Автор: Ваулина Галина Викторовна, учитель географии Табачненской ОШДжанкойского района А.Р.Крым, Украина Антарктида и Антарктика. Географическое положение. История открытия и исследования.Цель: сформировать у учащихся систему знаний о географическом положении Антарктиды; охарактеризовать историю открытия и исследования; сообщить ученикам о роли украинских исследователей в изучении Антарктиды;продолжать развивать у учащихся навыки самостоятельной работы;воспитывать чувство ответственности за окружающую природу, патриотизма и гордости за научные достижения своего народа и государства. Оборудование: карта Антарктиды, портреты исследователей материка, иллюстративный материал, атласы, учебники. Тип урока: урок изучения нового материала. Ход урока^ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТII. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 1. Где расположена Антарктида?2. Что вы слышали об этом материке?3. При помощи карт атласа назовите океаны, омывающие Антарктиду.4. Где расположен Южный полюс?5. Что Вам известно о самом холодном материке?^ III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯУчитель (+ учащиеся). Африка — самый … (жаркий) материк Земли, Австралия — самый … (сухой), Антарктида — самый … (холодный) материк. Этот материк очень удалён от остальных материков. Именно благодаря этому и суровым природным условиям Антарктида была открыта совсем недавно — в 19 в. И те, кто изучал материк почти двести лет назад, и те, кто делает это сейчас, проявляют яркие примеры мужественности и даже героизма. ^ IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛАУчитель. При помощи карт атласа определите особенности географического положения Антарктиды. Назовите моря океанов, омывающих Антарктиду, и ближайшие к ней материки.Приложение_01.Рассказ учителя. (Слайд 1, 2) Ребята, мы увидели, что географическое положение Антарктиды достаточно необычное: материк почти целиком лежит за Южным полярным кругом, в его центре находится Южный полюс, поэтому все берега Антарктиды обращены на север. Площадь материка составляет 14 млн. км2. Антарктида имеет так называемую материковую отмель, простирающуюся от берега в среднем на 180 км. Воды океана около берегов Антарктиды холодные, приливы невысокие — до 1 м высотой. Но необычность материка состоит еще и в том, что он единственный имеет свою собственную область.(Слайд 3) Южный материк начинается с Антарктики. «Антарктика» — именно так называется южная приполярная область, в которую входят южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов с островами и материком Антарктида. Слово «Антарктика» греческого происхождения и состоит из двух корней: «анти» — против, и «арктикос» — се верный, то есть эта приполярная область расположена напротив северной области — Арктики. Найдите Арктику на карте.(Ответы учащихся). Граница Антарктики условная и проходит приблизительно между 53—60°ю.ш. История открытия и исследования загадочного материка уходит в давние времена. (Слайд 4) Фантастические очертания таинственной Южной земли издавна отмечали на географических картах. Герхард Кремер (Меркатор), выдающийся картограф 16 в. верил в Антарктиду и допускал вероятность существования этого континента: Антарктида на картах вычерчена им лично. (Слайд 5) Древние греки допускали шарообразность Земли и наличие в ее Южном полушарии большого участка суши, противостоящего Арктике (отсюда название). Но в связи с отсутствием средств сообщения доказать или опровергнуть эти гипотезы было невозможно. Во времена средневековья необоснованная мысль о южных землях была забыта, но в конце эпохи с развитием мореходства на картах снова появился воображаемый материк. (Слайд 6) Путешественники-мореплаватели открыли много новых земель, но Южной земли не достигли. В 1503—1510 гг. француз Гонневиль искал Антарктиду, но не мог даже приблизительно определить ее положение. К тому же на обратном пути во Францию экспедиция Гонневиля была уничтожена пиратами. В 1739 году на поиски «Южной Земли» была снаряжена экспедиция под командованием Жана Батнетта Буве де Лозье. Мореплаватель был уверен, что открыл Южный материк, однако это был лишь остров в густом тумане…(На карте – остров Буве). (Слайд 7) Первые научные обоснования существования южного материка сделал выдающийся русский естествовед Михаила Васильевича Ломоносова в 1761 г. Ломоносов впервые разработал классификацию морского льда и обосновал происхождение различных его видов. По мнению Ломоносова, «падуны» (так ученый называл айсберги) образовываются около больших берегов, от которых они отрываются. Ломоносов предполагал, что айсберги опускаются с какой-то земли, которая, вероятнее всего, лежит в районе Южного полюса и покрыта льдом, из которого и образуются падуны. Исследования Ломоносова приобрели широкое распространение в научном мире. (Слайд 8, 9) И в 1773 г. экспедиция под руководством англичанина Джеймса Кука стала первой в истории человечества, пересекшей Южный полярный круг. Через год поиски возобновились, и экспедиция достигла рекордной на то время южной широты — 71°10 , но не материка. Поэтому после плавания Кука на картах Южного полушария перестали изображать землю, заменяя океаном.(Слайд 10) Только в январе 1820 г. успехом увенчалось плавание русской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Материк Антарктида был наконец открыт, а его береговая линия исследована экспедицией, обогнувшей его пять раз. Шли годы, Антарктида все больше манила к себе исследователей и учёных своей немой белоснежной загадочностью.(Слайд 11) Роберт Фолкон Скотт в 1901-1904 годах совершил свою 1-ю экспедицию в Антарктиду. Проведя в Антарктиде две зимы, английская экспедиция вернулась на родину с триумфом. Двенадцать объемистых томов стали ее итогом — метеорологические, гидрологические, биологические, магнитные наблюдения, работы по физической географии, геологии Антарктиды. Англичане исследовали шельфовый ледник Росса, внутренние части Земли Виктории. Давайте посмотрим небольшой видеофильм о 1 – ой экспедиции Роберта Скотта в Антарктиду.Приложение_04. http://youtu.be/NmVUj2IrpuQ Но исследователей манил к себе Южный полюс. Северный полюс к тому времени был уже открыт.(Слайд 12) И в 1910 г. английский капитан Роберт Фолкон Скотт вновь отправился из Новой Зеландии в Антарктиду на его покорение. Плавание к Антарктиде и путешествие по материку были трагическими, но Скотт достиг своей цели 17 января 1912 г. Представьте себе, что пережил Скотт, узнав, что его опередили: 14—16 декабря 1911 г. Южный полюс был открыт норвежцем Руалем Амундсеном. Более предусмотрительный норвежец передвигался по Антарктиде при помощи нескольких собачьих упряжек. В отличие от него Скотт взял с собой только одну собачью упряжку, рассчитывая еще на коней и моторные сани, которые не помогли ему и его спутникам — они шли к полюсу пешком. Сам Скотт и четыре его спутника погибли на обратном пути от голода и холода, не дойдя до одной из своих баз всего 19 км. Спасательная экспедиция, нашедшая последний лагерь Р.Скотта и его спутников, воздвигла крест с надписью: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Амундсен отправился в свое путешествие в том же году, что и Скотт; остановился в феврале 1911 г. на 79° ю. ш. на зимовку, а в октябре двинулся к полюсу, взяв с собой 70 собак и четырехмесячный запас еды. Он с четырьмя спутниками ежедневно преодолевал 30 км на высоте 4000 м над уровнем океана. Путь к полюсу они выбирали в зависимости от ровности льда, что и позволило им поднять над целью своего путешествия норвежский флаг.(Слайд 13) Ребята, Вы можете гордиться тем, что более 100 лет назад в составе экспедиции Роберта Скотта на берег Антарктиды ступил первый украинец Антон Омельченко — уроженец села Батьки Зеньковского района на Полтавщине. Французский, английский, американский и русский бизнес заинтересовался возможными природными богатствами материка еще в 19 в. Антарктида — неплодородная земля, покрытая очень толстым слоем ледовой коры, но под этой корой могли быть уголь и нефть, урановая руда и т. п. Прибрежные районы Антарктиды стали местом китобойного промысла, начало которому положило изобретение норвежцем Свеном Фойном гарпунной пушки (1868г.). (Слайд 14) В 1892— 1894 гг. норвежец Карл Ларсен на судне «Язон» объединил картографические работы с охотой на китов, с того времени китобойный промысел в Антарктике приобрел характер индустрии. Развитие мировой науки также увеличивало интерес к Антарктиде. VI Международный географический конгресс в Лондоне (1895г.) отметил, что изучение антарктических районов — важное географическое задание и предложил географическим обществам всего мира проводить соответствующие исследования. Конгресс отметил необходимость объединения и координации усилий ученых различных стран в исследовании Антарктиды. Этот призыв не остался без ответа. (Слайд 15) Коротко остановимся на исследованиях Антарктики.Приложение_02. После Второй мировой войны антарктические экспедиции приобрели систематичность: США и Великобритания, Аргентина и Чили, Австралия и Новая Зеландия, ЮАР и Франция, Советский Союз и Германия развернули научные работы на субантарктических островах. (Слайд 16) 1 июня 1957 г. радиостанции мира сообщили о начале Международного геофизического года. В осуществлении согласованной программы принимало участие более 60 стран, наблюдения проводились на 5896 станциях. Значительный вклад внесен в изучение Антарктиды учёными бывшего СССР. Ими организовано 12 основных баз, проводивших широкий комплекс научных исследований. Самые известные среди этих станций — Мирный, Пионерская, Восток-I, Комсомольская, Полюс Недоступности, Молодежная.(Работа с картой: положение научных станций в Антарктиде). После распада СССР на независимые государства работа на станциях была свернута, теперь ее проводят только российские и украинские исследователи. Исследование Антарктиды и в настоящее время проводятся украинскими учеными.(Слайд 17) Согласно международному законодательству об Антарктиде и Соглашению между Великобританией и Украиной, 7 февраля 1996 г. в собственность Украины передана антарктическая научно-исследовательская станция «Фарадей», которая получила новое название — «Академик Вернадский». (Слайд 18) Эта станция расположена на острове Галиндез, площадь которого составляет 40 га. Это низкий скалистый остров, в течение всего года покрытый льдом и снегом. Его высота над уровнем моря составляет 50 м. Климат Галиндеза — морской и намного более мягкий, чем климат Антарктиды. Главное направление исследований украинских ученых — изучение атмосферы, то есть наблюдение изменений озонового слоя, ледникового покрова, климата и т. п. Ученые наблюдают геомагнитное поле и изменения в, ионосфере, длительность которых в Антарктиде наибольшая.Приложение_03.^ V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (Вопрос – ответ).1. Объясните понятия «Арктика» и «Антарктика».2. Покажите приблизительные границы Антарктики.3. Что такое айсберг?4. Почему Антарктида покрыта толстым слоем льда?5. Какие страны отправляли экспедиции для открытия Антарктиды?6. Какой русский ученый и когда допустил, что на юге Земли есть материк?7. Кто и когда открыл Антарктиду, Южный полюс? 8. Какая страна первой организовала научные исследования Антарктиды? Когда?9. Зачем разные страны исследуют Антарктику? Имеет ли это значение для развития их науки и хозяйства?10. Какие научные исследования проводят в Антарктиде украинские ученые? Вспомните их фамилии.^ VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя:— географическое положение Антарктиды своеобразное: материк почти полностью расположен за Южным полярным кругом и покрыт толщей льда, от которого откалываются ледяные «горы» — айсберги;— первыми возможность существования Антарктиды предвидели еще древние греки, научные доказательства выдвинул М. В. Ломоносов, Д. Кук напрасно пытался доплыть до материка;— Антарктида открыта русской экспедицией под руководством Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, Южный полюс — норвежцем Р. Амундсеном и англичанином Р.Скоттом.^ VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Проработать соответствующий текст в учебнике. 2. Нанести на контурную карту названия океанов, омывающих Антарктиду. Отметьте: Южный полюс, маршруты экспедиций Беллинсгаузена и Лазарева, Скотта, Амундсена.3. Подготовить к следующему уроку рисунки (или кроссворды, сообщения) об исследованиях и открытиях, связанных с Антарктидой. И пусть следующее видео станет для Вас, ребята, отправной точкой для Ваших самостоятельных поисков сюжетов, информации об Антарктиде. Под этот фильм прозвенит звонок с урока, но для Вас он станет сигналом к новым свершениям в Вашей жизни, потому что теперь внутри у каждого из Вас сидит призыв: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»Приложение_05. http://youtu.be/YRzqKn376Qg