На правах рукописи забавина екатерина юрьевна АВИНЬОНСКИЙ ДВОР В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIV ВЕКА, 1309-1378 Специальность 07.00.03 – Всеобщая история Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наукМосква – 2007 Работа выполнена на кафедре Всеобщей истории Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор ^ Н.И. Басовская Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор С.Л. Плешкова кандидат исторических наук, доцент ^ П.П. Шкаренков Ведущая организация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел РФ Защита диссертации состоится 13 апреля 2007 года в 14 часов 00 минут на заседании Диссертационного совета в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: г. Москва, Миусская пл., д.6., ГСП-3, 125993.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета. Автореферат разослан 13 марта 2007 года.Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент Е.В. Барышева ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. «Авиньонское пленение пап» - уникальный сюжет в истории Западной Европы. Значение данного периода для историка заключается, прежде всего, в его исключительной важности для всего процесса эволюции западноевропейского общества. Традиционное противостояние светской и духовной власти за право управления христианским миром на данном этапе приобрело новые формы. Централизационные процессы, с разной степенью активности протекавшие во всех странах Западной Европы, приводили к постепенному формированию основ будущих национальных или «современных» государств. В их рамках наблюдалось становление национального самосознания и неразрывно связанного с ним стремления к независимости, прежде всего, от возможного вмешательства извне. Папский двор в этот период также претерпевал значительные изменения, причем формирование в нем атрибутов государства в современном понимании данного термина происходило даже быстрее, чем в большинстве светских государств. Столкновение этих двух сил – крепнущих европейских стран и стремящегося сохранить свою универсальную власть средневекового папства – и являлось одним из ключевых факторов международных отношений Западной Европы. Актуальность избранной нами темы для современной отечественной медиевистики очевидна, прежде всего, вследствие огромного значения той роли, которую институт папства играл в жизни средневековой Европы, и практически полной ее неизученности в отечественной историографии по причинам, более подробно рассмотренным нами в очерке по историографии данного вопроса. Более того, несмотря на наблюдающееся в последнее время возрождение интереса к политической истории, взаимоотношения понтификов и основных западноевропейских государств в эпоху зрелого средневековья до сих пор продолжают оставаться за рамками российских исторических исследований. Именно сегодня, когда полемика о праве отдельных государств, народов на национальную самобытность и независимость, а также о роли церкви в жизни общества занимает весьма существенное место в ментальной жизни социума, данный анализ истории этих вопросов представляется как нельзя более актуальными. ^ Хронологические рамки определяются темой исследования. Термин «авиньонское папство» используется в исторической науке для описания достаточно уникального периода в истории Святого престола, в течение которого постоянная резиденция понтификов располагалась в Авиньоне, вдали от Рима, и который завершился Великой схизмой, повергнув Римскую католическую церковь и весь христианский мир в глубокий, продолжительный кризис. Что касается временных рамок данного феномена, большинство ученых сходятся во мнении, что началом этого периода был 1309 г., в котором папский двор впервые избрал Авиньон своей временной резиденцией, в то время как его окончание традиционно относят к 1378 г., когда скончался папа Григорий XI, несмотря на то, что курия покинула берега Роны еще в сентябре 1376 г. Однако потребность в изучении эволюции взаимоотношений понтификов с отдельными христианскими государствами для адекватного анализа политики папства в XIV в. обусловила необходимость проведения ряда кратких исторических экскурсов,в которых были проанализированы некоторые аспекты истории предшествовавших столетий. Объектом нашего исследования является роль авиньонского папства в международной жизни Европы в момент формирования и укрепления централизованных национальных государств. Своеобразие данного объекта исследования заключается в его определенной двойственности, т.к. реальной целью внешнеполитической деятельности понтификов в этот период являлось отнюдь не только и не столько непосредственное разрешение конфликтов между христианскими правителями, сколько обеспечение себе нового, достойного папских притязаний статуса в условиях кардинально меняющейся исторической реальности. В качестве предмета изучения выступают конкретная политика и методы, применявшиеся авиньонскими понтификами в рамках их внешнеполитической деятельности в различных странах Западной Европы.^ Цель исследования. Анализ эффективности и адекватности внешнеполитической деятельности авиньонского двора с точки зрения претворения в жизнь амбициозных претензий средневекового папства. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач: - изучить феномен авиньонского двора и его составляющие с целью понимания особенностей его функционирования и предпосылок к определенному стилю ведения внешнеполитической деятельности; - определить характер взаимоотношений Святого престола с ключевыми участниками международной жизни средневековой Европы; - проанализировать внешнюю политику авиньонских понтификов в отношении каждого из вышеупомянутых участников и оценить ее эффективность и успешность; - выявить роль авиньонского двора в международных отношениях Западной Европы.^ Методологические подходы. Принимая во внимание цель и задачи данного исследования, мы посчитали целесообразным применить системно-исторический метод в качестве основного метода работы. Использование системного подхода и системных методов анализа, к которым необходимо отнести структурный и функциональный методы, бесспорно способствовало обеспечению целостности и компетентности проводимого исследования. Кроме того, в данной работе также применялись элементы историко-генетического метода, позволяющего последовательно выявлять и анализировать свойства, функции и изменения изучаемого предмета в процессе его исторического развития.^ Степень изученности темы. Историографию вопроса о внешнеполитической деятельности папского двора в авиньонский период можно с уверенностью разделить на две основные составляющие: специальные труды по истории папства и римской католической церкви, и исследования политической истории стран Западной Европы. В отечественной исторической науке работы первой группы достаточно немногочисленны, что было обусловлено целым рядом объективных причин. Так, в дореволюционной России внимание ученых, занимавшихся вопросами религии, было сосредоточено, прежде всего, на православной церкви. В советский период подобным исследованиям и вовсе не было места в исторической науке, и лишь с началом новой эпохи в России возобновились публикации трудов на темы, долгое время считавшиеся «табу». Совокупность данных факторов и стала причиной того, что, говоря о русскоязычной литературе по истории папства, мы можем упомянуть лишь несколько общих работ по истории церкви, прежде всего, труды И.Г. Куртца, С.Г. Лозинского, Е. Гергея. Эти труды, естественно, охватывали и авиньонский период, однако его анализ никогда не выходил за рамки традиционной и уже давно устаревшей на Западе версии о полной зависимости понтификов от французской короны. Изучению истории европейских стран в отечественной исторической науке уделялось значительно больше внимания, результатом чего было появление многочисленных статей и отдельных монографий, рассматривавших различные аспекты эволюции государств Западной Европы. Особый интерес для нашего исследования представляют общие работы, позволяющие воссоздать картину международной жизни в XIV веке и представить контекст, в котором развивались взаимоотношения папства и крупнейших христианских правителей. Так, стоит выделить такие классические труды, как «История Франции» под редакцией А.З. Манфреда, «История Англии в средние века» В.В. Штокмар, сборник «История Италии», а также «История дипломатии» и «История Европы с древнейших времен до наших дней». Кроме того, огромным значением для адекватной оценки международной жизни средневековой Европы обладают также многочисленные специальные исследования, появившиеся в отечественной исторической науке в последние десятилетия на волне возвращения интереса к политической составляющей истории, включая статьи М.А. Бойцова, О. И. Варьяш, Н.И. Басовской, О.В. Аурова, Е.В. Калмыковой и многих других. При этом, однако, стоит отметить, что лишь немногие авторы данных трудов уделяли особое внимание роли папства в изучаемых ими внешнеполитических отношениях западноевропейского общества. Таким образом, необходимо признать, что, несмотря на очевидный интерес отечественных исследователей к международной жизни Западной Европы, в том числе и в период зрелого средневековья, роль одного из ее главных участников – папства – продолжает оставаться в значительной мере неизученной. В то же время без понимания реальных функций и сферы влияния Святого престола в данный период невозможно, как нам кажется, дать адекватную оценку политики и взаимоотношений всех христианских государств. В зарубежной исторической литературе сложилась совершенно иная ситуация, и в ней интерес к феномену «авиньонского папства» и различных аспектов его деятельности оставался постоянным, начиная с самого момента его возникновения. Именно исследования, проведенные в первые несколько столетий после завершения так называемого «вавилонского пленения» папства, были в дальнейшем активно использованы при создании как общих сочинений по истории римской католической церкви, так и специальных работ, посвященных данному феномену. При этом в рамках данной группы исторических работ можно с уверенностью выделить два основных направлениях в интепретации авиньонского периода. Ряд ученых XIX в., в число которых входили Ж.-Б. Жуду, Л. Миро, А. Хаук, продолжили уже ставшую традиционной к этому периоду «про-итальянскую» точку зрения о полной зависимости авиньонских понтификов от прихотей французской короны и о построении ими всей своей политики лишь в угоду интересам Франции. Однако группа их современников, включая Э. Ренана, К. Венка, Л. Пастора, отказалась слепо следовать сложившейся традиции и предприняла попытку провести комплексный и непредвзятый анализ данного феномена, основываясь на опубликованных в XVII-XVIII веках дополнительных свидетельствах и источниках о жизни авиньонского двора. И хотя потребовалось длительное время для того, чтобы новый взгляд на понтификов авиньонского периода был принят историческим сообществом, в конечном итоге, научный и беспристрастный подход пришел на смену простому повторению предвзятой, «про-итальянской» позиции. Результатом этого стало появление целого ряда трудов, посвященных феномену «авиньонского папства», среди которых особое место занимает серия статей и монографий Г. Молла. В то же время постепенное снижение интереса к политической составляющей истории в середине XX в. привело к тому, что в работах последних десятилетий внешнеполитическая деятельность авиньонских понтификов оставалась за рамками исследования, а историки фокусировали свое внимание на социальных и экономических аспектах жизни папского двора (труды И. Ренуара, Ж, Фавье, Б. Гийемэна, Ш. Вайса). Зарубежные исследования истории стран Западной Европы представляют собой еще более многочисленную группу, полный и всеобъемлющий анализ которой практически невозможен. В то же время, как и в случае с отечественной историографией, данные работы позволяют восстановить общую картину эволюции европейских государств в период зрелого средневековья, а также их взаимоотношений, как друг с другом, так и со Святым престолом. И несмотря на то, что в нашем историографическом обзоре мы смогли охватить лишь малую часть этого массивного корпуса исторической литературы, прежде всего, классические труды по истории крупнейших стран Западной Европы (работы Дж. Хиллгарта, Й.Элерса, Т.Хайнца, Дж. Галассо, А. Воше и т.п.), невозможно недооценить их значение для изучения роли папского двора в международной жизни средневекового христианского мира. А появление в течение последних нескольких лет целого ряда общих работ по политической истории европейских государств (труды Ж.-П. Жене, Л. Манжо, М. Парисса и других) свидетельствует о постепенном возрождении интереса научного сообщества к политической составляющей истории. И хотя достижения многочисленных зарубежных исследователей, проделавших фундаментальную работу по изучению истории средневековой Европы, не вызывают сомнения, проведение современного комплексного анализа реальной роли авиньонского двора – одного из ключевых участников в международной жизни XIV в. - является как нельзя более актуальным, поскольку способствует адекватной и разносторонней оценке политической жизни христианского сообщества данного периода. ^ Источниковую базу данной работы составили жизнеописания понтификов и их официальная корреспонденция. Специфика используемой источниковой базы обусловлена, прежде всего, самой природой и статусом изучаемого нами исторического феномена. Очевидно, что любая документация, так или иначе связанная со Святым престолом, несет в себе специфическую этическую нагрузку. Так, например, папскую корреспонденцию невозможно рассматривать как источник эпистолярного жанра, так как любое послание, исходившее от преемников Господа на земле, обладало особой распорядительной функцией. ^ В первую группу входят «Жизнеописания авиньонских пап» («Vitae Paparum Avenionensium») Этьена Балюза1, публикация которых в 1693 стало поворотным событием в развитии историографии так называемого «авиньонского папства», предоставив в распоряжение исследователей целый ряд дополнительных, ранее не изученных источников. Данные «Жизнеописания...» представляют собой собрание латинских биографий так называемых «авиньонских пап», а точнее Климента V, Иоанна XXII, Бенедикта XII, Климента VI, Иннокентия VI, Урбана V, Григория XI и Климента VII. В то же время важной особенностью данного источника является тот факт, что содержащиеся в нем тексты представляют собой не агиографические произведения, как можно бы было предположить из названия издания, а фрагменты из целого ряда всемирных хроник. Принимая во внимание данный факт, становится очевидным, что «Жизнеописания...» являются крайне неоднородным и неравноценным источником. Прежде всего, сама особенность данного типа источников предопределяет значительную ограниченность информации, которую исследователь может из него почерпнуть. Более того, надежность и ценность содержащихся в этих «Жизнеописаниях...» данных также неодинакова, ведь в зависимости от авторства и времени создания вышеупомянутых хроник, их польза для нашего исследования значительно варьируется.^ Второй группой источников является официальная корреспонденция папского двора, прежде всего, адресованная понтификами ключевым политическим фигурам того периода. Специфика документации Святого престола обусловила необходимость воспринимать всю эту корреспонденцию, особенно письма, исходящие от главы римской католической церкви, как административно-распорядительные документы и интепретировать их соответствующим образом. В данном исследовании использована, прежде всего, значительная часть папской корреспонденции, опубликованной членами Ecole Française de Rome после открытия для публики Секретных архивов Ватикана и доступной как в печатном2, так и в электронном форматах3. Речь идет о публикациях группы регистров папских писем, традиционно разделенных на 2 серии: 1) так называемых «авиньонских регистров» (Registri Avenionenses - RA), и 2)«ватиканских регистров» (Registri Vaticani - RV), представляющих собой не что иное, как подлинные копии текстов RA. При этом особое внимание уделялось одной из трех основных групп писем, содержащихся в данных регистрах, – так называемым «секретным письмам» (litterae secretae), под которым подразумевалась любая папская корреспонденция, касающаяся вопросов политики, администрации и дипломатии, адресатами которой являлись короли и принцы, городские коммуны, архиепископы и епископы, аббаты и главы религиозных орденов, а также другие участники политической жизни христианского общества данного периода. В ряде случаев потребовалось обращение к архивным материалам, что объяснялось своеобразием метода публикации «секретных писем, касавшихся иных стран, а не Франции», представленных, в большинстве случаев, лишь в виде кратких резюме. Это обусловило необходимость включить в число источников также публикации папской корреспонденции XIV века, осуществленные другими иностранными организациями и посвященные, прежде всего, их собственным странам4. Несмотря на определенные недостатки данного типа источников, среди которых стоит выделить, прежде всего, практически полное отсутствие ответной корреспонденции, их ценность для нашего исследования не вызывает никакого сомнения. Не менее важным источником информации о внешнеполитической деятельности Святого престола и его роли в Западной Европе XIV века являлись две другие категории писем, входивших в вышеупомянутые серии: «обычные письма» (litterae communes), к которым относят в основном повседневную корреспонденцию папской курии (раздачу привилегий, назначения внутри римской католической церкви), и «письма курии» (litterae de curia), связанные с законодательной и реформаторской деятельностью понтификов. Анализ использовавшейся в нашем исследовании источниковой базы позволяет сделать вывод, что данный корпус источников обладает необходимой полнотой, достоверностью и репрезентативностью для решения поставленных задач.^ Научная новизна данного диссертационного исследования определяется рядом аспектов: впервые в отечественной историографии был проведен исследовательский анализ структуры авиньонского двора, изучены причины и предпосылки возникновения данного феномена, представлены биографии всех авиньонских понтификов, исследовано их ближайшее окружение, и тем самым, был частично заполнен пробел, существовавший в российской исторической науке в вопросах истории церкви и папства; впервые в отечественной историографии было осуществлено комплексное исследование международной деятельности Святого престола, что позволило с нового ракурса рассмотреть политическую жизнь Западной Европы XIV в., по-иному оценить ее ключевые события и основные элементы; проведен анализ изменения статуса и политики Святого престола в рамках централизационных процессов, с различной интенсивностью проходивших на всей территории Западной Европы, который дал возможность выявить взаимосвязь, существовавшую между уровнем развития будущих национальных государств и степенью реального контроля в них авиньонского папства; на основании широкого ряда источников, большинство которых до сих пор остается недоступным российским исследователям, были изучены различные «modus operandi» авиньонского двора в отношениях с основными политическими центрами средневековой Западной Европы, проанализированы предпосылки и причины выбора понтификами определенной линии поведения в каждом конкретном случае; проведено сравнительное изучение тактик, применявшихся Святым престолом в отношении крупнейших христианских стран, а также степени их эффективности и успешности; опираясь на широкую источниковую базу, автор пересмотрел устоявшиеся в отечественной историографии взгляды на происхождение, характер и деятельность авиньонского двора. ^ Практическая значимость исследования. Определение реальной роли, которую авиньонский двор играл в международных отношениях XIV в., позволяет, в свою очередь, не только адекватно анализировать теории и отдельные действия средневекового папства, но и воссоздавать значительно более полную картину политической жизни Западной Европы в вышеуказанный период. Более того, полученные результаты могут активно использоваться и для создания так называемой «локальной истории», для анализа конкретных аспектов деятельности авиньонских понтификов или внешней политики отдельных европейских государств. Собранные в работе материалы и сделанные выводы могут быть использованы при подготовке курсов лекций, семинаров и учебных пособий по истории папства и католической церкви, а также по истории средневековья в целом. ^ Апробация выводов диссертационного исследования. Основные положения диссертации опубликованы в открытой печати, а содержание диссертационного исследования обсуждалось на международных конференциях. Диссертация дважды обсуждена на заседаниях кафедры Всеобщей истории ИАИ РГГУ.^ II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫСтруктура диссертации соответствует поставленным задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, два приложения.^ Во Введении обоснованы актуальность и научное значение выбранной темы, обозначены предмет и объект исследования, сформулированы цели и задачи работы, определены ее хронологические рамки, обоснована методологическая основа, проанализирована степень изученности темы, дана характеристика использованных источников, отмечены научная новизна и практическая значимость исследования.^ В первой главе - «Феномен авиньонского папства» - основное внимание уделено анализу феномена «авиньонского папства», установлению его хронологических рамок, изучению условий его возникновения. Это исследование, по объективным причинам, основывается преимущественно на данных, собранных из исторической литературы. Проведенный анализ помогает воссоздать контекст, в котором необходимо воспринимать как теории, так и действия авиньонских пап, адекватно оценить степень их реального контроля и влияния в XIV в., вошедшем в мировую историю, как период активного становления прототипов современных государств. Более того, определение данного феномена и его составляющих закладывает основу для дальнейшего более подробного исследования отдельных аспектов внешней политики Святого престола в интересующий нас период. При этом особое внимание в первой главе уделяется изучению личностей самих понтификов авиньонского периода, их характера, происхождения, образования, а также их ближайшего окружения, прежде всего, коллегии кардиналов, которая, бесспорно, являлась главным элементом авиньонского двора.^ В первом параграфе – «Авиньонский двор как особая страница в истории папства» - рассматриваются предпосылки и условия образования авиньонского двора, основные функции и статус папства в период так называемого «вавилонского пленения». Кочевой образ жизни римской курии в XIII-XIV вв. был обусловлен как нестабильной политической обстановкой в итальянских землях, так и централизационными процессами, происходившими в крупнейших европейских государствах и способствовавшими становлению национального самосознания и стремления к полной независимости данных наций от любого вмешательства извне. Переезд в новую резиденцию, расположенную на перекрестке основных транспортных артерий христианского мира, в непосредственной близости от ключевых участников средневековой международной жизни, должен был способствовать сохранению контроля Святого престола над западноевропейскими государствами. Однако в течение «авиньонского периода» статус папства был далеко не однозначным. Так, с одной стороны, престиж и авторитет преемников Святого Петра и викариев Христа в авиньонский период продолжал оставаться невероятно высоким; в их распоряжении находился тщательно разработанный и отлаженный административный апарат, достаточно эффективная и разветвленная система налогообложения, церковь находилась под их полным контролем. С другой стороны, однако, кардинальные изменения в общественном мнении, ставшие результатом интеллектуальной революции XIII-XIV вв., привели к тому, что большинство претензий папства оказывались беспочвенными. ^ Во втором параграфе – «Авиньонские папы» - проводится анализ личностей понтификов авиньонского периода, их характера, происхождения, образования, а также того вклада, который каждый из них внес в историю Римской католической церкви. Многие столетия авиньонских пап обвиняли в бездуховности, в неприличествующем для клира стремлении к роскоши и прочим земным благам, в непотизме и взяточничестве, в предвзятости. И данные обвинения, как показывает анализ источников, далеко не всегда были голословными. Однако задача нашего исследования заключалась отнюдь не в оценке, положительной или отрицательной, деятельности авиньонских понтификов, но в изучении особенностей их личностей, что в дальнейшем помогло нам более адекватно анализировать их внешнеполитическую деятельность. Ведь все авиньонские понтифики прилагали максимум усилий к организации нового крупного крестового похода с участием могущественных королей и принцев христианского мира, и стремясь к осуществлению этой благородной цели, они активно участвовали в деле примирения Англии и Франции, оказывали поддержку правителям пиренейских государств, налаживали связи с другими странами, способными оказать помощь и поддержку в этом нелегком начинании. Проведенный нами анализ показывает, что папы данного периода обладали прекрасным образованием, позволявшим им со знанием дела претворять в жизнь все необходимые преобразования в церковном аппарате, успешно разрабатывать и внедрять все более сложную фискальную систему и т.п. В то же время особенности образования и предшествовавший опыт понтификов во многом предопределяли особенности их тактики в управлении церковью, да и в отношениях со всем христианским миром. Авиньонские понтифики уделяли особое внимание вопросам права и политики, решению юридических и дипломатических проблем, и лишь немногие из них активно участвовали в теологических дебатах. Причина этого, вероятно, крылась в том, что каждый из этих пап прекрасно понимал всю важность и необходимость проведения активной и главное успешной внешней политики, ведь лишь она могла помочь папству сохранить свой статус в условиях кардинально менявшихся исторических реалий. ^ В третьем параграфе – «Коллегия кардиналов в авиньонский период» - основной задачей исследования является краткий экскурс в структуру коллегии кардиналов, анализ ее статуса и функций, а также ее вклада во внешнеполитическую деятельность авиньонского двора. Важность роли кардиналов во внешнеполитической деятельности Святого престола не вызывает сомнения, ведь именно на их плечах лежало тяжелейшее бремя претворения в жизнь планов и решений главы римской католической церкви. При этом уже в первые месяцы правления Климента V определились основные тенденции дальнейшего развития коллегии кардиналов, характерные для всего авиньонского периода: значительное преобладание в нем представителей Франции, непотизм, тесные связи с отдельными странами и правителями, - и они становились все более и более очевидными с каждым новым пополнением коллегии папами. Но все эти изменения в структуре коллегии кардиналов были вызваны, прежде всего, стремлением авиньонских понтификов заручиться поддержкой кардиналов, что подтверждает огромное значение, которое Святой престол придавал данному институту власти. В то же время подобная реорганизация имела и негативные последствия для папства и римской католической церкви в целом. Именно привилегированное положение кардиналов и приобретение ими целого ряда ранее недоступных привилегий и полномочий во многом предопределило их стремление установить более реальный и полный контроль над папой римским и церковью, ставшее одной из причин Великой схизмы.^ Во второй главе – «Роль папства в англо-французском противостоянии XIV столетия» - в центре исследования находится роль папства в англо-французском противостоянии XIV века, оказавшем значительное влияние на всю международную жизнь данного периода и являвшимся одним из основных приоритетов внешнеполитической деятельности авиньонских пап. Именно в отношениях с этими двумя странами наблюдался наиболее явный разрыв между теоретическими претензиями и практическими действиями Святого престола. Значительное усиление в них центральной власти, быстрый экономический и демографический рост, становление национального самосознания – все это неизбежно приводило к тому, что в данных королевствах постоянная «опека» Святого престола, его вмешательство во внутренние дела и, прежде всего, универсалистские претензии встречали особенно мощный и последовательный отпор. ^ В первом параграфе – «Взаимоотношения папства с английским и французским королевствами XII-XIII вв.» - проводится краткий экскурс в историю отношений папского двора с английским и французским королевствами в столетия, предшествовавшие авиньонскому периоду. Он позволяет установить, что основы политики папства XIV в. в отношении этих двух стран были заложены ранее, более того, к началу авиньонского периода и английская, и французская монархии не раз давали Святому престолу понять, что их окончательной целью являлось установление полного и всеобъемлющего контроля над собственными территориями. В то же время и римская курия неоднократно подтверждала серьезность своих претензий на универсальность папской власти и превосходство церковных законов над мирскими. И хотя обе стороны не раз приходили к взаимовыгодным компромиссам, в новом XIV в. этот «modus vivendi» не мог не подвергнуться серьезным испытаниям. Централизационные процессы, активно протекавшие в обеих странах, обуславливали все более активное отторжение универсалистских притязаний Святого престола. ^ Во втором параграфе – «Англия и Франция в политике первых авиньонских пап» - изучается роль авиньонского двора в англо-французском противостоянии начала XIV в. в преддверии Столетней войны. Прекрасное понимание той угрозы, которую таила в себе эскалация данного конфликта, заставляло первых авиньонских понтификов активно вмешиваться как в противоречия между этими двумя королевствами, так и во все внутренние конфликты каждого из них. При этом, несмотря на обвинения современников пап в явном предпочтении, оказываемом Святым престолом французской стороне, в реальности поддержка ими английских монархов была не менее очевидной. Ведь помощь римской курии в столь сложное для Англии время гарантировала ей признательность английских правителей, что в свою очередь, предопределяло их большую уступчивость в вопросе о папском контроле над англиканской церковью, включая сбор аннатов, раздачу бенефициев. Более того, в мирное время церковные сборы и налоги не были для населения страны столь тяжким бременем, как во время войны, а значит, не вызывали особенно резкой анти-папской и даже анти-клерикальной реакции. А сам факт, что все участники конфликта по-прежнему прибегали к помощи Святого престола для ведения переговоров, говорит о том, что они продолжали признавать международный авторитет понтификов и нуждались в их посредничестве в поисках решения, способного удовлетворить обе стороны. И все же основные вопросы, существовавшие в начале так называемого второго эапа англо-французских противоречий, продолжали оставаться открытыми и в конце данного периода. «Гасконская проблема», которую Парижский договор 1259 г. во многом лишь усугубил, добавив к территориальным претензиям обеих стран вассальную зависимость одного короля от другого, все так же находилась в сердце конфликта. Следовательно, противостояние Англии и Франции, в котором, как верно предчувствовали понтифики, крылась основная опасность для спокойного существования всего христианского мира, а значит, и для успешного претворения в жизнь планов самого Святого престола, и в дальнейшем оставалось ключевым элементов внешнеполитической деятельности авиньонского папства. ^ В третьем параграфе – «Роль авиньонских пап в Столетней войне» - оценивается внешнеполитическая деятельность авиньонского двора в первые десятилетия Столетней войны. Отношения английского и французского королевств с авиньонским двором отнюдь не ограничивались постоянным противостоянием светской и духовной властей. Скорее можно утверждать, что они складывались в зависимости от конкретных политических планов и потребностей, как монархов, так и понтификов, а значит, в политике обеих сторон всегда оставалось место для компромисса и даже серьезных уступок друг другу. Так, монархи Франции действительно нередко пользовались особым расположением понтификов, однако обусловлено оно было не только и не столько «бессилием» Святого престола и его зависимостью от французской короны. В число причин так называемой «про-французской» позиции авиньонского папства можно включить и понимание важности статуса этого королевства на международной арене, и необходимость его поддержки для осуществления амбициозных планов пап по организации очередного крестового похода, и ценность его помощи в борьбе римской курии с императорами, и даже его роль в сдерживании «имперских» амбиций английских монархов. В то же время и правители Франции также отдавали себе отчет во всех выгодах, которые сулили им дружественные отношения со Святым престолом. Вот почему они нередко шли на уступки понтификам в вопросах фиска