ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ и.м. А.М.ГОРЬКОГОФакультет журналистикиКафедра периодической печатиУТВЕРЖДАЮ:Проректор по учебной работе________________________профессор В.П. ПрокопьевУЧЕБНАЯ ПРОГРАММАдисциплиныПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИФедеральный компонент цикла ОПД ГОС ВПО второго поколенияпо специальности 030601 «Журналистика»Екатеринбург – 2006Правовые основы журналистики. Программа учебной дисциплины факультета журналистики / Автор-составитель: старший преподаватель кафедры периодической печати Уральского государственного университета имени А.М. Горького Всеволод Ильич Доможиров. Екатеринбург, 2006 – 22 страниц.Соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования второго поколения (ОПД. Ф.09) Федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»Утвержденона заседании кафедры периодической печатиУральского государственного университета,протокол №7от 22.02.2006 года© Доможиров В.И., 2006.© Уральский государственный университет имени А.М. Горького, 2006.СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: 4^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8Тема 1 Источники законодательства о СМИ 8Тема 2 Организация деятельности редакции 8Тема 3 Свобода информации 8Тема 4 Лицензирование и регулирование телерадиовещания 9Тема 5 Деятельность СМИ в предвыборный период 9Тема 6 Интеллектуальная собственность 9Тема 7 Регулирование рекламы 10Тема 8 Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции 10Тема 9 Интернет и его правовое регулирование 10Тема 10 Защита чести, достоинства и деловой репутации 11Тема 11 Неприкосновенность частной жизни 11Темы практических занятий: 11Темы контрольных работ: 13^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ И ТЕМАМ РАБОТ 14IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ. 15V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 15Основная рекомендуемая литература 15Нормативные документы 15Комментированные сборники нормативных актов 16Список дополнительной литературы 17Информационные ресурсы в Интернете: 20Экзаменационные вопросы 21 ^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛЦЕЛЬ КУРСАКурс «Правовые основы журналистики» предусмотрен учебным планом для студентов факультетов журналистики как элемент фундаментального университетского образования.^ Цель курса – сформировать у студентов комплексное понимание принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации, направленного на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства. Помимо формирования профессиональной правовой культуры будущих журналистов, курс преследует цель гражданского воспитания личности.^ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ КУРСАЗадачи курса:раскрыть содержание массово-информационного права как самостоятельной отрасли и одновременно подотрасли информационного права;дать студентам целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего российского законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности СМИ;ознакомить обучающихся с практикой законодательства о СМИ России и зарубежных стран;раскрыть логику системы норм, регулирующих правоотношения в области СМИ. Концептуальные правовые знания в области массово-информационного права являются важной и необходимой составляющей правовой культуры современного общества. В этих условиях особенно важно, чтобы журналист, имеющий влияние на значительную часть аудитории являлся носителем правовой культуры. Изучение курса ориентировано на расширение и углубление правовых знаний, выработку умения применять правовые знания на практике. Особое внимание следует сосредоточить на правовой природе средств массовой информации, их места в современной демократическом государстве и его рыночной экономике. Важно также понимать, что постоянно возрастающая роль СМИ в условиях информационного общества происходит в связи с возникновением новых информационных и коммуникационных технологий. Программа состоит из трех разделов, включает 11 тем и рассчитана на 36 учебных часов.^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСАПриступая к изучению той или иной темы, студентам необходимо сначала изучить действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а затем обратиться к основной и дополнительной учебной литературе. Это предполагает значительную самостоятельную работу каждого студента. Обучающиеся изучают к каждому занятию новый нормативно-правовой акт и, начиная со второй лекции, регулярно отвечают в рамках коротких проверочных работ на контрольные вопросы, которые указывают на уровень освоение правовых норм. Активная работа на практических занятиях помогает студентам закрепить изученный теоретический материал и является допуском к итоговому устному экзамену. Материалы к практическим занятиям содержат вопросы для обсуждения в ходе занятий. Курс можно считать освоенным, если студент имеет системное представление о законодательстве в сфере массовой информации, умеет найти необходимую норму в отдельном нормативно-правовом акте или проследить ее в нескольких источниках права, может отличить нарушение правовой нормы, а главное – выбирает правовой способ поведения в своей практической деятельности. Другую информацию по вопросам организации лекционных и дополнительных занятий, выполнения практических заданий и подготовки к проверочным мероприятиям студенты получают на лекциях, практических занятиях и консультациях.^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема 1 Источники законодательства о СМИ Понятия права и массово-информационного права. Основные разделы права: публичное и частное право. Источники права: сущность и характеристики. Отличия информационного права от массово-информационного. Структура российского законодательства о СМИ: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ. Международные договоры в работе журналиста. Решения Европейского суда по правам человека в сфере свободы слова.^ Тема 2 Организация деятельности редакции Основные положения и понятия ФЗ «о СМИ»: массовая информация, средство массовой информации, журналист, главный редактор, цензура и др. Учредительный договор и устав редакции: сущность и отличия. Устав редакции и устав юридического лица: сущность и отличия. Процедура принятия устава редакции: тонкости и типичные ошибки. Трудовые отношения в редакции СМИ – трудовой договор, авторский договор, срочный договор и договор подряда. Защита прав журналиста и главного редактора в Уставе редакции.^ Тема 3 Свобода информации Право на доступ к информации – история возникновения. Права и обязанности журналистов в Законе «о СМИ» и других законодательных актах. Свобода информации и конфиденциальные сведения, зафиксированные в Перечне сведений конфиденциального характера. Информация по категориям доступа: сведения, находящиеся в гражданском обороте, сведения о частной жизни гражданина, государственная информация, сведения, не подлежащие засекречиванию. Государственная тайна и другие секретные сведения. Алгоритм получения информации журналистом и редакцией, ответственность за непредставление информации. Аккредитация: смысл, правила, механизмы аккредитации и лишения аккредитации. Освещение терактов в СМИ и распространение экстремистских материалов. Ответственность журналиста за распространение секретной или конфиденциальной информации.^ Тема 4 Лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания: механизмы, средства, полномочные органы. Лицензирование и концепция ограниченного ресурса частот. Государственные, общественные и частные вещатели – сравнительный опыт России и западных стран. Порядок лицензирования вещателей в России: процедура, механизм, полномочные органы. Приостановление действия и аннулирование лицензии – опыт телерадиовещателей в России.^ Тема 5 Деятельность СМИ в предвыборный период Обеспечение равных прав кандидатов в СМИ: принципы равных объема эфирного времени, частоты обращений, времени обращений и расценок на агитацию за плату. Российское избирательное право: структура, особенности и изменения, внесенные Конституционным судом РФ. Группы СМИ в период предвыборной агитации – принципы разделения – выборная типология СМИ. Порядок агитации. Содержание агитации – СМИ, обреченные на немоту. Ответственность СМИ и журналистов за нарушение избирательного законодательства – роли ЦИК и суда.^ Тема 6 Интеллектуальная собственность Отличия физической собственности от интеллектуальной на примере СМИ. Автор произведения в ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»: имущественные и неимущественные права. Правомерное использование произведений в СМИ: информационные и критические цели. Служебные произведения в работе журналиста – способы реализации исключительных прав СМИ. Авторское право на интервью, новость и программу телепередач: сущность, регулирование в отечественном законодательстве. Смежные права и их использование в СМИ. Ответственность за нарушение ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».^ Тема 7 Регулирование рекламы Свобода рекламы и свобода массовой информации. Общие положения Закона «О рекламе»: реклама, рекламодатель, -распространитель, -производитель. Ненадлежащая реклама в СМИ: виды и способы наказания. Особенности рекламы в радио и телепрограммах. Особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольные напитки и пиво, оружие, медикаменты, табачные изделия. Защита интересов детей в положениях ФЗ «О рекламе». Поправки к Закону и другим нормативным актам, касающимся сферы распространения рекламы. Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя.^ Тема 8 Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции Нормы действующего федерального законодательства, касающиеся способа распространения продукции СМИ эротического характера, места и времени распространения. Отличие эротической от порнографической продукции – принципы разделения. Законодательство субъектов РФ в данной области.^ Тема 9 Интернет и его правовое регулирование Является ли Интернет средством массовой информации? Способы анализа и принципы классификации СМИ в Интернет. Правовое регулирование содержания сообщений, размещаемых в глобальной сети. Обеспечение доказательств опубликования информации в Интернет. Проблемы правового регулирования СМИ в глобальной сети.^ Тема 10 Защита чести, достоинства и деловой репутации Основные принципы и понятия: честь и достоинство, деловая репутация, диффамация. Опровержение и право на ответ: сущность и отличия. Возникновения права на опровержение и права на ответ, их реализация в СМИ. Моральный вред и деловая репутация. Какую компенсацию может получить юридическое лицо? Извинение журналиста и СМИ за порочащую информацию – отсутствие правового регулирования. Презумпция невиновности – один из основных принципов демократического общества. Факт и мнение в работе журналиста. Решения Европейского суда по правам человека в сфере свободы мысли и слова. Клевета и оскорбление – профессиональное преступление, которое может совершить журналист. Освобождение от ответственности журналиста и редакции СМИ за распространение сведений не соответствующих действительности.^ Тема 11 Неприкосновенность частной жизни Гарантии неприкосновенности частной жизни в законодательстве России. Защита общественных интересов и удовлетворение интересов общества – грань между профессионализмом и «желтизной». Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство – возникновение условий для правовой защиты. Скрытая запись и согласие на распространение сведений.^ Темы практических занятий:Тема №1 «Регулирование рекламы»Реклама и свобода информации, общие положения Закона «О рекламе»;Общие положения Закона «О рекламе», поправки к закону в 2005 году;Особенности рекламы в радио- и телепрограммах;Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг;Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителей.Тема №2 «Лицензирование и регулирование телерадиовещания»Регулирование и контроль телерадиовещания;Лицензирование и ограниченный ресурс частот;Государственные, общественные и частные вещатели;Порядок лицензирования вещателей в России;Приостановление действия и аннулирование лицензии.Тема №3 «Правовой режим информации»Персональная информация, тайна личной жизни и общественный интерес;Ограничение свободы информации, информация ограниченного доступа;Государственная тайна, конфиденциальная информация и ее виды, ответственность журналистов за распространение секретной информации;Сведения, составляющие профессиональную тайну, алгоритм получения информации, аккредитация;Гласность судопроизводства: права журналистов, ответственность за непредоставление информации.Тема №4 «Защита чести, достоинства и деловой репутации»Основные понятия: моральный вред, деловая репутация, клевета и оскорбление;Основные понятия: опровержение, право на ответ, извинение;Факты и мнения;Освобождение от ответственности;Правовое регулирование содержания сообщений в Интернет.Тема №5 «Неприкосновенность частной жизни»Гарантии неприкосновенности частной жизни;Защита общественных интересов;Различия прав на личную жизнь и не честь и достоинство;Скрытая запись;Согласие на распространение сведений.Тема №6 «Деятельность СМИ в предвыборный период»Категории СМИ в период предвыборной агитации;Порядок агитации;Содержание и форма предвыборной агитации;Ответственность СМИ и журналистов;Предвыборная агитация в Интернет.Темы контрольных работ:Основные положения Конституция РФОсновные положения ФЗ «о СМИ»Основные положения ФЗ «об информации, информатизации и защите информации»Основные положения ФЗ «о связи»Основные положения ФЗ «об авторском праве и смежных правах»Основные положения ФЗ «о рекламе»Основные положения ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»Основные положения ФЗ «о противодействии экстремистской деятельности»Основные положения ФЗ «о государственной тайне»Основные положения Уголовного кодексаОсновные положения Гражданского кодексаОсновные положения Кодекса об административных правонарушениях^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ И ТЕМАМ РАБОТ № Наименование тем и разделов Всего(часов) Лекции Семи-нары I. Тема 1 Источники законодательства о СМИ 2 2 – II. Тема 2 Организация деятельности редакции 2 2 – III. Тема 3 Свобода информации 4 4 – IV. Тема 4 Лицензирование и регулирование телерадиовещания 4 2 2 V. Тема 5 Деятельность СМИ в предвыборный период 4 2 2* VI. Тема 6 Интеллектуальная собственность 2 2 VII. Тема 7 Регулирование рекламы 4 2 2 VIII. Тема 8 Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции 1 1 – IX. Тема 9 Интернет и его правовое регулирование 1 1 – X Тема 10 Защита чести, достоинства и деловой репутации 6 4 2 XI. Тема 11 Неприкосновенность частной жизни 6 4 2 Итого: 36 26 10 * Практическое занятие по теме «Деятельность СМИ в предвыборный период» может быть заменено занятием по теме «Правовой режим информации» в зависимости от уровня освоения соответствующих тем, который показывают контрольные работы по нормативно-правовым актам, проводимые на каждой лекции^ IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.Форма итогового контроля – экзаменV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.Основная рекомендуемая литератураРихтер А.Г. «Правовые основы журналистики», Москва, МГУ, 2002г.Баконин А.Д. Право СМИ: курс лекций, Санкт-Петербург, «Роза мира», 2005г.Понятия чести, достоинства и деловой репутации, Москва, изд-во «Медея», 2004г.Основы права учебное пособие для факультетов журналистики (проект Правовая культура)Федотов М.А. «Правовые основы журналистики», Москва, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002г.Нормативные документыКонституция РФФЗ «О средствах массовой информации»ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»ФЗ «О рекламе»ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»ФЗ «О выборах депутатов президента Российской Федерации»ФКЗ «О референдуме»ФЗ «О государственной тайне»ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет»ФЗ «О связи»Гражданский кодекс Российской ФедерацииУголовный кодекс Российской ФедерацииУголовно-процессуальный кодекс Российской ФедерацииКодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхКомментированные сборники нормативных актовЗаконодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Научно-практический комментарий проф. М.А.Федотова. М.: Центр «Право и СМИ», 1999.Комментарий к Закону РФ о СМИ / Научный редактор проф. В.Н. Монахов; авторы-составители Г.Ю. Арапова, А.А. Глисков, Д.Г. Шишкин. М.: «Галерия», 2001.Конституционное обустройство России: общественная экспертиза 2000 . М.: Изд. Союза журналистов России, 2000.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н.Топорнина. М.: Юристъ, 1997.Правовая защита прессы и книгоиздания: Сб. нормативных актов. М.: Юристъ, 1997.Правовое поле журналиста. Настольная справочная книга. М., «Славянский диалог», 1997.Список дополнительной литературыМаксимов С.В. «Защита авторских прав творческих работников», Пермь, 2002г;«СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования», (Фонд Защиты Гласности) Москва, 2003г.;«Обреченные на немоту?», (Фонд Защиты Гласности) Москва, 2003г.;Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр, 1996;Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г.Доктрина информационной безопасности, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.Решения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ (СПИС – существовала в 1993-2000гг.): www.asergo.nm.ru/court/index.htm.;ЗиП – журнал Института проблем информационного права «Законодательство и практика масс-медиа» (в 1995-2000гг. выходил под названием «Законодательство и практика средств массовой информации»)Законодательство и практика средств массовой информации: Ежемесячный бюллетень Центра «Право и СМИ», 1994-2002. Законодательство о средствах массовой информации: учеб.-практ. мат-лы / Ред.-сост. А.Г.Рихтер. М.: Центр «Право и СМИ», 1999.журнал «Журналист» – рубрика «Бюро консультаций»Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. / Под общей ред. акад. Б.Н. Топорнина. СПб, 2001.Трошкин Ю.В. Права человека: Нарушение и защита прав человека и прессы: Учеб. пособие. М., 1997.Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М.: МИФИ, 1997.Гаврилов Э.П. Комментарий к закону «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права. Дело и право. 1996. № 4. С. 27-43; 1996. № 5. С. 23-28.Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира. М.: «Галерия»; Фонд защиты гласности, 1996.Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии. М.: «Галерия», Фонд защиты гласности, 1999.Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М.: МЗ Пресс, 2000.Защита чести и достоинства: Теоретические и практические вопросы / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. М.: Шаг, 1997.Интеллектуальная собственность на телевидении и радио: Учеб. пособие / Под ред. Э.П. Гаврилова, П. Круга. М.: Центр «Право и СМИ», 1998.Копылов В.А. Информационное право. М.: Юристъ, 2002.Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период. Право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ, 2000.Общественное телерадиовещание. Документы. Комментарии. Рекомендации. СПб: ОПО «Гражданский контроль», изд-во «Лик», 2000.Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. 2-е изд. СПб: «Лик», 2000.Право радио и телевидения в решениях Федерального Конституционного Суда Германии. Сборник / Под ред. проф. В.Н. Монахова. М.: «Русский мир», 2002.«Правовое регулирование концентрации прозрачности СМИ». М.: Центр «Право и СМИ», 2000.Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ: Сб. статей / Отв. ред. Ю.В. Мишальченко. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996.Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России. Материалы международной научно-теоретической конференции. Труды по интеллектуальной собственности, т. I. Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. М.: ИМПЭ, 1999.Профессиональная этика журналистов. Т. 1. Документы и справочные материалы. Фонд защиты гласности. М.,1999.Решения Европейского суда по правам человека. Применение ст. 10 Европейской Конвенции по правам человека / Пер. с франц. М.: «Права человека», 1998.Современное право средств массовой информации в США. М.: Центр «Право и СМИ», 1997.Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. М.: «Юридическая литература», 1995.Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: Нормативные акты. Практика. Комментарий. 1994–1996 / Под. ред. проф. А.Б.Венгерова. М.: Право и Закон, 1997.Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: Решения, рекомендации, экспертные заключения. 1996–1997 / Под ред. проф. А.Б.Венгерова. М.: Прогресс, 1997.Третейский Информационный Суд и первые свободные выборы. Сборник нормативных актов и документов. М.: «Юридическая литература», 1994.Хоффман-Рим В., Монахов В. Право радио и телевидения в России. На пути к новой организации электронной прессы. СПб; Гамбург, 1994.Правовые вопросы лицензирования телерадиовещания / Под. ред. А.Г. Рихтера. М.: Центр «Право и СМИ», 2000.Журналист в поисках информации. 2-е изд. М.: «Галерия», 2000.Информационные ресурсы в Интернете:www.medialaw.ru – книжная серия «Журналистика и право» и Комментарии к законамhttp://pi.agava.ru – правозащитный сайт Право имеюhttp://www.smi-audit.ru – правовая экспертиза (заочная консультация)http://www.fapmc.ru – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямwww.gdf.ru – Фонд защиты гласностиwww.pdi.ru – Институт развития прессыhttp://ks.rfnet.ru – Решения Конституционного Суда Российской Федерацииwww.ruj.ruwww.internews.ruЭкзаменационные вопросыПонятие права и массово-информационного права.Международные договоры в работе журналиста. Решения Европейского суда по правам человека в сфере свободы слова.Структура российского законодательства о СМИ: Конституция РФ, законы, указы Президента и постановления Правительства РФ.Основные положения и понятия ФЗ «о СМИ»: журналист, главный редактор, учредитель, СМИ, цензура и др.Учредительный договор и устав редакции: сущность и отличия.Устав редакции и устав юридического лица: сущность и отличия.Процедура принятия устава редакции.Право на доступ к информации. Ограничение на доступ к информации.Права и обязанности журналистов в Законе «о СМИ» и других законодательных актах.Свобода информации и конфиденциальные сведения.Государственная тайна и сведения конфиденциального характера.Алгоритм получения информации и ответственность за непредставление информации.Аккредитация и ответственность за непредставление информации.Освещение терактов в СМИ и ограничения на распространение экстремистских материалов.Ответственность журналиста за распространение секретной информации.Регулирование и контроль телерадиовещания.Лицензирование телерадиовещания и ограниченный ресурс частот.Государственные, общественные и частные вещатели.Порядок лицензирования вещателей в России.Приостановление действия и аннулирование лицензии на телерадиовещание.Обеспечение равных прав кандидатов в СМИ.Российское избирательное право: особенности и изменения.Группы СМИ в период предвыборной агитации.Порядок агитации в СМИ.Содержание агитации.Ответственность СМИ и журналистов за нарушение избирательного законодательства.Отличия физической собственности от интеллектуальной на примере СМИ.Автор произведения в ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»: имущественные и неимущественные права.Правомерное использование произведений в СМИ.Служебные произведения в работе журналиста.Авторское право на интервью, новость и программу телепередач.Смежные права и их использование в СМИ.Ответственность за нарушение ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».Свобода рекламы и свобода массовой информации.Общие положения Закона «О рекламе».Особенности рекламы в радио и телепрограммах.Особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольные напитки и пиво, оружие, медикаменты, табачные изделия.Защита интересов детей в положениях Закона «О рекламе».Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя.Нормы действующего федерального законодательства в сфере ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции.Законодательство субъектов РФ в сфере ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции.Является ли Интернет средством массовой информации?Правовое регулирование содержания сообщений в Интернет.Обеспечение доказательств публикации в Интернет.Защита чести, достоинства и деловой репутации: основные принципы и понятия.Опровержение и право на ответ.Моральный вред и деловая репутация.Извинение и презумпция невиновности.Факт и мнение; Решения Европейского суда по правам человека в сфере свободы мысли и слова.Клевета и оскорбление.Освобождение от ответственности журналиста и редакции СМИ.Гарантии неприкосновенности частной жизни в законодательстве.Неприкосновенность частной жизни и защита общественных интересов.Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство.Скрытая запись и согласие на распространение сведений о частной жизни.