Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан 1 октября 2007 г

На правах рукописиСоветов Филипп Владимировичинтегративный потенциалрусского менталитета09.00.11 – Социальная философияА В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наукНижний Новгород – 2007РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Научный руководительдоктор исторических наук, профессор Кожевников Вячеслав ПорфирьевичОфициальные оппоненты:доктор философских наук, профессор^ Соколов Сергей Викторович, доктор философских наук, профессор Щуров Владимир АлександровичВедущая организацияГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»Защита состоится 14 ноября 2007г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603600, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».Автореферат разослан 1_ октября 2007 г.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, профессор Е.В. Федотов^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Проблема, рассматриваемая в данной работе, посвящена русскому менталитету, потому что он обнаруживает (явно или не явно) себя как фактор многих социальных процессов и позволяет прогнозировать их, вырабатывать научно обоснованные модели развития страны, дает обретение ориентиров и целей общественной жизни народа. Причем русский менталитет исследуется под углом зрения его многомерности, как объединение различных вариантов, компонентов и уровней во всеобщую интегральную ментальную систему, обладающую многообразными механизмами поддержания единства и сохранения преемственности. Интегративная функция менталитета оказывает блокирующее воздействие на деградацию нравственного ядра русского менталитета. Профессор Кельнского университета Г. Зиман отмечает, что для России очень характерно интегральное мышление, интегральный менталитет. А в России, с его точки зрения, до сих пор сохраняется жажда единства, жажда целостности, интегральности. И это довольно сильно отличает русский менталитет от западного. Исследования менталитета показывают, что исторический процесс обусловлен воздействием ментальных культурных, социально-психологических структур. Он позволяет более глубоко проникнуть в смысл человеческой истории и культуры, понимания истоков российской государственности, осознание силы и слабости русского народа. Менталитет как специфическая реальность, выступает фактором исторического поведения людей, характеризует глубинный уровень общественного сознания, которое нельзя не принимать в расчет без обращения к глубинным процессам человеческой психики. В настоящее время значимость исследования менталитета возрастает в связи с тем, что прошлое продолжает жить в нас в виде архетипов национального характера, стереотипов мышления и поведения. Это особенно важно сегодня в связи с ценностно-духовным кризисом в России, утратой веры и идеалов, стихийно-утилитарным самоутверждением индивидов и организаций, при отсутствии осознания людьми высшего жизненного смысла, отчужденности от душевных устремлений и приоритета догмата «полезности», отчуждения от бескорыстного восприятия бытия и места человека в нем. Исследование ментальных духовных структур ещё больше возрастает в связи с тем, что техническая цивилизация посягает сегодня не только на природу, но и на человеческий дух. В этих условиях как никогда актуально знание образа мышления народа, навыков эффективной межкультурной коммуникации, этнонациональных особенностей поведения, миропонимания и мироосвоения. Изучение менталитета позволяет лучше понять типы и механизмы социокультурной детерминации в возрождении России. Исследование предложенной темы позволяет осуществить коррекцию социально-политических доктрин и модернизационных проектов в соответствии с индикаторами народной ментальности и усилить роль менталитета в оптимизации модернизационных процессов в России, принципиально отстаивать включенность менталитета в трансформационные процессы. Проявившиеся, в ходе капитализации России, пробуксовка реформ, трудности и ошибки в создании рыночного хозяйства показали, что реформаторы явно игнорировали исторические и культурные традиции России, особенности ее жизнедеятельности, ментальную природу ценностно-мировоззренческого мира россиян. Поэтому анализ многомерного, интегрального потенциала русского менталитета дает возможность лучше понять представления о сущем и должном, наметить эффективную стратегию цивилизационного развития. Налицо недооценка роли менталитета как определяющего фактора и критерия выбора оптимальных вариантов реформ. Эта недооценка породила ослабление стимулов к производственному труду на благо общества, падение производства, разрушение наукоемких передовых производств и фундаментальной науки. Ошибки либеральных реформаторов во многом связаны с непониманием сущности взаимосвязи сознания и бытия, согласно которой ментальный духовный фактор играл второстепенную роль, а идеологизированные реформаторы опирались не на ментальные уровни русской цивилизации, а на отдельные элементы западной науки. Изучение русского менталитета позволяет учитывать архетипы народного сознания и не только легитимизировать, но и стимулировать модернизационные процессы в России. Поскольку особенно был недооценен мобилизационный потенциал русского многомерного и интегрального менталитета. Актуальность исследуемой темы, таким образом, определяется необходимостью выявления многоуровневого, интегрального потенциала русского менталитета и ментальности в связи с модернизацией российской цивилизации, позволяет найти ключ к корректировке стратегии и тактике реформ национального развития, которые бы не подавляли народную ментальность, а учитывали ее в решении задач возрождения России. «Парадоксальность» русской цивилизации, ее исторического и культурного наследия требует преодоления однозначных, линейных схем и обращение к многомерному подходу в изучении русского менталитета. Наконец, исследование многомерного потенциала русского менталитета позволяет сделать вывод, что в новых моделях модернизации необходимо сохранять культурно-цивилизационную специфику менталитета, с определенной его корректировкой, а в диссертации сделать акцент на анализе операционной, прогностической функций русского интегративного менталитета.^ Степень научной разработанности проблемы. Как известно инициаторами разработки теории ментальностей стали представители французской исторической школы «Анналов» в 30-е годы XX века. В отечественной науке поворот в сторону проблемы менталитета произошел начиная с 90-х годов XX века. По мере «пробуксовывания» реформ в центр отечественного обществоведения выдвинулась проблема цивилизационной специфики российского общества, его ментальных особенностей. Советскими обществоведами менталитет как понятие и отражаемая им реальность практически не был востребован. В изучении истории ментальностей сегодня можно выделить два направления. Первое, которое продолжает традиции М. Блока и Л. Февра, обращение к проблеме ментальности как способу, методу изучения общественных и цивилизационных структур, исторического процесса в целом. Менталитет в этом случае выступает как метод исторического синтеза. Другое направление сосредоточено на анализе собственно конкретной ментальной эпохи, конкретного времени. Самые различные уровни исследования ментальностей были продемонстрированы в работах Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, А. Дюпрона, А. Буро, Л. Ладюри, М. Бахтина, П. Гуревича и др. Менталитет стали разрабатывать представители различных наук: психологии, социологии, политологии, истории, философии и др. Психологи исследуют социально-психологические проблемы ментальности, изменения в менталитете человека, диагностику ментальных кризисов, психологические инварианты менталитета. Такие авторы, например, как С. Лурьев, В. Кочеткова и др. работают в области изучения ментальности со стороны ее влияния на групповое поведение человека. Чисто психологическая характеристика менталитета нередко сводится к пониманию его как национального характера, что представляется недостаточной. Впрочем, этим грешат не только представители психологической школы. В.К. Трофимов, например, также считает, что термин менталитет и близкая ему по значению ментальность по своей сути есть фактически не что иное, как более современный научный эквивалент категории «социальный характер», а слову «национальный характер» соответствует понятие «национального менталитета». Социологи Б. Грушин, Ю. Левада, Л. Петренко, Е. Ярской и др. рассматривают менталитет в связи с социо-культурными особенностями и идентификацией различных социальных и этнических общностей. Этнология и этнография характеризуют менталитет как составляющую часть формирования и развития этнической культуры, т.е. дают очень узкий, конкретно-научный подход к менталитету, касающейся только данной области знания. Такой же подход характерен и для политологов. К. Гаджиев, Г. Дилигенский, Н. Козин, А. Чернышев и др. политологи рассматривают русский менталитет и ментальность с точки зрения их политического проявления. Интересна в этом смысле работа Петросяна Л.А., посвященная конфликту менталитетов как основанию противостояния политических культур. Значительна и многообразна литература, посвященная истории ментальностей. Связь менталитета с культурно-исторической традицией разрабатывается П. Гуревичем, И. Кондаковым, Г. Гачевым, К. Касьяновой и др. Заметим только, что традицию «Анналов» предвосхитил ещё В.О. Ключевский, который ставил в исторических портретах проблемы оценки особенностей мышления и образа действия, мотивов поведения людей. До сих пор не согласованы междисциплинарные представления о менталитете. Он находится как бы на «ничейной» земле между социологией, психологией, культурологией, политологией и философией. Нет, как отмечает А.А. Соколова, научной стратегии для изучения менталитета, отсутствует его теоретическое и методологическое осмысление. Ученые разных стран не сходятся во мнении, в какой области общественной психологии и массового сознания надо искать менталитет, его истоки, изменения, механизм передачи от поколения к поколению. Изучением ментальных реальностей занимались ещё Платон и Аристотель, т.е. со времен античности. Разработкой проблематики «духа народа», «духа времени» получили в работах И. Гердера, Г. Гегеля, Ш. Монтескье, Э. Дюркгейма. Работа последнего «Германия превыше всего. Немецкий менталитет и война» послужила основным теоретическим источником для основателей французской исторической школы «Анналов», а затем «новой исторической науки» П. Вилара, Ф. Броделя. Для них изучение ментальностей стало главным предметом исследования. В работах М. Фуко, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса и др. основное внимание было сосредоточено на априорных структурах человеческого бытия и сознания, исторических априори, предопределяющих опыт и поведение людей. Причем в работах зарубежных авторов менталитет трактуется неоднозначно, как способ поведения, представлений, носящих неотрефлексированный характер. Русские же философы трактуют менталитет как матрицу духовной жизни народа. В отечественной философской литературе диапазон подходов к менталитету очень широк, даже смерть рассматривается в ментальном континиуме. Развитие теории менталитета в отечественной философии тормозилось упрощенным пониманием роли идеологии в жизни общества и механизмов функционирования массового сознания. В русской философии XIX - XX веков сам термин менталитет не использовался, но активно исследовались проблемы особенностей сознания и психики, национального характера русского народа, которые получили развитие в трудах Н.А. Бердяева, Л. Карсавина, Н.О. Лосского, П. Флоренского, Г.П. Федотова, Л. Франка, И. Ильина, К.Д. Кавелина, П. Сорокина, И. Солоневича и др. В 1993 году в ж. «Вопросы философии» был проведен круглый стол по вопросам менталитета, участники которого подчеркивали информационную природу менталитета, его онтологическую и гносеологическую неопределенность, связь с социальной и природной средой. В этом же году была проведена научно-практическая конференция: «Русская история: проблемы менталитета»; конференция «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем», прошедшие в Самаре 1994, 1997 годах, по теме «Русский менталитет» прошла конференция в Н. Новгороде. Менталитет осмысливался онтологически, как реальный феномен и гносеологически, как теоретический конструкт, инструмент исследования. Философы пишут о проявлениях менталитета в различных областях материальной и духовной культуры: в философии, литературе, науке, языке, фольклоре, народном искусстве, экономике и др. В. Курашова, Е. Ануфриева, С. Лесной, В. Кондакова рассматривают суть понятия менталитета в различных областях жизнедеятельности общества. А. Зиновьев анализирует западную ментальность. Менталитет как глубинное основание культуры исследует Л.С. Сысоев. Наглядные образы в менталитете общества раскрывает В.В. Егоров. Менталитет как проблема философской антропологии изучается А.А. Вейтом, который ставит вопросы о роли православия в структуре российского менталитета, о русской идее как философско-антропологической концепции российского менталитета. Оригинальна и нова монография казанского ученого А.Б. Лебедева о русской православной соборности и протестантском индивидуализме как образах европейского менталитета, где сопоставляются предпосылки и основные характеристики русского православного и протестантского типов ментальности. Б.П. Шулындин проанализировал степень соответствия цивилизационных и формационных характеристик России, требуемых современным этапом технологического развития человечества. Он выделил такие базовые черты российского менталитета, как духовность, государственность и коллективизм. Фундаментальной является работа Б.С. Ерасова, который выделяет ментальные характеристики цивилизаций. Для нас особую ценность представляет рассмотрение принципов духовного устроения в мировых религиях, социологический смысл религиозного спасения, роль религии в хозяйственной жизни цивилизаций и ее функции социокультурной интеграции. Рассматривая универсалии и самобытность цивилизаций, Б.С. Ерасов раскрывает этнические уровни культуры, специфику и динамику ментального устроения российского общества и западной цивилизации. Место и роль русской православной цивилизации в глобальном мире определяет А.С. Панарин, который оценивает потенциал российской цивилизации, коренящийся в том числе и в православном архетипе. Он также отвечает на вопрос, что способна принести российская цивилизация в глобальный мировой порядок, каков может быть ее голос в мировой симфонии цивилизаций. Различные ментальные характеристики компонентам культуры дают С. Неретина и А. Огурцов. Они поставили проблему о пределах менталитета, его относительной продуктивности и перспективах развития. В культурологических работах исследуются ментальные проблемы духовных констант русской культуры, вселенском значении ее жизненных сил, принципах жизнедеятельности и др. Очень продуктивно идет исследование теории и истории менталитета, анатомии ментальности. Осуществлен сравнительный анализ различных исторических типов ментальности, ее структуры, типов общественной ментальности. В.С. Жидков, К.Б. Соколов рассмотрели историю России как развертывание российской ментальности, специфику ее исторического исследования. В монографии С.В. Гриневой сосредоточено внимание на обосновании категориального статуса понятий менталитета и ментальности. На основе диалектического принципа и синергетического подхода представлена ядерно-сферическая модель менталитета, отражающая структурные и функциональные особенности ценностей. Сделана попытка выявить сущность и специфику менталитета и ментальности. С.В. Гринева вводит понятие ценностно-нормативного ядра менталитета. В интересных работах В.К. Трофимова, С.В. Вальцева, А.В. Муруновой и В.П. Кожевникова менталитет является предметом специального анализа. В.К. Трофимов рассматривает истоки русского национального менталитета, его предпосылки самобытности, геополитические и этнические его корни, социальные детерминанты, роль православия в становлении менталитета. Он вводит понятие «национального менталитета» в категориальный аппарат современной социальной философии. Содержание, структуру и особенности национального менталитета раскрывает в своей монографии С.В. Вальцев. У него национальный менталитет является предметом социально-психологического исследования и характеризуется как компонент психического склада нации. А.В. Мурунова и В.П. Кожевников основное внимание сосредоточили на анализе сущности и структуры менталитета и ментальности, базисных детерминант и духовных констант русского менталитета. Особый интерес представляет исследование ими адапционных механизмов и динамики российского менталитета, его сохранения и модификации в условиях модернизации. Как видим, проблемы менталитета исследуются достаточно интенсивно и не только на уровне статей, но и монографий. По менталитету защищено более десятка кандидатских диссертаций. Можно констатировать, что продуктивно в социально-философском плане идет изучение истории ментальностей, архетипов и ориентиров российской ментальности, особенностей ценностно-нормативных ориентаций западноевропейской и русской ментальности. (Е.И. Ануфриева, Л.В. Лесной, А.Я Гуревич, И.К. Пантин, Б.С. Ерасов, А.Н. Курячьева, В.Г. Федотова, И.Г. Яковенко и др.) В.Л. Бениным поставлена проблема противоречий западного и восточного типов ментальности. Особенно продуктивно анализируется роль природно-географического, климатического, социально-исторического факторов в формировании национального менталитета. Успешно ставятся проблемы о роли православия в формировании русского менталитета. (А.С. Панарин, Б.П. Шулындин, В.В. Зеньковский, В.В. Бычкова, А.В. Мурунова, В.П. Кожевникова и др.). Поставлены проблемы о влиянии православия на характер хозяйственной деятельности и предпринимательства. (А.М. Пищик, В.А. Писемский, Ю.Н. Калашников, А. Ястребов и др.). Выделена, но не решена проблема, посвященная соотношению менталитета и ментальности (Г.Н. Дрепа, А.Н. Дмитриев, Э.Я. Дмитриева, В.К. Трофимов, С.В. Гринева, Н.С. Южалина, Н.А. Мурунова, В.П. Кожевников). Ряд работ посвящены менталитету русского народа в условиях идентификационного кризиса (А. Ахиезер, С. Неретина, А. Огурцов, М. Гельвановский, В.К. Кантор, И.В. Кондаков, В.Г. Федотова, И.Г. Яковенко, Е.Н. Яркова и др.) При всем внимании ученых к феноменам менталитета и ментальности можно однако констатировать, что до сих пор не разработана методология их изучения, хотя накоплен богатый теоретический и практический материал при изучении менталитета как зарубежной, так и русской историографией. Нет единства в представлениях о структуре и основных свойствах менталитета, как и его единого понимания. Открытым остается вопрос о соотношении менталитета и ментальности, их связь с «национальным характером» и «духом народа», «картиной мира» и др. Остались без определенного ответа вопросы о степени вариативности, гибкости, подвижности менталитета. Какие его черты, компоненты можно отнести к сущностным, системообразующим, а какие к преходящим. Требуются исследования проблемы трансляции менталитета во времени, структуры и способов организации его элементов, возможности его формирования, корректировки, прогнозирования и др. Все эти вопросы являются сегодня дискуссионными. Поэтому мы стремились, исходя из изученности проблемы, к комплексному подходу в анализе темы с учетом социо-культурных, психологических, историко-культурных, этнических и цивилизационных составляющих. Основное внимание в нашем исследовании сосредоточено на таких уровнях как выявление общего и особенного в механизмах менталитета и ментальности, ментальном духовном измерении русской культуры и истории, их взаимодействию, потенциальных особенностях духовного освоения мира русскими, их мироощущении и мироосвоении. ^ Объект исследования. Сущность, содержание, структура менталитета.Предмет исследования. Многомерный, многофункциональный, интегративный потенциал русского менталитета.^ Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение многофункционального, интегрального потенциала русского менталитета с точки зрения воздействия его на культурно-историческую, социально-экономическую жизнь, характер мироосвоения, а также перспектив интеграции российской цивилизации в мировое сообщество. В соответствии с целью исследования в диссертации решаются следующие задачи: - выяснить содержательную модель категорий менталитета и ментальности; - выявить закономерности взаимосвязи общего, единичного и особенного в менталитете и ментальности; - определить качества и свойства многомерного российского менталитета и ментальности, а также механизмы взаимодействия ментальных детерминант; - проанализировать базовые интегральные ценности русского менталитета и его воздействие на способы русской жизнедеятельности; - исследовать ментальное содержание и подвижки в динамике исторического и культурного процессов в России; - раскрыть социокультурные смыслы и стереотипы российской исторической и культурной ментальности; - определить роль многомерного российского менталитета в системе социокультурных детерминант; - раскрыть ментальные особенности русского мироосвоения и русской модели хозяйствования; - показать значение богатства и собственности в русском менталитете; - дать анализ интегративного потенциала русского менталитета в процессе модернизации.^ Теоретико-методологическая база исследования. Единой научно-философской методологии для исследования феномена менталитета нет. Методологической основой диссертации явились диалектический и проблемно-генетический подходы, а также принципы историзма, объективности, детерминизма и типологизации. Специфика предмета анализа определила существенное значение принципа историзма, который реализуется во всех разделах диссертации. Для выявления внутренней динамики менталитета особое значение имел диалектический принцип единства и взаимообусловленности противоположностей. Диалектический анализ структуры и функций менталитета позволил глубже раскрыть природу и сущность его как системы структурно-функционального взаимодействия различных компонентов в нем. Использовался комплексный, структурный подходы с привлечением данных междисциплинарных наук, понятий и категорий психологии, экономической теории, истории, социологии, политологии и др. Социокультурный подход, разработанный в отечественной науке в трудах Л. Зеленова, Б. Ерасова, Г. Гачева, П. Гуревича, И. Яковенко и др. позволил выявить закономерные особенности русского менталитета, диалектику взаимодействия его исторических и культурных доминант, генетический код менталитета, его ценностный геном, определить потенциал его ментальных факторов в процессе модернизации России. Использование системного подхода позволил сосредоточить внимание на способах связи структурных компонентов менталитета и их отношениях, подойти к менталитету с точки зрения временной динамики функционирования. Использовались цивилизационные, системные, общесоциологические подходы. Предлагаемое исследование построено на синтезе рациональных методов познания, применении общенаучных методов индукции, дедукции, анализа и синтеза. Применение метода исторического синтеза позволило адекватно оценить суть ментальных глобально-исторических процессов в России. Сравнительно-типологический метод обеспечил выявление не столько сходство, сколько различие социокультурных процессов в российской и западной цивилизациях, позволил установить специфические черты и тенденции различных культурно-исторических систем. В диссертации использовался также структурно-функциональный подход, который дал возможность раскрыть взаимосвязь и взаимодействие различных элементов менталитета. Теоретической основой диссертации явились работы представителей исторической школы «Анналов», которые использовали методы исторической антропологии в изучении феномена менталитета, предложили методы структурного анализа пластов коллективного бессознательного, при акценте на априорные структуры сознания. Важную роль в исследовании темы сыграла культурно-цивилизационная парадигма понимания истории и культуры Н. Данилевского, П. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера. Все это позволило выявить особенности русского менталитета, его сущностные характеристики, определить многомерный, интегральный потенциал русского менталитета. ^ Научная новизна диссертационного исследования определяется совокупностью поставленных задач и полученных результатов исследования: - Выявлен категориальный статус понятий менталитета и ментальности; - раскрыто соотношение менталитета и ментальности и способы организации их элементов; - представлена структурная модель менталитета; - дан анализ степени вариативности, гибкости и подвижности менталитета; - выделены сущностные, системообразующие компоненты менталитета; - сделана попытка выявить способы трансляции менталитета во времени, возможности его корректировки; - рассмотрено ментальное духовное измерение русской истории и культуры; - выявлены механизмы взаимодействия этих ментальных детерминант; - определено место мироосвоения в русском менталитете; - раскрыто понимание и отношение русских к категориям собственности, богатства и равенства; - проанализированы потенциальные особенности духовного освоения мира русскими; - обоснована российская модель хозяйствования и «домостроительства»; - выявлен многомерный, интегративный потенциал российского менталитета.^ Положения диссертации, выносимые на защиту: - Менталитет – это многомерная, интегральная характеристика духовной жизни, складывающейся в процессе ценностно-смыслового объединения людей и самоидентификации культуры народа; - менталитет обладает большим объемом и выражает наиболее общие закономерные общественные процессы развития и носит мировоззренческий, социально-ценностный характер; - менталитет, как и массовое сознание, обладает способностью аккумулировать и передавать жизненный опыт. Он имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение; - функции менталитета и ментальности можно считать интегрирующими, сохраняющими и развивающими их. Можно говорить о сопряженности, смежности, взаимосвязи и взаимообусловленности структуры и функций менталитета и ментальности; - ядро менталитета и ментальности обеспечивает хранение и трансляцию ментальной информации от поколения к поколению, гарантирует их историческую воспроизводимость и самоидентичность; - менталитет и ментальность соотносятся, как часть и целое. Свое конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов в конкретное историческое время, как отношение общего к частному, целого к части; - русскому менталитету в отличие от западного присуща принципиальная полярность, выражающаяся в дуальной природе его структуры. Ценностный дуализм менталитета приводит к внутреннему его расколу и к развитию культуры как взрыва.; - русскому менталитету свойственны такие закономерные особенности, как дуализм, безмерность, эсхатологизм, мессианизм, иррационализм, диалогизм, синтетизм, нестяжательность и др; - историческая ментальность определялась логикой государственного развития и не столько внутренними потребностями развития общества, сколько необходимостью сохранения независимости перед лицом Востока и Запада; - в России наблюдается «скачкообразный» характер исторического развития. Оно то замедляется по сравнению с общеевропейским, то приобретает ускоренный «катастрофический» характер. Это находит выражение в периодических «надломах» русской истории, которые по своим масштабам не имеют ничего равного в истории стран Западной Европы и Востока. История России представляет собой последовательность почти смертельных крушений и последующих воскрешений; - религиозный архетип русской культуры играет интегрирующую роль, ибо он позволяет русскому народу сохранить свое единство и национальное своеобразие на протяжении всей истории, создает интегральную стабильность русского менталитета и его устойчивость. Он пронизывает все компоненты менталитета и является его системообразующим стержнем; - тип ментальной культуры определяет ценностный геном, который образуется на базе синтеза мировоззренческих ориентаций. Перестройка иерархии ценностей представляет собой весьма длительный и крайне мучительный процесс; - целью хозяйственной деятельности в России было добро и благополучие, сознание трудового происхождения богатства. Представления о собственности, равенстве в русском менталитете носят преимущественно моральный, а не правовой смысл.; - для русского мироосвоения характерно единство духовного и материального в хозяйственной деятельности. Это единство и выступает интегральной основой национального менталитета. Сам менталитет и мироосвоение в нем благодаря этому оказываются гармоничным духовно-хозяйственным целым, определяющим самобытность русского хозяйства и домостроительства; - в русском многомерном менталитете есть интегративные компоненты, в которых изменения идут в разных направлениях и с разной скоростью, а его особенности носят закономерный характер; - современному технологическому перевороту в большей мере соответствует русский многомерный и интегративный менталитет. ^ Теоретическая и практическая значимость работы определяется следующими факторами:- исследование многомерного, интегрального потенциала русского менталитета облегчает решение ряда важнейших социально-философских проблем: бытия прошлого и настоящего, историчности общественного сознания, сохранения и накопления социальной информации, передачи негативного и позитивного опыта в массовом сознании, уяснению тех его компонентов, которые больше обусловлены традицией и культурой; - облегчает анализ современной социокультурной ситуации с целью ее многомерного, углубленного изучения и прогнозирования развития отечественной культуры; - позволяет полнее представить закономерные функции общественного сознания, специфику наследования в духовной сфере; - способствует уяснению характера межэтнических отношений и факторов этнической идентичности внутри самой России, снятию межэтнической напряженности; - дает понимание процессов дифференциации и интеграции, вытеснения прежних и оформления новых способов установления культурных границ и межкультурных контактов; - более глубоко раскрыть и осуществлять культурный диалог, гуманизировать духовную жизнь общества в целом; - полученные результаты могут быть использованы при разработке национальной русской идеи с целью развития национального самосознания русских, их самоидентификации; - могут использоваться для разработки русской национальной модели хозяйствования, организации социально-ориентированной рыночной экономики, выработки различных программ с учетом позитивных и негативных сторон развития в соответствии с многомерным, интегральным потенциалом русского менталитета; - данные исследования можно использовать для чтения специальных курсов по философии, культурологии, антропологии и др. дисциплинам. ^ Апробация работы осуществлялась автором на семинарских занятиях по курсу философии в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования были положены в основу докладов, прочитанных на научных конференциях. ^ Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 212 страниц машинного текста. Список литературы включает 312 наименований.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении раскрывается актуальность, состояние разработанности, цели и задачи предпринятого исследования, его теоретическая и методологическая база, научная новизна, характеризуются положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе «Историчность содержания и культуросообразность формирующих механизмов менталитета и ментальности» рассматриваются структурные элементы менталитета и ментальности, их характерные черты, взаимосвязь, закономерные особенности их функционирования. В главе анализируются различные определения менталитета, которые порой качественно разные и часто противоречат друг другу. Менталитет выражается в универсальной способности индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность человека к определенному социуму и времени. Он представляет собой активно действующее онтологическое ядро сознания народа, систему национально-культурных архетипов, проявляющихся в социокультурных смыслах. Менталитет и ментальность – это общий, бессознательный тип поведения и образ мышления, свойственные определенным социальным группам, в которых выражено как понимание мира в целом, так и их места в нем. Нам представляется, что менталитет – это интегральная характеристика духовной жизни индивида или народа, складывающаяся в процессе ценностно-смыслового объединения людей и самоидентификации культуры народа. В диссертации выделены различные уровни менталитета и ментальности, их структурные компоненты, включающие в свой состав семь измерений. Раскрывается иерархическая структура менталитета, элементы которой различаются по возрасту, происхождению и др. Делается вывод, что наиболее глубинным ментальным уровнем являются универсальные для человека архетипы. Следующий уровень образуют ментальные структуры, определяющие специфику длительной фазы истории и содержат пласт представлений и моделей поведения, не изменяющихся со сменой поколений. А наиболее мобильным является уровень менталитета, отражающий изменения, которые претерпевает менталитет в связи со сменой поколений. Сущность менталитета составляют мировоззрение, мировосприятие, мироощущение и мироосвоение. Выделены такие структурообразующие категории менталитета, как национальный характер, «картина мира», национальная идея, пласты мифологического и религиозного сознания, коллективного бессознательного, национальной идентификации и др. Обосновывается мысль, что менталитет тесно связан с ценностной ориентацией, мировоззрением и идеологией, но отличается от последних большей устойчивостью и стабильностью, ибо включает в свой состав передаваемые генетически этнопсихологические черты. Особое внимание уделено анализу функций менталитета и ментальности, которые характеризуются как способы проявления их свойств, взаимодействия со средой, приспособления их к изменяющимся условиям существования. Именно функции определяют ту роль, которую выполняет тот или иной элемент менталитета и ментальности. Они всегда выражают избирательны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.