Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2г. Асино Томской областиКонспект урока по литературному чтению.М. М. Пришвин «Моя Родина» О. В. Кубасова «Литературное чтение».Любимые страницы.Планирование разработано в соответствиис образовательной программой «Гармония».4 класс.Составитель: Авдеева Татьяна Васильевна,учитель начальных классоввысшей квалификационной категории,педагогический стаж 30 лет.Тема урока: М.М. Пришвин «Моя Родина».Цели урока: формировать навыки осознанного, грамотного, выразительного чтения;учить рассуждать, выражать собственное мнение, угадыватьточку зрения автора;расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать речь учащихся;воспитывать в детях чувство патриотизма, любви, гордости за край, страну, где ты живешь, быть ее достойным гражданином;донести до сознания детей общечеловеческие ценности, учить доброте, умению видеть, чувствовать и ценить прекрасное.Оборудование: компьютер, проектор, экран;тетради по чтению, учебники О. В. Кубасова 4 класс III часть;детские рисунки с изображением картин родного края;карточки с выражениями «Родина» «Патриот»«Кладовая солнца»«Весна света»«Глаза земли»;произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца».Приложение №1.Приложение №2.Ход урокаI.Организационный момент (настрой на урок).II.Проверка домашнего задания.1.Вопросы учителя:- Какую работу по чтению вы выполняли дома? (Выразительно читали произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине», придумывали вопросы к прочитанному тексту, желающие рисовали любимые картины родного края). -К какому литературному жанру относится произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» ? ( Статья). -Что такое статья? (^ Научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Можно рассмотреть и другие значения этого слова). 2. Выразительное чтение статьи обучающимися. 3. Ответы на вопросы, составленные детьми. 4. Работа в тетрадях.Цель задания: проверить умение учащихся кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему. -Составьте синквейн на тему «Родина». (Дети могут работать в парах, индивидуально или коллективно, записывая за учителем или учеником, работающим у доски). Например:Родина Великая прекрасная (единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная) Гордится заботится надеется (приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит) Жить- Родине служить. Страна ( отчизна, отечество)Учитель: - Какая связь между словами «Родина и патриот»? ( ^ Заслушиваются рассуждения детей). 5. Демонстрация детских рисунков. (Переход к новой теме) Учитель: -На рисунках вы изобразили свою малую родину, частичку нашей большой страны. Любовь к стране начинается с родного порога, с любви к матери, с того места, где ты родился.^ III.Новая тема. 1.Сообщение темы урока. Учитель:- Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Моя Родина». (Появляется 1-й слайд с названием темы урока. См. Приложение №1). 2. Слово об авторе. - Что вы знаете о Пришвине? Какие из его произведений вы читали? (^ Ответы детей). Учитель:- Внимательно прослушайте, о чем пишет М. Пришвин, а затем скажите, что вы думаете об авторе, каким его представляете? а). Учитель читает произведение М. Пришвина «Моя Родина». б). Обмен мнениями. Учитель: - Послушайте, что о Пришвине расскажет нам Давыдова Ксения. (^ Сообщение о Пришвине, заранее подготовленное ученицей, сопровождается показом слайдов. Смотрите Приложение №2). в). Дополнение учителя. - Отец Пришвина происходил из купеческой семьи, владел поместьем, проиграл его в карты, оставив жену с пятью детьми без средств к существованию. Мать Пришвина вложила много сил и труда, чтобы выкупить имение, дать образование детям. М. Пришвин много путешествовал. Каждое его путешествие заканчивалось написанием новой книги. М. Пришвин умер 16 января 1954 года. Проходят десятилетия, но еще многие поколения людей будут наблюдать, как прорастают в душах и сердцах пришвинские семена, облагораживая их, делая чище и лучше. 3.Работа с новым текстом. а). Повторное чтение с карандашом в руках. Читают дети, выделяя главные мысли в тексте. б). Проверка с объяснением. (^ Дети зачитывают и доказывают значимость отмеченных ими фраз). 4. Вопросы на закрепление. Учитель: - Почему, охранять природу, - значит охранять Родину? (^ Природа – часть Родины) – Для Пришвина Природа и Родина неразделимы! Учитель: - Как понимаете выражение Пришвина «кладовая солнца»? ( Так образно автор называет природу. Солнце дает свет, тепло, жизнь; природа – хранительница жизни, земных богатств).( Для домашнего чтения учитель рекомендует детям книгу М. Пришвина« Кладовая солнца»). Учитель: - О каком удивительном явлении природы в начале произведения пишет Пришвин? ( ^ Восход солнца, пробуждение природы) Учитель: - Наблюдали ли вы когда-нибудь восход солнца? Кто из животных первыми вместе с солнцем оповещает нас, что наступает новый день? (Птицы) Учитель: - Какие чувства это у вас вызывает? (^ Радость жизни, восхищение, восторг, ликование, умиление, трепетность, волнение, восторг, любовь и нежность ко всему живому, к окружающему нас) Учитель: - Сейчас мы послушаем и посмотрим, каким может быть пробуждение природы и как об этом пишет поэт А. Майков.(Показ слайда «Восход. Голоса птиц». На этом фоне ученица читает наизусть стихи. См. Приложение №1).5.Поэтическая минутка.А. Н. Майков.Утро. Близко, близко солнце! Понеслись навстречу Грядки золотые Облаков летучих, Встрепенулись птицы, Заструились воды; Из ущелий черных Вылетели тени – Белые невесты: Широко в полете Веют их одежды, Головы и тело Дымкою покрыты, Только обозначен В них лучом румяным Очерк лиц и груди.6. Выразительное чтение.. Учитель: - Прочитайте выразительно, с каким призывом к нам обращается автор. (^ Читают дети) Учитель: - Что может сделать каждый из вас для охраны природы? (Высказывания детей). 7. Слово учителя. - Человек должен заниматься самовоспитанием. С детских лет необходимо знать общечеловеческие ценности. ( Показ слайда. См. Приложение №1). - Прочитайте и запомните их. (Может прочитать один ученик, а можно читать по цепочке). Дополнительное задание: Деление текста на части: 1.Вкусный чай. 2. Вставать до солнца. 3. « Охота» за наблюдениями. 4. Призыв к молодым друзьям. ( Если времени нет на уроке, это задание можно дать на дом).IY.Итог урока. Вопросы учителя: - Чему научились сегодня на уроке? Что запомнилось? - Захотелось ли что-то изменить в своей жизни? - У Пришвина есть такие выражения: « Весна света» « Глаза земли» - Как вы их понимаете? « Весна света» ( о необычайно светлых мартовских днях) « Глаза земли» ( лесные озера, отражающие небо) Учитель: - В заключение нашего урока послушайте стихотворение А. Прокофьев. Родина.(Ученик читает наизусть) Нет на свете Родины дороже, Надо все нам делать для нее, Чтобы день, который нами прожит, Каждым часом радовал ее! Всюду все в ее раздольях – наше, Отдадим ей думы и дела, И кругом садами опояшем, Чтобы вечно Родина цвела! Нет на свете Родины красивей, Боевой страны богатырей, Вот она, по имени Россия, От морей простерлась до морей.Домашнее задание: С.110,111 – выразительно читать, пересказывать по частям, отвечать на 6,7 вопросы.По выбору: сочинить стих о Родине.Список литературы Воспоминания о Михаиле Пришвине. Сборник. // М.: Советский писатель, 1991 г. Гришина Я.З., Гришин В.Ю. Комментарии к дневникам М.М. Пришвина, 1918-1922 годы. // М.: Московский рабочий. 1994-1995гг. Наша Родина. Книга для внеклассного чтения / Составитель Н.Ф. Лапицкая. Майков А.Н. Стихи. // М.: Детская литература 1985г.