Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени А.С.Пушкина муниципального образования Тимашевский район«Устное народное творчество(фольклор) Кубани:традиции, обряды, песни, игры, зимние забавы…»Урок подготовила и провелаучитель кубановедения,русского языка и литературыЦикунова Ольга Анатольевна 2011 г.1Тема: Устное народное творчество (фольклор) Кубани: традиции, обычаи, забавы, игры...Цель: - показать значение знаний о чрезвычайно строгом в казачьей среде соблюдении традиций, обычаев, поверий, которые являлись жизненно - бытовой необходимостью казаков; закрепить знания об устном народном творчестве (фольклоре) Кубани; развивать эстетический вкус, приобщая детей к родной культуре; воспитывать любовь к своей малой родине-Кубани через знакомство детей с бытом и жизнью казаков, их традиций и обычаев.Оборудование: - стенд «Моя Кубань»; - выставка книг «Литература Кубани», музыкальное оформление к танцу, запись на доске, мультимедийная презентация.^ Ход урока: Сообщение темы урока.Вступительное слово учителя. (слайд № 2) -Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока. Начинаем урок кубановедения, посвящённый литературе устной, а именно фольклору Кубани.(Подходит учитель к стенду «Моя Кубань»). Учитель рассказывает стихотворение, показывая на стенде.2Учитель: Моя Кубань... Какая она?.. А здесь, высокие горы, степные просторы, Приморского берега грань. Леса и поляны, сады и лиманы-Всё это вместила Кубань.Ученик: Кубань - земля такая: От хлеба золотая Степная сторона. Гостей она встречает И песни запевает, И душу открывает — Прозрачную до дна.Ученик:Казачка огневая Красива, молода, Кубань - земля такая: Однажды приласкает -Полюбишь навсегда!Учитель: (возле портрета А.С. Пушкина). В 1820 году А.С.Пушкин посетил кавказкие просторы, познакомился с местными легендами и поверьями, сказками, а самое главное, с богатым на пословицы и поговорки кубанский язык.Ученик: А.С. Пушкин писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками. Яркие цвета преобладают в их одежде и природе: красный, жёлтый, зелёный, синий, золотой... Такие же яркие у них и черты характера. Эти люди задорные и сильные, жизнелюбивые и радостные. А самое главное - эти люди умеют любить по - настоящему».3Учитель: (слайд №3) А теперь запишем тему нашего урока в тетрадь и значение словарного словаФОЛЬКЛОР - это совокупность произведений народного творчества (традиции, обряды, колыбельные и т. д. ) - А что такое традиции, обряды мы уже знаем из предыдущих уроков по литературе Кубани. -Дети! На нашей Кубани существует богатая устная народная традиция. Это и мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки, весёлые песни. Ребята, кто подготовил к сегодняшнему уроку произведения УНТ?Ученик: ( слайд № 4) Да, казак - это особая философия и образ мысли. Речь кубанца пересыпалась поговорками и пословицами, загадками.Ученица: Я хочу прочитать всем вам пословицы, которые мне очень понравились: Ушёл с поста - пропустил врага; Казак молчит, а всё знает; Где казак, там и слава; Казацкому роду нема переводу.Ученик: А я подготовил загадки, они такие хитрые. ( слайд № 5) Летит птица крылата, без глаз, без крыл,Сама свистит, сама бьёт. ( Стрела). Мал мужичок - костяная ручка. (Нож). На чужой спине едет, на своей груз ведёт. ( Седло). Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подковы).4Учитель: (слайд № 6) У казаков существовало 10 Христовых заповедей, если казак их не выполнял, то он не мог себя считать истинным казаком. Вот эти традиционные заповеди: Не убивай. Не кради. Не блуди. Трудись по совести. Не завидуй другому и прощай обидчиков. Заботься о детях своих и родителях. Дорожи честью своей. Помогай бедным. Не обижай вдов и сирот. 10.Защищай от врагов Отечество. И всегда добавляли при этом:- Если кому - то что - то можно, то нам нельзя - мы казаки! (запись в тетради) -Зимние обряды, пожалуй, одни из самых интересных. Рождество... Таинство рождения нашего Бога Иисуса Христа. К вечеру, когда появлялась Первая звезда, начинали петь песни и рождествовать.Исполняются песни о Рождестве. (слайд №7)1-яЭта ночь святая, Эта ночь спасенья. Возвестила всему миру Тайну Боговоплощенья.Пастухи у стада В эту ночь не спали Святый ангел прилетел к ним Из небесной светлой дали. 5Страх объял великий Их детей в пустыне Но сказал он: « О, не бойтесь, Всему миру радость ныне.Ныне Бог родился Людям во спасенье. Так пойдите, посмотрите На великое смиренье.Вы Богомладенца Обретёте сами. В пеленах он, в бедных яслях Сами изрите очами.Из высот небесных Раз дол ось вдруг пенье: « Слава, слава высших Богу На земли благовенье».^ Добрый вечерДобрый тебе вечер Ласковый хозяин. Радуйся, радуйся, земля. Сын Божий в мир родился.Мы к тебе, хозяин, С добрыми вестями. Радуйся, радуйся, земля. Сын Божий в мир родился.С добрыми вестями Из святого града. Радуйся, радуйся, земля. Сын Божий в мир родился.Учитель:А вечер под Новый год назывался « щедрым вечером». Что происходит в кубанских хатах?6Ученик: Мамы готовят всякие вкусности для гостей: пекут пироги, варят вареники, жарят колбасу...Учитель: Мальчишки и девчонки идут щедровать под окна какой - нибудь хаты, начинают громко кричать:Ученики: Здравствуй, хояин с хозяичкой! Разрешите пощедровать?!. Щедривочка щедрувала,До виконца припадала: Що ты, титка, напыкла,Ныси нам до викна. Як горяче - ныси нам,Як холодно - ныхай Вам!Учитель: А утро Нового года начинается приходом посевалыциков. Считается, что от первого дня новогоднего зависит благополучие и удача в течение всего года.Ученик: Сеять - это мужское дело, поэтому и посевать ходили только мальчики и парни. Появляясь на пороге, они говорили: 1 – й Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылём, с праздничком! 2-й Мальчишек сажали на порог и просили поквохтать как курицы, чтобы квочки в новом году хорошо несли яйца.Учитель: 7А затем начинали посевать, чтобы хлеба были обильные. Зёрна бросали в святой угол, а потом подбрасывали вверх, при этом приговаривая:Ученик: - Сею - вею, посеваю, С Новым годом поздравляю, Здравствуй, хозяин с хозяичкой, С Новым годом, с праздничком! - Сею - вею, посеваю, С Новым годом поздравляю, Тох - тох, тарарох, Зароди, Боже, горох, Жито, пшеницу, Всяку пашницу.Ученица: А как любили праздновать на стыке зимы и весны Масленицу. Масленица -это мифологический персонаж. Это чучело из соломы, обряженное в женское платье.Учитель: Целую неделю отмечали Масленицу, а вот в четверг - Широкий устраивались ярмарки, игры, гулянья. Начинались зимние забавы. Молодёжь развлекалась.Проводится игра « А нам нравится...» (дети становятся в 2 шеренги) Мальчик: Девчата, а мы к вам пришли, Красивые, а мы к вам пришли! Девочка: А зачем вы к нам пришли? Пареньки, а зачем вы к нам пришли? Мальчик: А нам девица нужна! Девочка: А какая вам нужна? Мальчик: Нам вот эта нужна! 8Девочка: Она глупенькая у нас! Мальчик: А мы её плёточкой. Девочка: Она плёточки боится! Мальчик: А мы пряничков дадим. Девочка: У ней зубки болят! Мальчик: А мы к доктору сведём. Девочка: Она доктора боится! Мальчик: Не валяйте дурака, девчата! ( бежит и разрывает цепь, забирает девчонку в свою шеренгу) Мальчик: В нашем полку прибыло! Девочка: Нашего полку убыло!Учитель: И так игра продолжалась, пока одна из групп не победит. Напишите сочинение - миниатюру «Зимние забавы кубанских детей».(слайд № 7) - Всегда казаки любили детей и радовались рождению и сына, и дочки. А мамочки с нежностью пели своим малюткам колыбельные песни.^ Исполняется колыбельная песня.Колыбельная Божья Мать младенца На руках качая, Радовалась сыну, 9Тихо напевала:Ли - ли - ли - ли лай, Дитятко - цветочек. Ли — ли — ли — ли лай, Мой родной сыночек.И земля и небо Пойте Богу, пойте. Радостью великой Сердце успокойте.Ли - ли лай, Дитятко цветочек. Ли - ли лай, Мой родной сыночек.Учитель: Так чем же так нам дорога наша Кубань? Почему мы её любим, храним традиции, следуем обрядам наших предков? И почему мы должны помнить о наших истоках, о том, какой огромный отчий дом есть у нас, у молодых, а именно наша родная Кубань?( ответы детей).Ученица:По песням, по танцам Узнаешь кубанцев, Светла их большая судьба.Ученица: И нету красивее края России, Чем наша родная Кубань!Звучит песня «Кубань - наш отчий дом» ,исполняется танец. ( слайд № 8)10Ученица: Вот и настал момент прощанья, Будет краткой наша речь...Ученица:Говорим мы: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»Учитель: Спасибо всем за внимание. Я надеюсь, что наш урок помог ещё больше вам узнать о нашем Краснодарском крае, о традициях, о людях. ( слайд № 9)