Реферат по предмету "Разное"


А. С. Макаренко Обоснование актуальности статьи

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучияДети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. А. С. МакаренкоОбоснование актуальности статьи Наш поселок находится в десяти километрах от города Назарово – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Птицефабрика пять лет назад была образцовым хозяйством не только в крае, но и в России. Сейчас это предприятие, оказалось не рентабельным и бесперспективным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм. Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и подростковой среде. Только за последние два года у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривации, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни. На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия. ^ 1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА: Органы социальной защиты населения Отдел образования; Органы внутренних дел; Здравоохранения; Отдел по молодежной политики; Служба занятости населения; Сельская администрация; РКДН. ^ 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ: Классные руководители; Воспитатели д/с; Педагоги школы; Врачи; Участковый инспектор; Жители поселка; Родственники; Соседи; Друзья. ^ 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ: Документы социально-медицинского патронажа; Документы психолого-педагогического консилиума в школе; Материалы психодиагностики; Результаты рейдов; Жалобы и заявления граждан; Материалы о правонарушениях; Преступления несовершеннолетних. ^ 4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50% Бродяжничество; Агрессивность; Хулиганство; Кражи; Вымогательство; Правонарушения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых. ^ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%. Низкая успеваемость; Неврастения; Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики; Подростковый алкоголизм; Подростковая проституция; Болезни; Недоедания; Уклонение от учебы. ^ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40% Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Конфликты с родителями; Контакты с криминогенными группировками. ^ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ. Принудительное лечение от алкоголизма; Лишение родительских прав; Консультирование; Обучающие консультации для родителей; Помощь общественных организаций; Влияние через СМИ; Пропаганда здорового образа жизни; Пропаганда семейных ценностей; Оказание материальной помощи; Административные штрафы; Создание клубов по интересам; Постоянный патронаж; Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей; Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул; Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи. ^ ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ? Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том: *Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие. *Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты. *Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка *Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях. ^ КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ. Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта 1. Корректировка воспитания в отдельных семьях. 2. Работа с неблагополучными семьями. ^ ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. 1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств. ^ ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. 1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. 2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, еслиродители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек. 3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход. 4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек. 5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими. б. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы. 7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. 8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами. Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями. ^ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ? 1 . Материально-бытовые условия. 2. Эмоционально-нравственный климат. 3, Режим дня ребенка в семье. 4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей 5. Семейный досуг. 6. Уровень педагогической культуры родителей. ^ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ. № Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей. 1 Диагностика семейного неблагополучия. наблюдения специалистов;анкетирование детей и родителей;опросники;тесты;интервью узких специалистов;мини-консилиумы;тренинги;анализ документов;анализ продуктов детского творчества;анализ документации паспортно-визовой службы; сбор списков неблагополучных семей;составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);протоколы СКДН; РКДН;заявки семьи на оказание помощи;анализ состояния здоровья детей;анализ развития, успеваемости. 2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье. советы по преодолению сложных жизненных ситуации;консультации специалистов;семейная терапия;индивидуальные беседы;индивидуальный социальный патронаж семей;психотерапия;родительские собрания на дому. 3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. группы риска; спортивные группы;тренинговые группы;консультирование; семейные вечера. 4 Профилактика семейного неблагополучия. родительский всеобуч;ознакомление с психолого-педагогической литературой;обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;семинары для учителей и родителей;лектории для подростков;устройство на работу; летний лагерь;летняя площадка;постановка на учет ОВД, КДН. СКД; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. 5 Помощь общества неблагополучным семьям. институт приемной семьи;институт молодой семьи;детские приюты; акции милосердия;акция помоги пойти учиться;материальная поддержка;привлечение спонсорской помощи;обмен одеждой, бывшей в употреблении;лишение родительских прав. ^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ. Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен: Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, ане сотрудничающих друге другом. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным. Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать. Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только отношения к ребенку. Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье детская безнадзорность и беспризорность. побеги из дома. половая распущенность. правонарушения и преступная деятельность. алкоголизм. Наркомания и токсикомания. Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи: Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью. ^ БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ. 1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. ) 2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. ) 3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины) 4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания) 5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. ) Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии. Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. ^ СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания. Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре. Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье. ^ ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рости достижений действий семьи. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайтепаузу, чтобы семья осознала услышанное. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствиинравственным нормам жизни. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйтев логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.