Реферат по предмету "Литература"


В.Г. Распутин "Живи и помни"

Содержание
1.             Биография Валентина Распутина……………..3
2.             Художественный мир писателя……………….5
3.             Повесть “Живи и помни”……………………….9
4.             Заключение……………………………………….15
5.             Список использованной литературы………….16
1.             Биография Валентина Распутина
Родился Валентин Распутин 15марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда.  В 1959 году окончил историко-филологическийфакультет Иркутского университета. Работал корреспондентом в местных газетахСибири. Корреспондентские впечатления нашли свое отражение в его первых книгахрассказов и очерков.
Всесоюзную известностьВалентину Распутину принесла повесть “Деньги для Марии”. Сюжет заключался впоиске денег для доверчивой и не искушенной в бухгалтерских делах продавщицысельской лавки, обвиненной в растрате. Писатель психологически глубоко раскрылхарактеры самых разных людей, показал как нравственные вершины, так и глубинычеловеческого падения. В большей части повестей Распутина именно женщины –главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»).
Последующие повести“Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976)закрепили за писателем славу одного из лучших представителей так называемой“деревенской прозы ”. Повесть «Живи и помни» впервые была опубликована вжурнале «Наш современник» за 1974 год. В 1977 году Валентин Распутин удостоенза неё Государственной премии СССР.
В начале 80-х годов писательсоздал цикл рассказов “Век живи – век люби”, “Что передать вороне?”, “Наташа” идругие, в которых отошел от деревенской тематики, хотя и остался вереннравственным проблемам.
Результатом наблюдений наддалеко не лучшими изменениями в жизни деревни и нравственности людей сталапублицистическая повесть “Пожар” (1985). Сюжет повести, как всегда у Распутина,прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят склады. Люди пытаются хотьчто-то спасти от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почемуони совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е.человек и все, что с ним происходит. Ведь с человеком что-то творится, еслидуша его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, икто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витаютнад пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа. Это произведениепоказывает, что люди по своей натуре двулики. В обычной жизни они ведут себянормально, но как только подворачивается случай, показывают всю свою сущность.И под час то, что открывается, не всегда является хорошим.
В последние годы ВалентинРаспутин целиком посвятил себя решению актуальных проблем современности:экологических, нравственных, литературно-организационных. Увидели свет егоочерки и статьи на эти темы, а также главы публицистической книги “Сибирь,Сибирь…”. 









2.             Художественный мир писателя

Произведения современныхписателей остро описывают нашу повседневную обыденную жизнь, показывая еенедостатки и опущения, а также и сильные стороны в поведении людей. Писатели наразных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить ипоказать позитивные и негативные стороны общественной и индивидуальной жизнилюдей. И Валентин Распутин является одним из таких писателей.
Творчество ВалентинаРаспутина довольно часто противопоставляют “городской прозе”. И действие у негопочти всегда происходит в деревне, и главные герои, точнее героини, вбольшинстве случаев “старинные старухи”, и симпатии его отданы не новому, атому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.
Все это так и не так. КритикА. Бочаров справедливо заметил, что между “городским ” Ю. Трифоновым и“деревенским” В. Распутиным при всем их различии много общего. Оба взыскуютвысокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории. Обаговорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую, оба не приемлютиндивидуалистов,  “железных” деловыхсуперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначениичеловека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя иделают это глубоко индивидуально.
Сюжет каждой повестиВалентина Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. В “Последнем сроке”говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающейматери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь,самой старухи. В “Живи и помни” действие переносится с 1945 год, когда так нехотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. Вцентре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие какперед самим Андреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной.В “Прощании с Матерой”  описываютсязатопленные острова, на котором расположена старая сибирская деревня, для нуждГЭС, последние дни перед потопом стариков и старух, оставшихся на Матере. Вэтих условиях обостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности ипрогресса, о смерти и бессмертии.
Во всех трех повестяхВалентин Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственныхценностей народа, его философского мироощущения, литературных преемницшолоховской Ильиничны и солженицынской Матрены, развивающих и обогащающих  образ сельской праведницы. Всем им присущечувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознаниесвоей слитности с миром как человеческим, так и природным.
Старикам и старухам,носителям народной памяти, во всех повестях писателя противостоят те, кого,используя выражение из повести “Прощание с Матерой”, можно назвать “обсевками”.
Пристально вглядываясь впротиворечия современного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям –“деревенщикам”, видит истоки бездуховности в социальной действительности(человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужихрешений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самойличности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такиминациональными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Всеэти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются влирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие своюдуховность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаяниемэтих понятий.
От повести к повести втворчестве Валентина Распутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.
И все же писатель верит вдуховное здоровье русского народа, передавая свою веру в образах-символах,таких как солнце, таинственный зверек и т. д.
В произведениях ВалентинаРаспутина наблюдается противопоставление сочного народного языка бездуховнойказенной речи. Любимые персонажи писателя говорят живым образным языком, нелишенных и диалектных слов. В кульминационных сценах их речь становитсяафористичной, близкой к пословицам и поговоркам, воплощающим народную мудрость.
Позднее творчество писателяпретерпело некоторые стилевые изменения. В некоторых рассказах “Век живи – веклюби” и “Что передать вороне?” писатель, развивая уже освоенные импсихологические и символические художественные приемы, одновременнопреодолевает границы сугубого жизнеподобия за счет использования иррациональныхситуаций, говорит о таинстве бытия человека, о связи самых различных явлений сзаконами Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о егоответственности за духовное и физическое падение.
С другой стороны в рассказах“Век живи – век люби”, “Не могу-у” и особенно в повести “Пожар” превалируетавторский публицистический пафос. Вместе с тем главный герой повести – шоферИван Петрович Егоров не является лишь рупором авторских идей. Это вполнераспутинский персонаж: человек совестливый, не столько обвиняющий земляков,сколько казнящий себя. Пожар помог ему преодолеть нравственную усталость,отбросить малодушную мысль об отъезде. И здесь автор, оставляя финал открытым,тем не менее дает понять читателю, что жизнь не окончена, что его герой вышелиз обрушившегося на него испытания более закаленным, что он еще поборется.     
























3. Повесть “Живи и помни”

В любом художественномпроизведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести“Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмыслениепроизведения. Эти слова “Живи и помни” – говорят нам, что все то, что написанона страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека.
События, описанные в повести,происходят зимой 1945 года, в последний военный год, в деревне Атамановка.“…Атамановка лежала на правом берегу Ангары и была всего на тридцать дворов –не деревня, а деревушка”. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошломеще более устрашающее – Разбойниково.         “… Когда-то в старые годы здешние мужики не брезговали одним тихим иприбыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников”. Но обитателидеревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли, поэтомудеревню и переименовали. Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонновторгается Великая Отечественная Война.
Война… Само слово говоритнам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Скольколюдей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Но,погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких, засвою родину. Смерть — это страшно, но гораздо страшнее ду­ховная гибель ипадение человека. Именно об этом рассказы­вает повесть Валентина Распутина«Живи и помни».
На фонедевственной и дикой природы деревни Атамановка происходит основное событиеповести – предательство Андрея Гуськова. Вместе со всей мужской частьюнаселения ушел на войну и Андрей. Во время войны этот человек не раз был ранени контужен.
“Ему довелосьиспытать всё: и танковые атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные лыжныерейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за “языком”. Летом сорок четвертогогода Гуськов в который раз попал в госпиталь. После выписки ему разрешили надесять дней поехать домой, но “когда пришло время, которого он так снетерпеньем ждал, его оглушили: на фронт”. Он боялся ехать на фронт, но большеэтой боязни была обида и злость на все то, что его возвращало на войну, не давпобыть дома. Поэтому Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался вродное село, став дезертиром, придумав себе оправдание, что “он не железный:больше трех лет война – сколько можно!”.
Вповести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливаетнарастающий психологизм. Валентин Распутин специально в образе Андреяизображает обыкновенного человека со средними умственными и духовнымиспособностя­ми. Он на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанностии воевал только с одной мыслью: закончится война и он увидит всех родных – отцас матерью и Настену. Это ему и помогало держаться в годы тяжелой войны.
Ночто-то сломалось в нем, что-то изменилось. Время долгожданной встречи никак ненаступало, Андрей замучился ждать. В конце концов он решается на преступление истановится дезер­тиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска породным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, вкоторый ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя иего семьи.
 Когда Андрей оказался около родного дома, оносознал всю ни­зость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперьему всю жизнь предсто­ит прятаться от людей, оглядываться назад, боятьсякаждого шороха.
  Эта повесть не толь­ко о том, как солдатстановится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны,убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только опобеде, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней.Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всехсвоих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувствабыли очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная нагибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и допоследнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.
Трагедия повестиусиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собойон уводит и свою молодую жену, и еще не родив­шегося ребенка. Жена его –Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек ос­талсяжив.
Поступок Андрея изменилвсю жизнь Настены: порушились все ее мечты. Теперь она находится под властьюсвоих чувств и любви. Она не могла действовать по иному пути, не подчиняясьсвоим чувствам и воле судьбы. Настена любит и жалеет Андрея и принимает на себяего вину. Она считает, что не имеет право осуждать мужа: если судьбе такугодно, значит так и должно быть и никак иначе. Она, наоборот, пыталась спастимужа, никому не говорила о нем, как он и просил. Приносила ему в зимовье еду идругие необходимые вещи. Настена пыталась образумить и показать ошибку своегомужа, но делала это любя, не настаивая и, в конце концов, соглашалась с выборомАндрея. Но тем не менее продолжала задавать себе один и тот же вопрос: “А какже дальше-то жить?”
Как и ее муж,Настена — жертва всесокру­шающей войны и ее законов. Но если Андрея можновинить, то Настена — жертва безвинная. Она готова принять на себя удар,подозрения близких, осуждение со­седей и даже наказание. Все это вызывает учита­теля бесспорное сочувствие. “Война задержала Настенино счастье, но Настенаи в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, чтоза эти годы остановилось, снова тронет­ся с места. Иначе Настена и не представляласвою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, преж­де победы, и все перепутал,перемешал, сбил со своего порядка — об этом Настена не могла не до­гадываться.Теперь приходилось думать не о счас­тье — о другом. А оно, напугавшись,отодвину­лось куда-то, затмилось, заслонилось — ни пути ему, казалось, оттуда,ни надежды”. Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор, который насебя брала Настена. Ей постоянно приходилось врать, вывертываться из сложныхситуаций, придумывать, что говорить односельчанам и Михеичу с Семеновной.
Михеич, типичный длядеревенской жизни образ, и его жена – консервативно строгая Семеновна -  это родители Андрея Гуськова. У них в доме ижила Настена, пока Андрей был на войне и четыре года с Андреем до войны.Настена им всячески помогала по дому и делала все сложные дела.
В этой повести сопоставляетсяблагородство Настены с одичавшим умом Андрея Гуськова. На примере того, какАндрей научился выть по-волчьи и набрасывается на теленка и убивает его видно,что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей.
Автор вводит в повесть “Живии помни” много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречахАндрея с Настеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления изпрошлого, но и размышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четковыделяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из ихразговоров понятно, что раньше они жили счастливо: это доказывает множествовспоминавшихся им радостных случаев и моментов. Их они себе очень яснопредставляют, как будто это было совсем недавно. А вот будущую жизнь они немогут себе представить. Как это можно жить вдали от всего человеческого народа,не видеть мать с отцом и друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться отовсех и всего бояться! Но другого пути у них нет и герои это понимают. Стоитзаметить, что в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а нео том, что будет. Они пытаются прогонять мысли о будущем и живут настоящим.Настена все еще надеется, что Андрей передумает и вернется в деревню, ведь всеможно стерпеть, если держаться всегда вдвоем. Но Андрей с этим не согласен. Онпонимал, что Настене тяжело и даже хотел уйти, оставив ее одну продолжать житьдальше, но Настена даже обижалась на эти слова и говорила, что останется вместес ним. На протяжении всех встреч герои томятся своими размышлениями не от тоскии безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.
Повесть заканчиваетсятрагической смертью Настены и ее не родившегося ребенка. Она устала жить такойжизнью – жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ейказалось, что она это все придумала сама. “Голова действительно разламывалась.Настена готова была содрать с себя кожу. Она старалась меньше думать ишевелиться – не о чем ей думать, некуда шевелиться. Хватит… Устала она. Знал быкто, как она устала и как хочется отдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и …Автор даже не написал этого слова – утонула. Он описал все это образными словами.“Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметнаигра слов – “жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть – жуткая,потому что это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавилаНастену от всех ее мучений и страданий.




















6.             Заключение

Жизнь во время войны и ееконец отразилась и сказалась на жизни деревушки Атамановки, все ее радостные ипечальные стороны. Радостные моменты – это те, когда мужики возвращались свойны, празднование победы.
Велики и многообразны образы,описываемые Валентином Распутиным. Здесь мы видим образы деда Михеича и егожены Семеновны. Солдата Максима Вологжина, мужественного и героического, нежалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образистинно русской женщины -  Надьки,оставшейся после войны одной с тремя ребятишками. Судьба, которая ей досталась– не легкая, но она это вытерпела. И это подтверждает силу женского характера.Несмотря на тяжелую долю, выпавшую ей, она еще и поддерживала Настену в труднуюминуту. Образ Иннокентия Ивановича, сующего везде свой нос, что, возможно ипогубило Настену.
Все эти образы и их жизньпереплетаются в повести “Живи и помни”. И читатель может проследить как иххарактеры и поведение меняется с первой и до последней страницы, кто остаетсяверен своим взглядам, а кто нет.









Список использованной литературы

1.             В. Г. Распутин. Повести ирассказы. – Йошкар-Ола:
Марийское книжноеиздательство,  1989 г. – 464 с.
2.             И. А. Панкеев. Валентин Распутин:По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990 г. – 144 с.
3.              Русская литература  XXв. 11 класс. Учебник дляобщеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. Под ред. В. П. Журавлева. – 6-е изд. – М.:Просвещение, 2001 г. – 384с.
4.             В. Г. Рапутин. Век живи – веклюби. Повести. Рассказы – М.: Известия, 1985 г. – 576 с.
5.             Русская литература ХХ в. 11класс.: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – В 2-х ч. Под ред. В. В.Агеносова. — 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999 г., 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.