Реферат по предмету "Разное"


А. П. Платонова «Юшка» Учитель Гойса И. М. Цели урок

Тема: «Побеждай зло добром … » (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)Учитель Гойса И. М.Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А. Платонова. осмысление рассказа: комментированное чтение и анализ произведения; рассказ учащихся, обогащение их словарного запаса. воспитание чувства милосердия, гуманизма, уважения к человеку; размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле. Оборудование: портрет писателя;выставка, книг А.П. Платонова; Библия Эпиграф: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз)Ход урокаОрг. момент. Сообщение темы и цели урока: Продолжим знакомство с русским советским писателем А.П. Платоновым, попытаемся осмыслить рассказ «Юшка», поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, а в конце урока мы постараемся дополнить формулу жизни по Платонову.Слово учителя о Платонове. Русский советский писатель в начале 20-х г.г. сменил фамилию Климентов на Платонов. Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестер и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.Работал Платонов во многих местах, у многих хозяев – разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Он прошел суровую школу труда, на своей спине испытал «почем фунт лиха», и всём это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудится над изобретениями. В это время, т.е. в 15-16 лет, он впервые пробует свои силы и в поэзии. Серьезное, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронес через всю жизнь. В тяжелые для народа 20-е годы Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далекие степные сёла. Голодал со всеми, как все, работал не покладая рук. В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт, несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской губерниях. В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе. Скоро Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма. Работа по теме. Словарная работа - Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его глубоко, важно разбираться в таких понятиях, как сострадание сочувствие милосердие гуманизм Надо знать и смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный. Вы получили задание поработать с толковым словарем и выписать их значение. -Есть ли среди них синонимы? (сочувствие = сострадание) ; (кроткий = смирный) Чтение и анализ рассказа. - Ребята, читая рассказ, я вспомнила известную фразу Ф.М. Достоевского:«Человек – есть тайна»Откровенно понятным в своей нагой простоте кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. С другой стороны, его непохожесть на всех раздражает, влечет к нему детей и случайного прохожего, наделенных «слепым сердцем». Давайте вместе попытаемся обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя. Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним. - Каким видят Юшку люди? Что знают о нём? Что думают? (Чтение начала рассказа ( от слов «Давно, в старинное время…» до «… вон и Юшка уже спать пошёл»)- Юшка - старый на вид,… мал ростом, худ, бедно одет)- А что не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку? ( не знает сокровенного, неведомо его подлинное имя) - Как называют его взрослые и дети? ( «Урод негодный», « божье чучело», «блажной непохожий») Словом, как сказал столяр, забраковывали его люди. Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит». -Так ли это? Любит ли народ Юшку? - Может ли народ любить? (Это главный вопрос, на который предстоит ответить) (Мнение 3-4 учащихся) А теперь давайте прислушаемся к голосу автора. Почему же люди потешаются над Юшкой и жестоко мучают его? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, из скольких эпизодов состоит композиция рассказа? (Из 3-х)Работа в группах. 1-й ряд : эпизод «Отношение взрослых к Юшке» 2-й ряд : «Отношение к Юшке детей» 3-й ряд «Отношение к Юшке прохожего» Выводы: 1 группа: Человек и другие люди, добро и зло противопоставлены. В записных книжках Платонова есть такое замечание: «Важно и истинно – видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый – это лишь изуродованный ребенок». Платонов показывает в Юшке христианскую сущность: в ответ на удар подставит свою щёку. 2 группа: Не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут нормальной, естественной реакции зла в ответ на зло. Зло для детей – проявление нормы и естества жизни человека. Более того, зло – источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их. Юшка верил, что дети любят его, потому что для него несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу. -Что помогает Юшке жить? Остаться добрым? Откуда он берет силы? (Эпизод о природе). 3 группа : - Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки? - Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная черствость стоит человеку жизни? - За Достоевским Платонов говорит о первозданной ценности человеческой жизни. Без Юшки стало людям хуже. Справедливое слово о Юшке сказано. Почему же этим не заканчивается рассказ? Всегда ли в жизни добро побеждает зло? (Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру) Но добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, дает свои плоды. В ком дало свои плоды добро Юшки?- А как звали Юшку? Что означает имя Ефим Дмитриевич? Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. Дмитрий – восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, выращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра. А почему Юшка? Какие ассоциации вызывает это слово? А у Платонова Юшка – это кровь, животворящая жидкость, потеря которой грозит организму смертью. Юшка – воплощенное добро, утрата его губительна для людей. Вывод: Что значит уметь любить по Платонову? - Закончить формулу жизни. Жить- любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце. Работа с эпиграфом. - Как вы думаете, подходят слова доктора Гааза к нашему уроку? Почему? 9. Заключительное слово учителя. Антон Павлович Чехов сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно показывает ему свои когти, стрясется беда, болезнь, бедность, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.» - В нашей литературе много произведений, проникнутых идеей милосердия. - Стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела». - Перекликается ли это стихотворение с рассказом. 10. Комментирование оценок. 11. Домашнее задание Письменный ответ: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.