«Сектоведение»Дворкин А.Л.СодержаниеПредисловиеВступление. Религия, которая убиваетТоталитарные секты, общие понятияМормоны«Свидетели Иеговы»«Сайентология»Движение Сан Мен МунаСовременный индуизм и гуруистские секты«Общество сознания Кришны» Трансцендентальная медитация (ТМ)Псевдоиндуистские секты«Семья» («Дети Бога»)«Церковь Христа»«Всемирная Церковь Бога»«Поместная (Местная) церковь Уитнесса Ли»Неопятидесятники«Богородичный центр»«Белое братство»секта ВиссарионаПорфирий Иванов и секта ивановцев Движение "Нью Эйдж" Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1 Ин. 2,18) Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.(2 Тим.4,3-4) ^ Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителями учениям бесовским.(1 Тим.4,1) Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.(Тит.1:10-12) Душа бо человеческая, яко дух, от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана;Когда от Него отлучиться, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питает…Святитель Тихон Задонский ПредисловиеКнига А. Л. Дворкина “Сектоведение” сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия. Несомненные достоинства собранного и систематизированного материала об учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект делают это исследование настольной книгой миссионера на любом приходе, который живет в окружении агрессивной экспансии деструктивных культов и куда обращаются простые люди, ища защиты и правдивой информации о культах. Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994 года, обязательных для всей Церкви. Православная позиция автора, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений века сего, является ориентиром для любого читателя, который сможет увидеть тоталитарные секты глазами православной традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина “методологический агностицизм” и “бесценностный” подход просто невозможны, так как все мы имеем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованный нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви. Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Третье за пять лет издание (вновь в значительной доработке) книги Александра Леонидовича Дворкина “Сектоведение” свидетельствует в первую очередь о востребованности трудов такого рода. К сожалению, государство и народ в их нынешнем духовном состоянии не смогли адекватно отреагировать на агрессию сект, которые фактически оккупировали всю страну, включая и такие “медвежьи углы”, где и самим медведям не больно весело живется. “Сектоведение” — труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А. Л. Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением. Самым крупным недостатком книги является ее малый тираж. Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем. И поскольку автор все время призывает читателей поучаствовать в процессе улучшения его труда, дерзну высказать также пожелание по совершенствованию книги. В силу того, что автором уже очень много сделано в сфере изучения сект как явления, представляется весьма желательным выделение в отдельную главу и составление возможно полного резюме исследованиям сект со всех сторон: исторической, богословской, государственной, педагогической, психологической и психиатрической, юридической, финансовой, нравственной, духовной, аскетической, философской и т. д., — а также включение в нее еще более подробного рассказа об опробованных методиках профилактики сектантства и реабилитации его жертв. Протоиерей Димитрий Смирнов ^ Предисловие автора к третьему изданию Объект сектоведения изменяется столь стремительно, что каждое новое издание должно подвергаться значительной переработке. Происходят новые события, возникают и набирают популярность новые секты, изменяются и трансформируются старые. Все это необходимо отражать на страницах книги. Мы вновь выражаем благодарность нашим внимательным читателям, указывавшим на неточности и высказывавшим пожелания об улучшении этой книги. Целый ряд глав был переписан практически заново, и во все главы были внесены изменения и дополнения. В книгу добавлено значительное количество новых разделов. Все большее влияние в стране приобретают неохаризматические/неопятидесятнические секты, все больше возникает отечественных тоталитарных сект — продукта преломления сознания “Нью эйдж” в постсоветском менталитете. Мы постарались отразить эти процессы в новом издании. Пока мы не считали нужным писать о нео и псевдобуддийских тоталитарных сектах (за исключением“Аум Синрикё”), действующих у нас или пытающихся обосноваться в нашей стране, таких как “Сока Гаккай”, “Ничирен Шошу”, Карма Кагью”, культ Чинг Хай и пр., — слишком уж маргинальным явлением они пока являются в России. Число последователей каждой из этих групп не превышает ста человек — и это при самых “оптимистических” оценках, и, несмотря на все усилия руководства, роста численности не наблюдается. Тем не менее, возможно, в следующих изданиях, в связи с заметным сейчас ростом пришедшей из Китая секты “Фалуньгун”, будет необходимо добавить в книгу небольшой раздел о псевдобуддийских сектах. Безусловно, написать о всех сектах, действующих сегодня в России, невозможно. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколько-нибудь исчерпывающий список. Мы стремились представить как можно более широкий спектр различных тоталитарных сект, чтобы у читателя сложилось представление о самых разных их типах. В этом издании мы постарались дать хотя бы краткие характеристики тем тоталитарным сектам, о которых мы не имели возможности рассказать подробно, или, по меньшей мере, упомянуть их в соответствующем контексте. И если по прочтении книги читатель сможет сам разобраться и оценить, что представляет из себя та или иная секта, не упомянутая на этих страницах, мы будем считать нашу задачу выполненной. В приложении к книге в числе ряда важных документов о тоталитарных сектах, принятых Русской Православной Церковью на ее Архиерейских Соборах и на организованных ею конференциях, читатель найдет и решения прошедшей в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции “Тоталитарные секты — угроза XXI века”. Имеющийся среди них список действующих в России тоталитарных сект хотя, безусловно, далеко не исчерпывающий — все же самый полный на сегодняшний день. Надеемся, что все эти документы станут важным дополнением к книге. Конечно же, мы будем и в дальнейшем улучшать и совершенствовать этот труд и по этому мы по прежнему просим наших читателей сообщать нам о необходимых, по их мнению, исправлениях, высказывать уточнения и пожелания. Но в первую очередь мы просим всех православных христиан о молитвенной помощи и поддержке. Александр Дворкин ^ Предисловие автора ко второму изданию Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом “Сектоведение”, который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г. Первое издание, под названием “Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу “Сектоведение”, в основе которого лежала распечатка произнесенных устно лекций, вышло десятитысячным тиражом в 1998 г. и было полностью распродано за три месяца. Должен отметить, что в рукописи имелся ряд недостатков и недочетов; дать согласие на издание книги в ее тогдашнем “сыром” виде автора побудила острая нехватка сколько-нибудь квалифицированных и достоверных изложений особенностей учения и деятельности различных тоталитарных сект, весьма напористо действующих на территории нашей страны и при помощи весьма недостойных методов вербующих все новых и новых адептов. Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и активные миряне Православной Церкви. Именно для них, не менее чем для студентов духовных учебных заведений, в первую очередь предназначена эта книга. Очевидно, что в силу временной ограниченности курса сектоведения в него (а значит, и в данную книгу) вошла информация не о всех сектах, с которыми в последние годы приходится сталкиваться гражданину нашей страны. Я попытался отобрать секты либо наиболее широко распространенные и влиятельные, либо наиболее типичные”. Но все же первое издание книги показало, что для полноты картины в книгу следовало бы включить еще целый ряд сект. Во второе издание книги добавлены новые главы и новые сведения, исправлен ряд ошибок и не точных данных, отражены изменения, происшедшие за последнее время. “Теоретические”, а также большая часть “тематических” глав практически полностью переписаны; в несколько раз расширен библиографический аппарат, все цитаты сверены с оригиналами; добавлен подробный предметно-именной указатель. Думаю, книга будет расширяться и совершенствоваться и в дальнейшем. Лекции по сектоведению читались для студентов 4 курса Богословского института, уже прошедших полный курс догматических дисциплин и апологетики. Поэтому я стремился сделать курс наиболее информативным за счет сокращения антисектантской богословской полемики, рассчитывая на то, что студенты уже обладают достаточным богословским инструментарием для опровержения сектантских лжеучений. Я попытался лишь обозначить направление их аргументации. Эта позиция сохранилась и во втором издании книги. Внимательный читатель обнаружит в нем некоторые повторы в ряде глав. Их наличие вызвано моим желанием сделать рассказ о всякой секте автономным и самодостаточным, чтобы из каждой главы можно было бы получить всю необходимую информацию об описываемой в ней секте. Вместе с тем то, что я считал определенным недостатком первого издания, — неизбежную для распечатки лекций “устную интонацию, за которую я даже просил прощения у читателей, судя по многочисленным отзывам, наоборот, читателям понравилось. Многие отмечали, что живость языка в сочетании с простотой грамматических конструкций облегчают чтение текста о столь мрачных предметах и помогают усвоению прочитанного. Поэтому я по мере возможности и в новом издании старался сохранить стиль и интонацию устного рассказа. Я прошу прощения утех читателей, которых может смутить несколько “легкомысленный” тон некоторых страниц этой книги. Дело в том, что ирония — это естественная защитная реакция на кощунственные и богохульные теории и практики сектантов. Благодаря иронии мы можем дистанцироваться от них и, избегая излишних эмоций, показать подлинное, неприкрашенное лицо сектантства. Я надеюсь, что знакомство с ним станет для читателей своеобразной “прививкой, которая вызовет у них естественное и здоровое отторжение от всех хитросплетений и уловок “князя мира сего”. Александр Дворкин Благодарности Я глубоко благодарен своим внимательным читателям, указавшим мне на ряд ошибок, недочетов и недостатков в тексте первого и второго изданий этой книги и давших много чрезвычайно ценных советов. Многие из них использованы во втором и третьем изданиях, хотя, безусловно, недостатки в книге все еще остаются. Надеюсь, что этот чрезвычайно ценный для меня контакт с читателями не прервется и при моей работе над дальнейшими переизданиями. Я обязан очень многим людям за помощь в моей работе: назвать их всех не представляется возможным; тем не менее несколько имен должны прозвучать. Деятельность Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, была бы невозможной без покровительства, помощи и мудрых советов Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, бывшего главного редактора Издательства Московской Патриархии. Никаких слов не хватило бы, чтобы выразить мою благодарность Владыке Тихону. Без него я вряд ли имел бы возможность заниматься сектоведением и, следовательно, работать как над этой книгой, так и вообще над всеми моими публикациями в этой области. Не меньше я признателен протоиерею Димитрию Смирнову, оказывающему всемерную поддержку Центру священномученика Иринея, епископа Лионского, и моему духовнику и другу священнику Алексию Уминскому, настоятелю храма Животворящей Троицы в Хохлах, который стал для Центра вторым домом. Выражаю свою глубочайшую признательность прот. Владимиру Воробьеву, ректору Православного Свято-Тихоновского Богословского института, пригласившему меня читать этот курс. Без него этот текст никогда не появился бы на свет. Благодарю сотрудников Института за чрезвычайно доброе ко мне отношение и за распечатку моих лекций, легших в основу первого издания этой книги, а также студентов, терпеливо их слушающих. Благодарю моих друзей и коллег — сотрудников Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, диакона Михаила Плотникова и Наталью Рябову за их самоотверженную работу, помощь в сборе и классификации материалов о сектах и за добрые советы по содержанию книги, и в отдельности — диакона Михаила Плотникова за написанные им прекрасные главы для этой книги и Наталью Рябову за компьютерный набор бесчисленных исправлений и дополнений и чрезвычайно ценную корректорскую и редакторскую помощь. Благодарю моих коллег, соратников и друзей — прот. Александра Новопашина, заведующего Центром по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, и свящ. Владимира Зайцева, председателя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, а также доктора исторических наук священника Петра Иванова, проделавшего чрезвычайно важную работу в исследовании секты “Местная церковь” Уитнесса Ли и культа Анастасии, и диакона Андрея Кураева — основоположника православного рериховедения. Их наработки очень помогли мне в написании ряда разделов этой книги. Благодарю моих учителей, коллег и друзей проф. Йоханнеса Огорда и пастора Томаса Гандоу — двух виднейших представителей и пионеров западного христианского сектоведенйя. Их опыт, помощь и поддержка были бесценны для меня. Благодарю Джона Атака и Джеральда Армстронга — отважных борцов с бесчеловечной сайентологической империей. Их стойкость и мужество послужили для меня бесценным примером. Благодарю Игоря Попова за ряд ценных советов и замечаний по главе о неохаризматическом движении и за предоставленные им важные материалы по этой поблематике. Не могу не выразить благодарность и Юрию Кондратьеву — единственному мормону, осмелившемуся изложить позицию своей секты по отношению к соответствующей главе моей книги. Многие его замечания были мною учтены, уточнения внесены и ряд пунктов критической аргументации усилен. Благодарю издательство Братства св. Александра Невского за терпение в работе со мной и высочайший профессионализм в издательском деле. Сотрудничество с этим издательством — большая честь для меня. И наконец, выражаю глубочайшую признательность моей жене Ирине — постоянному вдохновителю и самому суровому, но и самому внимательному и беспристрастному моему критику. Без нее моя работа была бы невозможной. Естественно, никто из вышеперечисленных лиц за погрешности и недостатки этой книги ответственности не несет. А.Д. ^ Библиографическая справка При разработке курса автор пользовался вероучительными книгами тоталитарных сект, их другими публикациями и материалами (как рекламными, так и для “внутреннего пользования”), сектоведческими исследованиями зарубежных и отечественных авторов, судебными материалами, государственными экспертизами и парламентскими документами, широким кругом публикаций в СМИ, информационными листками Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, материалами международной компьютерной сети “Интернет”, информацией, полученной в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами сект, бывшими членами сект, а также близкими и родителями жертв сектантства. При составлении лекций по соответствующим сектам чаще всего автор обращался к следующим критическим источникам (научным исследованиям, богословским диспутам, свидетельствам бывших членов сект, судебным документам, журналистским расследованиям и т. п.): Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает. — Sparks ^ J. The Mind Benders. Nashville, 1979; Материалы Международного Диалог-Центра; Breault M. and King M. Inside the Cult. N. Y., 1993; Meldgaard H. Exit Heavens Gate // Spirituality East and West. 1997. № 1; iamberg L Psychiatrist Explores Apocalyptic Violence in Heaven's Gate and Aum Shinrikyo Cults //Journal of the American Medical Association. 7/16/97; Щипков А. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб., 1998. Lifton R. J. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY, 1999. Глава 2, а также Глава З. Тоталитарные секты: общие понятия. Части 1, 2. — Записи публичных выступлений проф. Йоханнеса Огорда, президента Международного Диалог-Центра; Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1997; Hassan S. Combatting Cult Mind Control. Vermont, 1990; Hassan S. Releasing the Bonds: Empowering People to Think for Themselves. MA, 2000 (по-русски: Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2001); Журнал практического психолога. М. 2000. № 1-2; Дворкин А. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995 (2-е издание 1998); Enroth R. The Lure of the Cults & New Religions. Illinois, 1987; Recovery from Cult/ LangoneM.ed.,N.Y, 1993; G/amba/voC. Exit Councelling. Family Intervention, American Family Foundation, 1991; Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. Новосибирск, 1997; Чалдини Р. Психология влияния (3-е международное издание). СПб., 3.999; AbgrallJ. M. La mecanique des sectes. Documents Payot. Paris, 1996; L/fton R. J. Thought Reform and Psychology of Totalism. N. Y, 1961; Tobias M. L, LalichJ. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. CA, 1994; DrogouA. Ledicodessectes. Milan, 1998; Les sectes. Milan, 1999; Bouderlique M. Les Sectes Mangeuses d'Hommes. Comprendrelephenomenesectairetotalitaire.Saint-Germain-du-Puy. 1999; Patrick Т., Dulack T. Let our Children Go! N. Y., 1979; Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М., 1999; Dumont L E.rAltesman R. D. A Parents Guide to Teens and Cults. N. J., 1989; Lifton R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of “Brainwashing” in China. N. Y., 1961; Секты против Церкви (Процесс Дворкина). М., 2000. Глава 4. “Церковь Иисуса Христа святых последних дней” (мормоны). — Tucker R. Strange Gospels. London, 1989; Ropp, Harry L Are the Mormon Scriptures Reliable? Downers Grove, Illinois, 1987; Where Does It Say That? (A Research Tool Compiled by Bob Witte). Michigan, б.г.; Материалы Международного Диалог-Центра; Материалы Центра апологетических исследований; Ritchie J. The Secret World of Cults. 1991; Hauth R. Die Mormonen. Freiburg, Basel, Wien, 1995; Кайзер Э. П. Как противостоять мормонам. СПб., 1995; Дворкин А. Пророки и боги мормонов. М., 1999. Глава 5. “Общество Сторожевой башни” — “Свидетели Иеговы”. — Tucker R. Strange Gospels; Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997; Франц Р. Кризис совести. М., 1998; Haack F. W. Jehovas Zeugen. Muenchener Reihe, 1993; Евменов Д. Б. История создания и учение “Общества Сторожевой башни”: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). М., 1998; Мансанарес С. В. Воспоминания “Свидетеля Иеговы”. Тбилиси, 1995; Bergman J.R. Jehovah's Witnessesand the Problem of Mental Illness. Clayton, 1992; Ritchie J. The Secret World of Cults. Глава 6. Сайентология. — Atack ^ J. A Piece of Blue Sky. N. Y., 1990; Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии / Под ред. А. Дворкина. М., 1997; Atack J. The Total Freedom Trap. Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard. East Grinstead, 1992; Le proces de L'Eglise de Scientologie. Albin Michel, Paris, 1997; Wakefield M. The Road toXenu (рукопись); DerGeheimdienst der Scientology Organisation Grundlagen.Aufgaben.Strukturen, Methoden und Ziele. Freie und Hansestadt Hamburg, 1987; Corrydon В., Hubbard L R. J. Hubbard: Messiah or Madman? New Jersey, 1987; Miller R. Bare-Faced Messiah. London, 1987; Von Billerbeck L Nordhausen F. Der Secten Konzern. Berlin, 1994; Haack F. W. Scientology — Magie des 20. Jahrhunderts. Muenchen, 1982; Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults; Щипков А, Во что верит Россия; Kent S. Brainwashing in Scientology's Rehabilitation Project Force (RPF). Hamburg, 2000; Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 7. “Движение объединения” Сан Мен Муна. — ГандоуТ. Империя “преподобного” Муна. М., Лихачев А. Е. Корейский лжемессия Мун; Деятельность “Церкви Объединения” в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996; 1995; Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults; Sparks J. The Mind Benders; Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М., 1990; Champollion С. Affidavit (рукопись); Gandow T. Mun-Bewegung. Muenchen, 1993;HaackF. W. DasMun-lmperium.Beobachtungen-lnformationen-Meinungen (Findungshilfe Mun-Bewegung. Arbeitsgemeinschaftfur Religionsund Weltanschauungsfragen). Muenchen, 1991; Investigation of Korean-American Relations. Report of the Subcommittee on International Organizations of the Committee on International Relations US House of Representatives. October 31, 1978. Washington, D. C., 1978; Щипков А. Во что верит Россия; Кузнецова Т. И. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999; HongN, In the Shadow of the Moons. Boston, 1998;Секты против Церкви (Процесс Дворкина), Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты.—AagaardJ. Who is Who in Guruism? // Haack F. W. Guruismus und Guru-Bewegungen. Muenchen, 1992; Elementary Youga // Documentation from the Dialog Center International; Вишал Мангалвади. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. СПб., б. г.; Древо индуизма: Сб. ст. / Под ред. Глушковой И. П. М., 1999. Елисеев Владимир, свящ. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., 1995; Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубинского А. М. М., 1996; Махарадж Р. Р. Смерть одного гуруНовосибирск, 1995; Медведев М. Пять дней в Орхусе, или взгляд на “новую духовность”. Пермь, 1995; Пименов А. Возвращение к дхарме. М., 1997; Роуз Серафим, иеромонах. Православие и религия будущего. М., 1997 [см. ред. golden-ship.boom.ru/rouzpirb.htm]; Ткачева А. Ашрам как организационное звено современного индуизма // Индуизм: Традиции и современность. М., 1985; Фаликов 6.3. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. Глава 9. “Общество сознания Кришны”. — Tucker ft. Strange Gospels; Sparks J. The Mind Benders; HubnerJ., Gruson L Monkey on a Stick. N. Y., 1988; Muster W. Betrayal of the Spirit. Urbana & Chicago, 1997; Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура; Основы религиоведения / Под ред. Яблокова И. Н. М., 1994; Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь; Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса; Ritchie J.TheSecretWorld of Cults; Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 10. “Трансцендентальная медитация” (ТМ). — Sparks ^ J. The Mind Benders; Haak F. W. und Gandow T. Transcendentale Meditation. Muenchen, 1992; TM in Court. California, 1978; Recovery from Cult. Langone M., ecf.; Tucker R. Strange Gospels. Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; “Брахма Кумарис”; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; “Сахаджа-йога”; “Ананда марга”; псевдотантристы: “Ашрам Шамбалы”, А. Лапин и другие; прочие. — Gandow Т. Guru Chinmoy und die Sri-Chinmoy-Bewegung. Muenchen, 1993; Informationen ueber neue religiose und weltanschaulicheBewegungen und sogenannte Psychogruppen. Berlin, 1994; Streifzugdurch den Religiosen Supermarkt. Muenchen, 1996; Клюев Б. Гуру, “богочеловеки” и “сверхлюди” // Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991; Клюев Б. И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. М., 1985; Щипков А. Во что верит Россия. СПб., 1998. Глава 12. “Семья” (“Дети Бога”). — Материалы Международного Диалог-Центра; Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults; Martin W. The New Cults. S. I., 1980; Patrick Т., Duiack T. Let our Children Go!; Sparks J. The Mind Benders; Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 13. “Церковь Христа”. — Материалы Международного ДиалогЦентра; Ritchie J. The Secret World of Cults; ChrnologarM. A. Twisted Scriptures. Control Technics, Inc., Tennesie, 1997; Запись лекции Глушенкова С. в ПСТБИ; Глушенное С. Я был в “Московской церкви Христа” // Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 194-208; № 4 (7). С. 187-207; Davis В. J. The Love Bombers // Philadelphia City Paper Interactive. 1999. February, 25; Аудиозапись цикла радиопередач о “Международной церкви Христа” радиостанции “Теос” (СПб); Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 14. “Всемирная церковь Бога”. — Tucker R. Strange Gospels; MacdowellJ., Stewart D. Understanding Cults. Ca, 1986. Глава 15. “Поместная (Местная) церковь” Уитнесса Ли. — Martin W. The New Cults. Santa Ana, 1980; Иванов П. “Свидетель” Ли и его секта // ЖМП. 1996. № 11; Иванов Петр, свящ. Об истории и вероучении таиваньско-американскои секты “Церкви дома собраний // Китайский благовестник. 2001. №l;B/ornstad James. TheThreeness and Oneness of God. 1987. S. L; Бутенко О. Н. Экклезиология секты “Местная церковь”: Дипломная работа по кафедресектоведения ПСТБИ (рукопись). М., 2001; Иванов Петр, свящ. О истории и вероучении таиваньско-американскои секты “церкви дома собраний” // Китайский благовестник. 2001, № 1. Глава 16. “Движение веры” — Неопятидесятники. — Материалы Международного Диалог-Центра; Материалы Центра апологетических исследований; Chrno/ogarM. A. Twisted Scriptures; МакАртурДж. Ф. Харизматики. Киев, 1995; Ефимов Игорь, свящ. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995; Бюне Вольфганг. Игра с огнем. Biefeld, 1992. Глава 17. “Богородичный центр” — “Православная Церковь Божией Матери Державная”. — Богословский анализ лжеучений “Богородичного центра”. М., 1992; Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8. С. 201-219; Щипков Д. Во что верит Россия; Эмке А. Секта “Богородичный Центр” (рукопись). Архангельск, 2000; Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 18. “Белое братство”. — Филатов С. Современная Россия и секты; Dvorkin A. The Armageddon in Kiev: Tragedy or Farce? // Update and Dialog. 1994. № 4, May; Щипков А. Во что верит Россия; Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 19. Секта Виссариона — “Община единой веры” — “Церковь последнего завета”. — Ермишин П. Виссарион и его лжеучение: Курсовая работа по кафедре сектоведения ПСТБИ. М., 1996; Филатов С. Современная Россия и секты; Ушакова Ю. В какие времена живем мы? //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 272-283; Щипков Л. Во что верит Россия; Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 20. Порфирий Иванов и секта “ивановцев”. — Мороз Алексий, свящ. Лжеучение Порфирия Иванова. СПб., 1994; Плешаков М. Порфирий Иванов и его учение (рукопись). М., 1998. Глава 21. Движение “Нью эйдж”. — Tucker R. Strange Gospels; Osbom L Angels of Light? London, 1992; Baer R. Inside the New Age Nightmare.1989. S. I; Kypaes Андрей, диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). В 2т. М., 1997; Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста;Дворкин А Л. Смена парадигм. Новые религиозные движения и христианская цивилизация // Радонеж. 1996. № 25-28 (41).; Дворкин А. Л. New Age // Радонеж. 1996. № 29-32 (43); МихельсенДж. Обольстительная сторона зла. Новосибирск, 1996; Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса; Marrs Т. Dark Secrets of the New Age: Satan's Plan for a One World Religion. Westchester. 1987; Not Necessarily the New Age; Critical Essays. Ed. R. Basil. N. Y., 1988; Groothu/s D. R. Unmaskingthe New Age. Downers grove, III, 1986; Балашова E. Опыт переосмысления P3^n.http//brate1mvinchi.ru/to/reika.html; Щипков А. Во что верит Россия; Abranamow/tz F. Reiki // Den Nye Dialog. 2000. October. № 81; Иванов Петр, свящ. Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове // Прозрение. 2001. № 1 (6); Доклад руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии свящ. Владимира Зайцева на Международной научно-практической конференции “Тоталитарные секты — угроза XXI века” (Нижний Новгород, апрель 2001 г.); Радастея: космический соблазн постсоветской интеллигенции // Православное слово. Н. Новгород, 2001. № 9(190); Фадеев Р. В. Нативистские культы со славяно-русской терминологией: Дипломная работа по кафедре сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института (рукопись). М., 2000; Секты против Церкви (Процесс Дворкина); Кураев Андрей, диакон. Трудно быть русским, Виталий (Уткин), иеромонах. Россия и новое язычество. М., 2001. Естественно, вышеперечисленные материалы являются лишь основными использованными источниками, композиционно легшими в основу рассказа о каждой секте. Ссылки на остальные используемые источники (в том числе и на цитируемые сектантские вероучительные и пропагандистские книги и материалы, а также внутрисектантские документы) можно найти в основном тексте работы и в сносках к нему. ^ Вступление.Религия, которая убивает Я — Сын Божий. Вы не знаете ни Меня, ни имени Моего. Я восстал с севера, и восход солнца — начало путей Моих. У Меня семь глаз и семь рогов. Имя Мое — Слово Божие, и Я еду на белом коне. Я здесь на земле, чтобы сообщить вам слова Седьмого Ангела. Я восшел с востока с печатью Бога живого. Имя Мое — Кир; Я явился, чтобы сокрушить Вавилон. Я пришел иначе, чем вы могли себе представить вашими отвердевшими умами. Я обличу вас за вашу любовь к этому миру. ^ Я накажу ваших дочерей за их наготу и гордыню, выставляемые ими напоказ в доме Отца Моего, и ангелы Мои сдерут с них всю одежду их за безумную гордыню их. Юноши ваши надругаются над добротой Моей. Они возьмут жизнь Мою, но Я восстану и возьму жизни их на веки вечные. Пастыри ваши оплачут свое безумие. Потерянное стадо ваше разорвет вас на клочья. ^ ГОТОВЬТЕСЬ К ВСТРЕЧЕ ВАШЕГО БОГА! Верном Уэйн Хауэлл (Дэвид Кореш).Приглашение на свадьбу, адресованное членам церквиадвентистов седьмого дня Южной Калифорнии.30 января, 1987 г. [1] ^ 1. “Народный храм” В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсом секты “Народный храм”. На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащие на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда. Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект смертельную опасность. И до этого родители и близкие новообращенных членов новых религиозных движений жаловались на секты, “промывшие мозги” членам их семей и изменившие их до неузнаваемости. Уже появлялись публикации о криминальной деятельности ряда новых сект и о происходящих в них вопиющих нарушениях прав человека. Уже были проведены первые парламентские расследования деятельности той или иной секты, вызвавшей озабоченность общественности и правительства страны. Уже прозвучали первые судебные процессы, как развязанные сектами, так и инициированные против них. Но все это было достаточно отвлеченно и могло быть воспринято с недоверием или скепсисом. Теперь мир воочию увидел, что секты убивают. Кадры жертв Джонстауна стоят в одном ряду с фотографиями из ГУЛАГа или Освенцима и со снимками “полей смерти” камбоджийского диктатора-убийцы Пол Пота. Интересно, что отечественный агитпроп, интуитивно почувствовав родство секты “Народный храм” с советским коммунизмом, опубликовал ряд статей о “социалистической коммуне” прогрессивного деятеля Джима Джонса, которая, дескать, хотела эмигрировать в СССР, за что и была зверски умерщвлена агентами ЦРУ. Впрочем, о религиозно-сектантском характере марксизма-ленинизма писалось уже достаточно много. Собственно, и Джим Джонс, использовавший в построении своей “истинно христианской” религиозной системы многие элементы марксизма вкупе с оккультными практиками и обрывками восточных религий и обещавший боготворившим его последователям своей секты рай на земле и вечное блаженство на небесах, не смог придумать ничего лучшего, чем тот же самый ГУЛАГ с хорошо знакомыми нам приметами. Началось все в Миннеаполисе, а затем продолжилось в Сан-Франциско, где “евангелическую группу” Джонса очень полюбили разные либеральные протестанты за ее “социальную” направленность и обращенность к бедным и обездоленным слоям населения. Даже левое правительство города поначалу поддерживало “Народный храм” и назначало его лидера на ответственные социальные посты. Лишь по прошествии нескольких лет наружу начали просачиваться слухи об установившемся в секте Джонса суровом контроле над верующими, о финансовых поборах, обожествлении лидера, жестоких наказаниях, сексуальном насилии и других нарушениях прав человека. Запахло скандалом, и Джонс объявил о новом, вдохновленном свыше решении — всем нужно покинуть этот растленный город и ехать в Латинскую Америку, в Гайану, где в прекрасном теплом климате, в девственных лесах, на свежем воздухе, вдали от грязи, разврата, расизма и социальной несправедливости американских городов истинные верующие построят себе рай на земле. Большая часть верующих, одурманенная и запуганная своим богоподобным лидером, последовала за ним. К тому времени Джонс уже открыто провозгласил себя реинкарнацией Христа, Будды, пророка Баба (основателя бахаизма), Ленина и Самого Всемогущего Бога (естественно, Христа он считал не Богом, а великим социальным реформатором). На собраниях секты адепты, пританцовывая, хором распевали незамысловатые стишки, доводя себя до экстаза:Я должен тебе сказать,Я должен тебе сказать,Я должен тебе сказать,Я должен тебе сказать, как Джим Джонс изменил мою жизнь,Я должен тебе сказать,Я должен тебе сказать,Я должен тебе сказать, как Джим Джонс изменил мою жизнь.Раньше я был раздавлен,Я был исполнен отчаяния.Но пришел пророк,И он избавил меня.Я должен тебе сказать.Я знаю, что он Бог, Бог Всемогущий,Я знаю, что он Бог, Бог Всемогущий,Я знаю, что он Бог,Я знаю, что он Бог,Я знаю, что он Бог Всемогущий, Бог Всемогущий, Бог Всемогущий, Бог!“Всемогущий Бог” начал с того, что обнес место строительства идеального города колючей проволокой и поставил по периметру вышки с вооруженными до зубов охранниками. Он называл их своим “ангелами” и предупреждал: “Если кто захочет покинуть земной рай, мои ангелы о нем позаботятся”. Теперь, среди непроходимых джунглей, в окружении вооруженных “ангелов”, он мог на все 100 % контролировать своих последователей. Рабочий день под палящим тропическим солнцем и в удушающей влажности болотистой малярийной местности продолжался 12 часов под присмотром тех же охранников и под аккомпанемент истерических выкриков Джонса, в записи передававшихся по громкоговорителям. Жили люди в бараках на двух-трех этажных нарах. Женатые пары (если им позволялось жить вместе) отгораживались от других, завешиваясь одеялами. Кормили рисом с подливкой из бульонных кубиков и муки, а в особые дни добавляли немного бобов. Это при том, что на заграничных банковских счетах Джонса лежали десятки миллионов долларов, полученных им от последователей, которые обязаны были отдавать ему всю свою собственность, а затем бесплатно работали на него. Сам Джим Джонс жил в отдельном домике, специально построенном для него, сладко ел, долго спал и занимался сексом с поставлявшимися для него членами секты — же