Реферат по предмету "Разное"


А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области «Риторика: культура речевого общения»: авторская учебная программа

Львова Марина Альфредовна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии имени А.Л.Кекина г. Ростова Ярославской области«Риторика: культура речевого общения»: авторская учебная программа и подробные поурочные планы для 5 классаМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕОТ АВТОРАОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – создать методическую систему, позволяющую, с одной стороны, организовывать усвоение приемов, дающих возможность сделать высокоэффективной любую информационно-аналитическую работу в условиях учебного (и научного) процесса, с другой – через саму эту деятельность развивать интеллектуальные способности детей, стимулировать их познавательную активность, способствовать формированию таких компетентностей, как коммуникативная и читательская.Цель данного курса раскрывается в целом ряде ^ ЗАДАЧ: Содействовать процессу овладения учащимися искусством общения в разных ситуациях и условиях речепорождения.Дать знания о видах чтения, слушания, обеспечить овладение учащимися способами и приемами интеллектуально-познавательной деятельности при восприятии и осмыслении информации, развитие навыков работы с разными источниками информации, переработки исходного текста и создания своего – устного и письменного - в зависимости от задач речи.Помочь учащимся повысить культуру речи, развить чувство cтиля, свободно осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.Дать представление об основных риторических понятиях.Совершенствовать знания об особенностях правильной русскойречи, помочь избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мас­терства русских писателей и публицистов показать разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности речи.Активизировать личностные функции учащихся (формирование умения искать во всем смысл, творить, выражать свое мнение, строить образ своего «Я» и т.п), поддержать индивидуальность ребенка с учетом личного опыта и интересов учащихся.Формировать умения не получать готовые знания, а учиться их продуцировать, участвовать в процедуре учебной деятельности, проектировать собственное знание, рождаемое в процессе обучения, организовывать собственную учебно-поисковую деятельность (в том числе и в работе над мультимедийными проектами).Развивать коммуникативно-речевую культуру (через работу в парах, группах), чувство «командности» и умение осуществлять совместный поиск решения проблемы, видеть и осознавать многозначность позиций и мнений, стимулировать чувство толерантности и в то же время навыков самоорганизации, самообразования и рефлексии.Воспитать любовь к родному слову, внимательное отношение к собеседнику.^ Учебно-методический комплект Поскольку учебного пособия, обеспечивающего необходимую методическую составляющую нашего проекта, еще нет, то в качестве него (пособия) можно использовать учебники «Развитие речи: Школьная риторика…» под ред. Т.А.Ладыженской (разные года издания), которые рассчитаны на учащихся 5-9 классов. Кроме того, в 5 классе нам представляется необходимым использовать учебное пособие Л.А.Введенской и Л.Г.Павловой «Культура и искусство речи» (Ростов-на-Дону, 1995. – 576 с.). В качестве литературы для учителя мы предлагаем еще следующие книги: Алликметс Е., Метса А. Язык… ситуация… общение… Таллин: Валгус, 1980. – 248 с. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 7-8 кл. М.: Просвещение, 1983. – 109 с. Денисова М.А. Русское слово и русский мир// РЯШ. 1997. №2. С.87-93. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению. М.: Рус.яз., 1984. – 96 с. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся ст.классов. М.; Просвещение, 1990. – 240 с. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват.учреждений. Науч.ред. В.В.Бабайцева. М.: Просвещение, 1994. – 192 с. Пособие по развитию навыков устной речи для иностранцев, изучающих русский язык/Под общ.ред.В.М.Матвеевой, Р.Э.Назариана. Л.;Издательство Ленинградского университета, 1972. – 343 с. Пособие по развитию навыков устной речи для иностранцев, изучающих русский язык. Под ред. В.М. Матвеевой, Р.Э.Назариана. Л., 1972. – 343 с. Русский язык: Учеб.для 5 кл. Часть 1, Н.В.Нечаева, З.Н.Роганова. Самара: «Корпорация «Федоров», 1998. – 128 с. Синицын В.А. Путь к слову. Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. М.: АО «Столетие», 1996. – 238 с. Сопер П.Л. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. – 448 с. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. М., 1990. – 235 с. Элективный курс. Умеете ли вы общаться? Русский язык. 8 класс./Сост.Н.Н.Куцман. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 112 с.Поурочные разработки №п/п Темы уроков Дидактическая модель обучения; тип урока; вид, форма урока Основное содержание урока; педаго- гические средства Вид деятель- ности учащихся Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения Оборудование; информационно-методическое обеспечение Кол-во часов Домашнее задание Межпредметные связи Компетенции Учебно-познавательная Информационная Базовый уровень Продвинутый уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ^ Речевое общение 1 ^ Вводное занятие. «Без общения, как без воздуха, человек не может существовать!» (Умение общаться - важная часть культуры человека.) Метод проблемного изложения, частично поисковый метод; урок изучения и первичного закрепления новых знаний; исследовательская лабораторная работа; урок-исследование с использованием приемов технологии РКМЧП Общение как процесс коммуникации, условие существования человека, способ организации совместной рабо­ты, реализации планов, как возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горес­тях, о взлетах и падениях; необходимость овладения искусством общения для каждого человека. Групповая, коллективная работа: составление кластера, работа с ассоциациями, маркированное чтение текста; анализ эпиграфов; создание устного высказывания по типу речи рассуждение. Самостоятельная работа, практикум. ^ Знать, что такое общение (общее представление); каково его значение в жизни человека. Уметь обобщать знания о процессе общения, выделять главные мыли текста, маркировать текст, грамотно и чётко отчитываться о проделанной над текстом работой, аргументировать свои выводы; создавать устное высказывание-рассуждение. (К) (Т)Продуктивный Творческий Знать понятия: общение, речевая ситуация и ее компоненты.Уметь оперировать терминами при анализе коммуникативного явления; выражать согласие (несогласие) с предложенным мнением, используя выражения русского этикета. (К) Продуктивный Уметь работать с информационным текстом; систематизировать знания в форме кластера. Мультимедийная презентация и интерактивная доска. 1 Подобрать и оформить в виде книжки-«малютки» пословицы, поговорки, прибаутки, частушки об общении. Подготовиться к защите своих работ.Инд. задание: создание презентации о Козьме Пруткове. Связь с информатикой. 2 ^ КРО как элемент общей культуры человека. Отражение в языке культуры русского народа. Народные раздумья о собеседовании. Пословицы и поговорки об общении. Репродуктивный, поисковый и частично и исследовательский метод; комбинированный урок; урок-игра. Язык – это история народа.^ Культуроведческая составляющая выражений речевого этикета. Речевой этикет и пословицы и поговорки. Афоризмы об общении. Групповая, коллективная, индивидуальная работа: защита проектов (книжек-«малюток» с пословицами, поговорками, частушками, прибаутками об общении); создание плакатов, анализ рисунков, афоризмов. Просмотр презентации, ее анализ. Составление «Глоссария». Самостоятельная работа, упражнения. Знать изученные сведения из разделов «Общение», «Малые жанры устного народного творчества», «Знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях»; понятия эпиграф, народное изречение, пословица, поговорка; правила постановки знаков препинания в П и СП.Уметь анализировать текст на идейно-тематическом уровне, выявлять особенности лексических значений фразеологизмов; ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях; высказывать одобрение (делать комплименты). (К)Продуктивный Знать понятия «культура», «культура речи», «афоризм», основные факты биографии и творчества К.Пруткова.Уметь «видеть» культуремы в тексте и рисунке; сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме; перекодировать словесный текст в несловесный, выполнять лексический и пунктуационный анализы, составлять глоссарии в виде рисунков и схем. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь работать с разными информационными ресурсами (книгами, ресурсами Интернета др.) и с разными информационными текстами (словесным – несловесным). Мультимедийная презентация, портрет К.Пруткова, иллюстрации коммуникативных актов. Нечаева Н.В., Роганова З.Н: Самара, 1998. 1 Варианты. Летом вы общались с родными, друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми. Всегда ли вы были расположены друг к другу? Напишите сочинение на любую из тем: «Встреча», «Ссора», «Почему мы не поняли друг друга», «Как я познакомился», «Поговорили!» Какую из пословиц вы выберете в качестве эпиграфа? Напишите, что вы думаете о том, как в речи человека, в правилах об­щения отражается культура и время, в которое он живет. КРО – литература, русский язык (интеграция). 3 ^ Русский речевой этикет в произведениях русского фольклора. Репродуктивная, частично-поисковая; урок усвоения новых знаний и первичного закрепления материала; лабораторная исследовательская работа; урок-исследование Русский речевой этикет. Жанры русского фольклора об общении. Примеры общения в сказках: отношение народа к слову в русской сказке. Коллективная, групповая, индивидуальная: анализ художественного текста, заполнение таблицы ЗХУ, совместное составление схемы, кластера, таблицы, их защита, мини-сочинение; взаиморецензирование. ^ Знать понятия русский речевой этикет.Уметь Распознавать в тексте выражения русского этикета. (К)Продуктивный Уметь оперировать терминам при риторическом анализе текста; различать культуремы в фольклорных текстах, разъяснять их значения и правильно их употреблять в своей речи, создавать тексты, используя формулы русского речевого этикета, соблюдать риторические нормы, проводить элементарный анализ художественного текста. (К) (Т) Продуктивный Творческий Уметь работать с художественной литературой; систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал. Иллюстрации к русским сказкам, выставка книг-сказок. 1 Варианты. Закончить (расширить) текст своей сказки, оформить в виде книги или презентации. Написать отзыв о понравившейся сказке, прозвучавшей в классе на уроке. КРО – литература 4 ^ Общение и его слагаемые. Репродуктивная, частично-поисковая; комбинированный урок; исследовательская лабораторная работа; урок-исследование. Общение, его условия и составляющие.Виды общения. Коллективная, парная, групповая: упражнения, беседа по рисунку, инсценирование, анализ текстов, редактирование текста, тест. Знать смысл понятий: общение, речевое общение, словесное-несловесное общение, речевая ситуация и ее компоненты, виды речи (устная – письменная).(К)Продуктивный Знать условия успешности речевого общения как достижения прогнозируемого результата; причины коммуникативных неудач и способы их преодоления.(К) Продуктивный Уметь работать с иллюстративным материалом, текстами различных стилей и жанров. Мультимедийная презентация, иллюстрации романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. «Развитие речи: Школьная риторика…» под ред. Т.А.Ладыженской. 1 Исправить ошибки второго текста. Напишите письмо однокласснику, с которым у вас натянутые отношения. Объясните, чем вы недовольны, и предложите пути разрешения разногласий. Связь с литературой, МХК (интеграция). 5 Личное и неличное, официальное и неофициальное общение. Частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, творческий методы; комбинированный урок; урок-беседа; традиционный. Личное и неличное общение, официальное и неофициальное общение. Знакомство с понятиями и особенностями этих видов общения. Групповая, парная, индивидуальная: создание текстов заданных жанрах, групповое инсценирование текстов, анализ иллюстраций, маркирование текста, устное выступление по плану. ^ Знать виды общения, различать понятия личного и неличного, неофициального и официального общения.Уметь делать выводы при анализе иллюстраций и текстового материала, аргументировать свою позицию. (К)Продуктивный Уметь составить текст по заданной теме, дать характеристику риторическому явлению, опираясь на предложенную схему; комментировать риторические явления; маркировать текст; составлять устное высказывание о видах общения. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь работать с информационным текстом; иллюстрациями, строить устное высказывание. Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, Милна, таблица «Виды общения». 1 Напишите диалог, иллюстрирующий любое из высказываний, ставших эпиграфами. Дайте свое определение личному и неличному общению. Связь с МХК. 6 Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях личного и неличного, официального и неофициального общения. Творческий метод; повторительно-обобщающий урок; практикум; урок-конкурс. Нормы речевого поведения и правила их соблюдения в конкретных ситуациях общения. Коллективная, групповая: анализ текста, конкурсы (работа с речевыми формулами). ^ Уметь различать ситуации личного и неличного общения, использовать формулы речевого этикета в соответствии с задачей общения. (К)Продуктивный ^ Уметь создавать устные высказывания в соответствии с речевой ситуацией. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь работать с предоставленной информацией, проводить ее анализ и переработку. «Развитие речи: Школьная риторика…» под ред. Т.А.Ладыженской. 1 Подготовить рассказ о своей семье. Связь с уроками ИЗО и технологии. 7 Подготовленное и спонтанное общение. Поисковый и творческий методы; урок усвоения новых знаний; учебный практикум; урок-игра Подготовленное и спонтанное общение, их различие. Групповая, индивидуальная: устное высказывание на заданную тему, заполнение таблицы, дебаты, мини-сочинение, составление глоссария. ^ Знать понятия подготовленного и спонтанного общения, основные различия подготовленного и спонтанного общения.Уметь применять правила общения в данных ситуациях на практике. (К)Продуктивный Уметь приводить свои примеры, возможные варианты доказательств, заполнять табличные формы; аргументировать тезис о необходимости подготовленного общения. (Т) (К)ПродуктивныйТворческий Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать изученные языковые факты и явления 1 Составить текст воображаемого диалога (беседы, интервью) с любимым литературным героем. Инд. зад.: презентация «Правила русского языка в вопросах и ответах». Связь с литературой через домашнее задание. 8 Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях подготовленного и спонтанного общения. Творческий методы; комбинированный урок; практикум; урок-игра. Нормы речевого поведения в типичных ситуациях подготовленного и спонтанного общения Коллективная, индивидуальная: инсценирование, беседа, защита домашних работ, игра «Я-герой», игра «Открытка издалека». ^ Уметь применять полученные знания на практике, различать подготовленное и спонтанное общение. (К) Продуктивный Уметь соблюдать в практике письма нормы современного общения, создавать текст в соответствии с требованиями вида общения. (К) (Т) ПродуктивныйТворческий Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке. Театральный реквизит, набор почтовых принадлежностей. 1 Ответ на вопрос: «Сколько времени (в часах) тратите в среднем на телефонное общение вы? Ваши родные? О чем чаще говорите?» Связь с литературой и МХК. 9 Неопосредованное и опосредованное общение. Поисковый объяснительно-иллюстративный методы; комбинированный урок; исследовательская лабораторная работа; традиционный. Виды общения по наличию или отсутствию опосредованного «аппарата» («посредника»). Телефонные разговоры. Основные требования, предъявляемые к разговору по телефону. Коллективная, индивидуальная: беседа по изображениям, создание диаграмм, игра «Рифмовка», создание текста на заданную тему. ^ Знать понятия: неопосредованное и опосредованное общение; основные требования к телефонному общению.Уметь выполнять задания по созданию микротекста.(К) (Т)ПродуктивныйТворческий Знать особенности структуры телефонного разговора.^ Уметь анализировать риторические явления. (К) Продуктивный Выполняя анализ собранных информационных данных, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития. ПК для представления демонстрации изображений и создания диаграмм в PowerPoint. «Развитие речи: Школьная риторика…» под ред. Т.А.Ладыженской. 1 Провести самоанализ, ответить на вопрос: «Как я разговариваю по телефону?» Связь с уроками ИВТ. 10 Моделирование ситуаций телефонного общения. Тест «Культура телефонного общения». Творческий метод; урок закрепления изученного; урок-практикум; традиционный. Правила телефонного общения. Моделирование речевых ситуаций. Коллективная, парная, индивидуальная: анализ, восстановление, создание текста, выполнение упражнений, игра ЛОТО, устное словесное рисование. ^ Знать основные правила телефонного общения, схемы деловых бесед по телефону. Уметь анализировать текст, определять его тему, идею, аргументировать свою точку зрения. (К) Продуктивный Уметь создавать диалоги с заданной степенью развернутости и на заданную тему. (К) (Т) ПродуктивныйТворческий Уметь конструировать фразы из предложенного лексического материала, работать с информационным текстом. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. 1 Опишите ситуацию, изображенную на рис. 1 от лица девочки и от лица прохожего. Составьте рассказ по рис. 2. Связь с МХК. 11 Вербальное («словесное, устное») и невербальное общение. Объяснительно-иллюстративный, поисковый, репродуктивный методы; урок усвоения новых знаний; лабораторная работа; урок-исследование. Виды общения: вербальное и невербальное. Язык животных и язык человека. Мимика и жестикуляция как средства устного общения. Коллективная, групповая, индивидуальная: работа в группах с текстом (анализ), просмотр видеоролика и беседа по его содержанию, иллюстрирование, игра. ^ Знать изученные понятия: вербальное и невербальное общение, мимика, жесты.Уметь осуществлять комплексный анализ текста. (К)Продуктивный Уметь анализировать невербальное общение, выделять его достоинства и недостатки; создавать устные высказывания на заданную тему. (К) (Т) Творческий Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенного текста. Телеаппаратура для демонстрации видеоролика. 1 Согласитесь или опровергните слова А. Ф. Кони, который в "Советах лекторам" пишет:"Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно». Связь с МХК. 12 Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, подражательные. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий методы; урок усвоения новых знаний; семинар-практикум; урок-игра. Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, подражательные. Их особенности, примеры и нюансы употребления. Коллективная: чтение текста, творческая переработка его, подготовка и пересказ, иллюстрирование, инсценирование, создание «карты» путешествия, устное выступление. ^ Знать формальные признаки каждого вида жестов.Уметь Приводить примеры разных видов жестов и умело пользоваться ими. (К) Продуктивный ^ Уметь создавать творческий пересказ, различать разные виды жестов, приводить свои примеры, аргументировать свою позицию. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь работать с информационным текстом, перекодировать его. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. 1 ^ Один неудачный оратор перепутал текст советов Д.Карнеги. Попробуйте восстановить его, записать и, если хотите, дописать. Связь с гео гра фией ИЗО. 13 Национальный характер жестов. Русский невербальный этикет. Репродуктивный, исследовательский методы; урок закрепления изученного; исследовательская лабораторная работа; урок-исследование. Виды жестов, правила их употребления в публичной речи. Национальный характер жестов. Русский невербальный этикет. Коллективная, групповая, индивидуальная: беседа, чтение и анализ текста в группах, графическое оформление результатов исследования и групповая защита проектов, устное высказывание на тему. ^ Знать правила пользования жестами, понятия «жест-символ», «национальный характер жестов».Уметь пользоваться «памяткой» Д.Карнеги, знать и соблюдать риторические нормы. (К) Продуктивный Знать, какие жесты каким народам принадлежат.^ Уметь различать разные виды жестов, адекватно передавать содержание прочитанного текста с заданной степенью свернутости. (К)(Т) Продуктивный, Творческий Уметь работать с информационным текстом, выделять главную информацию, систематизировать ее и схематизировать. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. Сопер П.: Ростов-на-Дону, 1995. 1 Жесты представляют собой проявление настроения и мыслей оратора: как вы в жестах проявляете свое настроение и свои мысли?» 14 Диалогическое и монологическое общение. Их особенности. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; комбинированный урок; урок- беседа; традиционный. Речь и ее разновидности. Процесс порождения речи. Устное и письменное общение. Монолог и диалог как формы устной речи. Их особенности. Коллективная, парная, индивидуальная: заполнение таблиц, анализ иллюстративного и текстового материала, работа со словарями, игра, создание текста. ^ Знать понятия внешняя и внутренняя, устная и письменная речь, монологическое и диалогическое общение. Уметь опознавать вид общения с опорой на его формальные признаки, находить диалог в тексте. (К) Продуктивный Знать понятие полилог.Уметь различать монолог, диалог и полилог, перестраивать монолог в диалог, строить речь в соответствии с заданными параметрами речевой ситуации, создавать текст-инструкцию. (К) (Т).ПродуктивныйТворческий Уметь работать со словарями Иллюстрации видов общения. Тисленкова И.А.: Волгоград, 2007.«Развитие речи: Школьная риторика…» под ред. Т.А.Ладыженской. 1 Продолжить сказку О. Дунец «Молчание и молчание», использовав диалог. Связь с литературой. 15 Этикетные диалоги. Репродуктивный и творческий методы; урок закрепления изученного; практикум; традиционный (с элементами урока-композиции). Что такое этикет, его составляющие и история. Правила поведения в обществе. Групповая, индивидуальная: работа в группах (разыгрывание ситуаций общения), выразительное чтение стихотворений, беседа, устное сообщение на тему. ^ Знать, что такое этикетный диалог.Уметь выстраивать диалог в соответствии с ситуацией общения, пользоваться этикетными формулами. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Знать о роли этикетных слов, правильно употреблять их в речи, определять их признаки.^ Уметь анализировать этикетный и учебный диалоги.(К) Продуктивный Уметь работать с разными источниками информации. Карточки с ситуациями. Мультимедийная презентация. «Развитие речи: Школьная риторика…» под ред. Т.А.Ладыженской. 1 Смоделируйте ситуации общения и используйте полученные на уроке знания. Связьс литературой 16 Бытовое общение. Условия эффективности разговора. Поисковый и репродуктивный метод; урок усвоения новых знаний; исследовательская лабораторная работа; урок-исследование. Стили речи и речевые жанры. Разговорный стиль и бытовое общение. Бытовое общение и его ситуации. Условия эффективности разговора. Коллективная, индивидуальная: рассказ по таблице, устное словесное рисование, создание «древа предсказаний», беседа, создание глоссария. ^ Знать признаки бытового общения. Уметь находить изъяны речевого общения и искать пути их корректировки.(К) Продуктивный Знать нормы бытового общения.Уметь продуцировать ситуации бытового общения, описывать их и анализировать. (К) (Т) ПродуктивныйТворческий Уметь строить рассуждение в научном стиле на основе предлагаемого образца, схематизировать информационный материал. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. 1 Подобрать в художественной литературе примеры бытового общения и оценить с точки зрения соблюдения правил ведения разговора. Связь с сслите-рату-рой 17 Научная (учебно-научная) сфера общения. Поисковый метод; урок усвоения новых знаний; исследовательская лабораторная работа; традиционный. Научно-учебное общение: особенности, сфера существования. Коллективная, индивидуальная: устные высказывания, беседа, чтение со «стопами», анализ иллюстраций, игра. ^ Знать, что представляет собой сфера научного общения, различать научные и ненаучные виды общения.(К)Продуктивный ^ Знать особенности научного общения. Уметь анализировать текст, в котором характеризуется суть научного общения.(К) Продуктивный Уметь работать с художественной литературой с целью подготовки выделения главной информации, комментировать тезисы. Мультимедийная презентация с целью демонстрации изображений. 1 Напишите краткую рецензию (разбор) на любую научную статью (см. в энциклопедиях, научных журналах, учебниках). 18 Социально-культурная и общественно-политическая сферы общения. Знакомство с понятиями. Частично-поисковый, репродуктивный методы; комбинированный урок; урок-беседа; традиционный. Понятия социально-культурного и общественно-политического общения; их сферы употребления и типичные ситуации. Коллективная, групповая, индивидуальная: анализ заголовка, работа со словарем, беседа, распределительный «диктант», разыгрывание ситуаций по группам, составление синквейнов понятий. ^ Знать понятие о социально-культурной и общественно-политической сферах общения.Уметь ориентироваться в этих сферах и ситуациях общения. (К) Продуктивный Уметь конструировать речевые ситуации по заданным параметрам, разыгрывать диалоги. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь работать с сильными позициями текста, систематизировать информацию. Презентация как способ демонстрации изображений. 1 Представьте себе, что вы редактор стенной газеты. Чтонужно сделать, чтобы выпустить газету? Расскажите, как выпускается и оформляется стенгазета. Употребите в рассказе слова и словосочетания: написать, собрать заметки; подобрать иллюстративный материал, фотографии; оформить заголовки; нарисовать карикатуры. Связьс ис-тори-ей,МХК 19 Официально-деловая сфера общения. Особенности делового общения. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы; комбинированный урок; исследовательская лабораторная работа; урок-исследование. Особенности делового общения: паритет, регламентированность, соблюдение речевого этикета. Групповая, индивидуальная: устное высказывание, беседа, работа в группах по созданию текста, защита проектов, выразительное чтение, эссе. ^ Знать понятие «деловое общение».Уметь формулировать вопросы по теме и отвечать на них.(К)Продуктивный Знать особенности делового общения, понятия «партнерство», «паритет» и «паритетность», «регламентированность», «деловой этикет». Уметь создавать текст по данной теме. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь находить необходимую информацию и, используя ее, строить общение. Мультимедийная презентация с целью демонстрации изображений. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. 1 Смоделируйте ситуации знакомства деловых людей, используя речевые обороты ситуации «Знакомство». Связь слитературой. 20 Официально-деловая сфера общения. Виды делового общения: деловая беседа. Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная; урок закрепления изученного; практикум; урок-игра. Виды делового общения. Деловая беседа как жанр делового общения. Его структура. Правила ведения. Парная, групповая, индивидуальная: восстановление текста (работа в парах), рисование, беседа, комментирование предложенного текста, защита проектов, моделирование и разыгрывание ситуаций (в группах). ^ Уметь выделять элементы речевой ситуации, находить ошибки в общении, исправлять и предупреждать ошибки во время ведения делового диалога. (К) Продуктивный ^ Знать понятия «проблема», «деловая беседа». Уметь строить риторические модели. (К) Продуктивный Уметь составлять диалоги, восстанавливать исходный текст из деформированного. Мультимедийная презентация с целью демонстрации изображений. Выставка деловой литературы. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. 1 Мини-сочинение на тему: «О чем бы я побеседовал с директором гимназии (президентом России, председателем ООН и др.)? (Моя воображаемая беседа.)» 21 Официально-деловая сфера общения. Виды делового общения: деловые переговоры. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный методы; комбинированный урок; лекция с элементами беседы; традиционный. Деловые переговоры как форма делового общения. Условия его эффективности. Структура переговоров. Коллективная, индивидуальная: анализ иллюстративного материала, работа с текстом, беседа, комментирование данного плана. ^ Уметь выделять ситуацию делового общения, видеть ее особенности, конструировать их. (К) (Т)Продуктивный Уметь восстанавливать деформированный информационный текст, определять его тему и идею. Мультимедийная презентация с целью демонстрации изображений. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. : Ростов-на-Дону, 1995. 1 Подготовка к зачетной работе. Организация переговоров по проблемам нашего класса («В нашем классе нет дружбы!», «Надо прощать друг другу все!» и др.) 22 Контрольная работа по теме «Речевое общение». Репродуктивный, исследовательский методы; урок контроля знаний; урок-зачет; урок-игра. Поэтапная проверка теоретический знаний и практических умений. Индивидуальная, коллективная, групповая: определение терминов, устный рассказ на тему, моделирование ситуаций, их анализ, игра «Переговоры». ^ Уметь записывать текст, воспринимая его на слух, применять полученные знания. (К) Продуктивный Уметь соблюдать в речевой практике нормы современного русского языка, этикета; вести беседу на заданную тему. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке. 1 Повторить тему «Виды общения», подготовить кластер на данную тему. ^ Речевая деятельность 23 Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный методы; урок усвоения новых знаний; лабораторная работа; урок - исследование. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности. Коллективная, парная, индивидуальная: работа в парах (распределение терминов по группам), беседа по иллюстрациям и диаграмме, маркированное чтение текста, рисование, заполнение таблицы. ^ Знать понятия «речевая деятельность», «виды речевой деятельности».Уметь различать виды деятельности.(К) Продуктивный Знать особенности каждого вида речевой деятельности.Уметь определять вид деятельности, различать виды и жанры речевой деятельности, создавать ситуацию в соответствии с особенности того или иного вида. (К) (Т)ПродуктивныйТворческий Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников по теме, анализировать графический материал, выражать согласие и несогласие с представленной информацией, определять степень ее полезности. «Развитие речи: Школьная риторика…» под ред. Т.А.Ладыженской. 1 Провести опрос в своей семье: 1) что чаще всего слушаете? 2) с какой целью? 3) как слушаете? 4) в каких жизненных ситуациях слушаете внимательно? Результаты записать. Связь с ИЗО 24 Слушание как процесс. Правила эффективного слушания. Поисковый, исследовательский методы; урок усвоения новых знаний; исследовательская работа; урок-исследование. Слушание как процесс, его цели, особенности протекания и этапы. Оценка слушания. Правила эффективного слушания. Коллективная, парная, индиви


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.