Реферат по предмету "История техники"


Наука и техника в античном мире

Запарий В. В., Нефедов С. А.
ДоVII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Грекиучились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкциюкораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний.Знаменитый философ Пифагор долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецамии проникнуть в их тайны; он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел.Подражая жрецам, Пифагор основал тайное общество философов; его последователиверили в переселение душ и утверждали, что Земля – это шар.
Грециябыла малоплодородной страной, ее население не могло прокормиться земледелием;многие занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальниестраны, основывали колонии на берегах Средиземного моря. Изобретением, котороесделало Грецию богатой страной, стало создание триеры – нового типа боевогокорабля. Первая триера была построена около 630 года до н. э. коринфскиммастером Аминоклом; это был корабль с тремя рядами весел и экипажем в 170гребцов и 20-30 воинов. Длина триеры составляла 40-50 метров при ширине 5-7 метров, водоизмещение – около 230 тонн. Большая скорость и маневренностьпозволяли триере эффективно использовать свое главное оружие – таран, которыйпробивал днище кораблей противника.
Триерабыла фундаментальным открытием; она позволила грекам завоевать господство наСредиземном море и овладеть всей морской торговлей. Финикийцы, которые до этогобыли первыми купцами Средиземноморья, пытались противостоять грекам, но их флотбыл разгромлен греческими триерами в битве при Саламине. Все морские путитеперь проходили через Пирей и Коринф, огромные прибыли от посредническойторговли обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговливкладывались в ремесло; прежде всего в производство керамики; керамическиесосуды были универсальной тарой того времени – зерно, вино, масло и многиедругие продукты хранились в амфорах.
Афиныстали главным ремесленным центром Средиземноморья, однако у греческихпредпринимателей не хватало рабочей силы – тогда они стали покупать рабов.Рабов покупали у варваров, живших по берегам Черного моря, везли в Афины иобучали ремеслу; они работали в больших ремесленных мастерских, эргастириях.Таким образом, создание триеры породило греческую торговлю и греческоерабовладение. Греческое общество было буржуазным обществом купцов ипредпринимателей; то обстоятельство, что эти предприниматели использовалирабский труд, не меняет сути дела: плантаторы американских южных штатов тожеиспользовали рабов. Основной чертой буржуазного общества является столкновениечастных интересов, которое приводило к бесконечным судебным процессам.
Вгреческих судах каждый должен был защищать себя сам; на этих процессах истцы иответчики изощрялись в ораторском искусстве; вскоре этому искусству стали учитьв частных школах, в которых преподавали мудрецы-«софисты». Признанным главойсофистов был Протагор; он утверждал, что «человек есть мера всех вещей» и чтоистина – это то, что кажется большинству (то есть большинству судей). Ученик ПротагораПерикл стал первым политиком, освоившим ораторское искусство; благодаря этомуискусству он 30 лет правил Афинами.
Отсофистов и Протагора пошла вся греческая философия; в значительной степени онасводилась к умозрительным рассуждениям, которые сегодня назвали бы ненаучными.Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократпервым поставил вопрос об объективности знания; он подвергал сомнению привычныеистины и верования и утверждал, что «я знаю только то, что ничего не знаю».Анаксагор пошел еще дальше – он отрицал существование богов и пытался создатьсвою картину мира, он утверждал, что тела состоят из мельчайших частичек.Последователь Анаксагора Демокрит назвал эти частички атомами и попробовалприменить бесконечно малые величины в математических вычислениях; он получилформулу для объема конуса. Однако афиняне были возмущены попытками отрицатьсуществование богов, Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ поприговору суда был вынужден испить чашу с ядом.
УченикомСократа был знаменитый философ Платон (427-347). Платон верил в существованиедуши и в переселение душ после смерти. Для истории науки важны не философскиеискания Платона, а то, что он был основателем социологии, науки об обществе игосударстве. Платон предложил проект идеального государства, которым управляеткаста философов наподобие египетских жрецов (надо сказать, что Платон бывал вЕгипте). Опорой философов являются воины, «стражи», похожие на спартанцев, ониживут одной общиной и имеют все общее – в том числе общих жен.
Платонутверждал, что его идеальное государство существовало в Атлантиде, странерасположенной где-то на Западе, на затонувшем впоследствии материке. Конечно, этобыла «научная фантастика» тех времен. Более важно, что Платон и его ученик Дионпытались создать идеальное государства в Сиракузах, на Сицилии; этотполитический эксперимент привел к гражданской войне и разорению Сиракуз.
Социологическиеисследования Платона продолжал Аристотель; он написал знаменитый трактат «Политика»,этот трактат содержал сравнительный анализ общественного строя большинстваизвестных тогда государств.
Аристотельвыдвинул ряд положений, принятых современной социологией; он утверждал, вчастности, что ведущим фактором общественного развития является рост населения;что перенаселение порождает голод, восстания, гражданские войны и установление«тирании». Цель «тиранов» – установление «справедливости» и равномерный переделземли. Аристотель известен как основатель биологии; он описывал и систематизировалразличные виды животных – так же как он описывал и систематизировалгосударства; таких исследователей позже стали называть «систематиками».
Аристотельбыл учителем Александра Македонского, знаменитого завоевателя полумира.Македонские завоевания были вызваны новым изобретением в военной сфере –созданием македонской фаланги. Воины Александра имели копья 6-метровой длины истоявшие сзади клали свои копья на плечи передних. Действия в составе фалангитребовали большой слаженности, и отец Александра, Филипп, потратил многовремени на обучение своих солдат. Македонская фаланга была фундаментальнымоткрытием, это открытие вызвало волну македонских завоеваний и появление новогокультурного круга, который историки называют эллинистическим миром.
Александрпроявлял интерес к наукам и помог Аристотелю создать первое высшее учебноезаведение, «Ликей»; он взял с собой в поход племянника Аристотеля Каллисфена.Каллисфен и его помощники описывали природу завоеванных стран, измеряли широтуместности, посылали Аристотелю чучела диковинных животных и собранные имигербарии. После смерти Александра роль покровителя наук взял на себя его друг иполководец Птолемей. При разделе империи Александра Птолемею достался Египет, ион основал в Александрии по образцу Ликея новый научный центр, Мусей. ЗданияМусея располагались среди прекрасного парка, там были аудитории для студентов, домапреподавателей. Обсерватория, ботанический сад, и замечательная библиотека – вней насчитывалось 700 тысяч рукописей. Преподаватели Мусея получали царскоежалование; среди них были не только философы и механики, но и поэты, ивосточные мудрецы, переводившие на греческий язык египетские и вавилонскиетрактаты. Египетский жрец Манефон был автором трактата «Египетские древности», ававилонский жрец Бероэс написал «Вавилонские древности»; 72 еврейских мудрецаперевели на греческий язык Библию.
Мусейбыл первым научным центром, щедро финансируемым государством и его деятельностьпоказала, что если есть деньги – то будет и наука. По существу, день рожденияМусея и был днем рождения античной науки. Главой Мусея, «библиотекарем», былгеограф Эратосфен, сумевший, измеряя широту в различных пунктах, вычислитьдлину меридиана; таким образом, было окончательно доказано, что Земля – этошар. Евклид создал геометрию – ту, которую сейчас проходят в школах. Он положилв основу науки строгие доказательства; когда Птолемей попросил у него обойтисьбез доказательств, Евклид ответил: «Для царей нет особых путей в математике».Ученик Евклида Аполлоний Пергский продолжил труды своего учителя и описалсвойства эллипса, параболы и гиперболы. В Мусейоне активно обсуждалась гипотезаАристарха Самосского о том, что Земля вращается по окружности вокруг Солнца — однакооказалось, что она противоречит наблюдениям (дело в том, что Земля движется непо кругу, а по эллипсу). В результате ученые Мусейона во главе с КлавдиемПтолемеем (II в. н.э) создали теорию эпициклов. В соответствии с этой теориейЗемля находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющиеодна другую; вместе с этими сферами по сложным эпициклам движутся Солнце ипланеты. За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилищеблаженных». Труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13книгах» («Magiste syntaxis») был главным руководством по астрономии вплоть доНового времени. Птолемей создал научную географию и дал координаты 8 тысячразличных географических пунктов – это «Руководство по географии»использовалось европейцами до времен Колумба.
СозданиеМусея совпало по времени с новым переворотом в военном деле, изобретениемвоенных машин, баллисты и катапульты. Появление баллисты изменило тактикуморских сражений; если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь сталистроить огромные корабли с башнями, на которые устанавливали баллисты. Этикорабли назывались пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и болеегребцов, а общее число гребцов достигало тысячи человек. Именно баллистапозволила царю Птолемею завоевать господство на морях; Александрия заняла местоАфин и стала главным торговым центром Средиземноморья. Из Александрии по каналуможно было попасть в Красное море, и корабли александрийских греков плавалидаже к берегам Индии. Символом торгового могущества Александрии стал130-метровый Фаросский маяк – одно из чудес света, построенное СостратомКнидским по приказу Птолемея II.
“ЦарьПтолемей посвящает богам-спасителям на благо мореплавателям”, — гласила надписьна гипсовой плите у подножия маяка – но со временем гипс отвалился и из-поднего показалась другая надпись, вырезанная на мраморе: “Сострат из Книдапосвящает богам-спасителям на благо мореплавателям”.
Созданиебаллисты знаменовало рождение инженерной науки, «механики». Первым великиммехаником был знаменитый строитель военных машин Архимед, проживший большуючасть жизни в Александрии. Архимед на языке математики описал использованиеклина, блока, лебедки, винта и рычага. Вместе с корабельным мастером АрхиемАрхимед построил для сиракузского царя Гиерона «Сиракузянку» – огромныйкорабль-дворец с великолепными залами и бассейнами. Корабль приводили вдвижение две тысячи гребцов, а на башнях стояли баллисты, бросавшие впротивника трехпудовые камни. Тысячи рабочих впряглись в канаты, чтобы спуститькорабль на воду – но не смогли сдвинуть его с места; тогда Архимед сделаллебедку, с помощью которой царь сдвинул корабль в одиночку. Архимедуприписывается открытие законов гидростатики и изобретение «архимедова винта» –водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Из другихалександрийских инженеров получили известность Ктесибий, изобретатель водяныхчасов и пожарного насоса, и Герон, создавший аэропил – прообраз паровойтурбины. В Александрии был изобретен так же перегонный куб, который позже сталииспользовать для получения спирта.
ВIII веке до н. э. начинается эпоха римских завоеваний. Возвышение Рима былосвязано с новым военным изобретением, созданием легиона. Новое оружие римлянпородило новую волну завоеваний и появление нового культурного круга, которыйисторики называют pax Romana, «Римский мир». Завоевав Грецию и Египет, римлянепереняли как греческую культуру, так научные достижения Мусея.
Главнымтехническим достижением римлян было создание цемента и бетона. Римляненаучились использовать опалубку и строить бетонные сооружения; в качественаполнителя использовали щебень. Во II в. н. э. в Риме был построен Пантеон, «Храмвсех богов» с литым бетонным куполом диаметром 43 метра – позднее это сооружение стало образцом для архитекторов Нового времени. Римлянеиспользовали цемент и бетон при строительстве дорог и мостов; римские дорогивызывали восхищение у историков последующих эпох. Мост через Дунай, построенныйархитектором Аполлодором, был одним из чудес того времени – он имел в длину болеекилометра. Вершиной римского строительного искусства стал храм Святой Софии вКонстантинополе, построенный Анфимием из Тралл; этот храм имел купол диаметромв 33 метра, установленный на пилонах 23-метровой высоты.
Самымзнаменитым ученым и инженером римского времени был Марк Витрувий, живший I векедо н.э. По просьбе императора Августа Витрувий написал «Десять книг обархитектуре» — обширный труд, рассказывавший о строительном ремесле и оразличных машинах; в этом труде содержится первое описание водяной мельницы. ВXV веке труд Витрувия стал пособием для архитекторов Нового времени.
Витрувийв своей работе использовал труды ученых из Александрийского Мусея, которыйфункционировал до конца IV века. В последние века существования Мусея в немработали такие знаменитые ученые как Папп и Диофант. В 391 году Мусей былразрушен во время религиозного погрома – христиане обвиняли ученых в поклоненииязыческим богам.
Рольхристианства в развитии науки можно понять, только разобравшись в существе этойидеологии. Как известно, основатель социал-демократической партии Германии КарлКаутский считал Иисуса создателем социалистической идеологии. «Поди, все, чтоимеешь, продай и раздай нищим, — сказал Иисус богачу. – Удобнее верблюду пройтисквозь игольи уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». «Все верующие быливместе и продавали имение и всякую собственность и разделяли всем, смотря понужде каждого», — говорится в деяниях апостолов. Впоследствии христианепризнали частную собственность, но истинно верующие монахи и теперь живуткоммунами. Христианство было социалистической идеологией; благодаря этому оностало религией народа и одержало победу.
Однаковместе с тем христианство претендовало на роль монопольной идеологии, он боролосьс другими религиями и с другими богами, преследуя всякое инакомыслие. Никто неимел права усомниться в том, что написано в Библии – а в Библии было написано, чтоЗемля лежит посреди Океана и накрыта как шатром, семью куполами неба, что вцентре мира находится Иерусалим, а на Востоке, за Индией, расположен рай и тамберут начало четыре священные реки: Тигр, Евфрат, Инд и Ганг. Это была древняякартина мира, позаимствованная когда-то из Вавилона, и она никак не совмещаласьс античной наукой. В конце концов, отцы церкви, согласились принять системуКлавдия Птолемея, потихоньку признали, что наша планета – шар, и перенесли райза седьмую птолемеевскую сферу, в «жилище блаженных». Однако в дальнейшем, когдацерковь утвердилась, она уже не могла пойти на уступки Копернику и Галилею.
Церковьподавляла свободомыслие ученых, но причиной гибели античной науки было невсевластие церкви. В III веке н. э. далеко на Востоке появилось новое оружие, котороепринесло гибель античной цивилизации.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.