Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан «28» сентября 2010 г

На правах рукописи Бабакалонова Зулайхо Тоировна Социально-педагогические условия снижения бедности как средство повышения доступности образования (на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан)13.00.01. — «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки)А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук^ Душанбе — 2010 Работа выполнена в отделе оценки образования Академии образования ТаджикистанаНаучный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Латыпов Диловар НазришоевичОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, академик Зубайдов Убайд кандидат педагогических наук Сулаймонова Алла Гумаровна Ведущая организация – Кулябский государственный университет им. А.РудакиЗащита состоится «30»октября 2010 г. в 9:00 часов на заседании Диссертационного совета Д.047.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана (734024, г. Душанбе, ул. Айни 45).С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана.Текст автореферата размещен на сайте aot.tj __________________________Автореферат разослан «28» сентября 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, Негматов Садуллоджон Эргашевич ^ Актуальность исследования. Исследование проблемы бедности на территории Республики Таджикистан за период её независимости является весьма актуальной, ибо бедность в настоящее время затронула большую часть населения. В 2000 году по оценке Всемирного Банка население Таджикистана, живущее за чертой бедности, превысило 81%. По обновленной оценке бедности, произведенной Всемирным Банком в 2004 году, уровень бедности снизился и составил 64%. Учитывая сложившееся положение с бедностью, Правительство Республики Таджикистан одним из приоритетных направлений своей социальной политики считает снижение уровень бедности и обеспечение целевой поддержки нуждающимся слоям населения путём оказания адресной помощи и социальных услуг. Процессу радикального реформирования этой системы придается новый импульс.Так, вопросы снижения уровня бедности как приоритетной определены в Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон Парламенту страны в 2010 году. В послании отмечается, что «в соответствии с результатами совместного исследования по уровню жизни населения Республики Таджикистан, которые проводились Правительством и независимыми организациями в 2007 году, уровень бедности в нашей стране снизился с 73% 2003 года до 53% в 2007 году. Этот процесс продолжался в 2008, 2009 годах и снизился до 50%. В результате более чем 1 млн. людей были выведены из зоны бедности . В рамках стратегии сокращения бедности на 2010-2012 годы «предусмотрена плодотворная реализация необходимых мероприятий по обеспечению устойчивого социального и экономического развития страны. Это даёт возможность снизить бедность до конца 2012 года до 40%». Таким образом, в последние годы в республике в результате реализации принятых стратегий и программ, проектов и грантов уровень бедности снижается. В этом отношении достигнуты определенные успехи. Однако, еще полностью сократить бедность в стране не удалось.Как показывают исследования ученых, причина бедности в Таджикистане связана, прежде всего, с глубоким финансово-экономическим кризисом начала 90-х годов ХХ века, распадом единого государства, гражданской войной, и с тем, что процесс становления и развития рыночных отношений за последнее десятилетие сопровождался появлением ряда негативных тенденций, препятствующих дальнейшему позитивному экономическому развитию страны. К числу факторов, усугубляющих, экономические трудности переходного периода в условиях независимости республики относится, падение производства, которое привело к росту безработицы, сокращению доходов и резкому снижению уровня жизни части населения, его благосостояния, растущая имущественная дифференциация общества и, как следствие, масштабное распространение бедности. Хотя и в советское время Таджикистан был одной из самых бедных республик.И так, проблема бедности настолько актуальна, что позволяет говорить о том, что к ней сводятся многие другие проблемы. С бедностью напрямую связаны вопросы демографии, занятости населения, безработицы, бедность оказывает непосредственное влияние на здоровье населения, уровень образования и культуры граждан, их воспитание, социализацию и нравственность, она – один из тормозов развития науки. Бедность способствует дегуманизации человеческих отношений, росту преступности и терроризма, ведет к понижению уровня и качества жизни. Она специфически воздействует на политические отношения, реализацию государственной политики на всех уровнях, явно тормозит становление гражданского общества, в значительной мере отрицательно влияет на доступ к образованию и повышение его уровня и качества.Таким образом, охватывая социально-экономическую сферу, в новых условиях особую остроту приобретает вопрос влияние бедности на доступ и качество образования. Хотя Таджикистан, как и другие постсоветские республики, имел хорошо развитую систему образования, подготовки и переподготовки кадров.Сравнивая расходы на сферу образования в начале 2000 года можно наблюдать неуклонное сокращение доли расходов на образование в государственном бюджете республики. Если в 1991 году он составил 23,5%, то в 2000 году он уменьшился до 14,1 %. Нехватка финансовых средств привело к ухудшению уровня и качества образования. Снизился доступ к нему. Увеличилось число учеников, особенно из малообеспеченных семей, не посещающих школу (сегодня в стране зарегистрировано 241 тысяч таких семей). Вызывало озабоченность проблема отдаления от школы некоторых мальчиков и девочек после получения ими основного образования, слабое функционирование дополнительного образования детей в стране. Им охвачено всего только четыре процента детей. Ощущается не хватка квалифицированных учителей по причине оттока кадров из системы образования в различные отрасли экономики вследствие низкой заработной платы и престижа. Расширялось применение детского труда. По данным МИКИ ЮНИСЕФ в 2005 году 200 тысяч детей были вовлечены в те или иные формы детского труда. Многие из этих детей не посещают школу. В документе Стратегии Снижения Бедности в Республике Таджикистан справедливо отмечается «важное гендерное отличие в отношении посещаемости школ: в сельской местности в два раза, а в городах в три раза больше девочек перестают посещать школы по сравнению с мальчиками. Так, к примеру, к 18 годам только 40% мальчиков и лишь 10% среди девочек посещают школу». (ССБ РТ на 2007-2009 годы. С. 177.).Все вышеуказанные недостатки и проблемы оказывают негативное влияние на повышение уровня доступности образования и воспитания в стране, связанные с бедностью. Учитывая такое положение, Правительство Республики Таджикистан уделяет огромное внимание вопросам доступности образования. В этих целях только за период с 2000 по 2009 годов, т.е за девять лет финансирование сферы образования увеличилось в 26 раз. Если в 2000 году на сферу образования было выделено 42 миллиона сомони, то в 2009 году эта цифра составила 1 миллиард 70 сомони. Строительство образовательных учреждений увеличилось на 17% (6). Реформируется содержание образования. Разработаны госстандарты образования, учебные программы и новое поколение учебников. Осуществляется подготовка к переходу на 12-летнее обучение. Образование является приоритетным направлением развития социальной сферы, способом ускорения социально-экономического развития страны. На сегодняшний день основными приоритетами в области образования являются поддержание исторически сложившихся высоких стандартов дошкольного и школьного образования, а также такая перестройка среднего и высшего образования, которая позволила бы им подготовку кадров, востребованных на рынке труда. Цель и результаты преобразования в сфере образования это достичь доступности и качества образования, создание наиболее динамичной, эффективной системы обучения и воспитания, способной внести вклад в решение основной задачи - борьбы со снижением уровня бедности, обеспечение рынка труда специалистами высокого качества благосостояния населения.Несмотря на проявляемую заботу государства и Правительства Республики Таджикистан вопросы образования, уровня и качества обучения и подготовки высококвалифицированных кадров в стране пока не удовлетворяет возросшие потребности общества и рынок труда, не в полной мере обеспечивает вхождение республики в мировое образовательное пространство. Не зависимо от принятых в этом направлении мер, проблема влияния бедности на доступность и качество образования остается в качестве одной из нерешенных.Все выше указанные недостатки и проблемы оказывают негативное воздействие на повышение уровня и качества образования и воспитания, его доступности в стране, связанные с бедностью. Поэтому актуализируется проблема научно-педагогического анализа бедности, выработки методов и способов её преодоления с учетом конкретных особенностей современного развития Таджикистана. Данное диссертационное исследование исходит из того, что конечной целью развития любого прогрессивного общества является создание благоприятных условий для обеспечения доступности и качества образования, ибо народ, обладающий богатой культурой, не может допустить, чтобы её будущее поколение находилась малограмотным и на уровне бедности. А образовательная деятельность является важным фактором повышения общего и профессионального образования, снижения уровня бедности и обеспечения благополучной в материальном отношении жизни людей. Таким образом, разработка направлений, механизмов и мер, направленных на снижение уровня бедности посредством реформирования системы образования в стране, и обеспечение её доступности в каждом конкретном регионе в частности, представляется актуальной не только для социологической и экономической науки, но и для педагогики.Перечисленные выше обстоятельства и определили актуальность темы диссертационного исследования. Наши исследования проводились одновременно со временем начала работы Проекта реформирования сектора образования, который оказал прямое позитивное воздействие на стратегию снижения уровня бедности Таджикистана, особенно в 5-ти пилотных районах, посредством обеспечения улучшения равноправного доступа и завершение качественного начального и общего среднего образования, улучшение гендерного баланса в школах пяти районов, явившихся базами исследования. и .т. д. ^ Степень разработанности проблемы. В ходе подготовки диссертации нами проведен анализ широкого круга литературы, посвященной проблемам бедности и социально-педагогических механизмов её преодоления в современных условиях развития Таджикистана.Научное изучение проблемы бедности можно проследить, начиная с VIII века. Теоретико-методологическим аспектам исследования благосостояния населения и проблеме бедности уделяется большое внимание в экономической литературе. Об этом свидетельствует значительное увеличение за последнее десятилетие числа монографических работ, статей, посвященных этим проблемам. В Таджикистане к наиболее значимым работам в этом плане можно отнести труды экономистов Ш.Дустбоева, Т.Мирзоева, Х.Умарова, в которых рассматриваются социально-экономические факторы снижения бедности во взаимосвязи с динамикой и типом экономического роста, а также труды сотрудников Лондонской школы экономики Дж.Фолкингем и А.Башери, которые обследовали бедных домохозяйств с детьми в Таджикистане и подвергли анализу питание детей, их доступ к услугам здравоохранения и образованию, проблемы детского труда и др. Отдельные аспекты бедности – социальная обусловленность представлений людей о бедности и психологические факторы, переживания бедности, причины формирования культуры бедности - рассматриваются в социологических работах Ш.Шоисматуллоева. Социально-философские вопросы взаимосвязи государственной социальной политики и динамики бедности в Таджикистане явились предметом специального исследования в докторской диссертации Л.Я.Бабаевой. Некоторые вопросы, связанные с социальной защитой учителей Республики Таджикистан исследованы в диссертационной работе В.Р. Наимовой, которая предлагает ряд мер направленных на решение социальных проблем учителей общеобразовательных школ, а также повышения их престижа в новых социально-экономических условиях. Огромный интерес для нас представили педагогическое наследие таких мыслителей, как Рудаки, Фирдавси, Беруни, Рози, Абуали Сино, Саади, Руми, У. Кайковус, Н.Хусрав и др. которые в своих произведениях призывали к справедливости, мудрости, рассудительности, благожелательности; заботе о нищих и бедняков, считали это моральным обликом благородного человека и важной чертой воспитания совершенной и духовно богатой личности. Эти же идеи нашли своё продолжение в исследованиях ученых-педагогов республики М.Арипова, И.Обидова, Х.Афзалова, К.Кадырова, М. Лутфуллоев, Б.Рахимова, А.Пахлавонова, Ф.Шарипова, и др., обосновывающие важность усердно и систематически овладевать знаниями, которые улучшат жизни, а также социально-педагогические проблемы поддержки бедных слоев населения, оказания им материальной и моральной помощи. Среди российских ученых, занимающихся научными исследованиями по проблеме благосостояния и бедности, можно выделить публикации Жеребина В.М., Кадомцевой СВ., Корчагиной И., Лебедевой Л., Романова А.Н.. Вопросы бедности и ее преодоления в условиях рыночных преобразований, рассмотрены в работах таких ученых, как Л.И. Абалкин, В.Н. Бобков, Б.Д. Бреев, Н.А. Волгин, Н.Н. Пилипенко, Н.М. Римашевская, СЮ. Рощин, Г.Э. Слезингер, Р.П. Колосова и других. Среди зарубежных авторов, теоретические основы в области бедности населения, а также отдельных аспектов совершенствования оценки реализации проектов и мероприятий по оказанию поддержки бедной части населения, а также построению моделей оценки воздействия проектов и программ на уровень бедности населения рассмотрены в работах С. Кларка, А. Смита, Р. Смита, В. Оукена, Р. Эринберга и других. Различным аспектам теории бедности посвящены работы ученых А.Кудуэля, Г.Мюрдаля, М.Ревильона, А.Сена, П.Таунсенда, Й.Хендшеля. Социально-философские и исторические аспекты бедности и богатства, расслоения общества, социальной защиты, помощи и поддержки малообеспеченных слоев населения, неравенства и социальной справедливости находят отражение в журналах и периодической печати. (М.Горшков, Н.Давыдов, В.Петухов, И.Попова, Н.Седова, Н.Тихонова). Проблемы бедности, её преодоления в современных условиях заняли большое место в работе Всероссийского социологического конгресса (Москва 2006), по которым было заслушано более двадцати докладов и выступлений. Огромное значение для нашего исследования имели работы в области прикладной статистики и эконометрики труда, посвященные построению модели оценки воздействия проектов и программ на уровень бедности населения. (С.А. Айвазян, И.С. Енюков, Л.Д. Мешалкин, Н.П. Тихомиров и другие). Из высшее изложенного явствует, что, в настоящее время в отечественной и зарубежной науках накоплен значительный теоретический опыт исследования феномена бедности. Однако, в этих исследованиях проблема бедности изучалась с позиции экономической, социологической и социально философской науки. Вне поля зрения остались исследования педагогических аспектов снижения бедности, влияние социально-педагогических механизмов её сокращения на повышения уровня доступности и качества образования в республике. Эти вопросы не были предметом специального исследования, и не наши достаточного полного освещения в научно-педагогической и методической литературе.В своем исследовании мы опирались на ряд государственных документов, посвященных вопросам бедности. Важным для нашего исследования явился документ «Стратегия сокращения бедности Республики Таджикистана на 2007-2009 годы», который представляет собой среднесрочную социально-экономическую программу развития страны, во время проведения наших социально-педагогических экспериментов. Данный документ содержит более десяти пунктов, относящихся к сфере образования. Мы также опирались на документ Стратегии снижения бедности в Республике Таджикистан на 2010-2012 годы, определяющий основные индикаторы развития образования и её доступности. В снижение бедности посредством реформирования системы образования в Республике Таджикистан огромный вклад внесли международные институты такие как, Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, ООН, ЮНИСЕФ и др. организации, которые путем реализации своих Проектов и грантов в сфере образования, оказали огромное положительное воздействие на общедоступность образования, в частности учащихся общеобразовательных школ республики. Вместе с тем, при безусловной значимости работ, указанных авторов и государственных документов и стратегии по снижения бедности, а также деятельности Проектов и грантов по определению направлений снижения бедности малообеспеченных семей, остается недостаточной проработка вопросов обобщения опыта работы проектов по снижению уровня бедности среди малоимущих учащихся и эффективных путей реализации социально-педагогических механизмов и мер по преодолению бедности как средства повышении доступности образования. Кроме того, нуждается также в разработке педагогическая модель, предполагающая прогнозирование развития ситуации с преодолением бедности и доступности образования в условиях финансово-экономического кризиса и нестабильной демографической политики. Таким образом, исследования, посвященные проблеме сокращения уровня бедности посредством реформирования системы образования, и её доступности находятся на начальном этапе своего развития и носят неполный характер. В Таджикистане в настоящее время отсутствуют работы, анализирующие образовательные аспекты бедности в стране, в частности её доступности с позиции её социально-педагогической интерпретации. Изучение исследуемой проблемы позволило выявить суть поставленных задач и установить следующие противоречия: - между темпами развития экономики страны и выделением средств государственного бюджета на сферу образования и сохранением бедности среди населения, влияющие на доступность и качество общего среднего образования; - потребностью получения детьми из малообеспеченных семей качественного образования и не имением возможности и доступности к такому образованию; - принятием и реализацией программ сокращения уровня бедности в республике, и отсутствием педагогической модели воздействия реформ образования на снижение бедности в различных регионах Республики Таджикистан. В силу особой актуальности проблемы и её явно недостаточной изученности, особенно в педагогики, она и стала предметом данной диссертационной работы.^ Проблема исследования. С учетом выявленных противоречий и была определена тема настоящей диссертации, в которой необходимо было исследовать и разработать совокупность социально-педагогических механизмов снижения бедности и повышения доступности образования в Республике Таджикистан. ^ Целью диссертации является системное исследование бедности как социально-педагогического феномена и нахождение на этой основе путей и методов противодействия ей средствами педагогической деятельности как важного условия совершенствования доступности образования.^ Объектом исследования явились социально-педагогические аспекты снижения бедности учащихся общеобразовательных школ в Республике Таджикистан.Предметом исследования являются социально-педагогические возможности и условия, воздействующие на ситуацию с бедностью и повышающие доступность образования в школе.^ Базой исследования избраны образовательные школы пилотных районов Проекта реформы системы образования: Айнинский район и район Кухистони Мастчох Согдийской области, Рошткалинский район ГБАО, г.Куляб Хатлонской области и Раштский район республиканского подчинения. Базой сравнительного анализа явились близлежащие школы этих регионов. Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное анализом состояния бедности в республике, влияющей на доступность образования, а также поисково-констатирующая цель исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что снижение уровня бедности среди учащихся в значительной мере способствует повышению доступности образования, в том случае, если: - выявлены особенности бедности в различных областях и районах республики, уточнены и конкретизированы меры их преодоления среди учащихся региона; - педагогически целесообразно вовлечены в процесс сокращения уровня бедности родители учащихся посредством их участия в общественных формированиях, таких как Ассоциации родителей и учителей, родительские и ученические комитеты и др;- предприняты меры для обеспечения доступа к образованию, не зависимо от уровня жизни и степени бедности учащихся, и учитываются соотношение платных и бесплатных видов образовательной деятель-ности. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие его задачи: - изучение вопросов бедности в социально-педагогических и смежных науках; - определение современных педагогических тенденций в динамике развития ситуации с бедностью и доступностью образования; - выявление и анализ ведущих педагогических факторов, влияющих на уровень бедности и повышения доступности образования; - обоснование путей и предложение методов социально-педагоги-ческого противодействия бедности в наиболее уязвимых группах и определение перспектив улучшения доступа к образованию; - разработка научно-методических рекомендаций, в наибольшей мере способствующие решению образовательных проблем, связанных с минимизацией уровня бедности среди учащихся общеобразовательных школ и повышением их доступа к образованию.^ Теоретической и методологической основой исследования явились философские, экономические, социологические и педагогические взгляды видных ученых исследующих различные аспекты проблемы бедности и доступности образования.^ Теоретической и методологической основой исследования явились философские, экономические, социологические и педагогические взгляды видных ученых исследующих различные аспекты проблемы бедности и образования. Огромный интерес для нас представили педагогическое наследие таких мыслителей, как Рудаки, Фирдавси, Беруни, Рози, Абуали Сино, Саади, Руми, У. Кайковус, Н.Хусрав и др. которые в своих произведениях призывали к справедливости, мудрости, рассудительности, благожелательности, заботе о нищих и бедняках, считали это моральным обликом благородного человека и важной чертой воспитания совершенной и духовно богатой личности. Мы опирались на концепцию «социальной физики» Ибни Хальдуина о приумножении богатства и увеличения благосостояния города и общества, которое возможно при избыточном производстве материальных благ, снижении размеров налогов, включая пошлины и поборы. Положение об усердном и систематическом овладении знаниями, которые улучшат жизнь людей, а также социально-педагогические проблемы поддержки бедных слоев населения, оказания им материальной и моральной помощи, которые нашли своё отражение в исследованиях ученых-педагогов республики М.Арипова, И.Обидова, Х.Афзалова, К.Кадырова, М. Лутфуллоев, Б.Рахимова, А.Пахлавонова, Ф.Шарипова, и др., также послужили нам основой исследования. Существенный вклад внесли в наше исследование научные труды таджикских ученых философов, экономистов, социологов, таких как Л.Бабаевой, Ш.Дустбоева, Т.Мирзоева, Х.Умарова, Ш. Шоисматуллоева, а также труды сотрудников Лондонской школы экономики Дж.Фолкингем и А.Башери, обследовавшие бедные домохозяйства с детьми в Таджикистане и подвергшие анализу питание детей, их доступ к услугам здравоохранения и образованию, проблемы детского труда и др. Системно-аналитический анализ был использован для расчленения современных концепций бедности, социальной и образовательной политики государства, программных и законодательных документов на их содержательные элементы и нахождение логических связей между ними. Статистический метод потребовался для исследования количественных и качественных характеристик бедности и её проявления в различных регионах Таджикистана. Решению сложной и актуальной проблемы снижения уровня бедности, безусловно, способствовало конструктивное изучение опыта преодоления уровня бедности, осуществляемое Проектами образования и аккумулированного в обобщающих материалах Академии образования Таджикистана и НИИ педагогических наук республики, областных, городских и районных отделов образования.^ Методы исследования. При проведении исследования был применен комплекс методов соответствующих исследовательским задачам: изучение и анализ философской, экономической, социологической, педагогической литературы, посвященной вопросам бедности; изучение и обобщение исследований по проблемам бедности и опыта работы проектов реформирования системы образования АБР и проекта сектора образования Всемирного Банка, в этом направлении, которые были реализованы в различных регионах республики; беседы, наблюдения, анкетирование, а также интервьюирование работников образования, руководителей и членов Ассоциации родителей и учителей, внесших вклад в сокращение уровня бедности, педагогический эксперимент и др.^ Источниками исследования послужили философские, экономические, социологические и педагогические труды ученых по вопросам бедности и путях его преодоления, материалы периодической печати, нормативно-правовые документы, в особенности Стратегии снижения уровня бедности в Таджикистане (2007-2009, 2010-2012), стратегические и программные документы в этой сфере. В работе также использовался опыт реформирования системы образования в Республике Таджикистан.^ Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.На первом этапе исследования (2004-2006 г.г.) изучались – экономическая, философско-социологическая, педагогическая, другая литература по вопросам бедности и политики образования; обобщался опыт работы проектов образования по сокращению уровня бедности школ исследуемых городов и районов Хатлонской, Согийской и ГБАО; разрабатывалась концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.^ На втором этапе (2006-2008 г.г.) продолжалось изучение литературы по проблеме, анализировались и выявлялись недостатки проводимых преобразований в системе образования и школ, которые ведут к росту бедности и сокращению доступа учащихся к качественному образованию. На этом этапе исследования педагогический эксперимент был направлен на проверку приемлемости и эффективности механизмов и условий, способствующих снижению уровня бедности среди учащихся. Здесь существенную роль сыграло участие и личные наблюдения автора диссертации, как координатора Проекта за ходом реализации программ, направленных на снижение уровня бедности посредством организации и проведения тренингов с руководителями школ, общественности, членами АРУ, их активного участия в учебной и вне учебной деятельности с учащимися, находящимися на уровне бедности. ^ На третьем этапе (2009-2010 г.г.) обобщались результаты исследования в ряде школ исследуемых пилотных районов трех областей, внедрялись социально-педагогические механизмы сокращения уровня бедности среди учащихся в тесном единстве с общественными формированиями, в особенности Ассоциации родителей и учителей. На этом этапе исследования была внедрена «Социально-педагогическая программа снижения бедности и доступности образования. В 2004-2010 годах экспериментальной работой было охвачено пять районов, которые по оценке экспертов находились на уровне бедности. С помощью более 100 тренеров внедрялись тренинги и семинары, программа которых включала обучение педагогическим технологиям снижения уровня бедности. Тренерами были обучены более 300 учителей школ и родителей в исследуемых районах. Они в процессе обучения внедряли социально-педагогическую программу по сокращению уровня бедности и доступности образования в своих районах. Выводы и предложения по итогам опытно-экспериментальной работы показали эффективность разработанной социально-педагогической программы и взяты другими учителями и родителями на вооружение.^ Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования и личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем заключаются в следующем: - уточнена сущность явления бедности как многообразного педагогического феномена современной общеобразовательной школы; - реформа системы образования в Таджикистане охарактеризована в качестве одного из эффективных способов преодоления бедности и повышения доступности образования; - выявлены основные педагогические факторы, влияющие на уровень бедности в Таджикистане и учитывающие социально-экономическое состояние регионов, тенденции развития ситуации с бедностью и доступностью образования; - выявлены специфические особенности бедности как социально-педагогического явления, сочетающего социально-экономические и культурно-нравственные черты;- обоснованы основные направления образовательной деятельности, необходимые для преодоления бедности и повышения доступности образования, с учетом национальной специфики регионов страны. ^ Практическая значимость исследования состоит в выявлении подходов и конкретных способов повышения благосостояния населения и определении факторов, препятствующих дальнейшему распрост-ранению бедности посредством образовательной деятельности. Исследование позволило за счет эффективного использования имеющихся средств ПРСОТ внести вклад в решение ряда проблем сферы образования, и снизить уровень бедности населения пилотных районов на тридцать процентов. Также представлены конкретные научно-методические рекомендации по совершенствованию социально-педагогической деятельности, направленной на снижение уровня бедности и повышения доступности основного и общего образования. Рекомендованы методика проведения научно-практических конференции, педагогических чтений и семинаров среди родителей по актуальным вопросам воспитания детей в семье, совместной работе семьи, школы и общественности по использованию технологий сокращения уровня бедности и повышения доступности образования. Основные выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса педагогики, специальных дисциплин на отделениях менеджмента, экономики и управления образованием в программах спецкурсов и спецсеминаров педагогических колледжей и вузов.^ На защиту выносятся следующие основные положения:1. Обоснованы социально-педагогические механизмы снижения бедности учащихся средних общеобразовательных школах республики: - рекомендованы предложения в законодательно-правовые документы республики в целях сокращения уровня бедности;- теоретически и методически обосновано функционирование Ассоциации родителей и учителей (АРУ) как оптимальный способ приобщение родителей и учителей в образовательный процесс и снижение бедности учащихся; - исследованы и обоснованы наиболее эффективные пути обеспечения доступности образования в районах, находящихся на уровне бедности; - представлен пакет документов, направленных на обучение родителей, учителей и общественности по вопросам политики образования в регионе и снижения уровня бедности (подготовлены учебные планы и программы семинаров и тренингов, обоснованны и организованны формы работы, опирающиеся на лучшие культурные традиции и обычаи региона, организованы и проведены тренинги и педагогические чтенья с членами ассоциаций, занятия в народных университетах педагогических знаний и т.д. 2. Разработана социально-педагогическая программа по снижению бедности и повышению доступности образования учащихся предусматривающая: - совершенствование содержания и некоторых положений законодательства страны в сфере образования; - педагогическое сотрудничество школы, семьи, общественности, а также широких возможностей этих учреждений в минимизировании уровня бедности среди учащихся ; - соотношение платных и бесплатных образовательных услуг для семей находящихся на уровне бедности, и обеспеченных семей;- вовлечение родителей и семей в общественно-полезную деятельность путем организации совместной работы по реформированию сферы образования (работа на приусадебных участках, реконструкции и возведении школ, возведении дополнительных классов, спортивных площадок, проведении водопроводных линий, организации общественных объединений, дискуссионных клубов, развивающих активность самих учащихся в сокращении уровня бедности и т.д.). 3. Рекомендованы методика проведения научно-практических конференции, педагогических чтений и семинаров среди родителей по актуальным вопросам воспитания детей в семье, совместной работе семьи, школы и общественности по использованию технологий повышения доступности образования. ^ Достоверность положений диссертации достигнута целостным подходом к проблеме, широтой его опытно-экспериментальной базой и адекватностью задачам научного поиска, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в разное время и личным участием соискателя в проекте по реформы системы образования.^ Апробация и внедрение результатов исследования докладывались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава института искусств им. М.Турсунзаде и итоговой конференции ПРСОТ, на семинарах и тренингах, проводимых в рамках Ассоциации родителей и учителей в исследуемых районах в 2004 - 2009 годах.Основные положения диссертационной работы опубликованы в пяти статьях, общим объём, которого составляет более пяти п.л.Основные результаты исследования могут быть применены в ходе практической работы по снижению бедности и улучшению доступности образования в республике, при разработке государственных документов концептуального характера в сфере образования по снижению бедности, в научных исследованиях в области педагогики, которые могут лечь в основу национальных стратегий и программ развития образования Таджикистана и концепции перехода на 12-летнее обучение, которые обеспечат доступность и повышение качества образования в стране.^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, включающих шесть параграфов, выводов, заключения и списка использованной литературы.Основное содержание работы В первой главе диссертации - «Бедность как социально-педагогический феномен» - рассмотрены методологические проблемы исследования, выявлена сущность бедности на основе изучения социально-экономической, социологической и педагогической литературы, анализируются особенности проявления бедности в Таджикистане, в исследуемых районах и определяются основные факторы её снижения в условиях регионов, находящихся на уровне бедности, а также её влияния на доступность и качество образования.Как показывают исследования учены


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.