Реферат по предмету "Разное"


А. черникова

О.А.ЧЕРНИКОВА, МОУ СОШ № 13 с УИОП, г. Электросталь, Московская обл. Ода алмазуИнтегрированный урок, 10-й класс Блестящее будущее рисуется нам для алмаза, если человек сумеет овладеть тайнами его получения.А.Е.ФерсманЦели урока, углубить знания по физике твёрдого тела; рас­ширить политехнический кругозор; развивать познавательные спо­собности школьников, воспитывать стремление к знаниям, Инте­рес к предмету.^ Наглядные пособиямодели кристаллических решёток ал-,маза и графита; стенд с открытками «Алмазный фонд России»;географическая карта мира; периодическая Системахимическихэлементов Д.И.Менделеева; таблица «Физические свойства ал­маза и графита». ■■■.■■.■■ . ; : • / ..^ Ход занятияУчитель физики. Алмаз! С этим словом ассоциируется пред­ставление о несравненном блеске и непревзойдённой твёрдости. Со вторым свойством связано название минерала, которое про­исходит или от арабского слова ал-мас— твердейший;Мто1 греч. а2с)а1тап1о\/ [адамантос] — несокрушимый. Алмазы из­давна Использовались в качестве самых изысканных украшений, служили валютой. Прозрачные бесцветные или красиво окра­шенные кристаллы алмаза, пригодные для огранки, являются дра-; гоценными камнями первого класса, так же, как сапфир, рубинУ изумруд и т.д. Ювелиры разделяют алмазы почти на 1000 сор­тов в зависимости от прозрачности, тона, густоты окраски и ми­неральных включений' г^ Ученица Данина Мария (читает свое стихотворение «Одаалмазу»). , : \ ' Сверкающее чудо, чистейшее созданиеИскрится каждой гранью в браслете на руке.Ты красотой добился всемирного признания.А свойствами своими побьёшь рекорды все.Прочнее старой дружбы и твёрже убеждений, ' ."Сравниться с твоим блеском способна лишь звезда.Ты будешь неизменно любимцем поколений " И лучшим украшением великолепных дам.^ Учитель физики. Кристалл алмаза является хорошим про­водником тепла. При трении он электризуется. Некоторые алма­зы обладают полупроводниковыми свойствами и относятся к по­лупроводникам р-типа. Предполагается, что полупроводниковые свойства алмаза обусловлены наличием в них примеси бора. Плотность алмаза 3500 кг/м3, плотность графита 2100 кг/м3. Различие свойств алмаза и графита объясняется различием их | кристаллических структур. В природе не встречаются вещества твёрже алмаза. Алмаз — самое износостойкое вещество. Алмазный резерв 150—200 раз ; менее подвержен износу, чем резец: из сверхтвёрдых сплавов. Чистые кристаллы алмаза прозрачны не только для света, но !и для рентгеновских лучей, что позволяет легко определять ал-| мазы среди сходных по внешнему виду минералов, а также от- личать их от всевозможных подделок. Алмаз сильно преломляет и отражает световые лучи, но ещё обладает важным оптическим свойством, обуславливающим исключительную красоту этого камн*]. Оно заключается вбольщом различии показателей пре­ломления для лучей разного цвета. Благодаря высокой диспер­сии алмаз разлагает белый свет на составляющие его цвета. По этой причине один и тот жежамень кажется окрашенным в раз­личные цвета в зависимости от расположения источника света. Высокое светопреломление .и дисперсия создают неповторимую игру алмазов — переливы всех цветов радуги внутри камня при медленном его вращении.^ Учитель химии. Химическая формула алмаза — С. Алмаз и графит — это две аллотропные модификации углерода. Физи­ческие свойства алмаза и, графита обуславливаются их строени­ем, основные показаны в таблице: Алмаз Графит- Очень твёрдыйЭлектрический ток не проводит Плотн 3500 кг м Мягкий.-Легко расслаивается на от­дельные мельчайшие пластинкиЭлектрический ток проводит относи­тельно хорошо .'■■.: Особая твёрдость алмаза обусловлена тем, что в его крис­таллической решётке каждый атом углерода связан ковалентны-ми связями с*четырьмя другими атомами, размещёнными вокруг него на одинаковых расстояниях. Эти связи по всем направлени­ям одинаково прочные. В графите же атомы располагаются сло­ями, и расстояние между атомами, расположенными в разных слоях, гораздо больше, чем между атомами в одном слое. То, что графит и алмаз .состоят из атомов одного и того же элемента — углерода, — можно убедиться при сжигании обоих веществ. В результате сгорания образуется только ок­сид углерода (IV). Доказано также, что при определённых условиях алмаз превращается, в графит; а графит — в алмаз. Так, например, если алмаз без доступа воздуха нагревать выше 1000 °С, то он постепенно превращается в графит. Наоборот, если графит в присутствии катализаторов нагревать от 1200 до 1600 °С .под давлением 104 МПа, то он превращается в алмаз. Высокая температура приводит к разрыву внутриатом­ных связей графита, а высокое давление содействует пере­стройке атомов в кристаллическую решётку алмаза. Так полу­чают искусственные алмазы. Английский химик С.Шённант в 17^8 г. проделал опыт: сжёг одинаковые количества алмаза и угля и убедился, что образуют­ся совершенно одинаковые объёмы оксида углерода (IV). Этим было доказано, что алмаз является аллотропной модификацией углерода. Алмаз химически инертен, он не окисляется и не взаимодей-111^ Физика № 18/07ствует ни с одной из известных кислот и щелочей,: причём лю­бой концентрации и даже при.их подогревании. _ ;;.,;•;ч Алмаз не уступает по твё ораторных ;:условиях веществу борозону, но менее устойчив к окислению привысоких температурах. .-:': ' Алмаз — самое твёрдое, но не самое прочное вещество: его Г легко разбить молотком или сжечь в струе кислорода при темпе- . ратуре выше 720 °С.^ Учитель географии. До второй половины XIX в. все алма­зы добывались россыпью>долинах как современных, так и дав­но исчезнувших рек. БлаУодаря своей твёрдости алмаз можетперекатываться водными потоками на большие расстояния, по­этому поиски коренных месторождений в непосредственной бли­зости от россыпей долгое время оставались безрезультатными.Только в 1871 г. в Южной Африке у местечка Кимберли былообнаружено первое коренное месторождение алмазов. Содер­жащая алмаз горная порода получила название кимберлит.Сегодня на планете известно более 1000 месторождений этойгорной породы. ' -'■' ■ ■".■■ ' .; На территории России. первь|й выход кимберлита обнаружен в 1954 г., он был назван «Зарницей». Честь^его открытия при­надлежит ленинградскому геологу Л/А.Попугаевой. Алмазы из кимберлитов и россыпей ничем не различаются. Средняя масса алмазов в различных месторождениях колеблет­ся от сотых долей до 1 карата (Т карат = 200 мг). Алмазы вместес другими тяжёлыми минералами концент­рируются в нижней части рыхлых речных отложений. Доволь­но часто встречаются россыпи, возникающие в процессе спол­зания выветренного кимберлита на склонах гор. В знойныхпустынях; где сильные ветры дуют почти всегда в одном на­правлении, встречаются так называемые эоловые россыпи. Ониобразуются при выносе (выдувании) ветром глинистых и лёгкихпесчаных частиц. . ; , ';.:,/ - ••.■'■■ Обогащенные алмазами кимберлиты находятся в южной по­ловине Африки и Средней Сибири. Из общего количества до­бываемых во всем мире алмазов африканские месторождения дают98%. Важную роль в добыче алмазов играют Анголау На­мибия, Сьерра-Лёонё. Большое количество преимущественно технических камней добывается в Гане. Значительно реже алма­зы встречаются в других районах. В качестве примера можно указать месторождение в штате Минас-Жераис (Бразилия), где встречаются камни массрй свыше 7—8 карат. Не случайно здесь во времена рабства существовал обычай' отпускать на свободу невольника, нашедшего алмаз;более 17,5 карат.- - .■.'..■■■-■--■■■■■ : Самый большой из всех известных алмазов, «Кулинан», най­ден в 1905 г. в Южной Африке. Его масса 621 г, а размер 10 Г 6,5 Г 5 см. В Алмазном фонде России хранится один из самых? больших и красивых алмазов в мире — «Орлов» (37,92 г).^ Учитель истории. Исключительность свойств алмаза порож-. гдала множество легенд, в которых наряду с чистейшим вымыс­лом встречались иописания некоторых реальных свойств камня.Так, по мнению древних индусов, алмазыобразуются из «пятиначал природы»: земли, воды, неба, воздуха и энергии. Многиеиндийские и арабские легенды об алмазе были повторены в:1:',начале нашей эры в работе древнеримского естествоиспытателя :;•Плиния Старшего: «Человек должен носить алмаз с левой сто- ;роны, поскольку тогда камень оказывает, большее действие. Ал­маз передаёт владельцу твёрдость и мужество,'сохраняет членыего тела. Он даёт, человеку победу над врагами, если дело егоправое. Алмаз придаёт и сохраняет остроту ума, предохраняетот разгула, печали и колдовства, от.фантазий и злых духов.';Никакой дикий зверь не осмелится напасть на человека, кото­рый носит алмаз. Алмаз делает человека более серьёзным, вы­лечивает его от лунатизма». . :; ■ --'.- - ? ;5 В китайских легендах, относящихся к IV в. н.э., рассказыва- ■ 'ётся, что в королевстве Фу-Най добывают алмазы, которые мо-: гут'резать яшму. По своему виду они напоминают плавиковый■! шпат и растуг подобно Ьталактитам на дне моря, на глубине в* сотни метров. Пловцы ныряют за ними утром и выплывают только ; к концу дня. При ударе по алмазу молотком алмаз остаётся 1 неповреждённым, а молоток раскалывается^ Однако если удар ■ нанести бараньим рогом, то алмаз разламывается, как лёд. й. Плиний.Старший; а вслед за ним и другие учёные древности, I утверждает, что алмаз родится только в золоте и'вместе с золо- ■ том. Кое-где в мире действительно имеются россыпи, в которых | присутствуют и алмаз, и золото. В коренных месторождениях, ] однако, алмазы с золотом никогда не встречаются вместе, по-' скольку связаны с совершенно различными по составу и строе-1^ НЙЮ ГОРНЫМИ ПОрОДаМИ; ' \ : " . . :::! /;; Крупные алмазные камни встречаются в природе крайне ред-|ко. Их находка становится событием, им присваиваются даже;собственные имена, в мире они все наперечёт. ■■■■... - ■ | :-■■■:•',' ^ Учитель биологии. В известной сказке о путешествии Синд-| бада-морехода рассказывается о хитроумном способе добычи^ алмазов. Где-то в далёкой стране будто бы есть необычно глубо-1 кое ущелье, дно которого усеяно алмазами. Доступ к сокрови-;] щам преграждают несметные полчища огромных змей. Однако! люди нашли способ извлекать драгоценные камни и оттуда. Для| этого с окружающих гор они сбрасывают в ущелье большие кус-| ки мяса. Алмазы прилипают к мясу; а огромные орлы уносят их| в свои гнёзда. Смелью и ловкие искатели добираются до орли-| ных гнёзд и собирают/сверкающие кристаллы... В этой сказке!: есть два. мойента, которые увязываются с фактическими данны-1 ми; Одним из них является способность алмаза прилипать к жй| рам, а второй — «поёрёдничёская» роль-птиц. ■'..-:,)'л. Существуют.многочисленные и достоверные данные, относя-!щиеся кХ1Хв. В раннемяёрирде истории алмазных разработок]в Южной Африке считалось выгодным разводить домашнюю!птицу. Птицы рылись в отвалах горных выработок и, завидев!блестящие зёрна, проглатывали их. Зоб каждой зарезанной пти-|цытщательно осматривали, .надеясь найти драгоценный крис-3талл. Надежды эти нередко'оправдывались. Так, например, до-]кументально засвидетельствованб, что в зобу одного голубя, уби-!того на территории алмазного/рудника, были обнаружены 2|алмаза массой 5,5 карата. :■■■.-■ .■■..■. ■_■•.■ ' ;| В русских газетах второй половины XIX в. сообщалось об]уральской курице, которая снесла алмаз; : ■ I ^ Ольга Алексеевна Черникова ~ учи-тель физики и астрономии высшей кв ;-.' лификационной категории, классньи; руководитель 8М класса, лауреат кон • ■' курса «Лучшие учителя России-2006^Учитель литературы. Запишите творческое домашнее за|дание: вспомните пословицы и поговорки на тему «Алмаз Ш.труженик»; составьте кррссворд с ключевым словом «алмаз». ■... [Пример выполнения ■ Мал карат, да трудиться рад ■ Маль!.караты,, да трудом богаты -Лентяй когда-то был ал маз, теперь щтрудится на нас • В: соревнованиях первым будешь, если при.алмаз не позабудешь ■ Алмазу дело поручишь — большую при-}быль получишь -Алмаз в работу запряжёшь — свои силы сберйжёшь.) |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет в России: основные направления развития
Реферат Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости скарлатиной за период с 1996 по 2006 г включительно
Реферат Развитие школ в США
Реферат Основы организации работы по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях
Реферат «За Кремлёвской стеной» (Заочная экскурсия по Московскому Кремлю) Цель
Реферат Physician Assisted Suicide Essay Research Paper Kirk
Реферат Вплив процесу інформатизації суспільства на розвиток інформатизації освіти
Реферат Drugs In Football Making An Appropriate Decision
Реферат Виды литературно-художественных книжных изданий
Реферат Промисловий переворот в Росії в першій половині XIX століття
Реферат Україна під владою Польщі
Реферат Педагогические идеи Абу Райхона Беруни
Реферат Нелегальные рубки и торговля древесиной
Реферат Кафедра філософії та релігієзнавства
Реферат Оформление патентных прав