Книжное обозрениеХагуров А. А. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ЛОГИКО-МЕТО-ДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Изд-во Рост, ун-та,1989,151 с. В 60-70-х годах проблемам социального экспе-римента в советской социологической литературеуделалось большое внимание. Последние крупныепубликации — труды Куприянова А.П., и потомзатишье. Исследовательская работа, конечно, непрекращалась, защищено немало интересных дис-сертаций, но нельзя не видеть существующегоразрыва между все возрастающим масштабомэкспериментирования и теоретическим его раскры-тием. Автор прав, утверждая, что социальныйэксперимент, будучи методом познания, сам нуж-дается в исследовании. В понимании социального эксперимента онвыделяет три уровня. Первый — общефилософ-ский, когда экспериментальная методология при-меняется к постижению исторических событий.Скажем, Сталин считал, что творит историю,следуя ее законам, и вовсе не претендовал нароль экспериментатора. Но в познании периодасталинизма к нему можно подойти как к экспе-рименту «пост фактум». Здесь следует всегда отли-чать позицию исследователя от позиции субъек-тов исторического процесса. Второй уровень — научно-социологический,когда эксперимент носит «рукотворный» характери проводится с соблюдением всех правил науч-ного экспериментирования. Третий уровень — сфера практической дея-тельности, где, как говорится, сама жизнь ста-вит эксперименты, чаще всего методом проб иошибок. Это своего рода «экспериментальныйпланктон», питающий теоретическую мысль ивзаимодействие с научными экспериментами стро-ится по аналогии взаимодействия научного мыш-ления и здравого рассудка. Можно спорить именно против этого трехуров-невого толкования социального эксперимента,но нельзя не согласиться с тем, что в самойнауке многосмысловое восприятие данного терми-на уже реальность. Главная тема книги А.А. Хагурова — взаимо-связь и взаимодействие социального экспериментаи социальной теории. Автор выделяет три типасвязи. При первом эксперимент предваряет теорию,при втором — помогает осуществить выбормежду альтернативными «рабочими» теориями ипри третьем — он осуществляется под руковод-ством теории и в основном направляется ею.Приводятся интересные примеры, иллюстрирую-щие эти типы взаимообусловленности. Однако,как представляется, автор все же преувеличи- 156 вает роль эксперимента, когда пишет: "Если иметьв виду, что эксперимент решает судьбы многихгипотез и даже целых теорий, то логично заклю-чить, что он есть высшая форма познания инаучно-практического освоения действительности"(с. 143). Дело в том, что в этой своей функции экспе-римент неотделим от теории и, следовательно,изолированно его роль не может быть оценена. Следует отметить добротную эмпирическуюбазу рецензируемой книги. А.А. Хагуров владеетматериалом прошлых и современных значимыхсоциальных экспериментов. Под разными угламизрения анализируются эксперименты социалистов-утопистов, среди которых особое внимание уделя-ется новаторски-экспериментальной деятельностиР. Оуэна, в частности, показано, что источникомсилы кооперативного движения в Англии былаоуэновская программа социального переустройст-ва общества, а в Германии райффейзеновскиекооперативы вдохновлялись идеями нравственно-го обновления человека. Неслучайно во главекредитных кооперативов Райффейзен желал ви-деть местного священника. Дается и оценкаметодологии экспериментов И. Тюнена, А.С. Ма-каренко, других исследователей и практиков.Однако чаще автор обращается к экспериментам,проведенным в наше время. Перестройка в страненачалась с крупномасштабных экспериментов вэкономике. Осмысление их приводит его к выво-ду о том, что управление экономикой не можетбыть эффективным, поскольку основано на пред-ставлении о пропорциональности не фактическихзатрат и результатов, а расчетных. Логико-методологический анализ эксперимен-тов в сельском хозяйстве позволил автору пред-ставить добротную модель хозяина земли. Опреде-ленный интерес вызвал эксперимент в сфере обра-зования, в котором принимал участие автор.Эксперимент в Краснодарском народном универ-ситете культуры начался с перехода на следую-щие принципы работы: Самоокупаемость (обучение платное, за счетэтого народный университет культуры полностьюсебя содержит); Динамичность структуры, способность в нуж-ное время создать новый факультет, чего не моглисделать бюрократизированные вузы. Добровольность посещения занятий, отборслушателей в ходе учебного процесса, а не с по-мощью устаревшей экзаменационной системы.4. «Естественный» отбор преподавателей присвободном посещении лекций. Словом, в условиях плюрализма народный уни-верситет культуры выполняет альтернативныефункции по отношению к тому, что устарелов вузах. Все это заслуживает внимания, но не увлечен лиавтор одними лишь позитивными сторонами по-добной модели обучения? Неужели нет в дея-тельности такого университета трудностей и проб-лем? Каковы они и как их разрешить? Очень актуальна проблема роли экспериментав разрешении противоречий социализма (гл. IV).В этой функции эксперимент рассматривается какважный этап инновационного процесса. Ново-введения могут и разрешать противоречия, и обо-стрять их. Автор считает, что это зависит отруководителей. Но только ли от них? Не сущест-вует ли здесь скрытого объективного механизма? Некоторые ответы на эти вопросы дает раз-дел монографии, в котором социальный экспери-мент предстает как метод планирования социаль-ного развития отраслей и регионов, позволяю- щий наилучшим способом учесть региональныефакторы. Перестройка всех сторон общественнойжизни порождает ситуацию риска в разных видахдеятельности. Во взаимосвязи глобального и ло-кального риска складывается экспериментальнаяситуация, которую автор интерпретирует ширетрадиционного (миллевского) понимания. Она воз-никает в обществе на пересечении теоретическихи практических проблем, когда нет возможностейрешения проблем ни в теории, ни в сложившихсяспособах и формах практического освоения дей-ствительности. Это определяет необходимостьцелой серии экспериментов. Такие ситуации авторпрослеживает в прошлых исторических эпохах.Обращаясь, разумеется, и к феноменальной экс-периментальной ситуации в нашей стране, вы-званной к жизни перестройкой. В целом книга А.А. Хагурова — основатель-ное исследование проблем социального экспери-мента, а спорные места в ней побуждают к раз-мышлениям и дискуссии.Ф.Р. ФИЛИППОВ157