А.В. МилёхинВНИМАНИЕ К ТЕМПОРАЛЬНОМУ ФАКТОРУ ПРИ РАЗВИТИИ УСПЕШНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛюбой вид деятельности, человеческой занятости имеет свои отличительные особенности, эти особенности во многом характеризуют данную деятельность, выделяют ее из ряда прочих, требуют к себе соответствующего внимания. Это вовсе не обозначает, что характерные особенности могут быть присущи только одному виду деятельности. Например: командный характер спортивной деятельности наиболее яркая отличительная черта физической культуры и спорта, конечно же, присутствует и в других формах занятости человека, но в спорте она проявляется наиболее ярко, более того без командного характера спортивную деятельность представить просто невозможно. Еще одна отличительная черта физической культуры и спорта – это стремление к лидерству. Стремление в чем-либо быть лучше другого, черта, заложенная в каждом человеке, но в спортивной деятельности она приобретает особое значение. Необходимо широко понимать проявления лидерства в физической культуре и спорте, это не только высшие ступени на мировых аренах. Опередить ближайшего соперника, превзойти свой результат, оказаться сильнее соперника в психологическом противостоянии, преодолеть эмоциональный пресс, лучше подготовить инвентарь, повысить тактическое мастерство, и это только небольшая часть разнообразных форм проявления лидерской направленности. Спортивная деятельность представляет не только огромные возможности для реализации лидерских устремлений, но и в тоже время предъявляет значительные требования к их достижению. По сути, это главная задача физической культуры и спорта, совершенствование, стремление стать лучше, лучше других, лучше себя прежнего, т.е. в любом случае лидировать. На наш взгляд, учитывая выше сказанное, именно с этих позиций необходимо строить учебно-тренировочную работу со спортсменами. Физическая и функциональная подготовка, разделы спортивной работы, которым отдают предпочтение многие преподаватели и тренера, равно как и остальные составляющие спортивной подготовки в конечном итоге направлены на развитие и удовлетворение лидерских устремлений спортсменов. Многогранное значение слова «лидерство», в спортивной деятельности, в конечном счете, предполагает успех, любой более или менее значимый успех предполагает множество порой малозаметных достижений, т.е. улучшений многих составляющих спортивной подготовки. В развитии лидерских устремлений спортсменов, на наш взгляд, принципиальное значение имеют два фактора, фактор постановки целей и фактор времени их достижения. Существование больших, значимых целей должно сочетаться с целым рядом последовательных, более мелких целей, обеспечивающих их достижение, равно как все это должно быть правильно распределено во времени. Из выше сказанного вытекает следующее требование при подготовке спортсмена – последовательное формирование целеустремленности, реализация которого возможна при постоянном наличии у спортсмена как больших, значимых целей, так и целей на изменение мельчайших составных частей подготовки и поведения спортсмена. Все это необходимо осуществить в определенной последовательности и продленности во времени, причем постановка целей, подготовка и достижение их имеют ряд специфических особенностей, без соблюдения которых эффект данной работы будет минимален. К данным особенностям можно отнести, во-первых, значимость поставленных задач, они должны быть необходимы, важны и значимы в первую очередь для самого спортсмена. В спортивной деятельности, как уже было отмечено выше, имеющей командный характер, при соблюдении данного требования часто возникают ситуации определенного конфликта, т.е. ситуация выбора, определения и следования к цели более важной для команды или для личности спортсмена. Для успешного выхода из обозначенной ситуации необходимо соблюдать вторую особенность, всегда сохранять направленность внимания на сознательный характер определения целей и выбор средств их достижения, имеется ввиду, конечно же осознанность выбора в первую очередь самим спортсменом. Спортсмен всегда должен принимать посильное участие в постановке спортивных и жизненных целей, определении средств их достижения, это обеспечит сознательность, а не «навязанность» выбора, исключит давление авторитета тренера, позволит обеспечить уверенность в своих действиях, немаловажным будет факт интеллектуального восхождения самого спортсмена при данной постановке работы. На практике многие тренера, к данной особенности, с должной мерой серьезности начинают относиться при достижении спортсменом определенных (чаще всего высоких) результатов, а так же при достижении определенного возрастного уровня. Это означает, что порой значительный период спортивной жизни занимающихся спортом может практически выпадать из активного освоения спортивной программы. В-третьих, цели должны быть разнообразными и не только в рамках спортивной деятельности, но и в рамках всей жизнедеятельности спортсмена. Вновь просматривается определенная однобокость в работе со спортсменами многих тренеров, мы имеем ввиду приоритетное обращение их внимания к достижению целей непосредственно влияющих на результат, это в первую очередь, конечно же, физическая, а так же психологическая, тактическая подготовка, восстановительные мероприятия, подготовка спортивного инвентаря и т.д. Типичным явлением становиться осознание спортивными работниками необходимости разнообразных знаний, как для общего развития спортсмена, так и для спортивного восхождения занимающихся, но как правило реализация данного суждения оставляет желать лучшего. Практика показывает, что на современном этапе развития спорта спортсмену необходимы знания многих наук, психологии, физиологии, физики, химии, истории своего вида спорта и т.д., для более эффективного построения тренировочного, соревновательного и восстановительного процессов. Спортсмену необходимы знания по этике и эстетике и во многих видах спорта данные знания определяют успешность выступления, так же во всех видах спорта необходимо соблюдение нравственных требований и в целом ряде видов спорта их недостаточное соблюдение несет разрушительный характер (единоборства, борьба, бокс и т.д.). Данное разнообразие необходимых для спортивного прогресса целей, предполагает соответствующее временное обеспечение их реализации, и любой дисбаланс в этом обеспечении, будет нести негативные последствия. Связующим звеном выше перечисленных принципов является темпоральный фактор, представляющийся нам объединяющим, во времени не просто происходят все события, эффективность всех событий и явлений напрямую будет зависеть от расположенности и продленности их во времени. Поэтому строить работу по направленности на достижение лидерских планов, спортсменами, необходимо учитывая соблюдение выше приведенных принципов, но их эффективность будет напрямую зависеть от их реализации во времени. Своевременность, в формировании лидерских устремлений, в достижении успешности в спорте, приобретает первостепенное значение и все-таки, учитывая все выше сказанное можно смело констатировать еще одну строгую закономерность – взаимосвязь личной успешности и успешности общества. Каждый человек видит смысл своей жизни в реализации, прежде всего, личных планов и целей, и соответственно стремится к большей свободе действий, что может привести к рассогласованности действий общества. Поэтому общество заинтересованно в том, чтобы человек осознавал необходимость реализации не только личных потребностей, но и общественных и умел подчинять личные интересы общественным, и делал бы это соотношение оптимальным, не в ущерб себе. Социальное самочувствие общества создает необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала, чем большими возможностями обладает общество, тем больше возможностей для овладения навыками и способностями обладает человек, тем наиболее оптимальным способом он может их использовать и тем большую ценность он представляет для общества как социальной системы. Ситуация когда социум «работает» на личность, а личность на общество не просто общепризнанна, для спорта она имеет определяющее значение, причем в самом широком смысле определения слова социум. Существует теория смены власти, а соответственно успешности, по мере развития человечества, власть физической силы сменилась властью экономической, которая соответственно меняется на власть знаний, власть информации. Несомненна необходимость наличия всех этих составляющих, как в жизни общества, так и в жизни отдельного человека, можно лишь отдавать приоритет тому или другому на определенных этапах развития общества и человека. В становлении личности важна своевременность всех перечисленных составляющих, физическое развитие должно обеспечиваться с самого рождения, и своевременно быть обеспечено экономически, равно как уровень овладения и использования знаний зависит не только от представленного их объема, но в большей степени от своевременности и последовательности овладения ими. Успешное общество должно обладать перечисленными выше составляющими и для обеспечения динамики успешности, своевременно обеспечивать всех членов общества необходимыми условиями, соответственно уровень обеспечения условий для физического, экономического и информационного развития человека наиболее точно характеризует и успешность общества, и его перспективную направленность. «Успех» и «неудача» относятся к центральным понятиям биографического проектирования личности. Их можно рассматривать как смыслообразование процесса жизненного достижения и соответственно как показатели его качества, а также показатели динамики достижения этого качества. Успех – это, прежде всего, удача в достижении целей, осуществлении желаний, а в конечном счете показатель эффективности любой деятельности, жизненного этапа и жизни в целом. Преуспевающий человек всегда добивается планируемых целей, несмотря на противодействующую силу обстоятельств и разнообразные препятствия, которые в основном предполагаются и к преодолению которых человек готовиться. Успех и неудача во многом субъективные понятия для личности в частности, что нельзя также рассматривать применительно по отношению к данным понятиям общества. Неудача для личности, может выглядеть успехом в общественном мнении, и наоборот. Жизнь любого человека это череда успехов и разочарований самого разнообразного характера, это можно сказать и о процессе обучения, в котором нельзя обойтись без неудач, равно как всегда присутствует определенный успех. Задача, которая стоит перед каждым человеком, это как сделать соотношение удач и неудач в свою пользу. С точки зрения темпоральности, успех и неудачу можно рассматривать как констатацию свершившихся событий, на первый взгляд, это только оценка результатов своих действий, т.е. объект внимания – прошедшее время. Действительно, первоначальная реакция человека на любой успех или неудачу чаще всего предполагает обращение к самому факту события, с последующим проникновением в более далекое прошлое, к истокам, причинам удачи или поражения. Это типичная, но не единственная форма, хотя и она, и диаметрально противоположный ее вариант, предполагают на основе удачи или неудачи проектирование дальнейших событий. Повторить удачные действия или избежать похожих, нежелательных событий невозможно акцентируя внимание только на их причинах или на предполагаемых планах. Необходимо постоянно помнить, что любой дисбаланс в функционировании возвратной или перспективной форм внимания к причинно-следственным связям, чреват повторением ошибок. Приоритетно анализируя только свои, выполненные ранее действия, без интерпретации их к изменившимся или возможности изменения условий в будущем, а также не внося коррективы в стоящие впереди цели, личность лишается возможности выхода на новые рубежи. Преобладание внимания к определению новых целей, без подкрепления соответствующих изменений в действиях и поступках, ведет к еще более негативным последствиям. Оторванность от реальных событий, стремление к необоснованным целям, давно получило неблагозвучное определение – прожектерство, положительная черта личности обладающей названным качеством только в одном: постоянное наличие новых перспективных устремлений в любых ситуациях, которые, увы, часто так и остаются недостижимыми устремлениями, стремительно меняющими друг друга. Для общества в целом и для личности, в частности, существует огромное разнообразие форм и проявлений успеха или неудачи, но объединяющим для всех их является временной фактор, равно как во многом он является влияющим или определяющим успех или неудачу. Преуспевающий – не только превосходная степень оценки приближения человека к цели, но и (успевающий), т.е. делающий все своевременно, вовремя. Данный филологический нюанс обозначает суть достижения успеха, кроме интеллектуальных, волевых и других качеств и способностей человека, во главу угла встает фактор времени, только при верном использовании времени возможна реализация личностных устремлений. В альтернативе преуспевающему человеку, неуспевающий, неудачник, вновь характеризуется, в первую очередь, по темпоральным параметрам: не успел, что либо сделать, сделал не вовремя, недостаточно уделил внимание, недостаточно приложил усилий, и это не просто характерологический портрет данной личности, это причина его неуспешности. Умение использовать время никак нельзя отнести к врожденным, генетическим задаткам, данный личный капитал можно рассматривать как производную общественного, исторически сложившегося капитала использования времени. Пользование временем процедура предполагающая безграничное ее совершенствование, поэтому всегда есть прецедент относительно чего рассматривать свою успешность или неуспешность. Данная процедура сравнения дает возможность выявить положительные и отрицательные моменты во времяпользовании, сравнение помогает определить изменения необходимые для достижения новых целей и постановку их, данная процедура позволяет найти свой путь. Поэтому если при сравнении своего времяпользования с времяпользованием окружения не обнаруживается разница, или она отрицательная, не в пользу объекта для подражания, необходим другой ориентир, так как для обеспечения прогресса требуются положительные примеры. Из данного предположения логическим выводом следует зависимость результатов действий человека от его умения пользоваться временем, сопоставлять свои действия, их продолжительность, своевременность, последовательность с необходимыми величинами, влияющими на результат и определяющими его. Роль личности в решении данной задачи переоценить невозможно, также как очевиден факт приоритетного влияния на рассматриваемые умения человека, формирующего влияния окружающего его социума. Пользование временем окружающего социума непременно, в той или иной степени, оказывает свое влияние на всех его членов, тем более на личность, которая находится на этапе своего становления. Причем, становление можно рассматривать не только как развитие человека в период младенческого, детского и т.д., возрастов, но и становление школьника, студента, спортсмена, профессионала в любом виде деятельности. Различные виды самой разнообразной, новой для овладения конкретным человеком деятельности, объединяет наличие в них отличительных, во многом незнакомых, особенностей в пользовании временем, характерных именно для данной деятельности. Соответственно тот человек, который быстрее адаптируется к временным особенностям новой деятельности будет более успешным в овладении ею. Можно констатировать факт постепенного увеличения количественного и качественного наполнения пользования временем, характерного для развивающегося индивида, от времени питания, бодрствования и сна у новорожденных, до чрезвычайно разнообразных, удивительно точных и от того значимых и определяющих успешность в деятельности многих профессий временных дефиниций. В первом случае часы и минуты не имеют порой существенного значения, то во втором, секунды и доли секунды имеют решающее значение, определяя наш профессионализм, уровень компетенций, а соответственно и занимаемое положение в коллективе, уровень успешности. Следующее место, после влияния окружающего социума на манеру времяпользования человека, на наш взгляд, занимает операция сравнения результатов деятельности, причем только сравнения здесь явно недостаточно, и если мы говорим о совершенствовании использования времени, то для его совершенствования необходима череда операций, также имеющих временное наполнение. Человеку, находящемуся в «настоящем времени», необходимо оценить результат своей деятельности, определить его зависимость от запланированных и реально произведенных в прошлом действий, на основании данных операций наметить цели и средства их достижения в будущем. Выполнение всех этих составляющих обязательно, причем в непременном балансе всех временных составляющих (прошлое, настоящее, будущее), по всем показателям успешности, на всех уровнях функционирования, избегая каких-либо обособлений. Столь же значимое место занимает еще более сложная операция сравнения эффективности своей деятельности с деятельностью окружающих, особенно являющихся объектом подражания, и одной из основополагающих позиций отражения является временная характеристика выполняемой деятельности и ее составляющих. Самое загадочное явление в мире – время, соответственно не простым является и умение оценивать время, пользоваться временем, а тем более, обучать этим умениям. И вновь, обучение предполагает успех, а успех во многом предполагает своевременность, своевременность не только в овладении чем либо, но и своевременность в последовательности определенных действий. Необходимым условием констатации успеха является общественное признание, т.е. признание результата деятельности личности окружающими людьми, и вновь фактор времени занимает главенствующую роль. Значение своевременной реакции на успех личности, например, воспитателем, учителем, родителями, руководящим работником переоценить просто невозможно, более того, именно такую констатацию успеха можно рассматривать как окончание определенного этапа и стимул для совершения новых действий направленных на последующие достижения. Можно вывести своеобразную формулу, своевременно выполненные действия, приводящие к успеху, необходимо своевременно констатировать как причину успеха или как, соответственно, причину неудачи в противном случае. Социальное признание и социальный пример, на наш взгляд, основной фактор формирования манеры пользования временем, это несомненно, теоретические закономерности, национальные традиции, правила, опыт поколений, знание которых, порой, не гарантирует принятие их личностью. Трудность заключается в необходимости совпадения времяпользования ближайшего окружения личности с времяпользованием широкого окружения, т.е. социума школьного окружения, трудового коллектива, и т.д., вплоть до времяпользования государства. Данная взаимосвязь в большей степени нам видится тормозящим фактором в деле прогресса в совершенствовании пользования временем в масштабах большого социума, в тоже время обеспечивает определенную, можно сказать, жесткую, зависимость и стабильность характерного для общества уровня времяпользования. Личностный опыт в пользовании временем на наш взгляд, наиболее трудно приобретаемый, и еще более трудноизменяемый багаж, трудность эта заключается в проблеме преодоления принятого уровня пользования временем окружающего социума, как ближайшего, так и социума в самом широком его понимании. Интеллектуальный уровень окружения можно превзойти, серьезно интересуясь определенной проблемой, индивидуально занимаясь с литературными источниками, систематизируя опыт специалистов, проводя опыты и эксперименты, выбирая и реализуя новые пути для решения старых задач. Превысить физический уровень своего окружения, при соответствующем желании, также не представляет серьезных трудностей, в истории человечества и спортивной деятельности тому множество ярких подтверждений. Все эти перечисленные перемены порой происходят не только незаметно, безболезненно для человека, но и доставляют определенное удовольствие и удовлетворение. Радикально изменить манеру пользования временем трудно вдвойне, во-первых, необходимо «сломать» свой стереотип в пользовании временем, во-вторых, преодолеть негативное влияние социума при несовпадении с его времяпользованием. Необходимо отметить такое явление, как изменение отношения личности к успешности, это может быть привыкание к ней, недооценка или гипертрофированное выделение ее, данные процедуры также подвержены изменениям во времени. Наверное самая большая потеря для человека это потеря интереса к чему либо, в нашем случае потеря интереса к успеху, успешности в чем либо, трагична для личности, а соответственно и общества. Из множества разнообразных причин способствующих данной ситуации, в рамках заявленной нами темы, мы рассмотрим темпоральную. В рамках одной судьбы любые успешные события можно разделить на значительные, этапные, отправные и мелкие, ситуативные, незначительные, так вот, данное деление, конечно же условно, так как любое незначительное событие может кардинально повлиять на все последующие. Длительное отсутствие даже незначительного успеха непременно будет иметь негативное влияние на сознание человека. Яркое тому подтверждение воспитание ребенка или обучение его чему - либо, постоянная заслуженная похвала за порой самые незначительные изменения придает силы ребенку, усиливает интерес. Самый простой пример – это урок физической культуры и обучение кувырку вперед. Правильное выполнение кувырка является большим успехом, который придет нескоро и похвалить ребенка только когда будет достигнута эта цель абсолютно неоправданно. Все это несложное, для умеющего его выполнить, спортивное действие, можно разбить на множество более простых движений, которые и выполнить правильно более реально, а соответственно появляется дополнительная возможность отметить данный успех у обучаемого, кроме того, правильное выполнение составных частей, непременно приведет к верному выполнению всего упражнения. Следующий пример на наш взгляд столь же показателен в плане достижения цели. «Мастер спорта» – звание, которое является мечтой и к которому спортсмены идут трудными и долгими путями, но на этом пути множество промежуточных этапов, юношеские и взрослые спортивные разряды, соревнования самого различного ранга, сборы и восстановительные периоды. Все эти промежуточные этапы можно назвать промежуточными только относительно конечной цели, но для достижения ее, они являются такими же значимыми и важными, как сама конечная цель, т.е. практически имеют значение конечной цели, так как определяют ее. Соответственно планировать, добиваться, констатировать, анализировать и отмечать любые действия необходимо четко соотнося их с временным фактором, основополагающим фактором в достижении успеха. Наряду с мощными средствами физической культуры и спорта такими как, физические упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, позволяющими решать задачи стоящие перед физической культурой и спортом, необходимо особое внимание уделять фактору времени, как основному средству достижения успеха.