Урок химии в 9 классе (базовый уровень)Автор: Учитель химии и биологии Муниципального образовательного учреждения Северного района Коб-Кордоновской средней общеобразовательной школы Аверченко Лилия Сергеевна Автор презентации: ученица 9 класса Чебыкина СашаТема: Биологические и химические свойства металлов.Цель: расширение кругозора учащихся на основе межпредметной интеграции по данной теме.Задачи:Закрепить изученные химические свойства металлов.Рассмотреть биологическую роль металлов.Объединить биологическое и химическое значение металлов, обобщить полученные знания. Выявить значение металлов.Урок-обобщение.Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация (Приложение 1) ,Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.^ Демонстрационный эксперимент: яичный белок (альбумин), раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди.Фронтальный опыт: металлы – натрий, магний, цинк; вода, соляная кислота; для реакции горения – спички, этиловый спирт.^ Раздаточный материал: карточки с информацией о процентном содержании химических элементов в земной коре. (Приложение 2). Сообщения учащихся .(Приложение 3). Видеоролики (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6). «Химический снегопад» (Приложение 7).^ Ход урока:Организационный момент. Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Всё – от песчинок малых до планет Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой. Строй менделеевской системы строгий. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай.^ Тема нашего сегодняшнего урока: биологические и химические свойства металлов.Открыли тетради, записали число и тему урока.Биологические и химические свойства активных металлов. Слайд 1.Учитель: Какова же роль металлов в природе и в жизни человека? Сегодня мы постараемся ответь на этот вопрос. Содержание в земной коре химических элементов следующее: Слайд 2. Приложение 2. O – 47,2% SI – 27,6% Al – 8,8% Fe – 4,65% Ca – 3,6% Na – 2,64% K - 2,6% Mg – 2,1% В сумме получается 99%. На долю остальных металлов, существующих на Земле приходится 1% (Au,Ag,Sn,Pb,Cu,Hg). В организме человека химические элементы содержатся тоже в определённом количестве. Их подразделяют на следующие группы: Слайд 3. Макроэлементы – 98% H,O,C,N Биоэлементы – 1,97%P,S,K,Na,Ca,Mg,Fe,Cl. Микроэлементы – 0,02% - Zn,Cu,I. Каждый элемент имеет своё значение в организме. Например, Na,K,Cl – обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ и проведении импульса по нервному волокну.Ca,P – участвуют в формировании межклеточного вещества костной ткани, также содержание кальция влияет на свёртывание крови.Fe – входит в состав гемоглобина. Все эти элементы участвуют в построении организма.^ А теперь давайте посмотрим какое значение имеют не все элементы, а только металлы. В древности и в средние века было известно только 7 металлов. Это число соотносилось с числом известных тогда планет. Сдайд 4.Солнце – золото, луна – серебро, юпитер – олово, марс – железо, меркурий – ртуть, сатурн – свинец, венера – медь. Слайд 5. К настоящему времени число известных металлов возросло до 87. Слайд 6.Фронтальный опрос. 1.Что такое металлы? На какие группы делятся все металлы? 2. Какие характерные физические свойства имеют металлы? 3. Какой драгоценный металл является самым пластичным? (золото). Какой длины проволоку можно вытянуть из 1 грамма? (2-3 км). 4. На какие группы делятся металлы по плотности? 5. Какой металл самый лёгкий? Где его хранят? (литий, в вазелине). 6. В каком виде встречаются металлы в природе? (соли, оксиды). Учитель: зачастую вещества, которые включают в состав металлы имеют широкое применение в разных областях, а именно: в быту, в медицине, в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности и др. А как же правильно называются по тривиальной номенклатуре данные вещества? Задание №1. На соответствие (в тетради). На доске: BaSO4 (баритова каша) - 1. Глауберова соль K2CO3 (поташ) - 2. Гипс СaSO4*2H2O (гипс) - 3. Горькая соль CaO (негашёная известь) – 4.питьевая сода CaCO3(мрамор, мел, известняк) – 5. Поваренная соль 2CaSO4*H2O (алебастр) - 6. Алебастр Na2SO4*10H2O (глауберова соль) – 7. Баритова каша NaHCO3(питьевая сода) - 8. Поташ NaCl (поваренная соль) - 9. Негашёная известь MgSO4(горькая соль) - 10. МелПроверка: один ученик выходит к доске, а остальные проверяют в тетради и оценивают свои работы по количеству правильных ответов.В организме человека металлы имеют определённое местонахождение. Слайд 7,8,9,10. 7. А в каком виде встречаются они в организме? (в ионах) Приведите пример. Ученики: Na+ - главный внеклеточный ион, K+ - внутриклеточный ион. Избыток или недостаток металлов влияет на здоровье человека. А поступить в организм человека металлы могут через пищу, так как они входят в её состав. 8. Какова биологическая роль калия в организме человека, через какие продукты питания калий может попасть в организм?(Приложение 3). 9. Как влияет магний на организм? (Приложение 3). Здесь мы видим положительное влияние металлов на организм. Сейчас я продемонстрирую опыт, вы посмотрите как ещё металлы могут влиять на организм: (белок + NaOH + CuSO4). Мы видим разрушение белка, то есть живого вещества – это отрицательное воздействие металлов на организм. Учитель: Имеются токсичные металлы, которые даже могут разрушить организм. Слайд 11. В Интернете в 1995 году появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у неё прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили её в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали серьёзное невралгическое расстройство. Однако, пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Действие какого металла повлияло на организм. (таллий). Слайд 12. Здесь мы видим действительно пагубное влияние данного металла. Какие вы ещё знаете металлы, проникновение которых сказывается очень плохо на организме? Ученики: Свинец, ртуть. Приложение 3.^ Учитель: Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход.И четыре в нём времени года. И особый в нём музыки ход.И особое таинство цвета, то с жестоким, то с добрым огнём.Человек – он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождём.^ Всё вместил в себя – вёрсты и время. И от атомных бурь он ослеп.Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб.И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночества? Встреч?Человек – он ведь тоже природа… так давайте природу беречь.Как вы понимаете эти строки? Ученики высказывают своё мнение по поводу данного высказывания.Учитекль: Кроме биологических и физических свойств металлы обладают химическими. Какими? Ученики: металлы взаимодействуют с простыми веществами-неметаллами: кислородом, галогенами, водородом, серой, азотом; со сложными веществами: с водой, кислотами, с солями менее активных металлов в растворе, с органическими веществами, со щелочами в растворе, металлы могут образовывать химические соединения друг с другом, которые получили общее название – интерметаллические соединения. Посмотрим некоторые примеры на практике . Повторение некоторых правил по технике безопасности. Дети выполняют некоторые опыты и объясняют их. Взаимодействие магния с кислородом: Mg + O2 = MgO Взаимодействие с водой: Na +H2O = NaOH + H2Приложение 4. Взаимодествие с кислолтами: Zn +Hcl =ZnCl2+H2Приложение 5.1 , Приложение 5.2. Взаимодействие с органическими веществами: 2C2H5OH + 2Na = 2C2H5ONa+H2 Взаимодействие с глицерином - Приложение 6.1 . Взаимодействие с фенолом – Приложение 6.2. Взаимодействие с уксусной кислотой – Приложение 6.3. Следующее задание на распознавание вещества.В трёх пробирках без этикеток находятся концентрированные растворы кислот: H2SO4, HNO3, HCl. Как с помощью одного реактива определить в какой пробирке какая кислота находится? Ответ: данный реактив – малоактивный металл, например, серебро. Соляная кислота с серебром не реагирует Ag + Hcl =/ Концентрированная серная кислота растворяет серебро с выделением бесцветного газа: Ag + H2SO4= Ag2SO4 + SO2 + H2O Концентрированная азотная кислота растворяет серебро с выделением бурого газа Ag + HNO3=AgNO3+NO3 + H2O Давайте уравняем эти два уравнения методом электронного баланса:Ag + H2SO4= Ag2SO4+ SO2+ H2O Ag0- 1e=Ag+в-ль 1 е 2 е окисляется S+6 +2e= S+4 о-ль 2е 1е восстанавливается 2Ag + 2H2SO4= Ag2SO4 + SO2 + H2OAg + HNO3=AgNO3+NO3+ H2O Ag0 – 1e = Ag+в-ль 1е окисляется N+5 +1e = N+4 о-ль 1 е восстанавливается Ag + 2HNO3=AgNO3+NO3 + H2O Отсюда, мы видим, что металлы обладают разными и химическими свойствами.Задание называется «химический снегопад». На снежинках разного цвета написаны задания разной степени сложности. Вы должны выбрать задание на оценку «3», «4» или «5». Приложение 7. «3» - белая «4» - голубая «5» - синяя. Ребята выполняют задания письменно! (ответы обсуждаются)Кроме того содержание металлов влияет на характер человека. Слайд 13,14, 15, 16, 17, 18.Мы можем сделать вывод, что металлы обладают разными свойствами: физическими, химическими и биологическими. И все они очень важны для человека. И мы можем ответить на вопрос поставленный вопрос вначале урока: какую роль играют металлы в организме человека и в природе. Металлы – наиболее распространенные и широко используемые материалы в производстве и в быту человека. Особенно велико значение металлов в наше время, когда большое их количество используют в машиностроительной промышленности, на транспорте, в промышленном, жилищном и дорожном строительстве, а также в других отраслях народного хозяйства. Слайд 19.И металлы трудятся повсюду:Медь в звонке квартирном нам поёт,Тонкая пружинка из вольфрамаЯрким светом комнату зальёт,Вход в метро тебе откроет бронза,Зеленым глазом цезий подмигнёт.Так металл, возникнувший из камня,Движет человечество вперёд!Итоги урока. Оценки.