На правах рукописиМУСАЛИМОВ Pуслан AнатольевичПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭСКАЛАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМАСпециальность: 23.00.04 – политические проблемымеждународных отношений и глобального развитияАвторефератна соискание ученой степени кандидата политических наукМосква - 2009 Работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». ^ Научный руководитель: доктор политических наук, профессорЯВЧУНОВСКАЯ Регина Анатольевна Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор^ ВАСИЛЕНКО Владимир Ивановичкандидат политических наукНУРАЛИЕВ Тарлан Надирович Ведущая организация: Российский университет дружбы народов Защита состоится 17 декабря 2009 г. в 12.00 час. на заседании Диссертационного совета Д 502.006.14 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, пр.Вернадского 84, ауд.___. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской ФедерацииАвтореферат разослан 17 ноября 2009 г.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат политических наук, доцент С.А.Пистрякова^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫАктуальность темы. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. «Международный терроризм» - не просто самая современная форма террористической деятельности. Это - качественно новое явление в сфере террора. Международный терроризм дает о себе знать практически во всех уголках земного шара. Но особенно выпукло проявляется он на территории, которая получила название «дуга нестабильности», простирающаяся от Индонезии до Косово через Центральную Азию, Индостанский субконтинент и Кавказ. Но и Европа не осталась в стороне от негативных процессов, и вынуждена принимать адекватные меры, призванные дать ответ на новые угрозы и вызовы со стороны международного терроризма. За последние несколько лет наблюдается укрепление материальной базы терроризма, увеличение количества организаций, использующих методы террора, повышение их численности, улучшение уровня подготовки исполнителей преступных акций. Рост террористической опасности, организационно обретающей черты своего рода «террористического интернационала», создает серьезную угрозу как стабильности в отдельных странах и регионах, так и международной безопасности в целом. И если сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении, то к настоящему времени все более широкая интернационализация терроризма стала неоспоримым фактом, перед которым оказалось человечество. Приобретая международный глобальный характер, терроризм создает серьезную угрозу для всеобъемлющей безопасности, которая касается жизненных интересов миллионов и миллионов людей, в том числе совершенно далеких от политики. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострилась в 90-х годах. Терроризм стал представлять реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация и т.д. Не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в перечне факторов, потенциально создающих спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны названо увеличение масштабов терроризма. Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться дестабилизирующим фактором социально-политической ситуации в России и представляет собой серьезную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности страны. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с выработкой экономических, политических, военных, социальных и финансовых рычагов для снижения вероятности реализации террористических планов, а также выявления и устранения факторов, способствующих росту терроризма. И хотя международные усилия в сфере борьбы с терроризмом за последнее время значительно активизировались, действительность свидетельствует о том, что подходы различных стран к конкретным проявлениям терроризма порой значительно расходятся, а в оценках терроризма и террористических угроз имеются труднопреодолимые различия, влияющие на эффективность антитеррористической деятельности.^ Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время вопрос политического, правового, финансового и иного противодействия терроризму анализируется многие учеными - представителями разных наук – политологами, историками, социологами, юристами и т.д. Проблема борьбы с терроризмом привлекает все большее число исследователей. Ряд отечественных и зарубежных ученых значительное внимание уделили изучению природы и истории развития международного терроризма, его классификации и выработке различных подходов в борьбе с ним1. Среди фундаментальных российских исследований теоретических и практических проблем терроризма следует выделить работы Ю.М.Антоняна, А.В.Возженникова, М.А.Выборнова, Ю.С.Горбунова, А.А.Игнатенко, В.И.Иванова, В.И. Замкового, М.З.Ильчикова, О.Н.Коршуновой, Ю.А.Решетова, К.Н. Салимова, 2. Многие вопросы противоборства правоохранительных органов и спецслужб России с терроризмом нашли свое отражение в работах Ю.И.Авдеева, С.И.Грачева, В.М.Иванова, О.А.Качмазова, Е.Г.Ляхова, Н.П.Патрушева, В.Е.Петрищева и других ученых и практических работников органов безопасности и внутренних дел, в которых исследовались различные аспекты организации деятельности органов безопасности в борьбе с терроризмом1. Большое внимание изучению проблематики противодействия терроризму уделялось в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 1994-2009 годах данная тема широко исследовалась, прежде всего, по вопросам определения сущности терроризма и террористических угроз, описания и анализа разнообразных форм террористической деятельности и ее последствий, использования зарубежного опыта в деятельности по противодействию терроризму. Эти проблемы нашли отражение в научных работах таких ученых, как В.И.Василенко, А.Ю.Гончаров, А.Н.Михайленко, А.А.Прохожев, С.В.Смульский, В.Л.Суворов, В.С. Шукшин, Р.А.Явчуновская2 и др., а также в ряде докторских и кандидатских диссертационных исследований, рассматривавших различные аспекты борьбы с терроризмом1. Однако, в связи с особой динамичностью феномена терроризма, который достаточно активно меняет формы и методы своего проявления, теоретическое осмысление новых явлений не всегда бывает оперативным в плане формирования адекватных действий со стороны государственных и правоохранительных органов, зачастую запаздывает и нормативно-правовое обоснование этих действий. Поэтому исследование наиболее оптимальных векторов формирования международного сотрудничества в целях противодействия терроризму остается необходимой задачей современного общества. ^ Объект исследования – политика противодействия современному терроризму как глобальной и национальной угрозе мировому сообществу.Предмет исследования – антитеррористическая деятельность государств на современном этапе^ Цель исследования – анализ процессов формирования системы противодействия терроризму и обоснование путей ее совершенствования на международном, региональном и национально-государственном уровне. Цель исследования определила следующие научные задачи: - рассмотреть основные направления формирования политики противодействия терроризму; - раскрыть правовую и политическую базу контртеррористической политики международных органов; - определить этапы становления контртеррористической политики; - выявить особенности антитеррористической деятельности разных стран; - раскрыть роль и участие России в антитеррористической деятельности; - определить пути совершенствования политики противодействия терроризму.^ Гипотеза исследования состоит в том, что международный терроризм, становясь институциональным явлением как специфическое «антиобщество», на современном этапе развития мирового сообщества и миропорядка, приобретает новые формы организации, свойства, отражающие как борьбу этой структуры за выживание, так и методы воздействия на сферы влияния, которые, в свою очередь, продуцируют и формируют, активизируя при этом международные усилия государств и гражданского населения, новые модели сотрудничества в борьбе с ним.^ Методологическую и теоретическую основу составили такие научные методы как исторический, прогностический, а также системно-функциональный и сравнительно-правовой подходы, позволившие комплексно рассмотреть исследуемую проблему. В работе использовались методы анализа конкретных политических ситуаций аналогий, обобщений, совокупность которых позволила раскрыть предмет исследования в многоаспектности его проявления. Теоретическую базу составили методологические положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых политологов, юристов, касающиеся теории политического насилия и взаимодействия субъектов противодействия террористическим угрозам, а также материалы научных дискуссий и конференций, информационных сайтов Интернет по проблемам противодействия терроризму.^ Научно-теоретическая значимость работы определяется попыткой автора, несмотря на обилие научных и публицистических изданий, рассматривающих вопросы борьбы с терроризмом, восполнить имеющийся пробел в исследовании политики, тактики и стратегии формирования в современных условиях контртеррористической политики в контексте эскалации современного терроризма. Основные выводы и представленные рекомендации могут послужить предпосылкой для дальнейших исследований проблемного поля, формирующегося под воздействием новых форм и методов проявления терроризма, свидетельствующих о достаточно высоких защитных и адаптационных возможностях террористических сил.^ Положения и выводы, выносимые на защиту и содержащие элементы научной новизны, определяются тем, что автором впервые предпринята попытка комплексного исследования сложившейся к настоящему времени контртеррористической стратегии и антитеррористической деятельности, предпринимаемой мировым сообществом в ходе изменения современного мироустройства, связанного с кризисными процессами политического и экономического развития. В целях повышения эффективности антитеррористической деятельности автор считает целесообразным кодифицировать в рамках гуманитарного права все разработанные нормативно-правовые акты по борьбе с терроризмом. Ибо неопределенность применения таковых в оценке терактов порождает разные подходы к определению действий террористов, что позволяет некоторым странам произвольно трактовать и применять законы о терроризме, что, в свою очередь, порождает безответственность государств и возможности для них применения оружия массового поражения. (Например, под видом борьбы с террористами - применение США ракетно-ядерного оружия в Афганистане, в ходе которого уничтожались мирное население и мировые исторические памятники, находящиеся на афганской территории). Современная ситуация характеризуется усилением террористической деятельности по всему миру, но в силу различия национальных интересов разных стран вряд ли возможен в практическом плане отход многих государств от политики «двойных стандартов» в отношении ее трактовки. Это позволяет России проводить на своей территории активные антитеррористические операции. При проведении линии на усиление взаимодействия с зарубежными государствами по вопросам борьбы с терроризмом, приоритетным, на наш взгляд, должен быть акцент на конкретных двусторонних контактах в данной области, позволяющий совершенствовать систему обмена оперативной информацией. Для усиления информационно-пропагандистской работы, направленной на разоблачение преступного характера террористических организаций и группировок, демонстрацию истинных антигуманных замыслов террористов, необходимо выявлять и подавлять центры идеологического обеспечения и поддержки террористических движений. В вопросах организации взаимодействия по вопросам борьбы с терроризмом в рамках СНГ Россия должна занимать лидирующие позиции, создавая разномодельную структуру коалиционного сотрудничества (ОДКБ, ШОС и т.д.). Целесообразно поддерживать конструктивные отношения со странами мусульманского мира и курс на сотрудничество России с Организацией Исламская конференция, оказывающей содействие европейскому сообществу в борьбе с терроризмом. Несмотря на провозглашение большинством ведущих государств необходимости мирового сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом, неправительственные организации, аналитические центры, спецслужбы ряда зарубежных стран проводят работу по поощрению сепаратистской деятельности в Российской Федерации. В связи с этим российские спецслужбы должны вести более активную работу по вскрытию фактов содействия и инспирирования западными структурами террористической деятельности против России, предавая эти факты широкой информационной огласке. По линии деятельности российских спецслужб необходимо: стремиться к более эффективному взаимодействию по обмену информацией и проведению совместных мероприятий в области борьбы с терроризмом со спецслужбами зарубежных стран; принимать меры по изоляции террористических организаций, лишения их внутренней и внешней поддержки; выявлять и ликвидировать источники их финансирования, снабжения военной и другой техникой.^ Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для совершенствования контртеррористической политики, для оптимизации антитеррористической деятельности, как в России, так и на постсоветском пространстве. Выводы и рекомендации могут быть учтены органами власти и силовыми структурами, спецслужбами, а также правоохранительными органами. ^ Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы представлены в опубликованных статьях автора, а также в выступлениях на международной конференции «Корпоративная культура и деловые коммуникации в условиях глобализации» (Москва-2007) и научной школе Института политики и деловых коммуникаций (Москва-2008). ^ Структура диссертации продиктована целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложения.^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы, раскрыто состояние научной разработанности, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования, излагается теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость проведенного исследования.^ В первой главе «Концептуальные основы политики противодействия международному терроризму» – раскрываются предпосылки становления политики противодействия терроризму, основные подходы к определению понятия «терроризм», дается политико-правовое обоснование контртеррористической политики и антитеррористической деятельности на международном уровне. К числу основных тенденций современного терроризма относится процесс повышения уровня устойчивости системы различных террористических структур, а также в осуществлении террористических акций наиболее мощными террористическими организациями на планомерной систематической основе. Численность террористических организаций возрастает, повышается уровень их организованности, укрепляется взаимодействие между отдельными террористическими группами, формируется разветвленная сеть. В отдельных случаях наблюдается формирование своего рода «террористического интернационала», направляющего свои усилия на создание своеобразных «террористических анклавов» на территории государств. Анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что цели использования терроризма отдельными лицами и группировками (субъектами) или угроз его применения можно в общем виде классифицировать как: 1) политические; 2) криминальные; 3) бытовые; 4) иррациональные. Среди политических целей могут быть соответственно выделены внешнеполитические и внутриполитические цели. К числу целей внешнеполитического характера можно отнести: осложнение отношений с другими государствами; срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов; создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей; компрометация страны в глазах мирового сообщества как источника международного терроризма и т.д. К внутриполитическим целям терроризма могут быть отнесены: ослабление обороноспособности страны; создание внутриполитического кризиса; затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций; дестабилизация и провоцирование к выступлению антиконституционных и оппозиционных сил; создание обстановки страха, паники в различных слоях населения и т.д. В ХХ веке более двадцати стран пережили атаки террористов и в каждом государстве власти боролись с деятельностью террористических организаций. Но, следует заметить, что до середины семидесятых годов во всем мире единственным доступным в то время методом был поиск террористов по оставленным уликам. Особый упор антитеррористические подразделения делали на внедрение секретных сотрудников в среду, питающую терроризм. К поиску террористов в настоящее время стали привлекать новейшие достижения науки и техники, информационные технологии, лучших специалистов-аналитиков и экспертов-криминалистов. Эту тактику ведения войны против терроризма приняли практически все высокоразвитые страны. Сотрудничество государств стало развиваться на трех уровнях. Прежде всего, это постоянно возрастающее сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое, протекающее в форме диалога на различных уровнях, а также на базе двусторонних договоренностей. Так, например, обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 г. межгосударственных договорах с Францией и Великобританией, а также в заключенных в 1990 г. Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является государством – продолжателем СССР по заключенным в 70-х гг. двусторонним межправительственным соглашениям о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном, Финляндией. В 1991 г. заключен двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, предусматривающий модель российско-американского оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. В 1997 г. подписан межправительственный Меморандум о борьбе с терроризмом между Россией и Турцией; двусторонние соглашения на межведомственном уровне заключены между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным дел, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, (например, МВД, Таможенный комитет), более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию. Помимо двустороннего, на региональном уровне осуществляется многостороннее сотрудничество государств, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как Организация американских государств (ОАГ), подписавшая в 1971 г. в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение; Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ), преобразованная позднее в Африканский союз; Организация «Исламская конференция (ОИК), подписавшие совместное Коммюнике, в котором осудили жестокие акты террора и заявили о своей готовности поддерживать международные инициативы в борьбе с терроризмом; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), принявшая Заявление о совместных действиях по борьбе с терроризмом в 2001 г. и др. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют не только ряд уже принятых конвенций и рамочных соглашений: о выдаче преступников; об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, но значимая практическая деятельность в созданных межгосударственных антитеррористических структурах. На уровне Европейского совета в 2001 г. был принят План действий в сфере борьбы с терроризмом, опирающийся на нормы, касающиеся вопросов юрисдикции по фактам террористических преступлений. После теракта в Мадриде весной 2004 г. был введен единый Европейский ордер на арест. Обеспечена возможность создавать совместные группы для расследования преступной деятельности. Также было сформировано Правоохранительное агентство ЕС (Евроджаст), задачей которого является улучшение координации деятельности правоохранительных органов государств-участников ЕС. На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках ОБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Мощный импульс антитеррористическому сотрудничеству придает выработка параметров конкретных совместных действий в данной сфере стран «большой восьмерки». Именно на это нацелены решения саммитов в Галифаксе (1995 г.) и Лионе (1996 г.), а также декларации, принятые совещаниями на уровне министров в Оттаве (1995 г.) и Париже (1996 г). Активно развивается многостороннее сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. В ходе антитеррористического сотрудничества между государствами сложился третий уровень сотрудничества, когда стало ясно, что некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсально значимое качество. На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее организаций и специализированных учреждений, таких как Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН) и Контртеррористический комитет. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений. Центральным положением всех договоров о борьбе с терроризмом, многочисленных резолюций ООН и других международных организаций является принцип международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Принцип сотрудничества охватывает такие конкретные направления, как взаимодействие государств в рамках международных соглашений и организаций; принятие практических мер по предотвращению террористических посягательств, включая обмен информацией и координацию необходимых мер; оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество, касающееся толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом. Удачная формула в этой связи найдена в Итоговом коммюнике Конференции по борьбе с терроризмом в Багио (18-21 февраля 1996 г.), где говорится, что «в борьбе против терроризма не должно быть никаких компромиссов». В целом же коллективные усилия международного сообщества в данной сфере были редкостью и выражались в осуждении не террористических организаций как таковых, а совершенных ими террористических деяний. Ситуация изменилась после организованных в 1998 г. «Аль-Каидой» взрывов посольств США в Кении и Танзании. Пришло понимание необходимости борьбы с негосударственными акторами, оказывающими финансовую поддержку терроризму. Для этого ведущими государствами Запада («Большая семерка») был создан международный орган - ФАТФ - «Целевая группа по финансовым мероприятиям» (FATF - Financial Action Task Force), задачей которого стала борьба с криминальными финансовыми операциями в мире. Ныне участниками ФАТФ являются свыше 30 государств, включая Россию, которой для вступления в эту структуру пришлось вносить коррективы в свое внутреннее законодательство и принимать реальные и жесткие меры для борьбы с отмыванием «криминальных» доходов. Международное сообщество в лице ООН, многих международных организаций и государств расходует значительные силы на борьбу с терроризмом, однако до сих пор оно не смогло выработать общего понимания этого феномена. Между тем неопределенность объекта международной антитеррористической борьбы делает эту борьбу неэффективной в связи с отсутствием соответствующих международно-правовых механизмов. В целом отсутствие четкости и единства во взглядах исследователей на определение терроризма и международного терроризма свидетельствуют о том, что эти понятия являются категориями в большей степени политическими, чем правовыми. Это позволяет США и их союзникам оперировать этими терминами с позиции «двойных стандартов» и использовать борьбу с терроризмом для достижения собственных геополитических целей. Вопрос понятийного определения терроризма носит системный характер и, будучи не решенным, будет содействовать снижению эффективности борьбы с терроризмом. Принятие единого определения терроризма и инкорпорирование его в международные и национальные законодательства (вместе с практически значимыми контекстными определениями) может стать краеугольным камнем антитеррористического законодательства и гарантировать единое понимание и толкование сущности терроризма в системе права, что существенно повысит синхронность работы различных институтов по противодействию международному терроризму. Именно по этой причине нет единого списка организаций, которые были бы признаны террористическими. В 2003 г. в США таковыми были признаны 40 организаций, в ЕС - 33, Канаде -26, Великобритании - 25, России - 15, в ООН - 16, и не было ни одной террористической организации, которая вошла бы сразу во все списки, включая «Аль-Каиду», которая отсутствовала в списках ООН. Консолидация политических взглядов по проблеме определения, что следует относить к терроризму, а что нет, стала бы важным шагом по противодействию ему со стороны мирового сообщества, однако, слишком значима политическая составляющая при интерпретации терроризма, чтобы рассчитывать на быстрый успех. Одной из первых попыток налаживания международного сотрудничества в этой сфере стало одобрение Ассамблеей Лиги Наций в 1937 г., проекта Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма, которая все же не вступила в силу. Вместе с тем следует отметить, что в ст. 1 указанной Конвенции впервые в «качестве принципа международного права» сформулировано положение, обязывающее ее участников воздерживаться от всяких действий, имеющих целью благоприятствовать террористической деятельности, направленной против другого государства. Это положение, предписывающее государствам оказывать взаимное содействие в борьбе с терроризмом, по существу, повторено в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г., а позже и во многих других документах ООН. К настоящему времени в ООН одобрено уже 16 универсальных международно-правовых документов, включая тринадцать основных конвенций и протоколов, а также три недавно принятые поправки к ним, направленных на предупреждение и пресечение международного терроризма и борьбе с ним. В совокупности они создают правовую базу для эффективной и, что весьма важно, легитимной борьбы с терроризмом и его идеологией во всем мире. Следует отметить одобренную ГА ООН 13 апреля 2005 г. Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициатором рассмотрения которой стала Россия. Впервые в этом документе в комплексном виде намечены основные направления деятельности и определены носящие превентивный характер меры по предотвращению использования террористическими организациями ядерного оружия с целью проведения терактов планетарного масштаба. Важный импульс борьбе с терроризмом был придан принятой по инициативе России Резолюцией 1269 (1999 г.) Совета Безопасности ООН, которая стала своего рода антитеррористическим манифестом с изложением комплексного взгляда на проблему терроризма и наряду с его осуждением, содержащей перечень неотложных мер по борьбе с этим явлением. Эта резолюция фактически положила начало системной работе СБ ООН по противодействию террористической опасности Беспрецедентным документом воспринимается многими государствами принятая 28 сентября 2002 г. Резолюция СБ ООН 1373, которая определила комплекс мер, направленных на изоляцию террористов, разрушение их инфраструктуры, создание правовых и организационных предпосылок для пресечения любых форм внешней подпитки терроризма. Резолюцией 1373 предусмотрен механизм контроля (в виде Комитета СБ ООН) за реальной антитеррористической деятельностью, что обеспечивает формирование принципиально новой архитектуры сотрудничества в борьбе с терроризмом на универсальном, региональном и субрегиональном уровнях. В сентябре 2006 г. Генассамблея ООН одобрила Резолюцию 60/288 «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» с приложением в виде Плана действий1. Впервые в истории борьбы с терроризмом был принят документ комплексного характера, содержащий не только оценки и рекомендации по отдельным аспектам проблемы и областям применения или общие положения, но и определяющий основные направления работы по предотвращению терроризма и борьбы с ним на основе международного права, включая антитеррористические конвенции и протоколы. Часть мер, содержащихся в Стратегии, начали реализовываться в России и других странах, но они потребуют длительной работы в течение нескольких лет, и более того, выполнение некоторых рассматривается в качестве долгосрочной задачи. В особенности, это относится к положениям, касающимся ускорения социально-экономического развития государств, поддержания мира и мирного строительства, разрешения затянувшихся конфликтов и налаживания диалога. Кроме универсальных резолюцией существует целый ряд соглашений и нормативных документов в этой сфере и на региональном уровне. Ряд государств в последние годы приняли законы, регулирующие контртеррористическую деятельность. Это законы о борьбе с терроризмом в Великобритании (2006 г.), Филлипинах (2007 г.) и т.д. Наибольший интерес из соглашений регионального уровня представляют Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.), Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (1999 г.) и Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2003 г.), напрямую касающиеся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которая ратифицировала все указанные документы.^ Во второй главе «Роль международных институтов в контртеррористической деятельности» – показано становление политики борьбы с терроризмом в рамках ООН и США, совершенствование антитеррористической деятельности в разных странах, исследуется антитеррористическое сотрудничество стран СНГ на постсоветском пространстве в рамках ШОС и ОДКБ. Деятельность ООН не ограничивается формированием правовой базы борьбы с терроризмом и созданием организационных структур, надзирающих за исполнением международных конвенций или резолюций СБ ООН, а характеризуется конкретной работой по укреплению антитеррористического потенциала. За последние десятилетия, когда антитеррористическая тематика прочно вошла в рабочие планы почти всех основных ООНовских структур, накоплен значительный опыт в данной области. Обобщением этих наработок стало выступление Генерального секретаря ООН 10 марта 2005 г. в Мадриде на Международной встрече по вопросам демократии, терроризма и безопасности, основные идеи которого легли затем в основу его доклада на 60-й сессии ГА ООН «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» (27 апреля 2006 г). В этих документах предлагается ряд основных направлений, на реализации которых целесообразно сосредоточиться мировому сообществу, включая усилия, которые будут предприниматься правительствами, ООН, организациями, гражданским обществом и частным сектором для достижения реальных результатов в борьбе с терроризмом. Необходимы практические шаги по формированию в сознании людей понимания того, что любой террористический акт или угроза его совершения, каковы бы ни были мотивы этих действий, представляют собой тяжкое преступление, за которое неотвратимо последует суровое наказание, как на национальном, так и в международном плане. Важность и одновременно проблемность международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом признается политиками и руководителями ведомств, которые непосредственно занимаются этой деятельностью. Так, и в докладе «Оценка угроз США на 2007 год», сделанном Директором Национальной разведки Дж. Негропонте, и в докладе Национального разведывательного совета США «Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир» терроризм остается на первом месте и «вряд ли исчезнет к 2025 году». Поэтому борьба с ним в виде контртеррористических операций ^ Список публикаций по теме диссертации (3,4 п.л.) 1. Мусалимов Р.А. Политико-правовое обоснование контртеррористической политики // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. №2 – 0,4 п.л. 2. Мусалимов Р.А. Контртеррористическая политика стран СНГ на постсоветском пространстве //Вестник РУДН. Серия Политология. 2009, № 2 – 0,8 п.л. 3. Мусалимов Р.А. Структурно-теоретический подход к исследованию деструктивных факторов мирового развития //Глобализация: Столкновение разнонаправленных энергий. Материалы международной конференции. Институт политики и деловых коммуникаций. М.: Интердиалект, 2009. - 1п.л. 4. Мусалимов Р.А Формы проявления терроризма как деструктивного фактора мирового развития //Корпоративная культура и деловые коммуникации в условиях глобализации. М.: «Ступени», 2008. - 0,7 п.л. 5. Мусалимов Р.А. Контртеррористическая политика и антитеррористическая деятельность международных институтов //Мир и политика. 2008. №11 – 0, 5 п.л.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наукМусалимова Pуслана AнатольевичаТема диссертационного исследования^ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭСКАЛАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМАНаучный руководитель: доктор политических наук, профессор^ Явчун