Реферат по предмету "Разное"


А. Х. Арыстанбекова Официальные оппоненты

УДК 94:37(100)(574) На правах рукописиТАБЫНБАЕВА ЗАУРЕ СЫЗДЫКОВНАИстория сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в сфере образования07.00.03 – Всеобщая история (восточные страны)Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наукРеспублика Казахстан Алматы, 2010 Работа выполнена в отделе Комплексных проблем международных отношений Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. Научный руководитель: доктор исторических наук^ А.Х. Арыстанбекова Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор^ К.И. Искандаров кандидат исторических наук ^ Т.М. Айдос Ведущая организация: Казахский Национальный университет им. аль-Фараби Защита состоится «24» декабря 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 55.40.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МОН РК по адресу: 050010, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МОН РК по адресу: Республика Казахстан, 050010, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.Автореферат разослан «23» ноября 2010 г.^ Ученый секретарьдиссертационного совета, доктор исторических наук А.К. МуминовВВЕДЕНИЕОбщая характеристика работы. Диссертационное исследование посвящено истории становления и развития сотрудничества независимого Казахстана с одной из ведущей международной организаций – ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization), являющейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в сфере образования, науки и культуры.^ Актуальность исследования истории сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО обусловлена постоянно расширяющимися направлениями международного сотрудничества независимого Казахстана, как с государствами, так и с международными организациями. Казахстан является полноправным членом более чем 60 международных организаций глобального, регионального и субрегионального уровня. Для молодого государства, с одной стороны, это является показателем международного признания, с другой – демонстрирует его готовность к активному участию в решении международных проблем. Актуальность диссертационной работы заключается в том, что в исторической науке назрела необходимость в глубоком и разностороннем изучении тех процессов в новейшей истории независимого Казахстана, которые позволили молодому государству достичь ряда положительных результатов в своем развитии. Следует отметить, что из множества факторов, повлиявших на развитие казахстанского общества, в данной работе выделен – аспект образования в контексте международного сотрудничества с одной из авторитетнейших всемирных организаций в сфере образования, науки и культуры – ЮНЕСКО. Данная организация, имея более чем шестидесятилетний опыт работы, большой штат специалистов и огромное количество приверженцев, на практике продемонстрировала всю мощь своей стратегии, силу реализуемых программ и проектов. Сотрудничество с ЮНЕСКО помогло многим странам преодолеть трудности в построении государственности и приобщиться к общемировому опыту. Сегодня более 3,3 миллиарда людей в мире умеют читать и писать, что в три раза превышает показатель, существовавший на момент создания Организации. Для нашей республики данное сотрудничество открывает новые возможности для построения светского, интеллектуального и отвечающего всем современным требованиям общества. Одновременно, исторический ракурс исследования, позволяет рассмотреть опыт развития мирового образовательного процесса и участие в нем ЮНЕСКО, проблемы и противоречия в сфере образования и становления основных направлений политики в данной области. Образование, став неотъемлемым правом каждого человека, приводит к революционным изменениям в сознании людей, общества и мира в целом, а это, в свою очередь, также имеет большое значение для дальнейшего развития независимого Казахстана. Мысль о принципиально важной роли образования для успешной интеграции Казахстана в мир глобальных международных рынков и социальных процессов была озвучена в 2004 г. в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» и усилена в Послании Президента 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии». Актуальность темы находит свое отражение также в том, что в контексте современных международных отношений в сотрудничестве Казахстана с ЮНЕСКО заложен огромный потенциал. В этой связи представляется значимым исследование истории становления и развития отношений между Республикой Казахстан и ЮНЕСКО, использование на практике полученных в ходе изучения и анализа данных для повышения возможностей реализации казахстанских интересов в ЮНЕСКО, а также для выработки перспективных направлений сотрудничества с Организацией. Наряду с этим, данная тема представляет интерес и в научном плане, поскольку, несмотря на наличие отдельных статей, и исследований по тематике функционирования ЮНЕСКО и сотрудничества с ней Республики Казахстан в сфере образования, она не являлась предметом специального комплексного изучения казахстанских авторов.Целью диссертационного исследования является комплексное исследование проблем по истории сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в сфере образования, как специализированного учреждения ООН, и исследование влияния образования на развитие государства. В связи с тем, что рассматриваемая проблема является многоплановой, в соответствии с данной целью в диссертации ставятся следующие задачи: - дать исторический экскурс вклада международных организаций в развитие системы образования; - проанализировать и ввести в научный оборот документы, отражающие деятельность ЮНЕСКО в сфере образования; - рассмотреть историю развития деятельности ЮНЕСКО как Всемирной Организации в сфере образования; - проанализировать в ретроспективе особенности взаимоотношений Казахстана и ЮНЕСКО на примере сотрудничества в сфере образования; - раскрыть роль образования в условиях глобализации, как одного из факторов интеграции и развития нового казахстанского общества; - проанализировать образовательные программы ЮНЕСКО, реализуемые в Казахстане; - сделать выводы и сформулировать практические рекомендации по углублению процесса сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в целом.^ Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с 1990 г. по настоящее время. Однако для объективной оценки деятельности Организации в отдельных пунктах работы рассмотрен гораздо больший исторический период, что дает общее представление как о самой Организации в целом, так и об эффективности ее работы в частности. ^ Объектом исследования стали исторические события, характеризующие процесс сотрудничества и взаимодействия Республики Казахстан и ЮНЕСКО в одной из основных сфер ее деятельности – образовании. ^ Источниковая база диссертационной работы. Для решения поставленных в работе цели и задач диссертантом был использован широкий круг источников. Первую группу источников представляют труды и обращения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, выступления глав Министерства иностранных дел, официальных представителей ЮНЕСКО и Кластерного Бюро ЮНЕСКО в г. Алматы, речи председателей Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в РК, доклады, интервью государственных, политических деятелей и видных казахстанских дипломатов [1-15].^ Вторую группу источников составляют официальные документы ЮНЕСКО и ООН. Среди наиболее доступных и представляющих значительный объем фактических сведений документов можно выделить конвенции, решения и соглашения, акты Исполнительного Совета ЮНЕСКО, материалы Генеральных конференций; всемирные доклады и программы по реализации принятых конвенций; доклады-мониторинги по реализации принятых программ и «мобилизационные» проекты; среднесрочные планы и утвержденные программы с бюджетом, международные проекты, инициированные или получившие поддержку в ЮНЕСКО, и, наконец, периодические издания этой Организации. Их использование помогло осуществить сравнительный исторический анализ материалов, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов образования в международном контексте [16-19].^ Третью группу источников составляют законодательные акты, решения, постановления, дипломатические соглашения и другие официальные документы Республики Казахстан по проблемам развития, международной интеграции и образования [20-22].^ Четвертая группа источников представлена в качестве эмпирической базы исследования, которая содержит статистические данные, информационные материалы, в том числе журналы, сборники, бюллетени и досье по проблемам образования, издаваемые ЮНЕСКО [23-27]. Перечисленные источники составили базу данных, на основе которой были проанализированы процессы исторического становления и современного развития взаимоотношений Республики Казахстан с ЮНЕСКО в сфере образования. ^ Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые в отечественной исторической науке предпринята попытка провести комплексное исследование и дать целостный, обобщающий анализ историческим вопросам сотрудничества Республики Казахстан с ЮНЕСКО в сфере образования. Кроме того, научная новизна исследования состоит в том, что: - были определены и проанализированы историко-теоретические основы деятельности ООН и ЮНЕСКО в сфере образования; - проанализирована работа ЮНЕСКО по разработке международных норм и обобщен опыт международного сотрудничества в области образования; - исследована история открытия подразделения ЮНЕСКО в Казахстане и Национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО в РК; - в ходе систематизации, анализа и обобщения изученного источникового материала показаны основные результаты реализуемых программ ЮНЕСКО в Казахстане; - на основе проведенного анализа подготовлены практические рекомендации по дальнейшему стимулированию развития сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО.^ Историография работы и степень изученности темы. В настоящее время в условиях нового периода развития общества, особое внимание со стороны многих авторов уделяется важности и необходимости совершенствования системы образования. Роль ЮНЕСКО в системе образования с каждым годом возрастает, что приводит к повышению к ней интереса со стороны исследователей. История формирования и развития Организации, ее деятельность и осуществляемое ею международное сотрудничество представлены в трудах разных поколений исследователей из различных стран. В целях отражения концептуальной основы казахстанской стратегии развития и формирования внешнеполитического курса страны были рассмотрены работы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева представленные и как отдельные издания, и как выступления или послания [1-4]. Рассматривая отечественную историографию, можно выделить ряд крупных работ, в которых была дана оценка, наряду с оценкой внешнеполитического курса Казахстана, его непосредственному сотрудничеству с отдельными международными организациями. Так, например, в работах разных лет министра иностранных дел Республики Казахстан К.К. Токаева раскрыты факторы, которые оказали влияние на формирование концепции внешней политики страны, на отношения с различными странами мира и с международными организациями, в том числе с ЮНЕСКО [5-8]. Обширный фактологический и практический материал представлен в работах А.Х. Арыстанбековой. Ее монография «Объединенные Нации и Казахстан» [9] и последовавшее за ней диссертационное исследование «Казахстан и Организация Объединенных Наций: история, проблемы, перспективы» [10] стали первыми исследованиями, посвященными непосредственному сотрудничеству Казахстана с ООН. Книга «Казахстан в ООН: история и перспективы» [11] позволила ознакомиться с историей создания всемирной организации и с основными направлениями сотрудничества Казахстана с ООН; представленный в книге гуманитарно-социальный аспект деятельности ООН стал ценной основой при разработке исследуемой темы. В монографии А.Х. Арыстанбековой «Глобализация» [12] в пятой главе (раздел «Общество, основанное на знаниях») автор наглядно представила анализ нового явления в мировой практике построения и развития общества, основанного на знаниях, как залоге успешного развития. В ней также подробно рассматриваются вопросы глобализации и их влияние на формирование нового мирового порядка. Как и в предыдущих своих работах, автор представил большое количество документов и фактических материалов, что оказало помощь при проведении исследования в рамках настоящей диссертации. Также была использована диссертационная работа А.М. Алиева «Казахстан-ЮНЕСКО: аспекты культурного сотрудничества», которая интересна тем, что в ней впервые в казахстанской науке была предпринята попытка анализа сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в культурном аспекте [29]. Для понимания особенностей сотрудничества Республики Казахстан с международными организациями в рамках внешнеполитического курса страны были изучены работы казахстанских исследователей, посвященные отдельным аспектам внешней политики Казахстана. Так, в работе К.Х. Абусеитова «Женева – центр многосторонней дипломатии» [13] представлены подробные данные по всем организациям системы ООН в Женеве. Не являясь научным изданием в полном смысле этого слова, данная работа раскрывает различные аспекты международной жизни в Женеве, в том числе аспекты сотрудничества Республики Казахстан с международными организациями. Монография З.А. Бектеповой «Республика Казахстан и международные организации: состояние, тенденции и перспективы внешнеполитического сотрудничества» [30] посвящена анализу политических процессов становления и развития внешнеполитического сотрудничества Казахстана с международными организациями. Автором подробно рассматриваются понятия внешней политики и международных отношений в теоретико-методологических аспектах, а также то, какое значение они имеют для Республики Казахстан. В работе не рассматривается отдельно ни одна организация, но представленный в ней аналитический материал позволяет наглядно проследить проявления многовекторности во внешней политике Казахстана. В перечисленных работах сотрудничество Казахстана с ЮНЕСКО рассматривается как составная часть международных экономических, политических, торговых, научных и культурных контактов нашей страны, однако специального, целенаправленного описания и анализа данного сотрудничества в них не дается. Аспект культурного сотрудничества Казахстана и ЮНЕСКО хорошо представлен в ряде периодических изданий [14-15]. В них имеются информационные статьи и интервью, посвященные основным событиям, происходящим в рамках сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО. По рассматриваемому вопросу в 2001 г. Министерство иностранных дел Республики Казахстан и Бюро ЮНЕСКО в г. Алматы издали в качестве статистическо-информационного материала брошюру под названием «Сотрудничество Казахстана с ЮНЕСКО. Хроника развития отношений (1991-2001 гг.)». В ней подробно и последовательно перечислены все совместно проведенные мероприятия, семинары и встречи граждан нашей республики с представителями ЮНЕСКО. Информация, содержащаяся в брошюре, позволила проследить процесс установления отношений Казахстана с этой Организацией [31]. Во многих работах аспект сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО представлен с точки зрения комплексного международного сотрудничества нашей страны со всеми международными субъектами в рамках системы образования. Так, в кандидатских диссертациях А.М. Рахимжанова [32], А.С. Жумадиловой [33] дан анализ поэтапного развития системы образования Казахстана, при этом деятельность ЮНЕСКО в сфере образования республики рассматривается в них главным образом через призму общего международного сотрудничества нашего государства. Для раскрытия специфики деятельности Организации, ее истории и направлений работы был изучен ряд дополнительных материалов. Одной из первых фундаментальных работ в советской историографии, посвященной анализу деятельности ЮНЕСКО, явилась коллективная монография «ЮНЕСКО и современность» [34], изданная в 1966 г. В данной работе ЮНЕСКО была представлена как единственный международный координатор сотрудничества в области образования. Однако проблемы, имеющие место в сфере образования, не были раскрыты в работе в полной мере, так как ее целью, очевидно, являлась демонстрация роли и значимости Организации в целом, а не ее конкретной практической деятельности. В проделанной позже работе Г.В. Уранова «ЮНЕСКО. К 40-летию деятельности» и написанной им же в соавторстве с Н.М. Канаевым монографии «ЮНЕСКО 40-лет» [35] данный пробел был ликвидирован. В обоих изданиях особое внимание было уделено практической деятельности Организации в течение сорока лет после ее создания. Более того, в труде Г.В. Уранова особый интерес представляет исследование вопроса участия ЮНЕСКО в решении проблем и повышении эффективности массовой информатизации и коммуникаций. В работах Г.В. Шведова, Е.А. Шибаева, С.А., Г.И. Морозова, К.А. Кольяра [36] ЮНЕСКО была представлена как независимая и самостоятельная организация в системе ООН. Однако ни одна из данных работ не отражала особых полномочий ЮНЕСКО. Организация была представлена здесь в качестве объекта сравнения, а ее деятельность рассматривалась в виде вспомогательного средства в улучшении работы ООН в целом. В них в основном был раскрыт культурно-гуманитарный облик Организации, а не ее конкретная деятельность в сфере образования. Но именно эти работы повлияли на появление и развитие научного интереса со стороны многих исследователей к изучению международных организаций, в частности к ЮНЕСКО. Огромный тираж книг ряда авторов дал возможность познакомиться с основными принципами работы, устройства и возможностями международных организаций. Много работ посвящено международным организациям, их правосубъектности, структуре, компетенции и различным аспектам деятельности. Нередко в них затрагиваются вопросы, связанные с внутренним правом международных организаций, как правило, в связи с оценкой юридической силы решений их органов. К первым исследованиям внутреннего права современных международных организаций, в первую очередь, системы ООН, относятся работы К.П. Рубаника «Международно-правовые проблемы ЮНЕСКО», Ю.А. Сарвиро «Практика разрешения споров между ЮНЕСКО и ее персоналом», Ж. Коласа «Международное интеллектуальное сотрудничество. Опыт Лиги и начало ЮНЕСКО» [37] и др. Авторы рассматривают, в основном, организационно-правовые стороны деятельности ЮНЕСКО и на этой основе кратко анализируют формирование системы образования в ведущих странах мира. Среди работ правового характера есть и такие, которые рассматривают вопрос образования и сотрудничество в сфере образования с юридической точки зрения. Так, в работе Л.А. Струценко «Влияние международных проектов в области образования на формирование ценностного отношения молодежи к Правам Человека» [38], подчеркивается, что каждый человек имеет право на получение качественного образования. С учетом того, что одной из задач ЮНЕСКО является издание и распространение литературы по проблемам, находящимся в ее компетенции, к исследованию был привлечен ряд книг, аналитических обзоров, статей и монографий сотрудников ЮНЕСКО, в которых представлен обширный материал по вопросам образования. Среди работ этого профиля можно назвать такие издания, как: «ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире» [39], «Вклад в будущее: приоритет образования» [40] и др. В книге «ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире» представлена обширная информация об основных направлениях политики и деятельности этой международной Организации в образовательной сфере, в частности, рассматриваются конкретные факты и положение дел в области образования и анализируются планы и мероприятия ЮНЕСКО, осуществляемые совместно с национальными комиссиями по решению наиболее острых вопросов образовательного процесса. Дана информация об основных проектах, реализуемых как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в других регионах мира. Автор второй книги «Вклад в будущее: приоритет образования» Ж. Аллак, являвшийся руководителем Международного института планирования образования ЮНЕСКО, на основе анализа обширного фактического материала рассмотрел проблемы образования в контексте развития людских ресурсов. Заметное место в историографии занимает литература, посвященная участию ЮНЕСКО в ликвидации неграмотности, в создании национальных систем образования и подготовке кадров в развивающихся странах [41]. В структуре историографии по исследуемой теме особое внимание уделяется работам тех авторов, которые рассматривают роль образования в воспитании молодежи в духе мира, взаимопонимания и сотрудничества. В контексте анализа данной проблемы заслуживает внимания ряд монографий, в которых образовательная политика и деятельность ЮНЕСКО исследуются с точки зрения «философии культуры мира и демократии». Это, прежде всего, работы М.В., В. Сухова, С.А. Тангяна, В.К. Кучко и О.Н. Меликяна [42]. В то же время отдельные зарубежные ученые, в частности, английский профессор Ф.В. Джонс, подвергают ЮНЕСКО критике за то, что в ее документах по вопросам образования, в том числе, по вопросам ликвидации неграмотности, отсутствует точность и обоснованность в используемых концепциях [43]. Тема образования в современном мире широко представлена в зарубежной историографии. Ранее мы указали на авторов, рассматривающих ЮНЕСКО с общеполитической точки зрения. Вопросы же, касающиеся непосредственно компетентной сферы ЮНЕСКО, также получили должное рассмотрение в ряде исследований. Так, М. Левис и М. Локид в своей совместной работе обратили внимание общественности на очень важный вопрос образования девочек, который затрагивал не только их начальное образование, но и то, какие причины мешают девочкам закончить учебу. Они говорили о том, что девочки имеют способность учится, они умны и сообразительны, однако культурные проблемы, с которыми они сталкиваются в семье в ряде стран, будут еще долго препятствовать получению ими образования [44]. В работе Д. Поста и Л. Понга [45] отмечается, что культурные проблемы и необходимость работать и зарабатывать деньги для обеспечения семьи пагубным образом сказываются на успеваемости мальчиков. Также данные вопросы были рассмотрены и рядом других авторов, таких как Ж. Беккер, Н. Белла и М. Мпуту [46]. Вызывают интерес монография индийского ученого А. Ранасингха, в которой главный акцент сделан на ликвидации безграмотности и обучение молодежи с приобретением специальности [47]. М. Лиин в ряде своих работ рассматривает проблемы начального или базового образования на территории развивающихся стран. На основе анализа социально-экономического развития данного региона автор выяснил, что ряд государств, отказавшись от выполнения своих обязательств по обеспечению дошкольным образованием детей, в последующем столкнулись с серьезными проблемами [48]. В настоящей диссертации определенное внимание уделяется мемуарной литературе. Монографический сборник выступлений Генерального директора ЮНЕСКО в 1974-1980 гг. А.-М. М’Боу «Время народов» [49], изданный на английском языке, содержит значительный объем данных по широкому кругу вопросов, касающихся глобальных проблем подготовки национальных кадров, в том числе, в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В воспоминаниях дипломата Н.М. Канаева «Дорогами ЮНЕСКО. Воспоминания дипломата» [50] подробным образом представлена его почти полувековая работа в ЮНЕСКО. Книга обстоятельно освещает многогранную и малоизвестную деятельность ЮНЕСКО в интеллектуальной сфере международного сотрудничества. На примере сотрудничества СССР, а затем и Российской Федерации с ЮНЕСКО автор в описательной форме изложил имеющиеся трудности и противоречия, с которыми он столкнулся, работая в этой Организации. Некоторые аспекты исследуемой темы также частично рассматриваются в диссертационных работах Н.А. Долгиной, О.Н. Желновой, И.И. Брынзова, О.В. Васнецова, Е.В. Маклакова, М.А. Ляшенко, Т.А. Канищева, В. Пузонь [51] и др.^ Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составляет метод системного подхода, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный анализ, а также методы синтеза и анализа эмпирических исследований. Сочетание указанных методов позволило осмыслить деятельность ЮНЕСКО в свете ее исторического прошлого и проанализировать последующее развитие процессов сотрудничества ЮНЕСКО и Казахстана. При выполнении работы наряду с вышеперечисленными методами исследования был применении метод интервью. Данный метод позволил провести сбор сведений непосредственно от специалистов-практиков, деятельность которых связана с сотрудничеством Казахстана с ЮНЕСКО.^ Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при выработке приоритетов в развитии сотрудничества в сфере образования как в Республике Казахстан, так и во всем Центральноазиатском регионе. Фактический материал будет интересен значительному кругу читателей – от специалистов: историков, востоковедов, политологов, социологов и практиков до представителей широкой общественности, интересующихся деятельностью ЮНЕСКО в сфере образования в Республике Казахстан. Также материалы, научные выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки новых учебных пособий и курсов лекций по истории сотрудничества Казахстана с международными организациями.^ Основные положения, выносимые на защиту. 1. Изучение истории деятельности международных организаций в сфере образования в целом, и ЮНЕСКО в частности, подтверждают тот факт, что они действительно являются институтами по объединению государств вокруг реализации общих целей, задач и интересов. Наиболее важной функцией международных организаций является осуществление контроля и содействие интернационализации образования в мире. 2. Исторический обзор и анализ преобразований, произошедших в ЮНЕСКО, показывает, что Организация является универсальной, прогрессивной и действующей в интересах миллионов людей. С расширением структуры ЮНЕСКО расширяется и масштаб ее деятельности. Программы, осуществляемые Организацией, несмотря на все политические, экономические, социальные и другие изменения за весь период ее существования, отличаются конструктивностью, объединением воедино многогранных интересов различных государств, направленных на достижение общих положительных результатов. 3. Сотрудничество независимого Казахстана с ЮНЕСКО с самого начала основывалось на желании нашего государства активно и плодотворно интегрироваться в образовательные, научные, культурные и коммуникационно-информационные процессы в мире. ООН и ЮНЕСКО стали для Казахстана надежными партнерами на данном направлении. 4. Казахстан присоединился и ратифицировал большинство международных конвенций и рекомендаций ЮНЕСКО, подтвердив тем самым свое намерение быть светским и демократичным государством. 5. Для Казахстана достижение поставленных целей в рамках «Образования для всех» к 2015 г. является приемлемым, но требует большего внимания со стороны государства. В частности, необходима выработка новых механизмов контроля за их выполнением и увеличение финансирования, выделяемого на их реализацию. 6. Проекты Ассоциированных школ ЮНЕСКО и Кафедр ЮНЕСКО, реализуемые в Казахстане, как во всем мире, способствуют развитию гражданского общества. Международные сети, объединяющие участников проектов, способствуют развитию связей казахстанских образовательных и научных учреждений с их зарубежными коллегами, содействуют их самостоятельному участию в международном сотрудничестве. ^ Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы были представлены на международных научных конференциях и в программах фундаментальных исследований, выполняемых Институтом востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК. Три статьи были опубликованы в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки РК, три – в сборниках трудов международных и республиканских конференций.^ Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из следующих структурных элементов: списка определений и сокращений, введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ^ Во введении обосновываются актуальность и выбор темы, определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи, обозначены хронологические рамки, раскрыты степень изученности работы и источниковая база, определяется методологическая основа, раскрыты научная новизна и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту. В первом разделе диссертационной работы «История становления и основные направления деятельности ЮНЕСКО» раскрываются история создания международной организации, становления и развития Секретариата ЮНЕСКО. В ретроспективном аспекте раскрыты основные мероприятия ЮНЕСКО, на примере отдельных программ показан ход их реализации. Подраздел 1.1 «Исторический экскурс вклада международных организаций в развитие системы образования» посвящен вопросу определения места образования в современном мире и тем изменениям, под воздействием которых современное образование выступает сейчас как эффективная в стратегическом плане инвестиционная сфера и для отдельной личности и для государств в целом. Сейчас, в эпоху глобализации, эпоху формирования многополярного и многокультурного мира, понимание того, что образование должно не только обучать, но и формировать целостную личность, является актуальным и бесспорным. Актуальным оно является и для международных организаций, работающих в данной сфере. На современном этапе образование не следует отождествлять лишь с формальным школьным и вузовским обучением – правильнее будет относить к нему любую деятельность, которая имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидуумов путем передачи им новых знаний, развития у них новых умений и навыков. Как отмечается в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», образование не должно больше ограничиваться стенами школы [51, с. 23]. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях. В подразделе 1.2 «Историко-теоретическая основа работы ЮНЕСКО» описаны предпосылки и история создания ЮНЕСКО как крупнейшего специализированного учреждения ООН, обладающего широкой компетенцией по обеспечению сотрудничества государств в сфере образования, науки и культуры. Показана история развитие/изменение ее состава и основных органов связанные с расширением деятельности Организации и реализуемых ею программ. Подробно показана структура организации на момент создания и та, что действует сейчас. Раскрыты основные формы и направления деятельности ЮНЕСКО. В подразделе 1.3 «Официальные документы ЮНЕСКО в сфере образования» показано, что основные принципы деятельности ЮНЕСКО в области образования базируются на международно-признанных нормах и стандартах прав человека, которые сформулированы в декларациях, конвенциях, пактах, соглашениях и рекомендациях, принятых ООН, ЮНЕСКО и другими международными организациями. В работе, рассматриваемые документы разбиты на несколько условных групп. Так к первой группе относятся документы, без которых невозможно рассматривать организацию в ее самостоятельном виде – Устав ЮНЕСКО, Устав Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО и другие юридические документы Организации. Вторую группу составляют международные нормативно-правовые акты ЮНЕСКО – Конвенции, Рекомендации, Соглашения. В третью группу выделены стратегические документы, определяющие направления и курс работы ЮНЕСКО и ее государств-членов в тот или иной период: Среднесрочные стратегии ЮНЕСКО с 1977 по 2013 гг.; утвержденные двухлетние программы и бюджеты с финансовыми выкладками с 2002 по 2011 гг.; документы внутренней работы Генеральных конференций и Исполнительного совета ЮНЕСКО и документы в виде отчетов или мониторингов о проделанной работе. Четвертую группу рассматриваемых документов составляют издания ЮНЕСКО, сборники, журналы, материалы и брошюры. Изучение документов ЮНЕСКО раскрывает всю систему становления и развития сферы образования и показывает, насколько изменилось содержание образовательного процесса. В целом, именно документы ЮНЕСКО в полной степени отображают всю деятельность Организации на международном, региональном и национальном уровнях. В подразделе 1.4 «Анализ основных направлений деятельности ЮНЕСКО в сфере образования» в ретроспективном аспекте показаны мероприятия, программы и проекты ЮНЕСКО, реализуемые во всем мире. Выявлен тот факт, что ЮНЕСКО за последние 20 лет несколько изменила курс своей деятельности. Если ранее Организация выдвигала такие лозунги как ликвидация неграмотности, демократизация образования и образование для будущего, то сейчас основные направления политики и деятельности ЮНЕСКО в области образования претерпели изменения в связи с происходящими процессами глобализации и направлены на следующие аспекты: во-первых, сделать право на образование реальностью для всех жителей планеты – обеспечить этим правом, как детей, так и взрослых, как мужчин, так и женщин. Добиться того, чтобы все в полной мере имели право на получение качественного образования. во-вторых, в соответствии с требованиями современности ориентироваться на создание новых сегментов образования для решения проблем ХХI века, когда процессы глобализации и научно-технической революции являются неотъемлемой частью жизни мирового сообщества [19, с. 17-18]. Во втором разделе «История сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО» говорится об истории создания Национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО и открытие Бюро ЮНЕСКО в Казахстане, отмечается вклад отдельных специалистов в развитие сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО. В подразделе 2.1 «Основные этапы сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в сфере образования» раскрывается поэтапное взаимодействие Казахстана с ЮНЕСКО, становление и развитие Национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО и Кластерного Бюро ЮНЕСКО в г. Алматы, показаны миссия, задачи и основные направления их работы. В Республике Казахстан формирование Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО началось сразу после того, как были установлены первые контакты с Организацией. 24 декабря 1992 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан № 1077 «О создании Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО» было одобрено предложение Министерства иностранных дел Республики Казахстан о создании Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО в Казахстане. Координационную деятельность Национальной комиссии было решено возложит


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.