода предусматривается, если общая длина вводимой информации превышает 25 знаков. В панели ввода используются три типа заголовков: столбцы, группы, поля. Различают три вида панелей ввода: для ввода параметров (используется для передачи приложению параметров); для ввода данных с заголовками. (используется для информации, которая должна быть сохранена); для ввода данных с табуляцией (используется для информации которая должна быть сохранена). Панель этого вида содержит поля ввода, организованные в строки и столбцы, идентифицируемые заголовками.^ Информационная панель содержит сообщения, которые делятся на информационные, предупреждающие и критические Информационные сообщения описывают состояния системы. Ответа пользователя не требуется. Они используются чтобы сообщить пользователю, что обработка данных продолжается, завершилась, изменилось содержание панели. Пре дупреждающие сообщения обращают внимание пользователя на состояние системы, которое требует его вмешательства. Пользователь в ответ может выполнить какое-либо действие либо пренебречь этим сообщением. Критические сообщения указывают условие, при котором продолжение работы невозможно без вмешательства пользователя. Сообщения размещаются во всплывающих окнах, в нижней части тела панели над областью функциональных клавиш и областью команд Критические сообщения должны выдаваться только во всплывающих окнах. После действия пользователя сообщение автоматически удаляется.^ Списковая панель содержит перечень документов, из которых пользователь осуществляет выбор. Типичным примером является каталог, поддерживаемый операционной системой MS-DOS и др.^ Панель идентификации приложения содержит полное наименование приложения, фирмы-разработчика программного обеспечения, приложения, дату и т.д. Использование стандарта интерфейса пользователя с ПЭВМ позволяет унифицировать диалог, способствует минимизации числа режимов, большое число которых доставляет пользователю неудобства и делает приложение сложным для изучения и использования.^ 23.5. Инструментальные средства АРМ Информационным фундаментом АРМ являются базы данных и знаний, а технология поддерживается следующим набором программных средств: текстовыми процессорами; табличными процессорами; системами управления базами данных; графическими процессорами; системами управления телекоммуникациями; программным обеспечением оперативной деятельности руководителя; системами моделирования управленческих и экономических процессов, включающих реализацию экономико-математических моделей и поддержку принятия управленческих решений; программным обеспечением решения задач обработки экономической информации.^ Текстовые редакторы (процессоры) обеспечивают ввод в ПЭВМ текста, его хранение в памяти ПЭВМ, просмотр, редактирование и корректировку. В большинстве процессоров реализованы функции проверки орфографии, выбора шрифтов, центровки заголовков, постраничной печати, вставки в текст таблиц и рисунков, изменения структуры документов, нумерации страниц, работа с блоками текста. С помощью средств форматирования можно создать внешний вид документа, изменить стиль, подчеркнуть, выделить курсивом, изменить размеры символов, выделить абзацы и т.д. Повторяющиеся участки текста можно помечать именем и в дальнейшем, указав имя, вставлять в соответствующие фрагменты текста. Документы табличного вида широко распространены на предприятиях. Поэтому табличные процессоры (ТП) являются обязательным инструментарием АРМ. В случае использования ТП входные и выходные данные, нормативно-справочная информация представляются в форме элементов таблицы, а алгоритмизация сводится к построению модели расчета показателей выходных документов Электронная таблица (ЭТ) представляет собой двумерный массив строк и столбцов, размешенный в памяти ПЭВМ. Широко распространены такие табличные процессоры, как SuperCalc, Lotus 1-2-3, Quatro Pro, Excel, Основной единицей ЭТ является рабочий лист, имеющий идентификатор. Место пересечения строки со столбцом называется ячейкой. Существует два варианта адресации ячеек: абсолютная и относительная. При абсолютной адресации адрес ячейки определяется буквой, указывающей столбец, и цифрой, устанавливающей номер строки. При относительной адресации в верхней строке состояния указывается приращение со знаком от начала искомой ячейки. В нижней строке рабочего листа делается расшифровка выбранного действия меню. В верхней части располагается меню действий, панель инструментов и строка сумматора, где отражаются все воспроизводимые действия. Имеется возможное форматирования ячейки, столбца, строки, листа. Данные в виде чисел, текста, формул вводятся в ту ячейку, которая отмечена курсором. Для указания блока ячеек достаточно обозначить адрес левой верхней ячейки диагонали блока, адрес правой нижней ячейки диагонали. Можно задать блок выделением. Редактирование таблиц позволяет копировать, удалять, очищать ячейку, блок, лист и выполнять многие другие функции. В таблицу можно вставить графики, диаграммы, рисунки, подготовленные другими программными средствами. В табличных процессорах имеется большое число встроенных функций — математических, статистических, календарных дней, финансовых, специальных. Все табличные процессоры позволяют создавать базы данных и осуществлять поиск в них. Таблицы имеют разную размерность. В некоторых табличных процессорах используются трехмерные таблицы. Динамизм таблицы делает ее полезным средством не только для проведения текущих расчетов, но и при решении задач планирования, т.е. обеспечивается инструментарий, отвечающий на запросы «что, если,...?»; Одной из современных форм организации информации являются банки данных.«Банк данных — это система специальным образом организованных данных (баз данных), программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективном многоцелевого использования этих данных». Совокупность БД представляет собой информационную модель темы управления предприятия, БД организуется для обеспечения: безопасности и целостности данных, минимизации избыточности хранимых данных для эффективного использования имеющихся ресурсов памяти, предоставления для принятия решений непротиворечивой информации, оптимизации времени актуализации и поиска информации. Выбор системы управления базами даных (СУБД) при проектировании автоматизированной информационной системы является важной задачей и основан на сравнении и анализе следующих характеристик: программно-технического окружения (тип и модель ЭВМ, конфигурация ЭВМ, используемые средства поддержки вычислительной сети), категорий пользователей, требуемых средств общения пользователей с БД, основных характеристик информационной структуры баз данных, уровня обеспечения целостности и безопасности баз данных, временных характеристик актуализации и поиска данных. Широкое распространение получили СУБД семейства dBASE (dBASE IV, FoxPro, Clipper), Paradox, Clarion, Oracle, Ingress. Современные СУБД - мощные высокоэффективные средства организации и использования информационной системы предприятия. Основные тенденции их развития: расширение функциональных возможностей; совершенствование интерфейса с пользователем; адаптация существующих СУБД, применяемых на больших и малых ЭВМ, встраивание гибких средств поиска и обработки данных, повышение надежности и целостности баз данных; создание средств автоматизации проектирования прикладных систем. СУБД - один из основных элементов программного обеспечения АИС предприятий. Их применение позволяет существенно упорядочить работу с данными в системе, обеспечить защиту и целостность данных, резко сократить трудоемкость разработки АИС. В большинстве СУБД реализованы функции создания и актуализации описаний структур данных, загрузки и поддержки в актуальном состоянии БД; организации хранения данных с минимальной избыточностью с использованием средств быстрого поиска данных, обеспечение зашиты от несанкционированного доступа целостности баз данных, поддержки логической структуры данных; возможности обработки данных, подготовленных другими инструментальными средствами АРМ Во многих СУБД имеются программы быстрой разработки прикладных систем, которые предусматривают чаше всего какой либо из следующих подходов к созданию БД. В простейшем случае БД формируется непосредственно по спецификациям пользователя. Она может генерироваться также средствами автоматизации проектирования БД Наконец, известны подходы, когда фрагменты структуры БД формируются автоматически в соответствии с заданными формами ввода-вывода данных. Традиционное построение приложения предусматривает дополнение некоторых типовых функций: ввод данных в БД с верификацией их по заданным простым ограничениям целостной просмотр, редактирование и удаление записей, а также поиск записей по заданным критериям. К числу типовых функций относит также вывод отчета по форме, известной системе, на экран и в БД. Экранные формы и отчеты могут не только стать строительными блоками прикладной системы, но и обеспечить более высокий уровень комфорта пользователя при работе с СУБД. Средства быстрой разработки приложений пользователя имеются в СУБД dBASE III PLUS, dBASE IV, Clipper. В СУБД Paradox входит комплексный генератор приложений. Он обеспечивает возможность формирования всех типов комплексных приложений - меню, экранных форм ввода-вывода, форм отчетов, генерацию программ типовых процедур обработки данных, экранных форм вывода и отчетов. Современные СУБД имеют средства графического представления данных, могут поддерживать базы видеоданных, графически БД и картографические БД. Потребность ввода графиков, диаграмм, схем, рисунков, этике ток в текст или в документ вызвала необходимость использована в АРМ графических процессоров. Они представляют собой инструментальные средства, позволяющие создавать и модифицировать графические образы: коммерческой (деловой), иллюстративной, научной графики. Графические средства могут оказаться для целого ряда задач предпочтительными для принятия прогнозных решений на длительную перспективу. Они незаменимы при подготовке различных совещаний. Средства деловой графики различаются по следующим характеристикам: предоставляемой номенклатуре графиков, возможности получения комбинированных графиков; возможности масштабирования графиков; использованию текста на графике; разрешающей способности графических изображений. Графические средства обеспечивают отображение информации, хранящейся в файлах табличных процессоров, базах данных отдельных локальных файлах в виде дву- или трехмерных графиков типа круговой диаграммы, столбиковой гистограммы, линейных графиков и др. Средства иллюстративной графики обеспечивают два типа графических изображений, векторные и растровые. В е к т о р н ы е - представляются точками и линиями в некоторой системе координат, т.е. геометрическими фигурами. Изображения растровой графики формируются из множества точек растра, каждая из которых имеет определенные координаты, атрибуты цвета и яркости. Графические средства, реализующие растровую графику, позволяют пользователю выбрать толщину и цвет линий, шрифт для записи и наложения текста, созданные ранее графические образы. Эти средства реализованы, например, в Paint Brush,^ 23.6. Современные технологии обработки данных в АИС Современные АИС предприятий строятся на основе концепции распределенной обработки данных, технической основой которых являются локальные вычислительные сети (ЛВС). ЛВС называют открытую систему связанных между собой с помощью единой передающей среды вычислительных машин, терминалов, периферийных устройств, расположенных друг от друга на небольших расстояниях (до нескольких десятков км), имеющих низкую стоимость, высоко быстродействие, небольшой процент ошибок, стандартную коммутацию данных в соответствии с упрощенными протоколами. ЛВС позволяют повысить эффективность использования ЭВМ, надежность и гибкость систем обработки данных. ПЭВМ, объединенные в сеть, делятся на основные (ПЭВМ пользователей и клиентов) и вспомогательные (серверы). Серверы служат для преобразования и передачи информации от одной ЭВМ к другой по каналам связи к коммуникационным машинам (host-ЭВМ). ПЭВМ-сервер выполняет функции по обслуживанию клиентов и распределяет ресурсы системы; принтеры, базы данных, программы, внешнюю память и т.д. В ЛВС обработка данных основывается на концепции коллектива вычислителей, которая в корне отличается от традиционной модели последовательных вычислений на ЭВМ. Эта концепция обеспечивает параллельное решение одной задачи или ее ветвей из нескольких ЭВМ сети, что позволяет существенно сократить время ее решения, В ЛВС реализуется возможность наиболее эффектщ ной организации информационной системы предприятия - в форме распределенных баз данных (РБД).«Под распределенной базой данных понимается такая организационно-техническая система, в которой элементы или базы данных (локальные) различных узлов обработки взаимосвязаны таким образом, что в процессе обработки информации в одном из узлов допускается обращение к любым данным, хранящимся в других, заранее не известных пользователю узлах» Для РБД характерны следующие особенности: хранение, накопление и обновление данных осуществляется в дистанционно удаленных узлах обработки; совокупность баз данных логически объединена; реализован коллективный доступ пользователей к РБД обеспечено автоматизированное взаимодействие между базами данных, размещенных в удаленных местах обработки. РБД обладает известными свойствами баз данных, наиболее важные из них: обеспечение минимальной избыточности данных эффективное использование телекоммуникационных ресурсов оптимальное управление запросами. Различают две формы организации РБД — резервированную (реплицированную) и разделенную (расчлененную). В первом случае весь информационный фонд полностью или частично дублируется в различных узлах ЛВС. Во втором - информационный фонд разделяется на непересекаемые подмножества данных, которые распределяются между различными узлами обработки. Организация обработки данных зависит от способа их распределения. В простейшем случае на ЭВМ-сервере создается централизованная БД, тогда имеет место не распределенная БД, а распределенный (сетевой) доступ к централизованной БД. ЭВМ, в памяти которой создается централизованная БД называется файл-сервером. Другие ПЭВМ, входящие в ЛВС, выполняют функции рабочих станций. Фрагменты баз данных передаются на рабочие станции, где они обрабатываются. Технология доступа к файл-серверу имеет следующие недостатки: при росте объемов информации и числа рабочих станций трафик работы в ЛВС резко возрастает, время реакции системы (ответов на запросы пользователей) существенно увеличивается, причем повышение мощности файл-серверов и рабочих станций полностью проблемы перегрузки не снимает. Увеличение емкости оперативной и внешней памяти ПЭВМ и их быстродействия позволяет реализовать новый подход - технологию «клиент-сервер». В этом случае рабочие станции поддерживают диалог с пользователями системы, принимают и должным образом трансформируют поступившие от них запросы, а затем передают на обработку серверу баз данных. Сервер обрабатывает запросы, поступившие со всех рабочих станций. В его задачу входит реализация логики обработки запросов с принятием необходимой техники синхронизации - с поддержкой протоколов блокирования ресурсов, с обеспечением предотвращения и/или устранения тупиковых ситуаций. В ответ на запрос пользователя рабочая станция получает не данные для последующей обработки, а готовые результаты. Технология «клиент-сервер» позволяет значительно уменьшить сетевой трафик (поток сообщений сети), сохранить время ожидания блокирования ресурсов данных в мультипользовательском режиме, разгрузить рабочие станции, использовать для них менее дорогие ПЭВМ. Производительность систем, реализующих технологию «клиент-сервер», на порядок выше по сравнению с технологией «файл-сервер». Использование технологии «клиент-сервер» позволяет перенести часть работы с сервера на ПЭВМ клиента, оснащенную программными средствами решения прикладных задач пользователя. Этим создаются условия для постепенного наращивания возможности сервера баз данных и совершенствования инструментальных средств клиента. Для реализации интерфейса с сервером базы данных можно использовать электронные таблицы, текстовые и графические процессоры, объектно-ориентированные системы программирования, системы управления базами данных и др. Технология «клиент-сервер» поддерживается сетевыми операционными системами (WINDOWS NT, UNIX, NetWare 3.1 и др.), сетевыми СУБД (SQL-server, ORACLE-server, Ingress и др.). Специальные средства управления телекоммуникациями обеспечивают оперативную связь между сотрудниками посредством электронной почты (ЭП). Электронная почта реализует хранение и пересылку сообщений между пользователями ЭВМ. ЭП имеет следующие преимущества перед другими средствами доставки деловой корреспонденции: возможность отправки сообщений большому числу абонентов, меньшая величина затрат на создание и эксплуатацию системы, чем на телексную связь; возможность получения подтверждения о доставке сообщения, заблаговременная подготовка сообщений в расчете на их автоматическую отправку в регламентированное время. ЭП используется как в ЛВС, так и в корпоративных сетях. ЭП на основе ЛВС организуется для обеспечения обмена информацией внутри предприятия. Она служит для автоматизации внутриофисных операций. Программные средства ЭП обеспечивают межсистемный обмен с другими электронными почтами по глобальным сетям ЭВМ. ЭП поддерж