Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан 12 сентября 2011 г

На правах рукописи ГЕРМАНОВ Геннадий Николаевич МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культурыА В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наукВолгоград – 2011 Диссертационная работа выполнена на кафедре физического воспитания и спорта ГОУВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет».^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор ВРУБЛЕВСКИЙ Евгений Павлович;доктор педагогических наук, профессор ГУБА Владимир Петрович; доктор педагогических наук, профессор ЯКИМОВИЧ Виктор Степанович.^ Ведущая организация – ФГОУВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)».Защита диссертации состоится 12 октября 2011 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по адресу: 400005, г. Волго­град, проспект им. В.И. Ленина, 78. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».Автореферат разослан 12 сентября 2011 г. Ученый секретарьдиссертационногосовета, профессор ^ МОСКВИЧЕВ Ю.Н. ВВЕДЕНИЕАктуальность проблемы и темы исследования. В ряду проблем теории спорта одно из центральных мест занимают вопросы структуры спортивной тренировки. Существующие представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные, они постоянно трансформируются, дополняются новыми научными знаниями и теоретическими положениями, расширяющими наше понимание основ построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов (Л.П.Матвеев, 196412010, В.Н. Платонов, 19772010; Ю.В.Верхошанский, 19732005; А.П.Бондарчук, 19872005; А.Н.Воробьев, 1989; С.М.Гордон, 19892008; В.Б.Иссурин, 19872010; Ю.Ф.Курамшин, 20022005; T.Bomba, 19931999 и др.). В современных концепциях построения спортивной тренировки исходные основы спортивно-педагогического процесса представлены образованиями, выражающими как структурную упорядоченность тренировочного процесса, так и функциональные характеристики двигательной деятельности, что находит свое отражение в различных педагогических терминах и понятиях. Так, у Л.П. Матвеева (2008) мы находим «микросеансы тренировочных упражнений»2 как малую форму занятий, у Ю.В. Верхошанского (1988) – «тренировочный сеанс». А.П. Бондарчук (2005) указывает на первичность упражнений в функциональной организации двигательной деятельности, выделяя, как и В.Н. Платонов (2005), «модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексы». В.Б. Иссурин (2010) главным элементом содержания тренировки утверждает «ключевое упражнение (или ключевое задание)», отождествляя эти понятия. А.Н. Воробьев (1989) в качестве функциональной единицы выделяет «элементарную нагрузку», а на более высоком уровне организации – «комплекс нагрузок». С.С. Гордон (2008) такой структурно-функциональный комплекс называет «параметрической тренировкой, программой». А.А. Шамардин (2009) в качестве основных структурных единиц предлагает использовать «фрагменты», т.е. отдельные тренировочные занятия, «модули», «блоки» занятий. В.К. Бальсевич (2009) в качестве первичной организационной формы тренировочного процесса выделяет «пуловые занятия», состоящие из «минимизированных комплексов однонаправленных, структурно организованных тренировочных воздействий», где планирование тренировочных нагрузок идет «от состояния спортсмена», осуществляется «в связи с данными перманентного развития подготовленности спортсмена». Такие разнообразные и противоречивые теоретические взгляды не способствуют формированию единой методологии в организации двигательной деятельности и построении спортивно-педагогического процесса. Возникает противоречие между старым усвоенным знанием и новыми знаниями оперативно-текущего управления двигательной деятельностью занимающихся, полученными в ходе решения задач построения спортивной тренировки, где исходной структурно-функциональной единицей спортивно-педагогического процесса рассматривается «двигательное задание»3. Научно-теоретические представления о сущности двигательных заданий, как исходном структурно-функциональном элементе двигательной деятельности, актуализировались в связи с рассмотрением вопросов модельно-целевого и блокового построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов (Д.А.Аросьев, 1968; В.П.Попов, 1982; В.Г.Алабин, 1986, 1996; В.В.Гожин, 1998; В.П.Черкашин, 2001; А.С.Белов, 1972; Б.А.Подливаев, 1975; С.Г.Бабуджян, 1978; С.А.Гукасян, 1982; Б.В.Шмонин, 1986; Ю.В.Никонов, 1988; А.Н.Пархоменко, 1988; Ю.А.Смертин, 1991; В.Э.Цандыков, 1993; И.Б.Иванова, 1994; О.Е.Ушакова, 1998; Г.В.Бугаев, 1998; М.В.Леньшина, 1999; Н.Н.Безноско, 2002; Ю.А.Купцов, 2002; В.Ф.Пилипко, 2003; Е.В.Калашникова, 2003; Е.В.Готовцев, 2004; В.В.Павлов, 2006; С.М.Журід, 2007; Е.Г.Цуканова, 2010; В.К.Апанасенко, 2011; Б.Ф.Вашляев, 2011; Е.В.Слесаренко, 2011; В.А.Еганов, 2011 и др.). Ряд исследователей утверждают двигательные задания как малую форму организации учебно-педагогического процесса в физической культуре различных возрастных групп, придают им значение конструирующей основы целостного процесса, включают в структурные составляющие более крупных единиц учебной деятельности (В.В.Соловцов, 1987; C.C.Огородников, 1988; И.И.Степанченко, 1989; С.И. Шаблыко, 1991; С.І.Марченко, 2003; Л.В.Мосійчук, 2004; А.А.Помазан, 2004, 2005; М.Е.Злобина, 2009; И.В.Машошина, 2010). Вместе с тем, понимание сущности данной исходной единицы спортивно-педагогического процесса многими методистами и практиками физической культуры ограничивается на уровне трактовки домашнее задание. Другие же представляют форму организации физической активности занимающихся на уроках физкультуры в средней и высшей школе в виде заданий по станциям в системе круговой тренировки. Исследований методологического уровня по научной проблеме эффективной организации двигательной деятельности в ее микроформах не проводилось. Основные направления в исследовании научной проблемы эффективной организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников и выявления исходных структурных элементов спортивно-педагогического процесса определяются следующими противоречиями.^ На научно-теоретическом уровне: разными подходами в понимании «двигательного задания», когда оно трактуется как «практическая задача», отождествляется с понятиями «упражнение», «нагрузка», «метод». Задание нельзя приравнять или свести к упражнению, тренировочной нагрузке, оно в процессуальном плане возвышается над ними, вбирает их в себя и интегрирует как структурные элементы, устанавливает, что их организация определяется целевой задачей достижения результирующих показателей. В науке о спорте не анализируются теоретические аспекты категории «двигательное задание», не разрабатываются конструктивные и проектные основы рассматриваемого образования, не исследуются концептуальные подходы использования данного понятия в технологиях подготовки спортсменов и школьников, что останавливает процесс дальнейшего совершенствования теории и методики спортивной тренировки и процесса физического воспитания. Отсутствие понятийного аппарата не позволяет специалистам проводить прикладные исследования, ибо исходное понимание микроструктуры существенно различается в работах разных авторов. Научное осмысление микроформ двигательной деятельности требует утверждения единых методологических взглядов в понимании исходных структурно-функцио-нальных основ этой деятельности, формирования основополагающих подходов к организации спортивно-педагогического процесса, разработки проектно-технологических систем построения его микроструктуры. ^ На научно-методическом уровне: просматривается противоречие в связи с запросами развивающейся передовой физкультурно-спортивной практики, где широко используются двигательные задания как микроформа подготовки, и явно неудовлетворительными методологическими знаниями по данной проблеме, отсутствием апробированных в экспериментальных исследованиях модернизированных конструкций к построению учебно-педагогического и спортивно-соревновательного процессов на базе новых взглядов, новых практических подходов, новых экспериментальных технологий, не отвергающих урок как основную форму организации двигательной деятельности в физическом воспитании и спорте, но рассматривающих новый этап дифференцированного восприятия его составляющих компонентов, с его внутренней логикой, организацией, преемственностью и последовательностью. Сегодня в развивающихся знаниях о спортивно-соревновательной и физкультурной деятельности микроформы этой деятельности требуют серьезного научного изучения и формирования соответствующей теории, поскольку те структурные звенья педагогического процесса, которые мы привыкли воспринимать как его первооснову, а именно урок, занятие, тренировку, перестают удовлетворять практиков физической культуры и спорта. Таким образом, изучаемая в данном исследовании научная проблема является актуальной и своевременной, а научные изыскания в этом направлении становятся исследованиями первостепенной важности, значимости и первоочередного уровня решения.Основополагающей идеей исследования выступает положение о том, что задание является исходным элементом организации двигательной деятельности в ее микроструктуре, в связи с чем, можно утверждать, что качество и эффективность спортивно-педагогического процесса во многом зависят от выбора и построения оптимальных заданий, учитывающих характеристики двигательной деятельности, уровень подготовленности юных спортсменов и школьников, индивидуальную текущую адаптированность к тренирующим воздействиям. В нашем исследовании сформулированы научные положения в организации и управлении оперативно-текущей двигательной деятельностью на базе принципиальных установок конструирования двигательных заданий, среди них: учет закономерностей соревновательной деятельности, единство педагогической и биологической составляющих в организации заданий, адекватность параметров спортивных действий желаемым тренировочным эффектам, что достигается в модельных экспериментах поиска оптимальных условий, позволяющих предписывать, нормировать характер тренировочной деятельности, способствующих успешному прогнозированию результативных достижений в связи с заданными условиями действий. Эти принципиальные установки отражены в конструировании двигательных заданий на примере бега на короткие и средние дистанции у юных спортсменов. Если разрабатываемые подходы конструирования двигательных заданий и организации микроформ двигательной деятельности окажутся эффективными при проверке в ряде видов спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическое значение проведенной работы перерастает рамки частных теоретических знаний и принимает методологический характер.^ Объект исследования – организация двигательной деятельности в микроструктуре спортивно-педагогического процесса.Предмет исследования – задание(я) как структурно-функциональная единица двигательной деятельности.^ Цель исследования – разработать и научно обосновать методологию конструирования двигательных заданий в системе оперативно-текущего управления двигательной деятельностью в спортивно-педагогическом процессе с учетом знания основополагающих характеристик этой деятельности.^ Гипотеза исследования. Методология конструирования и построения двигательных заданий в спортивно-педагогическом процесса юных спортсменов и физическом воспитании школьников будет педагогически целесообразной и продуктивной, если ее базовую основу составит система подходов к организации двигательной деятельности, где будут отражены: подходы к пониманию двигательного задания как исходной структурно-функциональной единицы двигательной деятельности, как исполнительной формы двигательного действия, направленного на решение двигательной задачи с целевой устремленностью к должной результативности при заданных условиях и требованиях его выполнения; педагогические характеристики двигательной деятельности, предусматривающие учет закономерностей соревновательной деятельности, знание ведущих двигательных способностей в структуре подготовленности юных спортсменов и школьников, различие индивидуальных особенностей участников деятельности; физиологические и медико-биологические характеристики двигательной деятельности, представленные показателями функциональной активности систем организма, дающими точное представление об адаптационных процессах в ответ на заданное действие; подходы к конструированию двигательных заданий на базе методов планирования модельных экспериментов при поиске оптимальных условий, устанавливающие количественные параметры нагрузок в заданиях; подходы к управлению оперативно-текущей двигательной деятельностью, в основу которых положены проектно-технологические системы использования двигательных заданий, решающие задачи повышения физической и спортивно-соревновательной подготовленности юных спортсменов, укрепления здоровья школьников, их обучения и развития. На основе базовых представлений о практической методологии, сформулированных в работах А.М. Новикова, Д.А. Новикова (19942007), определяющих методологию как учение об организации деятельности, характеризующих ее структуру, где предусматривается фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации, технологическая фаза, результатом которой является реализация системы, рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы, а также в соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: Выявить сущностные характеристики понятия «двигательное задание», сформулировать его определение. Обосновать методологические подходы к организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников и разработать принципиальные установки конструирования двигательных заданий. Определить педагогические, физиологические и медико-биологичес-кие характеристики соревновательной и тренировочной деятельности юных спортсменов в возрастном и квалификационном аспектах в видах спорта, на предметной основе которых будет проведено конструирование заданий. Разработать технологии модельно-целевого конструирования двигательных заданий, их пошаговой регламентации при решении задач совершенствования физической подготовленности юных спортсменов на примере бега на короткие и средние дистанции. Обосновать использование двигательных заданий в системе блочно-модульного построения уроков физической культуры для целей эффективной организации физического воспитания школьников. Обосновать использование двигательных заданий в индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов и программировании индивидуальной физической активности учащихся. Апробировать в ходе педагогического эксперимента проектно-технологические системы модельно-целевого конструирования двигательных заданий, пошаговой регламентации, блочно-модульного построения уроков физической культуры, закрепляющие восприятие заданий как структурной основы спортивно-педагогического процесса. ^ Теоретико-методологическую основу исследования составили: – деятельностный подход, или психологическая теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Е.П.Ильин); – методология практической деятельности (А.М.Новиков, Д.А.Новиков, Э.Г.Юдин); – теория учебной деятельности и ее дидактические аспекты (Г.А.Балл, Е.В.Ковалевская, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, А.И.Уман, И.Э.Унт, Л.М.Фридман); – физиология спортивной деятельности и теория адаптации (В.К.Бальсевич, В.Е.Борилкевич, А.Д.Викулов, Н.И.Волков, Н.Н.Сентябрев, И.Н.Солопов); – акмеологический и кинезиологический подходы (С.В.Дмитриев, В.Б.Коренберг, Ю.Ф.Курамшин); – кибернетический подход (Н.А.Бернштейн, В.М.Зациорский, С.М.Гордон, Ю.Н.Москвичев); – методология моделирования и программирования (Ю.В.Верхошанский, В.Н.Селуянов, Б.Н.Шустин); – методология планирования экспериментов при поиске оптимальных условий (Ю.П.Адлер, И.П.Ашмарин, В.В.Налимов, Н.А.Чернова, В.М.Зациорский); – классификационный подход и экспертные оценки (С.Д.Бешелев, М.А.Годик); – системный и структурно-функциональный подходы в спортивной деятельности (Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, В.М.Зациорский, Ю.В.Верхошанский); – теория системы спортивной подготовки (А.П.Бондарчук, А.Н.Воробьев, В.Б.Иссурин, T.Bomba); – теория спорта высших достижений (С.И.Вовк, Е.П.Врублевский, Е.Б.Мякинченко, В.Н.Селуянов, А.И.Шамардин, Е.А.Ширковец); – теория юношеского спорта (В.П.Филин, М.Я.Набатникова, В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук, В.П.Губа, А.А.Кудинов, А.А.Сучилин, В.П.Черкашин, А.А.Шамардин); – опыт разработки тренировочных заданий (Д.А.Аросьев, В.Г.Алабин, Б.Ф.Вашляев, В.В.Гожин, В.Б.Иссурин, В.П.Попов, В.П.Черкашин и др.).^ Методы исследования. Совокупность методов, используемых для решения поставленных задач, включала: – анализ научно-методической литературы, изучение передового спортивного опыта, педагогические наблюдения, хронометрирование, методы экспертных оценок; – методы инструментального контроля и диагностики: электрохронометрирование, видеосъемку, мониторинг сердечного ритма в условиях спортивной деятельности с помощью «POLAR RS400, RS800CX»; – физиологические и биохимические методы исследования: реовазографию, определение лактата, креатинина, неорганического фосфора, глюкозы; – методы теоретического моделирования, сочетаемые с педагогическим проектированием и конструированием, прогнозированием, ранжированием, классифицированием; – собственно педагогические методы исследования: педагогические контрольные испытания-тесты, сравнительный педагогический эксперимент; – методы математической статистики, в том числе вариационный анализ, корреляционный, регрессионный анализ, проверка статистических гипотез, методы планирования модельных экспериментов при поиске оптимальных условий; и другие.^ Организация исследований. На первом этапе (1984-1994 гг.) изучались общие вопросы научно-теоретического характера о спортивной подготовке, анализировалась проблематика спортивной тренировки в отдельных видах спорта, обобщался опыт передовой спортивной практики; проводились педагогические наблюдения, осуществлялось анкетирование, педагогическое тестирование, разрабатывались экспериментальные методики тренировки прыгунов и бегунов в легкой атлетике; анализировались закономерности построения спортивной тренировки в различных циклах подготовки, в том числе в макро- и микроциклах, определялись направления индивидуализации юных и квалифицированных спортсменов. Итогом данного этапа исследования стала защита автором в 1989 г. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04.На втором этапе (1995-2004 гг.) разрабатывалась методология настоящего диссертационного исследования: определялась цель, гипотеза, задачи исследования, подбирались адекватные для решения поставленных задач методы и инструментальные методики, определялись площадки, где проводились многочисленные педагогические эксперименты, апробировались частные технологии конструирования ДЗ и на их основе решались задачи совершенствования спортивной подготовленности юных спортсменов на примере ряда видов спорта (легкой атлетики – бег на короткие и длинные дистанции, баскетбола), внедрялись технологи индивидуализированной подготовки. В результате проведенных исследований при научном руководстве автора успешно защищены диссертации аспирантами и соискателями Г.В. Бугаевым (1998), М.В. Леньшиной (1999), Ю.А. Купцовым (2002), Е.В. Готовцевым (2004) на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04. Полученные совместно результаты опубликованы. На третьем этапе (2005-2011 гг.) выполнены итоговые исследования, завершены научные разработки, получены результаты, подтверждающие гипотезу исследования в рамках изучаемой проблемы. В результате проведенных исследований при научном руководстве автора успешно защищена диссертация аспиранткой М.Е.Злобиной (2009) на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04, ряд соискателей и аспирантов продолжают научные исследования. Полученные совместно результаты опубликованы. На завершающем этапе исследования опубликованы монографические издания, учебные пособия, имеющие гриф УМО по образованию в области физической культуры и спорта.^ Достоверность и обоснованность полученных результатов определяются: научно-теоретическим обоснованием избранного исследовательского направления, где представлена современная научно-методологическая база знаний философского, психологического, дидактического и методического уровней, что позволило сформулировать основополагающие идеи исследования и научные положения, представленные в диссертации, осуществить правильный выбор критериев оценки деятельности; многолетними динамическими наблюдениями, проверкой основной гипотезы исследования в условиях реального тренировочного процесса с участием юных легкоатлетов и спортсменов других видов спорта; достаточной продолжительностью и большим количеством участников опытно-экспериментальной части исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, количественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов модельных и сравнительных педагогических экспериментов; тщательной и объективной статистической обработкой материала, корректной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данных; всесторонним анализом полученных результатов и их широким обсуждением. Существенными элементами научной новизны являются: научно-теоретическое обоснование заданий как первичных структурно-функциональных элементов двигательной деятельности, целенаправленных на решение двигательной задачи и достижение результирующих показателей при должных условиях протекания этой деятельности; методологические основы оперативно-текущего управления двигательной деятельностью юных спортсменов и школьников, определяющие самостоятельность первичных форм двигательной активности – двигательных заданий, выстраиваемых в спортивно-педагогическом процессе в логике решения задач текущей, этапной и долговременной подготовки; концептуальные основы и базовые принципы конструирования двигательных заданий при учете ведущих сторон двигательной деятельности, в том числе соревновательных характеристик, физиологических и биологических параметров двигательной деятельности, соразмерности тренировочных эффектов и системы воздействующих факторов; технологические подходы модельно-целевого конструирования двигательных заданий при решении задач совершенствования физической подготовленности юных спортсменов, на примере бегунов на короткие и средние дистанции, где достижение целевой результативности осуществлялось подбором и варьированием факторов влияния по заданной программе оптимальных экспериментов; технологические подходы пошаговой регламентации двигательных заданий, предусматривающие выявление конструкции наиболее типичных заданий и определяющие их направленность при достижении планируемых функциональных сдвигов, рассматриваемые на примере подготовки юных бегунов на средние дистанции; проектно-технологические системы использования двигательных заданий в текущей индивидуализации двигательной деятельности юных спортсменов, на примере бегунов на короткие дистанции, где учитывалось состояние энергетических систем, предопределяющих выбор того или иного варианта двигательной деятельности в условиях соревнований; технологические основы программирования индивидуальной физической активности школьников в системе блочно-модульного построения уроков физической культуры, закрепляющие восприятие двигательных заданий как структурной основы спортивно-педагогического процесса.^ Теоретическая значимость заключается в дополнении ключевых положений теории физической культуры и спорта и существующих концепций построения спортивной тренировки новыми знаниями об организации двигательной деятельности в ее микроформах. Выдвигаемые в исследовании положения содействуют утверждению начальных конструктивных форм спортивно-педагогического процесса, где в качестве исходного элемента микроструктуры признается двигательное задание. Выделение задания как первичной структурно-функциональной единицы двигательной деятельности обосновано методологическими установками деятельностного, структурно-функционального и системного подходов, дополненных психолого-дидактическим пониманием «задания» как исполнительной формы действия в двигательной ситуации, разрешающей поставленную педагогическую задачу достижения намеченной цели, где совокупности условий и требований к деятельности человека обуславливают заданную результативность. Полученные новые знания устанавливают причинно-следственные связи между компонентами задания, объясняют функциональную зависимость целевых результирующих показателей от конкретных условий протекания двигательной деятельности, а при заданном влиянии прогнозируют величину сдвигов в целевых характеристиках физической активности ее участников, предписывают должные физиологические изменения в ответ на заданное действие, а вместе с тем описывают процесс выявления оптимальных каждому индивидуальному человеку тренировочных воздействий, свойств и отношений в процессе этой деятельности. Произведенные знания содействуют правильному пониманию места и роли двигательных заданий в рациональном построении спортивно-педагогического процесса, показывают эффективность организации двигательной деятельности при использовании системы заданий с известными ответными реакциями в процессе упражнения, а в целом содействуют повышению двигательной подготовленности юных спортсменов и школьников, росту спортивных достижений, показателей их физической подготовленности, улучшению здоровья. Реализованные в исследовании технологии двигательной подготовленности юных спортсменов и школьников как проектно-технологическая часть методологии позволили поднять управление спортивно-педагогическим процессом на новый уровень организации и достижений. Представленные в диссертации направления индивидуализации спортивно-педагогического процесса при использовании двигательных заданий существенно расширяют возможности индивидуально-ориентированного управления физической подготовленностью в различных возрастных и квалификационных группах, доказывают ее научную значимость в общей теории физической культуры и спорта. Полученные знания вносят весомый вклад в развитие теории и методики подготовки спортивного резерва и в совершенствование физического воспитания школьников.^ Практическая значимость результатов проведенного исследования выражается в том, что полученные факты повышения эффективности спортивно-педагогического процесса при использовании двигательных заданий на базе выдвигаемых методологических положений организации двигательной деятельности на примере бега на короткие и средние дистанции характеризовались более высоким ростом показателей соревновательной и тренировочной результативности юных атлетов по сравнению с традиционной организаций спортивно-педагогического процесса, основанной на классическом планировании макроциклов тренировки с последующей экстраполяцией целевых задач подготовки на средние и малые циклы, урочные формы занятий. Прикладная значимость исследований подтверждается высокой оценкой губернатора Воронежской области в связи с внедрением результатов исследований в практическую работу образовательных учреждений среднего (полного) и дополнительного образования данного субъекта федерации и объявлением благодарности за большой вклад в развитие науки и образования и монографию «Урок легкой атлетики в школе», а также достигнутыми спортивными результатами непосредственного участника педагогического эксперимента МСМК А. Павельева, который стал Чемпионом Европы по легкой атлетике в 2009 году среди юниоров до 23 лет в беге на 3000 м с препятствиями, в 2010 году – чемпионом России в эстафетном беге 4х1500м, в 2011 – серебряным призером Кубка России, первым и действующим тренером которого и является автор настоящего исследования.^ Основные положения, выносимые на защиту: Фактологическую основу методологии организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников составили научные знания и представления о двигательном задании как структурно-функциональной единице спортивно-педагогического процесса. Двигательное задание следует рассматривать как исполнительную форму двигательного действия, целенаправленного на выполнение двигательной задачи, где достижение должной результативности определяется условиями и требованиями его выполнения. Методология организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников предусматривает совокупность мер, включающих проектирование микромоделей двигательной деятельности, их технологическую реализацию, оценку эффективности двигательных заданий в экспериментальной практике. Методология конструирования двигательных заданий требует знания педагогических и физиологических характеристик соревновательной деятельности, выявления наиболее информативных показателей, рассматривает их в виде параметров оптимизации двигательной деятельности в технологиях проектирования тренирующих воздействий. Методология конструирования двигательных заданий предусматривает учет характерных условий для достижения поставленной цели, выявление закономерных отношений между факторами влияния и результирующими показателями в задании, определение оптимальных характеристик двигательных заданий. Методология конструирования двигательных заданий рассматривает планирование модельных экспериментов при поиске оптимальных условий как необходимую часть теоретического моделирования, позволяющего предписывать, нормировать характер тренировочной деятельности, устанавливающего оптимальные количественные параметры нагрузок в заданиях. Методология организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников предусматривает проектно-технологические системы модельно-целевого проектирования, пошаговой регламентации двигательных заданий, их использование в системе блочно-модульного построения уроков физической культуры, что существенно повышает эффективность спортивно-педагогического процесса, оптимизирует практику физического воспитания школьников, значительно улучшает физическую подготовленность учащихся. Методология организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов и школьников согласуется с построением индивидуальных программ физической активности ее участников и предусматривает индивидуализацию спортивной подготовки с использованием двигательных заданий, что обеспечивает высокую продуктивность спортивно-педагогического процесса.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на международных конференциях и конгрессах (Санкт-Петербург, 2007; Пинск, Беларусь, 2011; Кишинев, Молдова, 2010, 2011), всероссийских (Москва, 1991, 1995, 1999, 2003, 2011; Воронеж, 1992, 2007), региональных научно-методических и практических конференциях (Кишинев, 1991; Липецк, 1994; Воронеж, 1991, 1998, 2000, 2005), обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики физической культуры ФГОУВПО ВГИФК (1998-2010) и кафедры физического воспитания и спорта ГОУВПО ВГАСУ (2010-2011), опубликованы на международном, всероссийском и региональном уровнях. Материалы исследования представлены в монографиях и учебных пособиях автора.^ Объем и структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 425 страницах, состоит из введения, шести глав, выводов, списка литературы, приложений. В содержании работы приведено 17 рисунков, 65 таблиц, 600 источников литературы, 45 приложений, 10 актов внедрения.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫВ I главе излагаются научно-теоретические взгляды в представлении первичных форм спортивно-педагогического процесса и организации двигательной деятельности, где двигательное задание рассматривается как исходная структурно-функциональная единица этой деятельности. Термин «двигательное задание» получил широкое распространение в практической и методической деятельности специалистов, тренеров, педагогов, учителей. Понимание задания в практике воспринимается как атрибут распорядительной деятельности тренера, где разговорно-обиходный стиль употребления данного термина трактует его как назначение, исполнение, повеление, как данность, заданное действие. В словарной статье в толковых словарях С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, Т.Ф.Ефремовой, задание трактуется как «то, что назначено для выполнения», «процесс действия по знач. гл.: задавать; результат такого действия»; «возложенная на кого-то задача, поставленная цель», «упражнение, урок» и другие толкования. Различают синонимы: тренировочное задание, учебное задание, домашнее задание и другие. Многие исследователи отождествляют задание с нагрузкой. Несмотря на очевидность различий в понимании терминов «двигательное задание» и «тренировочная нагрузка», поскольку различие диктуется рассмотрением этих терминов в значениях форма и функция, в работах по теоретическому обоснованию методологических подходов к организации двигательной деятельности наблюдается их явное отождествление, и это видится даже в таких солидных публикациях, как работы Ю.В.Верхошанского (1988), А.Н.Воробьева (1989), В.К.Бальсевича (2009), В.Б.Иссурина (2010), М.А.Годика (2010) и других. А.Н. Воробьев полагает, что в структурной организации тренировочного процесса системообразующим фактором должна выступить тренировочная нагрузка. По мнению автора, именно она определяет целевую упорядоченность двигательной деятельности спортсменов, обуславливает закономерности адаптации организма тренирующихся атлетов, задает характер построения спортивной тренировки, формирует ее целостность и утверждает непрерывность процесса подготовки, а вместе с тем выражает дискретность, точечность, дробность его первичных образований. В.К. Бальсевич, пытаясь определить структурные звенья многолетнего процесса физической подготовки человека, выделил пулы занятий минимизированных, однонаправленных, структурно организованных тренировочных воздействий. Автор утверждает, что абсолютные результаты развития кинезиологического потенциала человека зависят от характера, направленности, содержания и интенсивности тренирующих и обучающих воздействий, что требует от тренера обоснованного распределение во времени тренировочных нагрузок разной направленности. Отождествление формы и функции в деятельностном процессе, которую допустили авторы, где тренировочная нагрузка предстает и как форма организации тренировочного процесса, и как функция развития систем организма, явились недостатка


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.