Реферат по предмету "Разное"


А. Ф. Лебедева г. Томска программа

Проект ООП НОО МОУ СОШ №14 имени А. Ф. Лебедева г. Томска ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания в МОУ СОШ №14 имени А. Ф. Лебедева г. Томска создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач школы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственныеобязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений.^ Схема:Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьниковв МОУ СОШ №14 имени А.Ф.Лебедева г.ТомскаТРУД Творчество Наука ЗДОРОВЬЕ «Национальный воспитательный ИДЕАЛ»качества личности(цель) СТРАНА Патриотизм Солидарность Гражданствен-ность Культура ЧеловечествоКРАСОТА ДОБРО Человек. Семья ПРИРОДА ^ 1. Цели и задачиЦель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.^ Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника. Переведя все основные ценности в форму желаемых качеств личности, мы получаем примерно такую модель. Добрый, не причиняющий зла живому. Честный и справедливый. Любящий и заботливый. Трудолюбивый и настойчивый. Творящий и оберегающий красоту мира. Стремящийся к знаниям и критично мыслящий. Смелый и решительный. Свободолюбивый и ответственный. Самостоятельный и законопослушный. Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой. Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам. Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города, России). Толерантный (уважающий других, не похожих на него). Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться. Основные приоритеты школы: Качество обучения учебным предметам. Компетенции и навыки. Социализация обучающихся: коммуникабельность, толерантность, навыки общения со сверстниками и взрослыми; инициативность, умение работать в команде, становиться лидером; умение формулировать, обосновывать и отстаивать свое мнение, разрабатывать проекты и реализовывать их. 4. Самоопределение обучающихся: познание самого себя, выбор жизненного пути на основе интересов, склонностей и проявившихся способностей.Воспитательная модель школы включает следующие этапы: Предшкола «Школа адаптации»; Начальная школа «Школа здоровья» 1-4 класс; Основная школа «Школа самоопределения» 5-8 класс; Старшая школа «Школа самореализации» 9-11 класс (предпрофиль, профиль).Начальная школа «Школа здоровья» 1-4 классФормирование и развитие самоорганизованности, самостоятельности, активной жизненной позиции.Формирование навыков проектной деятельности.Обеспечение всех учащихся начальной школы горячим питанием.Формирование активного здорового образа жизни: каждый месяц специализация на одном из видов спорта, завершающаяся общешкольным спортивным мероприятием;раз в четверть «День Семьи», направленный на совместную деятельность обучающихся и родителей с представлением её оформленных результатов и общешкольным (1 раз в полугодие) мероприятием «Мама, папа, я – дружная семья».Основная школа «Школа самоопределения» 5-8 классУвеличение числа реализуемых программ дополнительного образования:стремление к 100% занятости обучающихся во внеурочное время в кружках, секциях, на курсах;увеличение доли программ дополнительного образования на базе школы.2. Введение в штатное расписание должности - тьютер.3. Формирование социальной активности обучающихся, через систему общешкольных мероприятий.Старшая школа «Школа самореализации» 9-11 класс (предпрофиль, профиль)Реализация концепции профильного обучения.переход преподавания предпрофильных и профильных элективных курсов на исследовательские и проектные технологии;участие обучающихся в профильных пробах;активизация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня.2.Взаимодействие с ВУЗами, студенческими бизнес-инкубаторами, социальными партнерами.1.2. Задачи: В Программе используется систематизация ценностей – по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников.Направления воспитания: ^ ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ;Человек и люди: Жизнь человека Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор Взаимозависимость интересов личности и общества Свобода и права личности Честь и достоинство Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности Дружба и взаимопомощь Справедливость и милосердие Духовная безопасность («добрый человек в мире, где есть зло») Семья: Любовь и верность Здоровье, достаток Почитание родителей Забота о старших и младших Забота о продолжении рода. ^ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ;Патриотизм: Любовь: – к близким, друзьям, школе, – к своей малой родине, – к своему народу, – к России, и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам. Гражданственность: Долг (перед семьёй, предками, страной) Служение Отечеству Закон и правопорядок Правовое государство и гражданское общество Многообразие культур и народов единой страны Равенство культур и народов России Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей) Традиционные религии и светская культура: Свобода совести и вероисповедания Представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение, религиозная жизнь) Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами. Человечество: Многообразие культур и народов мира Равенство и независимость народов и государств мира Мир во всем мире Международное сотрудничество Прогресс человечества^ ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ:Труд и творчество: Трудолюбие (значимость труда и потребность в нём) Созидание и творчество (самоценность труда) Уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Целеустремлённость и настойчивость Наука: Знание Стремление к истине и критичность мышления. Научная картина мира^ ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: Здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное) Здоровье личное, близких и всех людей Здоровье человека, общества и природы Здоровый образ жизни ^ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: Жизнь и эволюция Природа родного края Заповедная природа Планета Земля Экологическое сознание ^ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: Духовный мир человека Красота в творениях природы и человека (искусство) Гармония^ 2. Содержание воспитательной работы (примерные формы) Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. Однако, как уже говорилось, воспитание для педагога – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир. Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок. Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п. Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Вспомним поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций. Именно в этом случае в педагогике мы называем такое дело официальным словом «мероприятие». Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности. Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе. ^ Осмысление и ощущение духовной ценности – это знакомство с конкретной важ-ной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность в беседах со взрослым, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Например, ребёнок видит фильм о природе, поражающий его своей красотой, обсуждает со взрослым, «что такое «красота», пытается оценить, что красиво, а что нет на предложенных картинках. Либо ученик оценивает речевую ситуацию и отмечает вежливое/невежливое поведение ее участников. Таким образом, ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, на словах. Поэтому далее в Программе такой уровень освоения ценности будет называться «Слова». ^ Действие, направляемое ценностью, – это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Примеры: ребенок, листая фотоальбом, отбирает «красивые» и «некрасивые» фотографии; долго переделывает свой рисунок, «чтобы было красиво»; начинает убирать и украшать свою комнату. В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле. Слово также может являться делом, когда ребёнок в конкретной ситуации с помощью слова совершает добрые поступки (поздравляет с днём рождения, с праздником, утешает другого или радуется успехам одноклассника и т.п.). Поэтому далее в Программе такой уровень освоения ценности будет называться «Дела». Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо». Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности. В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые, мы убеждены, нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий: 1)^ Моделировать ситуации, требующие нравственного выбор


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 октября 105 лет со дня рождения В. Горовица (1904-1989), американского пианиста, уроженца России
Реферат Расовая демократия
Реферат Анализ производительности труда отрасли животноводства
Реферат Атласов Владимир Васильевич
Реферат Этническая общность и ее признаки
Реферат План рахунків бухгалтерського обліку активів капіталу зобов язань і господарських операцій під
Реферат Формирование интереса к творчеству Чарушина у детей дошкольного возраста
Реферат Применение программного комплекса AnsysIcem к решению задач химической промышленности
Реферат Петер Пауль Рубенс и Рембрандт Харменс ван Рейн
Реферат Качество образования в Республике Казахстан: технология переориентации на результаты
Реферат Шпаргака по психологии (укр)
Реферат Brigham Young Essay Research Paper
Реферат Формы общественного участия при оказании влияния на органы власти
Реферат Технология изготовления болтов методом холодной штамповки
Реферат Открыл совещание с приветственным словом руководитель Федерального казначейства Артюхин Роман Евгеньевич