Исаева Е.А., завкафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова, доктор педагогических наук, профессор. Читателецентричная парадигма школьного литературного образования и современный учебник по литературе для старших классов(Авторский взгляд на учебник «Литература» (русская и зарубежная) 10 кл./ Е.А.Исаева, Ж.В. Клименко, А.О. Мельник )…прежде чем «задавать» методологическую основу конструирования конкретного учебника, необходимо определиться, какой образовательной системе он будет служить. А.В. ХуторскойРеалии действительности (засилие информации различного рода, высокое развитие медиа и интернеттехнологий, прагматичность общества) способствуют стремительному падению интереса к чтению художественной литературы среди молодежи. Современное состояние образовательного процесса свидетельствует об определенном кризисе системы изучения литературы в школе. Поэтому сегодня важно определить основную парадигму школьного курса литературы, а значит то общее представление о целях и сущности литературного образовательного процесса. Главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, а значит «увидеть» и расшифровать все то, что скрыто за словами и фразами. Безусловно, что формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с произведениями искусства, задача сложная и трудоемкая. Но переоценить ее практически невозможно, ведь общая духовная культура личности, культура чувств человека, система ее собственных критериев оценки действительности непосредственно зависит от культуры чтения, восприятия литературы и отношения к ней. Изучение литературы призвано привлечь школьника к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения. Поэтому равноправный диалог, плюрализм взглядов всех участников учебного процесса должны стать приоритетными принципами развития читательской деятельности в школе, которые способствуют рождению в сознании учащегося своего «собственного текста», обогащенного личностным «Я». Таким образом, сегодня не история литературы определенного периода, а художественный мир этой литературы, воспринятый и декодируемый учащимся – читателем ХХI столетия должен быть положен в основу современного изучения литературы в школе. Формирование личностного ценностного отношения к человеку и окружающему миру на основе прочитанных художественных произведений – вот одна из основных целей изучения литературы в школе. ^ Именно читателецентризм должен стать новой парадигмой и современного учебника по литературе. Многих сегодняшних школьников, искушенных последними достижениями технического прогресса и свободно владеющих компьютером и Интернетом, заинтересовать учебником, привлечь к работе с ним, очень сложно. Это означает, что в современном учебнике должны быть представлены не готовые ответы на основные вопросы, регламентируемые учебной программой, а пути для их самостоятельного решения учащимися, определенные импульсы, направленные на развитие способности интерпретации литературного текста читателем-школьником. Поэтому вместо прямого поучения, назидания отдельной монологической авторитетной точки зрения на литературный текст важно показать различные позиции относительно изучаемого произведения, что в результате позволит учащемуся выстроить свою собственную систему отношений к прочитанному. Таким образом, разрабатывая концепцию нашего учебника по литературе для старших классов, мы исходили из того, что современный учебник с его интерактивными технологиями и гиперссылками дает возможность презентовать художественное произведение как интертекст с его многочисленными межпредметными и межлитературными взаимосвязями, расширяющими культурологический контекст изучения произведения и позволяющими учащимся чувствовать себя в центре настоящего полилога (между художественными текстами, другими произведениями искусства, историческими эпохами, авторами и читателями и т.д.). Среди основных задач, которые мы ставили перед собой, работая над учебником, выделим такие:- создание условий и мотивационных установок для вступления в диалогические отношения между учащимися и художественным произведением; - формирование у учащихся устойчивой потребности в общении с произведением искусства, необходимости собственной рефлексии над чувствами и мыслями, высказанными в художественном тексте; - расширение личностного культурно-эстетического тезауруса школьника на основе приобретения новых знаний, практических умений и навыков, культурных кодов и символов в процессе диалогических отношений с книгой;- развитие умений декодировать произведения искусства, давать им собственную аргументированную оценку. Мы понимали, что для того, чтобы решить поставленные задачи, учебник должен быть достаточно технологичен, то есть содержать и методические рекомендации (памятки разного рода, специальные статьи и т.д.), и дифференцированные задания, и фоновые знания для удовлетворения читательских потребностей и интересов школьников различного уровня литературной подготовки. Современный учебник и как источник знаний и как средство обучения должен быть направлен на формирование навыков и потребностей самообразования учащихся, предоставлять им возможность в тренировке умений делать выбор. Считаем, что учебная книга по литературе в Украине должна быть рассчитана не только на гражданина мира, открытого ко всем процессам, происходящим в современном обществе, но и (может быть, даже в первую очередь!) на молодого гражданина Украины, познающего и исследующего реалии своей страны, традиции родной культуры. Поэтому на страницах учебника должна быть широко представлена информация о личностных, типологических и генетических связях то или иного писателя с Украиной. Сегодня в учебнике должен присутствовать материал, направленный, с одной стороны, на ученика, которому бы было интересно и познавательно познавать мир литературы, с другой стороны, и на учителя, который мог бы организовать работу с этим учебником на разных этапах изучения художественного произведения. Поскольку учебник, в первую очередь, предназначен для учащихся, то разумное соотношение научности и доступности изложения – важная составляющая его успешности. К сожалению, излишняя затеоретизированность материала и дидактизм, отсутствие эмоциональности, игнорирование возрастных особенностей восприятия художественного произведения - это те проблемы многих современных учебников, которые отталкивают школьников не только от предмета, но и чтения и литературы вообще. Таким образом, главной целью учебника «Литература» 10 класс (авторы Е.А.Исаева, Ж.В.Клименко, А.О. Мельник) было продолжить работу по формированию творческого, эстетически развитого читателя, способного образно воспринимать художественное произведение и давать ему самостоятельную обоснованную оценку, пригласить наших читателей к конструктивному диалогу в процессе изучения литературы. Не случайно в качестве эпиграфа к учебнику мы использовали слова Джозефа Конрада: «Автор пишет только половину книгу: другую половину пишет читатель». Среди ведущих методических принципов, которыми мы руководствовались во время написания учебника, целесообразно выделить такие: - антропологический, с позиций которого главным аспектом изучения литературных произведений является личность учащегося, его эстетическое восприятие и творческое развитие. Известный методист, доктор педагогических наук, академик РАО В.Г. Маранцман подчеркивал значение такого приобщения учащихся к искусству, когда школьник может найти язык общения с искусством разных эпох, прежде всего, для собственного спасения в стремительном современном мире с его многочисленными проблемами и катаклизмами. Исходя из этого, приоритетное место на страницах наших учебников занимают вопросы, направленные на рефлексию во время чтения, проблемные задания, материалы для дискуссии и творческого самовыражения школьников; - диалогический, т. е. процесс изучения литературного произведения рассматривается как общение равноправных целых: текст – автор - читатель. Впервые в методике преподавания литературы этот принцип выделил известный ученый Г.И.Беленький. Российский методист подчеркивал, что диалогичность изучения литературы, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя. Таким образом, задания на выявление личностной позиции учащихся, направленные на диалог с автором художественного текста, дискуссию, должны занять свое место на страницах учебника. Декларируя этот принцип, важно обратить внимание, что диалог противостоит авторитарности, единообразию и единоначалию, любым догматическим высказываниям, отрицает любые преимущества в провозглашении взглядов, подчеркивает необходимость множественности личностных позиций при изучении литературы. Поэтому особое внимание должно быть обращено на форму презентации учебного материала. Доброжелательность, уважительное отношение к позиции учащегося, приглашение к аргументированному диалогу с художественным текстом – вот основные задачи современного учебника по литературе; культурологический (обратим внимание на замечание доктора филологических наук З.В. Кирилюк о том, что "при изучении литературы необходимо учитывать, что каждое произведение несет в себе признаки конкретной эпохи и страны, господствующих в ней представлений о мире, гражданских и этических убеждений и выражает все это в формах, присущих художественной культуре народа, духовного мира современного ему человека." "…Если произведение представить в конкретном культурологическом контексте, - продолжает З.В.Кирилюк, - это значительно облегчит учащимся его восприятие". Подчеркнем, что известный литературовед, культуролог Ю.Лотман писал: «… Художественное произведение, взятое само по себе, без определенного культурного контекста, без определенной системы культурных кодов, подобно «надписи надгробной на непонятном языке». Поэтому в учебнике большое внимание уделено выявлению межпредметных и межлитературных связей, информации краеведческого и этнокультурного характера, знакомящей с бытом, традициями, историей народа, литература которого изучается. Обозначенным принципам, целям и задачам учебника подчинены все его структурные элементы. Все разделы учебников открываются эпиграфами, которые служат своеобразным приглашением в мир художественных произведений, презентованных на страницах этой структурной части книги. Каждый раздел имеет свой шмуцтитул, где, кроме эпиграфов, представлены ключевые слова и понятия к разделу, основное предназначение которых наглядно акцентировать внимание учащихся на основных аспектах этой структурной части учебника. Внутри каждого раздела материал распределен по учебным темам, в которых представлены: информация вступительного характера; статья о писателе; вопросы и задания к ней; основные и дополнительные сведения, способные, на наш взгляд, заинтересовать учащихся в прочтении произведения; методический аппарат к художественному тексту, содержащий различные вопросы и задания репродуктивного, проблемно-дискуссионного и творческого характера, которые можно использовать для работы в классе и дома. Хотелось бы обратить внимание на более широкие возможности использования в учебнике групповых и парных видов работ при изучении литературы. Среди индивидуальных творческих заданий, которые предлагаются учащимся на страницах учебника с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков, выделим сочинения разных жанров, составление литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению, создание мультимедийных презентаций, иллюстраций к тексту, обложки к книге, подготовка сообщений проблемно-дискуссионного, обобщающего, компаративного характера, сравнение текста и его интерпретаций в других видах искусств (киноверсия, театральная постановка, иллюстрации к произведению). Методический аппарат учебника имеет четкую рубрикацию, уже знакомую учителям и учащимся по нашему учебнику для 9 класса: - «^ Размышляем, обсуждаем» (представлены вопросы и задания к тексту изучаемого произведения); - «Подытожим изученное» (содержит дополнительные дидактические материалы ко всей теме обобщающего характера);- «Подытожим изученное в разделе» (материалы этой рубрики, в зависимости от целевых установок учителя, можно использовать и на заключительном этапе изучения художественного произведения, и как домашние задания для учащихся, и во время тематической аттестации); - «Под сенью дружных муз…» (предложена информация, отражающая взаимодействие литературного произведения с другими видами искусств, например, об экранизациях и театральных постановках изучаемых художественных текстов, о музыкальных вариантах лирики А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, об опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и другие); - «В творческой лаборатории мастера» (поданы материалы, углубляющие восприятие произведения, направленные на анализ художественного текста); - «^ Прогулки по местам великих вдохновений» (в форме небольшой заочной экскурсии презентованы памятные уголки мира, связанные с жизнью и творчеством писателей, их произведениями, литературными персонажами. Например, информация о памятнике Дон Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде, о музеях Бальзака в Париже и Верховне и многом другом); - «Из тайников искусства слова» (раскрыты понятия по теории литературы, которые должны усвоить учащиеся в соответствие с требованиями учебной программы); - «На заметку юному исследователю» (представлена дополнительная фоновая информация различного характера, способная заинтересовать учащихся. Например, о том, что такое нигилизм или как гоголевская «Шинель» нашла свое отражение в творчестве известного японского писателя Акутагавы Рюноске, о судьбе переводов В. Шекспира на украинский и русский языки и др.); - «^ Умеючи, и клад находят» (содержит методические рекомендации, направленные на развитие определенных умений и навыков учащихся. Например, памятки «Как работать с комментариями к литературному произведению» или «Как подготовить доклад на литературную тему», статья «Обучение анализу стихотворения»); - «Постигаем глубину литературно-критической мысли» (презентует материалы литературно-критической мысли, способствующие углубленному анализу текста, коррекции читательских интерпретаций прочитанного); - «Узнаем о выдающейся личности» (раскрывает роль личности в искусстве и науке. Например, об известных исследователях литературы Ираклии Андроникове, Александре Аниксте, Дмитрии Затонском, писателе и переводчике Владимире Набокове, скульпторах Огюсте Родене и Зурабе Церетели, художнике Николае Кузьмине и других). В отличие от традиционной структуры учебника для старших классов по литературе, не предполагающего презентацию художественных произведений на его страницах, мы посчитали необходимо важным подать в учебнике тексты лирических произведений. Исходили из того, что лирика, как никакой другой род литературы, требует целостности восприятия, различных комментариев, фоновой информации, повторного прочтения художественного произведения, возможной корректировки первоначальной позиции. Поэтому очень важно, чтобы литературный текст и материал для его осмысления был непосредственно перед глазами учащихся. Продумывая дизайн современного учебника, исходили из того, что он должен быть ярким и красочным, с достаточным количеством иллюстраций к презентованным на страницах учебника сведениям и художественным произведениям. В учебнике широко представлены как репродукции работ известных русских и зарубежных живописцев, так и фотографии памятных литературных мест, отдельные кадры из кинофильмов, созданных на основе изучаемых в 10 классе литературных произведений. Все это, безусловно, не только украшает учебник, но и будет способствовать повышению интереса работы с ним. Надеемся, что работа всего творческого коллектива, создававшего этот учебник, не останется не замеченной учителями и их учениками. Будем благодарны за все отклики и замечания, высказанные в адрес учебника.