А. И. ТимофеевЛОГИКА И ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИУчебное пособиеПРЕДИСЛОВИЕЦель учебного пособия «Логика и аргументация» состоит в том, чтобы дать студентам теоретические знания и привить им навыки логически грамотного мышления и выработать умение логически и психологически грамотного обосновывать свою точку зрения по социальной и политической проблематике, умения находить умышленные ошибки в рассуждениях и противодействовать софистическому аргументированию; ознакомить студентов с логическими и психологическими основами доказательства и опровержения, способами ведения дискуссии. Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы дать основные знания по логике и теории аргументации и разъяснить, как эти знания применяются на практике. Оно предназначено, прежде всего, для студентов-гуманитариев. Вопросы научной аргументации в данном пособии отдельно не рассматриваются.ВВЕДЕНИЕ Одним из ключевых вопросов человеческого общения является обоснование того, что следует считать объективно истинным и социально ценным. Эта проблема возникла перед людьми уже на ранних этапах развития цивилизации. В определенные периоды истории она приобретала заметную остроту. Например, в Древней Греции в V в. до н. э. в ходе становления там полисной демократии возникло движение софистов, которые своей главной целью считали разработку приемов обоснования своего мнения. В дальнейшем ходе развития цивилизации эти вопросы постоянно были актуальными, поскольку цивилизованные люди имеют развитое личное самосознание, а, значит, и различные точки зрения по тем или иным вопросам. Точка зрения нуждается в защите тогда, когда с ней не все полностью согласны. Степень несогласия при этом может быть как ярко выраженной, так и неявной. Точки зрения людей могут иметь любое содержание. В них выражаются мнения относительно фактов, идей, действий и т. д. Они могут относиться не только к сложным природным или социально историческим процессам и явлениям, но и к самым простым, обыденным вещам. Конечно, есть суждения, истинность которых удостоверяется простым восприятием. Эти суждения называются непосредственно очевидными и не нуждаются в доказательстве. Например, суждение "Я вижу нечто красное" для человека с нормальным зрением может быть непосредственно очевидным. Однако для дальтоника эта непосредственная очевидность будет уже другой. Поэтому возникает потребность привести разные непосредственные очевидности к какому-то единству. Суждения, истинность которых не обладает непосредственной очевидностью, доказываются, т. е. приводятся к очевидности, посредством указания оснований, в силу которых они являются истинными. Думается, что в настоящее время имеются два основных критерия доказательности рассуждений — это критерий их логичности или нелогичности и критерий их полезности (ценности) или бесполезности. С помощью критерия логичности оценивается их объективность и необходимость, а с помощью критерия полезности – их субъективная значимость. При этом, все-таки, логичность является более фундаментальным критерием, чем полезность, поскольку она предполагает следование "естественному порядку вещей" или, как говорили древнекитайские мудрецы, следование принципу дао, а это, в конечном счете, более ценно, чем сиюминутная выгода. Поэтому логичность так или иначе лежит в основе объективного обоснования. Хотя в реальном процессе аргументирования обращение к критерию полезности также играет значимую роль. В наше время не только ученые и политики, но и подростки стремятся обосновать или, иначе говоря, аргументировать свой взгляд на вещи и явления. Если говорить о профессиональной деятельности, то в любой профессии, связанной с воздействием на человека, можно столкнуться с феноменом аргументации. Воздействие руководителя на подчиненного, педагога на обучающегося, следователя на подследственного, врача на пациента, продавца на покупателя, судьи на участников судебного заседания, автоинспектора на водителя – вот далеко не полный перечень областей профессиональной деятельности, где необходимо доказывающее и убеждающее воздействие. Если же учесть сферу политики, в которой сегодня преобладает авторитет доверия и здравого смысла, а также взаимодействие людей в сфере семьи, быта, в общественных организациях, где также проявляются феномены доказывания и убеждения, то можно утверждать, что область приложения аргументации – все многообразие коммуникативного воздействия людей друг на друга. Поскольку точки зрения высказываются в общении людей, постольку неизбежно их столкновение. В этом столкновении каждый из участников стремится доказать приемлемость своего мнения. Таким образом, возникает специфический вид конфликта – спор. В принципе, конфликты могут разрешаться либо рациональным, либо нерациональным способами. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае конфликт разрешается через свободное изменение точки зрения одного из участников, во втором – одна из точек зрения навязывается силовыми методами. Очевидно, что спор относится к рациональным видам разрешения конфликтов. При этом надо отметить, что в современном обществе преобладают области, где конфликты разрешаются рациональными способами. Чтобы успешно участвовать в спорах, надо обладать аргументативной компетентностью. Аргументативная компетентность – это умение успешно обосновать свою точку зрения, используя для этого знания о структуре и субъектах аргументации, характере основных видов спора и правил и приемов их ведения Базисом аргументативной компетентности является логическая компетентность, ибо без соблюдения требований логики рассуждение не может быть истинным, то есть объективным и необходимым. Хотя ясно и то, что без знания психологических основ аргументации ее успешное ведение вряд ли будет возможно. В данном учебном пособии, изложены основные логические знания, основные сведения, по теории аргументации, а также разъяснение того, как эта теория применяется в практике спора. Оно состоит из двух разделов. В первом излагается формальная, или традиционная, логика, второй раздел посвящен рассмотрению как теоретических, так и некоторых практических аспектов аргументации. Поскольку данное пособие предназначено, прежде всего, для студентов – гуманитариев, постольку вопросы научной аргументации в данном пособии отдельно не рассматриваются.Раздел 1. ЛОГИКА1. Предмет логики1.1. Определение предмета логики Логикой называется наука о формах и законах правильного мышления. Термин “логика” имеет греческое происхождение. Он происходит от слова “логос”, которое означает мысль, речь, разум. Впервые этот термин вводится в научный обиход стоиками во III – II вв. до н. э. Определение “формальная” было дано логике Кантом, поскольку в то время стала возникать содержательная логика, и ее потребовалось отличать от традиционной логики. Мыслить – значит познавать и выражать многообразие содержания в некотором единстве. Многообразие содержания, как таковое, дается с помощью чувств. Мышление состоит в том, чтобы все многообразие приводить в связанное единство. Великий немецкий философ И. Кант (1724 – 1804) говорил, что все правила можно разделить на случайные и необходимые. Случайные правила зависят от конкретных обстоятельств; а необходимые – не зависят. В логике рассматриваются необходимые правила, т. е. правила, которые касаются только формы, а не содержания мышления. Таким образом, в логике рассудок познает форму самого себя. В формальной логике изучается форма мышления как таковая, безотносительно к конкретному содержанию. Чтобы мышление было правильным, оно должно удовлетворять следующим основным требованиям. Оно должно быть определенным, последовательным, доказательным и непротиворечивым. Определенное мышление свободно от всяких неясностей, сбивчивости, двусмысленностей. Последовательное мышление содержит существенные связи между мыслями. В доказательном мышлении не просто высказывается та или иная мысль, но и приводится основание, исходя из которого она должна признаваться истинной. Непротиворечивым мышление будет в том случае, если предмету одновременно и в одном и том же отношении не приписывают противоположные признаки. Современная логика представляет собой очень разветвленную дисциплину, имеющую множество разделов. В данном пособии речь пойдет только об основных элементах формальной (традиционной) логики. Кроме логики мышление изучает также и психология. Основное различие между ними в подходе к предмету состоит в том, что психология изучает мышление так, как оно протекает у отдельных людей или групп людей фактически, а логика рассматривает мышление абстрактно, безотносительно к тому, как оно протекает у конкретных людей, т. е. изучает формы мышления как таковые.^ 1. 2. Понятие логической формы Каждой высказанной мысли или ряду связанных мыслей принадлежит, кроме особого содержания, также определенная форма самого суждения. Рассмотрим три суждения: “солдат был храбр”, “день был дождлив” и “праздник был весел”. В приведенных суждениях речь идет о разных предметах (солдате, дне, празднике) и о различных свойствах этих предметов. Но, хотя во всех этих суждениях речь шла о разном содержании, в них есть и общая им всем черта. В каждом из них мысль раскрывает принадлежность предмету известного свойства. Свойство храбрости так же принадлежало солдату, как свойство дождливости принадлежало дню, а свойство веселости принадлежало празднику. Принадлежность свойства предмету есть то общее, что можно выделить в данных суждениях. Иначе говоря, имеется один и тот же способ связи мыслимых частей содержания. Таким образом, способ связи составных частей мыслимого содержания называется логической формой. Ее то и изучает формальная логика.^ 1. 3. Основные этапы развития логики Как целостная наука она была разработана великим античным мыслителем Аристотелем (384–322 г. до н. э.). Основной логический труд Аристотеля назывался “Аналитика”. Сам Аристотель не употреблял термин “логика”, однако, Аристотелем были разработаны все основные разделы этой науки. Так, он в отчетливом виде сформулировал два из четырех основных логических закона – закон непротиворечия и закон исключенного третьего. Им был дан подробный анализ основных логических форм: понятия, суждения и умозаключения. Аристотель разработал учение о дедукции (движение мысли от общего к частному) и индукции (движение мысли от частного к общему). В его трудах содержится подробная теория логического доказательства и дается детальная классификация логических ошибок. Кроме Аристотеля в античные времена значительный вклад в развитие логики внесли стоики (крупная философская школа Древнего мира). Они создали логику высказываний. В Средние века логика развивалась не только как наука, но стала в Западной Европе необходимым элементом образования. Основу образования тогда составляло изучение семи свободных искусств (artes liberalis). Сначала требовалось овладеть так называемым тривиумом (логика, риторика, грамматика), а затем — квадривиумом (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). В научном плане основное внимание уделялось проблеме отношений родовых и видовых понятий. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что первую отчетливую формулировку закона тождества (одного из четырех основных логических законов) в виде сущее есть сущее (ens est ens) дал средневековый логик Антонио Андреа (ум. в 1320 г. ). В Новое время значительный вклад в развитие логики внес выдающийся английский философ Френсис Бэкон (1561–1626). Он создал учение о методах причинной индукции, которые необходимы в естественно-научных исследованиях, и дал представление о возможных ошибках, возникающих в таком исследовании. Разработкой правил дедуктивных рассуждений в Новое время активно занимался известный французский философ Рене Декарт (1596–1650). Значительный вклад в развитие логики внес и крупный немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716). Он сформулировал закон достаточного основания (четвертый основной логический закон), развил учение о делении суждений на аналитические и синтетические, заложил основы математической логики. В Древней Руси элементы логических знаний стали появляться с принятием христианства, однако, самостоятельную роль как в образовании, так и в научных исследованиях, логика стала играть только в XVIII веке после реформ Петра I. М. В. Ломоносов дал в своей “Риторике” (1748 г.) первое по времени изложение логики на русском языке. Первый, правда, неопубликованный учебник логики на русском языке был составлен Макарием Пйтровичем в 1759 г. Заметный вклад в развитие логики внес академик Петербургской академии наук Леонард Эйлер (1707–1783). Он предложил способ изображать отношения между объемами понятий в виде наглядных геометрических фигур – “эйлеровых кругов”. Этот способ используется сейчас практически во всех учебниках логики. Можно отметить также оригинальную работу М. И. Каринского (1840–1917) “Классификация выводов” и идеи Н. А. Васильева (1880–1940), связанные с истолкованием закона исключенного третьего.^ 1. 4. Полезность логики Человек может мыслить правильно и без специального изучения логики. Такая непосредственная правильность мышления и есть то, что называют здравым смыслом. Под здравым смыслом понимается сложившаяся под влиянием повседневной практической деятельности и житейского опыта совокупность взглядов на жизнь, на окружающий мир. Обычно здравый смысл понимается как нечто положительное в сравнении с мышлением, отягощенном предрассудками и суевериями. Поэтому возникает вопрос: чем же логика полезна? Она полезна для анализа и критики как обычного, так и научного мышления. Для того чтобы корректировать его в согласии с его необходимой формой, с тем, чтобы избегать ошибок в собственном мышлении и иметь возможность выявить ошибки в мышлении других. Проведем следующую аналогию. Каждый человек знает свой родной язык с раннего детства но, тем не менее, изучению грамматики в школьной программе отводится очень много времени. Знакомство с основами грамматики позволяет (если, конечно, конкретный человек этого захочет) избегать ошибок во владении языком, правильно выражать свои мысли, а, значит, быть правильно понимаемым и т. п. Также и логика может помочь осознать форму мышления и тем самым избегать формальных ошибок и несуразностей в процессе мышления. Хорошее знание логики и владение навыками логически правильного мышления необходимо многим специалистам в их профессиональной деятельности. Дать возможность определить правильность или неправильность мыслей во всех случаях, помочь избежать логических ошибок в рассуждениях, относящихся к любой области знаний, может лишь та наука, которая имеет своим специальным предметом изучение условий правильности мышления. Такой наукой является логика.Контрольные вопросы Как определяется логика? Какое мышление называется правильным? Что такое логическая форма мышления? В чем состоит различие между логикой и психологией в изучении мышления? Каковы основные этапы развития логики? В чем может состоять полезность логики?2. ПОНЯТИЕ2. 1. Логическая характеристика понятия Понятие – это мыслительная форма, отражающая непосредственное единство общих, существенных признаков предметов. Понятие выражается в слове или словосочетании. Понятия (особенно научные) обычно задаются через содержание, т. е. посредством указания общих и отличительных признаков всех мыслимых в данном понятии предметов. Задать содержание понятия – значит указать достаточную совокупность признаков, каждый из которых необходим для того, чтобы отличить мыслимые в понятии предметы от всего остального. Для этого необходимо знать, какие признаки бывают, и какие из них следует включать в содержание. Признаком называются все те особенности, которыми предметы могут быть сходны друг с другом или отличаться один от другого (т. е. мысль об определенности предмета). Признаком может быть наличие (положительный признак) или отсутствие (отрицательный признак) у предмета того или иного свойства, состояния или отношения его к другим предметам. Например, “умный” – это положительный признак, а “неумный” – это отрицательный признак. При этом следует заметить, что “глупый” – это положительный признак, поскольку он указывает на наличие определенного свойства. При образовании понятий важно различить существенные и несущественные признаки. Существенными называются те, которые необходимо принадлежат предметам определенного класса, без которых предмет утрачивает свое качество, перестает быть самим собой. Кроме того, посредством существенных признаков предмет данного класса отличается от предметов других классов. Так, например, существенным признаком человека является разумность. Несущественными называются те признаки, без которых предмет не теряет своей существенной определенности. Несущественные признаки, если несколько упростить классификацию признаков, могут быть разделены на собственные и случайные. Например, наличие у человека конечностей, зрения, слуха и т. д. – это собственные признаки в содержании данного понятия, поскольку они присущи всем предметам данного класса. Случайные признаки – это такие признаки, которые есть лишь у части предметов данного класса. Например, определенный цвет волос у определенного человека.В содержание понятия обычно включаются существенные признаки, собственные включаются лишь тогда, когда не удается выявить существенные признаки.^ 2. 2. Логические приемы образования понятий Для образования понятия необходимо, во-первых, выделить существенные признаки, имеющиеся у предметов, и, во-вторых, связать их в некотором единстве. С этой целью используются ряд логических приемов. Образование понятия начинается со сравнения предметов, которые предполагается характеризовать образуемым понятием. Сравнение – это познавательное действие, позволяющее судить о сходстве или различии предметов по их признакам. Выделение признаков основывается на мысленном разделении предмета на его элементы и рассмотрение их по отдельности. Мысленное расчленение предмета на элементы называется логическим анализом. Мысленное выделение признаков с помощью анализа дает возможность отличить существенные признаки от несущественных. Мысленное отвлечение от несущественных признаков предмета при сохранении существенных называется абстрагированием. Если выделенных существенных признаков несколько, то для образования понятия требуется их объединить. Это достигается с помощью синтеза – мысленного соединения в некоторое целое выделенных существенных признаков ряда предметов. При этом предполагается, что некоторая мыслимая целостность существенных признаков принадлежит всем предметам данного класса. Таким образом, имеет место обобщение – такой логический прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им общих существенных признаков объединяются в группы однородных предметов. Процесс формирования понятий выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни зафиксировать мысли, ни оперировать ими.^ 3. 3. Содержание и объем понятия Понимание слова (словосочетания) означает возникновение понятия в форме мысли. При этом, во-первых, мыслится класс обозначаемых этим словом (словосочетанием) предметов и, во-вторых, мыслятся взятые в единстве существенные признаки этих предметов. Поэтому в понятии выделяют две стороны, две его логические характеристики: — Класс мыслимых в понятии предметов – объем понятия. Например, объем понятия “части света” охватывает все мыслимые в этом понятии части света (Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа). В данном случае количество предметов, входящих в класс, регистрируемо, т. е. поддается подсчету. Но количество предметов, отображенных в объеме понятия, может быть и не регистрируемо, так, объем понятия дерево содержит все возможные, а не только действительные деревья. — Признаки, по которым эти предметы обобщены в понятие – содержание понятия. Например, содержанием понятия “человек” является разумное, прямоходящее живое существо, способное к трудовой деятельности. Содержание понятия “стакан” – стеклянный предмет, имеющий форму, близкую к цилиндрической, полый, закрытый с одного края, служащий для питья. В формальной логике формулируется закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: объем и содержание понятия находятся в обратном отношении, т. е. с увеличением объема понятия уменьшается его содержание и с увеличением содержания уменьшается его объем и наоборот. В самом деле, чем больше предметов сравнивается, т. е. чем больше объем понятия, тем меньше у этих предметов будет общих признаков, т. е. тем меньше будет содержание. Возьмем понятие “человек” и понятие “грек”. Понятие “человек” имеет больший объем, потому что оно приложимо ко всем людям, тогда как понятие “грек” распространяется только на некоторую часть людей. Значит, объем понятия “человек” больше, чем объем понятия “грек”. Но в понятии “грек” будут все признаки, которые присущи всем людям, и, кроме того, будут и особые признаки, присущие только грекам. Значит, признаков больше в понятии “грек”. Таким образом, чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.^ 2. 4. Род и вид. Родовые и видовые понятия Род – логическая характеристика класса предметов, в объем которого входят другие классы предметов, являющиеся видами данного рода. Так, класс треугольников является родом в отношении к классам остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников. Видом, соответственно, называется каждый класс предметов, который входит в объем более широкого родового класса. Выделяется высший род (summum genus) и низший вид (infima species). Высший род – это такой род, который уже не может служить видом для другого рода. Соответственно, низший вид – это такой вид, в который входят не меньшие по объему виды, а отдельные индивиды (individuum (лат. ) – неделимое, особь). Кроме того, используется понятие ближайший род. Класс, который непосредственно делится на виды, называется по отношению к этим видам ближайшим родом (genus proximum). Например, ближайшим родом для понятий “сосна”, “ель”, “кедр”, “пихта” является понятие “хвойное дерево”. (Отношения рода и вида основываются на принципе гилиморфизма Аристотеля. Суть данного принципа состоит в том, что каждая конкретная вещь обладает формой и материей. При этом материя понимается как некоторый субстрат, а форма – как способ связи элементов этого субстрата. То, что в одном отношении является формой – в другом может быть материей и наоборот. ) Родовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия. Видовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие является подчиненным понятием, входящим в состав другого, более общего понятия, которое называется родовым. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек”, которое в данном случае берется как родовое понятие. Всем предметам, отображенным в видовом понятии, присущи все признаки родового понятия, но вместе с тем им присущи и свои видовые признаки. Одно и то же понятие (за исключением высшего родового и низшего видового понятий) может быть как видовым, так и родовым одновременно в зависимости от того, по отношению к какому понятию оно рассматривается. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек” и одновременно родовым – по отношению к понятию “грек”.^ 2. 5. Виды (классы) понятий Все понятия могут быть разделены на отдельные виды. 1. Единичные и общие. Единичными (индивидуальными) понятиями называются такие, которые относятся к одному какому-нибудь определенному предмету, событию, отдельному явлению. Объем таких понятий имеет только один элемент. Например, “Санкт-Петербург”, “Отечественная война 1812 года”. Общими называются понятия, объем которых включает в себя более одного элемента, например, “четное число” (в объеме бесконечно много элементов), “петербургские вузы” (в объеме несколько элементов). 2. Собирательные и разделительные. Собирательные понятия – это такие понятия, в которых отображены признаки совокупности, собрания, группы однородных предметов, представляющих единое целое, например, “полк”, “собрание”, “человечество”. То, что утверждается в собирательном понятии, относится ко всем предметам, обозначаемым данным понятием, но не может быть приложимо к отдельным предметам, входящим в это целое. Например, в сообщении о том, что “собрание учеников десятого класса проходило очень шумно,” понятие “собрание учеников десятого класса” употребляется в собирательном смысле. Это сообщение не обязательно следует распространять на каждого ученика. Возможно, что некоторые ученики не шумели. Собирательные понятия тем отличаются от общих понятий, что ими нельзя характеризовать отдельный предмет, а только их совокупность. Разделительное понятие – это такое понятие, которое характеризует каждый отдельный член какого-либо класса, но не может быть приложимо к классу в целом. Например, “Студенты второго курса сдали экзамен по философии”. Хотя здесь говорится обо всех студентах, но экзамен сдавал каждый. 3. Конкретные и абстрактные. Если элемент объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация, то понятие конкретное. Если же элементом является свойство или отношение – понятие абстрактное. Например, понятия “дружба”, “параллельность”, “работоспособность” являются абстрактными, так как в них мыслятся отношения или свойства. Понятия же “идеализм”, “вечный двигатель”, “революция” – конкретные, потому что в них мыслятся предметы, события, пусть даже не существующие. 4. Положительные и отрицательные. Положительным называется такое понятие, которое отображает наличие в предмете того или иного качества (например, “красивый”, “высокий”, “здоровый”). Отрицательным называется такое понятие, которое отображает отсутствие в предмете того или иного качества (например, “некрасивый”, “невысокий”, “нездоровый”). Следует отметить, что, с логической точки зрения, понятие “неумный” является отрицательным, а понятие “глупый” – положительным, ибо в нем указывается на наличие, а не отсутствие признака, хотя этот признак может быть плохим с чьей-то точки зрения. 5. Относительные и безотносительные. Относительными называются такие понятия, в содержании которых имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету. Например, “сосед” – понятие относительное, потому что сосед – это человек, проживающий рядом с каким-нибудь другим человеком, или предмет, занимающий ближайшее к какому-то другому предмету место. Во всех относительных понятиях обобщаются предметы, рассматриваемые не сами по себе, а как вступившие в какие-то отношения, как выполняющие некоторые функции. В содержание безотносительных понятий включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе и существенны для него самого по себе. Рассматривая некоторый предмет, безотносительно к чему бы то ни было, мы можем обнаружить у него, например, свойства живого существа с позвоночником, с постоянной температурой тела и молочными железами. На основании этих свойств мы можем считать предмет элементом объемов понятий: “животное”, “позвоночное животное”, “теплокровное животное”, “млекопитающее животное”, каждое из которых является безотносительным. Любое понятие можно охарактеризовать сразу по всем указанным рубрикам. Например, понятие “рабочий класс” – общее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Оно – общее, потому что рабочий класс бывает разный, например, рабочий класс Англии. Оно – собирательное, поскольку элементом объема является, например, рабочий класс Англии XIX в., который есть множество наемных рабочих. Это понятие – конкретное, так как в нем мыслится не свойство и не отношение, а предмет. Оно – положительное и безотносительное, потому что в его содержании нет отрицательного признака, и признаки его содержания не указывают на отношение к чему-либо.^ 2. 6. Отношения между понятиями Отношения устанавливают только между так называемыми сравнимыми понятиями. Понятия сравнимы, если они имеют ближайший общий род, или, иначе, если они имеют общие признаки. Например, понятия “самолет” и “поезд” имеют ближайший общий род – транспортное средство. Таким образом, они сравнимы. Если понятия нельзя отнести к какому-то ближайшему общему роду, поскольку у них нет общих признаков, то их называют несравнимыми, так, например, для понятий “совесть” и “блеск” очень сложно найти общее родовое понятие. Скорее всего, им может быть понятие “бытие”. Абсолютно несравнимых понятий не бывает, за исключением того случая, который приводится в “Логике” И. Канта. Он полагает, что понятие “нечто” не имеет ничего общего с понятием “ничто”. Так же как и в логике Г. Гегеля понятие “бытие” прямо противоположно понятию “ничто”. Сравнимые понятия могут находиться в отношениях совместимости либо несовместимости. Понятия совместимы, если их объемы полностью или частично совпадают. Совместимость бывает трех видов: 1. Равнозначность (эквивалентность) – это такой вид совместимости понятий, когда понятия имеют одинаковый объем, но отличаются по содержанию. Например, понятия “основоположник логики” и автор “Аналитики” имеют один и тот же объем (речь в обоих случаях идет об Аристотеле), но при этом выделяются различные признаки (рис. 1).Рис. 12. Подчинение – это такой вид совместимости понятий, когда объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия и составляет при этом лишь его часть. Например, объем понятия “адвокаты” полностью входит в объем понятия “юристы”, но при этом составляет лишь его часть (рис. 2).Рис. 23. Перекрещивание (пересечение) – это такой вид совместимости понятий, когда объем одного понятия частично входит в объем другого понятия. При этом содержание перекрещивающихся понятий различно. Например, понятия “студент” и “спортсмен” по содержанию различны, но некоторые студенты могут являться спортсменами, таким образом, у данных понятий в их объемах имеются одни и те же элементы (рис. 3).Рис. 3Понятия несовместимы, если их объемы не совпадают ни полностью, ни частично. Несовместимость бывает также трех видов: 1. Противоречие (контрадикторность) – это такой вид несовместимости, когда одно понятие в своем содержании имеет некоторые определенные признаки, а другое понятие отрицает эти признаки, и это отрицание составляет его содержание. При этом противоречащие понятия в сумме своих объемов исчерпывают весь объем своего ближайшего родового понятия. Например, понятия “белый цвет” и “небелый цвет” – одно имеет положительный признак, а другое — отрицательный признак и сумма их объемов равна объему родового понятия “цвет” (рис. 4).Рис. 42. Противоположность (контрарность) – это такой вид несовместимости, когда понятия имеют исключающие друг друга положительные признаки. При этом противоположные понятия в сумме своих объемов не исчерпывают весь объем своего ближайшего родового понятия. Например, понятия “богатый человек” и “бедный человек” имеют противоположные положительные признаки, но в сумме своих объемов не исчерпывают объем своего родового понятия “человек”, поскольку имеются люди среднего достатка (рис. 5).Рис. 53. Соподчинение – это такой вид несовместимости, когда понятия принадлежат к одному ближайшему роду и имеют исключающие друг друга видовые признаки. При этом объемы соподчиненных видовых понятий не должны пересекаться. Например, понятия “сосна”, “ель”, “кедр” имеют своим общим ближайшим родом понятие “хвойное дерево” и, соответственно, имеют общие родовые признаки, но они отличаются друг от друга по своим видовым признакам (рис. 6).Рис. 6Следует отметить, что отношения противоречия, противоположности и соподчинения можно различить лишь содержательно.^ 2. 7. Ограничение и обобщение понятий Переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, от родового понятия – к видовому называется ограничением понятия. При этом следует отметить, что полученное в результате ограничения новое понятие имеет объем, который является частью объема ограниченного понятия. Ограничение производится всегда путем изменений, вносимых в содержание. К уменьшению объема ведет любое увеличение содержания, что отражается в так называемом законе обратного отношения объема и содержания. Ограничение понятия осуществляется тремя основными способами: 1. Добавлением к содержанию признака, присущего не всем, но некоторым мыслимым в понятии предметам. Например, добавляя к содержанию понятия “вуз” признак “псковский”, мы его ограничиваем, получаем более узкое понятие “псковский вуз”. 2. Увеличением содержания понятия путем исключения признака, стоящего через союз “или”. Например, ограничиваем понятие “умышленное или случайное убийство”, исключая признак “случайное”, т. е. переходя к понятию “умышленное убийство”. 3. Уточнением содержания понятия путем замены менее определенного признака более определенным. Например, переходя от понятия “человек, прочитавший некоторые романы Ф. М. Достоевского” к понятию с более конкретным признаком – “человек, прочитавший романы Ф. М. Достоевского “Бесы” и “Братья Карамазовы”. Если нужно произвести цепочку ограничений, так называемое многоступенчатое ограничение, то оно производится повторением или чередованием указанных трех операций. Например, нужно осуществить многоступенчатое ограничение понятия “литературное произведение”. Добавляем признак “прозаическое” и получаем понятие с меньшим объемом “прозаическое литературное произведение”. Для дальнейшего ограничения уточняем признак “прозаическое литературное произведение” и получаем понятие еще меньшего объема “роман”. Снова добавляем признак и получаем еще более ограниченное понятие “роман Ф. М. Достоевского”. Добавляем еще признаки и получаем “роман Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” или “Бесы”. Исключаем последнее, стоящее через “или” понятие, и получаем понятие, в объем которого входит только один элемент: “роман Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы”. Дальше ограничить нельзя – понятие с одноэлементным (единичным) объемом является пределом ограничения. Обобщением называется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом – от видового понятия к родовому. При этом следует отметить, что полученное в результате обобщения новое понятие имеет объем, который включает в себя объем обобщаемого понятия. Обобщение производится тремя способами, обратными тем, что дают ограничение: 1) отбрасыванием признака, включенного в содержание наряду с другими; 2) присоединением признака через “или”; 3) заменой более конкретного признака менее конкретным. Например, необходимо произвести многоступенчатое обобщение понятия “город на берегу Волги”. Сначала заменим признак “на берегу Волги” менее конкретным “на берегу европейской реки” (3-й способ). Получим понятие с большим объемом “город на берегу европейской реки”. Затем добавим признак посредством “или” (2-й спо