Исследования науки и технологии (Science and Technology Studies): От онтологии к эпистемологии и vice versaПрограмма курсаАвтор программы: к.филос. наук, доцент кафедры онтологии, логики и теории познания Столярова О.Е. Программа утверждена УС факультета философииЦелью курса является знакомство студентов с постпозитивистскими программами исследования науки и технологии, которые в настоящее время объединяются под общим именем ‘science and technology studies’ (STS). Эти программы имеют разные теоретические истоки – от англо-американских версий позитивизма, американского прагматизма до континентальной феноменологии, герменевтики и структурализма. Некоторые из них берут начало в исследовательских программах «истории и философии науки», появившихся после известной работы Т.Куна, иные – в программах «социологии знания» и «социологии науки» или антропологии и этнометодологии. Что их сейчас объединяет? Их объединяет намерение связать внутреннюю логику развития науки с ее контекстом – историческим, социальным, культурным и, что принципиально, материальным, или вещественным. Открытый термин «исследования» (науки) отвечает междисциплинарному характеру данных подходов и подчеркивает, что анализ научного познания больше не является делом только философии. Другими словами, на смену образа «наука как теория» приходят стратегии, ориентированные на понимание «науки как практики». Предметом анализа выступают разнообразные аспекты культурной и практической опосредованности процесса и результатов познания, и это требует сотрудничества многих дисциплин. Внимание к материальным условиям познания не позволяет провести четкую грань между собственно наукой и ее технологическими условиями-приложениями. Поэтому исследования науки дополняются исследованиями технологии, что согласуется с задачами изучения объекта-гибрида – технонауки – и снимает традиционный водораздел по линии теория-практика или наука-технология. Попытка сделать центральной темой исследования взаимное определение «вещей» и «идей», «реальности» и «конструкции» является, на наш взгляд самой интересной особенностью «исследований науки и технологии», их отличительным признаком. Установка на анализ взаимосвязи между «вещами самими по себе» и «нашим опытом вещей» запрещает как «наивный объективизм», при котором «человеческий фактор» оказывается избыточным, так и его противоположность – «наивный субъективизм», который «извлекает» реальность из субъекта, или «общества». Именно «ничью» территорию «между» двумя противоположностями стремятся занять «исследования науки и технологии». Они претендуют на то, чтобы стать инструментом анализа объектов «смешанного типа», возникающих в точках пересечения «социальных», «культурных», «природных» и «технологических» действующих сил. Исходя из этого, метазадачей курса следует считать анализ эпистемологических программ, проблем и «головоломок» в неразрывной связи с онтологическими предпосылками, т.е. с «картиной мира», которая является результатом не только эмпирических наук и эмпирического способа познания, но также и метафизики. Взаимоопределение онтологии и эпистемологии выступает тем связующим звеном, которое лежит в основе междисциплинарного синтеза как попытки соединения «объясняющей» и «понимающей» моделей познания и методологий. Сегодня «исследования науки и технологии» пытаются держать равновесие между конструктивизмом (когда наука выступает в качестве эпифеномена социальных связей и отношений) и реализмом (когда наука имеет дело с «миром как он в действительности существует»). Предпосылкой соединения противоположностей по принципу «дополнительности» выступают глубокие сдвиги в онтологии, которые характеризуются возвратом (в определенном смысле) к диалектической (или «реляционной») онтологии, т.е. к целостному пониманию мира (когда на смену жесткому противопоставлению «субъекта» и объекта» приходит диалектическая идея «различия в тождестве» и «тождества в различии»). Таким образом, данный учебный курс предоставляет студентам возможность на примере STS познакомиться с новейшими тенденциями развития философии и социологии науки и технологии в связи с развитием естествознания и гуманитарной культуры в целом. Предполагается, что студенты получат представление о программах STS – истории их формирования, сегодняшнем состоянии, возможных перспективах развития и мировоззренческих последствиях. Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра (14 лекций, 28 часов). Лекция 1. Введение. Что такое STS. Цели и задачи курса. Наука. Исторические типы рациональности. Онтология и эпистемология. История науки. Философия науки. Связь между двумя дисциплинами. Техника. Философия техники. Современные тенденции развития естественных наук. «Технонаука». Природа и культура. Объясняющая и понимающая методологии. Конфликт «двух культур». Попытка «понять» науку: социология науки и техники. Science and technology studies: совокупность программ и направлений. Основная проблематика. Региональные исследования (медицина, право, экономика, политика, менеджмент, маркетинг, культурология, социальная экспертиза). Ресурсы: Журналы. Университетские и исследовательские центры. Интернет-ресурсы.Литература.^ Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.Biagioli M., ed. The Science Studies Reader. New York: Routledge, 1999.Hess D. Science Studies: An Advanced Introduction. New York: New York University Press, 1997.Rouse, J. What are cultural studies of scientific knowledge? // Configurations. 1992. № 1 (1). P. 57-94. Sismondo S. An Introduction to Science and Technology Studies. Oxford: Blackwell, 2003. Yearley S. Making Sense of Science: Understanding the Social Study of Science. Sage Publications Ltd, 2004.Интернет-ресурсы.Society for Social Studies of Science (4S). http://www.4sonline.org/ European Association for the Study of Science and Technology (EASST). http://www.easst.net/node Society for the History of Technology (SHOT). http://www.historyoftechnology.org/History of Science Society. http://www.hssonline.org/Science as Culture. http://human-nature.com/science-as-culture/Журналы.Configurations Isis Hypatia Science as Culture Science in Context Science, Technology, and Human Values Social Studies of Science Technology and CultureЛекция 2. Онтологический контекст. Онтология природы.Научные революции и смена картин мира. Механистическая картина мира. Научная революция первой половины XXв. Изменения в онтологии. Новое понимание материи. Специальная и общая теория относительности. Квантовая механика. Теория нестационарной Вселенной. Концепция эволюции в биологии. Необратимость и термодинамика. Теория информации. Концепции самоорганизации и синергетика.Литература.Борн М.. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.Пуанкаре А. О науке. М., 1983.Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 1-2. М., 2004.Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003. Шредингер Э.Что такое жизнь с точки зрения физика. М., 1972. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики // Эйнштейн А. Собр. научных трудов: В 4 т. Т. 4.Эйнштейн А. Физика, философия и научный прогресс // Собр. Научных трудов: в 4 т. Т. 4.Лекция 3. История науки как история онтологии. История истории науки. Становление историзма в эпоху Просвещения. Социальные науки в 19 в. Предмет истории науки. П. Дюгем. Д. Сартон. «История науки». Артур Лавджой. История идей. А. Койре. Типология «историй науки». История как рациональная реконструкция. Константы истории науки: пространство, время, бытие, материя, движение, вещи. Значение и ценность дисциплины «история науки». Литература.^ Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.Визгин В.П. Научно-исследовательские программы и методологические принципы // Методологические проблемы историко-научных исследований. – М.: Наука, 1982, с. 172–197.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004. Лавджой А. Великая цепь бытия: история идей. М., 2001.Лекция 4. Эпистемологический контекст. Философия науки: от Бэкона до логического позитивизма. Предмет философии науки. Цели и задачи дисциплины. Научный метод. Наблюдение и объективное знание. Эксперимент. Математизация опыта. Первые попытки обоснования экспериментально-математического естествознания. Традиция эмпиризма. Традиция рационализма. Эпистемологический фундаментализм. Обоснование науки в философии И. Канта. Рождение критической традиции. «Первый позитивизм». «Второй позитивизм». Аналитическая философия. Логический позитивизм. «Преодоление метафизики». Принцип верификации. Стандартная концепция науки. «Логическая конструкция мира». Редукционизм. Проблема единства науки. Кризис логического позитивизма.Литература.Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Путь в философию. Антология. М., 2001. С.42 – 61.Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. Нарский И.С.Современный позитивизм. М., 1962.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Позитивизм и наука: Критич. очерк. М., 1975.Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999.Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.Рейхенбах Г.Философия пространства и времени. М., 1985.Франк Ф. Философия науки. М., 1960Швырев В.С.Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.Лекция 5. Эпистемологический контекст (продолжение). От позитивизма к антипозитивизму. К.Поппер и традиция критического рационализма. «Практический поворот» философии языка. Основные направления развития аналитической философии во второй половине XXв. Концепция онтологической относительности. Критика редукционизма (Куайн). Методология исследовательских программ. Т.Кун. Историческая школа. Релятивизм и «анархизм» П. Фейерабенда. Несоизмеримость и проблема научного реализма. Экстернализм и интернализм в трактовке научного познания. Прагматический реализм (Я.Хакинг). Факты определяют теорию или теория определяет факты? Сближение философии науки с «историей идей» и «историей людей» (историей и социологией науки). Г. Башляр.Литература.Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. Ван Фрассен Б. Чтобы спасти явления // Современная философия науки. М., 1996. Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники, Москва: ИИЕТ РАН, 2004 № 1. С. 64-92.Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. Критический анализ новейших тенденций в буржуазной философии науки. М.1987.Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М. 1986.Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996.Куайн У.Слово и объект. М., 2001.Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Под ред. Л.А. Микешиной. М., 2005.Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.Патнем Х. Разум, истина и история. М., 2002.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.Сокулер З.А. Проблемы обновления знания: гносеологические концепции Л.Витгенштейна и К. Поппера. М.1988.Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998.Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.Лекция 6. Онтология культуры. Общественные науки: рефлексия по поводу собственного предмета, принципов и методов. От О.Конта и неокантианцев до постструктурализма. Науки об обществе: становление и развитие (краткий очерк). Субъективизм и историцизм. Неокантианская модель познания. Философия символических форм. Позитивистская социология. Прагматизм: от трансцендентального субъекта к историческому субъекту и обществу. Марксизм. Феноменология и феноменологическая социология. Понятие жизненного мира. П. Бергер и Т. Лукман. «Социальная конструкция реальности». Этнометодология. Герменевтика. Франкфуртская школа. Школа анналов. Структурализм. «Семиотический поворот». М.Фуко о естественнонаучном и гуманитарном познании. Постструктурализм и деконструктивизм. П. Бурдье. Понятие постмодерна.Литература.^ Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.Бурдье П. Начала. М., 1994.Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.Джемс У. Введение в философию. М., 2000.Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Под ред. Л.А. Микешиной. М., 2005.Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. Самосознание европейской культуры ХХ в. М.,1991.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977. - 487 с. Лекция 7. Социология знания и социология науки.Основные этапы становления социологии знания (Маркс, Вебер, Дюркгейм). Немецкая социология знания (Шелер, Мангейм). Структурный функционализм Парсонса. Р.Мертон и его концепция социологии науки. Может ли наука о природе быть предметом исследования общественных наук? Дальнейшее развитие идей Мертона. «Сильная программа» в социологии научного знания. Теоретические истоки и развитие. Принцип симметрии. Понятие социального порядка. Макросоциология. Релятивизм. Экстернализм. Социальный фундаментализм и редукционизм. Социальный конструктивизм. Этнометодология и этнография науки. Микросоциология. Г. Коллинз и Т. Пинч. К. Кнорр-Цетина. «Жизнь лаборатории» (С.Вулгар, Б. Латур). Наука как практика и культура. Литература.Вебер М. Наука как профессия и признание // Вебер М.Избранные произведения. М., 1990.Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: ГУ-ВШЭ., 2004.Блур Д.Сильная программа в социологии знания // Логос, № 5-6 (35), 2002. С. 162-185.Кнор-Цетина К. Наука как практическая рациональность // Ионин Л.Г.Философия и методология эмпирической социологии. М.: ГУ-ВШЭ., 2004.Латур Б. Дайте мне лабораторию и я переверну мир // Логос № 5-6 (35)б 2002. С. 29-37.Мангейм К. Очерки по социологии знания. М., 2000.Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. Социология науки. Сборник переводов и рефератов. М-Л., 1968. Социология науки. Учебное пособие. Составитель Э.Мирский. http://courier.com.ru/pril/posobie/0.htm Социокультурный контекст науки. М., 1998.Barnes В. Interests and the growth of knowledge. London, 1977.Bloor D. Knowledge and social imagery. London, 1976.Collins H. Changing order: Replication and induction in scientific practice. London,1985. Collins H., Pinch T. Frames of meaning: The social construction of extraordinary science. London, 1981.Hacking I. The Social Construction of What? Harvard University Press, 1999.Irwin A., Wynne B. (eds) Misunderstanding Science?: The Public Reconstruction of Science and Technology. Cambridge, 2004.Knor-Cetina K. Epistemic Cultures: How sciences make knowledge. N.Y., 1999.Latour B., Woolgar S. Laboratory Life: The social construction of scientific facts. Beverly Hills, 1979. Pickering A. Constructing Quarks: A sociological history of particle physics. Edinburg, 1984.Лекция 8. Философия и социология техники: от Э. Каппа до концепций социотехнических систем.Марксизм и техника. Э. Капп – основоположник философии техники. Технологический вызов гуманизму. Дьюи о технике. Хайдеггер о технике. Основные направления философии техники во второй половине XXв. Французская философия техники (Ж.Эллюль, Б. Штиглер). Немецкая философия техники. Гуманитарное и инженерное направление философии техники. Американская философия технологии: синтез прагматизма и феноменологии (Г. Дрейфус, Э. Финберг, А. Боргман, Д. Айди). Полемика о технологическом детерминизме. История техники и социология техники. Исследования науки: поворот к технологии (С. Вулгар, Б. Латур). Социалконструктизизм о технологии. Сближение исследований науки с социологией техники. Технонаука. Социотехническая теория систем (Т. Пинч, Т. Хьюч, В. Бижкер).Литература.Анисимов К.Л. Человек и техника. Современные проблемы. М., 1995. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. Учеб. пособие. М., 1998.Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995. Новая технократическая волна на Западе. Сб. переводов. М., 1986. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. Философия техники в ФРГ. М., 1989.Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 221-237. Bijker W., Pinch T. SCOT Answers, Other Questions. A Reply to Nick Clayton // Technology and Culture. 2002: 43, p. 361-368. Borgmann A. Technology and the character of contemporary Life. Chicago, 1984. Sismondo, Sergio. "Some Social Constructions." Social Studies of Science, 23 (1993): 515-53. Brey P. Philosophy of technology meets social constructivism // Techne. 1997. № 2 (3-4).Pinch T., Bijker W. The Social Construction of Facts and Artefacts: Or How the Sociology of Science and the Sociology of Technology Might Benefit Each Other // Social Studies of Science. 1984. № 14. P. 399-441. Pinch T. Bijker W. Science, Relativism and the New Sociology of Technology: Reply to Russell // Social Studies of Science. 1986. № 16. P. 347-360.Russell S. The Social Construction of Artefacts: Response to Pinch and Bijker // Social Studies of Science. 1986. №16. P. 331-346. The Social Construction of Technological Systems: New Directions in the Sociology and History of Technology. Bijker W., Hughes T., Pinch T. eds. Cambridge Mass., 1987. Winner L. Autonomous technology. MIT Press, 1977.Winner L. Upon Opening the Black Box and Finding It Empty: Social Constructivism and the Philosophy of Technology // Science, Technology & Human Values 3/1993, p. 362-378. Лекция 9. Реляционная онтология – онтология природокультуры. Осмысление революции в естествознании. Диалектическая традиция.«Синергетическая картина мира». Диалектическая традиция. Внутренние и внешние отношения. Системный подход против атомистического. Диалектическое понятие «события». Концепции эмерджентного эволюционизма и философия процесса. Концепции «всеединства» в американском прагматизме. Эволюционизм Александера. Концепции самоорганизации (Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс). Метафизика А.Н.Уайтхеда. Ч. Хартсхорн. Теории систем. Постмодерн и философия процесса: точки соприкосновения (Ж. Делез, М. Серр). Современная когнитивистика, теория информации и реляционная онтология (Д.Серл). Комплексные объекты – междисциплинарные подходы. Русская философия и диалектическая онтология: Н.О. Лосский, о. Павел Флоренский, А.Ф. Лосев.Литература.^ Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.Вернадский В.И.Философские мысли натуралиста. М., 1988.Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. М., 2001. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.Серл Д.Открывая сознание заново. М., 2002. Уайтхед А.Н.Избранные работы по философии. М., 1990.Флоренский П.А.Мнимости в геометрии. М., 1991.Хакен Г.Синергетика. М., 1980.Rescher N. Process Metaphysics: An Introduction to Process Philosophy. N.Y., 1996.Serres M., Latour B. Conversations on Science, Culture, and Time. Mich., 1995.Stengers I. The Invention of Modern Science. Minneapolis, 2000 (L’Invention des sciences modernes, P., 1993). Лекция 10. STS онтология. Объекты-гибриды.«Практический поворот» социологии научного познания. Вещи и язык. Социальный конструктивизм и вопрос о реализме. «Глупая шутка» А.Сокала. Научные войны. Радикальный конструктивизм. «Теория акторских сетей». Сети. Агенты. Ансамбли. Симметричная онтология. Понятие материального агента. Как действуют «акторы»? Взаимодействие – ключевой концепт реляционной онтологии. Онтология социальных объектов и социология вещей. Люди и нечеловеки. Э. Пикеринг: онтологическая модель «вальцов практики» (mangle of practice). Д. Харавэй: понятие киборга. Другие примеры симметричных онтологий. Новое понятие «социального».Литература.Латур Б. Когда вещи дают сдачи: Возможный вклад «исследований науки» в общественные науки (перевод с английского // В. МГУ. -- Сер. «Философия». 2003, № 3. Латур Б. Надежды конструктивизма (перевод с английского) // Социология вещей. М., 2006.Латур Б. Нового времени не было. Спб., 2006.Сокал А., Брикмон Ж.Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М., 2002. Социология вещей. Сб. статей и переводов. М., 2006.Столярова О.Е. Между «реальностью» и «конструкцией»: философия в поисках «новой объективности» // Философские науки. 2006, № 8. С. 74-90. ActorNetworkResource:ThematicList.http://www.lancs.ac.uk/fass/centres/css/ant/ant.htmCallon M., Law J. Agency and the hybrid collectif // The South Atlantic quart. – N.Y., 1995. - Vol. 94, N 2.Callon M. Some Elements of a Sociology of Translation: Domestication of the Scallops and the Fishermen of Saint Brieuc Bay. In J. Law (Ed.) Power, Action and Belief: a new Sociology of Knowledge? Sociological Review Monograph. London, 1986. P 196-233.Cordella A., Shaikh M. From Epistemology to Ontology: Challenging the Constructed "truth" of ANT // http://is2.lse.ac.uk/WP/PDF/wp143.pdf (2006).Fuller S. The Philosophy of Science and Technology Studies N.Y., 2006.Ihde D., Selinger, E. eds. Chasing technoscience: Matrix for Materiality. – Albany: SUNY University press, 2002.Labinger, J., Collins, H. The one culture? A conversation about science. Chicago, 2001.Latour B. Pandora’s Hope: Essays on the reality of science studies. Cambridge, MA, 1999.Mol, A. Ontological Politics: a Word and Some Questions // J. Law and J. Hassard (Eds.) Actor Network and After. Oxford and Keele, Blackwell and the Sociological Review. 1999. P. 74-89.Pickering A. The Mangle of practice: Time, agency and science. Chicago: The University of Chicago Press, 1995.Schatzki, T.R., Knorr Cetina, K., Savigny, E. von, eds. The practice turn in contemporary theory. Routledge, 2001.Stadler F. Beyond constructivism: towards a realistic realism. A review of Bruno Latour’s Pandora’s hope // The information society. 2000. № 16. P. 245-247. Лекция 11. STS эпистемология. Субъекты-гибриды.Понятие репрезентации и критика теорий репрезентации. Ситуативное знание. Перспективный реализм. Понятие трансляции. Фактиши: конструкция или реальность? Материально-семиотический метод. Принцип обобщенной симметрии. «Куриная дискуссия»: полемика между батской и парижской школами. Понятия «артикуляции» и «пропозиции». Понятие «сильной объективности» (С. Хардинг). Понятие «визуальной продукции» (Д. Харавэй). Диалектика сопротивления и приспособления (Э. Пикеринг). Возможна ли «феминистская эпистемология»?Литература.Barad K. Agential Realism: Feminist Interventions in Understanding Scientific Practices // The Science Studies Reader, Mario Biagioli, ed. New York, 1999. P. 1-11.Callon M., Latour B. Don’t throw the baby out with the Bath school! // Science as practice and culture (Pickering A., ed.). Chicago, 1992.Collins H., Yearley S. Epistemological chicken // Science as practice and culture (Pickering A., ed.). Chicago, 1992.Haraway D.Modest_Witness@Second_Millenium.Female_Man©_Meets_Oncomouse™: Feminism and Technoscience,. New York and London, 1997.Haraway D. Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective // Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York, 1991. P. 183-202.Harding S. Is science multicultural?: Postcolonialisms, feminisms, and epistemologies. Bloomington, 1998.Latour B. On recalling ANT // Actor Network Theory and after (Hassard J., ed.) Blackwell Publishers / The Sociological Review. Oxford. 1999.Latour B. The Pasteurization of France. Cambridge, Mass., 1988.Law J. On the Subject of the Object: Narrative, Technology and Interpellation // Configurations. 2000. № 8. P. 1-29.Law J., Benschop R. Resisting Pictures: Representation, Distribution and Ontological Politics // K. Hetherington and R. Munro (Eds.) Ideas of Difference: Social Spaces and the Labour of Division (Sociological Review Monograph). London, 1997.Longino H. The fate of knowledge. Princeton, 2001.Nowotny H. Actor-networks vs. science as self-organizing system: A comparative view of two constructivist approaches // Sociology of the Sciences. 1990. № 14. P. 223-239.Pickering A. Concepts and the mangle of practice: constructing quaternions // The South Atlant. quart. Durham, 1995. Vol. 94. N 2. P.417-465.Sobstyl E. Beyond Epistemology: A Pragmatist Approach to Feminist Science Studies (review) // Hypatia. 2000. Vol. 15. № 4. P. 216-220.Лекция 12. STS методология: cитуационные исследования (case-studies) (теория и практика). Этнография науки. Текстуальные и полевые исследования. Типология ситуационных исследований. Включенное наблюдение. Конкретные примеры ситуационных исследований. Б.Латур: полевые исследования (анализ работы почвоведческой экспедиции). Как Д. Глейзер создавал пузырьковую камеру (Э. Пикеринг). Как знание создается в лабораториях (К. Кнорр-Цетина). Литература.Jasanoff S., Markle G., Petersen J., Pinch T., eds. Handbook of Science and Technology Studies (revised edition) London, 2002. Knor-Cetina K. Epistemic Cultures: How sciences make knowledge. N.Y., 1999.Latour B. Pandora’s Hope: Essays on the reality of science studies. Cambridge, MA, 1999.Latour B. Science in action: how to follow scientists and engineers through society. Cambridge, 1987.Pickering A. The mangle of practice: Agency and emergence in the sociology of science // Amer. j. of sociology. Chicago, 1993. Vol. 93. № 3. P.559-589.Roland W.,Tietje O. Embedded Case Study Methods. Integrating Quantitative and Qualitative Knowledge. Sage Publications. Thousand Oaks 2002.Robert K. Yin. Case Study Research. Design and Methods. Third Edition. Applied social research method series. Vol. 5. Sage Publications. California, 2002. Лекция 13. STS: трактовка эксперимента. Две традиции экспериментирования. Краткая история исследования эксперимента. Технологическое воплощение науки. «Инструментальный реализм». Батская школа: исследования экспериментальной практики (Г.Коллинз, Д.Гудинг, Т.Пинч). П.Галисон: «Большая наука» и технологическое конструирование. Инструменты как акторы. Эксперимент как «событие»: Э.Пикеринг, И.Стенгерс, Б.Латур. Литература.Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998.Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники, Москва: ИИЕТ РАН, 2004 № 1. С. 64-92.Crease R. Prism and pendulum: the ten most beautiful experiments in science. N.Y., 2003.Galison P. How experiments end. Chicago, 1987.Galison P. Image and logic: A material culture of microphysics. Chicago, 1997. Gooding, D., ed. The uses of experiment. Studies in the natural sciences. Cambridge, 1989.Latour B. Pandora’s Hope: Essays on the reality of science studies. Cambridge, MA, 1999.Pickering A. The Mangle of practice: Time, agency and science. Chicago: The University of Chicago Press, 1995.Schaffer S. The Leviathan of Parsonstown: literary technology and scientific representation // Timothy Lenoir, ed., Inscribing science: scientific texts and the materiality of communication. Stanford, 1998. P. 182-222. Shapin S, .Schaffer S. Leviathan and the air-pump: Hobbes, Boyle and the experimental life. Princeton, 1995.Stengers I. The Invention of modern science, transl. from French. University of Minnesota Press, 2000.Лекция 14. STS регионы. Критика STS программ.Политика и политическое конструирование. Понятие постколониального общества. «Космополитика». Власть. Экспертное знание. Исследования рынка. Гендерные исследования. Медицина. Перспективы STS. Критика STS. Критика «теории акторских сетей». Литература.Albertsen N. Diken B. What is social ? Lancaster University, 2000.Amsterdamska O. Surely, You Must be Joking, Monsieur Latour! // Science, Technology and Human Values. 1990. № 15. P. 495-504.Callon M. Actor-Network Theory: the Market Test // J. Law and J. Hassard (Eds.) Actor Network and After. Oxford and Keele, 1999. P. 181-195.Goodman A., Heath D, Lindee M., eds. Genetic Nature/Culture: Anthropology and Science Beyond the Two-Culture Divide. Alan Berkeley, 2003.Knorr-Cetina, K., Preda A.The sociology of financial markets. Oxford, 2004.Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford, 2005.Law J., Mol A. (Eds.). Complexities in Science, Technology and Medicine. Durham, 2001.Law J. On Power and Its Tactics: a View from the Sociology of Science // The Sociological Review. 1986. № 34. P. 1-38.Mol A. The Body Multiple: Atherosclerosis in Practice. Durham, 2001.Nowotny H. Actor-networks vs. science as self-organizing system: A comparative view of two constructivist approaches // Sociology of the Sciences. 1990. № 14. P. 223-239.Singleton V. Feminism, Sociology of Scientific Knowledge and Postmodernism: Politics, Theory and Me // Social Studies of Science. 1996. № 26. P. 445-468.Suchman L. Human/Mashine reconsidered. Lancaster University, 2000.Примерные темы эссе по курсу.1. Конфликт «модерн-постмодерн» в современной гуманитарной культуре. 2. «Наука как теория» и «наука как практика»: различие подходов.3. «Теория акторских сетей» и анализ научного познания.4. Социология науки: специфика подхода. 5. Основные принципы «сильной программы».6. Отношение наука-технология в STS.7. Особенности трактовки эксперимента в STS. 7. Б. Латур, Э. Пикеринг, Д. Харавэй: реляционные онтологии. 8. Соотношение науки и политики (по работам Б. Латура, Д. Харавэй). 9. Концепция становления и анализ научного познания (по работам И. Стенгерс, Э. Пикеринга).10. «Когда вещи дают сдачи»: «постгуманистическая перспектива» в STS. 11. «Научные войны»: стратегия и тактика. 12. В чем особенность «феминистской эпистемологии»? 13. Этнография науки: конкретные примеры (по работам К.Кнорр, Б.Латура)14. Философия науки и история науки: связь и противостояние дисциплин. 15. Дилемма интернализм-экстернализм в оценке динамики научного познания.