Реферат по предмету "Разное"


Абу Али ибн Сина великий среднеазиат­ский ученый, гуманист, борец за идеи прог­ресса в период феодальной реакции средневе­ковья

Абу Али ибн Сина — великий среднеазиат­ский ученый, гуманист, борец за идеи прог­ресса в период феодальной реакции средневе­ковья. Ибн Сина родился в 980 г. в селении Аф-шана близ Бухары. Здесь, в Бухаре, которая считалась тогда одним из культурных и на­учных центров всего так называемого му­сульманского Востока, он прошел курс наук и сформировался как ученый. С раннего детства Ибн Сина обучался ко­рану и адабу (сюда входили грамматика, сти­листика и поэтика) и к десяти годам жизни в обеих областях достиг совершенства. Кроме того, он изучал арифметику и алгебру, а по­том под руководством своего домашнего учи­теля начал изучать логику, геометрию и аст- рономию. Он с увлечением занимался изуче­нием естественных наук и особенно медици­ны. Одновременно он повышал свою врачеб­ную практику бесплатным лечением больных. В возрасте семнадцати лет Ибн Сина как врач пользовался в Бухаре такой славой, что был приглашен ко двору правителя страны Нуха ибн Мансура, который долгое время болел, и лечившие его придворные врачи ни­чем не могли помочь. Ибн Сина вылечил пра­вителя весьма удачно, и в благодарность за это тот разрешил молодому ученому зани­маться в дворцовой библиотеке, которая была тогда одной из лучших и богатейших библио­тек на всем Ближнем Востоке. В этой библио­теке он работал упорно и долго, систематиче­ски посещая ее почти до самого своего отъ­езда из Бухары. В результате он расширил свои научные познания до таких масштабов, какими не обладал ни один из его современ­ников. После того, как он основательно усвоил логику, естествознание, медицину и другие науки, перешел к метафизике, считавшейся одной из основных разделов тогдашней фило­софии. Но тонкости этого предмета стали яс­ны ему лишь после изучения одной из фило­софских работ Абу Насра Фараби (873—950). В возрасте примерно 22 лет Ибн Сина переезжает в Хорезм. В течение 10 лет он жи­вет и работает в кругу крупных ученых, там же встречается с Абу Райханом Беруни (973—1048). Преследуемый правителем Газны султаном Махмудом Ибн Синае 1011—1012гг. вынужден вести скитальческий образ жизни. Он переезжает из Хорезма в Хорасан, оттуда в Хамадан и затем в Исфаган. До конца жиз­ни великий ученый не имел возможности вер­нуться на родину. Он умер в 1037 г. и был по­хоронен в г. Хамадане. Как подлинный ученый-энциклопедист Ибн Сина с большим успехом трудился почти во всех областях знания своего времени и внес огромный вклад в развитие мировой науки. В различных источниках упоминается свы­ше 450 названий его сочинений, а количество дошедших до нас трудов около 240. Они охва­тывают такие области знания, как философия, медицина, логика, психология, «Физика» (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкозна­ние и др. Но прославился он главным обра­зом благодаря своим трудам по медицине и философии. Вершиной его научных трудов, которая принесла ему многовековую славу во всем культурном мире, стал «Канон врачебной на­уки», представляющий собой подлинную энциклопедию медицинской науки своего вре­мени. В течение 500 лет «Канон» служил на­стольной книгой для врачей многих стран Азии и Европы. Медицинское наследие Ибн Сины не ог­раничивается «Каноном», им написан ряд дру­гих трактатов, посвященных главным образом отдельным отраслям и даже частным вопро­сам медицины. В настоящее время науке из­вестно около 30 таких трактатов, причем да­леко не все они переведены на современные языки и опубликованы. Автор - Абу Али Ибн Сина. Выдержки из монографии «Трактат по гигиене» (Устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления различных ошибок в режиме). Арабский вариант был опубликован в 1305 г.Перечисление разновидностей ошибокНачиная [статью], я говорю: поскольку здо­ровье зависит от уравновешенности натуры [человека] и пропорциональности его сложения, как // это уже разъяснено и определено в других книгах, на это следует обращать основ­ное внимание.Сохранение [здоровья обусловливается] уравновешением [употребления] одних вещей и избежанием других.К уравновешению вещей относятся: урав­новешение воздуха, уравновешение пищи, уравновешение питья, уравновешение бодрст­вования, уравновешение сна, уравновешение телесных движений, уравновешение душевных движений (имеется в виду различные эмоции, психическое состояние), уравновешение - покоя и отдыха, а также уравновешение того, что должно выве­сти [из организма] и что следует задержать [в нем]. Что касается вещей, которых надо избе­гать, это то, что вызывает ушибы, переломы, порезы, замораживание, ожоги и гниение. [Надо избегать] также того, что порождает смертельную дурную натуру, горячую или хо­лодную, и того, что противостоит натуре [чело­века] по своему особому свойству. Каждый из вышеперечисленных [факторов] представляет собой общий род, который со­стоит из видов, отличающихся друг от друга, и разрядов, различаемых по особому свойству. Нам следует подробно разъяснить и пере­числить случающиеся ошибки в каждой нату­ре и [указать], что противодействует каждой из этих [ошибок], причем мы должны изло­жить все это путем логического разделения. Нашей целью в этой книге является, как было поручено нам, соблюдение краткости и стремление дать практические [советы], без изложения сущности теоретических [вопросов], а также воздержание от слов относительно того, что нами уже изложено достаточно и чему наши предшественники уже уделяли по­добающее внимание. Поэтому мы не будем касаться того, чего следует избегать [людям], а займемся тем, что исправляет [уже допу­щенные ошибки]. Итак, приступим к перечислению разно­видностей ошибок // не путем расчленения их, а путем обобщения и классификации и изло­жим их в отдельных главах.Начнем с уравновешения воздухаАбу Али говорит: [слово] «воздух» в меди­цинских книгах употребляется в общем и част­ном смысле. В общем — это общий воздух, а в частном, например, [воздух] бани. Следователь­но, слово о бане входит в главу о воздухе. Одна­ко мы начинаем сначала с общего воздуха и скажем, что уравновешение воздуха требует его уравновешения в отношении теплоты и холода, а также в отношении влажности, что необходимо в морских районах, и сухости — в степях, пустынях и горах; уравновешения перехода от теплоты к холоду или от холода к теплоте, например, осенью или при входе в баню; уравновешения [перехода] от зловония к благовонию и от благовония к зловонию; уравновешения [воздуха при переезде] с севе­ра на юг и с юга на север и [при переходе] от натуры одного города к натуре другого горо­да; далее, уравновешения [воздуха] при нали­чии в нем моревой гнилости, необходимо соб­людать осторожность при вдыхании такого воздуха., [следует учитывать] уравновешение [воздуха] в отношении запирания и движе­ния, потому что застойный воздух из-за го­рячей гнилости может перейти в состояние, по­хожее на холеру, хотя это и не является на­стоящей холерой, потому что холера возникает от других причин. // [Такой застойный воздух] может способствовать возникновению пустын­ной холодной лихорадки. Постоянно движущийся воздух также мо­жет вызвать разнообразные повреждения ор­ганизма, о чем расскажем в другой главе. [Движущийся воздух] может переносить дур­ные пары и пыль с отдаленных мест в чистые жилища.БаняУравновешение бани состоит в следующем: уравновешение в ней воздуха и порядка вхож­дения в нее, чтобы оно не было внезапным; уравновешение воды в бане, она должна быть пресной, не очень горячей и не очень холодной; уравновешение времени пребывания в ней и порядка выхода из нее, уравновеше­ние употребления массажа, растираний и ку­пания в ней. Далее, следует избегать резких движений [в бане], полового сношения, [упот­ребления] пищи и очень холодной на деле или очень горячей в потенции жидкости; [следует] уравновесить время вхождения [в баню], нель­зя входить в нее на пустой желудок или после переполнения, а также после вызывающих упадок сил факторов, например, после сильно­го движения, опорожнения путем кровопуска­ния или послабления и частого полового сношения. Далее, не следует пользоваться баней просто так, а [следует] оставаться в ней до­статочно долго и вспотеть, сидя в горячем месте. Итак, мы вкратце сказали о воздухе и об уравновешении его.Уравновешение пищиПо количеству [пища может быть] больше или меньше, а по качеству — более горячей, более холодной, более сухой, более влажной; или очень слабой по консистенции, тогда она быстро подвергается гниению, // как молоко и дождевая вода; сильной консистенции, как рис и сорго; или неприятной, как застарелый хлеб; или жирной, как очень жирные вещи; или зло­вонной, как вещи с изменяющейся жирностью; или острой на вкус, как лук и чеснок, или горькой, как горький миндаль; или кислой, как крепкий уксус; или липкой, как хариса (кашеобразное блюдо, приготовляемое из мяса и пшеницы) и ры­ба; или вяжущей, как джида, ююба и айва; или скользящей как фалузадж (фалузадж - род халвы, приготовляемой из меда, миндального масла) и аравийская камедь, или пучащей из-за влажности и сухо­сти натур, как фасоль и плоды шелковицы; или пучащей из-за своей влаги и холодности, как кислое молоко.Одна из разновидностей уравновешения относится к порядку [приема] пищи и сочетанию одной [пищи] с другой. Ошибки в таком уровновешении состоят в следующем: если за медленно перевариваемой (пищей] следует бы­стро перевариваемая, то последняя опережает ее в переваривании, но не может проникать дальше из-за того, что под ней находится мед­ленно перевариваемая [пища]. Или если скользящую [пищу принять] перед медленно перевариваемой, или [принять] слабительное вме­сте, перед или после пищи, или сжимающие [вещества] после пищи, как айва, или задер­живающие [пищу] в желудке вещи после пищи, например, кориандр, или способствующие пор­че пищи вещи, как чеснок, после капусты, или сыр6 после молока, в таком случае первое из них быстро сгнивает, а второе — быстро свер­тывается. При сочетании [нескольких видов пищи] они подвержены порче либо из-за предрасположения к гниению, либо к застыванию, либо // к задержке, либо к спусканию, обус­ловливаемых скольжением, сжатием, послаб­лением и т. п. Другие разновидности порчи при сочетании [нескольких видов пищи] свя­заны с особыми свойствами последних.Время приема пищи также относится к ка­тегории уравновешения пищи. Это означает, что вторую пищу следует принимать после то­го, как первая успела спуститься; принимать пищу лишь тогда, когда чувствуется естественный голод, а не случайный и болез­ненный [голод]. Надо есть тогда, когда из же­лудка вышел сок, в который может превра­титься принимаемая пища. Например, [вредно] есть мед, если в желудке имеется желчь; или же [вредно есть] кислое молоко, если в желуд­ке имеется слизь. Следует принимать пищу лишь после того, как будет завершено физи­ческое упражнение, необходимое для усвоения принятой в предыдущий вечер пищи.К видам уравновешения переваривания пищи относится соблюдение [порядка] движе­ния и покоя, сна и бодрствования с тем, что­бы не трясти [пищу] постоянным движением и не оставить ее незрелой после переварива­ния постоянным покоем.Бодрствование равносильно движению, а сон — покою. Сюда же относится, внимание к душевному состоянию, как гнев, горе, радость и прочее. Ибо пища горячего качества при гневе вредна, пища сухого качества вредна при горе. Пища влажного качества при радо­сти порождает крайность, т. е. обилие всех че­тырех соков. Вредна также холодная пища при сильном страхе и при сверхмерном удо­вольствии. Обильная пища вредна при покое, а незначительная — при движении. //Что касается напитков, то их уравновеше­ние сходно с вышеуказанным.Напитками называют воду, опьяняющие [жидкости], а также сгущенные соки и фрук­товые напитки. Здесь мы также имеем в виду воду и другие [напитки].Сначала поговорим о воде и скажем: уравновешение воды заключается либо в уравновешение ее количества, чтобы оно не было больше того, что следует, и меньше того, что следует, либо в [уравновешении! ее качества, чтобы она была жидкой, легкого веса, без за­паха и вкуса, быстро поддающейся воздейст­вию тепла и холода. Она должна быть реч­ной, текущей по чистому и пресному грунту, быстротечной, далекой от своего истока, от­крытой для ветров и солнца. Если река боль­шая, то это лучше. Такая вода имеет следую­щие преимущества: она вкусна, быстро про­ходит через устье желудка и области ложных ребер, а также быстро выделяется путем моче­испускания и пота. Если вода болотная, серная, купоросная, квасцовая, медная, с ярь-медянкой, или мышь­яковая, или содержит силу других минералов, то она может породить различные заболева­ния. Наилучшая из минеральных вод — желе­зистая; сюда же примыкают воды с солями или с солоноватым и кислым вкусом.К уравновешению [воды] относится также время [питья воды]: нельзя пить натощак, сра­зу после переполнения едой или после интен­сивного движения, а также после чрезмерно разрыхляющих тело факторов, // как половое сношение и баня; [нельзя пить воду также сра­зу] после причин, вызывающих чрезмерное возбуждение прирожденной теплоты, как гнев и радость. Следует [пить воду] после разжижения пи­щи [в желудке] и когда возникает необходи­мость проводить ее дальше или при лечении острых болезней.Что касается других напитков, [т. е. вина], то уравновешение их вещества относится к их количеству. Ибо увеличение их количества производит два противоположных действия: в телах с горячей [натурой] вызывает увеличе­ние желчи или горячей крови, или согревает их, или порождает гниение, или заставляет течь их в глубину органов, а [в людях] с холодной натурой порождает холод и влажность, о чем будем говорить в последующем.Что касается качества напитков, то для людей с горячей натурой они не должны быть слишком горькими и густыми, а для людей с холодной натурой [не должны быть] очень терпкими и жидкими. А для людей с уравнове­шенной натурой [напиток не должен быть] слишком горьким, густо окрашенным, отвратительным на вкус и иметь сильный запах; он должен иметь приемлемый запах, прият­ный вкус, быть легко глотаемым, не вызывать стягивания, горького и кислого вкуса. Для людей с горячей [натурой] наиболее подходящим является белое жидкое вино, при­готовленное из слегка кислого винограда. А для людей с холодной натурой — старое, чи­стке, красное, крепкое и ароматное [вино]. Для людей с уравновешенной натурой [подхо­дит] уравновешенное [вино]. Смешанное [с водой вино] годится для лю­дей с горячей и сухой натурой, оно вредно для тех, у кого слабые нервы и много влаги.Что касается уравновешения времени при­ема напитков, то их не следует пить на пустой желудок, голодным, // особенно людям с го­рячей и с сухой [натурой]; также не следует пить сразу после еды и особенно после ост­рой пищи; при головной боли, сильном стес­ненном дыхании, в начале воспаления глаз, а также при трех видах простого изнурения (здесь – воспаление глаза), т. е. от переутомления, от натяжения и от трав­мы, или при сложных изнурениях. [Запреща­ется также пить] людям, у кого были состоя­ния, обусловливающие разрыхление пор и рассеивание прирожденной теплоты. [Нельзя пить] на похмелье, ибо это вредно, хотя неко­торые думают, что это полезно.О движении Сюда относятся движение при путешест­вии, движение при физическом упражнении и половом сношении. Хотя последнее следовало бы включить в главу об опорожнении, однако мы сочли необходимым говорить об этом здесь. Сюда же входит психическое движение. О движениях при путешествии мы написали от­дельную статью, в которой об этом сказано с [подробными] разъяснениями. Что касается движений, связанных с физи­ческими упражнениями, то уравновешение их может относиться к их количеству, чтобы они не были слишком длительными и утомитель­ными и не слишком малыми. С точки зрения качества — они не должны быть слишком ин­тенсивными, ибо тогда они становятся похо­жими на длительное движение, хотя соверша­ются в короткое время; они не должны быть и слишком слабыми, что равносильно корот­кому, хотя и длятся [долго].Что касается времени [упражнений], то сле­дует заниматься ими после переваривания первой пищи во внутренностях и кишках и до второго приема пищи. Нельзя [заниматься] не­посредственно после приема пищи и при пере­полненном [состоянии]. Нельзя также зани­маться на чрезмерно тощий желудок, т. е. через продолжительный промежуток после еды, например, во время // поста или после таких опорожнений, как понос, половое сношение, течения из носа и других органов, изгнания мочи и вскрытие [гнойников].Если возникает необходимость в сильном и вредном движении, то следует приступить к нему осторожно и постепенно,Что касается движения при половом сношении, то оно не должно совершаться на пустой желудок, тогда это возбуждает желчь и другое, о чем будет сказано позже. Не следует также совершать его на чересчур перепол­ненный [желудок] или после кровопускания, послабления, утомительного движения, лихорадки, обморока, слабости в любой форме, после недозрелой и трудноперевариваемой пи­ли, а также при хронических болезнях почек, таких как каменная болезнь, недержание мо­чи, жжение при мочеиспускании или затруд­нение мочеиспускания и диабитис ( в современном понимании - сахарный диабет). А также при болях в суставах, например, подагра, ишиас и тому подобное, при повреждениях чувств и движений, например, онемение и паралич, а также при воспалении глаза и слабости слуха или когда естеству трудно семяиспускание, или при отсутствии полового влечения, по са­мопринуждению без истинного желания.[Следует воздержаться от полового сношения] лицам с сухой натурой, в особенности имеющим и холодную натуру, или лицам, с холодными половыми органами или худой внешностью, а также тем, у кого основные ор­ганы слабы при создании. Отказаться от поло­вого сношения привыкшим к этому также яв­ляется вредным, если у человека имеется сильное влечение и желание к этому после пе­рерыва половой связи; особенно это вредно тем, кто ведет праздный образ жизни и обла­дает тучным телом и полнокровен. О душевных [т. е. психических движениях] будем говорить // после [беседы] о сне и бодр­ствовании.О сне и бодрствовании Виды уравновешения [сна и бодрствования] следующие: они должны иметь место в нуж­ное время, а именно через промежуток вре­мени, когда желудок почувствует облегчение10 от принятой пищи. Предполагаемая продол­жительность сна в среднем около 12 часов, большая часть из которых отводится на ноч­ное время, один или два часа — днем, при ус­ловии приема пищи, если [человек] не при­нял пищу, то дневной сон ему не рекоменду­ется, за исключением особых причин для от­дыха в силу утомления, сильного гнева, раздумья или горя.Чрезмерная бессонница вредна, особенно для лиц худых и с горячей натурой. Чрезмерный сон также вреден, особенно для лиц с тучным и переполненным телом.Что касается опорожнения или задержания [в теле различных выделений], то обычно к ним относятся кровопускание, послабление, вызов потовыделения и мочеиспускания, выде­ление семени, о последнем уже было сказано.Кровопускание должно производиться по необходимости, в зависимости от возраста, привычки, природы и силы [больного], а так­же времени года. Оно не должно производить­ся после движения, при переполнении, вслед за половым сношением и любой переутомлен­ности, за исключением [крайней] необходимо­сти. Нельзя [производить кровопускание] так­же сразу после обильного питья воды или ви­на, возбуждающего соки, а также по мере воз­можности — при слабости сердца и желудка. Кровь надо выпускать в требуемом количестве // в два или три приема в целях утоления болей, затем следует прибегать к покою, из­бегая сна. В случае нарушения этих [правил, организм] окажется предрасположенным к бо­лезням, о которых будем говорить позже.Кровопускание сверх необходимого коли­чества быстро исцеляет причиняющий боль недуг, независимо от того, какой материей он обусловлен, но [следует учитывать], что опора прирожденной теплоты зависит от крови, а опора жизни зависит от прирожденной тепло­ты, поэтому лучше быть осторожным и воз­держаться от этого.Послабление также следует производить, когда организм достаточно крепок, а также при необходимости. [Его следует производить] с помощью средств, выводящих преобладаю­щий вредный сок, и с большим вниманием. После [послабления] и до него не рекоменду­ется сильное движение и половое сношение; после него нельзя пить много воды. Не следу­ет также принимать [слабительные] при нали­чии в желудке обильной пищи; не следует так же принимать пищу после [слабительного], пока не прекратится послабление. В этот день следует сильно облегчить пищу и питье и ог­раничиться самым малым количеством их. К этой же главе относятся также меры, предпринимаемые в случае, когда принятое слабительное не вызывает послабления вовсе или вызывает послабление больше, чем необ­ходимо.Что касается рвоты, то когда она чрезмер­но обильна, вызовет различные повреждения. Своевременный прием рвотных средств при­носит большую пользу, для некоторых людей натощак, а для других после еды. Наиболее подходящее время для этого — зимний сезон. Изгнание мочи не должно быть слишком чрезмерным и // слишком малым. Также и потовыделение.О БАНЕ О вреде бани с неумеренным [воздухом]Абу Али говорит //: говоря вообще, урав­новешение воздуха бани состоит в том, что он не должен быть слишком горячим и слишком холодным, затрудняющим потовыделение. Подробнее говоря, [баня] должна состоять из трех помещений: первое из них должно быть умеренным, т. е. в нем не должно ощущаться ни холода, ни жары; второе — не угнетаю­щим человека, а третье помещение — без па­лящей жары и не препятствующим ровному дыханию. Слишком горячая баня заставляет течь затвердевшие соки в глубь органов, что порождает либо закупорки, либо опухоли, или она поднимает [соки] в голову и вызывает сильную головную боль или сарсам ( имеется в виду воспаление оболочек мозга- менингит); либо способствует просачиванию жидкостей в по­лости [мозга], отчего возникает падучая (обморок) или сакта ( имеется в виду инсульт). При этом падучая [возникает], когда закупорка не полная, а сакта — когда заку­порка полная.Холодная же баня двигает материю в сто­рону потовыделения в недостаточной степени, отчего могут возникнуть различные недуги, а иногда нечто похожее на опухоли и зуд, иног­да — насморк, иногда кишечные колики.Устранение вреда горячей бани. Из средств для питья надо принимать такие гасители, как яблочный и айвовый сироп, сироп незре­лого винограда, напитки из тамаринда, кув­шинки, розы, сиканджубин ( напиток, приготовленный из уксуса и меда или сахара- уксосомед) и другие, без охлаждения льдом.Для смазывания на область печени и серд­ца рекомендуется сандал, настой кориандра и уксус. // Следует приложить на голову лахлаху (лахлаху- ароматическое лекарство сложного состава, употребляемое в виде мази на голову или грудь и путем нюхания) умеренной теплоты и холода из сме­си розового масла и уксуса, погружать ноги в течение одного часа в холодную воду, затем поливать немного этой водой на плечи; через час — обтереть голову той же водой, а после этого понемногу поливать ею тело. При этом вода не должна быть слишком холодной и ее не следует употреблять сразу после горячей ба­ни. После этого предписывают сон на не слишком мягкой постели.Устранение вреда холодной бани. Абу Али говорит: для этого следует приготовить уме­ренно горячую воду, которую натура могла бы легко перенести, и поливать ее на голову незадолго до выхода из бани. Затем проде­лывают длительный массаж, растирание [маслом] с надавливанием и стараются вызвать пот. После выхода из бани надо продол­жить обливание одной лишь головы горячей водой, затем надо окутать голову небольшой чалмой, если жарко, и большой чалмой, ес­ли очень холодно. После выхода из бани ре­комендуется сон. О тех, кто ошибается, входя в баню внезапно и выходя из нее также внезапно Такие люди подвергают себя опасности: если у человека горячая натура, то при вхо­де в баню у него рассеивается прирожденная теплота, затем последуют послабление и пе­ребои сердца. А при выходе их поражают острые катары, ссадина в кишках и боли в суставах. А если человек с холодной натурой, то при [быстром] входе в баню его могут по­стичь сакта, паралич, // перебои сердца, а при ! выходе — застывание, утрата способности двигаться, недержание мочи и дрожь.Лечение внезапно вошедшего в баню че­ловека с горячей натурой. Абу Али говорит: такого человека следует выводить постепенно, в первое помещение и сразу опрыскивать ему холодной розовой водой левую подмышку и надеть на него охлажденную одежду. К нему ничего не должно прикасаться, кроме холод­ной воды. Затем его лечат так, как лечат пострадавшего от сильно горячей бани. А если человек имеет холодную натуру, то делают то же самое, затем дают ему выпить немного яблочного сиропа с незначительной примесью мускусного лекарства, после чего укладывают спать.Лечение быстро вышедшего из бани. Абу Али говорит: если [такой человек] имеет го­рячую натуру, то следует обильно поливать ему на голову горячую воду, ставить на голо­ву припарку — нагретую тряпку и уложить спать. А если он имеет холодную натуру, то его сажают в сильно разогретое помещение и дают нюхать масло жасмина, либо касатикя. либо шиповника. Голову смазывают лахлахой из сумбула и клубней сыти; тело массируют и дают выпить митридат или четырехсоставный терьяк; затем кормят его пищей, содер­жащей чеснок, дают выпить немного чистого вина и укладывают спать. О соленой воде в бане Абу Али говорит: [такая вода] полезна от чесотки и зуда; однако сначала [она] разрых­ляет кожу и затем ее уплотняет. Если не было зуда, то она вызывает его, истощает тело, вредит глазу, вызывает катары и воспаление глаза и притупляет чувства.// О квасцовой воде. Она уплотняет и стягивает кожу, иногда вызывает однодневную ли-юрадку. От нее в слабых организмах может возникнуть спазм. О серной и нефтяной водах. Абу Али говорит: эти [воды] портят натуру кожи тела и располагают к гниению и вызывают катары. Длительное пребывание в воздухе [около этих вод] порождает водянку, но от этого большей частью возникает желтуха. О железистой воде. Купанье в ней прино­сит большую пользу, от нее нет большого вре­да, но если она к тому же еще квасцовая, то уплотняет кожу. Лечение — массаж и обливание. О применении массажа и растирания и купании [в бане]Человек умеренной [натуры] при входе в баню должен сидеть некоторое время в каж­дом помещении и ждать, пока не увлажнится и начнет потеть тело. Затем надо поливать во­лу сначала на плечи и другие органы, потом на голову. Затем брить голову, надавливать и мягко массировать тело, следует обращать внимание на суставы. Причем эти меры не должны причинять неприятность, за исклю­чением больных астмой, которым необходимо отделить соки из легких. А также не следует причинять боль разве только для лиц с незре­лой слизью, которым необходимо растворять имеющуюся в суставах слизь. Об ошибке того, кто производит чрезмерный массаж Абу Али говорит: если человек с горячей или сухой натурой допускает чрезмерность в массаже, то у него произойдет упадок сил и возбуждение желчи, а иногда это приводит к лихорадке. Если у него тело переполнено, то случается движение соков. О мере против этого. // При первом слу­чае лечение производится растиранием кожи розовым и фиалковым маслами; употребле­нием мягкой гасящей пищи, например, из кишка ( кишк- очищенная пшеница или ячмень), джулаб (напиток, приготовляемой из сахара и розовой воды). Если эти [средст­ва] у кого-либо вызывают запирание естест­ва (т.е. запор), тогда следует принимать напиток из кув­шинки. Об устранении вреда соленой воды. Купа­ние в холодной воде с душистой глиной, за­тем в горячей пресной воде, потом легкий мас­саж с ароматным розовым маслом, и, нако­нец, неоднократное купанье в пресной воде.Предотвращение вреда квасцовой воды. После [купания в квасцовой воде] следует выкупаться в пресной воде несколько раз с тщательным промыванием тела, затем сделать сильный массаж до потения, после чего снова купанье, затем растирание ромашковым маслом, либо маслом желтофиоля, затем — сон. Устранение вреда серной и нефтяной воды. Али говорит: [следует] купаться в умеренно холодной воде, затем в горячей, затем вспотеть, после чего купаться в теплой воде - затем смазать [тело] маслом недозревшей розы и поспать. Действие холодной воды в бане. Абу Али говорит: если баня холодная, то действие хо­лодной воды в ней похоже на действие вне­запного выхода из нее, даже сильнее его. Лечение то же самое. Действие горячей воды в бане. Абу Али говорит: оно похоже на действие жаркого воз­духа в ней, даже сильнее его. Однако в силу непродолжительности времени оно//менее действенно. Поскольку это не отражается на сер­дце, оно менее вредно для него. Лечение его похоже на лечение [от горячего воздуха]. Еще дают пить напиток из тамаринда. Если это вызывает понос, то дают напиток из айвы, яблок и незрелого винограда. Об ошибке того, кто сократил пребывание [в бане] Абу Али говорит: обычно после этого воз­никают боли в суставах и растяжение муску­лов. Иногда следует однодневная лихорадка. Лечение проводится купанием в теплой воде, осторожным растиранием ромашковым маслом или свежим оливковым маслом, если этим не успокоится [боль], то нужно произве­сти кровопускание на второй день после бани. О тех, кто проделал утомительные движения до или после бани. Абу Али говорит: что касается умеренной бани, то она не причиняет большого вреда то­му, кто совершает чрезмерное движение и хо­чет двигаться после еды. Если человек не за­держится в бане столько, чтобы обильно вспо­теть, или остается в ней лишь до увлажне­ния тела, тогда [баня] принесет даже пользу тому, кто совершал утомительные движения.Баня может принести вред тому, кто оста­ется в ней до тех пор, пока она отнимает у него влаги больше, чем предоставляет ему. Тот, кто подвергся такому воздействию, будет страдать худосочием, — если усилится согре­вание сердца, или водянкой — поскольку рас­сеивается прирожденная теплота и охлажда­ется натура внутренностей. Устранение этого. Купание в холодной во­де, обливание головы теплой водой зимой, хо­лодной водой летом, а также парным моло­ком, // протирание суставов слизью алтея со смесью фиалкового масла. Также питье силь­но разбавленного белого вина, кушанье буль­она с разрубленным мясом птицы и ягненка. Когда появляется холод во внутренностях, то признаком этого -служит плохое переварива­ние, вздутие и кислая отрыжка. Это лечат пу­тем приема лекарства из куркумы, капанья в уши фиалкового масла, особенно у кого уве­личилась желчь. Масло желтофиоля полезно тем, у кого охладились внутренности. Длительное пребывание в бане. Абу Али говорит: это равносильно интенсивному дви­жению и лечение его такое же. Баня [сразу] после приема пищи. Абу Али говорит: это ведет к образованию закупорок в печени и в сосудах ввиду притягивания не переваренных питательных веществ к поверх­ности организма в силу движения жидкостей вместе с потом. От закупорки возникают со: ответствующие недуги, например такие, ко­торые обуславливаются прекращением посту­пления питательных веществ к поверхности организма, а также периодический понос и гнилостные лихорадки, потому что закупорка является одной из причин гниения.Его лечение: надо принимать сиканджу-бин из семян30, произвести легкое опорожнение при помощи ийараджа фикра (это слабительное сложного состава) и в течение не­скольких дней употреблять легкую пищу. О тех, кто выпьет в бане холодные напит­ки, например, фукка и холодную воду. Это весьма опасно, так как холодная жидкость,// оказавшись в желудке в такое время, когда в бане у человека раскрываются поры и раз­рыхляются проходы, сразу воздействует на печень и сердце и сильно охлаждает их, из­нуряет их прирожденную теплоту, обессили­вает все внутренние органы и предрасполага­ет к водянке. Устранение. После бани надо выпить не­большое количество чистого вина или при­нять одну дозу мускусного лекарства или ле­карства из лакка32, или лекарства из курку­мы, или митридата33, или поставить припар­ку на печень и сердце — горячую тряпку, и употреблять пищу с пряностями. Капуста об­ладает особым свойством устранения указан­ного вреда. Из зелени — девясил, а из напит­ков употребляют напиток из моркови, горь­кой полыни и пажитника голубого. Вход в баню при переполненном теле. Абу Али говорит: это тоже представляет большую опасность, потому что вызывает' гниение за­пертых в теле соков и приводит их в движение, [образует] опухоли во внутренних орга­нах, например, плеврит, воспаление легких • болезни печени; могут возникнуть также повреждение мозга и его опухоли. Лихорад­ки очень близки к ним. Устранение. Абу Али говорит: если после этого появилась тяжесть, растягивающее или, опухолевое утомление, то следует немедля произвести кровопускание и выпустить значи­тельное количество крови, если это устраняет [болезненное состояние] и человек успокоится, [то хорошо]. В противном случае следует выз­вать опорожнение при помощи фруктовых и противогнилостных напитков, например, сгу­щенного сока сливы, // айвы, яблока и других, а также область печени и сердца смазывают подходящими мазями, такими, как мазь из кориандра, уксуса и паслена с небольшим ко­личеством камфоры и сандала.^ О ДВИЖЕНИЯХ О чрезмерном (продолжительном) движении Абу Али говорит: чрезмерное движение сначала сильно разогревает и сушит тело, а затем в конце концов охлаждает его. Первич­ный вред от него — гниение [соков] и переход дурной материи в глубь органов, вторичный вред — холодные болезни нервов, упадок сил) а иногда сердцебиение и потеря сознания. Устранение. Летом следует умываться хо­лодной водой, а зимой пресной теплой водой.// Затем окуривать камфорным курением, хле­бать бульон из рубленого мяса и гороха, но не злоупотреблять. Затем растирать суставы маслом и вызвать пот, капать им в уши, поли­вать голову парным молоком, затем немного поспать и отдохнуть. Вначале облегчают пи­тание, ограничиваясь яичным желтком всмят­ку, крылышками птицы, затем постепенно пе­реходят к [другой] пище. А при упадке сил употребляют крепкий мясной бульон с неболь­шим количеством душистого вина. Об интенсивном движенииПо своему согревающему действию оно близко к чрезмерному [движению], но растворяет [соки] меньше. Устранение. Больше следует обращать вни­мания на изменение горячей натуры, нежели 1а поднятие силы с помощью пищи. Поэтому следует пить фруктовые сиропы и холодную юду после успокоения сердца и пульса. О длительном покоеПри этом порождается сырая материя, сухожилия при движении перестают подчиняться мускулам и притупляются чувства. Устранение. Если такое состояние затянулось, следует произвести опорожнение с помощью пилюль устумахикун или кукайат. 1сли оно было непродолжительным, то следует проделать сильные физические упражнения) надавливание и массаж в бане. Движ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Great Gatsby Essay Research Paper Francis
Реферат Вооруженный конфликт с Японией в районе оз. Хасан в 1938 г.
Реферат Проектирование физкультурно-оздоровительного комплекса
Реферат 1. Общие данные
Реферат Конструирование и расчет технических средств коллективной защиты работников от воздействия вредных производственных факторов
Реферат Философская вера
Реферат Инвестиции. Понятие инвестиций
Реферат Народний ансамбль Казахстана
Реферат Beyond The Horizon And Diff
Реферат Сакральный текст в литературном произведении: «Студент» А.П.Чехова и «Гроза» В.В.Набокова
Реферат Характеристика деятельности ОАО "Белебеевский ордена "Знак Почета" молочный комбинат". Маркетинговые возможности предприятия
Реферат Questions And Answers About Random Philosophers Essay
Реферат Дуалізм давніх релігій та демонічні персонажі в романі МА Булгакова Майстер і Маргарита
Реферат Мотивация деятельности в менеджменте
Реферат Патентное исследование на тему "Изготовление свинцовых пуль для стрелкового оружия"