Реферат по предмету "Религия"


Мифологические сюжеты эпоса Манас 2

Содержание:

Введение
О мифологическихсюжетах эпоса«Манас»
Мифы о священномдереве
Мифологическиемотивы с участиемКошоя
Заключение
Литература
Введение

Кыргызы, древнейшийнарод ЦентральнойАзии. Как и улюбого другогонарода мира, на протяжениимногих векову них появилисьпамятникидуховной культуры, составляющиенеотъемлемуючасть традиционнойэтническойкультуры. Какпоказываетистория развитиячеловечества.Никакому классуне давалосьсоздавать своюкультуру напустом месте, не опираясьна прошлоенаследие.
Одним из такихпамятниковдуховной культуры, по которомуможно и в определенноймере реконструктироватьисторию и культуруКыргызскогонарода являетсявсемирно известныйгероическийэпос «Манас».Обращение кэпосу «Манас»является актуальнымдля исследователейсамого широкогопрофиля: языководам, фольклористам, философам, этнографам, археологами др.
Этнографы, как и историкифольклористыили литературоведы, должны приниматьво внимание, любое событие, явление илиэтнографическийфакт изображаетсяв эпосе в творческипереработанныйэпоэтизированной, иногда переосмысленнойформе. Но с учетомэтого важногомомента данныеэпоса представляютвыдающийсяинтерес, посколькуони смогутраскрыть нетолько новыестраницы дляпознания историикультуры кыргызскогонарода, но ипредоставитьв распоряжениеэтнографовблагодарныйматериал дляпонимания ираскрытиядревнейшихэлементовобщечеловеческойкультуры.
Мифологияприсуща всемнародом мира.Однако, являясьдуховным отражениемисторическогоразвитиячеловеческогообщества, онапотерпелаглубокие изменениянеодинаковыеу разных народовмира. Мифологическоемышление, являясьчастью человеческоговосприятиямира моглостихийно возникнуть.Также претерпетьсильные измененияв результатеперехода обществак следующейстепени своегоразвития.
Мифы составляютчасть духовнойкультуры человечестваи дошли до нашихдней как древнейшаяоснова мировойкультуры несдаваясь вподробностио происхождениии понятийногоаппарата мифов, отметим, чтомифы, как и умногих народовмира, существовалии у кыргызов.Однако у кыргызоведенииочень незначительночисло исследованийпо мифам. Чтоже касаетсямифологии эпоса«Манас», а такжекыргызскогофольклора вцелом, то онидо сих пор неизучались.Исключениесоставляютлишь те единичныеисследованияфилологов, вкоторых тойили иной мерепривлекалисьмифологическиематериалыотраженныев устном творчестве, в том числе в«Манасе».
Структурамоего рефератасостоит из трехнебольших глав, введения, заключенияи использованнойлитературы.
В первой главео мифологическихсюжетах эпоса«Манас» рассматриваетсяо мифах с участиемразличныхживотных. Вовторой главеподобранысообщения эпосав священномдереве байтерек, котороеможно рассмотретьв философскомвзгляде другихнародов миракак мировоедерево. В третьейглаве рассматриваютсямифологическиемотивы с участиемКошоя. В заключенииподводятсяитоги проделаннойработы.
О мифологическихсюжетах эпоса«Манас»

Значительнуючасть мифологическихсюжетов эпоса«Манас» составляютповествованияо животных, названия которыхво многих случаяхупотребляетсяв качествесравнений.Например, тольков эпосе «Эртоштюк», которыйс некоторойоговоркой можноотнести к циклуэпопеи «Манас», в качествеобраза сравненийвыступают 57названийпредставителейживотного мира.Общее числоих сравненийв тексте около140.
Одним ихмифологическихживотных, описанныхв эпосе «Манас», является Алпкара куш, огромная, сказочнаяптица, котораячасто приходитна помощь богатырямкритическиемоменты. В «Манасе»образ Алпкаракушв большинствеслучаев сравниваетсяс другими птицамиили богатырьуподобляетсяэтой огромнойптице, чтобыпоказать темсамым его мощь, силу, грозныйвид.
Относя птицуАлпкаракушк мифическимобразом, И.Мамыровотмечает, чтоподобный образмифическойптицы имеетсяу монголов –Гаруд, у алтайцев– Кашкереде, в Иранскомэпосе «Шахнаме» – симруг.
Далее онотмечает, чтооткрытое вЗабайкальеА.П.Окладниковымнаскольноеизображениехищной птицыявляется изображениемберкута, которомупокляналисьбуряты. Изображениеэто, по мнениюМамырова, якобысовпадает сописаниемАлпкаракушав «Манасе».Следы начетанияхищных птицсохранилисьдо начало ХХвека в этнонимиикыргызов. Так, например, известныэтионим Жагалмайи Тамга целогоряда кыргызскихплемен правогокрыла. В большинствевариантов«жагалмайтамга» представляласобой изображениелетящей птицы.В 1953 году С.М.Абрамзонзафиксировалтакую тамгуи Приисыккулена стремени.
В родо племеннойструктурекыргызовзарегистрированыеще такие генионимы, как жору, каракуш, кара кунаси др. Эти названия, вероятно, осталисьв этнонимиикак отголосокмифическихвремен. Этонеплохо показанов книге Д.С. Дугарова«Об историческихкорнях белогошаманства».
Как отмеченовыше, в «Манасе»содержитсянемало сведенийо мифическихживотных некоторыеиз них оченькрасичноживописуется.Обычно сведенияо мифическихживотных даютсяпри описанииправдоподобныхявлений и событий.
Для наглядностисравним эпическиесады с их фаунойи флорой. И реальносозданные всвое время садыБабура и егопотомков, атакже другихмонголов. Бабуризучил множествоживотных иптиц. Заманчиво, например, сопоставитьописанное имживотное сийрасс эпическимсаяс. Оченьвозможно, чтов текст кыргызскогоэпоса моглипопасть и измененномвиде увиденныесказителямиразных временв реальнойжизни животныеи растения.
Кыргызскиесказители моглибыть знакомыи с литературнымиисточникамисвоего времени.В том числе ис работой Бабура.Еще большенарастаетсходство планировкиэпическогосада с садамивеликих Монголов, которые считаютсяшедеврамимирового садовогоискусства. Присравнениимонгольскогосада и садаАлооке из «Манаса»нетрудно увидетьсходство вбассейнах ипланировкевообще. Такойметод сравненияпозволяетговорить, чтореальность, сказительскийвымысел и мифсоединилисьв единое целоев грандиозномкыргызскомэпосе. С позицииисторика иэтнографа еговправе констатировать, что мифологическихсюжетах, которымистоль обильнонасыщен «Манас», в той или иноймере можноразглядетьисторическиесобытия иэтнографическиереали.
Вообще, еслирассматриватьэпос в целом, то почти всегерои его наделенысказочнымичертами. Преждевсего, мифологическимипокровамиокутан образсамого Манаса– главногогероя кыргызскогогероическогоэпоса. Классическимпримером тогоявляется эпизод«Как Манасвидел сны»; азатем устроентой, чтобыистолковатьих. Трудно найтисюжет, где образМанаса был быподан без сказочнойотрасли. Нелишены мифологическихчерт и образысподвижниковМанаса.
В эпосе «Манас»встречаютсясведения и омифическихживотных, перечисленныхв одном поэтическомряду с чудовищамиМодьми. Следуетзаметить, чтопри всей сказочностии невероятностиподобных названий, они заслуживаютпристальноговнимания лингвистов, ибо некоторыеиз них могутбыть расшифрованыс помощью языковыхпостроений.Возьмем, например, название чудовища«алаткак».Издатели «Манаса»истолковываютэто слово как«Сказочноеживотное».Однако высказалии любопытноепредположение, что слово алаткак, возможно уходитсвоими корнямик древне-тюркскомуадих-аюу, т.е.медведь. Думается, что можноэтимологизироватьи отдельныедругие наименованиеживотных. Покрайней мере, можно объяснитьпоявлениеназвания реальныхживотных вэпосе, но наделенныхмифическимикачествами.Например, упоминаемоев эпосе животноеборсо переводитсякак кенгуру.Некоторыеназвания животныхиз эпоса иноязычны.Например керикпереводилоськак «носорог».Если учесть, что лексическийпласт «Манас»еще далеко неполностьюизучен, тостановитьсявполне очевидным, сколь актуальноисследованиемифологическойтерминологииэпоса.
У кыргызовнемало легенд, преданий исказок, в которыхперсонажамиявляются собаки.Один из популярныхперсонажейв легендах ипреданиях, вообще в фольклоре, в том числе в«Манасе» –Кумайык. ПотолкованиюК.К. Юдахина, эта сказочнаясобака (от которойникакой зверьне может укрыться; рождена онахищной птицыгрифа); куш торосу– буудайык, итторосу кумайык(поговорка).Кумайык – кличкасобаки богатыряМанаса. Каквидим, в приведеннойв словаре поговоркеупоминаетсябуудайык –название сказочнойхищней птицы, что также являетсяпредметомрассмотрениямифологии.Согласно эпосу, Кумайыка, ставщегов будущем вернойсобакой-другом, находит самМанас на перевалеКуш-Булак, возвращаясьс охоты.
Это соответствуетэтнографическимматериалам, согласно которым, по понятиюкыргызов, покровительсобак называетсяКумайык. Рождаетсяон якобы отмифологическойхищной птицы, голова которойпохожа на головуберкута, туловищаего как у льва.Своего детеныша-щенкаоставляет онаобычно на пустынномгорном перевалеили на безлюдномдороге. Родившийсященок в началеочень слаб иневелик – примернос человеческийкулак. Если втечение трехдней послерождения егонайдет человек, щенок станетКумайыком идля своегохозяина наохоте будетбрать любогозверя – от архарадо барса и тигра.Если же в течениетрех дней щенкане увидит человек, он становитсяякобы плешивымгрифом илиорлом. Человек, нашедший Кумайыка, в течение семидней не долженспать, ухаживатьза щенком, иначеКумайык бесследноисчезает.
Находка щенкабыла такойрадостью, чтов честь этогособытия былорешено зарезатьбелую кобылицу, которая жеребиласьсемь лет подряд.В описании этихсобытий имеетсяряд этнографическихдеталей.
Зарезав белуюкобылицу, в еебрюшной и реберныйжир окунаютмордочку щенка, соблюдаетсявсе обрядыжертвоприношенияи имя наречения.После этоговышел вопрос, кому доверитьухаживать защенком, присматриватьза ним должнатолько женщина, чистая и непорочная.При этом онадолжна хорошовладеть копьем, превосходнострелять излука. Выборпадает на Каныкей, будущего невестуМанаса. Вручаященка Каныкей, на которойхочется женитсяМанас, сподвижникиего Ажыбай иБакай строгонастрогопредупреждаетее; что черезшесть месяцевона должнасделать изщенка настоящегоКумайык. Согласившисьна это трудноедело, Каныкейначала раститьщенка. Следуетотметить, чтоперсонаж, подобныймифическомуКумайыку, имеетсяи в фольклоредругих тюркоязычныхнародов и преждевсего казахов.По поверьюказахов, кумай– мифическаяптица, котораягнездится там, где не ступаетнога человеческая.Из ее яйца ивыводитсященок, которогоназывают «щеноккумайа», подругому варианту, собаки кумайвводится изяиц пестрогогуся.
У одного изнародов ЮжнойСибири – хакасовизвестна сказкао Кубай-Хусе.Следует отметитьпоразительноесходствоповествованияхакасов об этоймифическойсобаке с кыргызскимиверсиями. Следуетотметить, чтокыргызскиесказания оКумайыке иХакасскиеКубай-Хусеимеет оченьблизкие параллели.У кыргызов естьсказка «Жадныйотец». В нейКумайыка находити выхаживаетмальчик-сирота.И судьба еговпоследствиискладываетсясчастливо. Намиобнаруженатакая же легендау хакасов подназванием«Кокетей», гдеоднако повествуетсяо Кубай-Хусе.Попутно заметим, что Кокетейи в Манасе, и вхакаской легенденазываетсябогатым человеком.Как видим, иэто животноеих фольклоракыргызов имеетаналоги у родственныхим народов.Примечательно, что среди ниххакасы, с которымикыргызы находилисьв тесном этнокультурномобщности.
В «Манасе»помимо эпизодов, связанных сживотными, имеется немалои других сведенийоб оборотничестве.Следует отметить, что эти мифологическиесюжеты в какой-томере соприкасаютсяс теми или инымиреальнымифактами.
Кыргызы изпокон вековжили в соседствес этносами, многие их которыхв религиозныхвоззренияхпридерживалисьбуддизма. Ктому же в результатеархеологическихизысканий натерриторииКыргызстананеоднократнонаходили памятникибуддизма. Вполитическихстранах присутствуютчилтены – мифическиесущества. Чилтенследует рассматриватьпод углом зрениямусульманскоймифологии.Чилтен относятк категориидухов и мифологиинародов СреднейАзии, в том числекыргызов. Терминчилтен восходитк персидско-таджикскомуязыку и переводитсякак «сорокчеловек». Однаков кыргызскомфольклоревстречаетсяне только сорокчеловек-кыркчилтен, но исемь челтенов-жетичилтен. Наличиечильтенов вэпосе «Манас»говорит о том, что в фольклорекыргызов ониотражены врезультатеих этнокультурныхконтактов снародами СреднейАзии. В эпосе«Манас» многиефантастическиепоступки егоперсонажейсвязаны с чилтенами.
К мусульманскоймифологииотносят исследователибурак или ал-Бурак, от арабского– блеснуть, сверкнуть. Вэпосе «Манас»встречаетсясведения о«бурак ат»вероятно восходящийк арабскомуслову бурак.
В кыргызскомязыке «бурак»или «бурак ат»истолковываетсякак «конь вполном убранстве, приготовленныйдля подаркана поминках».Однако мифичностьили сказочностьконя бурак вкыргызскоймифологии болеереалистичны.
В мусульманскойже мифологиибурак представляеткак верховноеживотное, накотором Мухаммедв сопровожденииДжабрииласовершил якобыночное путешествиеиз Мекки в Иерусалим.Его описываюткак белую лошадьс длинной спинойи длиннымиушами. На ногахбыли белыекрылья, чтобыон быстро скакал.Поздне с буракописывалсякак крылатыйконь.
Как явствуетиз этих примеровбурак – этомифологическийконь. Вероятнонароды СреднейАзии в том числекыргызы заимствовалиэти мифическиерассказы обураке у арабов, с принятиеммусульманства, что и запечатлялв своих строкахэпос «Манас».Однако, у кыргызовна наш взглядмифы о буракетрансформированпо своему. Вкыргызскоймифологии онзанимает незначительноеместо нежелиу других народовпринявшихислам, т.е. можноотметитьповерхностноеусвоение. Внастоящее времябурак можновстретить лишьв строках фольклорныхпроизведений.
В «Манасе»имеется мифы, вернее мифологическиеперсонажи, которые известныи в устном творчестведругих трюко-монгольскихнародов ЦентральнойАзии. В кыргызскомфольклоре однимиз таких персонажейявляется желмогуз, или существоподобное желмогузу.
Хотя К.К. Юдахинпереводитжелмогуз как«баба-яга», носудья по характеристикеэтого чудовища, это более сложноесущество. Подобныйобраз, правда, под иными названиями, но именно стаким же приметамишироко встречаетсяв фольклореи мифологииалтайцев инародов ЮжнойСибири.
Другимиперсонажами«Манас» распространеннымив мифологиии фольклореразличныхнародов мира, является одноглазыймакси малгун.Легенда ободноглазомвеликане имелаширокое хождениев данном эпосенародов СреднейАзии, в частности, огузо-туркменскомцикле литературы«Огуз Наме».
Из имеющихсяу народов мифаоб одноглазомсуществе, самымиархосичнымиявляются кыргызскиеверсии мифа.
Говоря омифическихсведениях эпоса«Манас». Имеющихмеждународныепараллели, вероятно следуетупомянуть ио мифическихсуществах, называвшихсяИталии. Женщиныу этого народабыли нормальныекрасивые люди, а мужья их –собаки, а понекоторымверсиям –псоглавы.
Интересно, что как и в «Манасе», так и в фольклоредругих народов, миф о циклонесвязан с рассказамио псоглавых.Например, обратимсяк сказке алтайцевоб одноглазомлюдоеде, «перваячасть которомв общих чертахсовпадает скыргызскими казахскимфольклорнымсюжетам о циклоне.Зато втораячасть сказкиизлагает версию, близкую к кыргызскойэпической, –о посещениистраны, в котороймужьями красивыхженщин являютсямужчина-собака.Врагом этихлюдей и былодноглазыйлюдоед по имениКиргис. Этасказка тесносвязана с кыргызскиммотивом в эпосеи по содержанию, и по названиюмифическихсуществ, и поимени людоедав алтайскомсказке.
Безусловно, трудно определитьистоки подобныхсказаний. Какзаметил С.М.Абрамзон «этотфольклорныймотив, широкораспространенныйв середине векаи отличный умонголов, а внаше время –у алтайцев икыргызов всходитк глубокойдревности ивозникает, по-видимому, с одной стороныв Греции, а сдругой — на дальнемВостоке. Весьмавозможно, чтоэтот мотивпроник в кыргызскийэпос оченьдавно, связьже его с дальневосточныммифотворчествомможет считатьсяболее чем вероятной».По крайнеймере, фольклорныймотив о псоголовыхбыл широкораспространенана Востоке, очем говориттот факт, чтона эту темусоздавалиськартины.
Следуетотметить, чтоэтот мифическийперсонаж присутствуети в других жанрахкыргызскогофольклора, втом числе вэпическихпроизведенияхтак называемоймалой формы.Издатели эпоса«Манас» поварианту С.Орозбаковаотмечают, чтоэтот мотиввстречаетсяв кыргызскойповествовательнойсказке, и чтоякобы сказительС.Орозбаковиспользовалсказочный сюжето псоголовыхв эпосе «Манас».

Мифы о священномдереве мира

В эпосе такжеотраженамифонистическаямодель мираи мировое дерево.По мнению М.Мамырова, модельмира выраженав таких традиционныхстроках «Манас».«Как будтосоздан из опорымежду небоми землей». Вкачестве опорыздесь называетсяБайтерек, о чемговорится иэпосе и в фольклоренародов ЦентральнойАзии, Сибирии Алтая. Авторсклонен считать, что сам Манасвыполняетфункцию священногодерева. В компонентебай в словебайтерек онвидит понятие«бог».
М.Борбугуловатакже склоненсчитать, чтомногие богииз мифологиив кыргызскомэпосе превратилисьв обычные персонажи.
Нам кажется, что ошибаютсяоба ученных.В утвержденииМ.Мамыровавызывает возражение, то что слово«бай» интерпретируетсякак бог. А.М.Борбугуловатоже ошибается, принимая самогоМанаса за бога.Манас – имяэпическое, иследует отметитьэтот антронониминтерпретироватьпо законамэпическогобытования. Акомпонент «бай»в выражении«байтерек»означает простосвященный, связанный ещес культурамдерева.
Хотя эпос«Манас» неможет датьполную картинупредставлениякыргызов омировом дереве, можно утверждатьчто байтереквполне вписываетсяв общую шаманскуюконцепциюмирового дерева, известную всемнародам Европы, Азии, некоторымнародам Африкии индейцамсеверо-западногопобережьяКанады. Одинокиерастущие вурочищах, илив святых местахдеревья у народовСредней и ЦентральнойАзии почиталисьеще с глубокойдревности.Например, какотмечает Д.С.Дугаровтакие деревьяу бурят назывался«Ангон Модон».В эпосе егоназывают сагсагайсагаан хуаа, чаще всего этобыла береза, но почти сошлисьи сосна, корноеива, ельи лиственница.
В калмакскомэпосе «Джангар»герой попавв подземныймир, спасаетсяс помощью дерева, которое растетв подземноммире, а вершинаего достигаетдо неба.
Из народовСаяна-Алтая, наиболее близкиепараллеликыргызскиемифы о мировомдереве находяту алтайцев ихакассов.
Бай терекиздатели эпосапереводят как«богатый тополь».Вероятно правильнеебыло бы перевестислово «бай»как священноет.е. как «священныйтополь». В толкованиион дает правильныйперевод, «родовоесвященноедерево в эпосе, около этогодерева приносятжертвоприношения, произносятзаклинаниядухам, производятмагическиедействия. Родовоедерево частоназывают такжетемир терек- «железныйтополь».
Как видимв алтайскомэпосе сведенияо мировом деревесохранилсяв более архаическомвиде, нежелив «Манасе».К.К. Юдахин переводитбай терек какопора, защитаи приводитпример из эпоса– «Мандайынабарааным, байтерек Бакайкарааным – (ты)моя надежда, моя опора(ты).Бакай мое упование».
Сведениеалтайскогоэпоса о байтереке находитблизкую аналогиюв хакасском«пай хазын»(священнаябереза).
И все же и в«Манасе» сохранилисьинформациио золото-лиственномсвященномдереве. Косвенноэто являетсядоказательствомтого, что алтайские, хакасские икыргызскиемифы о священномдереве имеетодин и тот жепервоисточник.Однако наиболеедоказательнымв этом планеявляется сведенияэпоса «Семетей»,2-й части трилогии«Манас». Здесьв эпизоде когдаЧыйырды – матьМанаса и Каныкей– жена его смаленькимСеметеем убегаютв Бухору, подороге встречаютбай терек. К4аныкейи Чыйырды упрашивают, умоляют байтерека, чтобыон укрыл и сталбы защитой. Каквидно это сведенияиз эпоса «Семетей»схожи с алтайскими хакасскимиэпическимисюжетами, разницалишь в манереизложения илиспособа стихосложения.
Таким образом, эпос «Манас»донес до нашихдней сведенияо мировом деревебай терек. Близкуюаналогию –кыргызскиемифы о бай теркеобнаруживаютв алтайскоми хакасскомэпосе, что говоритоб общностиих культуры.Все это не исключаетсхожести кыргызскихмифов о мировомдереве с подобнымимифами другихнародов Сибири, Центральнойи Средней Азии.

Мифологическиемотивы с участиемКошоя

Эпизоды сучастием Кошояв эпосе насыщенысказочномифологическимисведениями.Из всех вариантовэпоса «Манас»наибольшийматериал оКошое даетверсия С.Орозбакова.Например, вполном рукописномвариантеС.Орозбакова, второй томпочти полностьюрассказываето различныхпроисшествияхс участие Кошоя.Особенно насыщенымифологическимимотивами следующиеразделы в этомварианте эпоса:«Советы женыКошоя передего отправкойв путь», «какКошой убилКырмусшу и сталханом».
СказочнофантастическиеприключенияКошоя достигаетапогея, когдаон побеждаетсамого сильноговеликана Кырмусшу, и став вместонего ханом, раскрываетсяс помощью нетроумныхпримеров состальнымивеликанами, души которыхбыли в черныхптицах. Чтобыубить правителягорода ДагамакКырмушсу, Кошойпреодолеваетмножествоволшебныхпревращений: то в голубя, тов синий дымоки.т.д. и наконец, достигает цели.
Имя Кырмушсяявляющегосяна наш взгляд, кыргызскойформой верховногобожества, известногов иранскоймифологии какАхурамадза, а в монгольскойкак верховныйнебожительХормуста.Исследователиотличают наличиеэтого мифологическогоперсонажа нетолько у иранскихнародов, но ещена довольнообширной территориинародов СреднейАзии и Кавказа, Южной Сибирии Алтая, Монголиии Тибета в формеХормуста Тенгри, Хормуста Хани.т.д. Однакоеще не одинисследовательэпоса и мифологиииранский итрюко-монгольскийнародов неотличают присутствияимени Ахурамаздыв эпосе «Манас».Единственноекраткое замечаниена этот счетпринадлежитС.М. Абрамзону.
Анализ текста«Манаса» подтверждаетпредложениеС.М. Абрамзона.Однако он связываетэтот божествотолько с буддизмом.На самом делездесь картинасложная. На нашвзгляд, сказочно-фантастическиесюжеты «Манаса»с участиемКошоя относитсяк первоначальнымэтапам формированияэпоса. Здесьмы наблюдаемсильное смещениемифологическихи сказочныхэлементов, либо«в архаическомфольклореразличие междумифом и сказкойтрудноустановимо».Большинствоисследователейв настоящеевремя считают, что сказкипроисходитиз мифа, что «вархаическомфольклоресказочнаяфантастикастоль же конкретноэтнографично, как и в мифах», основана наконкретныхплеменныхверованиях.И действительно, сказочно-мифологическиерассказы оКошое выходятиз рамка эпоса«Манас». Косайили Эр Косайшироко известени в казахскомфольклоре.Первая публикацияо казахскомЭр Косае принадлежитВ.В. Радлову, хотя сведениео Косае приводятсяв героическомэпосе под названием«Эр Кокше».Последняяпубликацияявляется наиболееполным текстомсказание о ЭрКосае. Разницаимеется в некоторыхименах, а такжев том, что Косайявляется сыномЭр Бокше, в отличиеот Радловскойи Потанинскойверсии, гдедается как ЭрКоше. Называетсяи племя откудапроисходитКосай – этоногайменцы.Однако всеверсии сходитсяв том, что Косаймстит за своегоотца. Несмотряна то, что здесьзатрагиваетсятрадиционнаятема героическихсказаний –междоусобицаказахскихфеодалов, нетрудноразглядетьв этих произведенияхдревние мотивы.
Образ Кошояв самом эпосе«Манас», каки казахскихсказаниях, постепеннотрансформируетсяболее реальнуюличность. Напримерборьба Кошояс Жолоем описаныуже не совсемсказочно-мифологическомдухе, а наоборот, более правдоподобной, близок обычнымповествованиям.Нам думается, что какая-тореальная личностьс именем Кошойвклиниласьв кыргызскийфольклор, в томчисле в эпосе«Манас» и постепенноприобреламифологическуюоболочку. Точнее, многочисленныемифологическиесюжеты, имевшиев древностиширокое хождениеу иранских итрюко-монгольскихнародов, моглинасолитьсяна реальныеисторическиеличности, постепеннопереплавляяэти образы вэпические исказочномифологическиеперсонажи.
Наше мнениев определенноестепени подтверждаетсяупоминаниемразличныхписьменныхисточникахимени Кошой.Например, вработе Ч.Ч.Валиханова«Извлечениеиз Джами аттаварих»упоминаетсяимя Кошая изрода Качи. Вструктуреплемени солтоимелись родовыеназвания Качыи Кошой. Любопытно, что роды Качыи Кошой входилив подразделениеТалкан в составеплемени Солто.И наконец имеетсянесколькотопонимовКошой. Преждевсего это названиесредневековойкрепостиКошой-Коргон.Интересно, чтовыдающийсявостоковедВ.В.Бартольд, которой в своевремя пыталсяиспользовать, кыргызскийфольклор всвоих трудах, принял во внимание, что «у местныхжителей развалиныэтого укрепленияизвестны подназваниемКошой-Курган.Хотя послеВ.В.БартольдаКошой-Коргонв 1944 году впервыеисследованболее подробно, а в последующиегоды частичноизучен и другимиархеологамиКыргызстана, планомерное, стационарноеизучение памятниканачалось лишьс 1980 года. Раскопкипамятника даетнемало интересногои свидетельствуето перспективностиего дальнейшихисследований.К настоящемувремени имеетсянекоторыепредварительныеработы, посвященныегородищуКошой-Коргон.
Квалификационные, разностороннееизучение этогопамятника, помогло быузнать многонового не толькоо средневековойархитектуре, но и о том, почемуже местныежители называютего Кошой-Коргон.В этом районезарегистрированыеще гора и рекаКошой. Имеетсясело Кошой вкыргызскихрайонах Таджикистана, расположенногов Каратегине, совпадающегос именем легендарногогероя КатагановВосточногоТуркестана.
Наличие вКаратегинетопонима Кошойнаставляетнас считатьсяи с тем, что согласноэпосу «Манас», перекочевкукыргызов сАлтая в горыАла-Тоо возглавлялхан КатагановКошой. Мы ужеписали, чтотрактовкаперекочевкикыргызов присутствуетв основныхвариантахэпоса.
Таким образом.Эпос «перемолол»мифологическиесюжеты и реальнопроисшедшиесобытия изжизни кыргызовдовольно обширногодиапазонавремени. В эти«жернова»попадает иобраз Кошоя, который в эпосенаделен реальнымичеловеческимикачествами, но образ мифологическимимотивами. Таковаспецификаэпоса, и отделитьдействительноеот мифическогозадача весьмасложная.

Заключение

Мифы состоволяетчасть духовнойкультуры человечестваи дошли до нашихдней как древнейшаяоснова мировойлитературе.Мифы, как и многихнародов мирасуществовалии у кыргызов.
Значительнуючасть мифологическихсюжетов эпоса«Манас» составляетповествованияо животных, название которыхво многих случаяхупотребляетсяв качествесравнений.
Одним измифологическихживотных, описанныхв эпосе «Манас»является Алпкаракуш, которая частоприходит напомощь богатырямв критическиемоменты.
Эпос «Манас»содержит немалосюжетов, гдеотражены мифыо различныхсказочныхживотных. Некоторые, как например, о кумайыкеимеет аналогиипо таким жемифам другихнародов. Всеэто говоритв пользу того, что эти народыимели этнокультурнуюобщность. Вовсяком случаемифы о кумайыкевероятно всходятк единомуфольклорномупервоисточника.
В эпосе такжеотраженымифопоэтическаямодель мираи мировое дерево.
Мировое деревов эпосе «Манас»– это байтерек(«священныйтополь»). «Байтерек»означает простосвященный, связанный ещес культом дерево.
Хотя эпос«Манас» неможет датьполную картинупредставлениякыргызов омировом дереве, можно утверждать, что байтереквполне вписываетсяв общую шаманскуюмирового дереваизвестную всемнародам мира.
А также вэпосе «Манас»отраженысказочно-мифологическиеэпизоды с участиемКошоя. СказочнофантастическиеприключенияКошоя достигаетапогея. В эпизодахвстречаетсяимя Кырмуса, являющегосякыргызскийвариант верховногобожества, известныйу монголов какХормуста и уирано-язычныхнародов какАхурамадза.
Фольклоркыргызскогонарода многожанровый, один из важныхустных произведенийкоторого являетсямифы. Они дошлидо наших дней.Немаловажнуюисторико-этнографическиеинформациио прошлой жизникыргызов.
Всемирноизвестныйгероическийэпос «Манас»содержит различныемифологическиесюжеты.
Литературы

Абрамзон. С.М. «Киргизы и их этногенетические и историко культурные связи». Л., 1971.
Лосев А.Ф. «Мифология» (Советская историческая энциклопедия). М., 1966.
Токарев С.А. Мелетинский Е.М. «Мифология» (Мифы народов мира: энциклопедия). М., 1982. т.2.
Дугаров Д.С. «Исторические корни белого шаманства». М.: Наука, 1991. .
Короглы Х.Т. «Взаимосвязи эпоса народов средней Азии, Ирана и Азербаджана».
Кадырбаев Р.З. «Генезис эпоса «Манас». Фрунзе, 1980.
Борбогулов М. «Манас эпосунун байыйкы башатторы». Кыргызстан маданияты. 5 янв., 1987.
«Манас: киргизский героический эпос». М., 1984.
Кытырбаев Р.З. «Сказительское мастерство манасчи». Фрунзе,1984.
Кебекова Б. «Кыргыз казак фолькрлодук байланышы». Фрунзе, «Илим», 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.