А.А. Исаев ИМИДЖ ФИРМЫОпорный конспект лекцийВладивостокВГУЭС2005СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема 1. Имидж фирмы как фактор успешной маркетинговой деятельности Тема 2. Факторы формирования имиджа фирмы: внешние и внутренние Тема 3. Механизм коррекции имиджа фирмы Тема 4. Корпоративная культура фирмы Тема 5. Имидж руководителя фирмы Тема 6. Эффективная самопрезентация фирмы Тема 7. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению привлекательности имиджа фирмы Список рекомендуемой литературыТема 1. Имидж фирмы как фактор успешной маркетинговой деятельности Содержание понятий «имидж», «имидж фирмы», «привлекательный имидж фирмы». Социально-психологический аспект привлекательного имиджа фирмы. Механизм влияния имиджа фирмы на объемы продаж. Особое значение в сфере бизнеса имеет деятельность по формированию привлекательного имиджа (образа, представления) фирмы, составной частью которого является имидж руководителя фирмы, ее персонала. Привлекательный имидж фирмы ведет к формированию у потребителей как осознанных, так и неосознанных предпочтений, связанных с данной фирмой. Следствием этого становится принятие потребителем решения при покупке тех или иных товаров в пользу товаров фирмы с привлекательным имиджем. Таким образом, привлекательный имидж фирмы увеличивает объемы продаж товаров, произведенных данной фирмой.На привлекательность имиджа фирмы оказывает влияние деятельность фирмы во всех ее направлениях – производственная, социальная и т.д. В этой связи, улучшая производственные характеристики (качество, ассортимент выпускаемых товаров и т.д.), реализуя социально-значимые мероприятия, фирма улучшает свой имидж в глазах потребителей. Психологами доказано, что на уровне бессознательной деятельности человек устремляется в ту область (к тем объектам), которые вызывают у него положительные эмоции. Одна из основных задач в маркетинге состоит в том, чтобы обеспечить устойчивую связь между положительными эмоциями, возникающими у потребителя, и данным товаропроизводителем. Возникшая таким образом положительная эмоция в паре с данным товаропроизводителем впоследствии будет распространяться и на товары этого товаропроизводителя. То есть при принятии решения о покупке товара одного или другого товаропроизводителя покупатель на бессознательном уровне будет устремляться к товарам, производителя которых вызывали у него положительные эмоции. В основе этого механизма лежит наличие устойчивой ассоциативной взаимосвязи: товар – товаропроизводитель – руководитель фирмы. Другими словами, привлекательность товара можно повысить путем повышения привлекательности торговой марки или руководителя данной фирмы. Выводы: имидж фирмы – один из важнейших факторов успешности деятельности фирмы на рынке. Путем формирования привлекательного имиджа можно оказывать влияние на принятие решения о покупке тех или иных товаров. Причем как на сознательном, так и подсознательном уровне.^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЧто означает понятие «имидж фирмы»?Как имидж фирмы влияет на принятие решения о покупке товара фирмы на подсознательном уровне?Как имидж фирмы влияет на принятие решения о покупке товара фирмы на сознательном уровне?Тема 2. Факторы формирования имиджа фирмы: внешние и внутренние Две группы факторов, оказывающих влияние на формирование имиджа фирмы: внешние и внутренние. Состав внешних и внутренних факторов (миссия фирмы, корпоративная культура, качество продукции, внешняя политика, образ руководителя фирмы и т.д.). На формирование имиджа фирмы оказывают влияние практически все направления ее деятельности. Скажем, качество выпускаемой продукции или художественный уровень рекламы фирмы. Различают две группы факторов, влияющих на формирование имиджа фирмы, - внешние и внутренние.Внешние факторы – это совокупность факторов, направленных на формирование позитивного имиджа фирмы в глазах представителей внешней среды – потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ и т.д.Внутренние факторы – это совокупность факторов, направленных на формирование позитивного имиджа фирмы в глазах представителей самой фирмы – ее сотрудников.В качестве примеров внешних факторов можно привести:социально-значимые мероприятия, проводимые фирмой в виде благотворительных акций;мероприятия по повышению качества, расширению ассортимента выпускаемой продукции, снижению на нее цен;участие в реализации социальных и производственных программ, инициаторами которых являются органы власти;контакты с представителями СМИ и т.д. В качестве примеров внутренних факторов можно привести:разработка миссии, этического кодекса сотрудников фирмы;введение корпоративных стандартов качества;реализация мероприятий по созданию творческой, доброжелательной атмосферы в коллективе;повышение культуры производства и управления и т.д.Следует учитывать, что деление вышеперечисленных факторов на внешние и внутренние достаточно условно. Нередки случаи, когда отличить одни факторы от других бывает крайне трудно. Выводы: имидж фирмы зависит от факторов (внешних и внутренних), связанных с внутренней и внешней политикой фирмы. Например, высокая корпоративная культура, активная деятельность фирмы по защите окружающей среды, высокое качество продукции и т.д. формируют привлекательный имидж данной фирмы.^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫКакие факторы можно отнести к внутренним?Какие факторы можно отнести к внешним?Тема 3. Механизм коррекции имиджа фирмы Содержание понятия «механизм коррекции имиджа фирмы». Достоинства и недостатки данного товаропроизводителя в глазах потребителя его товаров (услуг). Разработка мероприятий по нейтрализации недостатков и усиления достоинств фирмы с целью повышения привлекательности ее имиджа.Под «механизмом коррекции имиджа фирмы» понимается определенная последовательность взаимодействия инструментов коррекции имиджа фирмы, следствием которой становится достижение искомого результата. Скажем, если недостатком данной фирмы является деятельность, наносящая вред окружающей среде, то в сознании потребителей формируется неприглядный образ фирмы как предприятия, равнодушного к проблеме защиты окружающей среды. Следствием этого становится появление ассоциативной связи: фирма – отказ от защиты окружающей среды – отрицательные эмоции. Чтобы изменить эту ситуацию, фирмы должна разработать и реализовать мероприятия по защите окружающей среды. Такими мероприятиями могут быть как затратные производственные решения (введение очистительной установки, переход на новую технологию и т.д.), так и мало затратные акции в виде конкурсов, разовых благотворительных акций и т.д. В частности, в качестве инструмента коррекции имиджа могут выступать ПР-мероприятия, проводимые данной фирмой. Скажем, если речь идет об автотранспортном предприятии, то примерами успешных ПР-акций являются оплаченные этим предприятием лекции по соблюдении правил дорожного движения в школах; конкурсы; викторины и т.д. Если речь идет о предприятии, загрязняющем окружающую среду, например, ТЭЦ, то в качестве ПР-мероприятия тут можно использовать конкурсы на лучшее решение проблемы золоотвала в данном регионе, создание в больнице специальных отделений по лечению больных с респираторными заболеваниями и т.д.Выводы: разработке эффективного мероприятия, направленного на коррекцию имиджа данной фирмы, должно предшествовать выявление его достоинств и недостатков в глазах потребителей.^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫС какой целью осуществляется коррекция имиджа фирмы?Существует ли связь между характером мероприятий по коррекции имиджа и типом целевой группы?Каково содержание понятия «механизм коррекции имиджа фирмы»?Тема 4. Корпоративная культура фирмыФакторы формирования корпоративной культуры: культура управления, культура производства, культура межличностных отношений на предприятии, культура поведения во внешней среде: культура отношений с потребителями, культура отношений с конкурентами и т.д.Обычно под понятием «культура» понимается степень использования позитивных знаний, накопленных человечеством. Высокая культура значит высокая степень использования таких знаний на практике. И наоборот.Применительно к деятельности товаропроизводителя различают следующие виды культуры:культура собственно производства;культура управления;культура межличностных отношений на предприятии;культура поведения во внешней среде: культура отношений с потребителями, культура отношений с конкурентами и т.д. Культура фирмы является важнейшим фактором формирования имиджа товаропроизводителя (фирмы). Таким образом, реализация мероприятий, направленных на повышение корпоративной культуры (речь идет о степени использования позитивных знаний, накопленных человечеством, данной фирмы), позволяет оказывать влияние на имидж фирмы. Выводы: разработка привлекательного имиджа данной фирмы неразрывно связана с корпоративной культурой данной фирмы; путем повышения корпоративной культуры фирмы можно добиться увеличения объемов продаж товаров данной фирмы.^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЧто означает понятие «корпоративная культура»?Какие элементы образуют корпоративную культуру фирмы? Каковы критерии оценки корпоративной культуры?Тема 5. Имидж руководителя фирмыРазличные типы руководителей: «отец (мать)», «старший сын (старшая дочь)» и «младший сын (младшая дочь)». Факторы формирования имиджа руководителя фирмы (добропорядочность, воля, склонность к риску и т.д.). Коррекция имиджа руководителя фирмы.Имидж фирмы в значительной мере зависит от имиджа руководителя фирмы. Таким образом, улучшая имидж руководителя фирмы (или ухудшая его) можно влиять на объемы продаж данной фирмы.На имидж руководителя фирмы оказывают влияние такие факторы как:место руководителя фирмы в архетипе «семья» (а точнее соответствие «семейной» роли данного руководителя фирмы тому образу руководителя, который для потребителей данной фирмы является наиболее предпочтительным);моральные качества руководителя (речь идет о приверженности руководителя позитивным социальным нормам поведения);интеллектуальные способности;волевые качества;душевность (человечность);внешний вид;склонность к риску и т.д. Выводы: имидж фирмы неразрывно связан с имиджем руководителя фирмы. Путем выявления достоинств и недостатков данного руководителя фирмы и разработкой мероприятий по усилению первых и нейтрализации вторых можно улучшить имидж фирмы. ^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЧто означает понятие «руководитель-отец»?Что означает понятие «руководитель-старший-сын»?Что означает понятие «руководитель-младший-сын»? 4. Какие факторы оказывают влияние на формирование имиджа руководителя фирмы?Тема 6. Эффективная самопрезентация фирмы Теоретические основы эффективной самопрезентации. Инструменты самопрезентации: пресс-релиз, очерк, брифинг, выступление в аудиовизуальных СМИ, личная встреча, дебаты.Для продвижения данной фирмы крайне важное значение имеет деятельность самой фирмы по формированию позитивного имиджа в глазах потребителей. При этом недостаточным является одно проведение социально-значимых мероприятий, способных улучшить имидж фирмы. Необходимо, чтобы о деятельности фирмы узнали потребители. В первую очередь это становится возможным благодаря участию СМИ.Основными инструментами самопрезентации фирмы являются:пресс-релиз;очерк о деятельности фирмы; пресс-конференция (брифинг);выступление в СМИ;личная встреча;дебаты и т.д. Пресс-релиз – это краткая информации о событии, являющимся «информационным поводом», т.е. основанием для того, чтобы появиться в сводке событий, новостей.Очерк – рассказ о деятельности данной фирмы. Основное требование к очерку: рассказ о деятельности фирмы должен вызывать положительные эмоции у потребителей продукции, производимой данной фирмой. Пресс-конференция (брифинг) – встреча руководителей предприятий, частных лиц с представителями СМИ по представляющему общественный интерес поводу, включающая ответы на вопросы журналистов.Дебаты – публичная полемика нескольких лиц, имеющих разные точки зрения на один и тот же вопрос.Выводы: для формирования позитивного имиджа необходимо не только реализовывать социально-значимые промо-акции, но и доводить информацию о них до целевой группы потребителей. ^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЧто означает понятие «пресс-релиз»?Что такое «пресс-конференция»?Какие основные требования предъявляются к очерку об истории фирмы?Тема 7. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению привлекательности имиджа фирмыПоказатели эффективности деятельности фирмы. Экономическая эффективность мероприятий в области формирования привлекательного имиджа фирмы. Под эффективностью понимается соотношение между затратами и результатами. Основными показателями экономической деятельности данного товаропроизводителя являются:выручка (В);затраты (З); прибыль (П):П = В – З:рентабельность (Р):П Р = --------- . ЗПри этом в качестве показателей экономической эффективности наиболее часто используется прибыль и рентабельность. Обычно мероприятия по коррекции имиджа фирмы считаются эффективными, если рентабельность таких мероприятий, как минимум, не меньше среднего банковского процента по депозитам. При этом прибыль от такой акции рассчитывается как разница между приростом выручки и соответствующими затратами на такую акцию. Особую сложность представляет прогноз экономической эффективности данной акции по улучшению имиджа фирмы. При этом особая трудность возникает с прогнозом прироста выручки, который даст данная акция. Как правило, в таких случаях прибегают к мнению нескольких авторитетных экспертов, которые оценивают возможный прирост выручки от той или иной акции на основании собственного опыта, а иногда и интуиции. Выводы: мероприятия по формированию привлекательного имиджа фирмы целесообразны лишь в том случае, если в результате их проведения наблюдается (пусть даже в долгосрочной перспективе) улучшение основных показателей эффективности деятельности данной фирмы. ^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЧто такое «эффективность»?Какие показатели используются при оценке экономической эффективности мероприятий по повышению привлекательности имиджа фирмы?^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫОсновная литератураАлешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. -М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997; Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл. – бук, Киев: Ваклер,2002. 3. Хейвуд Р. Все о Public Relations. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 4. Шепель В.М. Имиджелогия.- М.: ЮНИТИ, 2000. Дополнительная литература1. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. - СПб: Питер, 2000. 2. Исаев А.Арк. Физическая психология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации.- М.: Центр, 1998. 4. Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.