Общечеловеческое звучание стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» Урок изучения творчества А.С. Пушкина в 9 классе.Филонова Лидия НиколаевнаЦель урока: донести до учащихся мысль А.С. Пушкина о том, что причиной социальной катастрофы является нарушение нравственного закона равенства человека человеку; побудить их к размышлению о собственном отношении к окружающим людям; научить девятиклассников понимать, что за образами-символами скрыты размышления, чувства поэта.Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества. А. П. КуницынХод урока^ 1. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с лирикой А.С. Пушкина. Нам предстоит познакомиться с очень сложным, философски звучащим стихотворением «Анчар».^ 2. Чтение учителем стихотворения. Понять поэтическую мысль стихотворения нам помогут сообщения.3. Индивидуальные задания. Сообщения об истории создания произведения. 3.1. Многие литературоведы считают, что образ «дерева яда» в стихотворении А.С. Пушкина связан с древним преданием аборигенов с острова Ява. Путешественник Фурш рассказал, что «земля на четыре и пять часов около около сего дерева суха и не производит никаких плодов: за шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого живого там не видали… Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за ядом, они соглашаются на это, поскольку терять им нечего; в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание». 3.2. В альманахе «Северные цветы» в 1832 году было опубликовано стихотворение «Анчар» без высочайшего на то соизволения. В этом Пушкина упрекнул Бенкендорф, шеф жандармов, который усмотрел связь между политической обстановкой в стране после 1825 г. и стихотворением. Пушкин в письме к Бенкендорфу написал, что «обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом ДЕРЕВО (выделено Пушкиным) будут разуметь конституцию, а под словом СТРЕЛА (выделено Пушкиным) самодержавие». Пушкин напечатал стихотворение через четыре года после написания. В девяти строфах стихотворения им сделано двести исправлений. Поэт очень хотел напечатать произведение, пошел на риск: опубликовал его, обойдя цензуру.^ 4. Анализ стихотворения. Что же такое «Анчар» - поэтическое переложение интересной истории или философская притча об общих законах жизни природы и человека? Можно ли найти ответ в первой строфе стихотворения? Образ одинокого во всей вселенной древа не соотносится с преданием из жизни явайских аборигенов. У стихотворения филолософская природа. Какова тема стихотворения? Её поможет определить композиция. Из скольких частей состоит стихотворение «Анчар»? 1 часть - 1-5 строфы о природе и ядовитом дереве. 2 часть – 4-9 строфы о рабе и господине, т.е. о людях. Значит, тема – природа и человек. Обратимся к первой композиционной части стихотворения «Природа».^ Первая строфа. Изобразите схематический рисунок первой строфы. Ученики графически изобразили Вселенную в виде круга (любопытно, что в древних мифологических изображениях круг является обозначением Вселенной), а анчар поместили в центре. Как подчеркивает Пушкин его одиночество? «Один во всей вселенной».^ Вторая строфа. Что такое анчар? Древо яда, с «мертвыми ветвями», с ядовитым корнем. Древо смерти как символ высшего воплощения зла в мире.Что подчеркивает Пушкин в описании природы? Безжизненность. Пустыня в стихотворении представляет Вселенную. Эпитеты «чахлая и скупая», «жаждущие степи». Чего не хватает в пустыне? Влаги. А это начало жизни и добра. Почему появилось древо смерти? «Природа жаждущих степей его в день гнева породила». Отсутствие влаги привело к превращение степи в безжизненную пустыню. Зло воцарилось в мире. Причина - бездействие добра. Какой закон жизни «зашифровал» Пушкин во второй строфе? Если бездействует добро, то зарождается и начинает действовать зло.^ Третья строфа. Как нарисовано зримая картина накопления зла в мире? «Яд каплет сквозь его кору». Создается ощущение, что слышишь даже падение капель: растопясь – каплет – застывает. ^ Четвертая строфа. Она едва ли не самая важная в раскрытии поэтического замысла стихотворения. Существовало несколько ее вариантов. Какой же закон природы «зашифровал» поэт в этой строфе? Все живое сторонится зла. Тигр и птица – одушевленные существа, символизирующие жизнь. Вихорь неодушевленный. Что он символизирует? Стихийные силы природы не одушевленные, лишёные чувства и разума. Только они могут быть носителями зла в мире. Зло, вихорь, не способен уничтожить мир. С чем в реальной жизни можно сравнить действие вихря? Землетрясение, тайфун, смерч. Но это единичные бедствия. Они не разрушают общее движение жизни. Каково звуковое оформление строфы? Эмоциональное напряжение подчеркнуто аллитерацией – рычащий [ р]. Использование старославянизма – тлетворный (несущий смерть).^ Пятая строфа. Кто является носителем жизни в этой строфе? Тучи, дождь (Влага – жизнь- добро). Поэт подводит итог размышлению о мироустройстве. Какой жизненный закон мы «расшифруем» здесь? Если добро приходит с опозданием, оно отравляется злом.Важнейшей в раскрытии замысла поэта является вторая часть стихотворения. Кто главное действующее лицо? Человек. Он отсутствовал в первой части стихотворения. Теперь он вторгается в ход мирового процесса. Каковы же будут результаты этого вторжения? К каким строчкам первой части относится союз но? К четвертой строфе. Каковы отношения между стихотворения в начале второй части? «Но человека человек…» Отношения равенства. Что разрушило равенство? Власть! Власть одного человека над другим. Безграничная власть. Она стала причиной разделения людей на «непобедимого владыку» и бедного раба. И так два уровня отношений между героями – равенство и неравенство. Обратимся к эпиграфу урока. Что такое равенство? Согласно Куницыну, равенство есть естественноприродное состояние человеческого общества и одновременно единственно нравственное, потому что основано на законах самой природы. Нарушение нравственного закона – равенства человека человеку – и природного закона – «сторониться зла» - привело к разделению людей на «непобедимого владыку» и «бедного раба». Но почему Пушкин, веривший в конечное торжество свободы и равенства над тиранией, назвал в стихотворении «Анчар» владыку непобедимым? Причина в рабе: он «послушно в путь потек». Непобедимость владыки основана на слепом повиновении раба. Чем же это рабское послушание обернулось для человека? «Принес», «ослабел», «лег», «умер». Но смерть этого человека наступила раньше: раб «потек», т. е. уже утратил человеческий облик. Для чего Пушкин изображает последствия действий раба и владыки? С чем соотносит поэт князя? С вихрем. Он точно так же сеет зло и смерть в мире, как и вихрь, слепая и неразумная сила природы. Но в чем их разница? Князь намного страшнее, т. к. зло в его руках стало целенаправленным – «послушливые стрелы»; Оно теперь грозит катастрофой всему живому. От него не спастись. Князь завладел разрушительной силой мирового зла. Кто же виноват в изображенной Пушкиным мировой катастрофе? Виноват прежде всего раб, потому что добровольно согласился стать орудием убийства в руках своего господина. Непобедимость, всесилие князя зиждется на рабской покорности. И именно слепое повиновение чужой воле – причина всех катастроф. Так Пушкин в стихотворении «Анчар» поднял важные нравственные проблемы, актуальные для любого времени.5. Домашнее задание. Страница 109 учебника, стихотворение наизусть.