На правах рукописиЧистякова Марина АлександровнаПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Нижний Новгород - 2007 РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» _____________________________________________________________________________________________________________________^ Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент Шестакова Лариса Анатольевна Официальные оппоненты: ^ доктор педагогических наук, профессор Ковалев Василий Петрович, кандидат педагогических наук, доцентФайбишевич Тамара НиколаевнаВедущая организация ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»Защита состоится «22» октября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.162.03 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д.31, ауд.215. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Автореферат разослан «20» сентября 2007 г.^ Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. КомароваОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность диссертационного исследования заявленной темы определяется значимостью разработок решения этнонациональных проблем для современной российской педагогики. На фоне роста объективных закономерностей процесса интеграции человечества необходимо учитывать важность национального своеобразия и искать пути сохранения уникальных особенностей этнических социумов. В условиях всевозрастающей глобализации мира происходит, однако, с одной стороны, объединение народов в хозяйственной деятельности, что способствует ускорению научно-технического прогресса; с другой стороны, унификация жизни по чуждым стандартам усиливает опасность утраты исторически сложившимися многообразными национальными культурами своеобразия и уникальности собственной культуры. Решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России, в существенной степени зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала русской народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить молодежь, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов. Именно поэтому для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в таких официальных документах по образованию как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»». Это отражается также в таких документах, как «Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании обновленного Совета по науке, технологиям и образованию» в 2005 году, основными направлениями которого стали приоритетные национальные проекты в образовании, конкретизируемые в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»; в докладе председателя правительства РФ М. Е. Фрадкова «О мерах по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования» 2006 года. В этих документах, в частности, ставятся задачи повышения уровня приоритета национального российского образования, повышения уровня национального самосознания у подрастающего поколения будущих граждан России. Формирование национального самосознания подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современной педагогической науки, призванной выявлять сущность педагогических явлений и процессов, в первую очередь, этнопедагогических; способствовать раскрытию закономерностей, механизмов и специфики их протекания. Реализация национального своеобразия воспитания, на фоне воспитания культуры межнационального общения, толерантности, патриотизма и интернационализма в современных условиях становится первостепенной задачей воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений, ибо укрепление национальных устоев России и ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом. В решении этой задачи особая роль отведена дошкольному образованию как начальному этапу в этнокультурном развитии детей. Проблема формирования этнической идентичности связана с проблемой соотношения развивающейся личности ребенка в условиях ее бытия в изменяющемся мире. Известно, что период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В старшем дошкольном возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, осуществляется первичное соподчинение мотивов, преобладание обдуманных действий над импульсивными, а также формируется самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Именно поэтому важнейшей задачей образования и воспитания в современном изменяющемся мире выступает поиск социокультурных возможностей удержания социально устойчивого статуса личности ребенка. Традиционная русская народная культура во многом может способствовать сохранению этнонационального статуса личности, в связи с чем важно исследовать сущностные характеристики русской народной культуры, базисным основанием которой, по нашему мнению, является русская крестьянская культура. Немаловажным является тот факт, что в настоящее время более 30% населения России продолжает жить в сельских условиях, сохраняющих традиции народной культуры. Исходя из того, что русская народная культура обладает значительным педагогическим потенциалом и устойчивостью сохранения в условиях изменяющегося мира, необходимость специального изучения крестьянской культуры как базового фактора формирования этничности русского человека очевидна. ^ Степень изученности проблемы. Анализ философской, педагогической, культурологической, психологической литературы показал, что, прежде всего, целесообразно констатировать наличие нескольких основных подходов и концепций сущности происхождения и эволюции этносов, наций. В многонациональной России большинство выдающихся мыслителей, таких как В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Н.Я. Данилевский, Н.Г.Чернышевский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, А.С. Пушкин, Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Толстой, П.А.Флоренский, Г.Г. Шпет и др. в своих теоретических исследованиях апеллировали к национальному самосознанию и национальному характеру, предопределяя тенденции развития этнопедагогической теории. Исследование определения и понятия этнической общности было предпринято в научных трудах Г.Н. Волковым, Л.М. Дробижевой, М.В.Крюковым, В.С. Кукушкиным, Н.Г. Левиным, Э.С. Маркаряном, Л.Д.Столяренко, Н.Н. Чебоксаровым и др. Сущность понятия национальности рассматривались в работах Д.С. Лихачева, В.В. Мавродина, П.И. Кушнера, П.И.Ковалевского, С.Г. Кагияна, Д.Н. Овсянико-Куликовского и других исследователей. В изучении психологических особенностей социальных общностей, какими являются и этносы, большой вклад внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Эффективно исследуются социально-психологические механизмы идентификации, конформизма, уподобления, внушения, подражания, убеждения, которые проявляются не только в системе отношений личностей, групп, классов, но и в системе отношений наций, народов, этносов (Б.Г. Ананьев, В.И. Аникин, М.М. Бахтин, Л.В. Беловинский, П.П. Блонский, Л.И.Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Г.И. Батурина, Л.А. Ветлугина, Н.П.Сакулина, Л.С. Выготский, Т.Г. Грушевицкая, И.А.Ильин, С.Г. Кагиян, Н.С. Карпинская, Ю.А. Лебедев, Ю.М. Лотман, Г.Е. Марков, Дж. Мид, В.С.Мухина, К.М. Нартов, Р.Ю. Посылкина, Э.К. Померанцев, А.В.Петровский, В.Я. Пропп, С.Л. Рубинштейн, Т.Г. Стефаненко, Д.И. Фельдштейн, Л.В.Филиппова, В.Ю. Хотинец, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.). История зарождения, развития, сохранения, экология этносов, довольно полно представленная в научной литературе (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Д.К.Зеленин, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, М.Г. Левин, А.П. Садохин, Э.В. Сайко, Э.А. Саракуев, Ю.И.Семенов, А.А. Формозов, Н.Н. Чебоксаров, И.АЧебоксарова, С.А. Токарев, Ю.В. Филиппов, Г.В. Шелепов и др.), позволяет продуктивно использовать результаты этих исследований в этнопедагогичекской теории и практике. Для разработки теоретических основ этнической педагогики, определения условий и путей совершенствования процесса народного воспитания значимыми являются исследования современных ученых – Е.П.Белинской, Л.Н. Буйловой Е.В. Бондаревской, М.А. Васильевой, Г.Н.Волкова, И.П. Гнатенко, А.В.Запорожца, В.Г. Крысько, О.Л. Князевой, Д.И. Латышиной, Н.М. Лебедева, М.К.Мамардашвили, Э.С.Маркаряна, В.В.Розанова, М.Д. Маханевой, Н.А. Михайленко, Г.Г. Кравцова, М.А.Новицкой, А.А. Обухова, Н.Д. Овсянников-Куликовского, П.И.Пидкасистого, И.П. Подласого, Э.А. Саракуева, З.В. Сикевич, В.И.Смирнова, Т.Г. Стефаненко, Е.В. Соловьевой, Л.Б. Фесюкова и др. Обзор исследований по интересующей нас проблеме позволяет заметить, что данные исследования составили фундамент разработки теоретических и практических аспектов этнической социализации и идентификации. В то же время следует отметить, что в существующих этнопедагогических исследованиях дискуссионными остаются многие проблемы: исследование социализации как формы социального движения, определение этноса как субъекта этнической социализации, выявление структуры процесса этнической социализации, определение наиболее значимых ее факторов, механизмов и результатов инкультурации. Дискуссионность означенных проблем и обосновывает необходимость дальнейшего их теоретического анализа через выявление, прежде всего, цели, объекта и предмета настоящего диссертационного исследования.^ Цель исследования: выявить педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основы формирования этнической идентичности личности, разработать и апробировать комплекс образовательно-воспитательных программ по формированию этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры. ^ Объект исследования: процесс формирования этнической идентичности личности при реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры. ^ Предмет исследования: формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры.^ Гипотеза исследования: формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: - обосновано становление механизмов этнической идентификации в процессе этнонаправленной социализации личности; - раскрыт педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры в контексте этнопедагогики, устанавливающий сущность этнонаправленных процессов воспитания, обучения и развития;- выявлены сущностно-содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре с позиций аксиологии, культурологии, антропологии, онтологии; - определены педагогические условия и основные направления педагогической работы по формированию этнической идентичности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры у детей старшего дошкольного возраста. Реализация цели диссертационного исследования потребовала постановки ряда конкретных задач.^ Задачи исследования: 1. Обосновать формирование этнической идентичности как категории этнической педагогики. 2. Раскрыть педагогический потенциал основных компонентов русской народной крестьянской культуры - материального, духовного, нормативного - в контексте этнической педагогики. 3. Определить сущностно-содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре как основу формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста. 4. Выявить психофизиологические возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста как субъектов этнически направленной образовательно-воспитательной деятельности. 5. Определить педагогические условия и основные направления педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию этнической идентичности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры. 6. Разработать комплекс этноориентированных воспитательно-образовательных программ и осуществить экспериментальное исследование по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста. 7. Выделить критерии поэтапного мониторинга, обобщить его результаты и провести педагогическую диагностику степени сформированности этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста. ^ Теоретические основы исследования. Теоретической основой настоящего диссертационного исследования выступает совокупность междисциплинарных знаний об этносе, этническом социуме, этнической культуре, этнической социализации, этнической идентичности, русской народной крестьянской культуре в контексте этнопедагогики. Интегральный вывод из этих знаний и составляет теоретическую основу этнопедагогики. В педагогической концепции формирования этнической идентичности исходным блоком является теоретический базис современных идей личностно-ориентированной педагогики (И.П. Волков, В.А. Сластенин и др.), этического, эстетического и художественного воспитания (А.В.Запорожец, П.И. Гнатенко, Р.Г. Гурова, В.Г. Крысько и др.). Теоретические аспекты формирования и эволюции этносов и наций, формирования национального и этнического самосознания плодотворно исследовали отечественные и зарубежные ученые К.Д. Азадовский, А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Ф.И. Буслаев, Л.Н. Гумилев, А.Я.Гуревич, Л.М. Дробижева, Д.К. Зеленин, С.А. Кагиян, Е.А. Кашаев, В.И.Козлов, Д.С. Лихачев, М.К. Мамардашвили, С.А. Токарев, В.Н. Топоров, В.А. Тишков, Н.Н. Чебоксаров, С.В. Чешко и др. Особое значение имеют теоретические положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Важные выводы для обоснования этнокультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.^ Методологические основы исследования. Методологические основы настоящего диссертационного исследования представлены современными положениями в области педагогической деятельности с ее ориентированностью на гармоничное развитие личности, как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры (Е.В.Бондаревская, А.А. Обухов, В.А. Сластенин, Л. В. Филиппова, Д.К.Ушинский и др.); фундаментальными положениями культурно-исторического развития высших психических функций, теорией деятельности, системным подходом к развитию личности (Л.В. Беловинский, Л.С. Выготский, Д.И. Латышина, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); концепцией личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, Е.Н. Дмитриева, В.А. Сластенин и др.). Методологические основы настоящего исследования представлены также исследованиями западных ученых и педагогов, которые проводят анализ личностных, социальных и культурных взаимодействий. Этнический социум и многомерность русской народной крестьянской культуры в контексте этнопедагогики объективно представляют собой многомерное социально-историческое образование, включающее культурные, психологические, экологические, хозяйственные составляющие, поэтому в исследовании необходимым представляется реализация методологического принципа многомерного подхода к многомерному объекту. В связи с этим необходимо выделить теоретические основания методологии, ее обращенность как к исследованию целостного этнического социума, так и нормативную сторону методологии изучения системы общих и частных методов и приемов научного исследования в научных трудах Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, Г.Б.Корнетова, В.В.Краевского, Л.И.Новиковой, Б.Т.Лихачева, Д.С.Лихачева, Ю.С.Мануйлова, Ю.В.Филиппова. ^ Достоверность и обоснованность результатов настоящего диссертационного исследования обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, значительной количественной выборкой испытуемых детей старшего дошкольного возраста.^ Основные положения, выносимые на защиту: 1. Формирование этнической идентичности является категорией этнической педагогики на основании того, что формирование - это процесс целенаправленного развития личности, ее сторон, качеств под влиянием направленного воспитания и образования, в результате которого ребенок приобретает определенную «форму», целостность. Этническая идентичность- это не просто символ коллективного самосознания, но реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-эстетического потенциала, благодаря которому и возможно воспитание любви и преданности Родине. В процессе этнонаправленного образования, воспитания, обучения происходит становление механизмов этнической идентификации, посредством которых формируется этническая идентичность как базовое качество личности. 2. Специфической особенностью при формировании этнической идентичности русского человека является крестьянская культура как первооснова всей русской народной культуры. Следовательно, процесс этнической идентификации в значительной степени актуализируется при раскрытии педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры. Познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающему поколению пути постижения особенностей духа и национальных идей других народов. Для формирования этнической идентичности важно выявить сущностно-содержательные качества личности, представленные в русской народной крестьянской культуре как образец для осуществления эффективного процесса этнической идентификации современных дошкольников с целью стимулирования их самоидентификации. Эффективность этнической идентификации достигается на основе влияния следующих существенных педагогических факторов: состояния дошкольного образования, в том числе, дополнительного образования как института этнической социализации; общественного и семейного воспитания; методологии педагогики и методов педагогических исследований - общенаучных, теоретических, эмпирических как способов и приемов познания объективных закономерностей образования, воспитания, развития: сравнительно-исторического анализа, анализа литературы, анализа базовых понятий исследования, наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента. 3. Эффективность этнической идентификации достигается посредством целенаправленного и планомерного создания условий для освоения дошкольниками русской народной крестьянской культуры, перевода ее в личностный опыт и воздействия на общее развитие ребенка с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его этнического развития и саморазвития. Педагогическими условиями формирования этнической идентичности личности на основе приобщения старших дошкольников к русской народной крестьянской культуре являются: создание определенного педагогического предметно-пространственного окружения детей, основанного на природно-образном начале; использование определенного педагогического информационного и аудиопространства; конкретного событийного педагогического окружения; активное использование педагогической социально-поведенческой среды. Одним из педагогических условий является организация планомерного педагогического образовательно-воспитательного процесса с учетом сензитивности данного возраста к этнической идентификации. Для установления степени сформированности этнической идентичности у дошкольников необходимо выделение критериев поэтапного педагогического мониторинга и обобщения его результатов, на основе которых возможно обосновать и разработать практические рекомендации по использованию авторских программ по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста.^ Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода (№404 №433 №445) и Центра поддержки развития ребенка «Маленькая страна». На этапе проведения экспериментальной части исследования в качестве испытуемых были привлечены старшие дошкольники подготовительных групп в количестве 150 человек.^ Этапы исследования: I-й этап (2001-2002 гг.) - эмпирический. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок уровня этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста при реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры в процессе педагогической работы в качестве педагога воспитательной системы дошкольного образования. II-й этап (2002-2003 гг.) - опытно-теоретический. Анализ и обобщение научной литературы и опыта педагогической работы, формулирование теоретических оснований и программно-методического сопровождения исследования, практическая опытно-экспериментальная работа, её реализация в педагогической деятельности. III-й этап (2004-2005гг.) - экспериментальный. Проведение базового педагогического эксперимента, обобщение результатов и построение теоретических выводов. IV-й этап (2005-2007 гг.) - научное обобщение. Продолжение и углубление исследования на базе дошкольных образовательных учреждений г.Нижнего Новгорода и теоретическое оформление результатов исследования. Разработка педагогических рекомендаций по их практическому применению. ^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:- обоснована необходимость введения категории этнической идентичности в научный оборот этнической педагогики;- определена совокупность теоретических, философских, культурологических, педагогических, психологических положений, детерминирующих формирование этнической идентичности личности как категории этнической педагогики; - уточнены принципы педагогического процесса как системы, определяющей содержание, формы и методы этнической идентификации и обеспечивающие ее успешность; - предложены научно-теоретические положения, на базе которых разработаны методические рекомендации по использованию комплекса этноориентированных образовательно-воспитательных программ, в том числе по организации процессуальной структуры педагогического процесса: содержательно-целевого, организационно-деятельностного, эмоционально-мотивационного, контрольно-оценочного компонентов.^ Практическая значимость исследования состоит в том, что: - разработан комплекс этноориентированных образовательно-воспитательных программ, которые могут быть использованы в качестве парциальных программ в дошкольном образовании, направленных на формирование этнической идентичности личности, ее духовности; - разработанные программы и их методическое обеспечение могут быть использованы для повышения квалификации работников образовательных учреждений всей системы дошкольного образования; - материалы диссертационного исследования могут обогатить содержание лекционных курсов по этнопедагогике для студентов педагогических специальностей. ^ Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Введена в категориальный аппарат этнопедагогики категория формирования этнической идентичности личности. 2. Определена совокупность теоретико-методологических и методических положений, составляющих педагогическую основу становления этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста. 3. Разработано содержание педагогических условий по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработан комплекс этноориентированных образовательно-воспитательных программ, направленных на формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста. 5. Определены критерии поэтапного мониторинга, степени сформированности этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста. Выявлен алгоритм внедрения комплекса этноориентированных образовательно-воспитательных программ в систему дошкольного образования.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и его результаты освещены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Результаты исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по педагогике и психологии со студентами Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета при подготовке педагогов-психологов. Теоретические и практические исследования проводились на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода (№404 №433 №445), Центра поддержки развития ребенка «Маленькая страна», путём выступлений на региональных научно-практических конференциях «Здоровьесберегающие технологии в педагогической практике» (Н.Новгород, 2006); на курсах повышения квалификации методистов и воспитателей (Н.Новгород, 2001-2007), на курсах переподготовки работников образовательных учреждений интернатного типа (Н.Новгород, 2004). Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 10 приложений.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении диссертационного исследования рассматривается актуальность темы исследования, показана степень разработанности проблемы, определены цель и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость исследования, категориальный аппарат, проблема, гипотезы, объект, предмет, методы исследования, сформулирована научная новизна, достоверность и надежность научных результатов, их апробация и внедрение, показана структура диссертационного исследования. В первой главе «Формирование этнической идентичности личности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры» обоснована необходимость формирования этнической идентичности как педагогической категории; раскрывается педагогический потенциал русской крестьянской культуры в контексте этнопедагогики; выявляются сущностно-содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре. Для раскрытия содержания и основных принципов этнопедагогики, как части общей педагогики, а также реализации педагогического потенциала русской крестьянской культуры в диссертационном исследовании уточняются такие понятия, как «этнос», «этническая общность», «этничность», «этнопедагогика», «нация», «национальное самосознание», «национальный характер», «народ», «народность», «народная культура», «народная педагогика». В народной педагогике содержатся разнообразные способы воздействия на детей, каждый из которых направлен на формирование вполне определенных черт и качеств личности. Наряду со средствами выделяются также и факторы этнической педагогики: природа, традиции, быт, труд. Включенность ребенка в этнопедагогическую среду влияет на его развитие, позволяет ему адекватно воспринимать себя как представителя определенного этноса, формировать позитивное отношение к своей этнической общности, желание принадлежать к ней, воспитывает гордость за достижения своего народа. Воспитание этнической идентичности возможно осуществлять в условиях детских образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, в семье посредством формирования познавательных представлений об этнических и эстетических идеалах своего народа, эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, а также через овладение поведенческими нормами, принятыми в обществе. Это позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Русская крестьянская культура связана прежде всего с материальной и духовной деятельностью русского крестьянства, с национальным самосознанием русского народа, которое проявляется в традициях, обычаях, нравах и стереотипах мышления, нормах поведения и привычках, регулирует отношения между людьми и природой, передается из поколения в поколение в различных социально-экономических и этнокультурных традициях. Для современной отечественной педагогики русская народная крестьянская культура имеет огромное воспитательное значение, которое было замечено с самого начала ее образования. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры можно реализовать на всех уровнях педагогической деятельности. В диссертации сформулировано следующее определение педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры: « Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры - это воспитательные возможности русской народной крестьянской культуры, реализуемые в современной педагогической теории и практике с целью утверждения духовно-материальных ценностей данного общества». К основным сущностно-содержательным качествам личности, формируемым в русской крестьянской культуре, выделенных на основе проведенного анализа, относятся следующие качества: 1. Общинное согласие в процессе производства материальных и духовных ценностей, на основе консервативных, выработанных веками, жизненных установок. 2. Целостное восприятие окружающего мира, жизнь в мире на основе согласия и единства с природой. 3. Уважение традиций, соблюдение традиционных представлений, касающихся взаимодействий с природой и обществом. 4. Укрепление семейных ценностей на основе кровнородственных связей, возрастной иерархии, взаимопомощи и взаимного уважения. 5. Гармоничное физическое и духовное развитие человека на основе его трудового и нравственного воспитания. 6. Соблюдение норм и правил общественного поведения. 7. Формирование таких качеств как трудолюбие, работоспособность, сила, ловкость, выносливость, на основе разнообразных форм трудовой деятельности крестьянства. 8. Формирование таких нравственных и этических социальных качеств как честность, справедливость, надежность, доброжелательность, гостеприимство, взаимопомощь, сострадание, милосердие, веротерпимость. Во второй главе «Формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры» раскрываются педагогические условия и основные направления педагогической работы по формированию этнической идентичности личности старших дошкольников на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры. В рамках диссертационного исследования выделились следующие основные педагогические условия формирования этнической идентичности личности на основе приобщения старших дошкольников к русской народной крестьянской культуре: 1. Создание определенного педагогического предметно-пространственного окружения детей, основанного на знании ими особенностей русской народной крестьянской культуры. Окружающие детей предметы являлись национальными, созданными преимущественно из местных природных материалов, с учетом местных климатических условий, с использованием народных технологий, руками местных мастеров и окружающих взрослых. Русская народная крестьянская культура представлена разнообразным предметным материалом. 2. Включение в предметно-пространственное окружение детей наряду с предметами декоративного и декоративно-прикладного русского народного крестьянского творчества, соответствующих видеоматериалов, картин, репродукций, связанных с особенностями русской народной крестьянской культуры. 3. Педагогическое предметно-пространственное окружение детей должно органично включаться в современную жизнь города и региона, для чего использовались современные предметы и современное средовое окружение. Оно, в свою очередь, формируется на основе всей совокупности знаний и представлений о русской народной крестьянской культуре в ее территориальном, историческом и социально-культурном развитии. 4. Определенное педагогическое звуковое аудиопространство, окружающее детей, ос