На правах рукописиТарасов Денис ЮрьевичФОРМИРОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ19.00.07 – Педагогическая психологияА В Т О Р Е Ф Е Р А Тдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наукНижний Новгород – 2011РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ^ Научный руководитель член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессорФилиппова Людмила ВасильевнаОфициальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор^ Сорокина Татьяна Михайловна кандидат психологических наук, доцентВолодько Наталия ВалерьевнаВедущая организация ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского»Защита состоится 28 марта 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, аудитория 215. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».Автореферат разослан « » февраля 2011 г.Ученый секретарь диссертационного совета канд. пед. наук, доцент Н.Ф. Комарова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность проблемы исследования. Проблема самоотношения в юношеском возрасте ее место в структуре личности является актуальной в педагогической психологии. В зарубежных и отечественных психологических исследованиях самоотношение рассматривается в связи с познанием человека его отношений с окружающей действительностью, с его образом мира и картиной мира. На протяжении веков собственный образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина субъективного образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от внешней и внутренней среды. Образ собственного внутреннего мира значим для раскрытия проблемы понимания самого себя. Проблема изучения понимания внутренней картины мира субъекта имеет особое значение. Возрастающий интерес к человеческой индивидуальности привлекает внимание людей к особенностям личности, к закономерным проявлениям внутреннего мира окружающих. Исследователи и сходятся в том, что образ собственного внутреннего мира рассматривается как компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Построение образа начинается в определенных условиях в процессах получения информации из окружающего мира. К индивидуально воспринятому таким образом чувственному образу, который уже приобрел отнесенность к внешнему миру, применяются различные приемы смысловой обработки информации. Однако до сих пор нет специальных психологических исследований, направленных на экспериментальное изучение развития самоотношения в процессе становления субъективного внутреннего мира студентов в межличностном общении со сверстниками. Мы можем предположить, что в процессе изменения самоотношения, на протяжении жизни у человека происходит изменения представления о себе, своем предназначении, смысле своего существования и изменяется в ходе приобретения им нового опыта (Е.Ю.Артемьева, О.Е.Баксанский, Ф.Е.Василюк, А.Н.Леонтьев, В.В.Петухов, В.Ф.Петренко, В.И.Похилько, С.Д.Смирнов, А.Г.Шмелев, Дж.Брунер, Ж.Пиаже, Э.Толмен и др.). Самоотношение как компонент Я-концепции лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровне притязаний, и определяются такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия, которые преломляются в положительное или отрицательное отношение к самому себе. Таким образом, адекватно сформированное самоотношение является одним из главных факторов становления субъектности личности, которая ведет к её самореализации. Эта проблематика не является новой в психологической науке, самоотношение определяет картину внутреннего и внешнего мира, формирует представления о самом себе и обществе в целом. Позитивное самоотношение формирует позитивную Я-концепцию, осуществляет определяющее влияние на все сферы психики, что представлено зарубежными и отечественными теоретическими разработками и экспериментальными исследованиям (Е.Ю.Артемьевой, О.Е.Баксанского, Ф.Е.Василюка, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, С.Р.Пантилеева, В.В.Петухова, В.Ф.Петренко, В.И.Похилько, С.Л.Рубинштейна, С.Д.Смирнова, В.В.Столина, Е.Т.Соколовой, А.Г.Шмелева, И.И.Чесноковой, Дж.Брунера, Р.Бернса, У.Джемса, Ж.Пиаже, К.Роджерса, Э.Толмена и др.). Анализ научной литературы, а также педагогической практики вузов позволили выявить существование противоречия между соотнесением универсальной категории «самоотношения» и изменением субъективной картины мира и понимания самого себя в процессе учебно-профессионального общения с другими людьми. Очевидно, что разрешение изложенного противоречия возможно на основе специального теоретического и практического исследования проблемы самоотношения в процессе становления субъективной картины мира. Это обусловило проблему исследовательской работы, суть которой заключается в выявлении, разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке теоретических основ развития самосознания в процессе становления субъективной картины мира студентов. Необходимость научно-психологической разработки обозначенной исследовательской проблемы позволила сформулировать тему диссертационного исследования и представить ее как «Формирование самоотношения в юношеском возрасте в процессе межличностного учебно-профессионального общения со сверстниками».^ Цель исследования: изучение особенностей личностного развития в юношеском возрасте.Объект исследования: развитие важнейших личностных образований (самосознание) в юношеском возрасте. ^ Предмет исследования: психологическая структура, критерии, уровни и психологические условия развития самоотношения в юношеском возрасте.Гипотезы исследования: Самоотношение является действенной характеристикой самосознания и включает осознанную динамическую систему представлений человека о себе, интерпретацию своих особенностей, в совокупности с их оценкой, а также субъективное восприятие и реагирование на социальные воздействия. Самоотношение является тем психологическим механизмом, с помощью которого личность выделяет себя в качестве субъекта деятельности и выявляет собственную сущность. Психологическая структура самоотношения включает: а) самоинтерпретацию (самопредставление, самопринятие); б) интерпретацию жизненной ситуации как субъективное восприятие своего жизненного опыта и пространства, включающее особенности реагирования на происходящие события. Важнейшим психологическим условием развития позитивного самоотношения в юношеском возрасте является полноценное полисубъектное взаимодействие со сверстниками в инновационной вузовской среде. В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании ставились и решались следующие задачи исследования: Изучить философские и психологические исследования по проблеме становления самоотношения и Я – концепции в юношеском возрасте. Проанализировать процесс самопознания личности в ходе ее развития и выявить смыслообразующие этапы субъективной картины мира. Исследовать особенности развития основных компонентов самоотношения у студентов в традиционной вузовской среде. Разработать и апробировать программу формирования позитивного самоотношения в юношеском возрасте на основе понимания собственной жизненной ситуации. Изучить динамику развития основных компонентов самоотношения в юношеском возрасте до и после целенаправленной формирующей работы.^ Методологическую основу исследования составляют: учение об эйдосах Демокрита (около 460 - 370 до н.э.) и трактат «О душе» Аристотеля (384 - 322 до н.э.), труды современных философов (Э.В.Ильенков, В.И.Кремянский, А.П.Сабощук, В.С.Тюхтин и др.) и психологов (Б.Г.Ананьев, 1980; Р.Бернс, 1986; А.А.Бодалев, 1987; Л.И.Божович, 1968, 1978; Л.С.Выготский, 1983; И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, И.М.Сеченов и др.). Методологической базой исследовательских гипотез являются достижения современной психологии в области изучения самоотношения и я-концепции личности (Г.А.Берулава, А.А.Бодалев, Л.Я.Гозман, А.В.Захарова, И.С.Кон, М.И.Лисина, А.И.Липкина, С.Р.Пантилеев, А.М.Прихожан, В.В.Столин, И.И.Чеснокова, Р.Бернс, К.Роджерс, М.Розенберг, И.С.Кон и др.); концепция Образа мира А.Н.Леонтьева, С.Д.Смирнова, общепсихологический принцип единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев). Представлены также современные положения в области педагогической психологии с его ориентированностью на гармоничное развитие личности, которое рассматривается в условиях взаимодействия и общения с другими людьми; теория социального развития в пространстве-времени детства (Д.И.Фельдштейн); теории учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.Я.Ляудис, Н.А.Менчинская, А.К.Маркова, Е.А.Сорокоумова, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и другие). Для решения поставленных научных задач и экспериментальной проверки разработанных теоретических положений использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретические, включающие изучение и анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме развития самоотношения и Я-концепции в юношеском возрасте; эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, статистическое и динамическое наблюдение; беседа, психодиагностические методики, методы математической статистики.^ Экспериментальная база, организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». К экспериментальной работе привлекались 168 студентов гуманитарных специальностей. Исследование проводилось в три этапа в течение 2008-2010 годов. ^ На первом этапе (2008 - 2009 гг.) – осуществлялся выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения научной литературы; выделить основные направления по теме исследования, разработать программу исследования. Анализ научной литературы, исследований, тематически близких к нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект и цель исследования, сформулировать гипотезы и задачи. Результатом этого этапа явилась формулировка гипотез, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы.^ На втором этапе (2009 - 2010 гг.) – проводилось экспериментальное исследование. В ходе экспериментальной работы, сочетающейся с анализом изменения личности в процессе реализации программы развития самоотношения в юношеском возрасте, уточнялись и проверялись гипотезы исследования; Экспериментальная работа включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился в 2009 году. Формирующий эксперимент – в 2009-2010 годах. Результатом второго этапа явилась разработка программы развития понимания самого себя в процессе становления самоотношения в юношеском возрасте. Были разработаны и опубликованы учебно-методические пособия для студентов вуза.^ На третьем этапе (2010) оформлены результаты и выводы исследования, готовился текст диссертации. На этом этапе происходило теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы. Это послужило основой для определения психолого-педагогических условий, способствующих развитию самоотношения в процессе вузовского обучения. Эмпирические знания, полученные в результате сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергались теоретическому анализу и отражены в отчетах, пособиях, статьях, обсуждались на конференциях и семинарах.^ Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: систематизированы научные данные по развитию самосознания, Я – концепции, самоотношения в юношеском возрасте; разработана психологическая структура, критерии и уровни развития самоотношения в юношеском возрасте; исследованы психологические условия развития позитивного самоотношения у юношей и девушек в период раннего профессионального становления; разработана и апробирована программа целенаправленного формирования позитивного самоотношения в юношеском возрасте. ^ Теоретическая значимость исследования заключается: в расширении научного представления о становлении самоотношения у студентов во взаимодействии и общении со значимым другим при совместном решении проблемных социальных ситуаций; в обогащении психолого-педагогических исследований экспериментальным изучением проблемы развития и понимания себя в процессе развития самоотношения; в разработке и апробации диагностических методик, направленной на изучение представлений студентов о себе самом и исследовании смысловой сферы личности, самооценки; в создания содержания программы самопознания и саморазвития студентов в процессе взаимодействия и общения.^ Практическая значимость исследования заключается в применении разработанной программы развития самоотношения в процессе учебной деятельности, на занятиях со студентами ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Данные диссертационного исследования могут быть использованы в курсах лекций для студентов психолого-педагогических вузов, в курсах повышения квалификации практических психологов, работающих в сфере практического консультирования. Разработанная психолого-педагогическая программа может быть применена для формирования личностно значимых качеств студентов вузов.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»; заслушаны на научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых в 2008-2011 годах. Результаты исследования используются в лекционных и семинарских занятиях по педагогической психологии со студентами ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Основные положения диссертации нашли отражение в 7 публикациях автора.^ Достоверность исследования обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования; качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами; значительной количественной выборкой испытуемых (студентов).Для определения достоверности и обработки полученных данных на персональной ЭВМ типа IBM PC/AMD/2500 использовалась программа Microsoft Excel for Windows. С ее помощью проводились автоматизированные табличные расчеты.^ Положения, выносимые на защиту: Психологическая структура самоотношения включает в себя следующие компоненты: самоинтерпретацию (самопредставление, самопринятие); интерпретацию жизненной ситуации как субъективное восприятие своего жизненного опыта и пространства, включающее особенности реагирования на происходящие события. 2. Понимание как процесс и результат нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов субъекта в процессе становления самоотношения рассматривается нами не только как продукт познавательной деятельности, но и как продукт познания человеком самого себя, через полноценное полисубъектное взаимодействие со сверстниками в инновационной вузовской среде. 3. Самоотношение, при достаточной сформированности и функционировании, позволяет подниматься человеку на более высокую ступень своего развития, осознавать свою уникальность, неповторимость, необходимую для понимания самого себя как субъекта жизнедеятельности. Становление самосознания основывается на основе представлений о другом человеке во взаимодействии с ним в ходе совместного принятия решений в проблемных ситуациях. 4. Условием становления самоотношения является специально разработанная программа, позволяющая сформировать у студентов установки на самопознание и саморазвитие, на овладение навыками практического самопознания; развить личностно значимые качества: профессиональную рефлексию, эмпатию, критичность и гибкость установок; преодолеть психологические барьеры, препятствующие полноценному самовыражению, изменение жизненных смыслов и представлений. ^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами, схемами и рисунками.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается выбор научной задачи, объекта, предмета, цели исследования, формулируется гипотеза; определяются исследовательские задачи, теоретико-методологические основы, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту; представляются данные апробации и внедрения результатов исследования.В первой главе «Теоретико-методологический анализ психологических исследований по проблеме изучения особенностей развития самосознания в современной науке» рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме исследования самоотношения, я-концепции, образа и картины мира в психологических исследованиях; дается определение обозначенных понятий; выявляются психологические особенности понимания как когнитивного компонента становления личностной субъектности; рассматривается самоотношение как психологический механизм, с помощью которого происходит становление субъективной картины мира у студентов. В первом параграфе в русле работ зарубежных и отечественных авторов проанализированы многие вопросы, связанные с проблемой «Я», в частности, рассмотрены: её общетеоретический аспект (Б.Г.Ананьев, 1980; Р.Бернс, 1986; Л.С.Выготский, 1983; У.Джеймс, 1991; И.С.Кон, 1978, 1981, 1984; А.Н.Леонтьев, 1972, 1975; С.Р.Пантилеев, 1991; С.Л.Рубинштейн, 1989; Е.Т.Соколова, 1983; В.В.Столин, 1983, 1985; E.H.Erikson, 1980; G.Mead, 1934; C.Rogers, 1961; M.Rosenberg, 1955; R.C.Wylie, 1974, 1979 и др.); вопрос формирования «Я» в связи с закономерностями развития человека (В.С.Агапов, 1994; Т.Ю.Андрущенко, 1989; Р.Бернс, 1986; Л.И.Божович, 1968; Л.С.Выготский, 1983; А.В.Захарова, 1983, 1989, 1990; И.С.Кон, 1978; А.И.Липкина, 1974; М.И.Лисина, 1983,1986; А.М.Прихожан, 1982; И.И Чеснокова, 1978; Э.Эриксон, 1993 и др.); причины возникновения различных нарушений в сфере «Я» человека и способы преодоления противоречий и внутренних конфликтов личности (К.Роджерс, 1994; З.Фрейд, 1991; К.Хорни, 1993; G.A.Kelly, 1955; H.Sullivan, 1953 и др.). Исследованию Я-концепции человека посвящено большое количество разноплановых теорий, в психологической науке до сих пор не существует универсального определения Я-концепции и единства в терминологии. Данное личностное образование изучается в рамках таких понятий, как «самосознание», «образ Я», «идентичность», «самоотношение», «смысл Я» и других. Мы остановились на наиболее важных для нашего исследования подходах к проблеме. В психологической литературе понятие Я-концепции трактуется как: двойственное образование, включающее «Я-сознающее» и «Я-как-объект» (У.Джеймс); сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида, включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступить, а также ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» (К.Роджерс); то, что индивид считает самим собой и думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия и самооценивания (R.Wylie) и многие другие. Наиболее распространенным является рассмотрение Я-концепции личности как совокупности всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой (Р.Бернс). Определение Я-концепции как особой установочной системы, состоящей из трех элементов - когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого вносит порядок не только в терминологию, но и в рассмотрение основных структурных компонентов Я-концепции. Когнитивный, или описательный компонент чаще называют «образом Я» (Р.Бернс, И.С.Кон, Е.Т.Соколова, Н.Ю.Молостова. И.И.Чеснокова и др.) или «представлением о себе» (В.С.Агапов, М.И.Дисина, В.В.Столин и др.). Эмоционально-оценочный компонент рассматривается в виде: самоотношения (С.Р.Пантилеев, В.В.Столин); самооценки, которая, по мнению отечественных психологов, представляет собой когнитивно-аффективную систему (Л.И.Божович, А.В.Захарова, М.И.Липкина и др.); самопринятия (Т.В.Архиреева, Е.Т.Соколова, C.Rogers и другие) и некоторых других понятий. В определении поведенческого компонента также нет единой точки зрения: он рассматривается как саморегуляция поведения и деятельности (У.В.Ульенкова, И.И.Чеснокова, С.Г.Якобсон); функционально-поведенческий компонент (А.М.Прихожан); волевая компонента (П.Р.Чамата); действия индивида, направленные в адрес самого себя и окружающих (О.С.Анисимов, Н.И.Сарджвеладзе; поведенческо-коммуникативный компонент (Э.Берн, Н.И.Шевандрин). Существенный вклад в разработку проблемы Я-концепции вносят исследования отечественных психологов, посвященные изучению самосознания личности. В работе проанализирован вопрос о возникновении самосознания, процесс его становления и зарождения на этой основе Я-концепции (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Мы согласны с позициями Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна, что возникновение самосознания связано с выделением ребенком своего «Я». Учеными высказывались различные идеи об уровневом строении самосознания И.С.Кон. В.С.Мерлин, В.В. Столин, И.И.Чеснокова др.). В исследованиях по изучаемой нами проблеме выделяются основные характеристики Я-концепции: осознанность (Р.Ассаджиоли, А.Н.Леонтьев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд и др.), стабильность и устойчивость (В.С.Агапов, Р.Бернс, У.Джеймс, К.Роджерс, В.В.Столин, К.Хорни, И.И.Чеснокова, Т.Шибутани, H.Marcus, H.Sullivan и др.), целостность и последовательность (Р.Бернс). Анализ психологических исследований, рассматривающих Я-концепцию как действующее, активное образование личности и самосознания, позволил выделить различные функции Я-концепции, которая выступает как средство обеспечения внутренней согласованности и целостности личности (Р.Бернс, И.С.Кон, В.В.Столин, L.Festinger и др.); определяет характер индивидуальной интерпретации опыта и детерминирует отношения с окружающими (Р.Бернс, А.А.Бодалев, К.Роджерс, G.Kelly и др.); выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности человека (Р.Баумейстер, Е.Джонс, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др.); имеет значение для самореализаций и самоактуализации личности (Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Признавая важность юношеского возраста в контексте становления субъективной картины мира, мы систематизировали данные об особенностях Я-концепции и о влиянии различных факторов на её развитие. В работе выявлены особенности развития когнитивной и эмоционально-оценочной сфер Я-концепции на изучаемом возрастном этапе. На основе анализа психологической литературы установлено, что знания в юношеском возрасте амплифицируются и становятся дифференцированными, реалистичными и глубокими и рефлексивными. Изучение проблемы влияния различных факторов на развитие Я-концепции показало, что в исследованиях отечественных и зарубежных авторов выделяются следующие психологические механизмы развития данного личностного образования: интериоризация социальных реакций (Ч.Кули, Дж.Мид), общение со значимыми другими (М.И.Лисина, И.С.Кон, В.Н.Мясищев); оценка успешности своих действий и проявлений через призму идентичности (Р.Бернс, Э.Эриксон), анализ результатов собственной деятельности (А.В.Захарова, А.И.Липкина); личностная рефлексия, самоанализ (А.В.Захарова, Г.И.Катрич, М.П.Пикельникова); сопоставление «реального Я» и «идеального Я» (Р.Бернс, У.Джеймс, А.А.Налчаджян, К.Роджерс, К.Хорни, С.Г.Якобсон). Анализ научной литературы показал, что самоотношение имеет социальное происхождение и развивается в процессе взаимодействия индивида со значимыми людьми (сверстниками, педагогами). Я-концепция понимается как важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-концепции, будучи, в конечном счете, обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Теоретическое осмысление психологических исследований позволило нам уточнить сущность понятия «самоотношение» и опpeдeлить его структуру. Основными структурными компонентами является осознанная динамическая система представлений человека о себе, интерпретация своих особенностей, в совокупности с их оценкой, а также субъективное восприятие и реагирование на социальные воздействия. Проанализировав психолого-педагогические исследования по проблеме, мы выделили следующие оценочные критерии, позволяющие судить об особенностях уровней развития самоотношения в юношеском возрасте (степень представления о своих личностных особенностях); широта (количество сторон личности, раскрываемых юношами и девушками); глубина (наличие размышлений о себе с позиции личностной рефлексии); модальность (отрицательная или положительная оценка самого себя); реалистичность (отсутствие противоречивых и несовместимых сведений и оценок); соотношение «Я-реального» и «Я-идеалъного» степень их расхождения); адекватность восприятия социальных воздействий (интерпретация действий и поступков окружающих и соответствующие особенности реагирования); активность личностной позиции (степень проявления инициативности, готовности к сотрудничеству, уверенности в своих силах, способности к переносу своей позиции на другие ситуации общения). Исходя из критериев мы определили уровни развития самоотношения характерные для юношеского возраста. Первый уровень (низкий). 1-й структурный компонент самоинтерпретация: содержательная сторона - самопредставление: характеристика себя как деятеля или как части социума (объектность); перечисление 2-3 и менее личностных качеств (широта); размышления о себе с позиции личностной рефлексии отсутствуют (глубина); нарушение целостности, наличие противоречивых сведений; наличие неадекватных, нереалистичных самохарактеристик; значительное расхождение между реальным и идеальным «Я», установка на недостижимость последнего. Оценочная сторона - самопринятие: наличие отрицательной модальности, негативного самопринятия или низкий уровень позитивного самопринятия. 2-й структурный компонент интерпретация жизненных ситуаций (ИЖС) - негативно-неадекватная интерпретация действий окружающих и соответствующие особенности реагирования; низкий уровень активности личностной позиции.Второй уровень (средний). 1-й структурный компонент - самоинтерпретация: содержательная сторона - самопредставление: субьект-объектные самохарактеристики; описание 4-5 личностных качеств (широта); недостаточное проявление личностной рефлексии (глубина); уменьшение количества противоречивых и несовместимых сведений о себе; появление реалистичных и адекватных самохарактеристик; несогласованность и большое расхождение между «реальным Я» и «идеальным Я»; оценочная сторона - самопринятие: появление положительной модальности, низкий и средний уровни позитивного самопринятия. 2-й структурный компонент ИЖС: уменьшение негативных неадекватных проявлений, появление позитивного восприятия и реагирования на происходящие события; ситуативное проявление активной личностной позиции.Третий уровень (высокий). 1-й структурный компонент - самоинтерпретация: содержательная сторона - самопредставление: достаточно выраженное представление о своих личностных особенностях; охват большого количества сторон и свойств личности (широта); увеличение степени присутствия личностной рефлексии (глубина); целостность, отсутствие противоречивых сведений; реалистичность и адекватность самохарактеристик; гармоничное сочетание (Я-реального» и «Я-идеального»; оценочная сторона - самопринятие: средний и высокий уровни позитивного самопринятия.) 2-й структурный компонент (ИЖС) позитивно-ориентированная интерпретация адекватное реагирование на социальные воздействия; выраженное проявление активности личностной позиции.^ Второй параграф посвящен становлению субъективного образа мира. Проблема понимания субъективной картины мира рассматривалась в зарубежных концепциях в философии и психологии. Термин картина мира впервые был введен философом Л.Витгенштейном, но в антропологию и семиотику он известен благодаря Л.Вайсгерберу. Картина мира «это глобальный образ Мира, репрезентирующий его основные свойства в том виде, в каком они осмысливаются (осмыслить отграничить, оформить смысл) его носителями, и являющиеся интеграцией всех моментов жизни Субъекта». Проблема субъективного образа мира имеет историю своего решения, начинающуюся с Аристотеля (384 - 322 до н.э.). В трактате «О душе» философ обратил внимание исследователей на такие психические явления, как воображение и фантазия, ибо конструирование образа невозможно без воображения и только проверка в некоторой деятельности может показать, является ли некий творческий продукт интересной фантазией или плодотворной гипотезой о реальности. Дальнейшее развитие представлений о психическом образе связано с пониманием познания, основанного на чувственных впечатлениях, опыте, эксперименте (Ф.Бэкон) и интеллектуальных операциях (Р.Декарт). В дальнейшем субъективный образ мира рассматривали психологи. Образ мира и близкие к нему понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т.д. – имеют в контексте различных психологических теорий неоднозначное содержание. Исследования модели мира предпринимались в рамках когнитивного направления, в связи с проблемой восприятия, хранения и переработки информации в человеческом сознании. Главная функция сознания определяется как познание мира, что выражается в познавательной активности. Сбор информации и дальнейшая ее переработка определяется имеющимися в сознании субъекта когнитивными структурами – «картами» или «схемами», с помощью которых человек структурирует воспринимаемые стимулы. Термин «когнитивная карта» был предложен Е. Толманом, который определял его как ориентировочную схему – активную, направленную на поиск информации структуру. У. Найссер отмечал, что когнитивные карты и схемы могут проявляться как образы, поскольку переживание образа также представляет собой некий внутренний аспект готовности к восприятию воображаемого объекта. В когнитивной психологии: конструирование своей реальности – субъективная картина мира (Р.Абельсон, Д.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдар, Р.Шенк). Картина внешнего мира всегда субъективна, это всегда представление о внешнем мире субъекта - осознает он это или нет. Другое дело, что в основном эта «субъективная картина мира» и «реальна» и «объективна». Личность, прежде всего, взаимодействует с внешним миром уже через искаженную призму собственного «субъективного восприятия мира». В отечественных психологических исследованиях особое значение для понимания сущности образа имела теория отражения И.М.Сеченова. Он трактовал ощущения, восприятия как «сколки с действительности» - образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Образ мира рассматривается как сложное многоуровневое образование (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, С.Д.Смирнов и другие). В нём разделяют «картину мира», как наиболее осознаваемое образование, и базовые, ядерные смысловые структуры, отражающие глубинные связи человека и мира, не зависящие от рефлексии (Е.Ю.Артемьева, Н.Н.Королева, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.В.Петухов, С.Д.Смирнов). Психологический образ мира динамичен и диалектичен, он постоянно изменяем новыми чувственными представлениями и поступающей информацией. При этом ученый подчеркивал центральное значение образа мира, как части психики, он считал, что индивиды строят образ мира в процессе своей деятельности, и что он - это образование психики, опосредующее любую деятельность индивида (в общем числе и познавательную). Важнейшим является положение А.Н.Леонтьева, что образ мира - важнейшая структура, или образование психики, осуществляющее приспособление живого организма к среде, к миру. «Психология образа ... есть конкретно научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают» (А.Н.Леонтьев). Особое место для понимания феномена субъективного образа мира занимает концепция В.С.Мухиной. Проблема образа мира рассматривается здесь, с одной стороны, при обсуждении развития внутренней позиции личности и ее самосознания, а с другой стороны, при рассмотрении этнических особенностей картины мира. Согласно концепции, человек строит свое мировоззрение, свою идеологию на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов в контексте особенностей реалий своей жизни. Содержательное наполнение образа мира в процессе развития личности и ее самосознания опосредовано единым механизмом идентификации и обособления. Представление о мире формируется в контексте определенной культуры, в которой родился и вырос человек. Отмечается, что «картина мира строится в детском сознании, прежде всего под влиянием тех позиций, которые свойственны взрослым, влияющим на сознание ребенка». Автором выявлено, что во внутреннем психологическом пространстве рожденного в этот мир человека посредством идентификации выстраивается самосознание, имеющее универсальную для всех культур и социальных общностей структуру. Фундаментальная разработка концепции «субъективного образа мира» содержится в трудах Е.Ю.Артемьевой, Г.А.Берулава, Ф.Е.Василюка, А.Г.Ивашкина, В.В.Петухова, В.Ф.Петренко и других. Исследования А.Г.Асмолова, Е.А.Климова, В.В.Петухова, С.Д.Смирнова показали, что «субъективный образ мира» - категория психологического знания наиболее важная для понимания сущности психического отражения. Образ мира - важнейшее образование психики. Изучение его создает основу для понимания многих качественных преобразований психики. В контексте нашего исследования необходимо отметить, что образ мира не является рациональной конструкцией, но отражает практическую «вовлеченность» человека в мир и связан с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни (В.В. Петухов). Исследование «субъективного образа мира» и взаимосвязи его параметров с различными аспектами проявления человеческой индивидуальности разработанное в русле теории стиля индивидуальности Г.А.Берулава, получило развитие в работах Н.В.Фроловой, С.А.Печерской, Т.Я.Решетовой, Е.И.Татьяниной, М.Н.Берулава, Э.М.Сагилян, Т.Л.Сафоновой, М.Э.Прудниковой, О.В.Непша, С.Н.Петросьян, М.В.Худоянц и других. Исследованию понимания как когнитивного процесса, направленного на познание образа мира человека посвятили свои работы В.П.Зинченко, В.В.Знаков, Г.С.Костюк, Н.А.Менчинская, С.