РАСШИРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО КОМПЛЕКСАНачальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления А.Е. СУВОРОВ «ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО КОМПЛЕКСА В 2007 ГОДУ И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2008 ГОД»26 марта 2008 г.Уважаемые участники отраслевого совещания!Прошедший год оказался для радиоэлектронного комплекса весьма успешным. На правительственном уровне были обсуждены и утверждены Стратегия развития электронной промышленности на период до 2025 года, Концепция ФЦП и сама ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 гг., документы которые на ближайшее десятилетие определили стратегию и тактику развития радиоэлектронного комплекса. Практически полностью выполнено прошлогоднее решение расширенного совещания руководителей предприятий радиоэлектронного комплекса.^ 1. Основные показатели развития РЭКВ 2007 году предприятиям и организациям радиоэлектронного комплекса удалось укрепить положительные тенденции в своем развитии.Cлайд 1.1 Темпы роста промышленного производства РЭК на 35,8% превысил уровень прошлого года (в сопоставимых ценах), при этом они существенно превысили соответствующие показатели по промышленности в целом (5,2%). Объем выпуска продукции специального назначения вырос на 46,0%. В целом в общем объеме промышленного производства доля продукции специального назначения составляет 64,2%. В сфере гражданского производства предприятиям и организациям РЭК удалось на 20,7% превысить достигнутые рубежи прошлого года.Cлайд 1.2 Среди важнейших видов гражданской продукции выросло производство средств связи (в 1,6 раза), а это значительные объемы промышленного производства, средств вычислительной техники (на 7,8%), оборудования для ТЭК (на 18,3%), торгового оборудования (на 20,1%), товаров народного потребления (на 20,7%). Выпуск изделий электронной техники вырос на 24,9%. Вместе с тем, несколько снизилось по сравнению с прошлым годом производство медтехники (на 4,2%). Cлайд 1.3 В целом же за последние 6 лет объем промышленного производства в РЭК вырос в 2,2 раза, продукции специального назначения в – 2,8 раза и гражданской продукции – в 1,6 раза. Безусловно, нам надо сохранить темпы роста объемов продукции достигнутые за последние два года.Cлайд 1.4 В 2007 году объем научно-технической продукции вырос на 26,2% по сравнению с прошлым годом, при этом объем проводимых исследований и разработок (НИОКР) вырос на 23,9%. В прошедшем году наблюдался устойчивый рост объемов работ, выполняемых в интересах обороны и безопасности (на 23,4%), объем работ гражданского назначения вырос на 27,6%. В структуре финансирования НИОКР договора с Министерством обороны составляют 30,3%, с другими заказчиками оборонного заказа (МВД, ФСБ, ФАПСИ и другие) – 14,5%, договора с Федеральным агентством по промышленности – 24,9%. Около 22% в объеме финансирования НИОКР составляют договора со странами СНГ и дальнего зарубежья. Предприятия РЭК в 2007 году привлекли на выполнение НИОКР около 2,5 млрд. руб. внебюджетный средств, чем превысили установленный им лимит (2,2 млрд. руб.).Cлайд 1.5 В целом же за последние шесть лет объем проводимых исследований и разработок вырос в 1,8 раза, а работ специального назначения – в 1,9 раза. В 2007 году значительный рост объемов в интересах науки и народного хозяйства объясняется тем, что в этом году начата реализация подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы» ФЦП «Национальная технологическая база».Cлайд 1.6 Стабилизировалось финансово-экономическое состояние большинства предприятий и организаций РЭК. В настоящее время прибыльными являются 82,1% промышленных предприятий и 89,7% научных организаций. Объем полученной ими прибыли составил 13,1 млрд. руб. и в 1,4 раза превысил уровень прошлого года. Более чем в 1,6 раза снизились убытки убыточных предприятий. В результате, если в 2006 году убытки составляли около 11,7% от объемов полученной прибыли, то в 2007 году – только 5,3%.Cлайд 1.7 Объем дебиторской задолженности составил 53,3 млрд. руб. и вырос по сравнению с прошлым годом на 22,0%. Объем кредиторской задолженности вырос на 19,7% и составил 72,9 млрд. руб. Некоторое улучшение соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей (с 1,39 до 1,37) связано, главным образом, с опережающим ростом дебиторки, в особенности в промышленном секторе.Cлайд 1.8 Существенно улучшилось и социально-экономическое положение работников РЭК. Возросла выработка товарной продукции: в промышленности она составила 463,0 тыс. руб. на 1 работающего, а в науке – 605,0 тыс. руб. Снизилась (на 27,5%) задолженность по заработной плате, средняя заработная плата выросла на 29,2% и составила 12,7 тыс. руб., в том числе в промышленности 10,8 тыс. руб. и 17,1 тыс. руб. в науке, а на целом ряде предприятий и организаций уровень оплаты труда значительно превосходит среднеотраслевой (в 1,5 – 2 раза). Cлайд 1.9 Наибольшая заработная плата среди крупных промышленных предприятий достигнута на ОАО «НИИМЭ и завод «Микрон» и ОАО «НПО «Лианозовский ЭМЗ», причем разница наиболее высокой и низкой заработных плат на крупных промышленных предприятиях составляет 3,3 раза.Cлайд 1.10 Наиболее высокая заработная плата в крупных НИИ (КБ) РЭК зафиксирована в ФГУП «ИТМиВТ им. С.А. Лебедева» и ОАО «НПК «НИИДАР». Разница между наиболее крупной и низкой зарплатами в научном секторе составляет 4,3 раза.Cлайд 1.11 В целом же за последние 6 лет средняя заработная плата выросла в 3,4 раза и существенно приблизилась к среднероссийским показателям. Если в 2002 году средняя заработная плата в промышленном секторе радиоэлектронного комплекса составляла менее 75% от средней по стране, то в 2007 году – 81%, а средняя заработная плата в науке превосходит среднюю заработную плату по стране на 28%.^ 2. Научно-техническая политика РЭК. В 2007 году радиоэлектронный комплекс вступил в новый этап своего развития, ориентиры которого обозначены основными положениями Стратегии развития электронной промышленности до 2025 года и программными мероприятиями Федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы. Принятие этих документов на правительственном уровне определяет значимость электроники для перехода российской экономики на принципы высокотехнологичного развития, всеобщей электронизации социальной сферы, образования и медицины, транспорта и топливно-энергетического комплекса, существенного укрепления базиса для создания новых систем двойного назначения и передовых видов вооружения. Данные документы определяют перспективы развития отрасли до 2025 года с ежегодной детализацией в области государственного финансирования научных исследований, строительства и реконструкции организаций РЭК.Слайд 2.1 Основные задачи инновационного развития предприятий РЭК в 2007 г., реализовывались в Подпрограмме «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 годы ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы, а с 2008 г. реализуются в Федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы, Федеральных целевых программах «Развитие ОПК», ГЛОНАСС, Союзного государства. В результате нашей целенаправленной деятельности в 2007 году удалось увеличить объемы финансирования НИОКР более чем в 2 раза, что является весьма значительной поддержкой научных коллективов отрасли.Слайд 2.2В 2007 году успешно завершено выполнение годовых заданий Подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 годы ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы, которая в связи с утверждением ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы переведена в состав упомянутой ФЦП, т.е. мы имеем самостоятельную ФЦП, которая комплексно рассматривает вопросы развития всего радиоэлектронного комплекса. В новой ФЦП помимо основных направлений развития электронной компонентной базы: СВЧ-электроника, радиационно стойкая ЭКБ, микросистемотехника и микроэлектроника, будут развиваться и новые радиоэлектронные направления: разработка базовых технологий унифицированных электронных модулей, базовых несущих конструкций и типовых базовых технологических процессов создания радиоэлектронных систем и комплексов. Все это должно способствовать существенной модернизации производственно-технологического базиса отрасли.Слайд 2.3В 2007 году в рамках подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 годы было заключено 108 государственных контрактов на выполнение НИОКР на общую сумму 2,2 млрд. руб. Были разработаны 4 базовые технологии в области ЭКБ, в том числе:базовые технологии для создания нового поколения мощных вакуумно-твердотельных сверхвысокочастотных приборов и гибридных малогабаритных моделей (ФГУП «НПП «Исток»);базовые технологии радиационно стойких сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм на структурах «кремний на сапфире» диаметром 150 мм (ОАО «Ангстрем»);базовые технологии микроэлектромеханических систем (ОАО «Авангард» СПб);базовые технологии и освоение производства изделий микроэлектроники с технологическим уровнем 0,18 мкм (ОАО «НИИМЭ и завод «Микрон»).Слайд 2.4 Реализация самых значимых проектов по микроэлектронике в современных условиях возможна только на основе принципа государственно-частного партнерства, и это было еще раз подтверждено на открытии линии 0,18 мкм первым вице-премьером Правительства РФ С.Б. Ивановым на заводе «Микрон» в Зеленограде. Можно с уверенностью сказать, что в 2008 году можно будет производить СБИС с минимальными размерами элементов до 0,18 мкм, а к 2011 году 0,13 – 0,09 мкм. Таким образом, в микроэлектронике мы существенным образом приблизимся к мировому уровню и сможем приступить к выпуску самых современных СБИС. В рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» в 2007 году и в феврале 2008 года проведены конкурсы на выполнение 58 НИОКР. В результате выполнения ОКР по заключенным государственным контрактам должны быть созданы более 100 новых промышленных технологий в соответствии с заданными программой показателями и индикаторами. Уже в текущем году будут завершен ряд работ, в результате которых будут созданы первые четыре новые промышленные технологии. В рамках ФЦП «ГЛОНАСС» велись работы по ряду направлений. Главное из них – подпрограмма 2 «Разработка и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей». Общий объем бюджетных средств по данному направлению составил в 2007 году по НИОКР – 287,43 млн. руб., кроме того, привлечено 71,2 млн. руб. из внебюджетных источников. Получено 140,0 млн. руб. госкапвложений на реконструкцию и техническое перевооружение производств. Несмотря на ощутимый прирост объемов финансирования за последние годы, достигнутые нами результаты, оставляют желать лучшего. Созданная на наших предприятиях аппаратура оказалась неконкурентоспособной, прежде всего по цене. В качестве причин этого можно отметить мелкосерийность производства, а также ряд серьезных просчетов в работе головной организации ОАО «РИРВ». Формально и без творческого подхода проводилась работа с потенциальными потребителями, практически отсутствовало изучение рынка, не проводились разработки в интересах коммерческого рынка индивидуальных и массовых потребителей. В итоге мы поставили на грань срыва решение комплексной задачи полномасштабного развертывания производства навигационной аппаратуры пользователей. В целом же остается пока не решенной проблема разработки и производства массовой конкурентоспособной продукции. Для ее решения необходимо проведение дополнительных мероприятий. Соответствующая корректировка ФЦП «ГЛОНАСС» производится и предусматривает дополнительное серьезное увеличение бюджетных ассигнований.Слайд 2.5 Помимо ФЦП важным источником развития отрасли, является участие в научно-технических программах Союзного государства. В настоящее время утверждены и реализуются 2 программы:^ Программа «Функциональная СВЧ электроника – 2» по разработке и созданию нового поколения функциональных элементов и изделий СВЧ электроники, оптоэлектроники и микросенсорики со сроками исполнения 2006-2009 гг. и объемом финансирования российской части 442 млн. рублей.^ Программа «Траектория» по разработке и созданию нового поколения средств внешнетраекторных измерений со сроками исполнения 2008-2011 гг. и объемом финансирования российской части 1 млрд. рублей. Разработаны и находятся в стадии согласования программы:«Союзный тепловизор» - по разработке неохлаждаемой матричной аппаратуры ночного видения.«Основа» - по разработке и освоению серии интегральных микросхем и полупроводниковых приборов на существующей технологической базе.«Видеомодуль» - по разработке современных средств отображения информации специального и двойного назначения.«Приборостроение» - по разработке и созданию современных радиоизмерительных приборов и метрологического оборудования.«Микросистемотехника» - по разработке и созданию ряда изделий микросистемотехники и микросенсорики с объемом финансирования российской части около 1 млрд. рублей. Расчетные сроки выполнения этих программ – 2009–2012 гг. Суммарный объем финансирования российской части ~ 5 млрд. рублей. Завершается разработка еще 2-х программ:«Электронмаш» - по разработке и созданию технологического оборудования для производства изделий электронной компонентной базы и радиоэлектроники со сроками исполнения 2009-2013 гг. и объемом финансирования российской части свыше 5 млрд. рублей.«Прамень» - по созданию наногетероструктур и изделий квантовой электроники и СВЧ техники на их основе с объемом финансирования российской части около 500 млн. рублей. Межгосударственные программы по развитию электроники постоянно находятся в сфере нашего внимания, мы считаем, что они во многом оказывают определяющую роль в создании современных радиоэлектронных систем двойного назначения и способствуют укреплению внутреннего электронного рынка России и СНГ. Особое внимание в отрасли уделяется разработке материалов для радиоэлектроники. Мы активно участвуем в разработке ФЦП «Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2009-2011 годы и на период до 2015 года».Слайд 2.6 Динамику финансирования научных работ на период 2008-2015 г. я привел только по ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники». В 2008 г. только по этой ФЦП будет выделено более 3,0 млрд. руб. Недопустима потеря темпов намеченных работ, объемов финансирования и как следствие недовыполнение заданий ФЦП. Нам следует учесть, что конкурсные работы 2008 г. также будут рассчитаны на 2-3 года.Слайд 2.7 Конкретные значения индикатора и показателей, которые необходимо достичь по новой ФЦП в 2008 году показаны на данном слайде. Задачи более чем напряженные. Мы должны уже сегодня планировать как рационально в конечной радиоэлектронной аппаратуре использовать новую ЭКБ. Мы уже говорили об этом, и я считаю по прежнему актуальной разработку в дополнение к действующей ФЦП региональных программ аналогичного содержания, учитывающих специфику развития региона, его инвестиционную привлекательность, особенности региональных рынков сбыта радиоэлектронной продукции, участие предприятий РЭК в реализации национальных проектов. Необходимо также учесть региональные механизмы реализации государственно-частного партнерства и взаимодействия с администрациями регионов, специфику региональных законодательств в части возможных преференций предприятиям РЭК, источников внебюджетного финансирования мероприятий программы и т.д. В УРЭПиСУ начата работа по разработке концепции развития радиоэлектронного приборостроения в основе которой лежит магистрально-модульный принцип построения аппаратуры. Речь идет о современной прогрессивной идеологии разработки радиоэлектронной аппаратуры на базе стандартных унифицированных электронных модулей, стандартных шин и протоколов обмена и программного обеспечения с помощью которого достигаются широкие функциональные возможности аппаратуры. Как показывает мировой опыт, такая идеология построения аппаратуры способствует развитию специализации и кооперации предприятий, повышает тиражность выпуска модулей и базовых несущих конструкций, стимулирует развитие современного контрактного производства, снижает издержки производства, уменьшает цену изделий и т.д. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, в новой ФЦП «Развитие ЭКБ и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы предусмотрено развитие и совершенствование технологии разработки унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций (приемо-передающие модули для АФАР, вторичные источники электропитания, контроллеры и т.д.) и технологии сборки и монтажа радиоаппаратуры. Предполагается техперевооружение нескольких наших предприятий в направлении создания контрактных производств унифицированных электронных модулей. Широким фронтом создается сеть дизайн-центров для сквозного проектирования аппаратуры от системного уровня до уровня СБИС и систем на кристалле. Тем не менее, необходимо в этом году выработать концептуальные основы магистрально-модульного построения радиоэлектронных приборов, систем и комплексов. Причем именно радиоэлектронная промышленность должна стать лидером в этом направлении, генератором идей. Мы должны «навязывать» эту идеологию финишным потребителям нашей продукции – авиаторам, судостроителям, ракетчикам. Причем эта идеология существенно расширяет нашу конкурентоспособность на рынке не только военной, но и гражданской продукции, которая тоже может строиться на базе унифицированных электронных модулей, прогрессивных методов их сборки и монтажа и создаваться на конкретных производствах. ^ 3. Инвестиционная политика Основой инвестиционной политики является техперевооружение и реконструкция производства предприятий РЭК на основе коренной модернизации производственно-технологической базы и сокращения технологического отставания от мирового уровня. Это, безусловно, одно из основных направлений развития отрасли. Необходимость серьезной перестройки производственной базы вызвана тем, что за последнее десятилетие темпы обновления основных производственных фондов (ОПФ) не превышали 1,5-2% в год, (при минимально необходимых – в 5-6%, а в развитых странах этот показатель достигает 25-30%). В результате износ пассивной части ОПФ (здания, сооружения) составляют примерно 50%, активной части (машины и оборудование) – более 85%.^ Стратегия инвестиционной деятельности реализуется через федеральные целевые программы, которые позволяют в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия по созданию конкурентоспособных производств и экспортопригодной и импортозамещающей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Выделяемые государственные капитальные вложения позволяют финансировать лишь часть работ, предусмотренных инвестиционными проектами. Другим важнейшим источником финансирования инвестиционных проектов являются собственные и привлеченные средства, к которым относятся: прибыль, амортизационные отчисления, средства от реализации имущества, заемные средства, средства инвесторов и пр. С 2007 года действующими федеральными целевыми программами предусматривается финансирование вновь начинаемых инвестиционных проектов в соотношении бюджетных и собственных средств – 50% на 50%. На ближайшие годы такое соотношение в финансировании ФЦП будет сохраняться. Для сравнения следует отметить, что в индустриально развитых странах на долю собственных средств приходится до 70% всех инвестиций.cлайд 3.1 В области инвестиционной деятельности в РЭК в 2007 году федеральными целевыми программами: «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы (подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 годы), «ГЛОНАСС», Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» (непрограммная часть ФАИП) было предусмотрено проведение работ по техническому перевооружению производств и освоению государственных капитальных вложений на общую сумму более 2,0 млрд. руб. За счет этих средств начаты работы по техническому перевооружению производств на 29 объектах предприятий РЭК, на 26 объектах планировалось начать новое строительство, на 4 предприятиях создать дизайн-центры. Государственные капитальные вложения были ориентированы на техперевооружение производства приоритетных образцов В и ВТ и гражданской продукции, развитие технологий производства электронной компонентной базы, импортозамещение ряда изделий радиоэлектроники и др. Ключевые мероприятия по подпрограмме «Развитие электронной компонентной базы» в 2007 году (по направлению «государственные капитальные вложения»): реконструкция и техническое перевооружение ФГУП «Научно-производственное предприятие «Исток» г. Фрязино (345,0 млн. руб.) и ФГУП «Научно-производственное предприятие «Пульсар» г. Москва (310,0 млн. руб. для создания производственного комплекса по выпуску СВЧ-модулей); реконструкция и техническое перевооружение (приобретение оборудования, не входящего в смету стройки) ФГУП «Научно-производственное предприятие «Полет» г. Нижний Новгород (78,5 млн. руб.) и ФГУП «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» г. Омск (45,0 млн. руб.) для создания базового центра проектирования. слайд 3.2 В 2008 г. бюджетные инвестиции в техперевооружение и реконструкцию предприятий РЭК почти в 1,5 раза превысят объем инвестиций 2007 года и составят почти 3,0 млрд. руб. Предстоит провести работы на 90 объектах строительства, в т.ч. на 37 новых объектах, создать 6 центров системного проектирования и начать работы по созданию межотраслевого центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов в ОАО «Российская электроника». Наибольший объем инвестиций предусмотрен по ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2011 годы (1255,0 млн. руб.), предстоит провести реконструкцию и техническое перевооружение производства по приоритетным направлениям: СВЧ-электроника, радиационностойкая ЭКБ, микросистемная техника и микроэлектроника, межотраслевой и базовые центры системного проектирования. Исходными данными для инвестиционных программных мероприятий по ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» являлись установленные задания по производству приоритетных систем вооружения и военной техники, реализуемые на более 70 объектах. В рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» предусмотрено выполнение работ по реконструкции и техперевооружению производства навигационного оборудования и аппаратуры глобальных навигационных спутниковых систем в ОАО «РИРВ» и в ОАО «Завод «Навигатор». В рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы» в 2008 году предусматривается продолжение на ФГУП «НИИ физических проблем им. Ф.В.Лукина» работ по созданию на базе инженерно-производственного комплекса с синхротроном «Зеленоград» Российского центра высоких технологий. Его появление даст возможность разработать и внедрить в производство принципиально новое поколение отечественных конкурентоспособных изделий, прежде всего в микро- и наноэлектронике, микро- и наноэлектромеханике, медицине, фармакологии, полимерной электронике, нанометрологии и др.^ 4. Внешнеэкономическая деятельностьСлайд 4.1 Внешнеторговый оборот радиоэлектронного комплекса в 2007 году составил 556,1 млн. долларов при положительном сальдо внешнеторгового баланса. Доля импорта во внешнеторговом обороте 19,7%. В 2007 году 156 предприятий радиоэлектронного комплекса осуществляли экспортные поставки в страны дальнего зарубежья и СНГ.Слайд 4.2 Объем экспорта в прошедшем году составил 446,4 млн. долл., что выше среднего показателя за предшествующие четыре года, но ниже рекордного показателя 2006 года на 17,9%. Основной причиной снижения объемов экспорта является уменьшение контрактов на поставку в страны дальнего зарубежья продукции военно-технического назначения. Объемы поставок продукции военно-технического назначения за рубеж снизились по сравнению с 2006 годом на 29,2% и составили 61,1% в общем объеме экспорта 2007 года. Годовой темп роста экспортных поставок продукции гражданского назначения составил 109,4%. Товарная структура экспорта предприятий РЭК включает 39 групп изделий. Изделия групп: аппаратура связи, средства наземного транспорта, интегральные микросхемы и приборы электровакуумные имели наибольшие объемы в экспортных поставках РЭК, их суммарная доля в общем объеме экспорта – 60,3%.Слайд 4.3 Продукция предприятий РЭК экспортируется в 67 стран мира. Основными партнерами являются страны дальнего зарубежья, на их долю приходится 85,1% экспортных поставок. Объемы поставок в Китай, Иран, Индию, Беларусь, Алжир, Марокко, Германию, Гонконг, Венесуэлу, Казахстан, США и Тайвань превысили суммы в 11,0 млн. долл. Среди 156 предприятий, реализующих продукцию на внешнем рынке, наибольшие объемы экспорта имели ОАО «Радиозавод» (г. Пенза), ОАО «Ульяновский механический завод», ОАО «ИЭМЗ «Купол», ФГУП «РКБ «Глобус», ОАО «УПП «Вектор», ОАО «НЗ «Экран» и ОАО «НИИП им. В.В.Тихомирова».Слайд 4.4 124 предприятия РЭК импортировали продукцию из 58 стран. 77% импорта поступает из стран дальнего зарубежья. Основными партнерами по импорту являются: Германия, Беларусь, Италия, Чехия, Китай, Малайзия, Украина, Казахстан и США, суммарная доля которых в импорте предприятий РЭК составила 75,2%. В товарной структуре импорта насчитывается 38 групп товаров. Основу импорта составляют изделия групп: станки и оборудование; микросхемы интегральные; металлы и изделия из них; химическая продукция и продукция на ее основе. Объемы импорта каждой из этих групп изделий превысили сумму в 8,0 млн. долл. Главными направлениями, обеспечивающими повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и развитие внешнеторгового сотрудничества предприятий РЭК в 2008 году, остаются: дальнейшее развертывание работ по управлению качеством и конкурентоспособностью экспортной продукции, ее стандартизации и сертификации, отвечающих международным требованиям; проведение исследований по анализу и формированию требований международного рынка к продукции РЭК, в том числе ВиВТ; развитие рыночной инфраструктуры, организация торговых представительств за рубежом; расширение рекламно-выставочных мероприятий и совместных производств.^ 5. Политика РЭК на отечественных рынках Завоевание сфер влияния в новых развивающихся объемных секторах отечественного рынка радиоэлектронной техники - одно из направлений политики РЭК на внутреннем рынке. Особый акцент делается на те секторы рынка, где превалируют интересы государства. Одним из успешных направлений деятельности предприятий отрасли является сектор УВД. Предприятия РЭК принимают активное участие в создании систем и средств ЕС ОрВД в интересах Минтранса России и Минобороны России. За счет средств программы модернизации ЕС ОрВД предприятия РЭК осуществляют в основном поставки различного радиоэлектронного оборудования, в том числе бортовое радиоэлектронное оборудование, оборудование районных и аэродромных автоматизированных систем и комплексов УВД и метеообеспечения, аэродромных, трассовых и метеорологических радиолокационных станций и комплексов, систем ближней навигации и посадки, автоматических радиопеленгаторов, УКВ и КВ радиостанций, станций фиксированной спутниковой связи и др. Благодаря активности предприятий РЭК в области продвижения своей продукции на рынок УВД, доля закупок Государственной службы гражданской авиации зарубежной техники снизилась с 40 %, разрешенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.93г.№ 403, до нескольких процентов в настоящее время и мы уверены, что она будет снижаться в дальнейшем. К основным задачам на ближайшие годы необходимо отнести реализацию в рамках ЕС ОрВД ряда крупных проектов: модернизация системы ОВД Московской зоны; модернизация системы ОВД Дальневосточного региона; оснащение кроссполярных трасс; создание сети авиационной связи. Приоритетным направлением развития радиотехнических средств обеспечения полетов является внедрение перспективных цифровых и спутниковых средств навигации, наблюдения, связи и управления в соответствии с концепцией CNS/ATM ИКАО. Правительством Российской Федерации принято решение о внедрении в стране европейской системы цифрового телевизионного вещания. Объем рынка аппаратуры цифрового телевидения в стране может к 2015 году составить не менее 25 млрд. долларов, сегодня не менее 60% необходимого объема продукции может выпускаться отечественными производителями. По соглашению между Управлением радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в 2007 году на базе Тверского областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) была создана пилотная зона цифрового спутникового распределения сигналов телевидения по Тверской области и эфирного цифрового телевещания с максимальным использованием отечественного оборудования. В июле-августе 2007 г. успешно проведены испытания первой очереди пилотной зоны. В спутниковых и эфирных трактах использовался стандарт сжатия MPEG-4. В 2008 году работы в Тверской области будут продолжены. Основные целевые задачи на текущий год: доукомплектование периферийных приемо-передающих спутниковых станций радиочастотным оборудованием, доукомплектование Тверского ОРТПЦ аппаратурой кодирования и мультиплексирования, проведение испытаний отечественного оборудования для одночастотных сетей, оптимизация параметров эфирного цифрового вещания в стандарте MPEG-4, в том числе при передаче телевидения высокой четкости. Результаты испытаний оборудования в пилотной зоне будут способствовать успешному внедрению цифрового телевизионного вещания в России, а также совершенствованию отечественных изделий по критерию «цена-качество». Имеется также и довольно значительная потребность в производстве отечественных приставок к обычным аналоговым телевизорам, обеспечивающих прием цифрового телевизионного вещания. Учитывая то, что в пользовании у населения находится не менее 80 миллионов таких телевизоров, этот сегмент рынка представляется весьма перспективным и его необходимо отстоять. О подготовке Управления и предприятий отрасли к предстоящей Олимпиаде – 2014 хочется сказать отдельно. По инициативе Федерального агентства по промышленности создан межведомственный организационный комитет, а также рабочие группы для подготовки предложений предприятий радиоэлектронного комплекса России по оснащению олимпийских объектов отечественным оборудованием и продукцией. В оргкомитет вошли представители 12 крупных предприятий, организаций и компаний. Разработанные отраслью предложения содержат комплексный проект создания единой системы управления и обеспечения безопасности (ЕСУБ) инфраструктуры Олимпийских игр-2014, а также разработанные предприятиями радиоэлектронного комплекса проекты в области автоматизированных систем управления воздушным, морским и дорожным движением транспортных средств, систем и средств обеспечения охраны, безопасности и борьбы с терроризмом, средств связи и оборудования телерадиовещания, жилищно-коммунального обеспечения, оказания экстренной медицинской помощи и медицинского обслуживания и др. Предложения составлены на основе постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 740 и других директивных документов, связанных с проведением Олимпиады-2014. Представленные проекты будут дорабатываться с учетом создаваемой инфраструктуры олимпийских объектов. Открыт Интернет-сайт Роспрома «РЭК - Олимпиаде-2014», на котором полностью представлены предложения рабочих групп по оснащению инфраструктуры Олимпиады-2014 отечественным радиоэлектронным оборудованием, и где приводится вся информация о текущем состоянии дел. Силами аппарата УРЭПиСУ завершена переписка со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами имеющими прямое и непосредственное отношение к Олимпиаде – Минэкономразвития, Мининформсвязи, Минтранс, ФСБ, МВД, Минсоцздравразвитие, Ространснадзор, ГК «Олимпстрой». Определены контактные лица в этих ведомствах, получены от них кандидатуры для включения в состав нашего Оргкомитета. В полученных нами ответах поддерживается идея оснащения инфраструктуры Олимпийских Игр отечественным радиоэлектронным оборудованием, но как обычно, все по конкурсу, на общих основаниях. Поэтому необходимо руководителям рабочих групп и руководителям предприятий активизировать работу по установлению деловых контактов с непосредственными исполнителями по участию в конкурсе, по своевременной подготовке необходимой конкурсной документации. Безусловно, важнейшее экономическое значение для всего радиоэлектронного комплекса имеет взаимодействие с естественными монополиями. Это наш, если можно так сказать, передний фронт инновационной политики. Предприятия на свой страх и риск работают с монополистами, которые, к сожалению, зачастую ориентированы по различным причинам на использование импортной аппаратуры. Считаю совершенно необходимым в течение 2008 года провести ряд целевых мероприятий по восстановлению нормальной работы с естественными монополистами. Необходимо закончить год утверждением новых совместных программ работ и заключением соглашений о порядке взаимодействия. Главным мерилом нашей совместной работы должен стать рост объемов продаж радиоэлектронной продукции. Нужно отметить, что до настоящего времени не установлена нормальная рабочая связь между Роспромом и федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за реализацию национальных проектов. В результате средства, выделяемые государством на реализацию национальных проектов, «проходят» мимо отрасли, хотя известно сегодня, что деньги переданы в регионы и предназначены, в основном, для оснащения и переоснащения объектов, задействованных в реализации национальных проектов. Зад